каморка папыВлада
журнал Читайка 2006-04 текст-1
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 23.08.2017, 01:22

скачать журнал

страница следующая ->

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Читайка
№ 4 2006 апрель

Читайка и Совёнок приглашают в сказочный мир книги


Рената МУХА, Вадим ЛЕВИН
Книжная колыбельная

За окошком ночь настала,
Где-то вспыхнули зарницы,
Книжка за день так устала,
Что слипаются страницы.
Засыпают понемножку
Предложенья и слова,
И на твердую обложку
Опускается глава.
Восклицательные знаки
Что-то шепчут в тишине,
И кавычки по привычке
Раскрываются во сне.
А в углу, в конце страницы,
Перенос повесил нос -
Он разлуку с третьим слогом
Очень плохо перенес.
Недосказаны рассказы,
Недоеден пир горой.
Не дойдя до этой фразы,
На ходу заснул герой.
Перестало даже пламя
Полыхать в полночном мраке,
Где дракон с одной драконшей
Состоит в законной драке.
Никого теперь не встретишь
На страницах спящей книги,
Только медленно плетутся
Полусонные интриги.
Дремлет юная невеста
По дороге под венец,
И заснули середина,
И начало, и
КОНЕЦ.

Художник Василий ВЛАСОВ


Читайка № 4 2006
Ежемесячный журнал для детей младшего школьного возраста
Издается с 2006 года
Учредители: Русская школьная библиотечная ассоциация ООО «Школьная библиотека»
Издатель ООО «Школьная библиотека»
Руководитель проекта Надежда Михайлова, комитет по чтению Российского книжного союза
Главный редактор Татьяна Жукова
Зам. главного редактора Ольга Чернорицкая
Главный художник Екатерина Петрова
Редколлегия:
Ирина Токмакова
Татьяна Оверчук
Марина Дружинина
Виктор Лунин
Борис Минаев
Виктория Авдеенко
Ольга Полякова
Игорь Сухин
Ирина Тихомирова
Генриетта Граник
На обложке рисунок Екатерины Петровой
Адрес для писем: 109012, Москва, М.Черкасский пер., д. 1/3, комн. 437
Тел./факс: (495) 230-10-69
e-mail: s-bibl@mail.ru
Рукописи присылать: e-mail: ol-olga@rambler.ru
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Рег. № ПИ ФС77-21537 от 21 июля 2005 г.
Отпечатано в ОГУП "Областная типография "Печатный двор" 432049, г. Ульяновск, ул. Пушкарева, 27. Тираж 3000 экз. Заказ № 873.
Подписной индекс по каталогу «Роспечать» - 20246
Журнал выпущен при поддержке Российского книжного союза и ОЦ «Московский дом книги»


В НОМЕРЕ:

Ералаш в гостях у Читайки
Ольга Чернорицкая. На журнальной поляне ...2
Наталья Соломко. Когда великие были маленькими ...4
Сергей Георгиев. Два попугая ...5

Буквоежка
Борис Вайнер. Игры слов ...6

Дорога к книге
Генриетта Граник, Ольга Соболева.
Путешествие в страну книги ...7
Проверь себя ...40

Учим английский
Александр Парфентьев. Липус-Типус ...10

Познавательные Читайкины сказки
Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква А ...14

«Раз - словечко, два - словечко...»
Людмила Уланова. Поэтический мастер-класс ...18
Людмила Елисеева. Стихи на конкурс ...22

В гостях у Словарёны
Раиса Куликова. Каракули ...24

Фантазилия
Борис Эльшанский. Каляки-маляки ...27

Математика - малышам
Евгений Меркулов. Весёлая арифметика ...28

Полезные предметы
Ольга Шальнёва. Жило-было мыло ...30

Галерея литературных героев
Ольга Чернорицкая. Мудрые советы Журналистки Крыски Лариски ...34

Поиграем!
Игорь Сухин. Удивительная планета ...36

Транспортный спор-клуб
Владимир Друк. Там или тут ...38

На вкладке игра по сказке А. Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино"


Ералаш в гостях у Читайки

На журнальной поляне

Совёнок пригласил Читайку прогуляться по волшебному лесу. Недолго они блуждали - вышли сразу же на полянку. На полянке - разноцветные домики. А из домиков выглядывают человечки. Читайка прочел название населённого пункта: «Периодика». Вот человечки высыпали на полянку и представились: «Я - Мурзилка», «Я - Кукумбер», «Мы - «Веселые картинки», «Я - Ералаш», «Я - Филя». Совёнок сказал, что всё это - детские журналы. Каждый месяц домики у них меняются, потому что журналы выходят, как правило, раз в месяц. Газеты и журналы называют периодикой, потому что они выходят периодически. На газетной полянке у некоторых жителей домики меняются вообще каждое утро! А вот на полянке ежегодников домики меняются только раз в год.
Читайку все журналы стали звать в гости. Ближе всех стоял домик журнала «Ералаш». Поэтому, пообещав всем остальным прийти в другие дни, Читайка отправился в гости к Ералашу.
На стене у Ералаша висела большая карта страны Ералашландии, портреты уморительных правителей и, в рамочках, веселые законы. Ералаш сказал: «Мы создаем могучее юмористическое государство и объявили войну скуке, серости и лени. Пусть ваши читатели тоже поддержат нас!»
Читайка сфотографировал карту, а вот законы страны переписать не успел.
Напишите их сами. И пришлите в редакцию журнала «Ералаш» по адресу:
117049 Москва, Крымский вал, 8/2, от Читайки такого-то.
Читайке очень понравились истории из рубрики «Когда великие были маленькими».
Почему? Потому что они - о книгочеях, таких же читайках, как и наш герой.

Ольга ЧЕРНОРИЦКАЯ


Наталья СОЛОМКО
КОГДА ВЕЛИКИЕ БЫЛИ МАЛЕНЬКИМИ

Нас там ждут
Учась в университете, юные братья Гримм подружились с профессором Савиньи, у которого была прекрасная библиотека, и часто заходили к нему в гости, чтобы почитать.
Однажды, когда Якоб и Вильгельм пришли к профессору, луга сказал им:
- Господина Савиньи нет дома, - и закрыл дверь.
Братья постучали снова.
Дверь открылась.
- Простите за беспокойство, - сказал слуге Якоб, - но не будете вы любезны сказать нам: а книги дома? Если да, то проведите нас к ним, они нас ждут...

Нехороший мальчик Жюль
Однажды к матери юного Жюля Верна пришла с жалобой соседка:
- Ваш сын дурно влияет на окрестных мальчиков.
- Но каким образом? - удивилась мать Жюля. - Ведь он с утра до ночи сидит в библиотеке и читает...
- Вот именно, мадам! А начитавшись всех этих вальтер-скоттов, куперов и майн-ридов, он потом взахлеб рассказывает нашим мальчикам про пиратов, индейцев и путешественников...
- Но что в этом плохого? - удивилась мать будущего писателя.
- А то, что после этого ваш Жюль возвращается в библиотеку читать дальше, а наши мальчики начинают тайком сушить сухари и копить деньги, чтобы убежать на необитаемый остров!..

Художник Андрей МАРТЫНОВ


Сергей ГЕОРГИЕВ, главный редактор киножурнала "Ералаш"
Два попугая

Два попугая закончили попугайскую школу.
Первый из друзей был смышлёным и любознательным. Он выучился разговаривать на многих человеческих языках, имел приятный голос и приличные манеры.
Второй попугай был обычным балбесом. Он не помнил ни слова по-английски или португальски, а только и умел, что оглушительно рыкнуть, будто африканский лев.
Имея много свободного времени, попугаи отправились посмотреть мир. Скоро они проголодались и встретили человека, который нёс с базара корзину фруктов.
- Любезный прохожий! - вежливо обратился к незнакомцу образованный попугай. - Счастливая судьба подарила нам столь приятную встречу! Ваше лицо излучает доброту, а мы проголодались! Не угостите ли вы нас сочным яблоком или спелой грушей?
Попугай не договорил.
- Ах вы, прохвосты и попрошайки! - закричал человек и поднял с земли палку, чтобы запустить ею в попугаев.
Но тут второй путешественник, балбес, который только и умел рычать по-львиному, издал такой громоподобный рык, что всё задрожало вокруг.
Человек выронил палку, бросил полную корзину отборных фруктов и в испуге бросился бежать прочь.
- Сердечное вам спасибо за прекрасное угощенье! - прокричал ему вслед образованный попугай.

Художник Василий ВЛАСОВ


БУКВОЕЖКА

Борис ВАЙНЕР
Игры слов

Догонялки
Вот вам для начала маленькая история.
Катилось себе по дорожке слово КОМ, никого не трогало. А за ним взяло и увязалось слово ПАС. Догнало, уцепилось - дальше КОМПАС покатился. То ли в лес, то ли в степь, то ли на юг, то ли на север. Ничего, не заблудится, стрелка дорогу покажет.
А теперь подумайте, какие слова, как вагон к паровозу, прицепились к словам ЛИС, КАР (это такая автотележка, на вокзалах грузы возит), КРОТ. При каждом из них найдётся хотя бы одно такое шустрое и прилипчивое словечко. А при некоторых других - и не одно.

Прятки
Маленькие слова умеют прятаться в большие, примерно как матрёшки друг в друга. В слове РАКЕТА, если присмотреться, живут и РАК, и КЕТА (если вы не слышали, это такая рыба). Порой в одном слове столько же слов, сколько букв. А иногда - и больше! В слове ГРОЗА есть РОЗА (то есть всего два слова), в слове БРАК - БРА (светильник) и РАК (всего три), а в слове ФОКУС - ФОК (мачта), КУС (большой кусок) и УС (всего четыре слова).
Ну-ка, посчитайте, сколько слов в словах КОЛБАСА, БАРСУК и КАРАТ. Советуем вначале запастись «Словарём русского языка». А может быть, и «Словарём иностранных слов»: ведь у нас давно прижились многие слова-иностранцы.

Гляделки
Представим, что слова глядятся в зеркало, где, как известно, всё наоборот: что было слева, будет справа. Некоторым словам это хоть бы хны: ШАЛАШ, КАЗАК, ТОПОТ - что справа налево читай, что слева направо. А вот другие смотрят - и себя не узнают: ТОК видит незнакомого КОТа, ГРОТ - какой-то ТОРГ. А знаешь ли ты ещё какие-нибудь слова, которые при чтении справа налево меняются до неузнаваемости (хотя и не становятся просто набором букв)?


ДОРОГА К КНИГЕ

Генриетта ГРАНИК, Ольга СОБОЛЕВА
Путешествие по ГОЛУБОЙ СТРАНЕ

Карточка-подсказка
Чтобы не забегать вперед при чтении, рекомендуется пользоваться волшебной палочкой-открывалочкой - обыкновенной непрозрачной закладкой, которая открывает текст по строчкам.
Для проверки своих размышлений, правильности выполнения заданий необходимо посмотреть на страницу "Проверь себя".
После выполнения заданий обязательно нужно читать текст целиком, от начала до конца, радуясь и удивляясь его красоте и мудрости.
Рекомендуем завести специальную тетрадь, в которой можно делать зарисовки, если после чтения возникнет такое желание; писать ответы на вопросы задания, а потом проверять их; записывать свои впечатления от чтения.

Подводная жизнь

По дороге в Изумрудный город Совёнок и Читайка попали на Голубое озеро. Там что-то происходит. Читай текст и выполняй задания.

Вечером над озером
Ходит белый пар.
Что нужно сделать?
Правильно! Задать тексту вопрос. Какой?
Придумай ответ на вопрос. Проверь себя, заглянув на стр. 40.

Это рыбы в озере
Что же они могут делать? Сравни свой ответ с текстом. Придумай веселый ответ.

Ставят самовар
И. Пивоварова
Не забудь прочитать текст от начала до конца.

Удивительная встреча

Читайка встретил по дороге Плакучую Иву. Вот что он увидел:

Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Какой вопрос возник у Читайки? Проверь себя - прочитай правильный вопрос на с.40.
Помоги Читайке расспросить Иву о том, что случилось. Задавай вопросы-предположения: «Может быть, у тебя, Ива, случилось...?»
Проверь себя, читая текст дальше.

Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
И. Токмакова
Подумай, какие чувства могли появиться у Читайки после встречи с Плакучей Ивой.

Карточка-подсказка
Когда разговаривают люди, они задают друг другу вопросы, отвечают на них, высказывают свое мнение. Текст тоже может задавать вопросы, отвечать, высказывать свое мнение (не только мнение автора, но и мнение персонажа, с которым он не согласен).

Умная беседа

В этом тексте разговаривают дедушка и его внук Петя. Когда будешь читать, старайся опередить Петю, ответить на вопросы дедушки раньше его.

Для чего руки нужны
Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы.
Спросил как-то дедушка внука:
- А для чего, Петя, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
- А еще для чего? - спросил дед.
- Чтобы ложку держать.
- А еще?
- Чтобы кошку гладить.
- А еще?
- Чтобы камешки в речку бросать...
- Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и обо всех других людях по своим рукам судил.
Е. Пермяк
Подумай, какого ответа ждал от Пети дедушка. Проверь себя на с.40.

Художник Елена ОВЧИННИКОВА


УЧИМ АНГЛИЙСКИЙ

Александр ПАРФЕНТЬЕВ
Липус-Типус

Урок 1. Странная посылка

Если вам придёт однажды посылка с чем-то мягким и коричневым, то не говорите громко: "Липус-Типус!" - иначе с вами произойдёт то же, что случилось со мной и моим другом Генкой. О! Это просто ужасная история!
А дело было так...
Моему папе пришла посылка, подписанная нерусскими буквами. Внутри коробки что-то перекатывалось. Папа очень удивился. Он протёр очки и прочитал:
From London
- Ух ты! Лондон - это столица Англии. Жаль, что в школе я учил французский. - Папа крикнул маму: - Дорогая, подойди, пожалуйста! По-моему, тут по-английски написано. Что такое London, я понял. А что такое From?
- Столица Франции? - предположил Генка, но папа строго посмотрел на него:
- Учите географию, мой друг. Столица Франции начинается на пэ.
Когда пришла мама, всё сразу стало ясно. Моя мама учительница английского языка. Она ткнула белым от муки пальцем в непонятное нам слово и сказала:
- From - это "из". Значит, From London будет...
- Из Лондона! - первым догадался папа.
- Вот именно, - обрадовалась мама за папины способности к языкам. - Это означает, что посылка пришла из Лондона. Дорогой, у тебя разве есть родственники в Англии?
- Нет у меня никаких родственников в Англии.
- Тогда кто прислал тебе посылку? - спросил я.
Папа развёл руками. Он взял ножницы и вскрыл коробку. Мы с Генкой сразу сунули туда головы, но папа отогнал нас. Он сказал, что посылка пришла ему, и если он захочет, то может вообще никому не показывать, что в ней.
В коробке лежала блестящая банка.
- Сгущёнка! - воскликнул Генка и облизнулся.
- Зачем нам сгущёнка? - удивился папа.
- Но это же английская сгущёнка, - обрадовалась мама. - Я сварю её, и мы будем намазывать её на хлеб.
- Но на банке ничего не написано, - пробормотал папа. - Нельзя варить неизвестно что. Тут даже цифр никаких нет.
Он взял консервный нож и вскрыл банку.
Внутри оказалась коричневая масса, похожая на пластилин. Папа потрогал её пальцем. В пластилине образовалась вмятина, а комнату тут же наполнил сильный сладко-горький запах.
Папа подозрительно осмотрел палец:
- Оно не пачкается. Хм, что же это прислали мне from London? И главное - кто этот шутник?
- Кофе с какао, - сказала мама, принюхавшись. - Надеюсь, ты не станешь пробовать эту гадость на вкус?
- Я ещё жить хочу, - ответил папа.
Едва он отвернулся на секунду - Генка сунул в банку свой длинный язык.
- Ты что делаешь! - закричал я, испугавшись за его жизнь.
А Генка сморщился, точно на язык ему попала соль, и вдруг сказал:
- Липус-Типус!
Папа рассердился, схватил банку и выбросил в мусорное ведро.
- Ещё не хватало нам отравить чужого ребёнка! - крикнул он из кухни.
Генкины уши загорелись от стыда, но в глазах не было ни капельки раскаяния. Надо знать Генку! Он ни за что не отступится перед неизведанным.
Выбросив банку, папа успокоился и повеселел. Он стал ходить по комнате и повторять: "Фром Лондон, фром Лондон".
Мама, пробегая мимо, услышала его бормотание и поправила:
- Правильнее говорить не "Лондон", а "Ландан". Так сами англичане говорят.
- Но ведь тут "о", а не "а", - удивился папа, он даже подошёл к коробке и проверил.
- В английском языке всегда так: видишь одно, а читаешь совсем другое, - засмеялась мама. - Наверное, уже умираете с голоду? Скоро будет готов пирог.
Через минуту она вернулась расстроенная. Строго посмотрела на нас с Генкой:
- Кто-то только что слопал весь шоколад. Целую плитку!
- Мы не выходили from комнаты, - сказал Генка.
- Аут з'е рум, - поправила его мама. - Out - это "снаружи". А "комната" по-английски - room.
Она написала на столе мучным пальцем, как будто мелом:
out the room
- A the (з'е) означает, что комната наша, а не чья-то. Здесь звук, которого нет в русском языке - з'. Это как наша "з", только её надо произносить, прикусив язык зубами.
- З'е рум, - произнёс Генка.
- Молодец, - похвалила его мама.
- Опять две "о", которые не читаются как надо, - рассердился папа.
- Ну что, - вздохнула мама, вспомнив о пропаже,- искать виновных, как я понимаю, бесполезно. А я хотела посыпать пирог шоколадной крошкой. Будете теперь есть его белым.
- Белым тоже можно, - сказал я примирительно.
- Ну хорошо, - улыбнулась мама. - Пойдёмте все на кухню, поможете мне принести cups - чашки.
- Капс, капс, капс, - стал повторять прилежный папа.
Мы разлили по "капсам" чай и отнесли в комнату. Когда мама принесла пирог, у неё опять был расстроенный вид. Она поставила блюдо в центр стола, и мы хором ахнули: от пирога был откушен здоровущий кусок!
- А теперь что скажете? - грозно спросила мама, сделав руки в боки. - Кто испортил пирог?
- А это можно легко выяснить, - заявил папа. - По отпечаткам зубов.
Он пододвинул к себе блюдо и стал внимательно изучать нагло изувеченный край пирога. Через минуту он сказал:
- Всё ясно! Пирог кусала кошка: уж очень маленькие зубы.
- Но у нас нет кошки, - удивилась мама.
- А форточка на кухне закрыта?
- Вообще-то открыта. Я проветривала, потому что этот ваш запах кофе с какао был просто невыносим.
- Не наш, a from London, - поправил я.
- Значит, к нам проникла соседская кошка и отъела от пирога, - заключил папа.
- Вот и нашёлся воришка, - вздохнула мама с облегчением. - Но, если честно, я никогда не думала, что кошки любят шоколад. Ведь шоколад тоже кто-то съел!
- Любят! - сказал Генка со знанием дела. - Наш Бориска обожает шоколадные конфеты с ромом.
- Не с ромом, а с румом, - поправил его папа.
- С каким румом? - прыснула мама. - Room - это комната. Конфеты с комнатой?
Мы засмеялись.
- Пап Дим, ром - это как валерьянка, - объяснил Генка непонятливому папе. - Бориска обожают валерьянку.
- Бориска-барбариска, - ответил довольный папа. - Вот и хорошо. Теперь можно поставить точку в этом деле. Давайте пить чай.
Но мама наклонилась и шепнула ему на ухо: "Это очень изобретательная кошка! Потому что она аккуратно развернула шоколад, даже не порвав обёртку..."
Я сидел близко к папе и услышал эти слова. Но ничего не сказал.
Тогда я ещё не знал, что всё только начинается.

Художник Василий ВЛАСОВ


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЧИТАЙКИНЫ СКАЗКИ

Ирина ТОКМАКОВА
Аля, Кляксич и буква А

(Продолжение. Начало в №2-3.2006)
Часть третья
Пути починили. Поезд долго ехал без остановок. Аля задремала. Букве А не спалось, она волновалась.
Наконец поезд подошел к перрону.
Аля и буква А вышли из вагона. Уже смеркалось. Горели фонари.
Они решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с голубыми гардинами на окнах. На подоконниках в глиняных горшочках цвела герань.
Из раскрытых окон до прохожих доносилось громкое пение:
Глупый гном глядел, глядел,
Громкий горн гудел, гудел,
Громче горна грохнул гром,
Громче грома гаркнул гном.
Догадались, чей это был домик? Ну конечно, в этом домике жила буква Г.
- Что это за глупая песня? - спросила Аля у буквы А.
- Ничего удивительного, - ответила буква А. - Глупость с какой буквы начинается? Вот видишь - с Г. Значит, эта буква вполне может оказаться глупой.
Они постучали и вошли.
Буква Г была в голубом халате и голубых домашних туфлях.
- Кляксич? - переспросила она, когда узнала, о чем идет речь. - Может, я и расскажу вам, где Кляксич, только сначала решите задачу. "Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего отстало пассажиров?" Нате бумагу и решайте, а то не услышите от меня ни слова.
Аля поняла, что Г не переспоришь, и моментально написала:
1 + 1 = 2
Это же была самая пустяковая задача на свете!
- Глубоко ошибаетесь, - сказала буква Г. - Ответ не сходится. Он не сходится, если идти пешком, и он не съезжается, если ехать поездом. А раз вы ничего не смыслите в арифметике, то нечего вам тут ходить и вынюхивать про Кляксича. Ничего я вам не скажу.
И буква Г опять запела свою глупую песенку.
Они ушли, так ничего и не выяснив. Буква А снова расстроилась, а Аля крепко сжимала в руках резинку и надеялась, что всё ещё уладится.
Когда они спускались с голубого крылечка, буква Г высунулась из окошка и закричала им вдогонку:
- Ноль! В ответе будет ноль! Если пассажир отстал от поезда, то он уже не пассажир, а растяпа! Понятно вам?
Взошла луна. Настала самая настоящая ночь. Только в одном, самом высоком доме горело крошечное окошечко под самой крышей.
- Пойдём попросимся переночевать, - предложила Аля. - Ты не знаешь, кто живёт там наверху?
- Знаю, - сказала буква А. - Там живёт буква Д. Её зовут Добрая Дуня. Она-то пустит нас переночевать, только в её доме нет лифта, и нам придётся идти пешком.
- Не беда, - сказала Аля. - Мы станем отсчитывать этажи, а читатели будут записывать, чтобы мы не сбились со счета.
Они открыли старую скрипучую дверь и двинулись вверх по темной лестнице. 1-й этаж. 2-й. Написали? 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й, 10-й.
Пришли! Постучали. Буква Д - Добрая Дуня - крикнула из-за двери:
- Входите, не заперто!
- Здравствуй, А, душечка, - обрадовалась Дуня. - Кого это ты привела ко мне в гости?
Аля пожала пухленькую ручку Доброй Дуни и назвала себя:
- Аля.
Дуня тоже пожала Алину руку, улыбнулась и запела песенку:
Дикий удод наклевался ягод.
Умный удод - он наелся на год.
Наелся удод - и песни поет.
Ясные летние дни напролет.
Аля удивилась, но постеснялась спросить, что эта песенка значит.
Поэтому догадываться вам придется самим.
Буква А стала рассказывать Дуне про Кляксича, но Дуня её перебила.
- Знаю, - сказала она. - Кляксич утром был здесь. Грозил всем буквам, что заменит их кляксами, если они впустят букву А обратно в Букварь. Он еще хвастался, что уже поссорил некоторые буквы между собой. Кляксич рассказывал это своим приятелям Помарке и Описке, а я вышла на балкон и все слышала.
- Куда же они девались потом? - спросила Аля.
- Потом они вместе отправились к букве Л, чтобы схватить ее и засадить под замок. Некоторые буквы боятся и слушаются Кляксича. Но только не я. Я-то знаю, что на свете самая добрая вещь - это дружба.
Ты не заметила, по какой дороге они пошли? - спросила буква А.
- По-моему, вон той дорогой, через лес, к букве Л. Отдохните немного, поешьте, я сейчас угощу вас дыней.
Аля и буква А прилегли на диван. Дуня отправилась в кухню. Она стучала тарелками и ножами и тихонечко напевала:
Доброе утро, новенькая яхта,
Утро доброе, синяя волна!
Новенькая яхта, а вон там в горах-то
Ясная звёздочка всё ещё видна!
"Что за странные песенки поёт Дуня?" - опять подумала Аля, так и не догадавшись, в чем дело. Ну, а вы догадались? Если нет, ещё раз прочтите Дунины песенки и обратите внимание на первые буквы в начале каждой строки.

Художник Татьяна ГНИСЮК


РАЗ - СЛОВЕЧКО, ДВА - СЛОВЕЧКО...

Поэтический мастер-класс
Ведущая Людмила УЛАНОВА

- Привет, Читатель! Послушай, какой я тебе интересный стишок расскажу:
С ворчаньем кость грызет Трезор.
И хруст, и треск на целый двор!
Ты, друг, иди своей дорогой,
Не раздражай его, не трогай!
- Здравствуй, дорогой Читатель! Похоже, наш Пес решил рассказать про какого-то своего друга или родственника и думает, что нам очень интересно слушать про каких-то посторонних собак.
- Да какие родственники! Ты в стишок вслушайся. Обратил внимание, сколько раз здесь повторяется звук «р»? «С ворррчаньем... грррызет... не ррраздррражай...» А как думаешь, зачем?
- Ну так пес ведь! Ворчит, рычит, грызет, того и гляди разорвет, что от него еще ждать? Потому и стих такой рычащий.
- Ага, услышал, что стих «рычит»? А все потому, что здесь используется специальный прием - повторение однородных согласных. Благодаря ему стихотворение приобретает особую звуковую выразительность. А называется этот прием - «аллитерация». Ты понял, Кот?
- Я не только понял, я уже и пример свой придумал:
Здесь комары звенят, зудят -
Назойливые злюки,
Они прохожих всех подряд
Кусают в ноги, в руки.
Слышишь, как стишок звенит? Как настоящий комар! А все дело в повторяющемся звуке «з».
- Что-то у тебя только первые две строчки звенят, а вторые две - ни капельки!
- Неужели непонятно? Во вторых двух строчках комары уже не летают, а кусают. И делают это беззвучно.
- Ну ладно, убедил. Вижу, ты и вправду все понял. Думаю, что и Читатель тоже, но на всякий случай вот пример из стихотворения Самуила Маршака:
Кругом прохожие спешат.
Машины шинами шуршат,
Одна другой быстрее,
По Липовой аллее.
Слышишь, как шуршат шины по асфальту?
- Да, просто волшебство какое-то! Интересно, а с гласными можно такую же интересную штуку проделать?
- Конечно, можно! Вот скажи, Кот, ты Николая Некрасова читал?
- Да я стихов читал больше, чем ты можешь себе представить! А что?
- Тогда вспомни его поэму «Железная дорога». Есть там такие слова:
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Обрати внимание, сколько раз здесь повторяется звук «у». Как ты думаешь, почему?
- Наверное, чтобы Читатель услышал, как гудит поезд?
- Конечно! Дорогой Читатель, правда, в этих строчках так и слышится, как идет по рельсам и гудит поезд? Уууууууууу...
- И что, это тоже аллитерация?
- Нет, повторение в стихе одних и тех же или похожих гласных называется «ассонанс».
- Знаешь что, Читатель? Вот Пес тут тебе всяких умных слов наговорил: аллитерация, ассонанс... Если ты их запомнишь, конечно, неплохо будет. А если и не запомнишь, главное не это! Главное, чтобы ты помнил: с помощью повторяющихся звуков стихотворение можно сделать более выразительным.
- Да! И называется это - «звукопись»!
- Ну вот, еще одно название...
- Кот, ну что ты придираешься? Здесь ведь все просто. В таких стихах поэт пользуется звуками, как художник - красками, когда пишет картину. И я надеюсь, что теперь Читатель будет обращать внимание на такие приемы, и, может быть, благодаря этому стихи покажутся ему еще красивее и интереснее!
- А я задание придумал! Дорогой Читатель, подумай, какие звуки лучше использовать, если хочешь написать стихотворение про жужжащего шмеля, воющий ветер, грохочущую грозу, шипящую змею, журчащий ручей?
- О, здорово придумал Кот. Точно, Читатель! Поищи подходящие звуки. И, может быть, у тебя получится что-то написать, используя звукопись? Присылай, мы будем очень рады!
- А если не сам напишешь, а найдешь интересные примеры у поэтов, мы их прочтём и всем покажем.
- Скажи, Читатель, а ты не забыл, что мы ждем стихов обо мне?
- Да-да, и белые стихи присылай! И... и всякие!
- Вот первоклассница Людмила Елисеева из Воркуты уже прислала и стихотворение обо мне, и белый стих. Просто молодец! Ты, дорогой Читатель, можешь прочесть ее письмо и стихи в этом номере журнала. А пока - до новых встреч!
- До свидания, Читатель!

Художник Екатерина ПЕТРОВА


Литературная игра по сказке А.Н. Толстого
"ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО"

7. Кто принес папе Карло полено и сказал: «Вырежь из него куклу»?
Если не знаешь, пропусти ход.
15. Что купил Папа Карло Буратино?
Если не знаешь, пропусти ход.
10. Кто вылез из-за холста и кинулся на Буратино?
Если ответишь, можешь не возвращаться на кружок 2.
35. Какие слова нужно сказать, зарыв денежки, чтобы выросло деревце с кучей золотых монет?
Даже если ты знаешь эти слова, вперед не пройдешь, потому что таких деревьев не бывает.
19. На какие деньги Буратино попал в кукольный театр?
Если догадался, переходи на кружочек 24 рядом с театром.
31. Кто дал Буратино 5 золотых монет?
Если верно ответишь, переходи на Поле чудес (кружок 34).
51. Лиса и Кот повесили Буратино вниз головой. Его нужно спасти.
Предупреди Мальвину - ее домик на кружочке 54.
42. Кто спас Буратино от коварных разбойников?
Этот герой пронесет тебя по воздуху до кружочка 48.
58. Каким ходом Буратино выбрался из чулана, в который его посадила Мальвина?
Если знаешь, переходи на кружочек 61, не знаешь - возвращайся на кружочек 30.
64. Кто подарил Буратино золотой ключик?
Если знаешь, бери ключик и иди туда, где, по твоему мнению, должна быть чудесная дверь.

Художник Леонид ВЛАДИМИРСКИЙ

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Дорогие ребята! Напишите, чем, по вашему, отличается театр Буратино от театра Карабаса Барабаса. В каком из них вы хотели бы быть актёрами и режиссёрами? Какие спектакли вы бы поставили в этом театре? Какие бы роли вы сыграли сами?


страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz