каморка папыВлада
журнал Костёр 1988-04 текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 26.04.2024, 03:10

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

БЕЛАЯ ДАЧА
К. ВАСИЛЬЕВ

КАК ОПИСАТЬ МОРЕ?
Ялта, август, по набережной гуляли отдыхающие... Здесь прогуливался когда-то Чехов. Встречаясь со знакомыми, был приветлив и в то же время сдержан. Говорил просто, кратко. Во время разговора поглядывал на море и все думал о чем-то своем.
— Вы любите море? — спросил у него однажды писатель Бунин.
— Да. Только уж очень оно пустынно. Очень трудно описывать море...
Иногда он брал экипаж и ехал — в горы, в Аутку. Там строилась его дача. Он жил в разных местах России, а в 1898 году решил поселиться здесь — под южным солнцем, под синим небом. В этой южной, теплой Сибири, как он назвал однажды Ялту. Рядом с морем.
Так как же описать море? Чехов был попечителем ялтинской гимназии и однажды прочитал в ученической тетрадке: «Море было большое». Ему очень понравилось: большое и только. Чудесно!
Чехов не любил вычурных фраз.
БЕЛАЯ ДАЧА
Село Лутка в конце прошлого века было за чертой города. Выбрав участок, Чехов показал его сестре Марии Павловне. Мария Павловна пришла в ужас: какой-то запущенный пустырь рядом со старым кладбищем!
А он был доволен:
— Есть вид на море. И разведем сад. Здесь такая земля, что ты втыкаешь в нее оглоблю, а вырастает тарантас.
Он говорил смешные вещи без всякой улыбки.
Дачу строили основательно: возвели на склоне опорную стенку, заложили крепкий фундамент. Белая, чистая, легкая она стала украшением Ялты.
Чехов хотел, чтобы это был прочный, красивый дом — надолго. Хотя знал, что болен чахоткой, что жить осталось ему немного.
ЭКСКУРСОВОД ОЛЯ
Желающих осмотреть дом-музей набралось человек десять. К нам вышла женщина — со старинной брошью на платье старинного покроя. Она обмахивалась изящным веером. Она была похожа на героиню из чеховских рассказов. Я обрадовался: повезло с экскурсоводом! Наверное, эта дама знает музей очень хорошо. Она, наверное, Антона Павловича помнит!
— Оля, примите, пожалуйста, группу, дама с изящным веером вдруг обратилась к девочке в легком летнем платье со светлыми, коротко постриженными волосами.
Как оказалось, дама с веером была смотрителем. А экскурсоводом была девочка Оля.
В нашей группе нашелся привередливый экскурсант. Он обиделся:
— А почему — всем дают настоящих экскурсоводов, а нам ненастоящего?
— Я настоящая, — заволновалась Оля. Я учусь в пятой школе, это бывшая гимназия — та самая, где Чехов был попечителем. И мы учим все... о Чехове, об этом музее, а сейчас практика — водим экскурсии.
Привередливый экскурсант хмыкнул с сомнением:
— Практика? Ну-ну...
Он поискал глазами: каким бы каверзным вопросом срезать Олю?
— А сколько деревьев в саду чеховских, какие сам Чехов посадил?
— Сто пятьдесят девять, — ответила сразу Оля. — Вот эта груша, например, была посажена Антоном Павловичем. Ей девятый десяток...
Мы увидели на ветках спеющие груши. Чеховское дерево до сих пор дает плоды...
САД ЧЕХОВА
В чеховском саду рядом с южной пальмой росла северная береза, рядом с экзотической магнолией прозаический тополь, рядом с грушей — декоративный бамбук...
Чеховский сад напомнил мне чем-то чеховское творчество, в котором были юмористические сценки, грустные и веселые рассказы, комические пьесы с трагическим финалом.
— Этот сад Чехов развел на пустом месте. Он считал, что рядом с красивыми деревьями должна быть и красивая жизнь. — Оля вела нас по дорожке, которая была посыпана морской галькой. — Про себя Антон Павлович сказал однажды: «Если б я не был писателем, я стал бы садоводом».
Мы прошли мимо скамейки Чехова. Когда-то он любил сидеть на ней, даже в сырую погоду, глядя на молодые деревца. Рядом с ним топтались журавль и собачка.
Оля остановила нас перед входом в дом.
— Сейчас в прихожей вы увидите собаку. Она не настоящая, а гипсовая. Я на всякий случай предупреждаю, а то некоторые входят и пугаются. Она очень похожа на живую.
ПЕЙЗАЖ У КАМИНА
Да, он был совсем как живой, этот большой гипсовый мопс, сидящий на полу в прихожей. Он смотрел дырочками-глазами — как будто высматривал среди нас своего хозяина. На морде у мопса было какое-то растерянное выражение. Восемьдесят лет назад хозяин вышел из дома... и до сих пор не вернулся.
— Этого мопса подарила Антону Павловичу одна ялтинская почитательница, — объяснила Оля.
В кабинете на втором этаже мы увидели другие подарки: белую вазу на камине, в каминном проеме — картину Левитана...
— Здесь, на юге, Антон Павлович скучал по березовым подмосковным рощам, он как-то сказал об этом Левитану. Тот попросил кусок картона и тут же нарисовал пейзаж. Чехов потом говорил, что этот пейзаж у камина греет его больше, чем сам камин. — Оля рассказывала приглушенным голосом, ступала неслышно по дощатому полу. Следуя ее примеру, мы тоже старались не скрипеть половицами и перешли на полушепот — как будто хозяин был дома и мы не должны были его тревожить.
— Иногда сестра или мать видели, как Антон Павлович сидит в кресле с закрытыми глазами, спрашивали: может, ему нездоровится? А он отвечал: «Нет, ничего, голова болит немного...» Болезнь изнуряла Чехова, но он никогда не жаловался. И никто не видел ни разу, чтобы он плакал...
В этом кабинете Чехов написал свой последний рассказ — «Невесту». За этим столом он закончил «Вишневый сад» свою последнюю драму. Мне вспомнился вдруг один из героев этой драмы — Петя Трофимов, его слова: «Я предчувствую счастье. Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги...»
«ТУТ ДОРОГ КАЖДЫЙ ЧАС»
У Чехова был брат Николай, художник. Он как-то пожаловался Антону Павловичу, что окружающие его не понимают.
Антон Павлович сразу же откликнулся: «Как брат и близкий тебе человек я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую... Ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься последней копейкой, искренен. Недостаток же у тебя только один. Это — твоя крайняя невоспитанность...»
Экскурсия ушла вперед, а я переписывал торопливо в блокнот чеховское письмо — кодекс жизни Антона Павловича Чехова.
«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они прощают и шум, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их доме посторонних.
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего...
Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними.
Они не суетны. Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки. Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой. Они горды своим талантом.
Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу.
Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час».
Мне вспомнились отзывы современников о том, что в беседе Чехов был сдержан. Почему? В кодексе Чехова я нашел ответ на этот вопрос. «Воспитанные люди не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат».
Просто Антон Павлович был воспитанным человеком.
В ДОРОГУ!
Экскурсия закончилась. Маленькая железная калитка скрипнула и выпустила нас — на улицу, в большой мир с множеством дорог. 1 мая 1904 года Чехов распахнул калитку, покинул свою белую дачу — как оказалось, в последний раз. Была весна — тепло, солнечно, лето впереди... и как будто ты совершенно здоров, и как будто вообще не существует никаких болезней и даже смерти!
Мне снова вспомнился «Вишневый сад». Петя Трофимов, больной студент, который в конце пьесы отправляется в путь, радуется предстоящему путешествию, восклицает. «В дорогу!»
«В путь!» — такое решение принимает и Наташа, героиня из последнего чеховского рассказа «Невеста».
Сразу за белой дачей дорога уходит вверх за город, к соснам, к скалистой вершине Ай-Петри. А если идти в другую сторону, там до самого горизонта — большое море. И кажется, что впереди, сразу за поворотом, тебя ждет что-то неведомое. Новое, счастливое. И невольно повторяешь — вслед за чеховскими героями, вслед за самим Чеховым: «В дорогу! Здравствуй, новая жизнь!»


АРЧЕБЕК

ЧЕМПИОНАТ-88
Доблестные разведчики! Боевые задания четвертого тура принесут вам еще 10 очков. Итак, по доскам!
ШАХМАТЫ
А. Белые: Крd2. Фс2. Са7, Кg6. черные: Кph2. пп. g3. g4.
Б. Белые: Кре4. Ла8. Сf5, п.h2. черные: Kpg5? пп. f6, h5, h6.
Цель разведки: и в А (Олег Шалыгин, Днепродзержинск), и в Б определить — дается ли черному королю мат в три хода.
Разъяснение обстановки: черные пешки, как всегда, идут сверху вниз, о чем разведчикам не следует забывать.
РУССКИЕ ШАШКИ
А. Белые: Д.h2. пр. а5. b6. черные: пр. b8. e3, g5.
Б. Белые: а3. d2. e1, е3. g5. черные: b6. с7. е5. f4. h6
Цель разведки: в обеих позициях (А — Д. Калинский, Б — Владимир Деревецкий, Днепропетровск) найти пути к победе белых.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ШАШКИ.
А. Белые: 21. 38.39.40,41.47; черные: 10. 11. 13. 23. 35. 36
Б. Белые: 25. 29. 33, 34. 38. 45. 47. черные: 13. 14. 19. 20. 37. 40.
Цель разведки: доказать играющему черными, что спастись ему ни в А, ни в Б не удастся.
Разъяснение обстановки. В позиции Б белые достигают выигрыша, используя «правило турецкого удара» оно есть как в РШ, так и в МШ). Это правило состоит из двух частей: а) при взятии побитые шашки можно убирать с доски только после окончании удара, б) при взятии нельзя дважды перескочить через одну и ту же шашку. Вот пример из партии — белые: 29. 33. 34. 38. 44; черные: Д. 19. пр. 10. 20. Было сыграно — 1.23! и черные сдались, так как их дамка обязана бить так — 19: 32:49:40:29 (и лишь после этого можно убрать побитые шашки с доски), а белые побьют 33:4Х.

ИЗ ШТАБА СООБЩАЮТ
В призовом туре финала Чемпионата-87 («Костер» № 10. 1987) верными ответами являются:
ШХМ А. В 3 хода — 1. g8Л! Крh7 2. b8Ф. Б. В 3 хода — 1.h5! Kpc5 2. Лd4. или 1... Kpd5 2. Kpc7, или 1... Крd7 2. Лg6. В. В 4 хода — 1. Фа8! Kph6 2. Фh8+Крg5 3. Фh1!. или1. (5 2. Фd8+ Kph6 3. Фh8+. Г. Ничья: 1. Се8 Крg4 2. Cd7 + Крf4 3. Сg4! Кр:g4 4. Кс4 d1Ф 5. Ке3+! К:е3 — пат. Д. Белые проигрывают: 1. b6 Лg4! 2. hg (2.b7 Л:f4 3. b8Ф Ла4+ и т. д.) 2... h3 3. b7 h2 4. b8Ф h1Ф+5. Кра7Фа1+ и т. д. Е. Выигрыш: 1. h4! f6 2. h6 Kpg6 3. h5+! Кр:h6 4. ef и т. д.
РШ. А. Выигрыш: 1. dс3! 2. b4! 3. g3Х. Б. Выигрыш: 1. h4! d4 (1... g1 2. cd4X, 1... e1 2. cf6!X) 2.g7!! a1 3. hf6 a5 4. f8!X. В. Выигрыш: 1. g3!X. Г. Лишь ничья: 1. c5 e5 2. b6 c7 3. c3 b4 4. b8 a3! = (это авторское решение опровергaется — 1. c5 e5 2. d6!! c7 3. d4 и т. д. X). Д. Лишь ничья: 1. g7 b4! 2. f8 dc3! =. Е. Выигрыш: 1. hg5! h8 2. c5 a1 3. f2 h8 4. g1 а1 5. gh2 b6 6. g1 a5 7. c5 h8 8. b4! X.
МШ. A. Белые проигрывают: 1. 12 13 2.20 (2.7 2!Х) 18!Х Б. Выигрыш: 1. 14 23! 50 (42 2.40!Х) 2.23-14!Х. В. Выигрыш: 1.421 18 2.1 23 3.29 41 4.20! 10 5.4 46 6.27!!Х. Г. Выигрыш: 1.25! 46 2.29! 37 3.41Х Д. Ничья: 1.11! — Но не 1.12? из-за 1... 19! 2.7 25-30: 3.25 30! 4.34 2!Х Е. Выигрыш: 1. 10!! 15 2. 17! 49—44 3. 10!!Х
Победители Чемпионата-87 будут названы в «Костре» №5.

КОГО ЖДЕТ ПРИЗ?
Посмотри на диаграмму — странная позиция, не правда ли? Ход в ней белых и ясно: куда бы они не пошли -на b8 или на d8, их проигрыш. Но дело не в этом. Разведчикам поручается определить другое: как такая позиция может возникнуть в игре, если партнеры не нарушают правил? Этот вопрос и задает ее автор — Юрий Новиков (Москва).
Среди тех, кто придумает естественное положение, от которого удается перейти к позиции Новикова, будет разыгран приз.

ЗАДАНИЕ РЕЗЕРВУ
Расставь фигуры — белые: Крп2. пп. а5. b5, с5; черные: Крg6. пп а7. b7, с7. Представь, что ты играешь белыми. Тебе обязательно нужно победить! Твои пешки наступают, черные -обороняются. Вот-вот начнется штыковой бой. Подумай: какую команду ты должен подать своим пешкам, чтобы прорвать оборону противника? Как будешь ты ходить?

ИЗВЕСТНО И НЕИЗВЕСТНО
Известно: белый король стоял на с5, а их конь — на d3; пять черных фигур — король, два коня и две пешки — занимали поля а3, а4, а5, а6, а7, белые объявили черному королю мат в 2 хода.
Неизвестно и требуется найти: на каком из полей стояла каждая из черных фигур.
Среди решивших эту задачу А. Шапошникова (Горький) будет разыгран приз.

БЮРО САМОПРОВЕРКИ
Задачи в «Костре» № 2 решаются так.
Чемпионат. ШХМ. А. 1. Лb5! Б. 1. Ке5!
РШ. А. 1. dс5! 2. e5 3. d6Х. Б. 1. d4! е3 2. с1Х.
МШ А. 1. 27! 2. 16 3. 17Х. Б. 1. 23! 2. 21Х.

ПРИКАЗ № 4
Я, главнокомандующий АРЧЕБЕКом, приказываю:
§ 1. Всем арчебековцам отправить рапорты о выполнении боевых заданий в течение двух недель со дня получения журнала.
Шахмат-адмирал Ферзьбери


МАЛЬЧИК И ТИГР
ПО МОТИВАМ ИНДИЙСКИХ СКАЗОК
Рисунки К. Овчинникова

Рахул жил в маленькой деревне. Неподалеку от нее стоял темный густой лес — джунгли. Все мужчины в деревне были охотниками.
Рахулу едва исполнилось семь лет. Он жил вдвоем с отцом: его мать умерла, когда мальчику было всего два года.
Отец очень любил Рахула и поэтому ходил на охоту реже, чем другие охотники
Всякий раз, когда отец уходил, Рахул сидел на пороге дома и ждал его. Однажды случилось так, что мальчик просидел у дома целых два дня и две ночи. И лишь на третье утро увидел охотников. Он помчался им навстречу. Из других домов тоже выбежали дети, вышли женщины. Всех поразило то, что охотники идут медленно, молча. Ведь они уже видели, что на шестах и носилках много зверья. Почему же тогда мужчины так печальны и угрюмы?
Охотники подошли, положили шесты и носилки на землю, и люди увидели, что на одних носилках лежит мертвый отец Рахула. Он лежал рядом с огромной тигрицей: схватка человека со зверем кончилась гибелью обоих...
Согласно обычаю, отца Рахула сожгли на берегу реки. И едва успел догореть костер, с неба хлынули потоки воды: начался сезон дождей. Все разошлись. Но никто не смог увести от размытого кострища Рахула, мальчик остался один. И так просидел он целых семь дней.
Люди приходили к нему, но он не трогал и крошки еды, которую ему приносили. Он словно не видел людей. Не заметил он и что кто-то соорудил над ним навес, не заметил, что сидит уже не на голой земле, а на чем-то мягком, теплом. Очнулся он, лишь когда почувствовал, что кто-то сосет его ухо. Мальчик повернул голову и увидел маленького полосатого котенка. Рахул снял его с плеча и невольно улыбнулся:
— Чего же ты убежал от мамы, малыш?
Котенок вырвался из его рук и подполз к какому-то лохматому предмету у ног мальчика. И тут Рахул увидел, что это — голова тигрицы. Оказывается, он сидел на ее шкуре. Мальчик понял — это тигренок!
— Бедняга! Остались мы с тобой сиротами!
Он прижал тигренка к груди, а тот замурлыкал что-то ласковое.
— Чего же мы сидим? Дождь, холод... Пойдем домой!
Но мальчик не смог подняться: отказали ноги. Заплакал Рахул:
— Обезножел я. Как же теперь мы доберемся до дома?
В это время появились люди. Они, как и каждый день, пришли, чтобы накормить мальчика и уговорить его идти домой.
Узнав о несчастье, постигшем Рахула, соседи донесли его и тигренка на руках. Не забыли они прихватить и шкуру тигрицы.
С тех пор и стали жить вместе тигренок и Рахул. Они очень привязались друг к другу, даже стали понимать — тигренок человеческий, а Рахул тигриный язык. Шкуру тигрицы прибили к стене комнаты, и тигренку казалось, что мама живет вместе с ними.
Рахул надеялся, что ноги отнялись у него временно, но проходили дни, месяцы, годы, Рахул рос, а его ноги оставались маленькими и неподвижными. Вначале соседи ходили ухаживать за мальчиком — кто испечет лепешки, кто постирает. Но когда тигренок и Рахул подросли, мальчик заявил: «Теперь мы справимся со всем сами».
И люди скоро убедились, что мальчик и зверь ни в чем не нуждались. Рахул по-прежнему называл выросшего тигренка «Шербачча», что значит — «тигренок». Шербачча каждый день уходил в лес и обязательно приносил какую-нибудь добычу. Чаше всего лис. Он убивал их и нес бережно, чтобы не попортить мех, а Рахул научился выделывать шкурки, и скупщики меха охотно покупали у него отменно пушистый мех.
Когда же Шербачча превратился в огромного сильного тигра, они с Рахулом зажили еще лучше: тигр приносил с охоты не только лис, но и антилоп, и пантер, и карликовых буйволов. Рахул давно стал красивым юношей с широкими плечами и сильными руками. Ум его будоражили мечты об охоте, но — увы — он ведь был неподвижным. Тоска разъедала его сердце.
А тигр стал все чаше отлучаться из дома. Правда, к утру он всегда возвращался с добычей, но был таким усталым, что сразу же засыпал. А однажды Шербачча не возвращался целых трое суток. Вернулся лишь на четвертое утро и без добычи.
— Я расскажу тебе, почему ничего не принес, сказал усталый, но чем-то очень довольный тигр. Он улегся рядом с Рахулом и начал свой рассказ:
— Я знаю, как тебе хочется побывать в джунглях, подышать их воздухом, услышать пение птиц, визг обезьян, шипение змей, рык зверей и трубные призывы диких слонов... Эти дни я охотился лишь для того, чтобы утолить голод. Занят же был поиском троп к самому красивому месту джунглей: я решил довезти тебя до него. Сосед сделает седло и...
— Ты согласен, чтобы тебя оседлали?!
— Ради тебя я согласен на все!
... Через два дня Рахул и тигр отправились в джунгли. Шербачча мчался так быстро, что Рахул ничего не успевал рассмотреть.
— Не беги! Иди шагом! — умолял юноша.
— Надо спешить! Если бы я мог, я бежал бы еще быстрее... И вот...
Наверное, никто никогда не видел такого прекрасного места. Трава здесь была мягкая, цветов много, и все они благоухали. Посредине лужайки синело озеро. На берегу его стояло высокое и пышное дерево. Из его дупла в озеро лилась вода. То ли солнце золотило воду, то ли она и на самом деле была золотой, Рахул так и не понял. Но как только вода из дупла попадала в озеро, золото пропадало, и озеро оставалось таким же темно-синим.
Рахул ахнул от восхищения:
— Увидев это, теперь я могу считать себя самым счастливым человеком в мире!
— Да, можешь! — услышал он вдруг чей-то сиплый голос и стал с удивлением оглядываться.
— Посмотри на верхнюю ветку дерева, человек!
Рахул посмотрел. На ветке сидела Сова.
— Меня зовут Уллу. Ты удивлен? Но это волшебное место. Здесь все понимают друг друга. А главное другое: я хочу сказать, что если тигр...
— Молчи! — яростно крикнул Шербачча и, неся на спине Рахула, неожиданно прыгнул в озеро. Озеро оказалось совсем мелким: голова и спина тигра торчали из воды, а у Рахула были погружены в воду только ноги.
И вдруг Рахул почувствовал, что уже не сидит на спине Шербаччи, а стоит на дне озера на длинных и сильных ногах.
— Что случилось? — вскричал он, но тут увидел, что спина и даже голова тигра погружаются в воду.
— Что с тобой? — спросил он у Шербаччи, глядя, как вода уже совсем начинает закрывать тигра. Рахул подхватил своего друга на руки и вышел из озера. У тигра оказались маленькие тоненькие лапки.
— Что с тобой, Шербачча? Вода, исцелившая меня, погубила тебя?!
— Я, я расскажу тебе, в чем тут дело! — проговорила Уллу, слетая с дерева и садясь рядом с Рахулом. — Это озеро исцеляет от любой болезни, но сразу же насылает ту же болезнь на того, кто принес больного. Оно берет у тебя то, что подарит другому...
— Но тогда... — Юноша вскочил на ноги, поднял тигра и собрался уже прыгнуть под потоки золотой воды, когда вдруг заговорило дерево:
— Не прыгай! Брось под мои потоки только тигра. Я верну ему то, что отняло. Впервые в жизни я отпущу здоровыми и того, кто принес, и того, кого принесли. Ибо впервые в жизни я вижу такую великую дружбу,
Здоровыми и сильными вернулись друзья в деревню, еще долго жили вдвоем и не скоро расстались.
Пересказала. Р. БАРАННИКОВА

<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz