каморка папыВлада
Сонник-2009 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 26.04.2024, 09:04

скачать в djvu

<- предыдущая страница следующая ->

ЗАЧЕМ МЫ СПИМ?

Известный американский психолог Кэлвин Холл, проанализировав 10 000 снов, пришел к выводу, что 64% из них связаны с печалью, дурными предчувствиями, страхами, раздражением, гневом и только 18% — с радостными и веселыми ощущениями. Так для чего же мы спим?
Некоторые ученые дают примерно следующую психологическую характеристику сна. Сон — это состояние, в котором человек ничего не хочет знать о внешнем мире, его интерес к нему угасает. Человек погружается в сон, отходя от внешнего мира, задерживая его раздражения. Он засыпает и тогда, когда устал от посторонних воздействий, как бы говоря внешнему миру: «Оставь меня в покое, я хочу спать». Ребенок заявляет противоположное: «Я не пойду спать, я еще не устал, я хочу еще что-нибудь пережить». Таким образом, биологической целью сна, по мнению большей части ученых, все-таки является отдых, а его психологическим признаком — потеря интереса к миру. Наше отношение к миру, в который мы так неохотно пришли, кажется, несет с собой то, что мы не можем его выносить непрерывно. Поэтому-то мы время от времени и возвращаемся в состояние, столь похожее на внутриутробное существование. Во всяком случае, мы создаем совершенно аналогичные условия: тепло, темно и ничто не раздражает. Некоторые еще сворачиваются в клубок.
Однако здесь возникает одно интересное «но». Если сон понимать именно так, то сновидение вообще не входит в его программу, а кажется скорее какой-то нежелательной примесью. Кстати, еще в 1878 г. психолог Бинц объявил сновидение «физическим процессом во всех случаях бесполезным, во многих же прямо-таки болезненным, от которого мировая душа и бессмертие отстоят так же далеко, как голубой эфир от заросшей сорняками песчаной поверхности в самой глубокой долине».
Действительно, зачем же мозг, вместо того чтобы отдыхать, активно работает, сочиняет небылицы (по большей части страшные или неприятные), пугает самого себя, доводит до отчаяния и, только загнав себя в тупик, из которого нет никакой надежды выбраться, возвращается в бодрствующее состояние?
В общем, ясно, что сновидения никакого отношения к покою и отдыху не имеют. Они либо приходят готовыми извне, либо возникают в мозгу в ответ на воздействие какой-то внешней силы. Ну, например, от сновидения можно проснуться, очень часто оно возникает при спонтанном пробуждении, при насильственном нарушении засыпания. Да и вообще некоторые ученые склонны предполагать, что сновидение, по-видимому, является промежуточным состоянием между сном и бодрствованием. Но дело не в этом.
Людям, жившим две-три тысячи лет назад, было ясно: всякий сон рассказывает о том, что произойдет в будущем, или раскрывает какую-то тайну.
Однако, если у человека нет ключа к пониманию сновидений, сны только путают, вызывают беспокойство и страхи. В 1814 году в Германии была опубликована и имела огромный успех «Символика сновидений» профессора философии из Мюнхена Г. Г. Шуберта. В ней объяснялось: сон — вовсе не составленное неведомо кем сообщение о будущих событиях. Во сне говорит душа на своем особом образном языке, мало похожем на тот, при помощи которого люди ежедневно радуют и изводят друг друга. Язык души вполне доступен научному изучению.
Впрочем, после подобного объяснения многие вопросы оставались без ответа. С кем говорит душа по ночам? С самой собой? Почему она молчит днем и начинает откровенничать лишь после того, как отключается сознание? От кого скрывает свои тайны?
В 1899 году появилась книга Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». Основатель психоанализа, человек рациональный до мозга костей, разумеется, в существование души не верил, но на него произвела сильное впечатление идея, что человек сам является автором своих снов. Он оформил ее, как известно, таким образом: днем, когда человек бодрствует, он прячет в глубинах бессознательного тайные желания, в существовании которых боится признаться самому себе. Состояние сна патологично, потому что всякая изоляция от внешнего мира (а сон — это, очевидно, отход от внешнего мира) болезненна. Когда человек остается наедине с собой, происходит перераспределение его психической энергии. Ведь спящий лишен возможности исполнять свои желания. Нет необходимости тратить силы на полное подавление безобидных галлюцинаций. Единственный вред, который они могут принести, — прерывание сна. Поэтому желания во сне не гасятся, но только переводятся на особый символический язык, маскирующий подлинные желания.
В середине XX века было обнаружено, что сон состоит из двух основных чередующихся фаз: «медленного» и «быстрого» сна. Считается, что большинство сновидений мы видим во время быстрого сна. Любопытно, что деление на медленный и быстрый сон присуще не только человеку, но и многим животным, например птицам. У змей, крокодилов, ящериц, черепах быстрого сна нет, а среди млекопитающих без него, кажется, обходится одна ехидна.
Исследования с помощью электроэнцефалографии дают основания предположить, что, по крайней мере, некоторые животные видят сны. Им-то это зачем? Неужели слону и корове во сне открывается, какие неприятности день грядущий им готовит? Сомнительно, что сновидения помогают кошке или обезьяне проигрывать подавляемые сексуальные желания и справляться с внутренними конфликтами и психическими травмами.
В 1977 году группа ученых из Гарвардского университета сделала открытие, на основании которого предложила модель возникновения сновидений, очень далекую от фрейдовской. Ее авторы утверждали, что при объяснении механизма сновидений надо вообще отказаться от психологии, поскольку тут дело не в человеческих чувствах, мыслях и желаниях. В стволе головного мозга расположен генератор снов. Он регулярно включается и начинает «бомбардировать» кору головного мозга, то есть активизировать нервные клетки на отдельных ее участках.
Эта бомбардировка (в отличие от времени включений генератора, которое можно рассчитать с большой степенью точности) происходит совершенно случайно. Возбужденные участки коры головного мозга производят сны, начало и продолжительность которых запрограммированы, а содержание лишено всякого смысла. Если верить гарвардским ученым, сны не имеют никакого специального назначения. Они лишь как довесок сопровождают физиологический процесс, призванный регулировать работу мозга.
Эта теория вызвала бурю протестов со стороны многих психологов. В самом деле, трудно поверить в то, что сны, которые нередко бывают очень сложными и искусно сконструированными, являются результатом случайных процессов.
Если человек целый день ничего не ел, он голоден. Можно даже предсказать, когда именно появится сильное желание поесть. Но что человек предпочтет съесть, никакой физиолог не угадает. Зачем нужны деликатесы, если можно набить желудок простой, но полезной пищей? Психологи говорят, что деликатесы — не излишества, без которых можно спокойно обойтись. Они исполняют не физиологическую, но психологическую роль. Так же и со сном. Если он часть какого-то сложного физиологического процесса, это еще не означает, что у него нет своего особого, не зависящего от физиологии предназначения.
За целый день беготни, суеты, работы или даже отдыха человек получает массу информации, которой он, вполне возможно, никогда в жизни не воспользуется, но которую тем не менее заботливо хранит в своей памяти. Мозг не в силах выбирать, что оставлять, а что отбрасывать. Он механически берет все и рискует уподобиться переполненному бесполезным хламом чулану, в котором нельзя ничего найти.
Лишняя информация, усвоенная днем, может торчать в мозгу как заноза. Она является причиной возникновения новых вредных связей между отдельными участками коры головного мозга, активизации нервных клеток, влекущих за собой фантазии и навязчивые представления.
В 1983 году нобелевский лауреат Фрэнсис Крик и его коллега Грейм Митчисон высказали предположение, что назначение сна как раз и состоит в том, чтобы разрушить эти вредные связи, а вместе с ними и ненужные фантазии. Сон помогает забыть то лишнее, что проникло в мозг в течение дня. Человек, у которого нарушен быстрый сон, встает с постели разбитым, раздраженным, с больной головой. Он не освободился от балласта лишней информации и не знает, как избавиться от ассоциаций, путающих его мысли.
После того как сон выполнил свою задачу и уничтожил часть паразитических ассоциаций, мешающих нормальной работе мозга, он должен быть стерт из памяти. Поэтому большинство людей свои сны забывают или вспоминают их с большим трудом. Кажется, что сны лишены логики, потому что, как правило, от них остаются одни клочки, да и те с большими искажениями. Страх, который часто испытывают спящие, — это боязнь того, что сон не выполнит свою задачу. Увидев нечто необычное, человек сгорает от любопытства. Ему хочется разобраться, что означало увиденное, но он боится заглянуть в запретное.
Но вот человек проявляет настойчивость и начинает различными хитрыми методами восстанавливать и анализировать свои сны. Он не сознает, что этим он пытается перечеркнуть результаты той полезной работы, которую проделали сны, и вернуть на свое место паразитические ассоциации, парализующие деятельность мозга. Вспомнить сон — значит снова оказаться в том состоянии, которое было до него. Более того, сны сами несут в себе паразитическую, отягощающую мозг информацию. Если слишком сильно в них углубляться, из лекарства они превращаются в яд.
Среди писателей, художников, композиторов всегда было очень много людей с расстроенной психикой. Вполне возможно, что это связано с неосторожным обращением со своими фантазиями и снами. Эти люди не просто углубляются в свои сны, они вживаются в них. Реальность начинает перемешиваться для них с мечтаниями. Тот, кто эксплуатирует свои сны для создания художественных произведений, лишает себя психологической защиты, необходимой при взаимодействии с окружающим миром.
Получается, что лучше всего никогда не вспоминать свои сны и не думать о них. Для множества людей разгадывание снов — привычное занятие, однако ничего страшного с ними не происходит. Все дело в том, что в большинстве случаев мы имеем дело не с самими снами, а только с воспоминаниями о них, которые никакой опасности не представляют. Обычное толкование снов — безвредное занятие, похожее на раскладывание пасьянса.
Но как бы мы ни объясняли происхождение и назначение снов, мы не можем ответить на вопрос: содержится ли в них нечто связанное с еще не произошедшими событиями. Однако вполне можно предположить, что, если человек способен предвидеть будущее, он, конечно, может вложить свои предчувствия в сны. Причем как в те, что снились ему действительно, когда было отключено сознание, так и в те, которые вспомнились ему после пробуждения.


ОЗАРЕНИЯ ВО СНЕ

Скажите, много ли вы знаете примеров, когда обычный сон менял ход истории, двигал вперед науку или обогащал искусство новыми шедеврами? Готовы поспорить, что большинство из вас вспомнит лишь Менделеева с его знаменитой Периодической системой элементов. А между тем жизнь знает множество подобных озарений.
Начнем издалека, с дохристианских времен. Наверняка вы не раз и не два слышали о славных свершениях знаменитого завоевателя Александра Македонского (356—323 до н. э.). Но вряд ли кто в курсе, почему в один прекрасный день правитель решил перенести с места на место целый город. Виной всему, оказывается, был... сон.
Как-то Александр прилег вздремнуть после охоты под раскидистым платаном у святилища Немезиды. Во сне его посетила сама богиня возмездия и в приказном порядке велела построить в этом самом месте новый город и перевести в него всех жителей Смирны. Проснувшись, Македонский распорядился начать строительство. Так появилась новая Смирна, которая существует и по сей день, только называется иначе — Измир. Об этом случае рассказал в своей книге «Описание Эллады» древнегреческий историк и путешественник Павсаний.
Много позже другой грек, Синез (373—414 н. э.), епископ греческой колонии Кирена в Северной Африке, рассказал в автобиографии о том, как во снах ему являлись решения трудных государственных задач. Не без помощи сновидений пытался управлять страной и Ву Тинг (1324—1389), император Китая. Он тщетно пытался найти среди своих подданных человека, достойного занять пост премьер-министра, и лишь учитель, явившийся во сне (кстати, давно уже отправившийся к праотцам), указал Ву нужного гражданина.
Далеко не все «преданья старины глубокой» отражены в книгах — историкам и археологам до сих пор приходится разгадывать тысячу загадок. Иногда им на помощь приходит сон.
Так случилось и с профессором-ассириологом из США Германом В. Гилпрехтом в конце XIX века. Бедняга не один год бился над расшифровкой клинописных надписей на двух небольших фрагментах агата, найденных при раскопках древнего вавилонского храма. Один относился примерно к 1700 году до н. э., а другой, хоть убей, никак не поддавался классификации и датировке.
Однажды после трудов праведных профессор прилег отдохнуть и вскоре «отключился». Во сне же к нему явился служитель языческого культа из древнего шумерского города Ниппура. Это был высокий и изящный человек, около сорока лет от роду, облаченный в одежды простого жреца. Он провел ученого в палату-хранилище древнего храма — небольшую комнату без окон, с низким потолком. В ней стоял огромный деревянный сундук, а на полу валялись куски агата и ляпис-лазури. Язычник сказал: «Я открою тебе тайну. Царь Куригалзу отправил нашим жрецам среди разных кусков агата и ляпис-лазури исполненный по обету агатовый цилиндр с надписью. Через некоторое время он приказал жрецам изготовить серьги из агата с изображением бога Ниниба. Жрецы были в растерянности: среди имевшегося необработанного материала не нашлось ни куска агата. Но приказ есть приказ, и нам пришлось распилить подаренный цилиндр на три части, тем самым получив три диска, на каждом из которых сохранилась часть изначальной надписи. Два диска долго служили серьгами. Они и являются теми фрагментами, которые ты никак не мог расшифровать».
После этих слов жрец исчез, а профессор очнулся. Ранним утром он помчался на работу. Все подтвердилось! Начальная надпись на цилиндре читалась так: «Богу Нинибу, сын Бэла и его господин Куригалзу, первосвященник Бэла, это предподнес».
Вскоре Гилпрехт отправился в музей в Константинополе, где экспонировались подлинники. Они выставлялись в разных витринах до тех пор, пока ученый не доказал, что их место рядом.
Подобных случаев наука знает немало. Вот лишь некоторые из них. В начале XX в. считалось, что нервные импульсы в организме человека передаются электрической волной. В беседе с коллегами психолог из США Отто Леви предположил, что возможна трансмиссия нервного импульса, но доказать этого не смог, и идея надолго ушла на второй план, чтобы потом... всплыть во сне.
Как-то Леви проснулся, словно от толчка, повернулся к свету, что-то записал на обрывке бумаги и опять заснул. В шесть утра, однако, он не смог разобрать свои каракули, но ощущение, что упустил нечто важное, осталось. Следующей ночью ему вновь приснился тот же сон. Проснувшись, он понял, что теперь может доказать правоту гипотезы, которую высказал 17 лет назад! «Я немедленно поднялся, — рассказывал Леви, — пошел в лабораторию и поставил эксперимент на лягушачьем сердце». Его результаты и стали основой теории химической трансмиссии нервного импульса, за которую в 1936 году психолог получил — ни много ни мало! — Нобелевскую премию.
Не менее любопытная история приключилась с немецким химиком Фридрихом А. Кекуле, который много лет искал молекулярную структуру бензола. Холодной ночью 1865 года ему приснился странный сон: «Опять атомы запрыгали перед моими глазами. Они двигались в змеевидной, танцующей манере. Вдруг что-то случилось. Одна из «змей» отделилась от собственного хвоста, и новая структура затанцевала перед моими глазами. Будто пронзенный молнией, я проснулся...» Ученого осенило — структура бензола представляет из себя замкнутое карбонное кольцо. Открытие, сделанное Кекуле, стало переворотом в химии. Когда ученый делал доклад на научном съезде, свой рассказ он завершил так: «Давайте изучать сны, джентльмены, и тогда мы, возможно, придем к истине!»
Многие шедевры искусства также появились на свет благодаря сновидениям. Так, «Трель дьявола» Джузеппе Тартини (1692—1770) была написана им под воздействием сна. В возрасте двадцати одного года итальянскому скрипачу и композитору привиделось, будто он продал дьяволу не только душу, но и свою скрипку. Каково же было его изумление, когда дьявол вдруг заиграл на ней изысканную и прекрасную мелодию, которую Тартини никогда не слышал. Он был поражен, восхищен, его дыхание остановилось, и он... проснулся. «Схватив инструмент, я постарался вернуть чудные звуки. Но они исчезли. Потом я сочинил «Трель дьявола», и это была моя лучшая вещь, но как далеко ей до той, что я слышал во сне!..»
А думаете, идея лучшего произведения Стивенсона (1850—1894) «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» посетила его в «здравом уме и твердой памяти»? Ничуть не бывало! Она тоже пришла к писателю во сне. Сюжеты и фабулы своих историй видел по ночам и Эдгар Аллан По. Английский эссеист А. Бенсон вдохновился сновидением на написание поэмы «Феникс», а писатель из Сиама Люонгвичиватлен вообще не собирался брать в руки перо, пока однажды во сне к нему не явился умерший учитель и не вручил ему пару очков и кипу бумаг.
Про сны великих режиссеров Луиса Бунюэля и Федерико Феллини и вовсе написаны целые тома. Бунюэль всегда говорил, что его багаж жизненных наблюдений колоссален, однако само по себе это не вдохновляет на творчество. Требуется что-то еще. Этим «чем-то» и стали сны. Иногда он переносил их на экран целиком. Так было с его «Скромным обаянием буржуазии». «Сатирикон» Феллини — тоже не что иное, как попытка мастера запечатлеть на пленке свой сон.
Что ж, не зря говорится, что талантливый человек талантлив во всем. Даже сны у незаурядных личностей и те особенные. Но не каждому довелось родиться семи пядей во лбу. Что же делать остальным? Довольствоваться посредственными сновидениями? Даже и не думайте! Существуют специальные методики «вынашивания» снов, пришедшие к нам из глубокой древности. В Греции, например, они пользовались огромным спросом у населения. По всей стране были построены святилища бога Асклепия. К ним отовсюду денно и нощно тянулись паломники с единственной целью — увидеть сон-откровение. На месте страннику полагалось совершить несколько очистительных ритуалов — искупаться в фонтане, попоститься несколько дней и воздержаться от сексуальных контактов. Лишь после этого разрешалось переступить порог святого места. Здесь все настраивало посетителя на определенный лад — мистическая атмосфера церемонии, одежда священнослужителей, музыка, благовония, надписи на каменных плитах. Паломники слушали проповеди жрецов и молились о ниспослании им просветления. Спать укладывались прямо на полу, завернувшись в овечью шкуру. Под тихое эхо гимнов человек погружался в сон, ожидая, что божество ниспошлет ему откровение. И правда, многим являлись желанные образы.
Современные исследователи сна по крупицам собирали опыт далеких предков. Благодаря им сегодня любой мало-мальски одаренный человек после некоторых усилий и тренировок может научиться вызывать творческие сны.
Но здесь, как и в любом деле, есть свои законы. Один из них гласит: как правило, люди видят сны-озарения, связанные с их профессиональной деятельностью. Если вы писатель, скорее всего, вам приснится сюжет романа, если парфюмер — ароматическая композиция, ежели артист — новый рисунок роли. Результат, которого стремитесь добиться, зависит и от уровня вашего профессионализма. Большое значение имеет и багаж ваших знаний о мире. Одним словом, чем более разнообразный и обширный материал вы «заложили» в вашу память, чем большего мастерства достигли в своей области, тем больше у вас шансов совершить во сне открытие.
Обыкновенные сновидцы — те из нас, кто не является ни композитором, ни изобретателем, ни художником, — тоже могут последовать примеру творческих работников и «заказать» «художественные» сновидения. Мало ли какие скрытые таланты в вас откроются? И тогда, возможно, мир узнает нового Кулибина или Софи Лорен. В США, например, психологи давно практикуют семинары по «вызыванию» созидательных снов, и многие далекие от творческих профессий граждане добиваются потрясающих результатов. Одни создают оригинальные рассказы, стихи, поэмы. Другие совершают «ночные» прогулки по выставочным залам и музеям, а после пробуждения вдруг берут в руки кисть и краски и рисуют изумительные картины. Третьи решают во сне математические задачи, которые никак не «поддавались» днем.
Иногда «заказанные» сновидения помогают людям выйти из многолетнего кризиса. Так произошло с одним игроком в гольф. Во сне он увидел, как надо изменить манеру хватки клюшки. Вскоре его удар приобрел невиданную ранее точность. После этого карьера резко пошла в гору, и тогда о Джеке Никлаусе узнал весь профессиональный спорт.
Вы тоже мечтаете покорить неведомые вершины? Горите желанием сочинить новую «Анну Каренину» или «Лунную» сонату? Тогда практика «вынашивания» сновидений — именно то, что вам нужно.
Сегодня нам не надо искать для этого святилище и призывать в союзники Асклепия. Достаточно найти для ночлега спокойное и уединенное место. Лучше всего перебраться в домик в деревне или на дачу.
Вечером зажгите в комнате камин, на худой конец — свечи. Включите легкую приятную музыку и сядьте в удобное кресло. Теперь постарайтесь забыть о неприятностях и заботах. Думайте о высоком!
Предположим, вы без ума от поэзии, а в юности даже баловались стихоплетством. Тогда освежите в памяти давние строки. Полистайте классиков, почитайте любимые произведения. Глядишь, со временем вас посетит во сне муза и вдохновит на написание баллады или оды.
У вас другая проблема — не пишется диссертация? Попробуйте взглянуть на предмет под иным углом зрения, пусть даже идея, пришедшая в голову, выглядит смешной, безосновательной — это не имеет значения. Главное, укладываясь на боковую, положить рядом с постелью ручку и бумагу. Все готово? Тогда точно и ясно сформулируйте, чего вы хотите добиться от сна. Тем самым вы отправите заявку в вашу «память сновидений». И творческих вам снов!
Не огорчайтесь, если за ночь не приснится ничего особенного. Лиха беда начало! Но каков бы ни был ваш сон, записывайте его каждое утро. Зачем? Чтобы научиться запоминать! Со временем у вас появится привычка прокручивать в голове сонный сюжет без пера и тетради. Тем самым вы сделаете первый шаг к тому, чтобы полностью использовать весь диапазон своих скрытых возможностей.
Хотите приблизить творческий результат? Глубже погружайтесь в сферу своих интересов: изучайте специальную литературу, смотрите нужные фильмы. Любыми способами расширяйте свой кругозор — читайте газеты, журналы, посещайте семинары, обсуждайте с коллегами профессиональные проблемы. Наконец, просто путешествуйте. Мы верим, наступит день, когда однажды утром вы проснетесь с криком «Эврика!» и обогатите человечество новым творением.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz