<- предыдущая страница
РАЗ - СЛОВЕЧКО, ДВА - СЛОВЕЧКО...
Первая ласточка
Уважаемая редакция журнала «Читайка»! Очень признательна всем тем, кто принял участие в создании первого номера журнала. В сентябре 2005 года моя дочь, Елисеева Людмила пошла в первый класс гимназии № 5 города Воркуты. Нам, как родителям, очень хотелось сделать ей неожиданный новогодний подарок, кроме надоевших игрушек, что-нибудь такое, что просто так в магазине не купишь. Вот тогда-то и пришла мысль выписать детский журнал. Долго не могли выбрать, какой. Работая в школе, знаю, что современные дети не любят читать, поэтому остановила выбор на журнале «Читайка», ведь, судя по названию, он призван привлекать детей к чтению. Рада, что не ошиблась. Людмилка с нетерпением ждала первый номер журнала, а когда он пришёл, даже спать с ним ложилась, настолько он ей понравился. Мы попытаемся участвовать в конкурсах, хотя она одна бы не справилась, ей помогали мама и папа. Отправляем вам наши стихотворения.
Будем с нетерпением ждать итогов конкурса.
От имени Елисеевой Людмилы - её мама, Елисеева Наталья Юрьевна.
***
Шли брат с сестрой домой под вечер,
За ними рыженький бежал щеночек.
Вдруг у крыльца присел он резко,
Залаял громко, будто испугался.
То спину гнул пушистенький котёнок,
Шипел, как гусь, и, выгнув хвост, шёл боком.
Сей устрашающий манёвр был не опасен,
Котёнок пойман и обласкан,
Накормлен щедро мясом, «одомашнен»
И назван Стишкою в честь друга-пса.
***
Весенним солнечным деньком
Пошли мы на прогулку.
И увидали пса мельком.
Он шёл по переулку.
Он рыжим был, красивым был,
Вилял хвостом задорно,
Он с нами поиграть решил,
За нами шёл упорно.
«Хороший пёс,» - подумал я.
А вслух сказал: «Алёнка!
Как может наша жить семья?
Ни пса нет, ни котёнка!»
Алёнка замерла в ответ,
Она не ожидала...
И слышу я: «Конечно, нет!
Щенка вам не хватало!»
Мы повернулись и молчим.
Нет никого вокруг.
И не бывало как ни в чём
Лишь человека друг.
Махал он радостно хвостом
И вроде улыбался.
«Не виноват я здесь ни в чём», -
Взглядом сказать пытался.
«Ты что, умеешь говорить? -
Спросила вдруг Алёнка. -
Не может быть! Не может быть!» -
Не верила девчонка.
«Могу, - сказал спокойно он, -
Я говорю стихами».
«Похоже это всё на сон.
Давай расскажем маме!»
И вот щенок у нас.
Умел Стихи он сочинять.
Решили мы его тогда
Стишариком назвать.
В ГОСТЯХ У СЛОВАРЁНЫ
Раиса КУЛИКОВА
Каракули
- Ура! Ура! Ура! - повторял Читайка, разворачивая письмо, которое только что получил. Письмо от Жени. С этим начитанным мальчуганом Читайка познакомился недавно в библиотеке.
- Дыр... Дыр... Нет... Дар... Подарок, что ли? Дор... Ничего не понятно, - Читайка забуксовал сразу же на первом слове письма.
Перевернул страницу, но и там были джунгли непонятно написанных слов.
"Как же расшифровать эти каракули?" - подумал он.
И тут Читайка вспомнил про своего друга, Словарёну, кандидата словологических наук. Словарёна занималась серьезной научной работой. Она была старшей укротительницей слов, вернее, превратительницей. Недавно она превратила слово «мяч» в настоящий мяч, получила премию, а потом на все деньги купила миллион мячей и раздарила детям. Вот какой была эта необыкновенная Словарёна!
Читайка набрал на мобильнике ее номер и очутился в научной СЛОВОболатории. Именно так было написано на дверях.
- Не расстраивайся, - сразу успокоила Читайку укротительница слов, - но расшифровывать эти каракули я не буду. Попроси своего Женю переписать письмо. - И она налила Читайке чай.
- Переписать... Это когда еще будет, - вздохнул Читайка. - А что с письмом? Выбросить?
- Нет! Во всем можно найти хорошее! И даже в каракулях! - твердо сказала укротительница слов.
- Хорошее? В каракулях? - удивился Читайка.
- Разве тебе не нравится это веселое слово «КАРАКУЛИ»? - спросила Словарёна.
- Еще как! Это слово не только весёлое, но и тёплое!
- Тёплое?
- Каракули, - засмеялся Читайка, - дети моей каракулевой шапки.
- Конечно, каракули на письме похожи на завитушки шерсти на каракулевой шапке. Только эти слова - вовсе не родственники, - улыбнулась Словарёна.
- Не родственники? - снова удивился Читайка.
Словарёна подошла к карте.
- Недалеко от знаменитого озера Иссык-Куль есть еще одно: Кара-Куль. Вот оно. Кара-Куль переводится как «Чёрное озеро». Селекционная станция, которая находится около озера, вывела ценную породу баранов, мех которых назвали каракулем.
Читайка не пропускал ни одного слова, даже про чай забыл.
- На тюркском языке слово "кара", кроме "чёрный", означает ещё и "плохой", - продолжала Словарёна. А "кул" в каракулях образовалось не из слова "куль - озеро", а из другого "кул", обозначающего "письмо", "почерк".
Читайка сразу догадался:
"Каракули - это "плохой почерк!"
- Молодец! - похвалила его Словарёна. - Мо-ло-дец!
- Хоть эти слова и не родственники, но все равно близкие,- не сдавался Читайка, - и я тебе, Словарёна, это сейчас докажу.
Читайка взял один из светящихся карандашей, который подлетел к нему и стал рисовать:
"Если поучиться, даже из каракулей может получиться смешной баран каракулевый".
На бумаге появился баран с колокольчиком на шее. Он громко заблеял и, спрыгнув на пол, выбежал из СЛОВОболатории.
- ИзКАРАКУЛИвый баран, - засмеялась Словарёна, - побежал искать свое стадо.
А потом укротительница слов тоже взяла светящийся карандаш:
"Если поучиться, даже из каракулей может получиться чуб смешной КАРАКУЛИвый!"
И Словарёна нарисовала мальчика со смешным кудрявым чубом. Нарисованный подмигнул ей и схватил подлетевший карандаш.
Наступил вечер. А Словарёна, Читайка и чубатый мальчик, позабыв обо всем на свете, все рисовали и рисовали. Звучала музыка, а под потолком кружились изКАРАКУЛИвые облака, а на них танцевали изКАРАКУЛИвые негритята. Вот каким необыкновенным оказалось это обычное слово КАРАКУЛИ.
Дорогие читатели, включите свои воображёметры и нарисуйте нам что-нибудь КАРАКУЛИвое. Чьих каракулей будет больше, не по весу, конечно, тот получит ПРИЗ. А чтобы мы смогли прочитать ваши долгожданные письма, постарайтесь, чтобы они были все-таки неКАРАКУЛИвые.
ФАНТАЗИЛИЯ
Каляки-маляки
Борис ЭЛЬШАНСКИЙ
Сегодня ребята рисуют картинки:
Алеша - игрушки,
Антошка - машинки,
У Маши - коты,
И у Маши - собаки,
А Ира рисует
Каляки-маляки.
Совсем не простые каляки-маляки:
Каляки-маляки - гвоздики и маки
Каляки-маляки - полянка, река,
Каляки-маляки - щенок, облака,
Стрекозы и бабочки, камни и раки,
И всё-всё на свете - каляки-маляки.
Послушные краски
Под кистью Иринки
Летят невесомые,
Точно пушинки:
Все дальше и дальше,
Становится тесно -
Вот-вот на листочке
Закончится место.
Смешались все краски -
Готова картинка.
Детишкам вокруг
Объясняет Иринка,
Что это не просто
Каляки-маляки:
Те красные точки -
Гвоздики и маки,
Вот это - полянка
А это - река,
На травке - щенок,
Над рекой - облака,
Летают стрекозы
И ползают раки.
Рисунок её -
Не каляки-маляки!
МАТЕМАТИКА - МАЛЫШАМ
Евгений МЕРКУЛОВ
Весёлая арифметика
1
У бедняжки единицы
Нет ни братца, ни сестрицы.
Горько плакала она:
«Я одна, одна, одна».
2
Есть игра - найти слова,
Чтоб дружили с цифрой "два".
Два кармашка на рубашке,
Две косички у Наташки,
"Два" в тетрадке у лентяя
И два рельса у трамвая,
Два конька у хоккеиста,
Два погона у танкиста,
Два крыла у канарейки,
Две ладошки у Андрейки...
Все понятно? Ну, вперед -
Наступил и твой черед.
3
Три веселых поросенка
Распевали песни звонко
И кричали, что теперь
Им любой не страшен зверь,
Потому что их соседи
По квартире - три медведя.
4
У стола - четыре ножки,
Под столом дремала кошка.
Так случилось, что со шкапа
На нее упала шляпа.
Смотрит папа - встала шляпа
На четыре белых лапы.
5
Цифру "пять" легко найдешь,
Коль ладошку разожмешь.
Видишь - пальцев ровно пять.
Можешь сам пересчитать.
6
Уродилась чудо-репка,
Да вцепилась в землю крепко.
Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянут мышка, кошка, Жучка.
Вшестером едва смогли
Вынуть репку из земли.
7
В день рождения Андрей
Пригласил своих друзей:
Колю, Олю, Сашу, Дашу,
Пашу, Машу и Наташу.
Скольких ждет гостей Андрей?
Сосчитаем их скорей.
Получилось ровно семь -
Угощенья хватит всем.
8
Кот с рыбалки возвратился
И товарищам хвалился:
Я, друзья, хоть ростом мал,
Восемь рыб больших поймал -
Трех плотвичек, двух угрей,
Щуку, пару пескарей.
Посчитай, дружок, улов -
Не ошибся ль рыболов?
9
Буратино в магазине
Покупал цветы Мальвине:
Три гвоздики, три тюльпана,
Три пиона-великана.
Кто ответить мне готов,
Сколько выбрал он цветов,
Чтоб составить свой букет?
Девять? - Правильный ответ!
0
Карандаш возьми, дружок,
Нарисуй один кружок.
Получилась цифра "ноль",
У нее двойная роль.
В одиночку ноль - ничто,
Просто дырка, но зато
Он другие числа враз
Увеличит в десять раз.
Художник Евгений СОКОЛОВ
ПОЛЕЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Ольга ШАЛЬНЁВА
ЖИЛО-БЫЛО МЫЛО
Словарь Даля так определяет мыло: «Соединение жирного вещества со щёлочью для мытья и стирки».
Но не так всё просто! Сколько нужно жира, а сколько щёлочи, чтобы и грязь отмыть и кожу при этом не повредить?
От золы до кокоса
Первые сведения о мыле приводит древнеримский врач Гален. В те далекие времена мыло изготовляли из естественных жиров и золы. Оно очень плохо пенилось и так же плохо отмывало грязь. Но по своим моющим свойствам было все же лучше, чем глина или песок.
Позже в Европе появился «мыльный корень» - растение из семейства гвоздичных. Его корни толкли в воде и получали что-то наподобие мягкого мыльного раствора. Именно от него пошли все современные моющие средства, шампуни и лосьоны для умывания.
Прошло еще немало лет, пока возникло некое подобие мыловаренного производства. Тогда мыло больше походило на мазь, и хранили его в стеклянной посуде. Настоящий расцвет мыловаренное производство получило только в XIX веке, когда был изобретен простой способ получения соды - необходимого «мыльного» компонента. Это было революционное открытие, после которого начали возникать целые «мыльные» империи.
Из чего варится мыло? Основным компонентом служат растительные масла: кокосовое, хлопковое и даже подсолнечное. Или животные жиры. Но еще необходима сода. При варке образуется так называемый мыльный клей, из него получают различные виды мыла, в том числе привычное нам, туалетное, в рецептуру которого входит кокосовое масло. Затем "клей" подсушивают, добавляют туда красители и превращают его в тонкую мыльную ленту, которую прессуют затем в плотные и однородные мыльные брусья, из которых штампуют отдельные куски. Шлифовальная машина придает кускам обтекаемую, а порой весьма замысловатую форму, выдавливает на каждом куске название мыла, а иногда и какой-нибудь рисунок. Туалетное мыло должно иметь приятный запах, цвет, удобную форму и не оказывать вредного воздействия на кожу. Еще более высокие требования предъявляются к детскому мылу.
А нужно ли оно вообще?
Некоторые современные исследователи утверждают, что не так уж неправы были наши предки, которые не только мылись раз в неделю, но и использовали вместо мыла более простые средства. Японские ученые говорят о том, что каждодневный душ с мылом уничтожает защитную пленку, а значит, стимулирует процесс старения кожи и всего организма в целом. Более того, вместе с грязью смываются полезные микроорганизмы, и это тоже приводит к ослаблению иммунитета.
Поэтому, может быть, и мы вскоре откажемся от привычных моющих средств и будем, подобно древним красавицам, очищать кожу маслом?
Другие исследователи не советуют мыться с мылом на ночь. Они утверждают, что так как мыло - это сильный щелочной раствор, получив большую дозу щелочи с водой через кожу, человек долго не может уснуть. Рекомендуется «успокоить» такую кожу специальными гелями и кремами.
И все же правило «руки мой перед едой» подразумевает, что делаешь ты это с мылом, а не просто размазываешь грязь по ладоням под струей воды. Ведь от этого зависит и здоровье всего организма, а не только красота твоих рук.
Мыло бывает:
Глицериновое. Твердое туалетное мыло, содержащее в качестве смягчающей и увлажняющей добавки глицерин.
Дегтярное. Относится к медицинским сортам, применяется для мытья головы, против перхоти.
Детское. Целая группа разных мыл, как правило без отдушки и красителей. Мягко и бережно очищает кожу и защищает естественную жировую пленку.
Жидкое. Как правило, смягчающее мыло для кожи лица и рук. В отличие от твердого, содержит меньше щелочи.
Зеленое. Медицинский дезинфицирующий сорт, содержит темно-бурую массу из растительных масел.
Кастильское. С добавлением оливкового масла для смягчения кожи.
Лечебно-косметическое. Оказывает бактерицидное действие, смягчает, увлажняет, очищает кожу. Бывает с разными добавками: борной кислотой, ланолином, вазелиновым маслом и др.
Прозрачное. В его рецептуру вводят спирт, сахар, глицерин, которые задерживают процесс кристаллизации. Рекомендуется для нормальной и жирной кожи.
Твердое, туалетное. Целая группа мыл для ухода за телом. Обладает повышенной пенообразующей способностью и растворимостью, приятным запахом. В зависимости от количества кокосового масла бывает разных сортов. Содержит отдушки и красители.
Хозяйственное. Для стирки белья и других технических целей. Обладает хорошими очищающими свойствами. Для ухода за телом не рекомендуется.
Художник Наталья СИНЁВА
ГАЛЕРЕЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ
Мудрые Советы Журналистки Всех Времен и Народов Крыски Лариски
Дорогие ребята! Если вы хотите стать шпионами, журналистами, агентами и вообще полезными людьми, добро пожаловать в мою школу!
Она работает круглосуточно!
Урок первый
1. Самое главное - достоверная информация.
2. Для того чтобы узнать достоверную информацию, нужно устроить слежку за интересующим тебя объектом.
3. Вокруг интересующего тебя объекта подчас происходят интересные события, поэтому не нужно упускать его из виду. Он идёт по улице, вы бежите следом, он сидит на стуле, вы - под стулом. Он несёт чемодан, вы - в чемодане! Он сидит за компьютером, вы - за монитором.
4. Если какое-то событие произошло в действительности, то для создания правильной о нём статьи недостаточно сказать, что этого события не было. Глупо отрицать очевидное. Тем более что нет события - нет журналистского материала. Важно признать: да, событие имело место быть.
5. Если кто-то из твоих «любимых» друзей, например Крокодил Гена или Чебурашка, там был, не нужно отрицать этого факта и доказывать, что их там не было. Нужно признать факт присутствия. Но представить его в таком свете, чтобы героям было не отвертеться.
6. При этом важно сопровождать материал литературными аналогиями. Литературная аналогия - это когда сходное событие происходило с другими персонажами. Сходство событий должно быть очень условным, но убедительным.
7. Важный приём хорошего журналистского материала - риторический вопрос, обращённый к публике. На него никто вам не будет отвечать, потому что ответ сам собой разумеющийся. Вся публика будет на стороне автора. Риторическим вопросом мы вызываем доверие публики тем, что как бы приглашаем ее к диалогу с нами.
Вот, например, имеем неопровержимый факт: Гена идёт вдоль рельсов и несёт Чебурашку. Глупо отрицать этот факт и говорить, что никто никого не нёс, или уверять, что Чебурашка нёс крокодила Гену, или что оба они несли чушь. Никто не поверит. Да и фотографию к этому событию трудно смастерить. Нет, нам нужна правдивая фотография, чуть-чуть подправленная в цвете: голову у Чебурашки придется перекрасить в белый цвет.
Можно сказать так: Чебурашка во время путешествия с крокодилом Геной устал поедать торт из коробки, измазал им себе голову и сказал: «От жары и тяжести у меня мозги на голове появились, не знаю, откуда бы им здесь взяться...»
И бедненький несчастненький Гена, измученный жаждой, тащит толстого и обленившегося друга по железнодорожным путям. Точно так же в сказке «Волк и Лиса» волк тащил здоровую и хитрую лисицу, которая к тому же еще ехидно припевала: «Битый небитого везет».
Можно, конечно, добавить: «Доколе мы будем верить всяким проходимцам, обнаруженным в сомнительных посылках?» Но это будет уже перебор. Неэтично по отношению к сомнительным посылкам.
Репортаж готов. Можно запускать в печать и получать гонорар.
Задание ребятам
Используя мудрые мои советы, опишите другие события, произошедшие с героями сказок Б. Успенского.
Художник Марина РЮМИНА
ПОИГРАЕМ!
Игорь СУХИН
УДИВИТЕЛЬНАЯ ПЛАНЕТА
Однажды Читайка попал на странную планету. Те ответы, которые на Земле неправильны, - здесь считаются верными. Начнём игру.
1. Старше всех: папа, мама или ты?
2. В зоопарке ты не прочь открыть клетку: с кроликами, с обезьянами или со львами?
3. Чтобы сделать уборку, тебе больше всего пригодится: футбольный мяч, тряпка или пылесос?
4. Когда ты проголодаешься, то можешь съесть: пирожок, бутерброд или компьютер?
5. Удобнее всего тебе спать: на кровати, на диване или на пианино?
6. Голыми руками ты любишь рвать: помидоры, крапиву или груши?
7. Зимой ты катаешься: на лыжах, на санках или на лодках?
8. Летать можно: на самолёте, на вертолёте или на телевизоре?
9. В новогоднюю ночь Дед Мороз дарит детям: игрушки, книжки, льдинки?
10. В школе ты мечтаешь получать: четвёрки, пятёрки или подзатыльники?
11. Легче всего перепрыгнуть: через пень, через канаву или через океан?
12. Играя в футбол, ты бьёшь: по мячу ногами, руками или головой?
13. Ты обожаешь, когда тебе предлагают сходить на часок: за грибами, на стадион, в угол?
КРОКОДИЛ, ЕГО ДРУЗЬЯ И ВРАГИ
Тест по сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»
1. В одном густом тропическом лесу жил: Андрюшка, Ванюшка, Чебурашка?
2. Чебурашка: известный науке зверь, неизвестный науке зверь, полу известный науке зверь?
3. Крокодила звали: Гоша, Гена, Гриша?
4. Сколько раз в дверь нужно было звонить крокодилу: три, три с половиной, четыре?
5. В спектакле крокодил исполнил роль: Красной Шапочки, Ивана-царевича, Василисы Премудрой?
6. Сколько лет было «молодому» крокодилу: пять, десять, пятьдесят?
7. Весь вечер Гена играл сам с собой в: поддавки, шахматы, крестики-нолики?
8. Оружие старухи Шапокляк: рогатка, автомат, пулемёт?
9. Крысу старухи звали: Раиска, Лариска, Редиска?
10. Носорога, который загнал старуху Шапокляк на дерево, звали: Птенчик, Цыпочка, Злодей?
11. Девочка Маруся: двоечница, отличница, троечница?
12. Мальчик Дима: драчун, молчун, ворчун?
Художник Марина РЮМИНА
ТРАНСПОРТНЫЙ СПОР-КЛУБ
Владимир ДРУК
ТАМ или ТУТ
Едет поезд через реку,
Едет поезд по мосту.
И попыхивает кверху
Гордо поднятой трубой.
Там, конечно, пассажиры
Все на лавочках сидят.
Там, конечно, пассажиры
Масло с курицей едят.
Там, конечно, пассажирам
К чаю сахар подают.
И, конечно, пассажиры
Песни радостно поют.
Но такой же точно поезд
Отражается в воде.
И труба его большая
Почему-то смотрит вниз.
Там, наверно, пассажиры
Безбилетные сидят.
Там, наверно, пассажиры
Целый день в окно глядят.
Там, наверно, пассажирам
Чай вообще не подают.
И, конечно, пассажиры
Песни грустные поют.
На мосту остановился
Поезд - эх! - на пять минут.
Размышляют пассажиры:
ТАМ мы едем или - ТУТ?
Художник Евгений СОКОЛОВ
ДОРОГА К КНИГЕ
Путешествие по ГОЛУБОЙ СТРАНЕ
Проверь себя
К странице 7. Нужно задать тексту вопрос: «Что это за белый пар?»
Возможный ответ. «Это туман».
К странице 8. Вопрос:
«Почему ива плачет? Что случилось?»
В душе у Читайки могли появиться жалость, сочувствие, желание помочь.
К странице 9. Ответ:
«Наверное, дедушка хотел услышать от внука о рабочих, трудовых руках, которыми вся жизнь, весь белый свет держится».
К последней обложке
Дорогие ребята!
Читайка и Совёнок решили отправиться на поиски самого таинственного клада, спрятанного царём Иваном IV. На пути им встретятся лабиринты, лестницы, разные персонажи и клады. Отгадайте, какой клад ищут друзья. Подсказка находится в кроссворде.
Уважаемые родители!
Занятия по системе Г. Граник направлены на то, чтобы формировать у ребенка способность прогнозировать. На прогнозирование направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения; придумать ответы на скрытый в тексте вопрос; задать вопрос тексту; предложить концовку текста. Такие тексты даны не случайно. С их помощью у ребенка формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора, умение ценить шутку.
Николай ЧУКСИН
Время прилета птиц
Первыми в середине марта, когда кругом еще лежит снег, к нам прилетают грачи. Когда вскрываются реки, то с юга летят птицы, живущие около воды: утки, чайки, цапли. Это вторая волна перелетных птиц, время таяния снегов. Во второй волне к нам прилетают еще и скворцы, зяблики, трясогузки, зарянки. Над оттаивающими полями звучат серебряные мелодии жаворонков. В лесу пока много снега. Гуси и журавли уже прилетели, и их часто можно встретить в районе разливов рек: вода в это время поднимается высоко, затапливая низкие места. Когда проснутся первые насекомые, то летят птицы третьей волны, которые находят корм на земле, на листьях и на веточках: пеночки-теньковки, варакушки, мелкие кулики. Ни комаров, ни мошек в воздухе пока нет, а когда и они появятся, то прилетают мухоловки, пеночки-веснички, кукушки, вертишейки, соловьи. Это четвертая волна прилета, начало мая. Пятая волна прилета наблюдается в течение всего мая - прилетают птицы, зимующие очень далеко, даже в Южном полушарии: серые славки, иволги, чечевицы, удоды. Последняя волна прилета происходит в начале июня. К нам летят ястребиные славки, различные камышёвки и редкая у нас птица - золотистая щурка. Они пробудут здесь недолго и через два месяца засобираются в обратную дорогу.
Кстати, птицы улетают на юг не потому, что у нас холодно: те же щеглы, овсянки, синицы переживают с нами и самые холодные зимы. Главное - каждая птица ищет свой корм, и те птицы, чей корм зимой исчезает под снегом или глубоко прячется, улетают, чтобы весной вернуться опять.
Время прилета птиц...
Фото автора
Кроссворд:
1. Один из братьев, создавших наш алфавит.
2. Фамилия русского первопечатника.
3. Изобретатель кириллицы.
4. Прозвище царя Ивана IV.
5. Собрание книг.
Художник Лилия ГУСЬКОВА
<- предыдущая страница