каморка папыВлада
журнал Работница 1983-11 текст-9
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 26.06.2019, 10:44

скачать журнал

<- предыдущая страница

ЛИКИ КРАСОТЫ
СОЛНЦЕ, ВИТТОРИЯ
Виттория Лапченко... Как получила прекрасная итальянка эту простую украинскую фамилию? Кто, где и когда написал ее портрет? Об этом я и хочу рассказать.
Шел 1830 год. Александр Иванов и Григорий Лапченко, два молодых русских художника, ехали в Италию. Позади осталась родина. Академия художеств, властно формировавшая их вкусы, учившая стремиться к совершенному. Даже когда в натурном классе мигали масляные лампы, из открытого окна тянуло петербургским холодом и кожа натурщика становилась «гусиной», художники не видели в нем русского, отлично сложенного парня — натурщик был для них античной статуей, изваянной древним резцом.
Но однажды — 14 декабря 1825 года — в окно Академии художеств влетела картечь. На Сенатской площади стреляли в восставших. Острой болью отозвались события 14 декабря в сердцах молодых художников, обратив мысли от идеалов античности к несовершенству окружающей действительности.
Долго ль русский народ Будет рухлядью господ. И людями, Как скотами, Долго ль будут торговать? — с горечью и болью вопрошали декабристы Рылеев, Бестужев.
Один из двух путешественников. Григорий Лапченко, и был крепостным, человеком, которого можно было, как скотину, продать. Крепостных, как правило, в академию не принимали. Начальство приметило, что, когда чувство прекрасного укреплялось в подневольных душах, они с такой болью воспринимали свое рабское положение, что сходили с ума или накладывали на себя руки. Но у Григория Лапченко был властный, богатый и надменный хозяин — граф М. С. Воронцов. Графу захотелось иметь своего художника, и он добился, что Григория, несмотря на все запреты, в академию приняли. А потом послал талантливого крепостного совершенствоваться в Италию.
Многонациональная колония художников жила в Риме. Обедали в кабачках-остериях, посещали музеи, спорили о собственных картинах, с профессиональным азартом выискивали красивых натурщиков и натурщиц. Отношение к красоте у молодых русских было по-особенному серьезным. Прежде всего красота не забава, а утверждение достоинства человека. На красоту, как на свободу, имеет право любой человек...
И судьба послала им встречу с «девушкой из Альбано», о красоте которой ходили легенды. Ей было тринадцать лет, когда случайно у колодца ее увидел один художник. Она стояла, как ожившая мечта, как чудо, которое снится ночами. Когда ее огромные карие глаза разглядели застывшего в изумлении человека, девочка тотчас же скрылась. Но удалось узнать имя — Виттория Кальдони, дочь бедного винодела. С трудом уговорили родителей разрешить дочке позировать. Но они потребовали, чтобы художники скрывали свое восхищение и не портили ее похвалами.
Виттория стала знаменитой, ее рисовали и лепили величайшие художники мира. Ее портрет послали старику Гете.
Так случилось, что, приехав в Альбано, Иванов и Лапченко остановились в доме Кальдони. С молодыми неизвестными художниками Виттория, уже двадцатитрехлетняя, чувствовала себя легко. А они смотрели на красавицу так, как учили их в академии: видели в ней Сусанну, жену Пентефрия, богородицу... А потом вдруг оба поняли, что перед ними просто прекрасная девушка. И оба влюбились.
Осталось письмо Иванова к Лапченко, весною 1834 года написанное из Рима. «Что касается до моего приезда в Альбано, то это можно решить так: если Виттория может сидеть аккуратно постоянно четыре часа в день (и, кстати сказать, по секрету) с чувствецом, то есть чтобы иногда, не стыдясь меня, давала бы волю своим глазкам и губкам, то я приеду сделать этюд для «Богородицы всех скорбящих» и между тем, может быть, окончу и оставшийся прескверный мой подмалевок. Если же нельзя на сих условиях мне приехать, то, конечно, ты не откажешься привезти мои вещи, там оставленные.
Если я оскорбляю тебя, говоря столь свободно о Виттории, то объяви, скажи мне, я готов всевозможно тебя слушать: прости мне, ибо я до сих пор не знаю наверное.
Если б ты мне решительно объявил, что она твоя суженая, то тогда бы я столь же глубокое уважение к ней имел, как и к тебе».
Григорий Лапченко объявил Иванову, что Виттория — его суженая. Солнце, Виттория, Италия, свобода слились для него в одно целое. Лапченко пишет картину «Сусанна со старцами» — Виттория позирует ему для Сусанны. Повторяется вечная сцена: художник преображает любимую женщину в художественный образ. Но счастье было коротким: художник ослеп.
«Не следуй примеру Лапченко, — пишет сестра Александру Иванову из Петербурга, — итальянки вскружили голову ему своими прелестями. Бог наказал его, лишив зрения».
Вместе с мужем Виттория Лапченко уезжает на Украину. Граф Воронцов делает слепого художника управляющим одним из имений. Лапченко не теряет работоспособности и человеческого достоинства. Он даже изобрел новый способ вести бухгалтерский учет. Стареющей Виттории он не видит: как солнце, как легенда, сияет для него красотою «девушка из Альбано», звучит ее юный голос...
Молодой осталась она и на портрете, написанном Ивановым в 1834 году. Это даже не портрет — этюд: он не закончен. Мы видим с удивительной нежностью и бережностью вылепленное лицо. В нем нет ничего слащавого, сентиментального. Это строгий, серьезный, с бесконечным уважением к красоте человека написанный портрет.
Этот период был временем взлета в жизни Иванова. В «Евангелии» он заметил важную «минуту»: тот момент, когда Иоанн Креститель, пробудив в людях высокое чувство человеческого достоинства, провозглашает: «Вот он, мессия!» Это был первый росточек, зернышко той великой картины, о которой впоследствии И. Е. Репин скажет: «По своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы...»
Прошло много лет. Через месяц после возвращения домой Александр Иванов умер... Он оставил России «Явление Христа народу» — картину, которая воистину идет перед русским искусством, «как музыка перед полком»! И оставил портрет прекрасной итальянской девушки Виттории Кальдони. В нем, как в капле утренней росы, отразилось искусство Александра Иванова: нежность его сердца, бесконечное преклонение перед красотой человека, жажда свободы и счастья...
Ариадна ЖУКОВА

Главный редактор 3. П. КРЫЛОВА.
Редакционная коллегия: В. М. БАШАРИНА (отв. секретарь), А. П. БИРЮКОВА, И. Г. ВОЛОБУЕВА, Д. Т. КАРАСЕВА, Л. А. ЛЕСОВАЯ, М. И. РОЖНЕВА, 3. Н. ТИМОФЕЕВА (зам. главного редактора), А. Г. ХРИПКОВА, Р. А. ЭЛЬДАРОВА.
Адрес редакции: 101458, ГСП, Москва, А-137, Бумажный пр., 14.
ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ:
промышленного — 250-11-72; публицистики и международной жизни — 250-44-80; коммунистического воспитания — 212-22-23; литературы и искусства — 250-12-30; семьи и быта — 250-11-93; художественного оформления — 212-14-13; писем — 250-57-38; массовой работы — 212-23-73; «Подружка» — 212-22-03; зав. редакцией — 212-20-39.
Сдано в набор 23.09.83. Подписано к печ. 18 10.83. А 03542. Формат 60х90 1/8. Глубокая печать. Усл. печ. л. 5,34. Уч.-изд. л. 9,56. Усл. кр.-отт. 12,84. Тираж 14550000 экз. (1-й завод: 1—9492336 экз.). Изд. № 2699. Заказ № 1476.
Ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции типография газеты «Правда» имени В. И. Ленина. 125865, ГСП, Москва, А-137, улица «Правды», 24.
Главный художник В. М. СКРЫЛЕВ. Художественный редактор В. И. ИВАНОВ. Технический редактор Г. Н. СИДОРОВА.
На первой странице обложки: Антивоенная манифестация в Москве 1 октября 1983 года. Фото Н. МАТОРИНА В приложении к этому номеру: Куртка и жилет для молодежи — модели и выкройки; макраме.

А. ИВАНОВ. ПОРТРЕТ ВИТТОРИИ КАЛЬДОНИ.

Мода — молодым
Фото Н. МАТОРИНА
Молодежная мода существует вполне самостоятельно. В отличие от так называемой моды для взрослых она охотно принимает даже очень смелые и сложные решения костюма, свободно экспериментирует с цветом. Ее конструктивные решения в основном просты, отделки непритязательны.
На обложке — несколько моделей из молодежной коллекции 1985 года, показанной на заседании Эстетической комиссии Министерства легкой промышленности СССР.
В центре — два платья из однотонного крепдешина с модной отделкой металлизированной тесьмой по краям воланов и на широких жестких поясах.
Брюки, которые так любят носить девушки, — узкие или объемные по бедрам, имеют дополнительную отделку. Это либо отстроченные складки по линии стрелок, либо мягкие складки, застроченные от талии. Мужские брюки — чаще умеренно узкие по всей длине, со стрелками.
Куртки нередко имеют форму блузона, с расширенной мягкой линией плеч. По окату — отделка контрастной тканью. Воротник может отсутствовать. Моден пластрон (вы видите его на блузоне и платье) — он позволяет включить еще один дополнительный цвет, придает модели подчеркнуто спортивный характер. Популярны, как видите, и съемные воротники и шарфы из ткани платья.
Л. ВИТАЛЬЕВА

Цена 25 копеек Индекс 70770.

Бесплатное приложение к журналу «Работница» № 11 за 1983 год
КУРТКА ДЛЯ ВСЕХ
Долгое время носить куртки считалось исключительной привилегией молодежи. Но особая комфортность и спортивность курток сделали их чрезвычайно популярными. Куртки сейчас носят люди всех возрастов, часто заменяя ими демисезонные и даже зимние пальто.
Модели, которые мы предлагаем, можно сделать легкими, а можно утеплить, поставить на ватин или шерстяные платки. Ткань для курток подойдет любая — от болоньи, плащовки до сукна или облегченного драпа. Кстати, можно использовать и старые, ставшие немодными пальто. Некоторые из моделей подойдут как женщинам, так и мужчинам.
1. Куртка с расширенной линией плеч, несколько приспущенной проймой. Кокетка спереди и на спинке, вытачки на полочках убраны в рельефные, отделанные строчкой линии. Строчкой отделаны рукава по линии проймы, манжеты, кокетка, притачной пояс и воротник на довольно высокой стойке. Застежка на пуговицы.
2. Объемная, теплая куртка на узкой кокетке по плечам, с высоким воротником-стойкой. Застежка-молния, скрытая под планкой. По бокам — горизонтальная строчка. Притачной пояс. Рукава на резинке, продетой в узкую кулиску.
3. Узкая кокетка по плечам этой куртки отделана строчкой. Вертикальные линии на полочке скрывают вытачки и отстрочены. Накладные карманы кончаются у пояса, поставленного на резинку в несколько рядов. Застежка на молнию. Рукава выше локтя собраны на резинку, продетую в кулиску, что дополнительно утепляет куртку. В пройму встрочен клапан, застегивающийся на пуговицу.
4. Двубортная куртка с воротником-стойкой. Спереди и сзади кокетка. В боковых швах куртки и в верхней части полочки — карманы, обработанные «в рамку». Мягко завязывающийся пояс.
Выкройка этой куртки для размера 164-96-104 дана в натуральную величину на обороте приложения, без припусков на швы. Так как куртка имеет довольно большой объем, выкройка подойдет и для других размеров — от 46-го до 50-го.
Если хотите усложнить спинку куртки, можно от кокетки сделать рельефы, как на полочках, или встречную складку по середине спинки.
Воротник-стойку лучше кроить по косой нити. Если же это сделать нельзя, то долевую нить расположите по линии середины спинки, отмеченной на чертеже.
Расход ткани: 1 м 80 см при ширине 140 см.
5. Куртка из плащевой ткани, отделанная вельветом. Из вельвета — воротник на стойке, большие накладные карманы, пояс, отделочные полосы на рукавах, канты по кокетке и вертикальные линии на полочках. От кокетки — небольшие клапаны, пристегивающиеся на пуговицы. Застежка на молнию.
6. Легкая короткая куртка, которую носят с костюмом спортивного характера. Ее можно сшить из джинсовой ткани или плотной плащовки. Куртка на низко опущенной кокетке, из-под кокетки — клапаны, застегивающиеся на пуговицы. На полочках — рельефные складки. Борта и воротник застрочены. Рукава снизу застегиваются на паты.
7. Жилет с крылышками, отделан декоративной строчкой. Круглый вырез, застежка на пуговицы. По линии притачки пояса спереди и сзади — сборка. Если сделать рукава, получится легкая удобная куртка.
На обороте приложения в натуральную величину, без припусков на швы, выкройка этого жилета для размера 170-88-96.
Горловина жилета обработана бейкой на лицевую сторону, а потом выстрочена. Так же отстрачиваются и крылышки. Обтачки кроят по основным деталям спинки и полочки, их ширина 4 см.
Застежка на планке, которая пристрачивается с изнанки, а затем настрачивается на лицевую сторону.
Расход ткани: 90 см при ширине 140 см.
8. Комбинированная куртка — клетчатая ткань сочетается с одноцветной. По линии реглана отделка бейкой. Горловина, застежка, низ куртки, рукава отделаны трикотажем. В швах реглана — небольшие, отделанные бейкой клапаны.
9. Просторная, объемная куртка на кокетке с рукавами реглан. Рукава, планка куртки простеганы. В боковых швах — карманы. Низ куртки собран на резинку.
10. Куртка с двухэтажной кокеткой, в швах которой клапаны, обращенные кверху. Закругленный воротник можно приподнимать, как стойку. По низу куртки — накладные карманы.
Художник М. САБЛИНА.
Конструктор Н. МАЛЬКОВА.

Условные обозначения:
Мод. №1. Куртка, размер 164-96-104.
1. Спинка
2. Кокетка спинки
3. Перед
4. Боковая часть переда
5. Кокетка переда
6. Стойка
7. Рукав
8. Манжета к рукаву
Пояс
Мод. №7. Жилет, размер 170-88-96.
9. Спинка
10. Полочка
11. Планка
12. Крылышко
13. Пояс
Линии соединения деталей

ПРОСТЕЙШАЯ МОДЕЛЬ
Жилеты все еще в моде — очень они удобны. Легко объединяют в ансамбль самые разные вещи, придавая законченность костюму.
Мы предлагаем выкройку жилета на три размера: при объеме груди 85, 92 и 100 см. Сшить жилет под силу даже тому, у кого чет опыта работы с выкройками, — чертеж разработан с припусками на швы.
А — выкройка спинки, ее накладывают на материал, сложенный пополам: середину спинки — на сгиб ткани.
В — передняя часть жилета, выкраивается дважды, углы можно сделать прямыми, но можно и закруглить их. Пунктиром обозначена линия талии.
С — карман, его можно сделать и другой формы и другого размера.
Прежде чем приступать к шитью, надо обработать все швы и кромку обметочным швом на машине. Стачать боковые и плечевые швы, проложив строчку на расстоянии 1,5 см от края. Горловину и проймы можно обработать обтачками, кантом и отстрочить.
Эту выкройку можно использовать как основу для выполнения любого из предложенных вариантов жилетов. Подойдут самые разные ткани — шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные. Отделка может быть любой: канты, строчка, оборка, кружево.
Можно приталить жилет, продев резинку в кулиску, можно сделать разрезы в боковых швах, крылышки, использовать разные виды застежки.

НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК
Тем, кто знаком с техникой плетения макраме, и тем, кто хочет ее изучить, мы предлагаем сделать новогодние панно и браслет.
ПАННО «НОВОГОДНЯЯ ЕЛОЧКА»
Елка состоит из трех металлических треугольников, оплетенных отделочной тесьмой-сутажом. Размеры треугольников следующие: 100x100x120, 120x120x150 и 140x140x170 миллиметров. Треугольники можно сделать из кусков проволоки или трубки диаметром 5 мм. Для того, чтобы оплести их, потребуется около 20 метров сутажа зеленого цвета.
Прежде чем приступать к работе, попробуйте выполнить узел «фриволите». Для образца возьмите шнур или веревку потолще — от 2 до 2,5 мм — это ускорит и облегчит обучение. Узел «фриволите», как правило, выполняется на двух нитях: одна нить — ею вяжется узел — условно называется РАБОЧЕЙ, другая нить — на ней располагаются узлы — УЗЕЛКОВОЙ. Узел состоит из двух витков (рис. 1,2):
а) положив рабочую нить поверх натянутой узелковой, сделайте вокруг нее первый виток; вытяните конец между двумя нитями в направлении снизу вверх, нить затяните.
б) подложив рабочую нить под натянутую узелковую, сделайте второй виток, втянув конец в полученную петлю в направлении сверху вниз, нить затяните. Обратите внимание на то, что узелковая нить остается натянутой, а рабочая обвивает ее. Поэтому при определении длины нитей надо иметь в виду, что длина рабочей нити должна быть больше узелковой в 7 — 10 раз.
Узел «фриволите» может быть ПРАВЫМ и ЛЕВЫМ в зависимости от того, какая нить выбирается в качестве рабочей — правая или левая.
При плетении правого узла рабочая нить справа находится в правой руке, а узелковая слева натягивается левой рукой. При плетении левого узла наоборот.
Узлы, выполненные подряд, вплотную друг к другу, образуют БРИДУ. Брида может быть односторонней — правой или левой, или двусторонней, когда правые и левые узлы чередуются. Двусторонняя брида узлов «фриволите» выполняется как минимум на трех нитях, но чаще всего на четырех, когда в качестве узелковой берутся две нити (рис. 3).
Примечание: расстояние между узлами на рис. 1, 2, 3 и далее показано условно.
Усвоив узел «фриволите», приступайте к изготовлению панно (рис. 4).
Возьмите две нити длиной по 10 метров. Найдите середины. На одной из них, как на узелковой. Сплетите в обе стороны от середины по 7 — 8 односторонних узлов «фриволите» — всего 14 — 16 — правых или левых. Полученную бриду сложите пополам в виде петли кромкой наружу. Теперь вы имеете четыре конца, которыми вы начнете плести двусторонние бриды «фриволите» на первом металлическом треугольнике размером 100x100x120 мм. При этом треугольник будет выполнять роль узелковой нити.
Начинайте плетение от вершины треугольника: при этом двумя концами оплетайте левую от вершины сторону, а двумя — правую. Все концы должны сойтись в середине стороны, противоположной вершине треугольника.
Затем так же оплетите второй треугольник размером 120x120x150 мм и, наконец, третий — размером 140x140x170 мм. Закончив плетение в середине основания третьего треугольника, на оставшихся нитях сплетите две односторонние бриды. Концы нитей коротко подрежьте и подшейте с изнаночной стороны.
Полученную елочку можно украсить конфетами, орехами, бумажными снежинками, небольшими елочными игрушками. Разноцветные, блестящие бусины можно надеть на концы нитей, оставшихся от плетения, завязав узелки, чтобы украшения не соскакивали.
Украшенную елочку можно повесить на стену комнаты, но если у вас есть толстая ткань — рогожка или мешковина, — отрежьте кусок прямоугольной формы, обшейте его по краям нарядной тесьмой, хорошо отутюжьте и на него приколите за петельку вашу елочку.
БРАСЛЕТ
Для браслета необходимо приготовить:
а) кольцо из проволоки или какого-либо другого материала. Диаметр кольца должен быть таким, чтобы можно было через него продеть кисть руки, учитывая, что при оплетении он уменьшится;
б) по 1,5 метра отделочной тесьмы (сутажа) двух контрастных цветов (всего 3 м). В качестве одной из нитей можно взять тесьму с люрексом;
в) две бусины.
Возьмите две нити разного цвета и на кольце, как на узелковой нити, сплетите двустороннюю бриду узлов «фриволите», последовательно чередуя нити разных цветов. Каждой нитью делайте по два узла (рис. 5). Когда кольцо будет полностью оплетено, на концы нитей пришейте бусины.
ПАННО «ЕЛОВЫЕ ШИШКИ»
Панно состоит из двух плетеных элементов: веточек и шишек.
Веточка — уже известная вам двусторонняя брида «фриволите», несколько усложненная элементом, который называется «пико» или, иначе, «петелька». Прежде, чем приступить к изготовлению веточек, попробуйте на образце выполнить бриду с «пико» (рис. 6).
В этом случае плести придется на поролоновой подушке, на которой фиксируется при помощи булавок «пико». Для подушки потребуются кусок толстого поролона размером приблизительно 40x25 см и дощечка такого же размера. Сложите их вместе, приклейте и обтяните куском ткани нейтрального цвета. Для того чтобы петельки получились ровными, под плетение можно подложить разлинованную бумагу.
Для панно потребуется пеньковая веревка диаметром 1,5 — 2 мм и длиной около 20 метров.
Выполните две двусторонние бриды узлов «фриволите» с «пико» (рис. 7). Одна брида длиной 10 — 15 см, другая — 20 — 25 см. Длина «пико» — 45 мм. Разрежьте петельки ножницами в месте сгиба, отутюжьте, придав разрезанным нитям наклонное направление. Повернув бриды на изнаночную сторону, раскрасьте акварельными красками хвою в зеленый цвет, а середину веточек — в красновато-коричневый.
Для изготовления шишки вам необходимо познакомиться еще с одним приемом — «плетенкой».
«Плетенка» может выполняться на сколь угодно большом количестве нитей, начиная от трех (традиционная косичка). Для этого нити последовательно, через одну («штопка»), перекладывают, каждый раз начиная переплетение с крайней правой или левой нити (рис. 8).
Расширение «плетенки» можно осуществить, добавляя дополнительные нити с боков (рис. 9).
Для изготовления шишки возьмите четыре нити длиной приблизительно по 60 см, сложите их вдвое и сплетите приемом «плетенки» (рис. 10). Концы нитей стяните и закрепите при помощи иголки с ниткой, ровно подрежьте ножницами. Обратите внимание на то, что «плетенка» не должна быть сильно затянута, переплетенные нити должны лежать свободно. Это обеспечит «плетенке» подвижность и позволит исправить в случае необходимости форму шишки, которая должна быть овальной. Раскрасьте шишку красновато-коричневой акварельной краской. Можно сделать две шишки, одну из них меньшего размера, на трех двойных нитях (рис. 10, справа).
Уложите все сплетенные элементы (хвою и шишку) на кусок холста, предварительно заделанный по краям, оправленный в рамку или натянутый на нее, приклейте клеем ПВА или прикрепите ниткой.
По такому же принципу можно сделать композицию, состоящую из большего количества хвойных веточек и шишек.
В. СНИМЩИКОВА

<- предыдущая страница


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz