каморка папыВлада
журнал Барвинок 1988-03 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 24.10.2017, 05:12

скачать журнал

<- предыдущая страница

Александр ШАРВАРОК
НАРИСУЮ СКРИПКУ

Был Мальчик маленький. И скрипка — маленькая. Мальчик был непослушный. И скрипка была непослушная. А ещё была учительница Ольга Ивановна. Она слушала обоих: и Мальчика, и скрипку; она всех слушала, даже своего кота Подземельного, который не ловил мышей, потому что те не водились на втором этаже панельного дома. Но кот Подземельный ловил Ольгу Ивановну за ногу, за руку и умолял, и заставлял слушать:
Я мышей не ловлю,
Значит, я — собака...
«Ну, как?» — спрашивали его зелёные глаза, и Ольга Ивановна гладила его. Кот знал — его хвалят.
Мальчик не знал о коте. Он ещё много чего не знал, — ведь был маленький, как скрипочка-половинка. Её тяжело было носить в школу, а вот на рыбалку — легко. Идёшь — в одной руке удочка, в другой руке — скрипка.
В одной руке — удочка,
В другой руке — скрипка,
Ну, ловись же, ловись,
Золотая рыбка...
Но Мальчику это не понравилось.
В одной руке — удочка,
В другой руке — скрипка,
Плавай, плавай, веселись,
Золотая рыбка.
Плавай, плавай, приплывай
К осокам зелёным.
Ты меня не забывай
И маму Алёну.
Плыви в реки и пруды,
Где потоки быстры,
Лишь бы вдоволь нам воды,
А маме — мониста.
Были б волны высоки,
Чисты воды были.
Лишь бы ты любила нас,
Мы — тебя любили.
Но Мальчика поймали...
Поймал его кот Подземельный, который очень хотел рыбы и, не дождавшись Ольги Ивановны, пошёл за нею в школу, увидел её там грустную и невесёлую в пустом классе и всё понял: Мальчик снова не пришёл на музыку. «Не такая уж большая беда»,— подумал Подземельный, а потом вслух произнёс:
Я мышей не ловлю,
Очень рыбку люблю,
Я, выходит, рыболов...
Ольга Ивановна погладила кота против шерсти, а коты этого очень не любят, тем более — кот Подземельный, которого гладили только по шерсти. И он ещё раз подумал: «Если так пойдёт, придётся мне рассказать родителям Мальчика, какой он озорной и непослушный».
Ольга Ивановна прочитала мысли Подземельного, сказала: «Не надо!» — и погладила его. А потом неожиданно воскликнула:
— Пойдём на речку. Такая чудесная пора, погляжу-ка я в воду, а ты рыбки наловишь, согласен, котик?
И они пошли.
По дороге Подземельный всё думал, как же он рыбку ловить будет. Его выручил Мальчик, который неожиданно... всё-таки поймал рыбку, а в это время кот поймал... Мальчика.
Но — по порядку. Пришёл Мальчик на берег речки, где никого не было, потому что все в это время работали, а рыба, разомлевшая от жаркого полдня, спала, укрывшись илом, а может, прижавшись щекой к прохладным стеблям камыша или аира. Рыбам снились золотые сны,— ведь солнце светило по-золотому, а каждая рыбка хотела быть Золотой, как каждый мальчик хочет быть взрослым, сильным и справедливым.
Кто не верит, что рыбам снится такое, пусть придёт в жаркий полдень к реке, станет на берегу и, сложив ладони трубочкой, посмотрит на одну, едва заметную на чистом плёсе, волночку. Она не голубая и не зелёная, она в золотых искорках. То странные сны, которые видит рыба в жаркий июльский полдень на реках Украины.
В одной руке — удочка,
В другой руке — скрипка...
Мальчик положил скрипку наземь, забросил удочку, разделся и лёг к ивняку головой, к Китаю пятками.
Как ярко светит солнце
В таком огромном небе,
А речка-невеличка —
Как матушкин платок.
Два берега, прохлада,
И ничего не надо.
Лежу я, как песчинка,
Дождинка иль росинка.
Пусть скрипка ловит рыбку,
Малышку и худышку,
А я лежу, как будто
Издалека пришёл.
Я скоро взрослым стану,
Я землю нарисую
И матушкин платочек
В горошек голубой.
Ещё я нарисую
Мою малютку-скрипку,
Без веса, как пушинку,
Как мамин голосок...
Такое солнце в небе...
Пусть скрипка ловит рыбку,
Покуда солнце сядет,
Уставши, на песок.
Но... пока солнце сядет, Подземельный рыбку съест. Потревоженный шорохом ив или, может, чем-то другим, Мальчик открыл глаза...
— Я мышей не ловлю...— Старый мудрый кот говорил только правду, но на этот раз сказал её так громко, что Мальчик сперва услышал его, а уж потом увидел...
В зубах Подземельного билась рыбка, малышка и худышка, которую нужно было только погладить и выпустить. Ведь она ещё не видела ни одного сна и не насладилась самым прекрасным из них — о Золотой Рыбке.
Мальчик рванулся, ива ещё сильнее зашелестела, волна на реке рассыпалась золотыми искорками, а учительница всплеснула руками и громко, ещё громче, чем Подземельный, удивилась:
— Ты здесь?
Только теперь он заметил её, но не сказал ничего, потому что кот всё ещё держал в зубах малышку и худышку. А Мальчик знал, что рыбка долго не живёт на берегу, из-за этого он и погнался за шкодливым котом. Но тот был не только шкодливым, но и мудрым. Он прыгнул в воду, зная, что не каждый мальчик вот так запросто может броситься за ним.
Но тут он ошибся...
Следом за Мальчиком прямо с берега прыгнула учительница. Она ничего не знала о рыбке, ей не жаль было Подземельного, она испугалась за Мальчика, который, может быть, и плавать не умеет.
Мальчик плавать умел, догнал кота, который сразу же подчинился. Малышка и худышка ещё немного полежала на поверхности, а потом блеснула серебряной щекой и исчезла в подводных туманах.
Учительница плавала плохо, однако она догнала Мальчика и в то же мгновение почувствовала, каким непослушным сделалось тело. Изо всех сил забила она по воде руками, пока не услышала голос Мальчика:
— Становитесь на ноги! Тут мелко. Вам по пояс будет...
И учительница стала.
Мальчик испугался. Перед ним стояла учительница. Она завтра (сегодня же!) придёт к нему домой, расскажет, какой он озорной и непослушный, куда ходит со скрипкой в то время, когда мама и папа думают, что он в школе. Тело его стало тяжёлым, и, словно рыбка на берегу, он несколько раз глотнул воздух, пока не напился воды, не захлебнулся и не очутился на руках учительницы.
...Кот Подземельный давно уже сушился на берегу, довольный своим приключением, вообще довольный всем, что произошло, недовольный лишь тем, что учительница слушает не его, а Мальчика. Тот рассказывает о речке, о снах, которые снятся рыбкам в жаркий полдень, о маме, которая тяжело работает и легко, как ласточка, летает. Тогда ему хочется сказать ей что-то хорошее-хорошее. Он уже решил: вот вырастет и нарисует маму, потому что очень хочет стать художником.
— А скрипка?— спрашивает учительница.
— Я и скрипку нарисую,— отвечает Мальчик, зардевшись, и лицо его покрывает румянец. А может, это солнечный загар?.. Учительница краснеет тоже, хоть и стоит к солнцу спиною, но чувствует, как закатные лучи пронизывают её всю, такую маленькую, как этот Мальчик, мудрую, словно кот Подземельный, спокойную и вечную, словно скрипка-половинка, которую ещё долго будет нести Мальчик к своему рисунку.

Перевёл с украинского А. ИЛЬЧЕНКО
Рисунки В. СЕРЦОВОЙ


КНИЖНАЯ ПОЛКА

Дорогие друзья!
Март такой щедрый на праздники! Поэтому издательство «Веселка» побеспокоилось о том, чтобы вы получили хорошие книжки. Это и рассказы Анатолия Митяева «Сегодня праздник», «Мамин день», «За власть Советов», стихи и рассказы писателей социалистических стран, вошедшие в сборник «На крыльях Октября», и новая книжка Валентина Бычко «Син Жовтня», где воспето великий гений Ленина.
Ещё об основателе социалистического государства, друге и учителе советских ребят вы прочитаете в книгах «Рассказы о Ленине», «Четыре урока у Ленина» М. Шагинян, «Ильичёво поле» В. Рубцова. Счастливое детство, красота родного края воспевается в сборнике стихов «Мы живём на Украине».
Недавно мы с вами поздравляли Вадима Скомаровского с присуждением ему премии имени А. Копыленко журнала «Барвинок». А теперь к вам пришла книга избранных произведений поэта «Свіжа борозна». Здесь вы найдёте стихи, посвященные Октябрю, природе родного края, сказки, а также поэмы «Свіжа борозна» — о пребывании В. И. Ленина в Финляндии; «Вітер мандрів» и «Багряний листок» (о писателях-героях Миколе Трублаини и Аркадии Гайдаре). Прочитаете «Тарасові птиці» — повесть в стихах о великом Кобзаре.
Как всегда, март завершается Всесоюзной неделей детской и юношеской книги. В этом году гостей принимает Узбекистан. Да и у нас, на Украине, в каждой школе, в каждой библиотеке проходят встречи с авторами книг, просмотры книжных выставок. И на таких выставках вы, ребята, увидите много книг узбекских писателей. Итак, отправляемся в путешествие по книгам «Веселки»! Надеемся, что они запомнятся вам на всю жизнь.
Лидия ФЕФЕЛОВА

Сегодня Барвинок знакомит вас с известным узбекским поэтом Азизом Абдураззаком. Его стихи очень любят ваши узбекские ровесники.

Азиз АБДУРАЗЗАК
РОДИНА

Родина! Не знаю в мире края лучше:
Здесь пустыня даже — сказочное чудо.
И когда верблюжьи вижу в ней колючки —
Мне они цветами кажутся повсюду.
Родина, с тобою мы сильней и выше.
Даже злые зимы здесь весны чудесней.
И когда воронье карканье услышу —
Кажется оно мне соловьиной песней.

С узбекского.
Перевёл А. РАТНЕР


Степан ВАСИЛЬЧЕНКО
ШИРОКИЙ ПУТЬ

(Отрывок из повести)
Жизнь нашего поэта так удивительна, что, слушая о нём, можно было бы сказать, что это легенда, если бы всё это не происходило на наших глазах. Мне и хотелось начать повесть о поэте так, как начинаются сказки.
За широкими морями, за лесами дремучими, за горами каменными не в нашей, далёкой стороне был когда-то весёлый край, обильный, богатый, заколдованный злыми людьми, скованный двумя неволями. Одна неволя барская, а другая неволя царская. И жили там рабами, тяжко работая на других, обречённые на неволю люди. Все пути им заказаны, рты у них завязаны, ходили немыми...
У старого Ивана Шевченко, деда Тараса, по праздникам всегда полон дом людей: дед Иван грамотный, и у него есть большая книга про святых мучеников. Дед Иван надевает оловянные очки и начинает медленно читать о великих муках святой Варвары. Одни бабы слушают, другие дремлют, мужчины пыхтят трубками. Кто-то, очень уставший за неделю, то и дело всхрапывает и просыпается. Виновато оглядывается: «Прости, господи». Окна и двери раскрыты, и снаружи доносится весёлый шум улицы. Тяжела и горька была барская неволя, да нельзя же людям только и знать, что плакать да печалиться. Иногда и поют, и шутят, и танцуют, особенно молодёжь. Иначе надо было бы умереть, если всю жизнь тужить, а народу — много, не умирать же всем. В окно слышно — хохот на улице взрывами, один за другим. Чем дальше — всё сильнее.
— Это, должно быть, притащился Перебендя с кобзой...
...Слушатели сразу словно ожили, глаза у всех заблестели. Раздались голоса:
— Дед Иван, расскажите-ка про Колиивщину!
— Да, да, про Железняка и Гонту!
— Про гайдамаков; вы же, говорят, тоже были в гайдамаках.
Дед мечтательно:
— Ого! Гайдамаки! Это были люди!— отодвинулся дальше от книги, встряхнул головой, говорит:
Хвалилися гайдамаки,
На Умань идучи,—
Рвать китайку, папы-братья,
Будем на онучи.
И святое писание лежит забытое, дед начинает рассказывать о тех временах, когда гайдамаки резали и жгли господ, о том, как освящали они ножи, как вырезали Умань. Слушали соседи, немели от ужаса, волосы вставали дыбом.
А чьи это глазёнки горят там, в углу, на печке, как искры? Затаил дыхание.
— Тарасик, и ты тут? Иди, сынок, во двор гулять, зачем ты между стариками затесался? Тебе ещё рано это слушать.
Тарас мотает головой: «Не хочу!»
Дед:
— Пусть слушает, вырастет — расскажет своим детям и внукам.
И он не уходит до самого вечера.
А ночью не спит, ворочается.
Мать:
— Ты почему не спишь, Тарас?
— Мама, посмотрите: кажется, горит что-то в панской усадьбе?
Мать бросается к окну:
— Где? Выдумываешь, ничего там не горит. Это месяц... Что это тебе в голову взбрело? Спи!
Подождав, опять:
— Мама, а где теперь живут гайдамаки?
— Какие там гайдамаки? Наслушался, что старики говорят, вот и мерещится что-то, не спит! Ходил, верно, сегодня к деду? Говори — ходил?
— Был у деда...
— Я так и знала. Так это ж дед рассказывает о том, что давно когда-то было, не теперь. Теперь гайдамаков у нас нет. Переловили и поубивали. Спи.
А утром у мальчика за плечами ружьё из стебля подсолнуха, в руках изогнутый прутик — сабля. Ходит среди бурьяна, сносит панам мечом головы с плеч. Подойдёт к репейнику: «Ты пан Дашкевич?» — «Я. Прости, не буду». Летит голова с плеч. К другому: «Ты пан Высоцкий?..» — летит голова. Стоит чертополох, чёрный — даже свет застит. «А это будет их царь». К нему: «Проси. Не хочешь?» — и царская голова слетела с плеч, точно шар.
Бежит Оксана, умытая, чистенькая.
— Тарас, что ты делаешь?
— Какой я Тарас? Я гайдамак!
— Что ты делаешь?
— Не мешай! Видишь — панам головы рублю.
— И я! И я!
— Ну, хорошо, ты тоже будешь гайдамачка. Бери ружьё, стреляй! — берёт, целится в чертополох.
— Бабах!
— Трах! Бах! Руби! Бей!
В бурьяне закипел бой, слабый отзвук гайдаматчины.
— Оксаночка, я расскажу тебе сказку...

Перевёл с украинского А. ДЕЙЧ

Теперь, ребята, вам, наверное, захочется прочитать повесть известного украинского писателя Степана Васильченко до конца. Она поведает вам о дальнейшей судьбе гениального поэта Украины Тараса Шевченко. А мне интересно знать, такие ли вы любознательные, как и маленький Тарас? Любите ли вы слушать рассказы своих дедушек? Записываете ли их? Какие вам понравились больше всех? Жду ваших писем.
БАРВИНОК

Рисунок О. СЕНЧЕНКО


ПЕРВОЦВЕТ

А ВЫ НЕ БОИТЕСЬ РЫЖИХ ПИРАТОВ?

Андрейка Бойков сидел под вербой и следил за поплавком. Вдруг послышался шорох крыльев. Мальчик оглянулся: невдалеке сел почтовый голубь. Странный такой, будто из сказки прилетел, а к лапке бумажка привязана.
...На листике из ученической тетради чернели кривульки: «Нас захватили Рыжие Пираты. Они требуют выкуп — вещи, сделанные своими руками. Иначе — грозятся расправой. А мы... ничего не умеем. Помогите. Школьники из города Н.».
Андрейка решил посоветоваться с Валентиной Гавриловной Харловой — руководителем детской студии «Узор» при Запорожском Дворце пионеров и школьников. Тут как раз собрались Таня Красильникова, Алёша Божинский и Наташа Макарова. Они делали вырезанки, аппликации, мозаику, вышивали.
— Что ж, нужно выручить «потерпевших»,— улыбнулась Валентина Гавриловна.— Напишем им ответ: «Вас поняли. Приготовьте бумагу, ножницы, пластилин, медную проволоку, мешковину, шерстяную пряжу. Объяснения, как сделать декоративные изделия из этих материалов, ждите завтра. Держитесь. «Узор».
На следующий день студийцы отправили «потерпевшим» объяснение. Чтобы сделать, например, подсолнух, нужно вырезать из картона круг и покрыть его тонким шаром пластилина. На пластилин густо-густо налепить виноградные зёрнышки, а по краям прикрепить лепестки из жёлтой бумаги. Вот и готов сувенир.
Попробуйте сделать ковёр-пушистик. Такой, как у Ларисы Семиделовой. Она назвала его «Запорожская вишня». Вначале на мешковину нужно нанести рисунок — деревце, травку, небо. Нарезать пряжу одинаковой длины. Из зелёной нашить траву, из коричневой — ствол дерева, из синей — небо. Ниточка к ниточке — и на ковре появится рисунок.
А ещё на доске можно выжечь Жар-птицу. Как у Андрейки. Пёрышки на ней наклеиваются из медной проволоки. На солнце она так и сияет, будто сказочная.
И всё-таки мальчики и девочки волнуются. Ведь вы помните: Рыжие Пираты грозились расправиться с «пленными», если те не откупятся вещами, сделанными своими руками! Сумели они чему-то научиться?
И вот в окно студии влетел почтовый голубь. В письме сообщалось: «Спасибо за науку! Мы научились и вышивать, и выжигать, и делать мозаику. Теперь нам не страшны никакие Рыжие Пираты!..»
Александр МИХАЙЛЮТА, г. Запорожье

Сейчас у студии декоративно-прикладного искусства «Узор», младшая группа которой называется «Барвинок», стало ещё больше друзей. Мальчики и девочки не хотят быть неумелыми. Посмотрите, какие красивые вещи научились они делать.
Фото П. ЛЕЙКО


С Барвинком в театре зверей

В мире много прекрасного, интересного и удивительного. В этом я убедился ещё раз, побывав в Московском театре зверей имени Дурова. Сегодня, ребята, я расскажу вам о нём.
В зале было, как говорится, яблоку негде упасть. Из репродуктора льётся бодрая песенка-приглашение в театр дедушки Дурова, его основателя. Скользит занавес, и спектакль начинается.
На сцену выходит ведущая — Наталья Юрьевна Дурова. Она же, как я позже узнал, главный режиссёр и дрессировщик, словом — хозяйка этого небольшого театра. Наталья Юрьевна обращается к ребятам, их папам, мамам, и с этой минуты все — и зрители, и артисты, и дрессировщики — одна семья.
А в зале увлечённо работает съёмочная группа американского телевидения. Этот спектакль по телеканалу, как по мостику дружбы, дойдёт до американских ребят.
Торжественной дробью начинает аттракцион заяц-барабанщик. Приветствует ребят праздничным залпом из символической пушки кабан Кирюша. В это время на сцене — весёлая карусель: кенгуру показывает своё умение играть в кенгурубол. Правда, интересно?
Неожиданно в зале поднимается гул. Ещё бы — на сцене появляется огромный серый волк Гриша. Нет, не из сказки, а самый настоящий. Но и он не страшен. Гриша дисциплинированно выполняет все команды дрессировщицы Светы: пробегает круг почёта, прыгает, играет. Гришу сменяет кот Антрекот и крыса Алиса. Они, вопреки правилам игры в «кошки-мышки», мирно соседствуют в одних качелях.
А вот пятнистый леопард. Моя соседка Юленька даже привстала, чтобы получше рассмотреть его. Получив от дрессировщика награду — аппетитный кусочек мяса, леопард мгновенно съедает его, не забывая аккуратно вытереться лапой. Оказывается, звери тоже обучены правилам хорошего тона.
Тем временем Наталья Юрьевна представляет Яшу и Тарасика, обычных дворняжек. Обычных, да не совсем: они учатся в первом классе школы зверей и уже решают задачки на сложение и вычитание. Не верите? Признаюсь, и я поначалу сомневался, пока не услышал их «ответы» на вопросы, заданные ребятами из зала. Яша и Тарасик без труда находили в наборе цифр нужную для ответа и лаяли столько же раз. И ни одной ошибки!
После них выступает слониха Маша. Как настоящая актриса. А когда её угостили хлебом, она хоботом, как мы рукой, подобрала крошки и отправила их в рот. А так ли бережно относитесь к хлебу вы, ребята?
Чёрный пони исполнил на ударных инструментах мелодию известной песни о дружбе, а зрители — и дети, и взрослые — подхватили её: «С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба начинается с улыбки...»
Все пели и улыбались. Пусть же услышат эту песню и американские дети, пусть ответят нам улыбками!
Внезапно на сцене стало совсем темно. Только засветился на стене земной шар, к которому слетались белые голуби. Этот номер не требует комментариев ведущей...
И вот на сцену выходят все участники спектакля. Попрощаться: «До новой встречи в нашем театре!»
Не беда, что этот театр находится в Москве. Он гастролирует по всей стране, по всему миру. С ним непременно когда-нибудь увидитесь и вы. А ещё его представления можно посмотреть по телевидению. Тем более, что в этом году Московскому театру зверей имени Дурова исполняется 70 лет!
С Барвинком путешествовали Галина КИРПА и Наталья СУРИЧ

Рисунок В. ГЛАЗОВОЙ


Барвинок

ЖУРНАЛ ЦК ЛКСМУ И РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА
ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Журнал награждён Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР
Главный редактор В. В. Моруга
Редколлегия: А. И. Давыдов, Н. Н. Емельянов, О. Д. Иваненко, В. И. Кава, А. Л. Качан, Л. И. Козий (ответственный секретарь), В. А. Момот, В. Я. Недилько, Д. В. Павлычко, А. И. Пархоменко, Т. В. Полякова, Н. И. Сподаренко, Б. И. Чалый
Художественный редактор А. Н. Казанский
Технический редактор М. К. Акопова
Корректор С. И. Гайдук
Макет В. Коноплёва
На обложке рисунок Е. Абесиновой
Журнал издаётся на украинском и русском языках. На русском языке издаётся с 1950 года. Выходит ежемесячно.
Киев. Ордена «Знак Почёта» издательство ЦК ЛКСМУ «Молодь».
Сдано в набор 14.01.88. Подписано к печати 03.02.88. Формат издания 60 x 90 1/8. Офсетная печать. Усл. печ. л 3. Усл. краскоотт. 12.0. Уч.-изд. л. 3,43. Тираж 842300 экз. Зак. 7-486.
Адрес редакции: 252119, Киев-119, ул. Пархоменко, 38—44. Тел. 441-02-43, 441-46-80. Полиграфкомбинат ЦК ЛКСМ Украины «Молодь» ордена Трудового Красного Знамени издательско-полиграфического объединения ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». 252119, Киев-119, ул. Пархоменко, 38—44.
Текст набран с применением отечественного фотонаборного комплекса «Каскад».
Наш адрес: 252119, Киев-119, ул. Пархоменко, 38-44
тел: 441-02-43 441-46-80


20 к.
Индекс 74023


ПРИЯТНЕЕ ДЕЛАТЬ ДОБРОЕ ДЕЛО

Вам поможет Барвинок!
Мой подарок умеет всё!
Быстрее, там хулиган!
Знаете, намного приятнее делать доброе дело!

Рисунки Р. САХАЛТУЕВА


<- предыдущая страница


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz