каморка папыВлада
журнал Костёр 1986-01 текст-4
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 16.04.2024, 10:42

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

ЗА ШАХМАТНУЮ КОРОНУ
Ю. БАРСКИЙ, заслуженный тренер СССР

«Кто на Земле сильнейший шахматист?» — таким вопросом люди стали задаваться очень давно. И вот в феврале 1851 года устроители Всемирной выставки в Лондоне отправили в разные страны письма:
«Всем шахматистам чрезвычайно желательно решить на практике вопрос о сравнительной силе современных знаменитых игроков. С этой целью мы устраиваем турнир представителей всех стран...»
На открытии этого первого международного шахматного турнира зрители и участники с недоумением поглядывали на тридцатитрехлетнего немца. Кто такой?! Неужели Берлинское шахматное общество не сумело подобрать более именитого посланца? Но начались встречи, и скромный учитель математики из Бреславля стал одерживать одну победу за другой. Атака, атака и еще раз атака! Ради нее он бесстрашно жертвовал своим противникам пешки и фигуры, приводя в восхищение всех любителей игры. Выиграв турнир, Андерсен доказал, что в те годы сильнейшим был он. Его-то и признают первым шахматным королем, однако... некоронованным. Почему же? Просто потому, что в то время официального титула «чемпион мира» еще не существовало.
Рассказывают о таком забавном случае. Когда Андерсен почтовыми лошадьми добирался с турнира домой, на одной из станций смотритель заявил:
— Лошадей нет. Будут только через три часа.
— Очень досадно. Не люблю долго ждать,— заметил Андерсен.
— А не хотите ли скоротать время за шахматами? Вы играете?
— Пока не приходилось,— пошутил победитель Лондонского турнира.
— Э, да это не сложно! — и смотритель стал объяснять правила. А закончив, сказал:— Ну, на равных вам пока играть рано: дам-ка я вперед ферзя. Защищайтесь!— и он двинул пешку.
Андерсен нарочно проиграл несколько партий.
— Вы сосредоточьтесь и не подставляйте фигуры,— поучал смотритель.— У вас лишний ферзь, а вы даже ничьей не сделали.
— Послушайте, — оправдывался Андерсен, — а, по-моему, у кого ферзь, тому труднее: только и думай, как его не прозевать и упрятать в безопасное место. Несправедливо! Лучше я попробую играть без ферзя, а?
— Попробуйте, — усмехнулся смотритель, но его лицо стало вытягиваться, когда Андерсен, играя без ферзя, стал выигрывать.
Тут подали лошадей. И уже из кареты Андерсен прокричал:
— Ну, кто прав? Поняли, что с лишним ферзем играть труднее?
Смотритель, раскрыв рот, долго провожал глазами странного партнера...
В 1837 году в семье ньюорлеанского судьи Морфи родился мальчик, задавший потом всему шахматному миру удивительную загадку. Уже первое выступление Пола в турнире было громоподобным: в чемпионате Америки он победил всех противников. И тогда друзья Морфи от его имени шлют вызов одному из сильнейших в мире игроков — англичанину Стаунтону. Ответ груб:
«У меня не столь много свободного времени, чтобы играть с каждым, кто только выразит желание. Мне неизвестны такие успехи Морфи, которые дали бы ему право вызвать меня на матч».
— Он же струсил! Но клянусь, я услышу, как этот Стаунтон произносит: «Сдаюсь!»
И вот Морфи, горя желанием играть, играть и играть, в 1858 году пересекает океан и, прибыв в Лондон, сразу же — без отдыха — предлагает сразиться с любым игроком на любую ставку.
С неслыханным счетом разбивает он лучших английских мастеров. Англия поражена! Заговорили, зашумели газеты. Лорд Солсбери, новый поклонник Пола, публикует «Открытое письмо мистеру Стаунтону, чемпиону Европы», где предлагает ему исполнить долг англичанина и спортсмена — встретиться в единоборстве с молодым американцем. Но лондонские победы Пола лишь побудили Стаунтона принять новые меры предосторожности — коварно предложить Морфи прежде доказать, что он сильнее немецких и французских мастеров.
Морфи взбешен!
— Опять эта хитрая лиса виляет хвостом! Англичане носятся со Стаунтоном, как курица с яйцом, и всюду твердят, что именно он лучший в мире шахматист, но не будь я Пол Морфи, если не опровергну это!
Он едет в Париж. И тут, как и в Лондоне, побеждает всех, побеждает легко, уверенно, красиво. А однажды — в театре Гранд-Опера...
— Господин Морфи! Герцог Карл Фридрих Брауншвейгский и граф Изуар просят вас сыграть с ними в антракте в шахматы.
— В антракте? Но антракт не короток ли для игры?
— Не беда, дорогой Морфи! Можно будет предложить герцогу и графу ничью.
Никаких ничьих! В восемнадцать ходов заматовал Морфи короля, которым сообща командовали герцог и граф. За считанные минуты был создан шедевр, обошедший потом все учебники.
Наконец против заокеанского пришельца выставили самое тяжелое орудие тогдашней шахматной Европы — Адольфа Андерсена. Играли матч до семи побед. Морфи много комбинировал сам, но загадочным, непонятным для соперника образом не позволял это делать ему. Когда он выиграл седьмую партию, на счету Андерсена было только две победы.
— Мистер Морфи! — воскликнул Андерсен. — Вы сильнее всех игроков мира, и я счастлив, что живу с вами в одно время!
Морфи пронесли по улицам на руках.
Продолжая свою триумфальную поездку по Европе, он с почти сухим счетом выигрывает еще несколько матчей, а под занавес его недавние матчевые противники, лучшие европейские мастера, как школьники, усаживаются в ряд, чтобы сыграть с Морфи в сеансе одновременной игры. И еще чем поразил американец шахматную Европу — это сеансами игры вслепую.
— Неслыханно! — говорили одни. — Играть, не глядя на доску, сразу против восьми первоклассных противников! И при этом у шести выиграть, а с остальными закончить вничью!
— Морфи выше Цезаря, ибо он пришел и, не видя, победил! — говорили другие.
И только не довелось ему заставить сдаться Стаунтона: хитрый англичанин ускользнул-таки от расправы под предлогом нездоровья. Морфи возвращается в Америку. В Нью-Йорке он был встречен, как национальный герой. На торжественном приеме выставили огромные щиты с фамилиями побежденных им противников... Но в Нью-Орлеане картина резко изменилась. Все родные, друзья и знакомые Морфи порицали его.
— Поиграл и хватит! Шахматы — не занятие для человека из хорошей семьи.
Его упрекали, бранили, угрожали разлучить с любимой девушкой, подсылали к нему деятелей иезуитского ордена... И Морфи не выдержал — объявил, что навсегда отходит от шахмат и открыл адвокатскую контору. Этот отказ от своего истинного призвания он переживал крайне тяжело и вскоре заболел психическим
расстройством. Как внезапно засверкала, также внезапно и угасла яркая звезда второго некоронованного короля шахмат.
В конце прошлого века установили официальный титул чемпиона мира и назвали главных претендентов — уроженца Праги Вильгельма Стейница и поляка Иоганна Цукерторта. Оба были страстно преданы шахматному искусству и целиком посвятили себя ему. А когда один светский шалопай, проиграв в сеансе Цукерторту, ехидно спросил его: «Вы, кажется, профессионал?» — тот ответил: «В жизни есть только два вида профессионализма — профессионалы труда и профессионалы безделья».
В 1886 году состоялся этот первый матч за титул чемпиона мира. Начало было благоприятным для Цукерторта: он повел со счетом 4:1. Но Стейниц не растерялся и сумел выиграть три партии подряд, а затем, одержав еще шесть побед, стал первым коронованным чемпионом.
Стейниц демонстрировал новый способ достижения победы — накапливание позиционных выгод. И доказал, что партия проигрывается не потому, что противник играл гениально, а лишь из-за ошибки проигравшего.
Первый чемпион мира не раз защищал свое звание. А когда Гаванский клуб предложил Стейницу самому назвать достойного соперника, он указал на выдающегося русского шахматиста Михаила Чигорина.
Они играли в жаркой Гаване, условие — до десяти побед. Девять было у Стейница и восемь — у Чигорина, когда они разыгрывали партию, в которой Чигорин добился совершенно выигрышного положения. Вот как описывает ее один наблюдавший игру американский шахматист:
«Едва ли когда-нибудь мы сможем забыть этот волнующий момент. Более тысячи человек присутствовали при двадцать третьей партии, все обсуждали блестящую стратегию Чигорина. С минуты на минуту ожидали мы сдачи Стейница... Вдруг все приходит в движение: публика вскакивает с мест, русский мастер хватается за голову: «Что я наделал!» Он без всякой надобности, необдуманно увел своего слона, который защищал его от мата в два хода».
Этот зевок, бессознательное движение руки, разом разрушило все кропотливые труды жизни Чигорина, зачеркнуло цель, к которой он стремился на протяжении многих тяжелых лет... Нелепый конец! Сам Стейниц признавал, что только счастливая случайность позволила ему восторжествовать. Он остался чемпионом.
Так сражения за шахматную корону начинались. После Стейница ею владели еще 11 шахматистов. Вторым чемпионом стал представитель Германии Эммануил Ласкер, его победил кубинец Хосе Рауль Капабланка, над которым потом взял верх русский шахматист Александр Алехин. У него выиграл голландец Макс Эйве, но спустя два года Алехин в реванше вернул утерянное. Он умер — в 1946 году — непобежденным, и традиция выявлять сильнейшего только в матче поневоле была нарушена: титул разыграли в турнире. Блестящую победу в нем одержал Михаил Ботвинник. И затем, следуя его примеру, один за другим всходили на «шахматный трон» советские шахматисты: седьмым это сделал Василий Смыслов, восьмым — Михаил Таль, его сменил Тигран Петросян, а к нему «подобрал ключик» Борис Спасский. Американец Роберт Фишер стал одиннадцатым чемпионом, а Анатолий Карпов — в 1975-м — двенадцатым.
Дважды — в матчах 1978-го и 1981-го годов — он блестяще защитил свое звание, но в 1985-м потерпел поражение в единоборстве с самым молодым из когда-либо игравших претендентов. Их встреча проходила в упорнейшей борьбе, а ее заключительный счет 13:11 возвестил о том, что у шахматистов появился тринадцатый чемпион мира — 22-летний гроссмейстер, студент факультета иностранных языков Бакинского педагогического института, член ЦК ЛКСМ Азербайджанской ССР Гарри Каспаров.
Борьба за мировую шахматную корону продолжается...

П. Морфи
А. Андерсен
В. Стейниц
Э. Ласкер
Х.-Р. Капабланка
А. Алехин
м. Эйве
М. Ботвинник
В. Смыслов
М. Таль
Т. Петросян
Б. Спасский
Р. Фишер
А. Карпов
Г. Каспаров


БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ

В редакцию приходят письма. «Мы в школе организовали рок-ансамбль. Пришлите, пожалуйста, ноты и тексты популярных песен...» «Мое главное увлечение — современная рок-музыка. Расскажите в своем журнале о лучших советских и зарубежных группах...» «В нашем классе никто не любит серьезную музыку. Все «помешались» на итальянцах и на других зарубежных певцах, исполняющих рок. Спросишь, почему это им нравится? Никто толком не может ответить...»
Что же такое — рок-музыка? Какова ее роль в современной музыкальной жизни? В чем ее достоинство и есть ли у нее недостатки? Об этом наш первый разговор. Начать его мы попросили народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, композитора Андрея Павловича Петрова.

Энергия молодости
Рок-музыка — явление сложное и во многом противоречивое. Но нет никаких оснований относиться к этому жанру отрицательно и также нельзя не учитывать его популярность. У рока есть свои законы, свои правила, своя специфика, и поэтому нужно научиться разбираться, что в рок-музыке хорошо и что плохо, суметь отличить оригинальную, самобытную музыку от подделок, порою довольно искусных.
Часто молодежь воспринимает рок-музыку обособленно от остальной культуры, в отрыве от музыки прошлого. Для многих только рок отвечает запросам сегодняшнего дня. Пусть ребята любят рок больше всего, но они должны знать, что это только часть огромного мира музыки! А большинство из них под словом музыка имеет в виду только рок, будто бы джаз, народная, оперная, симфоническая музыка просто не существуют! А ведь любая революция, любое новаторство в искусстве, в музыке, всегда имеет точки соприкосновения с прошлым. Многие находки рок-музыки можно обнаружить в музыке симфонической, а в настоящее время рок и серьезная музыка весьма активно влияют друг на друга.
Возьмем, к примеру, рок-оперу Рыбникова «„Юнона" и „Авось"». В этом произведении очень удачно совместились приемы рока и элементы симфонической музыки, а хоровые партии построены по принципу классических оперных хоровых сцен.
Когда я писал оперу «Маяковский начинается», то в какой-то мере учитывал опыт рок-музыки. Мне кажется, что творчество раннего Маяковского — задорное, энергичное, в хорошем смысле «агрессивное» — имеет много общего с динамичностью, импульсивностью рок-музыки. И поэтому в моей опере голос молодого поэта звучит в сопровождении довольно острого ритмического аккомпанемента. Кроме того, были использованы такие инструменты, как бас-гитара, орган — довольно редко встречающиеся в составе симфонического оркестра; активизировалась функция ударных. Я не вижу ничего дурного в динамичности рок-музыки, ведь ее музыкальные темы очень эмоциональны, ритмичны и подразумевают соответствующее восприятие. Главное — не переходить границы художественного вкуса и не стремиться к дешевой популярности, не спекулировать на реакциях публики.
Звучание хорошей рок-музыки — это естественное звучание молодости, это активность, энергия. Есть много примеров, когда эта музыка объединяла людей, направляла их к высоким целям — песни «Битлз», Боба Дилана на антивоенных демонстрациях, да и у нас уже сделано немало интересного, есть талантливые группы и талантливые композиторы. Так что, несмотря на все сложности и издержки, рок-музыка в нашей стране может и должна стать полноправной частью музыкальной жизни!

Если бы я не был актёром
Наш корреспондент встретился с актером Ленинградского театра им. Ленсовета заслуженным артистом РСФСР Михаилом Боярским.
— Какие советские и зарубежные группы нравятся Вам больше всего?
— Наверное, я буду неоригинален, но... «Битлз» — вот основа рок-музыки, без них все дальнейшее было бы невозможно. У нас теперь тоже есть немало хороших ансамблей, однако я предпочитаю группы малоизвестные, даже школьные ансамбли. Очень часто бывает, что какая-нибудь группа, хорошо зарекомендовавшая себя в начале творческого пути, со временем становится чересчур солидной, теряет непосредственность. Пример тому — группа «Земляне». А из молодых ансамблей мне очень нравится ленинградская группа «Секрет».
— То, что Вы поете, имеет отношение к рок-музыке?
— Нет. Я пою эстрадные песни, от рок-музыки они достаточно далеки. Я сам стремлюсь к року, но как-то складывается, что мне предлагают несколько другой материал. Он мне тоже интересен, и я стараюсь исполнять его хорошо, потому что разная музыка нужна. Но даже исполняя эстрадные песни, я внутренне отталкиваюсь от рока, использую те или иные его элементы.
— Вы не собираетесь создать собственную группу?
— Собственную — не знаю, но играть в рок-группе я бы хотел. Недавно я выступал на телевидении в составе группы «Бит», но это был только телевариант. А вообще-то, в свое время, я играл на органе и на гитаре в группе «Кочевники», которая гораздо позже стала называться «Савояры». В юности я занимался музыкой весьма серьезно, окончил музыкальную школу при консерватории по классу фортепиано, сам сочинял. Может быть, мне когда-нибудь удастся заняться рок-музыкой всерьез, хотя уже возраст не тот. Я ведь уже говорил, что рок — удел молодых, то есть очень важно вовремя этим заниматься, чтобы годам к двадцати быть профессионально подготовленным музыкантом, причем все равно, на каком инструменте ты играешь — на барабанах, на гитаре или на трубе, профессиональный навык необходим. Те же «Битлз» начали играть в 13—14 лет, очень серьезно, подолгу репетировали, а потом это количество перешло в качество. А вообще рок — это призвание. Думаю, если бы я не был актером, то, наверное, стал бы рок-музыкантом.

Стремление к новизне
И еще одно интервью. Его дал нам писатель Александр Житинский, автор книг «Голоса», «От первого лица», многих статей о современной музыке.
— Александр Николаевич, чем Вас привлекает рок-музыка?
— В первую очередь, тем, что она непохожа на музыку, на которой я в свое время воспитывался. Мне всегда интереснее все новое, я стараюсь не отмахиваться от незнакомого, а понять и узнать его.
— Как Вы думаете, почему рок-музыка так нравится молодежи? Может быть, потому, что под нее можно весело танцевать?
— Нет, я думаю, танцы — не главное. Молодежь всегда тянется к новому, необычному, а потом, рок во многом соответствует нашей весьма динамичной жизни. К тому же, для молодежи всегда важно, чтобы можно было вокруг чего-то группироваться, а рок-музыка — объединяет.
— Как известно, рок-музыка родилась на Западе, поэтому многие считают, что она не может по-настоящему привиться на нашей почве...
— Но ведь многие музыкальные жанры — джаз, опера — также возникли не у нас. Но со временем они стали привычным явлением, образовали собственные национальные традиции. То же самое происходит с рок-музыкой, и это подтверждает тот факт, что раньше, в основном, наши рок-музыканты пели английские песни, а теперь пишут музыку на собственные тексты. Конечно, эти тексты нередко имеют много недостатков — как у профессиональных, так и у самодеятельных групп. Очень часто приходится сталкиваться с элементарной неграмотностью, с отсутствием поэтической культуры. Но есть и много интересного. Иногда даже хорошие тексты могут производить непривычное впечатление, но в них ощущается стремление идти своим путем, говорить на своем языке о том, что тебя в жизни волнует.

Творческий портрет «Рок-ателье»
Ансамбль «Рок-ателье» — одна из самых популярных рок-групп в нашей стране — был образован в сентябре 1980 года при московском театре имени Ленинского комсомола. Дебют «Рок-ателье» оказался успешным, и в том же, 1980, году фирма «Мелодия» выпустила два миньона с их песнями. Группа в своих творческих поисках ориентируется в основном, на стиль арт-рок. (Арт-рок — одно из направлений в современной рок-музыке, возникшее в середине 70-х годов. Для него характерно тяготение к сложным композиционным формам, повышенный интерес к инструментальной музыке и обращение к классике.)
Ансамбль играл в спектаклях «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона» и «Авось», «Люди и птицы». Высокое инструментальное мастерство музыкантов во многом определило успех у публики рок-опер композитора Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона» и «Авось». Эти произведения значительно расширили представление о выразительных возможностях рок-музыки.
В группе шестеро музыкантов. Это руководитель и основатель ансамбля Крис Кельми, играющий на клавишных инструментах, гитарист Сергей Березкин, Анатолий Абрамов — ударные, флейта, вокалист Александр Садо и бас-гитарист Валентин Лезов. Совсем недавно в состав «Рок-ателье» вошел известный музыкант, певец и композитор Александр Барыкин.
Ансамбль вместе с театром много гастролирует по Советскому Союзу, а в 1984 году выступал во Франции. Арт-рок по-прежнему остается для ансамбля основным направлением поисков. «Рок-ателье» уже давно зарекомендовал себя, как коллектив серьезных исполнителей, идущий путем оригинальных экспериментов. Впереди у них новые концертные программы и новые спектакли. Пожелаем им удачи!
Дорогие ребята! Нас очень интересуют ваши музыкальные вкусы и пристрастия. Кто из советских и зарубежных композиторов, певцов, ансамблей вам близок и почему! Предлагаем вам своего рода домашнее сочинение на тему «Музыка в моей жизни». Самые интересные письма будут опубликованы.
До скорой встречи!
Выпуск подготовил А. ГУНИЦКИЙ
Фото М. Дмитриева


Л. ФАДЕЕВА

Спор о дружбе

О дружбе мы спорили час.
И как-то вышло у нас,
Что все мы неправильно дружим!
Нам случай проверочный нужен,—
Пожар бы, что ли, какой,
А друг с обожжённой рукой!
Или с обожжённой ногой!
Шепчу я: «Держись, дорогой!»
А сам уже с крыши свисаю,
Спасаю Лешку! Спасаю!..
Но он не горел, не тонул,
А я его не спасал.
То он девчонку толкнул,
То он задачку списал,
И если задуматься строго,
То в нем негеройского много.
А если задуматься строже,
То нет его в мире дороже!
Вон он склонился низко.
И вдруг от Лешки записка:
«Нормальная дружба у нас.
И я тебя тоже бы спас».

Чувство цвета

Хорошо, наверно, это:
«Он владеет чувством цвета».
Только Славе так сказали
В нашем выставочном зале
У его картины «Лето».
Он владеет чувством цвета!..
Чувством неба синевы,
Чувством вымытой травы,
Чувством ласточки летящей,
Чувством бури настоящей,
Чувством лютика,
Что плачет...
Он у нас художник, значит!

Порученье

Я даже забыла чуть-чуть про ученье —
Я так полюбила своё порученье.
Я отвечаю за снег и за дождик,
За бурю, которая будет, быть может.
Я за погоду за всю отвечаю:
Я в классе на стенде её отмечаю.

Вычитанье и сложенье

Мы проходим вычитанье.
В математике у нас
Ухожденье, улетанье,
Погрустненье чьих-то глаз...
Лучше действие сложенья:
Прихоженье, приближенье,
Приземленье и встречанье,
И от радости кричанье!

Смельчак

Мы сидим у кабинета.
До чего же страшно это!
А какой он, врач зубной?
Не с ногой ли костяной?
И не в ступе ли сидит?
Не взлохмачен?
Не сердит?
Дверь тихонько приоткрылась,
Врач-царица появилась!
Улыбнулась мне слегка:
— Первый? Вижу смельчака!
Две минуты был я в кресле!
Даже три, с влезаньем если!
Боль терпел не просто так,
А за то,
Что я —
Смельчак!
Рисунок Н. Куликовой


МОРСКАЯ ГАЗЕТА

Год издания — 30-й
Оформление Л. Московского

СКВОЗЬ МИННЫЕ ПОЛЯ
Алексей Михайлович Матиясевич
«Лембит»... Так назвали подводную лодку. Лембит — имя народного героя Эстонии. Когда немецкие феодалы в тринадцатом веке хотели поработить Прибалтику, Лембит поднял эстов на восстание...
Подводная лодка «Лембит» славно воевала в Великую Отечественную войну. Теперь «Лембит» — корабль-памятник. Навечно хранится он в Таллине. А командир «Лембита» Алексей Михайлович Матиясевич живет в Ленинграде. Об одном из эпизодов из прошлого «Лембита» он рассказал в кают-компании «Морской газеты»...
В 1941 году фашисты объявили: «Балтийский флот заперт в Кронштадте! Мы можем плавать на Балтике, ничего не опасаясь!»
Тысячами мин фашисты отгородили Финский залив. Нет прохода в минных полях нигде и никому... И вправду, казалось фашистам, что накрепко заперли они наш флот...
Однажды я получил приказ: «Прорваться сквозь минные поля и напасть на фашистские корабли».
В устье Финского залива распрощались с кораблями эскорта. Дальше началось наше самостоятельное плавание.
На третьи сутки похода Балтика разбушевалась; когда ночью всплыли для зарядки аккумуляторных батарей, на корабль обрушилась шестибалльная волна. Лодку бросало, волны перекатывались через нее, а частенько какая-нибудь особенно «сердитая» волна вкатывалась даже на мостик и накрывала нас с головой. Мы уже находились недалеко от вражеских берегов. Там часто вспыхивали лучи прожекторов, они щупали море, воздух и так же внезапно, как появлялись, исчезали. Водяные брызги секли глаза, мокрая одежда прилипала к телу. Вдруг лодку особенно сильно ударило волной и она так накренилась, что находящиеся на мостике едва не вылетели за борт. Через мгновение краснофлотец в центральном посту доложил, что руль не перекладывается. Лодку несло к вражеским берегам. Шторм не утихал. Берег становился все ближе, лучи прожекторов по-прежнему пронизывали темноту... Командир решил погрузиться и идти под водой. Погрузились, но сразу же обнаружили течь: это заклепки, которыми крепятся приспособления рулей, расшатались, и вода струями текла в лодку. Подводники быстро принялись чинить неисправность: они чеканили заклепки, сильно ударяя по их головкам и конопатили любую щелочку или отверстие. Вода все равно сочилась в лодку, но ее было не так много, чтобы это грозило опасностью.
Эта штормовая ночь всем крепко запомнилась.
Наконец штурман доложил, что мы находимся точно на важной фашистской коммуникации. Командир проверил расчеты. «По местам стоять, мины ставить»,— эта команда прозвучала музыкой для всех. Настал долгожданный момент. Впервые со времени спуска со стапелей «Лембит» производил постановку боевых мин. Пошла первая мина с левого борта, затем вторая — с правого борта, и так поочередно все двадцать мин вышли из шахт.
Впоследствии стало известно, что на выставленном нами заграждении подорвались фашистское учебное судно «Дейчланд», транспорт с грузом железной руды и морской железнодорожный паром.
Долго фашисты не могли поверить, что топят их корабли наши подводные лодки, которые научились пробираться сквозь минные поля. Но поверить пришлось. Больше они не хвастались, что накрепко заперли наш Балтийский флот...
Фото Б. Гесселя

Нам сообщают
Открылся клуб юных моряков в городе Очакове. Очаков — город на берегу Черного моря. Когда-то здесь Суворов бил турок и даже был ранен в бою...
В клубе занимается пока только двадцать мальчишек. Но те, что пришли, решили твердо: будем настоящими моряками — обязательно! Сейчас ребята изучают устройство корабля и морские узлы, знают азбуку Морзе и флажный семафор, проводят спортивные состязания. Пока у них нет своих шлюпок, но практику по гребле юные моряки проходили на шлюпках спасательной станции. Недавно мальчишки нашли на берегу старую, брошенную лодку. Они отремонтировали ее и уже пробовали ходить на ней под парусом. Свой клуб ребята назвали «Буревестник».
Сообщение принял В. ПАРФЕНОВ

Спрашивайте отвечаем
Я составляю свой небольшой «Морской словарь». Но объяснения многих слов в нем еще нет. Нет, например, бескозырки. Если можно, напечатайте про бескозырку.
Вова Ушаков,
г. Пушкин

БЕСКОЗЫРКА — суконная форменная морская фуражка без козырька с лентой на околышке и двумя свободными концами этой ленты сзади бескозырки. На ленте современной бескозырки надпись золотым тиснением: какому флоту или военно-морскому училищу принадлежит курсант или матрос. В дореволюционные времена на ленте обычно было название корабля, к примеру: «Варяг», «Петропавловск», «Стерегущий»...

ФЛАГИ НА МАЧТАХ
РАССКАЗ В КАРТИНКАХ
1. В старину корабли были парусными. На парусниках возили грузы и пассажиров.
2. Воевали тоже на парусных кораблях.
3. Встречались в море два корабля, и капитаны не знали, какой корабль какого государства. Друг или враг.
4. И решили поднимать на мачтах флаги. Какого государства корабль, такой и флаг.
5. Флаг на мачте был виден издалека и служил как бы приветствием. А что если сделать много разноцветных флагов и подавать ими сигналы?
Поднял один: «Я везу почту».
Поднял другой: «Мне нужна помощь».
6. Флагов и сигналов придумали много. Набирая несколько разных флагов, передавали целые предложения.
Этот сигнал означает: «Остановитесь! Имею важное сообщение».
7. Флагами корабли переговаривались друг с другом или с берегом. А в бою с главного корабля отдавали приказы:
«Большой ход», «Прибавьте парусов».
8. Парусный флот сменили пароходы. Люди придумали электрические сигнальные прожекторы, радиосвязь. Но сигнальные флаги остались: они безотказны. Прицепил их к веревке-фалу и поднял на мачту.
9. В наши дни очень многое изменилось на флоте, но сигнальные флаги и сегодня незаменимы.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz