каморка папыВлада
журнал Техника - Молодежи 1981-07 текст-7
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 19.06.2019, 19:41

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

КОНКУРС „МАЛАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ НА СЕЛЕ"

МОТОРОЛЛЕР ОБЕРНУЛСЯ МОТОПЛУГОМ
АЛЕКСАНДР ТИМЧЕНКО, инженер

Сегодня мы продолжаем знакомить читателей с простыми самодельными машинами для обработки небольших земельных участков (два предыдущих материала были помещены в № 10 за 1980 год и № 3 за 1981 год). Напоминаем, что ЦК ВЛКСМ объявил Всесоюзный конкурс по разработке средств малой механизации для сельского хозяйства. Условия этого творческого соревнования, в котором могут принять участие все, кто склонен к конструированию, изобретательству и рационализации, были помещены в № 4 за 1981 год (стр. 44).
О лучших конкурсных механизмах журнал расскажет в одном из последующих номеров.
Сергей Алексеевич Ильичев, житель подмосковного города Долгопрудный, два раза в год — весной и осенью — брал в руки лопату и сноровисто перекапывал огород своих престарелых родителей: им самим это было уже не под силу.
Кому приходилось копать огород, тот знает, что не такое уж это простое дело. Тут и навыки нужны, и терпение: не день и не два надо трудиться не разгибая спины. Инженер-конструктор по профессии, Ильичев не мог долго мириться с такой непроизводительной потерей времени. И он решил избавить себя от утомительной работы, переложив ее тяготы на плечи механического помощника. Тем более, что дома у него был двигатель от мотороллера.
Разрабатывая свой проект, Ильичев стремился к тому, чтобы использовать лишь готовые и доступные узлы и детали. И сделал малогабаритный одноосный трактор (или мотоблок, как принято теперь называть машины такого типа), проще которого, видимо, не сыскать. При всем том агрегат превосходно справляется с делами, для которых он предназначен, а именно: вспашка почвы и окучивание растений, в основном картофеля — главной культуры подмосковного огорода.
Действительно, «Вятич» — так назвал Ильичев свое детище — чрезвычайно прост, легок и компактен. При весе 80 кг его длина вместе с ручками управления составляет 1400 мм, высота — 1100 мм, а ширина — 550 мм (по ручкам управления). Колея узкая, всего 310 мм, так что машина свободно проходит между рядами картофеля. Это выгодно отличает «Вятич» от других подобных механизмов.
Вот как он устроен. Сверху на раме, сваренной из нескольких отрезков швеллера, с помощью кронштейна закреплен двигатель. Ильичев взял его от мотороллера «Вятка-150М» (можно и от «Электрона»), правда, немного доработал. Отсоединил трубу карбюратора от фланца и повернул ее назад на 180°. Не сделай он этого, карбюратор при установке двигателя на раму неминуемо уперся бы в корпус промежуточного вала. К сектору коробки передач на картере конструктор приварил длинный рычаг со сферической законцовкой, чтобы можно было переключать передачи. Топливный бак закрепил над двигателем, глушитель снял.
Ильичев заводит мотор откидной педалью кикстартера, расположенной на картере справа. При этом, чтобы педаль, двигаясь вниз, не задевала колесо, он отодвинул ее рычаг немного в сторону.
А вот как выполнена трансмиссия мотоблока. С выходной звездочки двигателя крутящий момент цепью передается на промежуточный вал, а с него на ходовой. Обе эти детали стандартные, они взяты от списанных картофелеуборочных комбайнов, где служили входными валами отбора мощности. На шлицы промежуточного вала насажены две звездочки, жестко соединенные между собой. Большая из них цепью сообщается с двигателем, меньшая — с осью колес.
Колеса на «Вятиче» от того же мотороллера. Для лучшего сцепления с землей на них надеты грунтозацепы — цепи, к которым болтами прикреплены поперечные уголки.
Сзади к раме прикреплен держатель почвообрабатывающих орудий, сваренный из отрезков швеллера. Причем угол установки плуга можно регулировать в пределах +4° от нейтрального положения. Это дает возможность менять глубину вспашки.
Два других орудия — окучник и долото — обычные, от списанного культиватора, агрегатируемого с трактором «Беларусь». А вот плуг умелец сделал сам из предплужника, снятого с навесного плуга того же трактора. Снизу к предплужнику Ильичев приварил упор — заостренную продольную пластину, а сверху на отвал длинный брусок-отражатель. И еще просверлил в стойке предплужника отверстие для болта крепления, а саму стойку сверху укоротил. Кстати, болта и гайки достаточно, чтобы зафиксировать любое из трех орудий в коробке держателя.
При пахоте на первой передаче — самой мощной из трех — производительность мотоблока составляет 0,025 га/ч при глубине вспашки до 180 мм и захвате плуга до 160 мм. Так что свой огород в 24 сотки Ильичев может вспахать за 12 часов.
Но работать даже с таким простым агрегатом, как «Вятич», надо уметь. Есть тонкости, которые необходимо узнать, прежде чем браться за ручки управления. Дело в том, что именно для пахоты конструктор предусмотрел особое металлическое поддерживающее колесо, снабженное поперечными уголками-грунтозацепами. Оно по диаметру несколько меньше основного и взаимозаменяемо с ним.
Приступая к пахоте, конструктор заводит мотоблок, берется за ручки управления и, удерживая машину в вертикальном положении, ведет ее на правом (основном) колесе к месту, откуда надо начинать борозду. Там он наклоняет «Вятич» влево так, чтобы поддерживающее колесо коснулось земли, а основное приподнялось. Иначе нельзя: из-за разницы в диаметрах основное колесо все время будет забегать вперед, и вместо того, чтобы двигаться прямо, придется кружить с машиной по огороду.
Затем Ильичев несколько надавливает на рукоятки, заставляя лемех плуга заглубиться. Проходит первую борозду... Развернувшись, он выпрямляет мотоблок, направляет в борозду основное колесо и проходит вторую борозду. Поддерживающее колесо в это время катится по целине. В таком режиме «Вятич» идет по земле как привязанный. В самом деле, из-за разности окружных скоростей колес он прижимается к левой стенке борозды и никуда не сворачивает. Нагрузки на ручки управления при этом минимальны, так что управлять машиной нетрудно.
Может случиться, что колеса забуксуют. Такое бывает, когда возрастает сопротивление почвы или под лемех попадает корень. В таком случае ручки управления надо поднять и создать тем самым относительно плуга момент, прижимающий колеса к земле. Тогда их сцепление с почвой увеличится, и лемех успешно преодолеет препятствие.
При окучивании картофеля мотоблок идет в междурядье на основных колесах. Производительность 0,15 га/ч. Так же быстро можно рыхлить земляную корку и третьим сменным орудием — долотом.
Малый вес, узкая колея и продуманное расположение почвообрабатывающих орудий на мотоблоке позволяют легко управлять им на сложных участках, вблизи построек, изгородей и деревьев. Причем «Вятич» удивительно устойчив: если отпустить ручки управления, то стоящий на месте мотоблок не упадет. Плуг, окучник или долото, расположенные почти под самым колесом, служат ему дополнительной опорой.
Для перевозки земли, дров, удобрений и урожая Ильичев смастерил тележку грузоподъемностью до 500 кг. Для соединения ее с мотоблоком служит тот же узел крепления. Управлять механизмом удобно, сидя на скамейке в передней части тележки.
Наконец, последнее, чем примечательна машина подмосковного конструктора. Двигатель «Вятки» оказался очень удобным для заготовки дров. Умелец снимает его с мотоблока вместе с кронштейном и ставит на раму, сваренную из уголков. Заменив выходную звездочку и связанную с ней цепь на шкив с клиновидным ремнем, он подсоединяет к двигателю дисковую пилу. Раньше Ильичев пилил дрова с братом, а теперь управляется один, причем в несколько раз быстрее.
От редакции. Наши предыдущие публикации, посвященные описанию самодельных мотоблоков (см. «ТМ», № 10 за 1980 год и № 3 за 1981 год), вызвали много запросов от желающих изготовить своими силами такие же механизмы. Во избежание излишней переписки по этому поводу сообщаем: детальные чертежи машины Ильичева все интересующиеся найдут в журнале «Моделист-конструктор» № 7 за 1981 год, который входит в объединение популярных научно-технических журналов ЦК ВЛКСМ, возглавляемое нашим журналом.

Компоновочная схема мотоблока «Вятич» конструкции С. ИЛЬИЧЕВА
Так выглядит в натуре механизм для обработки приусадебного участка.
Эти части механизма — левое колесо, окучник и долото (рыхлитель) — также съемные.
Съемный бензиновый двигатель умелец использует для приведения в действие циркулярной пилы.


НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ

ИСТРЕБИТЕЛИ ТАНКОВ
Под редакцией: генерал-майора-инженера, доктора технических наук, профессора Леонида СЕРГЕЕВА.
Автор статей — инженер Игорь ШМЕЛЕВ.
Художник — Михаил ПЕТРОВСКИЙ

С момента появления танков на поле боя еще в годы первой мировой войны основным средством борьбы с ними стала полевая артиллерия. Специальные противотанковые артсистемы появились значительно позже. На вооружение армий они поступили лишь в тридцатые годы. Это были скорострельные пушки калибра 20—47 мм. Низкий силуэт позволял легко маскировать их на местности, а обладая боевой массой в пределах 300—500 кг, они были довольно маневренны в боях. Транспортировка пушек осуществлялась с помощью механической и конной тяги.
В начале второй мировой войны появились танки с противоснарядным бронированием. Поэтому прежние малокалиберные пушки стали неэффективными. Тогда калибры орудий стали расти: 75, 76, 88, 100 мм! Увеличивалась и начальная скорость снарядов. Одновременно значительно возросла их боевая масса: 1,5—4 тонны, поэтому орудие с большим трудом буксировалось и маскировалось на пересеченной местности. Логическим шагом явилось создание установки противотанкового орудия на самоходном гусеничном шасси. Впервые это было сделано в 1940 году, когда на базе устаревшего немецкого легкого танка Т-I установили 47-мм пушку. В 1941 году у нас выпустили небольшое количество 57-мм пушек на шасси гусеничного тягача «Комсомолец». Это были легко или не полностью бронированные машины. В 1942 году в разных армиях воюющих стран появилось большое количество противотанковых установок калибром 75—76 мм на базе снимавшихся с производства танков или устаревших трофейных машин. У нас такой оказалась СУ-76, выпускавшаяся с конца 1942 года. У немцев это были 75- и 76-мм СУ на базе танков Т-II, 38 (I) и других; у англичан 76-мм «Арчер» на базе танка «Валентайн» и т. д. Все эти легко и частично бронированные, открытые сверху и сзади самоходки имели малый угол горизонтальной наводки орудия.
Однако нужны были противотанковые СУ, способные сопровождать танки в бою, поддерживать их огнем и отражать атаки вражеских танков. Поэтому потребовалось создать боевые машины с полным противоснарядным бронированием. Они строились на базе основных выпускавшихся танков, а вместо башни СУ имели неподвижную боевую рубку, в лобовом листе которой устанавливалась мощная пушка калибра 75— 100 мм с ограниченным углом наводки. По бронированию и маневренности они не уступали базовым машинам-танкам и, как правило, по мощности артсистемы превосходили их.
Готовясь к летнему наступлению, гитлеровское командование делало ставку на новые тяжелые танки и самоходные установки. К последним относился и истребитель танков «Элефант», известный также под именем «Фердинанд». Эта машина создавалась на базе не принятого на вооружение германской армии опытного тяжелого танка конструкции Ф. Порше. Дело в том, что, не ожидая результатов испытаний новых тяжелых машин, фирма «Нибелунген» изготовила 90 шасси танка Порше. После того как военное ведомство отвергло этот танк, решено было использовать имевшиеся шасси под противотанковую СУ, способную бороться с нашими Т-34 и КВ. Для этого в передней части бывшего танка, ставшей теперь кормовой, соорудили полностью забронированную рубку, где установили новую 88-мм пушку длиной 71 калибр. Ее подкалиберный снаряд (начальная скорость 1130 м/с) пробивал с 1000 м под прямым углом броню толщиной около 200 мм. «Элефант» в соответствии с замыслом Ф. Порше имел электротрансмиссию: на валах двух его двигателей стояли электрогенераторы, вырабатывавшие электрический ток. Он питал электромоторы, которые приводили в движение ведущие колеса машины. Четыре члена экипажа обслуживали орудие. Водитель и радист размещались в передней части машины.
«Элефанты» в составе двух батальонов истребителей танков бросили в бой на северном фасе Курской дуги (в июле 1943 года). Они были весьма опасными противниками танков в сражениях с дальних расстояний, но оказались крайне уязвимыми в ближнем бою. Эти малоподвижные машины не имели даже пулемета: лишь в конце 1943 года его установили на оставшихся машинах в лобовой части их корпуса.
Ответом наших конструкторов на новые немецкие танки явилась СУ-85, сконструированная под руководством Л. И. Горлицкого на базе среднего танка Т-34. Она поступила на вооружение в августе 1943 года. На ней в сильно наклоненном лобовом листе устанавливалась 85-мм пушка, по баллистическим характеристикам не отличавшаяся от той, что несколько позже использовалась на Т-34-85. Полностью бронированная машина, сохранившая ходовые и маневренные характеристики Т-34, стала важным средством борьбы с танками врага и непосредственной поддержки своих танков и пехоты. В конце 1944 года ее сменила новая СУ-100 (см. «ТМ» № 12, 1970 г.), отличавшаяся от предыдущей более мощной артсистемой (ее бронебойный снаряд с 1000 м пробивал 160-мм броню) и командирской башенкой.
Стремясь создать массовый, легкий и дешевый истребитель танков, немецкое командование в 1943 году решило использовать для этой цели базу устаревшего танка 38 (t). Производство новой самоходки «Хетцер» началось в апреле 1944 года и продолжалось до конца войны. Всего было выпущено около 2600 штук. «Хетцер» имела низкий корпус с большими углами наклона лобовых, бортовых и кормовых броневых листов. Мощность мотора была повышена, и по сравнению с базовой машиной усилена ходовая часть. Благодаря удачным конструктивным решениям, заложенным в 38 (t), «Хетцер» сохранила неплохую подвижность, хотя и получилась слишком тяжелой.
Несколько отличались по конструктивным особенностям созданные в 1942—1944 годах американские истребители танков. Они имели основное вооружение, установленное в полностью вращающейся башне, не имевшей крыши. Таковы, например, М10, вооруженная 76-мм пушкой, и М36 с 90-мм пушкой. Они создавались на базе танка М4 «Шерман» с немного измененной бронировкой корпуса. Боевая масса их составляла соответственно 29 и 27 т, экипаж — 5 чел. Построено их было 6700 и 1300 штук.
Более интересной оказалась СУ М18 «Ведьма», выпускавшаяся фирмой «Бьюик» с 1943 г. (построено 2500 шт.) на специально разработанной базе. Ее корпус сваривался из катаных броневых листов. Подвеска индивидуальная, торсионная. Двигатель воздушного охлаждения и агрегат силовой передачи устанавливались на специальной раме, так что могли быть легко вынуты из корпуса для замены или ремонта. М18 состояла на вооружении американской армии до конца войны.

На заставке изображена американская СУ М18. Боевая масса — 17 т. Экипаж — 5 чел. Вооружение — одна 76,2-мм пушка, один 12,7-мм зенитный пулемет. Толщина брони: лоб и борт корпуса — 13 мм, башня — 51 мм. Двигатель — «Континенталь» К — 875, 400 л. с. Макс. скорость — 72 км/ч. Запас хода по шоссе — 360 км.
Рис. 77. Немецкая СУ «Элефант». Боевая масса — 68 т. Экипаж — 6 чел. Вооружение — одна 88-мм пушка. Толщина брони: лоб корпуса и рубки — 200 мм, борт — 80 мм. Двигатели — два «Майбах» HL 120 TRM по 300 л. с. Макс. скорость — 20 км/ч. Запас хода по шоссе — 180 км.
Рис. 78. Советская самоходная установка СУ-85. Боевая масса — 30 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение — одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса — 45 мм. Двигатель — В-2-34, 500 л. с. Макс. скорость — 55 км/ч. Запас хода по шоссе — 300 км.
Рис. 79. Немецкая СУ «Хетцер». Боевая масса — 16 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение — одна 75-мм пушка. Толщина брони: лоб корпуса — 60 мм, борт — 20 мм. Двигатель — «Прага» АС/2, 160 л. с. Макс. скорость — 42 км/ч. Запас хода по шоссе — 180 км.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz