каморка папыВлада
журнал Юность 1987-11 текст-21
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 26.04.2024, 06:35

скачать журнал

„ЮНОСТЬ" — СПТУ

ГАРРИ КАСПАРОВ: «ПОДДЕРЖИВАЮ И... СОМНЕВАЮСЬ»

Об идее «Юности» по духовному шефству над учащимися СПТУ Гарри Каспаров узнал в... США, прочитав в газетах информацию о встрече и беседе Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева с руководителями средств информации и творческих союзов. Возвратившись в Москву, чемпион мира, несмотря на свою занятость подготовкой к предстоящему матчу с А. Карповым, сразу же отозвался на начинание редакции, заявленное ею в сентябрьском номере журнала.
— Конечно, я приветствую такую идею и инициативу «Юности», как начало огромного дела — повышения культурного уровня учащихся ПТУ, а в результате и формирования настоящей, глубокой духовности. Все, что вы задумали — программы по углубленному познанию литературы, музыки, театра, живописи, кино, балета, конкурсы, фестивали искусств, творчества учащихся СПТУ,— и будет способствовать этому. Но давайте, наконец, рассмотрим эту большую и больную проблему по-государственному. Формировать духовность у учащихся СПТУ надо. Сомнений тут быть не может. Но ведь кроме них существует еще огромный контингент учеников общеобразовательных школ, которые нуждаются в подобном шефстве ничуть не меньше. К тому же просвещением молодежи у нас занимаются различные ведомства. Средней школой руководит Министерство просвещения, техникумами — Министерство высшего и среднего специального образования, а СПТУ — Комитет профтехобразования. Получается как в басне про лебедя, рака и щуку.
Разве не противоестественно разделять наше юношество на три части? Не пора ли пересмотреть организационные формы управления нашим средним образованием?
На мой взгляд, необходимо единое государственное ведомство, компетентно и творчески занимающееся организацией всего среднего образования. Должна быть одна, единая средняя школа для всех детей, подростков, юношей и девушек. Нам необходимо учить трудиться всех детей. Так давайте осуществлять обучение труду в единой школе, не разрывая детей искусственно на своеобразные социальные слои — «престижных» и «непрестижных». Пусть преуспевающий ученик овладевает в школе электроникой, а его менее старательный в учебе одноклассник, скажем, слесарным делом. Кроме всего прочего, у отстающего учащегося появится еще и дополнительный стимул подтянуться в учебе, чтобы заняться более престижным ремеслом. А пока школе дано право как бы «выбраковывать», как бычков в стаде, из каждого класса отстающих в учебе и нерадивых в поведении, практически навсегда отлучая их от своего первичного школьного коллектива. Минпрос как бы избавляется от «неблагополучных» ребят, сдавая их Госпрофобру. Вместо объединения нашей молодежи мы ее искусственно расслаиваем.
Сколько сил, средств, ресурсов, квалифицированных педагогических кадров высвободится после ликвидации ненужных ведомств и разделенных систем среднего специального образования! Мы стали привычно прислушиваться к голосам зачастую очень известных, авторитетных деятелей, списывающих педагогические огрехи на родителей. Но ведь не у всех родители обладают достаточной подготовкой, да и много так называемых неполных семей. Как быть в таком случае?
Все-таки носителем всего самого прекрасного и светлого должна быть школа. Поэтому, признаться, хотелось бы, чтобы ваш культурный центр «Личность» работал на всех ребят. «Личность»? Ну, так это же всем подросткам, юношам и девушкам, нужно, интересно. Кстати, если взять неоднородную массу, мне кажется, легче будет на нее воздействовать. Мне, признаться, не нравится, что ваш культурный центр, который вы собираетесь открывать в Москве, предназначен лишь для учащихся профтехучилищ. Программа нацелена на определенный слой молодежи, но при этом она как бы сознательно отделяет его от других слоев. Так получается? Идеально было бы, наоборот, предоставить широкий контакт учащимся СПТУ и другим слоям молодежи.
Вот фестиваль учащихся СПТУ — это отлично. У всех есть свои фестивали, почему бы воспитанникам профтехобразования не иметь свой?
Вы пишете, что наши рабочие очень мало знают о балете. Признаться, я тоже знаю о нем недостаточно. И мне кажется, что не с балета надо начинать формирование духовности. Наверное, проще взять книгу, которая стоит на полке и ждет читателя.
Предупреждаю, что ваша программа будет часто наталкиваться на всевозможные трудности. Скажем, я человек вольный, если меня попросят — могу собрать друзей и мы можем дать ребятам сеанс игры, можем прочитать лекцию о шахматах. Но вам нужна широкая и разнообразная программа. И здесь одними призывами вряд ли можно добиться существенных результатов. Большинство из тех, на кого вы возлагаете надежды по осуществлению идеи редакции,— люди, подчиненные административным аппаратам учреждений, в которых они работают или учатся. Более реально было бы создать какое-то добровольное общество людей, убежденных в необходимости осуществления вашей или аналогичной программы. Скажем, Всесоюзное добровольное общество с тем же названием — «Личность». Пока же есть в основном призывы. Но их в последнее время раздается столько, что мы уже оглохли к ним. Признаться, я не разделяю вашего оптимизма по поводу того, что сторонников у вас будет больше, нежели противников.
Культура молодого рабочего. А что, у молодого инженера дефицита культуры, духовности нет? Безусловно, система высшего образования дает больше знаний, но насчет духовности... В целом она, наверное, у них побольше, но намного ли? Как я понимаю, сама атмосфера, которую мы сейчас скромно называем атмосферой застоя, способствовала тому, чтобы в молодежной среде развивались тревожащие нас сегодня явления. Скажем, отсутствие идеалов... Необходимо, чтобы произошел духовный взаимообмен между самыми разными социальными группами молодежи. И таким образом бороться с застойными явлениями. А то, что именно у учащихся СПТУ получился наиболее резкий отрыв от культуры, духовности,— это, наверное, потому, что они действительно в силу искусственно сложившейся обстановки официально наше будущее, наша гордость, а в жизни как бы учащиеся второсортных учебных заведений.
Затем, мне кажется, в вашей программе пока чувствуется некоторая созерцательность. Если сам человек, в данном случае ученик СПТУ, не принимает какого-то личного участия, хотя бы минимального, в этой культурной программе, толку будет не много. Сейчас у нас образовалось множество направлений, самых разных, где подростку, юноше можно активно работать самому. Овладеть, скажем, компьютерной грамотностью, участвовать в реставрации исторических памятников... Было бы желание. Весь вопрос в том, как его вызвать, возбудить это желание, как побороть инертность. Вот если бы ваше, по существу, духовно-просветительское начало совпало с действием по-настоящему значимым в смысле действенного личного участия самих ребят, а не только слушанием лекций, музыки и так далее, тогда можно было бы рассчитывать на успех такого вот коллективного подряда редакции и творческой молодежи. Я сам сейчас пытаюсь осуществлять общественные начинания. Компьютерный клуб организовали в Москве. Пытаемся создать творческий союз шахматистов. Шахматные видеофильмы снимаем... И уже мы имеем печальный опыт того, что любая общественная программа неизбежно сталкивается с огромным противодействием бюрократизма.
Важно, чтобы прекрасное трансформировалось в какие-то конкретные положительные результаты и действия молодежи.
Идея в том, чтобы поднять, взбудоражить хотя бы минимальную прослойку энтузиастов, наиболее активную часть, готовую к такой работе. Причем это должна быть не административно образованная общность людей, как шеренга в пионерском лагере, а именно добровольная. Объединение подвижников, способное организовать и духовное просветительство, и общественно важное, нужное дело, которым займутся сами ребята. Сейчас наступило время, суть которого можно выразить, скажем, в лозунге «Смелым идеям — энергию действия!». Лишение людей, особенно молодых, возможности самовыражения — это и есть признак того самого застоя, стагнации, которые мы сейчас имеем в наличии. Я часто об этом говорю: проблема самовыражения — она в принципе основная у нас. Конечно, надо иметь что самовыражать, но если человек лишен этой основной, главной человеческой возможности — реализовать себя в каких-то значительных, общественно важных делах, то его желание что-то познавать духовно само собой приблизится к нулю. Нужно объединить этих ребят и внушить им идею, ради которой они начнут и созидательно действовать, и активно формировать в себе духовность.
* * *
Чемпион мира высказался со свойственным ему максимализмом. Его размышления по поводу перестройки всей системы среднего образования, наверное, не бесспорны, но они заслуживают самого серьезного внимания и общественности, и соответствующих инстанций. Учитывая сказанное им, приглашаем самого Гарри Каспарова принять активное участие в работе по шефству над СПТУ.

Так почему же «непрестижно» ПТУ?

Как лучше сыну...
Интервью с мамами отстающих учеников...
ВОПРОС: Хлопот много с ребятами?
Кира Григорьевна Веселова (мама восьмиклассника Пети): Если бы одних хлопот...
Елена Константиновна Петрищева (мама первокурсника ОПТУ Сережи): Мученье и слезы одни.
ВОПРОС: Ну, почему же?
Кира Григорьевна: Учиться толком не желает. Увлечений настоящих нет. Все время тянет на улицу.
Елена Константиновна: Вот и мой так же.
ВОПРОС: А что значит — «увлечений настоящих нет»?
Елена Константиновна: Книги читать — и то не любит.
Кира Григорьевна: Телевизор, магнитофон и двор, улица.
Елена Константиновна: А зимой — в подъездах и на чердаках собираются.
ВОПРОС: Простите, но вы-то что — не посторонние же наблюдатели?
Кира Григорьевна: Это мы посторонние наблюдатели? Утром бежишь на работу, с работы торопишься — все одна мысль грызет: как он там? Чем занят? Что еще натворил?
ВОПРОС: А отец?
Кира Григорьевна: А что отец? Он ведь тоже на работе — с утра до вечера.
Елена Константиновна: Мы одни живем с сыном.
ВОПРОС: Ну, а кто же должен изначально влиять на ребят, наверное, все-таки родители?
Кира Григорьевна: И книги покупаю, и деньги даю — на кино, в театр сходить. Дома постоянно говорим, что учиться хорошо нужно, серьезными делами заниматься нужно, читать побольше нужно... Без толку все.
ВОПРОС: Но, кроме разговоров, им пример нужен. Действующий, постоянный.
Кира Григорьевна: Действительно. Пока мы молоды, неопытны, думаем, как бы одеть, обуть, накормить, уберечь от болезней. А подрос — делай из себя что хочешь. Примером для него уже вряд ли станешь.
Елена Константиновна: Этой мудрости, к сожалению, нигде не обучают будущих родителей. Учит только сама жизнь, да и то, как правило, запоздало. Школа должна давать примеры. Школа. А у нас так: плох ученик — родители виноваты. Невоспитан — родители. Мы же свой производственный брак не приписываем никому. Почему же учитель считает вправе списывать все на родителей?
Кира Григорьевна: Если не в средней школе, так в институте должны же воспитать из них настоящих людей?
ВОПРОС: Как же ваш сын с плохой успеваемостью собирается окончить среднюю школу да еще и поступить в институт? Может быть, разумнее будет в СПТУ податься? По крайней мере профессию приобретет.
Кира Григорьевна: В СПТУ?! К этим рецидивистам? Да никогда в жизни! Репетиторов возьмем — самых лучших, но поступим в вуз. Мы можем позволить себе дать нашему сыну самое лучшее образование.
Елена Константиновна: Простите, я не поняла — о каких рецидивистах вы говорите? Мой сын после поступления в СПТУ как раз в лучшую сторону изменился. Досочки и палочки разные начал собирать. У себя в комнате подставку для проигрывателя и пластинок смастерил. Может, действительно профессия плотника по душе ему окажется...
Кира Григорьевна: Правда? А мой вот совсем ничего не умеет делать. И не любит... Но все равно в СПТУ не хотим. Хотим, как лучше сыну...
...и с мамами успевающих
ВОПРОС: А ваши сыновья? Учатся хорошо, и авторитетом пользуются среди сверстников, и учителя о них хорошо отзываются. В этом, по-видимому, и ваша заслуга немалая.
Степанцова Валентина Сергеевна (мама восьмиклассника Вадима): Конечно, радуемся. Но чтобы одни сплошные радости были — такого, видимо, и не бывает. Нужно успевать и производственные обязанности выполнять, и глаз, как говорится, не сводить с сына.
ВОПРОС: Как это понимать?
Дорошина Нина Федоровна (мама первокурсника СПТУ Саши): Понимать так: хочешь, чтобы сын был воспитанным мальчиком и учился хорошо,— не досыпай по утрам часа два, потрудись вечером столько же над его тетрадками и отдай ему, посвяти всю субботу и воскресенье.
Валентина Сергеевна: Это как минимум. А сколько выдержки надо иметь и как много самой знать и уметь, чтобы, помимо сыновней любви, и уважение к себе как к личности вызвать у него!
Нина Федоровна: Приходится самой учиться постоянно. Подтягиваться до современного уровня знаний, интересов и увлечений.
Валентина Сергеевна: Соблазнов слишком много стало у молодежи. В таком «изобилии» легко сделать ошибочный выбор и заблудиться без мудрого родительского участия.
ВОПРОС: Но ведь постоянная опека родителей может на корню заглушить способность ребят к инициативе, самостоятельности?
Нина Федоровна: Так в этом и заключается родительская мудрость — помочь сделать верный выбор, направить по верному пути, помочь избежать дурного влияния, сформировать в нем нравственные основы личности и соответствующее мировоззрение. А дальше — пусть шагает самостоятельно.
ВОПРОС: А как вы их приобщаете к культуре, развиваете духовно?
Нина Федоровна: Обычно всей семьей посещаем концерты, спектакли, выставки. Потом делимся впечатлениями. Никогда не навязываем своего мнения, сами стараемся прислушиваться к мнению друг друга. Благодаря сыну я, например, стала неплохо разбираться в зарубежной эстрадной музыке, а ему, в свою очередь, привила интерес к классическим произведениям. Мой муж — заядлый путешественник, и мы каждое лето всей семьей отправляемся в походы по стране. Это тоже духовное, я считаю.
Валентина Сергеевна: У нас дома большая библиотека. Сын очень рано научился читать, и приходилось даже отрывать его от книг. Ложился с книгой и вставал с нею. Сейчас, будучи в восьмом классе, уже прочитал почти всего Чехова, читает Достоевского, Неруду, Маркеса. Мы тоже все вместе ходим на выставки, в театры...
ВОПРОС: А какую роль во всем этом — в воспитании, формировании личности ребят — играет, на ваш взгляд, школа?
Валентина Сергеевна: Наверное, школа должна укреплять и развивать полученное детьми в семье. Но в действительности пока в большинстве случаев родители сваливают всю ответственность за них на школу, а школа, в свою очередь,— на родителей.
Нина Федоровна: Ребенок приходит в школу в возрасте, когда он уже во многом сформировался, поэтому, я думаю, главная роль в его воспитании принадлежит-таки семье. Но если говорить об СПТУ, то оно, на мой взгляд, лучше, чем школа, готовит молодежь к самостоятельной жизни.
ВОПРОС: Чем еще увлекаются ваши сыновья?
Нина Федоровна: Радиотехникой. Он в школе еще увлекся ею. Занимался во Дворце пионеров. И в профтехучилище поступил как раз на отделение радиотехники.
Валентина Сергеевна: Вадик тем же увлекся. В последнее время художественная литература на его письменном столе постоянно соседствует с радиосхемами.
ВОПРОС: Тогда, может быть, есть смысл и ему поступить в то же СПТУ, где учится Саша?
Валентина Сергеевна: Нет, нет! Мы в семье решили, что Вадику лучше окончить среднюю школу и пойти в институт. Как ни говори, но после вуза возможностей все-таки больше открывается перед сыном.
Нина Федоровна: Это еще как сказать. Окончив с отличием СПТУ, мой сын будет работать мастером на заводе. Ваш же через пять лет обучения в вузе придет туда на ту же должность. Но к тому времени мой уже будет опытным и высококвалифицированным специалистом и, учась на вечернем отделении того же вуза, получит больше шансов, скажем, быть выдвинутым в начальники цеха, чем ваш, которому еще только предстоит осваивать навыки практической работы. Руководству предприятия, конечно, целесообразнее иметь начальником цеха опытного мастера, обучающегося в институте без отрыва от производства, нежели неопытного выпускника вуза.
Валентина Сергеевна: Неужели это действительно так?
ВОПРОС: Так оно и есть. А что, разве это имеет для вас значение?
Нина Федоровна: Ну, еще бы! Тут надо подумать...

Комментарий чемпиона мира Гарри Каспарова записали и проинтервьюировали мам Модрис АУЗИНЬШ, Татьяна СОШНИКОВА


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz