каморка папыВлада
журнал Советский экран 1980-07 текст-6
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 18.07.2019, 09:39

скачать журнал

<- предыдущая страница

кино в моей жизни...

ДНЕВНОЙ СЕАНС

Далеко позади был Берингов пролив. Ледокол «Ермак» вгрызался в коварный лед, оставляя за кормой белое крошево канала, по которому спокойно следовали суда каравана.
— Ну, теперь можно и в кинозал,— сказал капитан Юлий Петрович Филичев, покидая мостик и приглашая меня с собой.— Угощу фильмами об Арктике.
На «Ермаке» собрано их несколько — фильмы ЦСДФ, Центральной студии научно-популярных фильмов, Дальневосточной студии кинохроники. Их любят смотреть и новички и ветераны ледокола, их любит смотреть и показывать гостям Ю. П. Филичев — заслуженный полярник, один из опытнейших арктических капитанов нашей страны.
И вот мы сидим перед экраном и смотрим фрагменты фильмов из богатого архива капитана ледокола «Ермак». На полотне появляется белый медведь. Он идет прямо на камеру, и отчетливо видно, что хозяин льдов чем-то явно раздосадован.
...— Застряли мы тогда во льдах у мыса Шелагский. Это было лет двадцать назад. Я тогда еще плавал дублером капитана. На борту у нас гость — кинооператор из Москвы. Приходит он как-то на мостик и обращается к мастеру (так на судах торгового флота называют капитанов): «Хочу один классный план снять. На лед мне сойти надо. А то ни разу ногами Арктику не пробовал. Хоть на прощание...» Капитан показывает ему на лед. А там следы медвежьи. Свежие. «Я мигом,— говорит оператор.— Одна нога здесь, другая — там». Мастер разрешил: «Давай двумя ногами, только быстро»...
Минут через двадцать прибегает в каюту капитана вахтенный штурман. «Беда,— говорит,— медведь за корреспондентом гоняется...» Мастер бегом на мостик. Схватил бинокль: точно, медведь. Метрах в тридцати от оператора, а тот наставил на него камеру и пятится назад. Хорошо, на ледоколе вертолет в готовности был. Гидролог на разведку собирался. Срочно подняли машину в воздух. Медведь — драпать. Взял пилот оператора в кабину — и на борт. А тот бушует: «Такой кадр мне испортил...» Потом уже на мостике капитан его спросил: «Ну как, попрощался с Арктикой?» «До конца не успел, вертолет помешал. Две кассеты открутил, а третья недоснятой осталась...»
Наверное, так и у нас, полярников. Каждый год остается здесь что-то, как у того кинооператора. Недоснятый план...
На экране дыбился лед. Шли караваны судов. Словно лебединые стаи, тянулись они за вожаком через белые поля. Застревал ледокол, сбивалась с пути вся стая. Юлий Петрович комментировал киноленту.
— Думаю, что нашу молодежь к работе на Севере должны готовить и литераторы и кинематографисты. Ведь с каждым годом все больше ребят остается работать в этих суровых и прекрасных местах, останавливает свой жизненный выбор на трудном, интересном и чрезвычайно нужном Родине деле.
...На этот раз экран растревожен настойчивым писком «морзянки». Кто-то зовет на помощь. Далеко впереди, сквозь поднимающийся туман, едва различимы контуры судов каравана, терпящего бедствие во льдах. Чуть в стороне, словно старый задумчивый лоцман, попыхивает своими дымными трубами ветеран Арктики ордена Ленина ледокол «Сибирь».
Стрелки машинного телеграфа на отметке «Самый полный» (это уже следующий фрагмент фильма). У лобового стекла штурманской рубки Филичев. Он в традиционной морской тужурке. Козырек форменной фуражки нависает над самыми глазами. Юлий Петрович спокоен и сосредоточен. Он ведет свой «Владивосток» на помощь «Сибири».
— Я ведь первый ледокол в своей жизни увидел в кино. На всю жизнь для меня самым лучшим об Арктике остался довоенный документальный фильм «Подвиг во льдах» — легендарный «Красин» приходит на помощь итальянской экспедиции генерала Умберто Нобиле. А потом, в 1950 году, я был направлен практикантом на ледокол «Сибирь». Капитаном тогда был Владимир Иванович Воронин — известный полярник, командовавший до этого и «Ермаком», и «Сибиряковым», и «Челюскиным». Одним словом, «патриарх» моряков-полярников. Мы, молодые матросы, смотрели на него, ну, как на человека из сказки.
Это был мой первый ледокол. Я матрос. Жил в кубрике. Двухъярусные койки — огромные и очень неуютные. Но через все это надо было пройти.
...Во весь экран судовая рында. На ней надпись: «Ермак». 1899».
Первый в мире ледокол, построенный по проекту адмирала Степана Осиповича Макарова, пробивается через тяжелые льды за Полярный круг. А уже следующий эпизод — кадры, отснятые 75 лет спустя. В июле 1974 года свой первый караван ведет флагман Дальневосточного ледокольного флота новый «Ермак».
У реверсов машинного телеграфа капитан Филичев. По судовой трансляции звучит его голос: «Внимание членов экипажа! Говорит капитан. Судовое время 14 часов 04 минуты. Наш ледокол следует в проливе Вилькицкого, в десяти милях от мыса Могильный. В феврале 1915 года здесь похоронены два русских моряка — участники первой российской Гидрографической экспедиции на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Прошу почтить память кочегара Ладоничева и штурмана Жохова минутой молчания...» Кресты на самом краешке полуострова Таймыр. Группа моряков во главе с капитаном у дорогих русских могил...
— «Ермак» — это ледокол-легенда. Именно с него начиналось покорение Арктики. В 64 года ушел на покой этот заслуженный полярный ветеран. А теперь вот новый «Ермак», и нашему экипажу продолжать фамильные традиции.
Помню, сразу же после подъема Государственного флага пришли мы в этот кинозал, а на экране документальный фильм — «Путь «Ермака». Начальные его кадры — последний спуск флага на старом ледоколе. Через год и о нашем первом походе была сделана лента. Так сказать, вторая серия, но теперь уже о современном «Ермаке». А сегодня мы чувствуем, что не хватает фильмов, которые рассказывали бы о самых памятных местах Севера. Вот если взглянуть на карту — сколько имен, и за каждым столько ярчайших судеб, подвигов. Я уверен: нет человека, который останется равнодушным, узнай он хотя бы часть того, что хранит в себе история покорения Арктики.
Вот, к примеру, Северная Земля, остров Жохова, пролив Вилькицкого, остров Старокадомского... Все эти названия связаны с русской Гидрографической экспедицией на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», которые начали свой путь от причалов Владивостока в 1910 году и только через пять лет пришли в Архангельск. В те годы открытие Северной Земли назвали «сенсацией XX века», а пролив, отделяющий ее от материка, был назван в честь начальника экспедиции капитана второго ранга Вилькицкого.
К большому сожалению, об этом мало написано. Мимо этой темы прошли и кинематографисты. Но мы, полярники, надеемся, что такой фильм будет. Мы ждем его. Ведь ленты о Севере, о его освоении помогают нам в воспитательной работе с нашей молодежью.
...Теперь уже не на экране, а совсем рядом, в штурманской рубке «Ермака», командует Юлий Петрович. Здесь, на мостике, стало понятно, почему именно на дневной сеанс пригласил меня капитан. Его рабочая вахта с 20 до 24 часов.
За бортом по-прежнему был лед, и «Ермак» отсчитывал очередные мили арктической навигации. Для капитана Филичева заканчивался тридцатый год его полярной биографии...
Л. БОРИСОВ
Борт ледокола «Ермак» - Москва.

«Дедушка» российского ледокольного флота — «Ермак»
На трассе Северного морского пути
Вахта капитана Ю. П. Филичева
У могилы штурмана Алексея Жохова


СКОРО

«ТОЧКА ОТСЧЕТА»

«БЕЛАРУСЬФИЛЬМ»
Сценарий В. Акимова, В. Ежова
Постановка В. Турева
Оператор Ю. Марухин
Художник Е. Игнатьев
Композитор О. Янченко
Роли исполняют:
Воронов — Н. Кочегаров
Кольцов — В. Полетаев
Кухин — В. Петренко
Чагин — Ю. Демич
Раиса — Л. Константинова
Гайдаш — П. Юрченков
Сильные, смелые ребята в лихо заломленных беретах и тельняшках четко чеканят шаг — в парадном строю идут десантники.
Фильм «Точка отсчета» расскажет о том, как живут, как выполняют свой долг перед Родиной, о чем думают, мечтают, спорят эти ребята, как мужают в первых настоящих испытаниях, приготовленных им жизнью.
Работа драматургов В. Акимова и В. Ежова на недавнем конкурсе сценариев, посвященном современной Советской Армии, была удостоена первой премии.

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ АЛИ-БАБЫ И СОРОКА РАЗБОЙНИКОВ»

«УЗБЕКФИЛЬМ» (СССР), «ИГЛ ФИЛМЗ» (Индия)
Сценарий Б. Саакова, Л. Бакши
Постановка Л. Файзиева, У. Меры
Операторы Л. Травицкий, П. Перейра
Художники Э. Калонтаров, Б. Р. Подар
Роли исполняют:
Али-Баба — Дхармендра
Марджина — X. Малини
Правитель и Абу-Хасан — Р. Быков
Отец Али-Бабы — Э. Мухамеджанов
Мать Али-Бабы — С. Чиаурели
Касым — Я. Ахмедов
Фатима — З. Аман
Хамид — X. Нарлиев
Мустафа — Ф. Мкртчян
Ахмед Сорви-голова — X. Умаров
Мухамед Метатель ножей — Д. Хамрава
Дух Пещеры — С. Санеева и др.
«Сим-сим, откройся!»... И откроются кладези восточных сказаний, полных тайн, лукавства, волшебства, цветистой фантазии и мудрости. «Сим-сим, откройся!» — и потянутся в песках караваны, и зашумят пестрые южные базары, и зазвучат прихотливые, как восточный орнамент, песни. «Сим-сим, откройся!» — кто же устоит от соблазна заглянуть в знаменитую пещеру Али-Бабы, где путнику приготовлено столько удивительных неожиданностей!
Авторы фильма сплели свою историю из многих мотивов восточных легенд. И неожиданности действительно будут. Знакомы ли вы, например, с Духом Пещеры? Или с Ахмедом Сорви-голова? Или хотя бы с Мухамедом Метателем ножей? Ну вот, а ведь наверняка убеждены, что с детства знаете эту сказку наизусть!

«В МОЕЙ СМЕРТИ ПРОШУ ВИНИТЬ КЛАВУ К.»

«ЛЕНФИЛЬМ»
Сценарий М. Львовского
Постановка Н. Лебедева, Э. Ясана
Оператор В. Миронов
Художник А. Федотов
Композитор А. Журбин
Роли исполняют:
Клава — Л. Хопшоносова, О. Озерецковская, Н. Горшкова
Сергей — М. Ясан, А. Мусатов, В. Шевельков
Туся — Н. Журавлева
Лаврик — В. Сидоров
Павел — В. Костецкий
Рита — В. Панина
Вера Сергеевна — Л. Полищук
Дядя Сева — В. Смехов
Неонила Николаевна — Л. Малиновская и др.
Когда приходит первая любовь? Иной раз намного раньше, чем мы предполагаем. Насколько она серьезна? Само название нового фильма наводит на мысль о трагедии. Картина тем не менее начинается нотами почти комедийными, и ничто в эти минуты не предвещает тех серьезных нравственных проблем, которые придется решать ее юным героям. Проблемы эти встают рано или поздно перед каждым, вот почему картина не оставит равнодушными ни совсем молодых, ни тех, у кого первая любовь уже давно позади.

«КРАСНЫЕ ГАЛСТУКИ»

ДЕФА (ГДР)
Сценарий Ганса-Альберта-Педерцани
Постановка X. Дзюбы
Оператор Л. Гербер
Художники К. Винтер, Й. Келлер
Композитор К. Штейер
Роли исполняют:
Дети — А. Райншмидт, Б. Брайтенборн, А. Шнайдер, Д. Бекман, К. Бейор, М. Деринг, А. Тигс
Взрослые — У. Шенк, М. Нарлох, X. Алекс, К. Райхель, Г. Вольф, И. Томашевский, К. Энгель
Фильм дублирован на Киевской киностудии имени А. П. Довженко
Режиссер дубляжа И. Ветров
Красные галстуки сегодня носят миллионы мальчишек и девчонок. Но было время, это требовало настоящего мужества. Кинематографисты ГДР возвращают нас в Германию 1927 года, когда немецкие коммунисты организовали первый пионерский лагерь. Речь шла тогда не о веселой прогулке по лесу, не о беззаботном отдыхе у реки. Лагерь становился школой политической зрелости и стойкости, школой борьбы. Это был лагерь в стане врага. И враг попытался его уничтожить. Против детей в красных галстуках были посланы штурмовики...

«ТУФЕЛЬКА И РОЗА»

«ПАРАДАЙН КОПРАДАКШНС ЛИМИТЕД» (Англия)
Сценарий Б. Форбса, Р. Шермана, Р. Шерман, С. Лайонса
Постановка Б. Форбса
Оператор Т. Айми
Композиторы Р. Шерман, Р. Шерман
Художник Р. Симм
Роли исполняют:
Золушка — Д. Крейвен
Принц — Р. Чемберлен
Король — М. Хордерн
Королева — Л. Бауэрс
Волшебница — А. Кросби
Мачеха — М. Локвуд
Изабелла — Р. Эйрес и др.
Фильм дублирован на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького
Режиссер дубляжа В. Арабова
Мюзикл — киножанр сравнительно новый. Но популярность у зрителей сразу же завоевал немалую. Ведь он позволяет соединить в ярком, динамичном, увлекательном зрелище музыку, танец, пение и драматическое действие.
Мюзикл — жанр довольно редкий. Тем приятнее будет новая встреча с ним. Чаще всего основой мюзикла становятся классические сюжеты. Так и на этот раз: часы пробьют двенадцать, роскошное платье превратится в лохмотья, и только туфелька, потерянная на ступенях дворца, уцелеет — узнаете? Сказки не стареют, они только волшебным образом меняются.
В английском фильме сказка о Золушке стала не только поэтичной и музыкальной, но и саркастичной. И король вовсе не похож на того добряка, какого играл Э. Гарин в памятном советском фильме. Но любовь все равно побеждает, на то она и любовь, сильное и прекрасное чувство.

В репертуаре также советские художественные фильмы «Безответная любовь» («Мосфильм»), «Чужая компания» (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького), «Бабушкин внук» («Ленфильм») и зарубежные: «Доктор Младен» (СФРЮ), «Бурный рейс» (Вьетнам), «Посвящается Стелле» (Италия), «Преступники» (АРЕ), «Мост» (Турция).


ХРОНИКА КИНО

В БОРЬБЕ ПОМОГАЕТ НАДЕЖДА

«Народам, борющимся против фашистских диктатур, посвящается...» Эти слова заключают новую работу чилийского режиссера Себастьяна Аларкона — художественный фильм «Санта-Эсперанса».
С. Аларкон известен зрителям по фильму «Ночь над Чили», сценарий которого написан им с С. Мухиным, а постановка осуществлена на студии «Мосфильм» совместно с А. Косаревым.
«Санта-Эсперанса» в переводе на русский язык означает «Святая надежда». Это фильм-обвинение фашистским диктатурам, фильм-призыв к борьбе за освобождение тысяч патриотов, томящихся в лагерях и тюрьмах Чили, Сальвадора, Парагвая. Сценарий ленты, поставленной также на «Мосфильме», написан С. Аларконом совместно с писателем В. Амлинским.
Фильм «Санта-Эсперанса», премьера которого состоялась в Центральном доме кино, представил зрителям кинорежиссер, народный артист РСФСР Г. Чухрай.
На просмотре присутствовали Генеральный секретарь Коммунистической партии Чили Луис Корвалан, его жена Лили Корвалан, члены Центрального комитета компартии этой страны.
— В своей работе,— сказал С. Аларкон,— мы опирались на действительные факты, собирая материал, встречались и беседовали с бывшими узниками. В основу многих эпизодов легли реальные события и судьбы.
Бараки, затерянные в пустыне, колючая проволока, пытки, люди, которые числятся «пропавшими без вести», но, несмотря на все мучения, несломленные,— все это и есть «Санта-Эсперанса» — современная трагедия народа Чили и его святая надежда на свободу, обретенную в борьбе...
А. КАРПОВ

В зале Центрального Дома кино Генеральный секретарь Коммунистической партии Чили Луис Корвалан
Выступает Себастьян Аларкон

НА РАЗНЫХ ШИРОТАХ

АДДИС-АБЕБА. В административном центре эфиопской провинции Волло — городе Дессие — состоялся фестиваль советских фильмов. Зрители, собравшиеся в новом Дворце культуры, тепло встретили делегацию советских кинематографистов. Выступивший на открытии фестиваля мэр Дессие Махари Текеле Хаймонот подчеркнул, что кинофестиваль является еще одним свидетельством крепнущей дружбы и сотрудничества между народами Советского Союза и Эфиопии.
ДЕЛИ. Фестиваль советских фильмов был организован в индийском городе Тривандрам (штат Керала). Выступивший на торжественном открытии известный индийский режиссер П. Бхаскаран отметил огромный вклад С. Эйзенштейна, В. Пудовкина и других мастеров советского экрана в сокровищницу мирового киноискусства.
В течение недели зрители дружественной страны познакомились с такими произведениями советских кинематографистов, как «Подранки», «Рикки-Тикки-Тави» (совместная постановка СССР—Индия), «Приключения Нуки», «Летят журавли». После фестиваля в Тривандраме эти ленты были показаны в Бомбее, Мадрасе и других крупных городах Индии.
СОФИЯ. Лучшим из зарубежных фильмов, шедших на болгарских экранах в 1979 году, признан советский фильм «Пять вечеров» Никиты Михалкова. Высокой оценки эта лента удостоена на основе анкетного опроса, проведенного болгарским телевидением.

снимается фильм

«КРАХ ОПЕРАЦИИ «ТЕРРОР»

1921 год. Продовольственный и транспортный кризис. Засуха поразила земли Поволжья, Украины, Северного Кавказа. В стране голод и разруха, не работает железнодорожный транспорт. В Праге эсеровская газета «Воля России» пишет: «Советская власть падет, в этом никто не сомневается...». Владимир Ильич Ленин назначает наркомом путей сообщения Ф. Э. Дзержинского.
На этом историческом фоне разворачиваются события фильма «Крах операции «Террор» — производство киностудии «Мосфильм» и творческого объединения «Иллюзион» (Польша). Это вторая совместная работа польских и советских кинематографистов, рассказывающая о многогранной личности Ф. Э. Дзержинского.
Первый фильм — «Особых примет нет», поставленный также режиссером А. Бобровским по сценарию Ю. Семенова, познакомил зрителей с начальным периодом революционной деятельности Дзержинского. И вот новая работа. Мы увидим Феликса Эдмундовича в один из самых трудных периодов становления Советской республики. Сюжет этой историко-революционной картины остродраматичен. Белогвардейская эмиграция в Польше и разветвленное подполье в Москве, Борис Савинков и монархисты вынашивали планы задушить молодую Республику Советов тисками голода, нарушить ход восстановления промышленности и сельского хозяйства, реконструкцию железных дорог и транспорта.
В такой обстановке необходимо было сделать все, чтобы сорвать замыслы контрреволюционеров. И вот на Оке, под Калугой, построен «ледяной мост». По этому мосту, заменившему взорванный диверсантами, в 1922 году шли и шли составы с хлебом...
Действие происходит не только в Москве, но и в Варшаве, Берлине, Лондоне.
На роль Ф. Э. Дзержинского приглашен известный польский актер К. Хамец. В фильме будут сниматься также А. Карапетян, М. Погоржельский, А. Миронов, М. Глузский, С. Шакуров, Е. Цыплакова, Т. Заливский.
Главный оператор А. Стахлевский, оператор-постановщик В. Боганов, художники-постановщики Л. Платов и Ч. Сикера, композитор Е. Максимьюс.
Н. РУЧИНСКАЯ

замыслы

СУД ПАМЯТИ

Картина киностудии «Беларусь-фильм» «Возьму твою боль», к постановке которой приступает режиссер Михаил Пташук,— о войне, о ее незаживающих ранах. Она увидена глазами семилетнего героя и заново прочувствована им десятилетия спустя.
— В основе нашего фильма,— рассказывает режиссер,— лежит роман народного писателя Белоруссии Ивана Шамякина. Он написал и сценарий ленты. Ее действие разворачивается в двух временных пластах — осенью 1942 года и в наши дни. В деревню после длительного заключения возвращается бывший полицай Шишкевич, повинный в смерти отца, матери и сестры Ивана. Для Ивана эта встреча стала большим нравственным потрясением. Растревоженная память заставила его еще раз пережить трагические события той военной осени, вновь испытать боль, которую не в силах исцелить время...
Л. ПАВЛЮЧИК
Минск

актеры и роли

41-Й ГЕРОЙ Ю. НИКУЛИНА

На этот раз народный артист СССР Юрий Никулин снялся в первом фильме выпускника Высших режиссерских курсов Георгия Николаенко — автора сценария и постановщика короткометражной ленты «Тут недалеко...» (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького).
— В последнее время у меня было много предложений от режиссеров, и в том числе весьма маститых,— рассказывает Юрий Никулин,— но приходилось отказываться: чувствовал, не то, не мое, «не греет». Это продолжалось до тех пор, пока ко мне не обратился Георгий Николаенко. Он предложил создать образ бывшего фронтовика, который через много лет приезжает из далекой Сибири в Москву, чтобы повидать своих боевых друзей. Приезжий (так назван мой герой) садится в такси и едет по старым адресам. Но находит лишь одного из своих однополчан. Эта встреча — главный эпизод фильма, посвященного светлой памяти тех, кто прошел войну, а она, я уверен, не изгладится ни в памяти бывших фронтовиков, ни в делах молодого поколения...
Г. СИМАНОВИЧ

Кадр из фильма «Тут недалеко...»

...не только для олимпийцев

СПОРТ - НА ВСЮ ЖИЗНЬ

В детстве я, как и многие мальчишки, зачитывался «Тремя мушкетерами». В результате «заболел» фехтованием. Пришел в секцию московского «Динамо». Посмотрела на меня тренер, заслуженный мастер спорта Р. Чернышева и вручила мне шпагу — оружие в арсенале фехтовальщиков самое тяжелое по весу и самое сложное. Я много тренировался, выступал, стал перворазрядником. Потом работа заставила расстаться со спортом. Но давняя любовь к фехтованию, спортивная закалка не раз выручали меня: ведь ничто так не мобилизует волю актера, не учит его владеть своим телом, как спорт. В фильме «Даурия», например, изобилующем трюками, драками, погонями, мы с В. Соломиным, кстати, отличным теннисистом, вообще отказались от дублеров. Вместе с ним прыгали в ледяную реку и переплывали ее... Подобное я испытал потом еще только раз, на съемках фильма С. Бондарчука «Степь», где в одном из эпизодов мне тоже пришлось плыть... Вот где действительно пригодились регулярные занятия в бассейне «Чайка».
Все актеры, которых я знаю, как бы заняты они ни были, обязательно выкраивают время для спорта. Каждую пятницу вечером звонят мне, капитану сборной футбольной команды Театра-студии киноактера, ее постоянные игроки — Н. Еременко, Б. Токарев, А. Пороховщиков. Зима на дворе или лето — не было еще случая, чтобы отменялись наши еженедельные товарищеские матчи. Принять участие в них или поболеть приходят многие — актеры, режиссеры, художники театра. Особого накала достигают футбольные страсти, когда мы меряемся силами с нашими соседями по спортплощадке — футболистами автозавода имени Ленинского комсомола.
Большой спорт давно и крепко дружит с кино. Зайдите, к примеру, в зал тяжелой атлетики «Спартака», что на улице Воровского. Наверняка вы встретите там артистов, с которыми работает тренер спартаковцев М. Дубов. К нему постоянно ходят и мои коллеги из Театра-студии киноактера и студенты Щепкинского и Гнесинского училищ. Для каждого найдется у опытного тренера дельный, нужный совет. Одним он подскажет, как правильно падать, избегать травм, другим поможет установить режим тренировок, необходимых при работе над ролью.
Мне лично спорт помогает не только в актерском труде. В свободное время я пишу короткие юмористические рассказы, их печатали в «Крокодиле» и «Смене», и многие о спорте. А недавно я попробовал себя и как сценарист — написал один из сюжетов для девятнадцатого номера киножурнала «Ералаш». О чем он, ясно из названия — «Спорт, спорт, спорт».
Михаил КОКШЕНОВ

увлечения...

«...Я УЗНАЛ ВАС, МАСКА!»

Знаменитые келлеровские маски. Эти произведения инженера-механика из Горького известны во многих городах нашей страны и за рубежом. Но мало кто знает, что создатели старого и очень популярного приключенческого фильма «Остров сокровищ» обратились в свое время к Сергею Дмитриевичу Келлеру и по их просьбе он изготовил более десятка масок разудалых стивенсоновских пиратов во главе с легендарным Билли Бонсом. Эти маски стали не только образцом для создания грима актеров, но и в каком-то смысле прототипами при выборе исполнителей.
По просьбе М. И. Ромма, с которым Сергей Дмитриевич познакомился еще в тридцатые годы в мастерской знаменитого скульптора И. Н. Жукова, Келлер принял участие и в работе над фильмом режиссеров И. Ильинского и X. Шмайна «Однажды летом», поставленным по произведениям И. Ильфа и Е. Петрова в 1936 году.
Сегодня никого не удивишь даже самой экзотической коллекцией деревянных или, скажем, гипсовых масок. В данном случае материалом служит пластилин, который, как известно, необычайно легко поддается обработке, но так же легко подвергается и разрушению. Как же сохранить готовым произведениям долгую жизнь? Решить эту проблему Сергею Дмитриевичу помогли познания в точных науках. Он изготовил специальный раствор, основу которого составляет эпоксидная смола.
За многие годы скульптор-любитель создал галерею портретов популярных литературных и кинематографических героев, маски-портреты Л. Толстого, М. Горького, Э. Хемингуэя, Б. Шоу. В его коллекции герои гоголевских «Мертвых душ», Емельян Пугачев, Василий Теркин.
Несколько лет назад Сергей Дмитриевич увидел актрису И. Чурикову в фильме «Начало». А вскоре в мастерской скульптора появилась новая работа, которая стала и для Келлера своеобразным началом, началом нового цикла — портретов популярных советских актеров кино и театра. На последней персональной выставке скульптора этот цикл был представлен портретами И. Чуриковой, В. Высоцкого, В. Золотухина, М. Магомаева...
Б. ИСАЕВ
Горький

С. Д. Келлер и его маски

ОТ ПОРОГА ДОМА СВОЕГО

Латвийские кинематографисты сценарист Таливалдис Маргевич и оператор Ивар Селецкис заканчивают на Рижской киностудии работу над документальным полнометражным цветным фильмом «Расширение мира». Лента посвящена 40-летию установления Советской власти в Латвии.
- Мы рассказываем о двух латышских семьях,— говорит Т. Маргевич,— а по существу, показываем поразительные социально-экономические достижения, происшедшие в республике за четыре десятилетия.
Последний съемочный день позади. Минул год жизни, прожитый рядом с теми, кто стал героем фильма.
Августа Цимдиньша и его жену я увидел на республиканском фестивале фольклорного искусства, когда они пели латышские народные песни. И когда мы приехали к ним в Пиебалгу, оказалось, что у них большая и дружная семья. Трех дочерей и трех сыновей вырастили супруги Цимдиньши, и каждый из них нашел свое важное и нужное место в жизни.
Еще одну семью — героев нашего фильма — помог найти фрагмент телевизионной передачи о самом

подом штурмане Латвийской гражданской авиации — 24-летнем Вилнисе Эзерсе. Он выходец из рабочей семьи. Так обозначились две основные сюжетные линии. И мы с Иваром Селецкисом попытались свести воедино суть тех процессов — социальных, духовных, психологических, бытовых, которые произошли в этих семьях. Мы хотим сказать своим фильмом: за порогом дома каждого советского человека — большая жизнь, а значит, входи в нее, выбирай свой путь, будь его достоин.
Л. ШВАРЦ
Рига

ФИЛЬМ РОЖДАЕТСЯ ЗА ПУЛЬТОМ

Недалеко от кинокамеры и от макета с кукольными персонажами, держа в руках небольшой пульт дистанционного управления, сидел оператор Валентин Баженов. Его помощница Татьяна Мухлынина аккуратно «раскладывала» движения сказочных героев по фазам. На наших глазах рождался новый мультипликационный фильм «Золотой волос». Режиссер-постановщик Игорь Резников стоял в глубине павильона и, наблюдая за происходящим, вносил свои коррективы. По его команде, легким нажатием кнопки оператор приводил в движение камеру. Деловыми замечаниями помогал работе и художник Николай Павлов. Каждый был озабочен тем, чтобы наиболее ярко, образно, доходчиво рассказать маленьким зрителям старое уральское предание.
Наверное, мало сказать, что работающие здесь люди беззаветно преданны своему делу, они настоящие энтузиасты, изобретатели. Вот сложный механизм дистанционного управления кинокамерой, дающий возможность добиться большей выразительности в построении кадра. Собрал и приспособил его для съемок сам Валентин Баженов. Насколько это перспективно не только в мультипликации, но и в других сферах кино, может пояснить такой пример: предположим, снимается стремнина бурной реки, где участие человека рискованно. Располагая же подобным управлением, оператору не потребуется, к примеру, висеть на тросе самому, а достаточно, укрепив камеру, нажать кнопку на пульте... Специалисты говорят, что, помимо безопасности, новая система способствует еще и экономии и пленки и электроэнергии. Недаром в прошлом В. Баженов был оператором комбинированных съемок. Он же семь лет назад стал одним из инициаторов создания кукольного мультипликационного цеха на Свердловской киностудии.
«Золотой волос» — пятая картина свердловских мультипликаторов и вторая для творческой группы режиссера И. Резникова. До этого были выпущены фильмы «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Подаренка». Все они поставлены по произведениям знаменитого уральского сказочника П. П. Бажова и демонстрируются сегодня в рамках широкой программы мероприятий, связанных со столетним юбилеем писателя. Этот список пополнит и новая работа.
В. СИТНИКОВ
Свердловск

Режиссер И. Резников, художник Н. Павлов и оператор В. Баженов за работой

В работе над номером также принимали участие: В. Кичин, А. Локтев, А. Монин, М. Татаринов, И. Чанышев.


Валентина Асланова
Лия Ахеджакова
Михаил Кононов
Олег Видов
Фото В. Бондарева и Г. Макарова


Цена 35 коп. • Индекс 70865


<- предыдущая страница


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz