каморка папыВлада
журнал Социалистическая Чехословакия 1983-10 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 21.07.2019, 05:05

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

ЧЕХОСЛОВАЦКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ И МИР

ГЕННАДИЙ ЦОДР,
директор отдела международных связей Чехословацкого телевидения

За 30 лет своего существования Чехословацкое телевидение добилось видного места среди других телевизионных организаций мира. По масштабу производства и количеству передач, так же как и по количеству работников, оно не относится к самым крупным, однако располагает качественной материальной базой, квалифицированными редакторами, драматургами, сценаристами, прекрасными творческими и исполнительскими кадрами. Программы нашего телевидения по своему техническому уровню, форме подачи материала, глубоко гуманистическому и прогрессивному содержанию выходят также на зарубежные экраны, высоко ценятся зрителями и критикой как в социалистических, так и в капиталистических странах. Не раз наше телевизионное творчество оказывало влияние на заграничных творческих работников, в частности, в области программ для детей, драматических и эстрадных передач. Именно качество нашей продукции и отклики на нее за рубежом явились основой, на которой формировался международный престиж Чехословацкого телевидения, поддерживающего в настоящее время связи с телевизионными организациями 65 стран. С 35 телеорганизациями социалистических, капиталистических и развивающихся стран заключены соглашения о сотрудничестве.
Международный обмен программами в последние годы расширяется, что создает необходимые условия для показа чехословацких программ за границей. Так, в прошлом году в рамках обмена было вывезено в социалистические страны 949 программ, 360 было отправлено в капиталистические страны. Среди наиболее успешных следует отметить многосерийные фильмы «Больница на окраине города», «Район на севере», «Инженерная одиссея», «Арабела» и другие; чаще всего покупались следующие программы: «Подсчет овечек», «Солнышко на качелях», «О разбойнике Румцайзе», «Незрелые малины», «Пан Тау», «Тайна стального города» и другие.
В экспорте наших программ за границу первое место среди социалистических стран занимают телевидения ГДР (в 1982 году — 270 картин) и СССР (211 картин), среди капиталистических стран — Австралия и ФРГ. Среди импортной продукции главное место занимают программы из СССР и ГДР.
Ежегодно Чехословацкое телевидение принимает участие в ряде международных фестивалей и является признанным партнером ведущих мировых телевизионных организаций. За последние два года мы участвовали в 68 фестивалях, где завоевали 8 главных призов. Наше телевидение является организатором двух международных фестивалей — фестиваля драматического и музыкального творчества «Злата Прага» и «Приз Дуная». Успехи чехословацких передач на международных фестивалях и смотрах вызывают интерес зарубежных партнеров к совместному производству. Так были созданы успешные многосерийные картины «Пан Тау», «Арабела», «Мы с конца света», вторая часть «Больницы на окраине города» и ряд отдельных программ.
Чехословацкое телевидение является одним из основателей Международной радио- и телевизионной организации ОИРТ, местопребывание которой находится в Праге. В рамках этой организации оно принимает активное участие в координировании обмена программами, информацией и хроникой и передач важных политических, культурных и спортивных событий. Координирующим элементом здесь служит «Интервидение». Главное место в его деятельности занимает обмен хроникальным материалом. В прошлом году этот обмен был переведен на космическую связь посредством «Интерспутника», что позволило расширить круг участников этого прямого обмена на Кубу, Вьетнам, Афганистан и Алжир.
В международном сотрудничестве Чехословацкое телевидение играет весьма активную роль. Его участие в обмене программами и в особенности уровень продукции принесли ему большой авторитет среди телевизионных организаций, который обязывает нас во время переговоров, на всех международных встречах, семинарах, фестивалях и смотрах неустанно напоминать творческим и другим работникам телевидения об их ответственности за формирование общественного мнения, за создание атмосферы противодействия растущей опасности возникновения ядерного конфликта, об их ответственности за то, чтобы телевизионный экран способствовал взаимопониманию и мирному сотрудничеству между народами.

ФОТО ЙИТКИ БЫЛИНЦКОЙ, МИРОСЛАВА ПОСПИШИЛА, ОЛЬГИ СВОБОДОВОЙ, ПРШИБЫ МРАЗОВОЙ
1. Новое здание Чехословацкого телевидения на Кавчих горах в Праге.
2. «Человек с ружьем», режиссер Ян Матейовски (в главной роли Вацлав Шворц).
3. «Больница на окраине города», режиссер Эвжен Соколовски (Ладислав Худик и Яна Штепанкова).
4. «Больница на окраине города», режиссер Эвжен Соколовски.
5. «Человек из ратуши», режиссер Эвжен Соколовски (Ярослав Моучка, Йозеф Блага, Зденек Бухвальдек, Франтишек Вицена, Карел Гоуска, Мириам Гыниова и Мартин Ружек).
6. «Экзамен на зрелость», режиссер Йиржи Адамец (режиссер с молодыми актерами).
7. «Земное притяжение», режиссер Йиржи Белка (Зденек Ржегорж в роли Зденека Неедлы).
8. «Район на севере», режиссер Эвжен Соколовски (Ярослав Моучка, Йиржина Шворцова, Ярмила Швеглова, Петр Свойтка.
9. «Инженерная одиссея», режиссер Эвжен Соколовски (Йиржи Вала, Эва Якоубкова, и Ярослав Саторански).
10. «Арабела», режиссер Йиржи Воржишек (в главных ролях Яна Нагиова, Йиржи Совак, Властимил Бродски, Яна Брейхова, Дагмар Патрасова).


Официальный герб города — царственный орел. Это потому, что Подебрады принадлежали когда-то королевской династии, один из представителей которой — король Иржи из Подебрад — прославил их имя историческим проектом создания международной организации европейских народов, на целых 500 лет опередившим Хартию ООН.
Каждый знает Подебрады по-своему. Поклонники поэзии — как место проведения республиканского конкурса декламаторов «Неймановы Подебрады», посвященного памяти выдающегося чешского поэта С. К. Неймана. Любители и знатоки чешского хрусталя связывают название города с хрупкой красотой изделий марки «Богемия». А в последние годы все больше возрастает известность Подебрад как курорта, где лечат сердечно-сосудистые заболевания. Наверное, поэтому его знак — маленькое алое сердце — все чаще считают подлинным гербом городка на Лабе, на символических воротах которого начертано:

ПОДЕБРАДЫ
лечат сердце

Осенью, когда остается позади разгар курортного сезона и в городе наступает затишье, прилетают лебеди. Каждый год они выбирают для зимовки одно и то же место — излучину реки под стенами старинного подебрадского замка, окруженного зарослями калины и бузины, в гуще которых дремлют давнишние истории и легенды...
Впрочем, та, с которой начнем наш рассказ, — о чудесном источнике и магическом прутике — не так уж стара. А главное правдива — разве что приукрашена. Произошла в начале столетия, когда Подебрады, хотя и расположенные на берегу реки, начали испытывать острый недостаток питьевой воды. Приехавший по приглашению местных властей известный немецкий специалист с помощью ивового прута определил место во дворе замка, где, по его убеждению, на глубине нескольких десятков метров находились подземные ключи. Копать пришлось долго, пока вдруг из-под земли не забил мощный фонтан воды. Была холодна, приятна на вкус, слегка пощипывала за язык... Вот с тех пор, очевидно, и утвердилось в Подебрадах и окрестностях мнение, что для утоления жажды нет воды лучше, нежели «подебрадка».
И все-таки главное ее преимущество заключалось в другом: было установлено, что обнаруженная минеральная вода обладает целебными свойствами, благотворно влияя на людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Дело в том, что «подебрадка» насыщена углекислым газом, пузырьки которого, оседая на поверхности тела, препятствуют отводу тепла из организма, что в свою очередь способствует улучшению кровообращения, возбуждению сердечной деятельности и снижению кровяного давления. Все это послужило достаточным основанием для открытия в городе первого санатория.
Водные процедуры, некогда чуть ли не единственный способ лечения пациентов, применяются по сей день. Однако успех зависит не столько от «чудесных» свойств живой воды, сколько от умения приспособить их передовым методам диагностики и лечения, которые начали разрабатываться в Подебрадах в семидесятые годы. Без особого преувеличения можно сказать, что вместе с высокой оградой, отделяющей в прошлом курортный парк от города, были снесены и укоренившиеся представления о том, что люди, перенесшие, например, инфаркт миокарда, обречены на инвалидность. И уж вряд ли кто предполагал, что придет время, когда и после этой коварной болезни можно будет вернуться к нормальной трудовой деятельности.
А маловероятное стало действительностью — реальным днем сегодняшних Подебрад. Реабилитация пациентов, перенесших сердечный приступ, начинается еще в больнице, что позволяет многим из них уже шесть недель спустя продолжить лечение на курорте. Трехнедельный курс предусматривает водные процедуры, лечебную гимнастику, тренировки на эргометре и... ходьбу.
Собственно говоря, с этим словом история города связана вот уже пятьдесят лет — именно столько раз встречали на центральной аллее парка победителей старейших в Средней Европе соревнований по спортивной ходьбе — «Прага — Подебрады». А всего в нескольких сотнях метров от финиша, чуть поодаль за подебрадским замком, начинается другая трасса — предназначенная пациентам. Разумеется, она гораздо короче — «всего» 2666 метров, а «спортсменам» не угрожает дисквалификация за неправильный стиль, тем не менее у каждого своя тактика, свой график, а главное индивидуальный темп. «Курортников» нетрудно узнать среди множества отдыхающих, прогуливающихся прекрасными тенистыми аллеями вдоль Лабе, как раз по их отнюдь не курортной походке: размеренной и ритмичной. Трижды в неделю отправляются они в свой марафон. Прежде, чем выйти на трассу, и в конце ее непременно приостановятся на контрольном пункте, где дежурный врач или сестра измерят им пульс и давление.
Эти данные важны как для медиков, так и для самих пациентов, которым необходимо научиться правильно оценивать свои силы. Оптимальная нагрузка не должна превышать 83% максимальной. Зависит от физической кондиции того или иного человека, а потому в каждом отдельном случае устанавливается индивидуально. В этом помогает врачам эргометр — устройство, напоминающее по виду велосипед. Принцип обследования пациентов не так уж сложен: сестра опояшет больного своеобразным поясом, проводками соединенным с чувствительными приборами. Те, как только пациент «трогается в путь», начинают регистрировать частоту пульса и состояние кровяного давления. Еще один механизм постепенно увеличивает нагрузку на педали — ездок словно поднимается в гору — учащается пульс, поднимается давление... Врач внимательно следит за сигналом, бегущим на экране. А потом «стоп!» — нельзя, чтобы пациент начал задыхаться: для сердечников это признак того, что три четверти сил исчерпано; граница, которую он не смеет перешагнуть.
Научить организм с меньшей затратой сил выдерживать большую нагрузку — вот в чем заключается смысл всей системы лечения и реабилитации больных, перенесших инфаркт. Системы, направленной на укрепление ослабленного сердца. О действенности ее и пользе достаточно красноречиво свидетельствует и то, что две трети людей, прошедших упомянутый курс лечения, способны потом вернуться на свое рабочее место, к своей профессии.
Но для самих пациентов — это не просто выздоровление, это и возвращение веры в себя, собственные силы и в свой завтрашний день. Возвращение к жизни, ставшее возможным благодаря усилиям врачей, сестер и всех работников курорта, которые свои повседневные обязанности принимают действительно близко к сердцу. Быть может, труд этот в сравнении с работой хирурга, оперирующего сердце, покажется куда более скромным, куда менее заметным... Но разве мы замечаем сердце, когда оно не болит?..
ЭМИЛИЯ КОВАРЖИКОВА

ФОТО ЯНА ПИХИ (АП ОРБИС) И АРХИВ «БАЛНЕА»
1. Курортный парк — излюбленное место отдыха жителей и гостей Подебрад.
2. Сердце — символ подебрадского курорта. (Рядом — «Девушка после купания» работы известного чешского скульптора Б. Бенды).
3. Новое кафе — часть курортного центра «под одной крышей», строящегося в центре живописного парка.
4. Эргометр служит не только для контроля за состоянием пациентов — трижды в неделю они тренируют на нем ослабленное болезнью сердце.
5. Водные процедуры — купание в «подебрадке» — сегодня лишь один из способов реабилитации.
6. Санаторий «Либенский» получил свое название в честь основателя подебрадского курорта.
АРХИВ «БАЛНЕА»


ШКОЛА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО УЧЕБНИКИ

Занятия в кружках — это одна из наиболее популярных форм деятельности членов Социалистического союза молодежи в Чехословакии. Она открывает широкие возможности для сотрудничества школы с производством и проводится в средних учебных заведениях всех типов.
Хорошие условия для работы кружков созданы в братиславском Химическом техникуме, удостоенном награды «За заслуги в строительстве». Неудивительно поэтому, что некоторые результаты, достигнутые в кружках, действующих здесь, находят применение на практике. И все-таки для самих учащихся и преподавателей решающим остается факт, что в кружках молодежь учится работать коллективно, использует для расширения своих знаний научную литературу и журналы, на деле сама убеждается в том, насколько учебная программа техникума связана с потребностями практики.
В техникуме находится также городской методический центр, в который поступают работы из всех братиславских средних школ. Лучшие направляются на областные и республиканские конкурсы. Учащиеся могут испытать свои силы в 18 тематических конкурсах — в области техники, природоведения и общественных наук, сосредоточившись на такую актуальную проблему, как создание и охрана окружающей среды, конструкция и производство учебных пособий, экономия энергии и использование нетрадиционных видов сырья.
Члены кружков ведут себя намного активнее на занятиях в школе, во время практики на предприятиях проявляют, несомненно, больший интерес к технологии производства, чем их сверстники и товарищи. Нередко они обращали внимание на недостатки в производстве, которые после их замечаний были устранены, что позволило сэкономить немало средств. С точки зрения педагогов, такие студенты отличаются более широким кругозором. Они привыкают критически оценивать свой труд, умеют преодолевать робость, становятся более общительными, ведут себя как взрослые люди и проявляются как специалисты с выграненным интересом к своей профессии, умеют под внешней оболочкой искать суть вещей.
Любительская деятельность приносит пользу и техникуму. Учащиеся, например, участвовали в проведении измерений температур воспламенения различных видов минеральных удобрений и в других исследованиях на химическом предприятии. За хорошую работу руководство завода подарило техникуму дорогостоящий измерительный прибор — спектрофометр.
Сотрудничество средних школ с предприятиями имеет и другие формы. Например, среднее профессионально-техническое училище в Праге-1 заключило с судоверфью договор об участии будущих специалистов в решении задач, стоящих перед конструкторским бюро. Под руководством преподавателей учащиеся делают чертежи некоторых деталей машин и участвуют в создании конструкций этих деталей.
Юноши и девушки сосредоточивают свое внимание на той области деятельности, которая их больше всего интересует и которой они хотят заниматься в будущем. Нередко любительские занятия в кружке перерастают в серьезное увлечение, которое позже становится профессией и призванием будущего специалиста. Число кружков в школах увеличивается. А у преподавателей появляются новые заботы: где найти новых руководителей? Некоторые средние школы уже нашли выход. Например, в Праге средние школы заключают договоры со студентами высших учебных заведений, которые и возглавляют кружки. В Братиславе оправдало себя сотрудничество с членами Чехословацкого научно-технического общества. Безусловно, существуют и другие возможности. Ведь работа в кружках облегчает учащимся путь к практике, ибо их знания не остаются на «книжном и школьном» уровне, а проходят испытания в лабораториях и цехах предприятий, где проверяются их способности. Некоторые работы членов кружков будут как рационализаторские предложения внедрены в производство.
ВАЦЛАВ ШНИДР

ФОТО АВТОРА
У нового спектрофометра — студенты четвертого курса Братиславского химического техникума.
Лабораторные занятия студентов Пражского машиностроительного техникума.


ДРУГ МОЙ, ВОЖАТЫЙ

Личность, нравственное чувство ребенка формируются в обстановке, в которой он растет. Обычно с первыми шагами ребенок переступает и границу семейного круга. Его маленький детский мир, ограниченный вниманием и заботой родителей, становится для него тесен. Часть дня он уже проводит среди своих ровесников в детском дошкольном учреждении, где осваивает необходимые в жизни навыки, знакомится с окружающей средой, учится общению в коллективе. Позже, когда он садится за школьную парту, его мир приобретает новые, еще большие размеры. Помимо любви и попечения родителей, все более нуждается и в тесном контакте с товарищами, с ребятами, с которыми его объединяет общность взглядов и интересов.
Яркое воображение, стремление познавать бесконечно новый, непрерывно меняющийся мир свойственны детям. И помочь им в его познавании — дело взрослых. В часы, которые дети проводят вне школы и семьи, свою помощь предлагает пионерская организация. Сегодня эта единая детская организация достигла зрелого возраста. И несмотря на то, что за годы своего существования и работы с чехословацкими пионерами она значительно возмужала и окрепла, по своему характеру осталась молодой. И это вполне понятно, ведь она объединяет младшее поколение.
Воспитание человека — это самая трудная наука. И работа эта самая трудная из всех, что связаны с ребенком, самая сложная, самая ответственная. От воспитателя требуется искусный подход к детям. Он должен быть добрым наставником и чутким руководителем. И успеха в работе по воспитанию детей можно достигнуть лишь тогда, когда ее будут вести не только в семье, школе, а и вне школы.
Немалую роль в этом деле играет и пионерская организация. Она старается разумно организовать свободное время детей, круг интересов которых сегодня весьма расширился. Они мечтают об открытиях, связанных с приключениями, хотят приобщиться к искусству, участвовать в соревнованиях, встречаться с людьми, достойными подражания. Поэтому материальную и кадровую базу пионерской организации необходимо было создавать с учетом потребностей общества и интересов детей.
Особые требования предъявлялись и к пионерским работникам, подготовкой которых занимается педагогический факультет в Банска-Бистрице в Словакии. Уже в течение семи лет здесь, на кафедре педагогики и психологии, готовят вожатых, руководителей кружков, работников домов пионеров и молодежи. Ежегодно очное и заочное отделения факультета выпускают приблизительно 50 специалистов. Правда, нужно признать, что не все остаются верными этой работе, которая действительно требует полной отдачи. Ведь вожатому приходится не только руководить детским коллективом, но и сотрудничать с широким кругом внештатных работников: с родителями, педагогами, активистами-воспитателями. Его рабочий день не нормирован, часто он засиживается в школе с утра до позднего вечера, а самая напряженная работа его ждет летом, когда у школьников начинаются каникулы.
На факультете студентам дается основательная подготовка, но только практика может раскрыть в полной мере их способности. Основной предпосылкой успеха в работе воспитателя — это любовь к детям. Без нее не обошлась бы и Ярмила Адамцова, одна из первых выпускниц этого факультета. Сейчас она работает в общеобразовательной школе города Жиар-над-Гроном. Педагогический институт вооружил ее необходимыми теоретическими знаниями, но вскоре она поняла, что этого недостаточно, что воспитатель должен иметь и богатый опыт, который не накапливается сразу. Еще и сегодня, проработав три года с детьми, каждый день ей приносит новые познания. Она рассказала нам об одном примере, который говорит о том, как важно доверять детям. В их школе учился один мальчик, и нельзя сказать, что он был плохим, однако всегда, когда ребята что-нибудь натворят, он был зачинщиком. Учителя сетовали на него, не знали, что с ним делать. Она думала, как его исправить. И случай подвернулся. В школе проводились соревнования по правилам дорожного движения, в команду включили и его. И благодарный мальчик не подвел. Своими успехами он удивил не только преподавателей, но и себя. А главное — с тех пор он стал совсем другим. Вел себя гораздо благоразумнее.
В настоящее время в Словакии на одного вожатого пионерской дружины в среднем приходится около 500 ребят, и, конечно, руководить одному таким большим коллективом нелегко. Поэтому к работе с пионерами привлекается широкая общественность. Например, вожатый одной из школ города Зволена разослал 900 родителям письма с просьбой принять участие в работе пионеротрядов. Отозвалось приблизительно 500. Одни предлагали вести занятия в кружках и секциях, другие вызвались организовать для детей экскурсию на предприятие, где они работают, а большая часть из них пообещала хотя бы раз в год пойти с ребятами в туристский поход, покататься на санках.
ГАБРИЕЛА ХМЕЛИКОВА

ФОТО СТАНИСЛАВА ШУМБЕРЫ (АП ОРБИС)


ВСТРЕЧИ НА МОНГОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ

Позади пятнадцать часов полета. Под крылом «Ильюшина» медленно движутся облака — все та же однообразная картина. Рядом со мной, в кресле, дремлет Мирослав Швейда — заслуженный артист, оперный солист Национального театра. Кажется, почувствовал на себе мой взгляд. — Ничего себе расстояньице, а?.. — Согласно киваю. — Но не зря, не зря слетали... — добавляет удовлетворенно. А я мысленно тут же переношусь назад, снова и снова перебирая в памяти события и встречи последних одиннадцати дней, проведенных вместе с чехословацкой делегацией на Днях нашей культуры в Монголии.
Из аэропорта Буян-Ухта, где нашу делегацию во главе с заместителем председателя правительства ЧССР Матеем Лучаном встречали представители Министерства культуры МНР, выезжаем в Улан-Батор. Большинство из нас в Монголии впервые. В автобусе впереди меня оказался народный артист Ладислав Фиалка. Не знает еще в те минуты, какой восторженный отклик вызовет его выступление у монгольской публики... Вместе с остальными всматривается в просторы монгольской степи... За одним из долгих подъемов неожиданно открывается вид на столицу. Едем вдоль русла реки Тул, потом через мост, на котором то и дело попадаются навстречу знакомые автобусы — отечественные «ШМ», выпускаемые на заводе «Шкода». Через несколько минут останавливаемся перед гостиницей «Улан-Батор». Выходим — вокруг лица известных людей. Среди них заслуженная артистка Надя Шормова, Богуслав Маршик из Национального театра; Милан Дуфек и остальные «Плавцы», Яно Павлович и «СЛУК» (Словацкий народный художественный коллектив); режиссер Станислав Стрнад и Милан Дробный с ансамблем, художник Иозеф Велчовский — словом, все, кому выпала честь представить монгольскому зрителю нашу культуру. В тот же день начались репетиции...
С первого же концерта, на котором присутствовал Юмжагийн Цеденбал, стало ясно, что перед нами — исключительно чуткая, мудрая и увлеченная публика. Подтвердили это и последующие встречи с ней. Так что сомнения насчет того, что монгольскому зрителю будет нелегко понять культуру, столь отличную от его собственной, быстро рассеялись.
Наблюдая на репетициях за выступлением нашего прославленного мима Ладислава Фиалки, я тем не менее опасался, что зрители не поймут некоторые «типично европейские» ситуации. Разумеется, мои опасения были напрасны. Оказалось, что именно пантомима способна, не теряя выразительности, настолько обобщить определенные события, черты характера, что они становятся понятными любому народу. На протяжении всего вечера, пока Фиалка был на сцене, зал то взрывался от хохота, то умолкал, тревожась и переживая... В течение семи минут не утихал гром аплодисментов.
От монгольской столицы до города Дархан — сорок минут пути. Это новый промышленный центр республики, где с помощью чехословацких специалистов были построены два крупнейших предприятия: цементный и панельный заводы. Здесь, в Дархане, на сцене местного Дома культуры каждый вечер выступал ансамбль «Плавцы». И каждый вечер зал, как говорится, «трещал по швам». Запомнился один эпизод: на концерт с двумя детьми пришел старик, привлекший мое внимание традиционным одеянием, в котором монголы ходили веками, — застегнутый на плече парчовый плащ перепоясан таким же богатым поясом. Накануне того вечера я побывал на концерте национального искусства, и вот теперь мне было любопытно увидеть реакцию старика на выступление сугубо современного ансамбля. Первые звуки, наверное, оглушили его — дед невольно притянул к себе внуков, словно защищая их... Но потом музыка зазвучала тише, а Иржи Вейсер вытащил губную гармошку. Несколько минут люди вслушивались в ее голос, и вдруг один за другим начали вставать с мест: «Плавцы» исполняли национальные монгольские мелодии в собственной обработке. Звучали неожиданно современно, свежо и, очевидно, понравились публике. Я покосился на старика: он оживился, притопывал в такт ногой, горячо аплодировал вместе со всеми. После концерта я поинтересовался, как понравилось ему выступление ансамбля. Ответил, что знает его по передачам радио. Живет в сорока километрах от Дархана, приехал сюда специально на концерт, так что теперь торопится с внуками домой. Мы распрощались, а мне представилось: юрта далеко в степи, транзистор, из которого льется знакомая песня — «Плывем по рекам...»

Ринци — королева улан-баторских водителей. По крайней мере так считали мы. Возила нас по улицам столицы и бездорожью в степи, по горным дорогам — в таких местах, что кровь застывала в жилах. В ее машине всегда звучала музыка: Ринци или сама пела, или включала радио. В эти дни на его волнах мы слышали так хорошо знакомые голоса: Иржи Корна, Хелены Вондрачковой, Карела Готта... Но чаще всего мы просили: «Спой, Ринци!..» Прекрасный у нее голос.
Вместе с Ринци рассматриваем картины наших художников на выставке чехословацкой живописи. Натюрморты, портреты... Задерживаемся возле пейзажей. Объясняю Ринци, что означает слово «высочина». Не удержусь, чтобы не похвалиться, что сам я родился в местах, где Славичек писал именно эту картину. Идем дальше, но просмотр выставки уже превращается скорее в беседу. О счастье людей, живущих в горах, о верности их дружбы, которая, как сказала Ринци, не может быть иной, если один человек, чтобы увидеть другого, не боится преодолеть ни высокие скалы, ни глубокие пропасти.
На другой день я попросил художника Йозефа Велчовского нарисовать что-нибудь на память о Монголии. Мы отъехали подальше от города, туда, где река Тул разрывает венец скал... Эта «высочина» — для тебя, Ринци. Только, пожалуйста, спой еще!
Пела всю дорогу...

Впервые в жизни мне довелось увидеть, как самолет приземляется не на посадочную полосу, а в песчаной пустыне. Было это недалеко от города Ховд, самого большого города в предгорьях монгольского Алтая, где на территории 76 тыс. кв. километров живет всего 61 тыс. человек.
Час спустя должен был сесть самолет, на борту которого находился «СЛУК». Но ждали мы его напрасно: над горами бушевала гроза, поэтому зал городского театра в тот вечер остался пустым, Яна Павловича, замечательного музыканта, играющего на фуяре, так же как и весь ансамбль «СЛУК» местные жители встречали только на следующий день. Момент это был почти исторический: впервые в монгольской пустыне зазвучали цимбалы. Да как зазвучали! После первого же концерта на площадь перед зданием театра приехал грузовик, доверху набитый досками и различными стройматериалами. Столяры дружно взялись за работу, а через несколько часов под открытым небом уже стояла новая сцена, на которой «СЛУК» вознаградил зрителей за первый не состоявшийся вечер.

Как пройдет премьера «Проданной невесты»? Увидеть эту глубоко национальную чешскую оперу в исполнении артистов Государственного театра оперы и балета МНР при участии наших солистов (Марженка — Надя Шормова, Еник — Мирослав Швейда, Кецал — Богуслав Маршик) было по меньшей мере любопытно. Зато действительность превзошла все ожидания. Оркестр, хор, солисты выступили знаменито. Мы видели настоящую чешскую «Проданную невесту». И это несмотря на то, что на совместные репетиции у наших и монгольских артистов было так мало времени. Труднее всего давались именно совместные сцены — ведь наши не понимали по-монгольски, а монгольские друзья не знали чешский язык... В результате возникли и прямо-таки юмористические ситуации. Например, когда после арии, исполненной монгольским солистом на родном языке, Богуслав Маршик затянул свое: «Ну, что ж, конечно, я все понял...»
Все мы, члены делегации, присутствовавшие на премьере этой одной из самых известных, а у нас и любимых, опер Б. Сметаны, были глубоко взволнованы и растроганы тем, что именно наша «Проданная невеста» подтвердила огромную силу искусства, помогающего народам найти общий язык, даже если их разделяют тысячи километров.

...Шасси самолета коснулись посадочной полосы. Через несколько мгновений прощаемся — позади дни, наполненные работой, впереди ждут новые представления, выступления и концерты... Однако в сердце каждого из нас навсегда останется хорошее, теплое чувство от сознания того, что где-то далеко, в центре Азии, у нас появились добрые и близкие друзья.
ПАВЕЛ ЧИРТЕК

ФОТО ЯРОСЛАВА ТЕШИНСКОГО И ЧТК
Народный артист Ладислав Фиалка.
«Проданная невеста» взяла за сердце каждого.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz