каморка папыВлада
журнал Костёр 1988-02 текст-4
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 26.04.2024, 16:56

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ

Оформление Т. Панкевич

ФЕВРАЛЬ

С ветрами и метелями пришел февраль. Старый снег зачерствел, подернулся настом. Самая трудная пора для лесного зверья. В поисках корма кабанам приходится прорывать в снегу целые траншеи. Кончаются запасы у белки, и начинает она с голоду «елку стричь» — выгрызать почки с еловых побегов. Если не подкормить зверей в это время — многих из них по весне не досчитаешься.
В народе говорят: «Февраль зиму выдувает». Еще крепка у рек ледяная броня, кружат холодные вьюги, но смягчается зима, добреет. То пропустит теплые влажные ветры или расплачется в ясный полдень капелью. А птицы чертят на снегу распростертыми крыльями — скоро весна!
В этом выпуске «Зеленых страниц» мы открываем новую рубрику — «Экологическая тропа».

Экосистема — что это такое?

Растет у лесной опушки обыкновенная сосна. Старая сосна, кое-где поросшая лишайником. Мощный корень глубоко уходит в почву — буря сосне не страшна. Ветер помогает сосне опылятся, а потом разносит ее созревшие семена по земле. Сосновыми семенами кормятся в лесу птицы, белки. Любит сосна свет и чистый воздух. Поэтому редко встретишь ее в задымленных городах. Сосна может жить и на бедной почве, даже на песке. В этом ей помогают почвенные грибы, которые селятся на корневых волосках дерева. Грибы перерабатывают недоступный для растений фосфор, минеральные соли, корни дерева их всасывают, а грибы получают взамен от сосны органические вещества — углеводы. Лишайники, живущие на сосне,— это особое содружество: нити грибов — в тесном контакте с водорослями. Кору дерева точат жуки — сосновые точильщики. В этих отверстиях сооружают свои гнезда осы, выводят там личинок. На осах паразитируют наездники-ихневмоны. Дятлы извлекают всех этих насекомых из древесных стволов и поедают их. А сами дятлы — нередкая добыча кошек. К чему это мы все говорим?
Дерево, насекомые, птицы, грибы, бактерии — все эти живые организмы тесно связаны между собой. Не могут они существовать и без света, определенных условий климата, состава воздуха, почвы... Это сообщество живых существ и среды обитания называют экологической системой, или просто — экосистемой. Ведь ЭКО по-гречески — дом, жилище, а экосистема, — дом со всеми своими жителями.
Экосистемы бывают очень разные. Например, лишайник можно назвать маленькой экосистемой, в нее входят водоросль и гриб. Лес, пруд, коралловый риф — это намного сложнее. А вот океан — это огромная, можно сказать, гигантская экосистема.
Экология — это наука о жизни природы.
«Все связано со всем» — первый ее закон.

Страницы Красной книги

Откроем Красную книгу. На ее страницах собраны самые редкие звери, птицы, рептилии, насекомые и растения. Все эти виды либо находятся под угрозой исчезновения, либо численность их катастрофически сокращается и они стали редкими. Люди обязаны их сберечь!

ВЫХУХОЛЬ

Русская выхухоль — редкий, древний вид — находится под угрозой исчезновения. Обитает в бассейнах Волги, Дона, Урала. Этот полуводный зверек очень требователен к условиям обитания. Выхухоли нужны тихие реки, пойменные старицы, озера с постоянным уровнем воды, которые не промерзают зимой и не пересыхают летом. Питается выхухоль насекомыми, мелкой рыбешкой, ракообразными, водными растениями. Зверьки роют норы на сухом берегу с выходом в воду. Чаще всего гибнет выхухоль при подтоплении берегов из-за строительства плотин, осушения пойм, при загрязнении воды и при соседстве с ондатрой.

Из опыта овощевода

Как вырастить дома помидоры, нам рассказывает юннат-овощевод Ленинградской городской станции юных натуралистов Наташа Герасимова. Ее работа по выращиванию томатов была представлена в Москве на ВДНХ — в павильоне «Юный натуралист».
Для выращивания дома годятся такие, например, сорта томатов, как «Комнатные», «Миг ранний», «Невский». Посев можно провести в феврале. Высевайте подготовленные семена в посевной ящик. Когда появится маленький листочек пикируйте рассаду в торфяные горшки. Рассаду с 5—6 листиками высаживайте на постоянное место, можно прямо в горшок. Почва — 2 части торфа и 1 часть дерновой земли. Поливайте водой комнатной температуры обильно, но редко, лучше 2—3 раза в неделю. Обязательно нужна томатам подкормка полным минеральным удобрением и микроудобрениями. Растущее растение привяжите к колышку, чтобы не падало. Хотя томаты и самоопыляются, но для лучшего опыления кусты надо встряхивать, проветривать. В отличие от огурцов, томатам нужен сухой воздух, температура 25-28 градусов и влажность 50—60%. При высокой влажности томаты могут болеть.

Лесные загадки

«...Познакомился я как-то с одним водолазом. Оказалось, тоже любит подледную рыбалку. Нырнет в ледяную полынью и пробежится по каменистому дну, да еще крылышками себя подгоняет. Вынырнет, а в клюве, глядишь, маленькая плотвичка...»
«...Долго искал он себе место для берлоги. Еле нашел подходящее, сухое теплое... в дупле старого дуба».
«Ну и вруша! Днем сухим сучком прикидывается, если и увидишь, то не узнаешь. А ночью спать не спит, а посвистывает: «Сплю-ю-ю! Сплю-ю-ю!»
Угадайте, ребята, о ком это?


КИНОКЛУБ

ЕГО ЗВАЛИ "КОРОЛЬ — ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ"

Однажды прекрасным майским утром произошло совершенно удивительное событие; я завтракала с королем Артуром!
Правда, стол, за которым мы сидим, не круглый, а квадратный, как все столики в обычном кафе, и позвякиваем мы не кольчугами и мечами, а ножами и вилками, и все-таки ни на минуту нельзя забыть, что рядом — король Артур (в обычной жизни его зовут Альберт Леонидович Филозов).
Король очень любознателен. Однажды он даже переоделся ремесленником, чтобы узнать, как живут простые люди в его королевстве. Многое в людях кажется ему забавным: стремление держаться с важностью и рассеянностью, любовь к слишком ярким перьям на рыцарском шлеме.
Альберт Леонидович Филозов снялся во многих детских фильмах.
— «Великий укротитель», — перечисляет он, прожевав кусочек, — «Расмус-бродяга», «Ледяная внучка», «Черная курица», «Мери Поппинс, до свиданья!». ...В фильме «Рыжий, честный, влюбленный» я играл очень тихого и приличного с виду, но хитрого и коварного папу-лиса, а в фильме «Капитан "Пилигрима"» — рассеянного кузена Бенедикта. Сейчас на студни имени А. Довженко идут съемки фильма по роману Марка Твена «Янки при дворе короля Артура»... Я люблю работать в детском кино, где еще происходят такие удивительные превращения и приключения!
— Ваше величество так любит приключения?
— Конечно! Для человека, который живет в городе, завален работой, невероятное везение — выйти в море на настоящей яхте, участвовать в рыцарском турнире, пробираться сквозь джунгли!
— Ваше величество! У меня есть один знакомый мальчик, который, например, утверждает, что теперь, когда появилась фантастика, сказки не нужны и скоро исчезнут...
Король Артур со звоном отложил нож и вилку и отбросил салфетку. Взгляд его сверкнул, как лезвие меча. Он нахмурился.
— Как исчезнут? Передайте этому мальчику, что я с ним совершенно не согласен! Совершенно. Сколько ему лет?
— Одиннадцать, сударь.
— Бедное дитя! Сказка — это безграничная человеческая фантазия и безграничная доброта! Ребенок, который не верит в волшебство, попросту притворяется взрослым!
— Вы, Ваше величество, как вы себя чувствуете в кино-сказке — на грани между реальностью и волшебством?
— Все время учусь у своих маленьких партнеров — актеров-ребят, с которыми мне приходилось сниматься.
И. ЕРЫКАЛОВА

В ГОСТЯХ У КИНОКЛУБА ТЕЛЕПРОГРАММА "БУДИЛЬНИК"

Рассказывают "зверский" режиссер и его помощник

На вопрос, трудно ли снимать животных, я обычно отвечаю: «Легко!» В самом деле — проводить съемки животных порой бывает легче, чем... доставлять их на телевидение.
Ох, нелегко это дается стершему администратору Сергею Хлопцеву! Его даже называют «зверским» помощником режиссера. Особенно плохо дело с транспортом! Хорошо, если у цирка или дрессировщика имеются спецмашины, а если нет?! Можно, разумеется, заказать машину заранее, но заявки принимаются задолго до начала съемок, требуются справки о прививках, о прохождении карантина. А телевидение всегда спешит: у нас, как говорят, «нужно вчера»! Поэтому бывает и так...

Первоапрельский СЮРПРИЗ
Съемки с участием козы из театра зверей затянулись: «актриса» не могла войти в роль и выполнить замысел режиссера. Дрессировщик торопился и, уехав в театр, попросил администратора привезти козу после съемок. Тот легкомысленно согласился...
Был солнечный апрельский день. Люди на улицах улыбались, шутили. Именно 1 апреля Сережа был приглашен на день рождения и поэтому, явился на работу в светлом, выглаженном костюме.
Услышав: «Съемки окончены. Всем спасибо! Козу отправлять!», он вывел Машку на улицу, чтобы поймать такси и отвезти актрису на спектакль. Увидев элегантного молодого человека с живой козой на поводке, прохожие поздравляют: «С первым апреля, козий поводырь!». «У вашей дамы спина белая»... Взять такси оказалось непросто! Машины проскакивали мимо или притормаживали, но, увидев пассажирку, газовали прочь.
Время шло. Проносились мимо машины. Посмеивался народ. Хлопцев спрятал рогатую в проходной телевидения и поймал таксомотор. «На улицу Дурова!»— «Прошу!»— «Но я не один...» — «Пожалуйста». — «Я с козой!» — «Ха!» Лицо его преображается:
— Ко... Коз... Загримирована? Нет! Живая, настоящая... — лепечет он, открывая заднюю дверцу. — Я обещал... заходи... те!
Пассажирка застряла. Администратор толкает козу с улицы, шофер из салона тащит ее за рога... «За левый тяни!» — советует прохожий. «За правый!» — командует второй. «Эй, хлопчик! Як же так коз-то толкають?!»
Костюм, «зверского» помощника режиссера приобрел далеко не праздничный вид!

ТЕЛЕПРОБА
Идет отбор номеров для «Веселых ноток». Звучат песенки про медвежат, собачек, кошек, ежиков... Около уполномоченных телевидения крутится вихрастый парнишка в потертых джинсах, среди претендентов он не числится, но очень хотел бы выступить! Однако педагоги его не допускают к столу комиссии. Показ заканчивается. Вихрастый со слезами на глазах просит:
— Я бы... тоже хотел...
— Но у него не тот репертуар! — строго замечают педагоги.
— Пусть попробует! — заступается за мальчика телевидение.
И парень мгновенно преобразился! Подняв правую руку вверх, он свистнул и... поскакал! Да, да! Аллюром вылетел на сцену красный конник!
— «Мы красная кавалерия, и про нас...» — запел буденновец.
Видавшим виды телевизионщикам показалось, что на сцену выскочила лихая конница, а ведет ее за собой смелый вихрастый Командир!
Концертная студия. Только что на ее сцене махали крылышками «стрекозы», лаяли «собачки», мяукали «котята» и вдруг на подмостки галопом вылетел целый эскадрон, хотя пел один мальчишка. Один! Даже без оркестра. Но всем казалось, что в студии поют тысячи труб.
— «Былинники речистые ведут рассказ!..»
Уже на втором куплете зрители, не сговариваясь, подняли правую руку вверх. С саблей!
— «Веди ж, Буденный, нас смелее в бой!» — подхватили бывшие «котята» и «бабочки». На помощь малышам пришли взрослые. Забыв о возрасте, о своей солидности педагогов и воспитателей, они пели с детьми: «И вся-то наша жизнь есть борьба!»


ХЛЕБ ВЕЛИКАНОВ
Мария ДЮРИЧКОВА
СКАЗКА
Рисунок О. Филипенко

Пахал мужик свою полоску земли в горах. Волов подгонял, а сам вокруг поглядывал. Вдруг видит: шагает по склону горы огромного роста женщина, настоящая великанша, и прямо к нему. Пахарь было вздумал с испугу бежать куда глаза глядят, но тут ему пришло в голову: «А с волами что будет? Ведь вол ни за что не побежит, это даже малому ребенку известно. А бросить безвинную скотину в беде — душа не велит. Какой же я тогда хозяин?» И остался мужик на месте, мол, будь что будет, от судьбы никуда не денешься.
А великанша-то уже совсем рядом! Нагнулась к нему, глаза выпучила, большие, как две плошки, и вдруг рассмеялась, захлопала в ладоши — по горам гул пошел. Потом присела на корточки, расправила на коленях передник, положила в него пахаря вместе с волами и с плугом и стала подыматься в гору. А сама смеется, приплясывает на ходу, будто радуется чему-то.
А пахаря со страху лихорадка бьет: «Уж не собирается ли она съесть меня вместе с волами?» Стал он, бедняга, выглядывать из передника: куда это его великанша несет?
Тем временем поднялись они на самую высокую гору в Татрах. Видит пахарь, что там среди скал проложена широкая ровная дорога и в каждой скале — высоченные двери, словно это не скалы, а дома. Вошла великанша в одни такие, поставила пахаря с волами вместе на огромный каменный стол и выбежала вон с криком:
— Ребята, угадайте, что я вам принесла!
Смотрит крестьянин, куда это он попал: преогромная палата, в каменных стенах красуются драгоценные камни — красные, зеленые, синие — и освещают палату, словно большие лампы. Вдоль стен стоят великанские постели и лавки, медвежьими шкурами застланные. На столе нож, длиннее сабли, а рядом каравай хлеба. «Ну и караваище!» — думает пахарь.
Не успел он все это толком разглядеть, как в палату ввалилась целая толпа великанов. Кричат, смеются — оглохнуть можно! Обступили стол, дивятся на пахаря, передают его вместе с волами из рук в руки, с ладони на ладонь перебрасывают. А тот только глаза зажмуривает: «Вот, сейчас уронят и останется от меня мокрое место!»
— Это отец тебе принес, Зузка? — спрашивает один великан.
— Скажешь тоже! — гордо отвечает великанша. — Я сама его нашла под горой.
— А что он там делал?
— Да так, забавлялся, ходил с этими рогатиками по полю: туда-сюда, туда-сюда, — смеется Зузка.
Тут уж пахарь не выдержал:
— Пахал я, если хотите знать, и никакая это не забава! — закричал он изо всех сил.
Великаны притихли от изумления. Потом Зузка и спрашивает:
— А что это такое, пахал?
— Это настоящая мужицкая работа, — отвечает пахарь. — Если бы мужики не пахали, не было бы ни зерна, ни хлеба.
Тут отворились двери и вошел еще один великан, раза в два больше этих. Зузка подбежала к нему и кричит:
— Отец, отец, погляди, что у меня есть! Я его нашла на поле под горой.
Отец-великан взглянул на стол и говорит:
— Добро пожаловать к нам, человек!
Пахарь скинул шляпу:
— Доброго вам здоровья, пан великан.
Великан взял за руку дочь и говорит ей:
— Зузка, отнесешь человека и волов на то самое место, где ты их взяла, пусть продолжают свою работу.
Потом он присел к столу и завел разговор с пахарем:
— Не обижайся на мою дочку, человек, она еще ребенок и плохо знает мир. По ее вине ты, небось, натерпелся страху. Скажи, что я могу сделать для тебя?
— Подумаешь, ничего ведь со мной не случилось, отвечает пахарь, — Одна только у меня просьба: отрежьте мне ломоть хлеба от вашего каравая, чтобы наши в долине увидели, какой хлеб едят великаны.
Отрезал великан ломоть хлеба, положил его в корзину, а рядом с ним — самого пахаря с волами и с плугом. Зузка отнесла корзину в поле, опустила пахаря на то самое место, где у него борозда прервалась, и спрашивает:
— Больше ничего не нужно сделать?
— Будь так добра, положи этот ломоть хлеба на мой воз, на котором я плуг вожу.
Зузка так и сделала и, не говоря ни слова, ушла. Четырьмя-пятью шагами поднялась на гору и скрылась среди скал.
Допахал мужик поле и к вечеру возвратился домой. А как въехал в деревню, каждый встречный его останавливал и спрашивал, что это он такое везет.
— Это, люди добрые, ломоть хлеба из страны великанов, гордо отвечал мужик. — Отведайте-ка, что за хлеб великаны едят.
Люди отламывали, и отрезали от ломтя, но он не становился от этого меньше, такой он был огромный. Все говорили, что хлеб великанов ни чуть не хуже человечьего, но и не лучше.
Три недели в деревне хлеба не пекли, все были этим ломтем сыты. Но со временем и он весь вышел, потому что все на свете кончается, — вот как эта наша сказка.
Перевел со словацкого Ю. ПРЕСНЯКОВ


Уголок веселого архивариуса

Рисунки Ю. Беломлинской

Знаменитый испанский архитектор Гауди получил заказ на постройку дома. Владелица его была страстной пианисткой. Когда дом был построен, она с ужасом убедилась, что рояль не помещается в музыкальной комнате.
— Я всегда представлял себе дом именно таким, — объяснял ей Гауди. — Придется вам играть на скрипке.

В прошлом веке среди химиков была мода — называть вновь открытые соединения именами друзей.
«Прошу тебя, — написал Берцелиус Фридриху Вёлеру, — назови какое-нибудь новое соединение в честь моего приятеля Мигуэля Эрекакоексекохонерена».
— Боже, — воскликнул Вёлер, — да лучше ничего не открывать!

Немецкий ученый Карл Дунсберг был обладателем множества ученых титулов и званий. Однажды ему пришлось очень долго ждать приема у министра.
— Извините, — сказал министр, заметив, что ученый, когда его впустили к нему, сердит, — мне пришлось так долго читать вашу визитную карточку!


БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ

За последние полтора года в нашей стране побывали на гастролях многие популярные «звезды» зарубежной эстрады — Мирей Матье, Демисс Руссос, группа ЮБИ-40, Мишель Легран со своим оркестром. Адриано Челентано, Удо Линденберг. Говорят, что скоро приедет сам... Впрочем, не будем забегать вперед.
Сегодняшний выпуск нашей рубрики посвящен американским музыкантам — Карлосу Сантане и Билли Джоэлу.

КОНЦЕРТ НА СТАДИОНЕ
4 июля на московском стадионе «Измайлово» в присутствии 30 тысяч зрителей состоялся шестичасовой музыкальный праздник, посвященный завершению советско-американского похода «За мир и ядерное разоружение». Участники похода прошли по маршруту Ленинград — Новгород — Калинин — Москва. Это был очень важный шаг в деле укрепления взаимопонимания между двумя великими державами.
Итак, стадион «Измайлово».
Прямо на зеленом поле, там, где стоят обычно футбольные ворота, соорудили высокую сцену, затянутую сверху тентом. Справа и слева — высоченные стенки, составленные из мощных динамиков: надо «озвучить» целый стадион.
Больше всего зрители ожидали выступления Карлоса Сантаны. Еще бы, этот сорокалетний гитарист из Калифорнии в течении многих лет является одним из лидеров мировой рок-музыки. Первым из американских артистов был Джеймс Тейлор, довольно известный в США исполнитель в стиле «фолк-рок». Следующей выступала певица Бонни Райт. А вслед за ней ансамбль «Дуби бразерс», который в течение сорока минут «разогревал» зрителей добротным традиционным рок-н-роллом.
Поочередно с американцами демонстрировали свое искусство и советские артисты: эстрадный оркестр под управлением Анатолия Кролла, Михаил Пресняков (его иногда шутливо называют советским Майклом Джексоном), Лайма Вайкуле, Ирина Понаровская, фольклорные коллективы, группа «Автограф».
21.30. Уже приближаются сумерки, похолодало. Но никто и не думает расходиться. «Группа „Сантана"», — объявляет ведущий, и по стадиону будто бы пробегает электрический разряд! Четверо барабанщиков начинают «выстукивать» зажигательный ритм, певуче звучит знаменитая гитара, и Карлос Сантана начинает свой концерт на московской земле...
...Сантана родился в 1947 году, неподалеку от Мехико. Еще подростком он начинает работать музыкантом в небольших ресторанчиках, затем переезжает в Сан-Франциско и в 1967 году создает ансамбль «Сантана». Группа довольно быстро становится популярной, выпускает первые пластинки, принимает участие в знаменитом рок-фестивале в американском городке Вудстоке.
Сантана фактически производит революцию в популярной музыке, он синтезирует латиноамериканскую ритмику и динамику рока. Благодаря Сантане повсюду стали активно использовать так называемую перкуссию — ударные инструменты, на которых издавна играли латиноамериканцы. Сантану называют гитаристом-виртуозом. Он обладает феноменальной техникой, и когда звучит его гитара, ее нельзя не узнать. За эти годы музыкант выпустил двадцать три пластинки и, судя по прекрасной творческой форме, в которой он сейчас находится, собирается и дальше продолжать в том же духе. Сейчас в рок-музыке появилось много новых интересных ансамблей, однако Карлос Сантана по праву считается одним из «живых классиков», сохраняя верность своему уникальному стилю.
...Час пролетел незаметно, на одном дыхании. Красивые мелодии, фантастически виртуозное соло на гитаре, экзотические звуки конгов, бонгов и еще каких-то невиданных ударных инструментов, энергия, слаженное звучание ансамбля. И, конечно. Сантану долго не хотели отпускать со сцены.
Однако уже около одиннадцати и пора завершать праздничный концертный марафон.
«Я давно хотел приехать в Советский Союз, и вот моя мечта сбылась, — говорит Карлос Сантана. — Хотелось бы приехать к вам еще, выступить в других городах. Музыка — это универсальный язык, который одинаково понятен всем. Чем больше мы будем на нем разговаривать, тем скорее научимся понимать друг друга».

«Я МОЛОД, ПОТОМУ ЧТО ИГРАЮ РОК-Н-РОЛЛ!»
Меньше всего Билли Джоэл похож на «звезду». Невысокого роста, короткие курчавые волосы, одет в скромный костюм... В общении прост, остроумен и доброжелателен. Музыка, которую он играет со своим ансамблем «Мост», не похожа на новейшие рок-стандарты. Мелодичная, немножко сентиментальная, непривычно свободная от сложных электронных эффектов и зловещего привкуса «металла». Тем не менее Билли Джоэл — певец, пианист и композитор — постоянно занимает ведущие места в американском музыкальном хит-параде.
«Я никогда не писал музыку для моды. И никогда не собирался стать «звездой». Честно говоря, мне не очень нравится, что я — «звезда». Это мешает работать и жить — невозможно спокойно выйти из дома и прогуляться по улице. Я постоянно испытываю давление, об этом одна из моих песен».
Билли Джоэл с четырех лет играет на фортепиано. Его отец тоже был пианистом, а мать — оперной певицей. Он хорошо знает русскую музыку, русских композиторов — Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. Когда стал постарше, стал интересоваться эстрадой — заслушивался Элвисом Пресли, посещал бродвейские мюзиклы. Очень благодарен своему школьному учителю, который вселил в него уверенность в собственных силах и сказал ему, что он должен обязательно заниматься музыкой.
С 14 лет стал играть в разных ансамблях, потом на него стали обращать внимание крупные менеджеры. Постепенно он выработал собственный стиль — «мягкий рок» с отзвуками американского фольклора, в некоторых его композициях фортепиано используется как солирующий инструмент, и тогда ансамбль как бы чуть-чуть «отодвигается» назад, чтобы не заглушить солиста. Ну а когда Билли Джоэл берет гитару, то музыка становится более энергичной, и тут уже можно понять тех, кто самозабвенно танцует перед сценой. Да и сам певец работает с такой отдачей (надо видеть, как, разгорячившись, он отбрасывает в сторону пиджак!), настолько темпераментно и эмоционально, что между ним и залом устанавливается еще более прочный контакт.
«Мне не так уже мало лет, но я молод, потому что играю рок-н-ролл. Концерт — это шоу, здесь надо работать на публику, и поэтому приходится вести себя несколько иначе, чем при записи пластинки. Я иногда повторяю то, что говорил на предыдущем концерте — если мне кажется, что публике это понравилось, делаю акробатические трюки. Но песни, которые я пишу, — честные, и оттого, что я стараюсь развлечь публику, они не перестают быть честными. Я стараюсь быть честным...»
Билли Джоэл — пятикратный лауреат премии «Гремми» — высшей награды звукозаписи США, награжден премией конгресса «За вклад в развитие искусства». Он гастролировал во многих странах, и его трудно удивить успехом у публики. И все-таки он волновался перед началом гастролей в Советском Союзе. Это было не совсем обычное волнение артиста перед концертом — Билли Джоэл и его группа оказались первыми американскими рок-музыкантами, которые приехали в нашу страну с большой концертной программой. Кроме того, он прекрасно понимал, насколько ответственен этот шаг в данный момент.
«Я приехал сюда не для того, чтобы «завоевать Россию», нет. Мысль об этой поездке зародилась у меня очень давно, во время выступления на Кубе. Нас тогда очень неплохо принимали, и я подумал — почему бы мне не дать концерты в Советском Союзе?
Кроме того, когда родилась моя дочка, я смотрел на нее и думал: каким будет наш мир? Что, если она когда-нибудь спросит меня: «Папа, что ты делал, когда была холодная война?» И тогда я с моими ребятами стал готовиться к поездке...
Теперь я с уверенностью могу сказать: вся эта затея имела смысл! Я горжусь, что моя музыка послужила делу мира!».
Выпуск подготовил А. ГУНИЦКИЙ
Фото В. Конрадта

Мир, в котором мы живем

УРОКИ КОМПОЗИЦИИ

Школа, в которой никогда не звенит звонок... Вы удивлены? А такая школа действительно существует. Звонки не по необходимости, а по желанию, где все заняты интересным, творческим делом.
В художественной школе № 6 Смольнинского района Ленинграда всегда рады ребятам, которые очень любят рисовать. И не только любят. Многому нужно научиться, чтобы рисовать правильно: рационально располагать на листе бумаги рисунок, находить нужные краски (смешивая их, получать новые цвета), рассчитывать верные пропорции, строить перспективу и еще многому другому.
Вот, например, урок композиции. На заданную тему ребятам нужно придумать свой собственный сюжет. Это трудное, но необыкновенно интересное дело. Каждому хочется, чтобы у него получилось что-то свое, личностное, неподражаемое.
Композиция Максима Чепеля наполняет ощущением волнующей необычности. Мягкие, размытые тона сливаются и переходит один в другой, создавая атмосферу ночного города. На сыром асфальте, как в зеркале, отражается желто-красный свет фар, высятся огромные загадочные дома. Множество звуков и тишина ночи. Реальность и сказка одновременно.
Картина Зоси Байбородиной вся полна светлым спокойствием, открытой, живой, летящей радостью. Высокое голубое небо. Сиреневато-белые облака и парящий в вышине бумажный змей. И синева земли на горизонте сливается с небом.
Все ребята любят рисовать «Праздник». Каждый по-своему понимает это слово. Одни рисуют цирк, другие — театр, третьи — демонстрацию... Ася Иванова нарисовала вечерний салют. И хотя она учится только в подготовительной группе, ее композиция отличается точностью и законченностью линий, специфической манерой передавать свои впечатления, мысли. Яркий город, улетающие шарики, люди, радующиеся разноцветным всплескам салюта. Все это заражает праздничным настроением, весельем.
Заглядывая в классы, нигде не увидишь хмурых, усталых лиц. А ведь ребята приходят в художественную школу после трудного учебного дня в обычных школах. Везде парит атмосфера творчества, глаза светятся вдохновением, любопытством. Это чудесное состояние поиска, желания узнать, понять себя и окружающий мир проявляется и в картинах.
Яркие краски, растекающиеся под потоками сильного ливня. Мальчик в зеленом, нахмурясь, спешит спрятаться под крышу. А двум девочкам дождик, наоборот, нравится, они явно не торопятся. Правда, у них есть зонтики. Глядя на картину Зины Соловьевой, веришь, что ненастная погода бывает и приятной для прогулок, раздумий.
Натюрморт. Кажется, что его нарисовать очень просто. Поставил вазу с цветами или фруктами и срисовывай. Но попробуй нарисовать это так, чтобы чувствовался запах листьев, чтобы ветки, как живые, высовывались за рамки картины, а морковку хотелось откусить. У Маши Шликевич получился именно такой натюрморт. Свежестью и большим очарованием веет от него.
Но в художественной школе не только рисуют. Ребята прослушивают пластинки со сказками или музыкой, читают книги, гуляют по Ленинграду, смотрят фильмы по изобразительному искусству. Конечно, не каждый выпускник станет профессиональным художником. Но, без сомнения, каждый из них будет интересным человеком. Человеком, которому интересно жить.
Н. ЛАВРОВА

НАТЮРМОРТ Маша Шликевич
БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ Зося Байбородина
ливень Зина Соловьева праздник Ася Иванова
НОЧНОЙ ГОРОД Максим Чепель


МОРСКАЯ ГАЗЕТА

Год издания — 32-й
Оформление Л. Московского

Советская подводная лодка вернулась из похода.
Фото времен Великой Отечественной войны.

Как подводная лодка обманула фашистов

Случилось это на севере в годы Великой Отечественной войны. Фашисты оккупировали Норвегию и захватили норвежские порты. Отсюда спрятанный в глубине узкого и длинного залива — фиорда, каждый день приходили большие транспорты с солдатами и оружием. К порту они шли под охраной военных кораблей, а зайдя в фиорд, уже не опасались, потому что вход в фиорд был закрыт противолодочными сетями и бонами — плотами из толстых бревен. Фашисты были уверены, что нашим подводным лодкам и торпедным катерам — вход закрыт. А когда проходили транспорты с фашистскими солдатами, сторожевые катера оттаскивали боны, словно приоткрывали дорогу. Транспорт пройдет — и «ворота» запирались...
Но один командир нашей небольшой подводной лодки все-таки обманул фашистов. Ночью он подошел к выходу из фиорда и стал наблюдать в перископ. Он заметил и сторожевые катера, которые оттаскивали, а потом ставили боны на место, и пушки, которые на берегу охраняли фиорд, и большие буи в фиорде. «Так, — решил командир, — там, где буи, — наверное, противолодочные сети... А сети заминированы... Здесь-то уж никак не пройти... Но обмануть фашистов можно...»
Лодка легла на дно фиорда, и матрос-акустик стал внимательно слушать.
«Тум-тум-тум...» — послышалось издалека. Это с моря шел фашистский транспорт. «Всплываем под перископ!» — приказал командир. Лодка всплыла и самым малым ходом подошла к бонам. Вот и транспорт. Засуетились сторожевые катера, потащили боны, открыли вход. А лодка пристроилась точно за транспортом, почти под самой его кормой и, пока сторожевые катера не закрыли вход, — проскользнула в фиорд...
«Теперь только бы не промахнуться», — думал командир. Лодка прошла фиорд, и в перископ стал виден порт. Пришедший транспорт уже стоял у причала. А чуть подальше — разгружался другой, а рядом с ним — третий... Фашисты здесь и вправду ничего не опасались. На самом берегу стояли выгруженные пушки, из окон портового ресторана слышалась музыка — там веселились прибывшие моряки...
Командир лодки не спеша, тщательно выбрал цель, и лодка выстрелила торпедами. Эхо взрывное пошло гулять по фиорду. Наши подводники не промахнулись: первая торпеда поразила транспорт, вторая — большой военный корабль...
В порту завыли сирены воздушной тревоги, зенитки подняли пальбу: фашисты решили, что порт бомбят русские самолеты, они и теперь не могли подумать, что корабли потопила подводная лодка...
Лодка же медленно пробиралась к выходу из фиорда. Но как уйти? Выход накрепко заперт бонами. Сторожевые катера нацелили пушки во все стороны, стоят начеку...
Лодка попыталась поднырнуть под сети, но это ей не удалось. Попыталась найти проход между самым берегом и сетями, но едва не застряла в сетях. «Что делать?» И тогда командир приказал лечь на дно фиорда и затаиться. Он решил дождаться полной темноты и прилива. Прилив в этих местах был высокий, командир служил на севере долго и знал это отлично... Глубокой ночью, царапая днищем по верхнему тросу сетей, лодка ушла из фиорда и вернулась в свою базу.

ОКЕАНСКИЙ ТЕЛЕГРАФ

СНОВА — ПАРУСА В ОКЕАНЕ
Что это такое? Судно самое современное, грузовое, везет на палубе контейнеры с грузом и вдруг — паруса над ним... Да, да, самые настоящие паруса! Это для экономии горючего шведские конструкторы решили при попутных ветрах поднимать на высоких мачтах-кранах большие треугольные паруса. Опыт оказался очень удачным, судно пошло быстрее, а горючего сэкономили много.

И опять — дирижабли!
На рисунке — современный дирижабль, который может поднять тысячу четыреста тонн груза. Для чего же сконструирован в наше время реактивных самолетов и вертолетов — дирижабль? Построить такие дирижабли предполагают японские судостроители для... разгрузки судов. И действительно, дирижабли особенно удобно и выгодно использовать в таких портах, где нет приспособлений для быстрой разгрузки. Японцы уже успешно употребляли аэростаты для разгрузки судов в порту Ходейда. Аэростат помог разгрузить трюмы большого судна за один день...
Ю. СТУДЕНЦОВ

Вот так кораблекрушение!
Шел по океану большой парусный корабль. Уже пассажиры и команда готовились к тому, что скоро будут в порту. Погода была прекрасная... И вдруг небо прочертила огненная дуга, раздался удар и моряки увидели в палубе дыру. А из дыры повалил дым... Пожар! Бросились моряки в трюм, стали пожар гасить... А снизу — вода! Загасили пожар, стали воду откачивать... Качали-качали насосами — ничего поделать не могут... Тонет корабль! Пришлось спускать шлюпки и добираться до берега на веслах... Что же такое случилось? Оказалось, что в корабль ударил большой метеорит. Метеорит пробил корабль насквозь...
Такой случай действительно был: метеорит потопил большой корабль. Даже его название история кораблекрушений сохранила — «Эклипс».

Посмотри и подумай!
Художник нарисовал рисунки для одной морской книги и принес их редактору. «Хорошо, что успели в срок! — обрадовался редактор. — Книга должна вот-вот выходить...»
Он внимательно стал смотреть то, что сделал художник, и вдруг отложил несколько рисунков.
— Эти, — сказал редактор, — придется срочно переделать.
ЧТО ЖЕ МОГ НАПУТАТЬ ХУДОЖНИК?

В ПРОЕКТНОМ БЮРО ПИНГВИНА
Эскиз мирного атомохода «Полярная Звезда» прислал Дима Гирин из Калининграда.
В пояснениях к эскизу он пишет: «Это — катамаран для пассажирских перевозок. Я задумал его таким, чтобы в нем сочетались комфорт и безопасность».
1. Рубка управления. 2. Вертолетная площадка. 3. Палуба отдыха пассажиров. 4. Погрузочный люк. 5. Смотровая подводная галерея для осмотра подводного мира. 6. Спасательные непотопляемые капсулы и подводные капсулы для подводных исследований.

В. Гильде
«Непотопляемый „Тиликум"»
О капитане Воссе и его лодке «Тиликум» «Морская газета» уже сообщала. А сейчас вышла в свет книга. Она называется «Непотопляемый „Тиликум"». Написал книгу писатель из ГДР Вернер Гильде. Он рассказал много интересного о жизни капитана Восса и главное — о его удивительном путешествии в одиночку вокруг света на крошечном паруснике... Непременно прочитай эту книгу.
С. ЮРЬЕВ

<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz