каморка папыВлада
журнал Техника - Молодежи 1981-07 текст-12
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 21.05.2019, 09:26

скачать журнал

<- предыдущая страница

ШАХМАТЫ

Отдел ведет экс-чемпион мира гроссмейстер В. СМЫСЛОВ
Задача В. САПЕГИНА (Фергана)
Мат в 3 хода

РЕШЕНИЕ ШАХМАТНОЙ ЗАДАЧИ, опубликованной в № 6, 1981 г.
1. Кс6!
1... Кр:с6, Кре6, Крс4, Кре4. 2. Сf3, Сb3, Фd4, Фf3х.


СЕКРЕТЫ МАРКОМИРА
К 3-й стр. обложки
МИХАИЛ ШПАГИН, журналист

Изобретения в мире почтовых марок — возможны ли они? Да и нужны ли? Подобные вопросы уместны в устах человека, незнакомого с производством марок и встречающегося с ними разве что у почтового окошка. Между тем в этой области придумано немало интересного...
Взять хотя бы тот же клей. Обычно он бывает белый, бежевый, желтый или коричневый. Но когда-то его специально окрашивали в красный цвет — для борьбы с фальсификациями. Клей такого состава считался удобным еще и потому, что, даже если марка случайно отскочит, на конверте останется красное пятно, свидетельствующее, что пересылка письма оплачена. Можно вспомнить о клее, нанесенном так, что он образует на изнанке марки какой-нибудь узор или монограмму. Марки такие были, да вот беда — труд людей, их придумавших, становился незаметным, как только почтовую миниатюру приклеивали к конверту.
От одной выдумки недалеко до другой — так называемого экономного гуммирования (1). В этом случае клей покрывает не всю изнанку марки, а ложится на нее отдельными кружками или полосками; расход его становится почти вдвое меньше.
Можно сказать об ароматных марках (3). Не надо улыбаться: такие выпускались, например, в ФРГ в середине 50-х годов. Они пахли мятой. Думаю, создатели ароматных знаков почтовой оплаты вспомнили о дамах конца прошлого столетия, имевших привычку спрыскивать письма духами.
Наконец, вот одно из более поздних изобретений, с которым, впрочем, читатель мог познакомиться при ремонте квартиры. Вспомните синтетические обои, покрытые с изнанки бумагой: срываешь ее, под ней клей. Появились и подобные марки (2). Они покрыты с оборотной стороны незасыхающей пластиковой массой, прикрытой бумажной подкладкой, которая снимается при наклеивании. Чтобы прикрепить такую марку, достаточно прижать ее пальцем. Ничего не скажешь: удобно, гигиенично.
Присмотримся к краскам на марках. Одно из самых простых нововведений — применение окрашенной бумаги. В чем тут дело? Изображение печатают на белой стороне, а изнанка будет, например, зеленой или наоборот. Были попытки использовать цвет как обозначение выпускающей марку страны или даже ее частей. Так, например, в Афганистане каждая из провинций имела свою окраску знаков почтовой оплаты. Но эта идея, как и попытки обозначать цветом номинал марок, оказалась непрактичной.
Для борьбы с повторным использованием марок в России с 1909 года практиковалось нанесение на лицевую сторону бумаги для будущих марочных листов ромбической сетки из мела, казеина или каолина (12). Для глаз она почти незаметна, а попробуешь смыть штемпель — сойдет вместе с прикрывающей бумагу краской, и ромбы станут резко выделяться на общем фоне.
Это, так сказать, изобретения, предназначенные специально для марок. Но их внешний вид и свойства, конечно, зависят от новинок, которые появляются в семействе красок. Например, еще в 1862 году Швейцария выпустила необычные золотистые марки — первый случай бронзирования знаков почтовой оплаты (4). Рецепт их изготовления был несложен: сначала печатали саму марку краской бронзового оттенка, а потом только что полученный свежий оттиск припудривали металлической пудрой.
Сначала миниатюры пудрили вручную, смахивая излишек пудры щеткой, потом появились даже специальные бронзировальные машины. Появились, чтобы... тут же отойти в прошлое. Потому что нынешний способ бронзирования проще, быстрее и ничуть не хуже.
Как известно, каждая краска состоит из пигмента, который, собственно, и дает цвет, плюс связующие вещества, помогающие закрепить частицы пигмента на поверхности, прилипнуть к ней. Полиграфисты смешали бронзовую пудру с подходящими связующими веществами — и получилась бронзовая краска.
Кстати, краску можно делать и из других металлов. В состав «золотой» пудры их входит несколько: медь, цинк, олово. В зависимости от количества каждого из них меняются и тона — золотистый, медно- или красновато-золотистый.
Раз мы убедились, что марки можно наклеивать, словно синтетические обои, бронзировать, подобно названиям книг, оттиснутым «золотом» на переплетах, резонно спросить: а нельзя ли их, скажем, покрывать лаком, как это иногда делают с картинами? Ведь тогда и краски заиграют ярче, и бумага лучше сохранится. Кроме того, марки становятся устойчивее к воздействию света, красочный слой закрепляется. Поэтому их действительно лакируют (5) для усиления зрительного эффекта. Например, покрыли лаком выпущенные в 1963 году наши марки «Уральские самоцветы». И правда, нарисованные камни заиграли, словно настоящие. Лак в таких случаях используется необязательно бесцветный — из природных или синтетических смол, а иногда берут, например, светлую лазурную краску: она и блестит, и позволяет хорошо видеть фон изображения. Раньше лак применяли и как средство для предотвращения повторного использования марки — полоски из него, нанесенные на марки, при попытках смыть штемпель частично растворялись вместе с находящейся под ними краской, и знак почтовой оплаты становился негодным к употреблению.
Наконец в распоряжении полиграфистов появились краски, которые, можно сказать, светятся днем — входящие в их состав вещества люминесцируют при обычном освещении, Вы уже, конечно, догадались, что это так называемые люминесцентные краски (11). Прежде чем попасть на почтовые миниатюры, они неплохо зарекомендовали себя в праздничном оформлении городских улиц.
Секреты марок кроются не только в краске, но и в специально обработанной бумаге. Например, в 60-х годах прошлого столетия универсальные знаки почтовой оплаты США выпускались на так называемой бумаге Френсиса (9). Названная по фамилии своего изобретателя, она при попытках удалить штемпель химическим путем становилась ломкой, покрывалась бурыми пятнами или даже меняла цвет. Правда, коллекционерам знакомы и другие, еще более удивительные марки, появившиеся в 1938 году в Швейцарии. Выполненные по мотивам исторических сюжетов, они и сами в довольно скором времени заняли особое место в истории филателии. Бумага, из которой они изготовлялись, благодаря содержащимся примесям приобрела светочувствительность и из белой становилась желто-зеленой (10).
Раз уж наш разговор коснулся бумаги для марок, давайте посмотрим, какой она была. Делали бумагу вручную и на машинах, из тряпичной и древесной массы, рисовой соломы и китайской крапивы, джута, агавы, растительных волокон, бамбука, бананового и тутового деревьев, пальмы борассус, манильской пеньки, сахарного тростника. При изготовлении в нее вводили разноцветные шелковые волоконца, а еще раньше впрессовывали ряды красных, синих, зеленых, желтых и других шелковых нитей. (Эта — по фамилии изобретателя — «дикинсоновская» высокосортная бумага вначале использовалась для конвертов, а потом и для марок (6). Делали рифленую поверхность. Вафелировали уже готовые марки, нанося на них под прессом бесцветные пунктирные штрихи, хорошо впитывавшие краску штемпелей при гашении (7). Или, наоборот, полировали покрытую казеином, а то и пластиком поверхность цветных листов до блеска, добиваясь необычайного глянца.
Успехи практической химии быстро сказываются на внешнем виде марок. В будущем, надо полагать, мы столкнемся и с другими новинками. Но интересно вспомнить, например, и о старых, вышедших еще в 1868 году в Пруссии внутренних служебных марках, напечатанных на прозрачной, пропитанной коллодиевым раствором бумаге. Эти марки, наверное, единственные в своем роде. Дело в том, что у всех их собратьев краска и, следовательно, изображение — на лицевой стороне, а у этих, представьте, — на обратной! Прусские диковины стоили дорого, поэтому их создатели приняли самые решительные меры против возможности повторного использования и подделок. Сначала на бумагу наносилось изображение, а потом прямо на него — клей. Эта марка оказалась крайне неудобной для мошенников по двум причинам сразу: стоило попытаться отмыть с нее штемпель, как краска быстро растворялась. Больше того, если бы и удалось ее как-то уберечь, все равно бы ничего не получилось, потому что при подобной обработке растворялся и коллодий, которым пропитывали бумагу, и она теряла прозрачность, скрывая изображение.
Что ж, не самая простая, но достаточно остроумная предосторожность против мошенников.
Но, конечно, самое почетное место среди связанных с производством марок изобретений и направленных на борьбу с подделками принадлежит водяному знаку — филиграни (8). Филигрань повторяет рельефное изображение на сите (при работе вручную), на отливной сетке бумагоделательной машины или же на валике, прикатывающем состоящую на 80 процентов из влаги массу. Это так называемый настоящий водяной знак. Кроме него, на марках (правда, редко) встречается еще и искусственный, так называемый «выпрессованный». В этом случае уже готовую бумагу увлажняют и вдавливают в нее знак с обратной стороны с помощью матрицы. Официально принятое название такого знака — водяной просвечивающийся. Но, конечно, в той или иной степени они просвечивают все — и «настоящие» и «искусственные».
Филигрань появилась в Италии еще в XIII веке как фирменный знак изготовителя бумаги. Постепенно ее употребление стало обязательным. С бумажных листов она перекочевала на банкноты и уже оттуда — на марки. Иногда водяной знак располагается на каждой из них и иногда делается большим, занимая весь марочный лист. В этих случаях на почтовую миниатюру придется лишь часть его. Впрочем, такой водяной знак чаще состоит из повторяющихся узоров.
Самая старая из филиграней изображает бычью голову — символ считавшегося покровителем художников святого Луки. Пробовали делать филиграни в виде цифры, подсказывающей номинал данной марки. Так, первая, вторая, третья и четвертая русские марки были выпущены с водяными знаками в виде цифр 1, 2 и 3. Они соответствовали номиналам марок: 10, 20 и 30 копеек.
В СССР встречались «ковер», «углы», «ромбы», «серп и молот». Но вот уже много лет наша страна, за редкими исключениями, выпускает марки без водяных знаков.
...Пока мы не касались размера и формы почтовых миниатюр. Между тем и здесь имеются любопытные вещи.
Самая миниатюрная из почтовых марок вышла в 1856 году (Мекленбург — Шверин). Ее размеры всего лишь 12X12 мм, а общая площадь 1,44 кв. см. А в 1962 году в СССР увидела свет марка «Слава покорителям космоса!» размером 150Х 70 мм, то есть 105 кв. см. В 1935— 1936 годах в городах Австрии, когда там гастролировала труппа лилипутов, марки гасили почтовым штемпелем диаметром всего 17 мм...
Эти примеры не просто курьезы. Они хорошо иллюстрируют одно обстоятельство: размеры марок и штемпелей для их создателей не имеют существенного значения. Правда, ограничения все-таки существуют. Они вытекают из необходимости заботиться об удобстве пользования знаками почтовой оплаты. Тем более что сейчас велика тенденция к стандартизации — и конверты, и почтовые карточки выпускаются почти одинакового размера.
И все-таки художник, хотя и в определенных пределах, волен выбирать наиболее выразительные для замысла размеры и формы почтовой миниатюры. Что вы скажете, например, о марке-грампластинке (14)? Треугольник, шестиугольник, ромб, овал, трапеция, круг — все эти формы уже испробованы (13). Самая древняя из них, конечно, круг — она ведет родословную еще от «домарочных» круглых штемпелей. А дальнейшую ее эволюцию и предугадать трудно. В 1964 году пресса сообщила о выходе новой марки Сьерра-Леоне. Казалось бы, что тут примечательного — в мире каждый день появляется не один и не два почтовых знака. Но этот был особенным. Первым его купил министр коммуникаций этой небольшой африканской страны, а затем они пошли нарасхват. Главный секрет успеха становился очевидным, стоило только взглянуть на марку: да, это очертания Сьерра-Леоне на географической карте!
Известно, что первую русскую марку предлагали выпустить круглой, но затем отказались только из-за трудностей отделения таких марок друг от друга. Разве что-нибудь изменилось? И да и нет. Марки со сложными очертаниями стали выпускать не листами, а штамповать по отдельности, как это издавна делается при изготовлении металлических денег. Таким образом, выпущенные государством Тонга марки в виде золотых монет походят на них не только «внешностью», но и технологией изготовления. И если вам вдруг попадется марка сложной формы, но с зубцами, то, как говаривал Козьма Прутков, не верьте глазам своим. Эта перфорация носит лишь декоративный характер, в листах подобные марки не встречаются.
Технический прогресс преподнес и еще один сюрприз. Причем, судя по реакции одного из зарубежных филателистических словарей, для коллекционеров весьма неожиданный. Хотя скорее всего именно на них он и был рассчитан. Речь идет о стереоскопических, трехмерных марках и блоках, выпускаемых Бутаном и другими небольшими государствами. В словаре про них сказано очень резко: «Не отвечают цели и смыслу знаков почтовой оплаты и фактически представляют собой только спекулятивные подделки». Со вторым, пожалуй, еще можно согласиться. Но с первым...
Почтовая миниатюра никогда — чуть ли не с момента своего появления — не стремилась быть совершенно плоской. Уже на первой русской марке белое изображение герба было сделано рельефным. В таких случаях филателисты иногда пользуются словом «камея» — так называют резные с рельефным изображением камни. Бывает, рельеф делают красочным. Рельефное тиснение применяют и в наше время — оно придает марке особую нарядность.
Сам процесс печати, конечно, несколько осложняется, но это сущие пустяки по сравнению с хлопотами, которые доставил филателистам специальный выпуск, предпринятый Италией в честь принятия ее в ООН. Марка выполнена давно известным способом двухцветной стереопечати, при котором изображение становится объемным, если его рассматривать через специальные очки (15). Однако согласитесь: одно дело, когда очки прилагаются к многостраничной, наполненной «волшебными» картинками детской книжке, и совсем другое, когда ими, так сказать, предлагается в придачу к марке обзавестись филателистам.
Да, желание дать маркам трехмерность было велико. И сравнительно недавно оно осуществилось. Сначала появились объемные открытки, потом календари. Дошла очередь и до почтовых миниатюр. Правда, пока стереоскопические марки недостаточно совершенны, но, надо думать, с развитием полиграфии они станут вполне приемлемы с самых разных точек зрения.


СОДЕРЖАНИЕ

ВЫПОЛНЯЕМ РЕШЕНИЯ ПАРТИИ
А. Перевозчиков — Станы — против станков? ......... 10
К ВЫСОТАМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Г. Поспелов — Искусственный интеллект ............. 2
С. Кашницкий — У робота много работы .............. 6
ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА
М. Земнов — «Земляные яблоки королевы» ............ 14
ВРЕМЯ ИСКАТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ ......................... 1
ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА — О ЖИЗНИ, О ЗЕМЛЕ, О ВСЕЛЕННОЙ
Ж. Гуррагча — Оседлав космического скакуна ........ 16
ВРЕМЯ — ПРОСТРАНСТВО — ЧЕЛОВЕК
Венгерская фантастика: новые горизонты ............ 18
ДОКЛАДЫ ЛАБОРАТОРИИ «ИНВЕРСОР»
С. Ременко — Как построить глаз? .................. 21
ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ
И. Алексеев — Анабиоз для ставриды ................ 30
КОРОТКИЕ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ .......................... 26
НЕОБЫКНОВЕННОЕ — РЯДОМ ............................ 13
ИСТОРИЧЕСКАЯ СЕРИЯ «ТМ»
За пределы стратосферы ............................ 29
АВТОМОБИЛЬ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
Е. Кочнев — Переоценка ценностей .................. 34
КОНКУРС «МАЛАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ НА СЕЛЕ»
А. Тимченко — Мотороллер обернулся мотоплугом ..... 38
НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ
И. Шмелев — Истребители танков .................... 40
ТРИБУНА СМЕЛЫХ ГИПОТЕЗ
В. Коваль — Памятник на тысячелетия ............... 42
АНТОЛОГИЯ ТАИНСТВЕННЫХ СЛУЧАЕВ
В. Щербаков — Атлантида — загадка Атлантики ....... 46
М. Романенко — Альтернатива: эгейский вариант ..... 50
ВОКРУГ ЗЕМНОГО ШАРА ............................... 52
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ
Г. Мельников — Ясное утро после долгой ночи ....... 54
И. Джерекаров — Необъявленная встреча ............. 56
ЭХО «ТМ»
А. Архипов — Наблюдали ли догоны спутник Сириуса? . 59
КЛУБ «ТМ» ......................................... 60
К 3-й СТР. ОБЛОЖКИ
М. Шпагин — Секреты маркомира ..................... 62

ОБЛОЖКА ХУДОЖНИКОВ:
1-я стр. — Р. Авотина,
2-я стр. — Г. Гордеевой,
3-я стр. — А. Вититина,
4-я стр. — Н. Вечканова.


Главный редактор В. Д. ЗАХАРЧЕНКО
Редколлегия: В. И. БЕЛОВ (отв. секретарь), Ю. В. БИРЮКОВ (ред. отдела науки), К. А. БОРИН, В. М. ГЛУШКОВ, В. К. ГУРЬЯНОВ, М. Ч. ЗАЛИХАНОВ, Б. С. КАШИН, Д. М. ЛЕВЧУК, А. А. ЛЕОНОВ, О. С. ЛУПАНДИН, Ю. М. МЕДВЕДЕВ, В. А. ОРЛОВ (ред. отдела техники), В. Д. ПЕКЕЛИС, М. Г. ПУХОВ (ред. отдела научной фантастики), И. П. СМИРНОВ, А. А. ТЯПКИН, Ю. Ф. ФИЛАТОВ (зам. гл. редактора), Н. А. ШИЛО, Ю. С. ШИЛЕЙКИС, В. И. ЩЕРБАКОВ, Н. М. ЭМАНУЭЛЬ
Художественный редактор Н. К. Вечканов
Технический редактор Р. Г. Грачева
Рукописи не возвращаются
Адрес редакции: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская, 5а.
Телефоны для справок — 285-80-66; отделов науки — 285-88-45 и 285-88-80; техники — 285-88-24 и 285-88-90; рабочей молодежи и промышленности — 285-88-01 и 285-89-80; научной фантастики — 285-88-91; оформления — 285-88-71 и 285-80-17; массовой работы и писем — 285-89-07.
Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».
Сдано в набор 12.05.81. Подп. в печ. 29.06.81. Т — 20923. Формат 84Х108 1/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,72. Уч.-изд. л. 10,7. Тираж 1 700 000 экз. Зак. 700. Цена 30 коп.
Типография ордена Трудового Красного Знамени изд-ва ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». 103030, Москва, К-30, Сущевская, 21.


ПРОЕЗДНОЙ - ДЛЯ КОНВЕРТА

1 Экономное гуммирование
2 Самонаклеивающаяся марка
3 Ароматная марка
4 Бронзирование марки
5 Лакирование марки
6 Дикинсоновская бумага
7 Вафелирование бумаги
8 Водяные знаки на бумаге
9 Бумага Френсиса (буреет от воздействия воды)
10 Изменение цвета под воздействием света
11 Люминисцентная марка
12 Меловая сетка на марке
13 Марки разных форм
14 Марка - пластинка со звукозаписью
15 Стереоскопическая марка


МОНУМЕНТ НА ОРБИТЕ

Как Фаэтон стал Луной — после первого торможения переход на эллиптическую орбиту, после второго на круговую, близкую к земной. Окончательная коррекция сделала Фаэтон «естественным спутником Земли».
Таким увидят затмение те, кто окажется а полосе полной фазы 31 июля 1981 года. Лунный диск целиком закроет Солнце, и в течение 1 —2 минут на дневном небе вспыхнут яркие звезды и планеты.
Задача привлечения внимания к космическим явлениям и их периодичности решается с помощью Луны весьма эффектно. Жители всех широт могут стать очевидцами разнообразных видов солнечных и лунных затмений. Установление их периодичности требует многолетних наблюдений.


Техника Молодежи
Цена 30 коп
ИНДЕКС 70973

<- предыдущая страница


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz