каморка папыВлада
журнал Костёр 1987-07 текст-4
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 26.04.2024, 04:37

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

ТОФАЛАРЫ И ИХ СКАЗКИ

Когда-то на географических картах неизученные земли не закрашивали, и карты зияли белыми пятнами.
Белые пятна существуют и в других науках, например, в науке о языках, лингвистике. До недавнего времени таким белым пятном был тофаларский язык.
Нынешние тофалары живут в Саянах в трех селах: Алыгджер, Нерха, Верхняя Гутара.
Тофаларов осталось на земле чуть более полутысячи человек. Народ малый, но родина его весь наш Союз. Во время войны почти все мужчины были на фронте. Николай Николаевич Токуев в рукопашных боях уничтожил 85 фашистов. Женщины и старики в 1944 году собрали 645 тысяч рублей, на которые была построена танковая колонна «Красная Тофалария».
Только в наши дни появился наконец ученый, который посвятил свою жизнь тофаларам, маленькому народу без письменности. Имя ученого Валентин Иванович Рассадин.
Тофалары живут на такой прекрасной земле, что сами они душою и чисты, и добры — народ нрава счастливого.
Ученые располагали тремя записями речи тофаларов.
Первые записи в 1857 году опубликовал на немецком языке Матияс Кастрен. Вторая сделана в 1890 году доктором сравнительного языкознания профессором Н. Ф. Катановым. Третья — в конце 30-х годов сотрудницей Восточного факультета Н. П. Доренковой, которая изучала язык, не выезжая к тофаларам, записи производились в Ленинграде со слов студентов, приезжавших на учебу.
Три записи — три разных языка.
Язык — сама жизнь народа. Чтобы познать его, надо жить с носителями языка бок о бок. Валентин Иванович на этот счет много не раздумывал. Каждую весну отправлялся он к тофаларам. Хочешь знать все о чуме, все слова, связанные с его постройкой, разборкой, изготовлением материалов, значит, научись ставить чум, разбирать его, варить по целому дню шкуры изюбря, чтобы крыша над головой была надежная. Не доваришь — шкура будет ломкой. За каждым действием — слово, каждый предмет — слово.
А сколько табу! Женщине, например, запрещено ходить позади чума, переступать через ружья и прочие мужские вещи.
Жить в чуме — тоже целая наука, а, стало быть, опять слова, нужные только для чума. Взять хотя бы очаг. Вокруг него обязательна ритуальная чистота. А дрова? В огонь что попало не положат. Дрова не должны «стрелять». Иначе сгоришь.
Чтобы выявить всю группу слов, относящихся к оленям, Валентину Ивановичу пришлось научиться не только ездить на оленях верхом, но и седлать их, и пасти. И на охоту он хаживал в тайгу, и на кедровый промысел.
Изучая названия растений и трав, брал уроки у ботаников, составлял гербарии.
Многочисленные поездки к тофаларам кончились тем, что Рассадин влюбился в дочь охотника и сказителя Николая Сергеевича Боканаева, в Галину Николаевну, и стала она его женой и верной помощницей в сложном, долгом деле собирательства слов.
Язык мало знать и любить, кажется, что и сам он должен привыкнуть к новому человеку и воздать ему за любовь любовью. Язык, как живое и не очень-то доверчивое существо, приглядывается к чужакам подолгу, временами оттаивая, а то и замыкаясь.
Не сразу узнал Рассадин охотничьи тайны тофаларов. Говорить тут надо по-особому. На охоте тофы собаку собакой не назовут, здесь она чадых — пахнущая, тогда как дома — ыт. Топор на охоте — нос дятла, нож — пишущий, глаза — мелькашки, шкура — одеяло. Нельзя сказать: «Я нашел медведя», надо — «Я сошел с ума». Если охотник требует «стянуть облака» — нужно поскорее собрать людей вокруг берлоги. Кстати, на медвежьей охоте у собаки уже новое имя — кудруктух, «хвостатая», так называют волка.
Открылась Валентину Ивановичу и тайна имен собственных. Христианство тофалары приняли в семнадцатом веке, раньше они исповедовали шаманизм. От веры в шаманов остался запрет на личное имя. Имя было, но только для посвященных. В обиходе пользовались прозвищем.
Крестясь, тофалары имя, данное им священником, превращали в тайное, а в быту именовали себя по-тофаларски. Рассадин расспросил пятьсот человек, и у каждого оказалось свое собственное, не повторяющееся имя. Имя умершего нельзя давать живому. Имена были очень просты: Тазол — лысый, Семизол — жирный, Ходан — заяц, Хугу — филин, Хорик — бурундук.
Зная, казалось бы, уже все о тофаларах, Рассадин не расстается с записной книжкой. Новое слово может явиться, как искорка, мелькнет и исчезнет — на рыбалке, в переругивании хозяек, в игре детей. Ученый человек Рассадин похож на таежника. Большой, удивительно неторопливый в движениях, в словах, с тяжелыми сильными руками. По виду он человек мастеровой профессии. Да так оно и есть на самом деле, слова добывал и топором, и погоней за зверем, и шагая за оленями через сопки, через реки.
Итогом всей этой жизни в чумах, среди гор и тайги стали книги о тофаларском языке, а также проект тофаларской письменности.
Применимо ли высокое слово «подвиг» к собирателю слов? Валентин Иванович головой вроде бы особенно не рисковал, хотя в тайге всякое бывает, для охотника опасность — нормальная жизнь. Нет, Рассадин героем себя не чувствует. Скорее, пчелой. Из года в год, как пчела, собирал он свой взяток — слово к слову, слово к слову! И жизнью — нет, не рисковал, просто отдал ее всю тофаларам — маленькому доброму народу — и науке.
Сказки, которые вы прочитаете, Валентин Иванович записал в тайге, в чумах, на горных пастбищах.
Владислав БАХРЕВСКИЙ

ЗМЕЯ И ЧЕЛОВЕК
Давным-давно жил человек, который был доволен своей жизнью. Пошел однажды тот человек в тайгу. Идет, песню поет. Смотрит, ручей, а на берегу змея. И говорит змея человеческим голосом:
— Перенеси меня через ручей, добрый человек!
Поглядел он на змею, на ручей и подумал:
«Сама-то она и впрямь через ручей не переберется. Так и быть, перенесу!»
— Положил змею на плечи. Перешел ручей, хотел опустить змею на землю, да не тут-то было. Обвилась змея вокруг шеи и давай душить. Взмолился человек.
— В чем я провинился перед тобой? За что губишь?
— Коли сам не догадаешься, пойдем спросим у трех встречных. Они скажут, почему ты должен умереть.
Так ответила змея, но человек и отсрочке рад. Вышел он на дорогу и увидел на обочине старую постель. Сам ее недавно выбросил из дома. Вот и спрашивает у постели:
— Ты меня знаешь, долго мне служила. Скажи, какая вина на мне, за что я должен погибнуть?
— Да, я долго тебе служила, — ответила постель, — но когда я износилась, ты выбросил меня прочь, как негодную. А ведь мог бы за мое добро поставить меня в укромное сухое место, чтоб я не гнила на дождю. Умирай, мне не жалко тебя.
Пошел человек дальше по дороге, понес змею на шее. Шли, шли и встретили старую, подыхающую от голода собаку. Сказал ей человек:
— Ты долго мне служила, была верным помощником на охоте. Скажи, в чем моя вина? За что змея грозит задушить меня?
— Да, я долго тебе служила, — ответила собака. — Находила тебе оленей, облаивала белок, останавливала кабанов, изюбрей. От медведя тебя спасала. Но вот я состарилась, и ты перестал кормить меня, прогнал от дома прочь. Есть на тебе вина, и за эту вину ты умрешь.
Послушала змея собаку и еще крепче сжала свои кольца на шее человека.
— Подожди! — взмолился несчастный. — Давай у третьего спросим.
Пошли они по дороге и встретили лису.
— В чем моя вина? — спросил человек. — Почему змея хочет меня задушить?
— Прежде чем ответить на твой вопрос, я хочу знать, как змея очутилась на твоей шее? — спросила лиса.
Человек рассказал про встречу у ручья, про постель, про собаку. Лиса выслушала это и говорит:
— Теперь покажите мне, как все было с самого начала!
Змея тотчас сползла наземь и свернулась клубком, а лиса сказала человеку:
— Ты теперь знаешь свою вину. Ступай домой, но помни: все вещи и животные, которые тебе служат, поизносясь и состарясь, нуждаются в твоем сострадании и заботе.
Низко опустил человек голову и тихо побрел домой. По дороге он взял собаку и прежде всего накормил ее. Выброшенную постель поднял, свернул и отнес в сухое место.
Стал тот человек памятлив на добро.

ЛОСЬ И КАБАРГА
Давным-давно, да так давно, что только в сказке сказать, повстречались лось и кабарга. Большой и спрашивает маленькую:
— Послушай, какого ты рода-племени?
— Я из рода оленей, а зовут меня кабарга.
— И я из рода оленей! — удивился лось. — Неужели мы родственники! Я — великан, а ты — карлик.
— Верно, — согласилась кабарга, — да только на твоей огромной шкуре шерстинок не больше, чем на моей маленькой.
— Да не может этого быть! — рассердился лось. — А ну давай считать.
В те сказочные времена у каждого зверя был большой пушистый хвост.
Стали они считать шерстинки, и получилось, что у кабарги на пять шерстинок больше.
— У меня больше! У меня больше! — запрыгала от радости маленькая кабарга.
Лось страшно рассердился. Он был большой и привык всегда и во всем быть первым. Ударил он кабаргу тяжелым острым копытом, но кабарга скакнула в сторону, и копыто лося пришлось ей по хвосту.
Потеряв хвост, бросилась кабарга от лося прочь, но он настиг ее и опять ударил.
Кабарга хоть и мала, да увертлива. Копыто лося скользнуло по холке.
С той поры у всех каборожек нет хвоста, а холка сверху раздвоена.

Рисунки К. Почтенной


ВСЕСОЮЗНЫЙ ШТАБ КРАСНЫХ СЛЕДОПЫТОВ

ПОХОД НАЧИНАЕТСЯ
Первая русская революция. 1907 год. Войскам царского правительства удалось справиться с восставшими рабочими и крестьянами. На берегу маленького лесного озера группа революционеров прячет в бункерах оружие и документы.
Так родилась «тайна Ахи-Ярви». И так назывался материал в апрельском номере «Костра». Рядом с материалом было напечатано обращение к читателям «Требуются добровольцы!». В обращении говорилось:
«...Для выполнения важного задания Всесоюзный штаб красных следопытов организует при редакции журнала «Костер» сводный пионерский батальон ЧОН — часть особого назначения, который во время летних каникул отправится на озеро Ахи-Ярви...»
В августе пионеры-добровольцы, раскинув на берегу озера палаточный городок, приступят к выполнению задания Всесоюзного штаба красных следопытов.
Будет ли раскрыта тайна Ахи-Ярви?
Накануне похода наш корреспондент встретился с его участниками — следопытами школы № 450 города Зеленогорска.
Ира Ярных: Почему мы решили отправиться в поход? Материалы о жизни и деятельности В. И. Ленина и его соратников на Карельском перешейке пионеры нашей школы собирают уже много лет. В 1980 году нашему ленинскому музею было присвоено звание «Отличный школьный музей». К нам часто приходят ветераны партии, встречаются с пионерами, выступают с воспоминаниями. Однажды пришел старенький человек. Попросил разрешения осмотреть экспозицию, а потом ушел. Через некоторое время он опять пришел и все повторилось снова. А когда пришел в третий раз, сказал: «Друзья, я долго думал, кому передать мой архив, и решил передать его вам». Он принес нам газеты «Рабочий и Солдат», «Известия Петроградского совета», листовки и другие материалы. Это был ветеран партии Александр Сергеевич Лебедев.
Юра Лемешко: Тайна Ахи-Ярви связана с жизнью большевиков-подпольщиков. Один из них — Александр Михайлович Игнатьев. Его имя носит пионерский отряд 7-б класса. Мы собрали уже много материалов об Александре Михайловиче, дружим с его сыном Михаилом Александровичем, который живет в Москве. На берег Ахи-Ярви мы ездим каждый год во время каникул. Сейчас там поселок, называется Черняевское. К сожалению, от дома, где жили Игнатьевы, остался только фундамент. Наш музей стал как бы центром по изучению революционного движения на Карельском перешейке. К 70-летию Великого Октября готовим экспозицию «Сестрорецкие большевики в революции». И, конечно, мы надеемся, что из похода вернемся с новыми интересными материалами.
Записал А. АЛЕКСЕЕВ

Александр Михайлович Игнатьев.
Фото 1916 года, действующая армия

Дача Игнатьевых в Ахи-Ярви


Из истории революции

ТОВАРИЩ ВОРОШИЛОВ ПИСЬМО НАМ НАПИСАЛ
Григорий УСЫСКИН

Фотография, найденная ленинградскими следопытами: Ипполит Иванович Рябков и его жена Неонила Николаевна.
Фото сделано в Териоках в 1907 году. Публикуется впервые

Началась эта история давно и успела стать легендой. Некоторые нас называли фантазерами, а все рассказанное — занятным вымыслом. Действительно, как поверить в такое? Будто следопыты самому Маршалу Советского Союза Клименту Ефремовичу Ворошилову помогли!
И каждый раз для таких маловеров и скептиков приходилось папку с письмами доставать, чтобы они своими глазами могли увидеть штамп обратного адреса: Москва, Кремль, размашистую подпись в конце письма — К. Ворошилов.
Но ведь всем желающим папку показывать просто невозможно, да и от письма после этого что останется? Вот тогда и пришла мысль написать подробно, как получилось, что следопыты оказались полезными Клименту Ефремовичу Ворошилову.
МЫ МОЖЕМ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМИ
Однажды глубокой осенью, во второй половине дня в отдел краеведения и туризма Ленинградского Дворца пионеров позвонили из дирекции и сказали, что в наш адрес пришло письмо из Кремля. В голосе секретаря звучали нотки удивления. Действительно, во Дворец пионеров такие письма почта приносит далеко не каждый день. Только трубку положить успели и помчались с ребятами со всех ног. По деревянной лестнице вниз, по мраморной — вверх. Открываем дверь приемной. На самом краю необъятного письменного стола торжественно и совершенно отдельно от другой корреспонденции ждал нас объемистый конверт. По верхнему его краю, это сразу бросалось в глаза, крупный и четкий текст: «Секретариат Президиума Верховного Совета СССР».
Тут же на месте аккуратно вскрыли конверт и стали читать.
В то время Климент Ефремович работал над книгой воспоминаний. Он узнал, что ленинградские следопыты разыскивали сведения о большевистском подполье в Териоках и интересовался, что им удалось узнать, просил поделиться материалами и фотографиями. Особенно интересовал его подпольщик Рябков с партийной кличкой «Пчела».
Пионеры искали воспоминания, в том числе и неопубликованные. Сумели добраться до тайной переписки жандармов с охранкой. Выписки, копии разных документов складывали в большой конверт. Туда же положили и подлинные фотографии «Пчелы» и его жены, фотографии мало кто видел.
Вот что узнали следопыты о поездках Ворошилова за оружием.
...Ранний утренний поезд пришел из Петербурга в Териоки (теперь это город Зеленогорск). В будни вагоны полупустые. Пассажиров мало. По этой причине тайные агенты охранки только продирают глаза в своих постелях. Они предпочитают массовый улов. Как совы или сычи, филеры любят охотиться попозже вечером. Об этом знают и революционеры-подпольщики.
Из вагона 3 класса, осматриваясь по сторонам, вышел молодой мужчина крепкого телосложения, явно рабочего вида. Судя по его нерешительным действиям, он еще раздумывал, куда идти. Определенно он здесь в первый раз. Воротник его светлой косоворотки, расшитый на украинский манер, расстегнут. Пиджак перекинут через плечо. Жарко. Легко можно определить, что мастеровой не из питерских. У столичных рабочих лица по большей части бледные, серые, под стать петербургскому климату. Приезжий же будто прокален солнцем. Примерно так выглядел в тот весенний день 1906 года «Володин» из Луганска — Клим Ворошилов, двадцати пяти лет от роду, рабочий луганского завода Гартмана, недавний делегат IV съезда РСДРП в Стокгольме, большевик-ленинец.
Рябков и Ворошилов встретились на даче финского друга Они Комулайнена. На даче они застали нужного человека. Сравнительно быстро договорились, взяли маузеры, браунинги, парабеллумы и патроны к ним.
Все это оружие они должны были незаметно, небольшими партиями переправить в Петербург, а затем в Луганск.
Помочь Ворошилову должен был Рябков, который уже неоднократно занимался перевозкой оружия в Петербург. Ехали они отдельно, чтобы в случае провала не потерять сразу весь груз.
Ворошилов не стал запасаться чемоданом или рюкзаком, а сделал специальный пояс, на который прикрепил под рубахой несколько браунингов и маузеров. Вначале это казалось удобным и не так-то тяжелым, но в конце, когда добрался до Петербурга, груз оказался очень весомым. Ныла поясница, болела голова.
Квартира, куда он направлялся, оказалась провалена и целую ночь ему пришлось с приключениями провести на улице. Утром на вокзале его нашли товарищи и переправили на новую квартиру.
Ездить в Териоки пришлось несколько раз и, благодаря опытности Рябкова, все поездки прошли благополучно. Затем оружие упаковали в чемоданы и отвезли в Луганск.
Всего они привезли 60 браунингов, 20 маузеров, парабеллумов и большое количество патронов. Пополнив запасы оружия, революционеры усилили обучение дружинников военному делу. Настроение у всех было боевое.
Про Ипполита Ивановича Рябкова, которому в дни встречи с Ворошиловым исполнилось 58 лет, пионеры узнали, что он был известен в среде профессионалов-революционеров как активный социал-демократ ленинского направления. Он был из простой крестьянской семьи, дослужился до чина надворного советника почтового ведомства. В 1896 году стал революционером-профессионалом. В Пскове он издавал большевистскую газету «Пчела». За публикацию антиправительственных материалов был арестован, но сумел бежать. Название газеты «Пчела» стало его партийной кличкой.
Владимир Ильич с глубоким уважением относился к Рябкову-Пчеле, всегда с радостью его встречал и дал указание секретариату ЦК партии всегда высылать ему пропуска на все съезды, конференции, конгрессы.
Скончался Ипполит Иванович Рябков в 1932 году.

Здание на бывшей Караванной (теперь ул. Толмачева) в Ленинграде, где К. Е. Ворошилов впервые встретился с В. И. Лениным
Снимок юного следопыта Славы Зеньковича вошел в книгу воспоминаний К. Е. Ворошилова


КОНКУРС — ИГРА

ТАЙНА ПРОВОЛОЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

Эта история началась три года назад, когда московский школьник Леша Еремин перешел в 4 класс, а его закадычный друг Илья Воскобойников — в 3. Леша позвал друга, показал проволочного человечка и предложил новую игру...
Мастерили человечков из тонкой разноцветной проволоки — сначала делали основу из двойной проволоки, потом обматывали ее одинарной, соответствующей по цвету мундирам одной из двух армий. Армии выстраивались друг против друга, и тут в ход шли шары от настольного бильярда. Упавшие солдаты считались не убитыми, а временно взятыми в плен. Потом пленных обменивали — и все начиналось сначала. Дальше — больше. Раз есть у них армии, подумали Леша с Ильей, должны быть и страны, которым эти армии принадлежат, и материки, на которых эти страны расположены, и моря с океанами, которые эти материки омывают. Так возникла новая планета по имени Теллур, материки Саксо, Сарсия, Буццала; Неведомый, Лазурный и Северный океаны; моря, острова, проливы, которые были скрупулезно нанесены на карту и глобус Теллура.
Поначалу играли вдвоем. Но по мере того, как сухопутная территория Теллура разрасталась и уточнялась его история, в игру вступали другие ребята (одноклассники), а также взрослые (родственники). Случались и досадные потери. Скажем, президент одной из теллурских стран перешел в другую школу, и теперь связь с ним потеряна.
Игра напоминает отчасти кукольный театр. Ребята то разыгрывают события при помощи проволочных человечков, то сами вживаются в образы своих героев. Но, в отличие от кукольного спектакля, здесь все придумывается на ходу, и никогда нельзя знать заранее, что произойдет в следующую минуту: дипломатический скандал, дружеское рукопожатие или пустячная ссора с непустячными последствиями.
Один из главных принципов Скандинавии — человеколюбие. Например, если один проволочный человечек потеряется, закатится под шкаф или еще куда-нибудь, его ищет вся страна.
Правители постоянно заботятся об удобстве и здоровье населения. Искоренены все болезни, кроме переломов рук и ног, которые происходят из-за частого перегибания проволоки. Но медицина активно борется и против этого недуга. Чтобы не загрязнялась атмосфера, все заводы находятся под землей и в пустынях. В городе Нойсберге запрещены автомашины — чтобы люди дышали кислородом.
А вот культура Скандинавии пока что пользуется плодами земной цивилизации. Первым музыкантом империи признан Шопен. Здание консерватории — лишь в проекте. Но радио и кино существуют.
Зато история Скандинавии — богатая. Уже три года Леша и Илья придумывают разные события, одно перечисление которых заняло бы несколько страниц. Восстания порабощенных народов, героическое сопротивление захватчикам, дружественные договоры сменяют друг друга с необыкновенной быстротой, благо время на Теллуре идет в четыре раза быстрее, чем земное.
Автор архитектурных проектов — Леша. Илья — главный конструктор. Материалы — картон, клей, карандаши и... фантазия. Получается очень красиво: готические островерхие крыши замков, разноцветные стены дворцов, крошечные балкончики, дверцы, крылечки, окошки, неприступные крепостные стены, ратуши, резиденции послов, уютные жилые дома, зеленые клумбы, поля, дороги — и все это умещается на столе, подоконнике, шкафу, на полу в уголке. Как пошутил Леша, небольшие размеры скандинавских городов помогают избавиться от территориальных трудностей. Да, это игра, но Леша, например, твердо решил стать архитектором. А еще он изучает шведский язык, читает книги по истории Швеции, интересуется всем, что связано со Скандинавией, — обычаями, нравами, легендами. Однако, уточняет Леша, теллурская Швеция к реальной Швеции не имеет никакого отношения. Она, как и все другие страны Скандинавии, — плод фантазии, романтики, игры.
Для Ильи игра тоже стала необходимостью. Она во многом составляет его внутренний мир. Не во всем, конечно. Ведь Илья еще занимается в яхт-клубе, радиокружке, музыкальной школе, и в своей 685-й средней школе почти круглый отличник!
Л. ЯКОВЛЕВ Оформление Е. Дубицкого

ОТ РЕДАКЦИИ
Кто-то, возможно, скажет: вместо того, чтобы активно жить в сегодняшнем мире, Леша Еремин и Илья Воскобойников строят «воздушные замки» в мире придуманном. Есть ли реальная польза от их игры? Не лучше ли ребятам активней участвовать в делах своего отряда, пионерской дружины?
Но так ли бесполезна их игра? Играя, ребята учатся находить выход из самых разных ситуаций, помогать попавшим в беду, бороться со злом, дружить, в конце концов. «Пусть враг придет — его мы не боимся!» — это строчка из теллурского гимна. Ну, а замки, скорее, не «воздушные», а картонные, которые надо еще спроектировать, сконструировать, разрисовать, населить миниатюрными проволочными человечками. Здесь необходимы и изобретательность, и фантазия, и кропотливый труд. Труд и творчество слились в этой игре воедино.
Ребята вовсе не витают в облаках. Они занимаются спортом, и оба — отличники (игра помогает учиться с увлечением). А если в школе мало кто знает об увлечении Леши и Ильи, — не говорит ли это о том, что в школьной пионерской организации ребята попросту не могут по-настоящему раскрыть свои творческие способности? Это уже вопрос к школьному совету дружины.


МОРСКАЯ ГАЗЕТА

Год издания — 31-й
Оформление Л. Московского

Всех читателей поздравляем с праздником "Днём Военно-Морского флота СССР!"

На военно-морском параде выстроились корабли. Сейчас на их мачтах подняты все сигнальные флаги. В праздничный день их называют — «Флаги расцвечивания». Все моряки в парадной форме. Ракеты на кораблях — в шахтах, орудия и пулеметы — зачехлены. Праздник! Праздник.
Но все эти корабли — боевые, военные. Они охраняют наш мирный труд. Они охраняют мир во всем мире. Корабли — большие и маленькие — с грозным и послушным оружием. И у каждого корабля — свое назначение, свои задачи...
1. Ракетный корабль. Он может сражаться с кораблями и береговой артиллерией возможного противника. С самолетами и подводными лодками. В небо нацелены зенитные управляемые ракеты, наготове и торпеды и глубинные бомбы.
2. Противолодочный корабль. Кроме современного оружия, на его палубе — вертолеты. По тревоге они быстро поднимутся в воздух и уйдут на поиск подводных лодок противника. Над морем вертолеты сбросят буйки. Буйки не простые — радиогидроакустические. Плавая в волнах, буйки начнут посылать в глубины моря волны-сигналы. Сигналы нащупают затаившуюся лодку и отразятся от нее, как эхо, вернутся к приемнику, спрятанному в буйке. Сигналы, что буек нашел лодку, будут приняты в радиорубке противолодочного корабля. И тогда корабль пойдет в тот район моря, где обнаружили лодку. И уничтожит ее. Может уничтожить лодку своим оружием и вертолет.
3. А это что за корабль? Словно громадная стальная коробка... А если заглянуть внутрь, увидишь танки, пушки, солдат в касках... Это — десантный корабль. Подойдет к берегу, раскроет створки ворот и выкатится на отмель военная техника, побегут солдаты морской пехоты. Ур-ра!
4. Ракетный катер. Он сохранил все преимущества торпедных катеров. Он невелик и потому не сразу его заметишь, не сразу обнаружишь. У него большая скорость и маневренность — не сразу попадешь в него. А оружие грозное — ракеты — и достать противника могут издалека... Мал да удал!
5. У современных подводных лодок — атомный двигатель. Он позволяет не заботиться о топливе. Много недель атомная подводная лодка может не всплывать на поверхность. Ее корпус сделан из сверхпрочных сплавов и не боится больших глубин. А грозной современную подводную лодку делает ее ракетное оружие.
6. Еще один необычный с виду корабль. Над всеми надстройками — множество радио— и радиолокационных антенн. Это — корабль штабной. В бронированных помещениях — адмиралы и офицеры. По радио они могут управлять боем. Сюда приходят все донесения — со всех концов моря: где противник? какие корабли? куда направляются? И где расположены свои силы. Отсюда же последуют и приказы — противолодочным кораблям и ракетным катерам, подводным лодкам и ракетным кораблям. Десантным кораблям и даже — морской ракетоносной авиации.

1. Кто прибыл на этот корабль?
2. С какой скоростью идет корабль?
3. Оркестр пионерского лагеря побывал в гостях на военном корабле. Все ребята осмотрели — кубрики и боевую рубку, машинное отделение и камбуз. А пятиклассник Петя Курочкин еще и успел познакомиться с шестью моряками — специалистами военно-морского флота. Как кого из них зовут, узнал, а вот кто чем на корабле занимается, — разобраться не смог, запутался в нарукавных знаках... Может быть, юные моряки помогут пятикласснику Пете?


ВСЕСОЮЗНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ
Кузнечик

НЕДЕЛЬНЫЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПЛАН НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Первое занятие
1. Разминка:
а. медленный бег — 1000— 1500 м;
б. гимнастика, 10—15 упражнений по 10—15 раз каждое. После отдыха выполнить снова. В их число должны входить —
упражнения для рук: подъемы — попеременно, одновременно, скрестно, круговые движения вперед и назад;
упражнения для туловища: наклоны влево, вправо, вперед и назад, повороты, круговые движения;
упражнения для ног: выпады, приседания, махи вперед-назад, выпрыгивания вверх из низкого седа, приседания на одной ноге, прыжки с продвижением вперед.
2. Беговые и прыжковые упражнения, 6—8 пробежек по 40 м с переходом на ускорение — 30 м.
3. 5—6 ускорений по 60— 80 м.
4. Прыжки в высоту:
а. прыжки с 5—7 беговых шагов с доставанием рукой ветки или висящего предмета, 6—8 раз;
б. прыжки с доставанием головой подвешенного мяча, 6—8 раз;
в. прыжки через высокие препятствия, 6—8 раз.
5. Бег в легком темпе — 2—3 км.

Второе занятие
1. Легкий бег — 1000— 1200 м.
2. Гимнастика на гибкость.
3. Беговые и прыжковые упражнения, 6 пробежек по 40 м плюс ускорение на 30 м.
4. Пять ускорений по 60 м.
5. Низкие старты: 8—12 пробежек по 30 м.
Подготовительные упражнения к низкому старту:
а. бег в упоре, 3 раза по 8—10 м;
6. игра в «лошадку» — 3 раза по 20 м;
в. бег в горку;
г. прыжки по ступенькам лестницы или в горку.
6. Метание мяча:
а. бросок мяча с места, 6— 8 бросков;
б. бросок с одного шага, 6—8 бросков;
в. бросок с 3—4 шагов, 6— 8 бросков;
г. бросок с разбега, 10— 12 бросков.
Мяч полезно заменять палкой или камнем. Их чередование оказывает положительное влияние на развитие ловкости.
Метание тяжелых снарядов способствует приобретению силы броска. Такое упражнение, не более 12—15 бросков, надо выполнять один раз в неделю.
7. Бег: 500 м + 400 м + +300 м + 200 м.
Отрезки пробегайте свободно, без напряжения, приспосабливая дыхание к ритму шагов. Чем меньше дистанция, тем выше скорость.

Третье занятие.
1. Разминка, 20 мин.
2. Ускорения в горку, 3— 4 раза по 40 м.
3. Низкие старты в горку, 5—6 раз по 25 м.
4. Броски камней из различных положений двумя руками, 6—8 упражнений по 10 бросков.
5. Прыжки в длину:
а. с 5—7 беговых шагов через широкие препятствия, через шаг, 3 и 5 шагов, 3— 4 раза;
б. через барьеры, через шаг, 3 и 5 шагов, 3—4 раза;
в. через два резиновых шнура, с приземлением на обе ноги, 5—6 прыжков;
г. с 5—6 беговых шагов в яму с песком, 4—5 прыжков.
На каждой тренировке длину разбега увеличивайте на 2 беговых шага (каждый ваш шаг равен 6 ступням) и доведите разбег до 12—14 беговых шагов.
6. Легкий кросс, 1,5—2 км.

Помните!
Недельный тренировочный план — это 3 дня занятий + 1 день активного отдыха + 3 дня занятий.
Старший тренер СК «Кузнечик» мастер спорта Иван Ильич Гребенщиков

ТРЕНИРОВКА

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ:
на двух ногах
на одной ноге
по ступенькам на одной ноге через барьеры,
через шаг с разбега через два резиновых шнура,
с приземлением на обе ноги
Прыжок с доставанием головой мяча

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К БЕГУ С НИЗКОГО СТАРТА:
бег в упоре, 8—10 сек игра в «лошадку», 20 м бег в горку ходьба и бег с автомобильной покрышкой или с тяжелыми санками, 40—50 м

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИКОЙ БЕГА:
ходьба на носках с высоким подниманием бедра бег с руками за спиной, с гимнастической палкой или скакалкой
имитация движений рук при беге
бег с высоким подниманием бедра бег
с забрасыванием голени назад

<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz