каморка папыВлада
журнал Крестьянка 1984-04 текст-7
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.06.2019, 20:45

<- предыдущая страница
ЗАБОТЫ СЕЛЬСКОГО ПРИЛАВКА

«В ватнике не фотографируем!» Где мебель для избы? Такой товар — колун...
...Сегодня суббота, базарный день, как раньше говорили, и с самого утра в райцентре оживленно и празднично. На рыночной площади полно машин, и грузовых и легковых, у коновязи хрумкают сено лошади, запряженные в розвальни и кошевки (так называют здесь небольшие, на двух-трех человек выездные нарядные сани). Подходят автобусы, высаживают пассажиров и, облегченно пофыркивая, становятся в сторону — в обратный рейс еще не скоро. Люди приехали из ближних и дальних сел и деревень, многие семьями, от старого до малого, издавна так заведено, и райцентру это не в диковину. С семи утра работают чайная, пельменные и кафе, чуть позже открываются промтоварные магазины, универмаг и хозмаг. И покупателя туда зазывать не надо — сам валом валит.
Давайте и мы потолкаемся возле прилавков, посмотрим, чем и как торгуют здесь, в Нолинске, районном центре лесистой и овражной стороны Кировской области. Поговорим с покупателями и продавцами, прикинем, на что нынче крестьянин охотно тратит деньги, а на что жалеет.
Велик спрос на одежду. На дворе весна, мартовское солнце светит, полушубки и теплые полупальто скоро скинуть придется, а надеть что? Плащи здесь не в моде, куртку хорошо бы купить. Непромокаемую, прочную. И цвет чтобы подходящий был.
Непромокаемые есть. Но уж больно тонка, ненадежна ткань. Хлестнет ветка — ведь не все по полю ходить, лес кругом, не минуешь — пропала куртка. А на тракторе как в ней работать? Да и холодная она, без подкладки. А те, что потеплее, на поролоне, промокают. Опять же цвет...
...Кряжистый, с обветренным и загорелым лицом мужчина высматривает себе куртку.
— Вот ваш размер, — показывает ему продавщица ряд, где висят куртки. Покупатель в недоумении: разве это для него? Ярко-красные с синей полосой, белые с красным, светло-желтые с белым...
— От меня коровы шарахаться будут, дочка! — укоризненно говорит он. — Мне ведь не Олимпийские игры играть, на ферме работать.
— Для работы купите ватник, вон там висят.
Знакомая для многих сельских жителей, прямо-таки родная одежда — ватник. Черный, конечно же, — неизменный с довоенных времен. И нет ему износу. А засалится «кумайка» на трактористе — так еще и непромокаемой станет. Совсем хорошо! Только вот почему фотокорреспонденты и тележурналисты, снимая на пленку ударников, просят их хоть на минутку скинуть ватник?
В этой одежде все неуклюжими выглядят, некрасивыми. А скинет ватник — залюбуешься человеком, объяснил мне один из журналистов.
Меж тем торгуют ватниками бойко...
Пошли дальше по магазинам. Вот жалко, мебельный почему-то закрыт. Но сколько раз приходилось бывать в мебельных магазинах райцентров Кировской и других областей! И торгуют там одинаковым товаром: полированные обеденные и журнальные столы, серванты, «шифоньеры», или, попросту сказать, платяные шкафы. Бывают и «стенки» и гарнитуры: «спальня», «кабинет», «жилая комната». И все это выпускается в расчете на городскую квартиру. А для сельского дома что купить? Как будет выглядеть и служить хозяевам гарнитур «жилая комната» или просто набор полированной мебели в избе-пятистенке с русской печью, а именно в таких избах живет почти семьдесят процентов населения деревень и сел Кировской, Архангельской, Пермской, Горьковской и множества других областей Северо-Запада и Предуралья?
Что говорить: непрактична, а то и просто нелепа такая мебель в избе. Да и в коттедже, пусть даже кирпичном, какие сейчас строятся во многих селах, она, что называется, не смотрится. Но люди покупают — для красоты, для парадности. И в иных домах уже не они хозяева, а мебель. Деньги большие уплачены, да и привезти чего стоило! И теперь ходи по избе аккуратно, не топай, а то стекло в серванте треснет. И стол не задень, не поцарапай, не облокотись — развалится, не дай бог, ножки-то вон какие жидкие...
А где же мебель для сельского дома — практичная, удобная, долговечная, красивая? Для кухни, где и себе и скотине еду можно приготовить, такая, чтобы и возле печи смотрелась?
Нет такой мебели. Не изготовляется пока, не продается. Мебельная промышленность работает на городскую квартиру, рассчитывая, видимо, на то, что процесс сближения между городом и деревней идет все активнее. Но разве имитация, подделка сельского дома под городской — сближение? А порой именно полированная городская мебель заставляет хозяев избы, которые видят, что получилось что-то не так, штукатурить деревянные стены, белить или оклеивать обоями, а изба остается избой, хотя теперь вроде и похожа на городскую казенную квартиру... И преимущества деревянного дома, о котором мечтают нынче горожане — в нем легко дышится, не бывает сырости, а тепло от печки не сравнить с теплом паровых батарей, — безвозвратно теряются.
Между тем полировка, покрытие поверхностей толстым слоем синтетических смол, где видна каждая царапина и каждая пылинка, — далеко не единственный способ обработки древесины. Но промышленность долго налаживала технологию производства полированной мебели, теперь наладила, и здорово, и другой, неполированной, практически не стало. А если и есть, то ее оклеивают пленкой — дерево под дерево подделывают. Получается намного дороже и намного... непрактичнее, особенно для сельского жителя.
— Спроса нет на простую мебель, — говорят производственники.
Но спрос на разумное, выгодное легко возбудить. Давайте организуем выставку образцов или хотя бы повесим в магазине плакаты с вариантами обстановки сельского дома, где покупателю покажут изделия отнюдь не полированные, но прочные, красивые, удобные, современных и традиционных форм, — от заказов отбоя не будет!
А вот и хозмаг. Народу здесь не меньше, чем в магазинах одежды и обуви. И чего тут только нет! Посуда, скобяные и металлические изделия, инструмент, замки, садовый и огородный инвентарь, удобрения и химикаты. Многое, конечно, есть и в сельских магазинах, но уж раз приехал в город, то как не купить что-нибудь для хозяйства, для дома.
Все товары на виду, а вопросов к продавцам много. Послушаем и не поленимся записать:
— Чайник для заварки есть?
— Только в сервизе.
— Кастрюля-скороварка?
— Были, кончились.
— Чудо-печь?
— Давно не получали.
Этим женщины интересуются. А мужчины что спрашивают? Электрорубанок, электродрель, электронасос «Малыш», запчасти к мопедам, мотоциклам, велосипедам (около 50 процентов этих транспортных средств находится на службе именно в сельской местности). В ответ привычное: нет, не поступали, были, но кончились.
Пожилой колхозник просит ответить, бывают ли в продаже бензопилы «Дружба», и поясняет: дрова не с кем стало пилить. «Дружба» край как нужна...
— Ишь, бензопилу ему подавай, — незлобиво и негромко замечает одна из женщин, — напилить-то напилим, а вот колоть как, когда сучок на сучке. Намучаешься! А мой еще колун куда-то задевал, хотела было купить, глянула — два рубля стоит... Не взяла. Скажу мужу: пусть ищет свой или в кузницу идет, там за рублевку сделают.
Пожалуй, надо бы прислушаться к словам женщины. Заметно упал спрос на такие простейшие инструменты, как молотки, клещи, зубила, стамески. Делают сами — в кузницах, мастерских. Высокие цены на гаечные ключи «опустошили» кое-где инструментальные сумки механизаторов. Кому же это выгодно?
Многие нужные потребителю металлические изделия лежат на прилавках и складах мертвым грузом, а ведь «только в потреблении продукт становится действительно продуктом, — писал К. Маркс — Например, платье становится действительно платьем лишь тогда, когда его носят».
Высоки цены на минеральные и химические удобрения. Между тем мочевина, суперфосфат, калийные смеси поступают во все больших количествах в совхозы и колхозы. Вот и считают некоторые: зачем переплачивать за аккуратный целлофановый мешочек с удобрениями? Не лучше ли у себя в деревне набрать в ведро, сколько нужно: вон под навесом куча какая этой химии свалена! Конечно, так рассуждают далеко не все, но только вот торговля удобрениями в магазинах что-то не идет...
«Больше поэтов, хороших и разных» — требовал Маяковский. Строка эта давно перефразирована на все лады: «больше товаров», например. Только не добавить ли в строку и слово «дешевых», особенно если речь идет о товарах простых, несложных в изготовлении и нужных прежде всего тем, кто живет на селе. О том же колуне, например, о лопате — она, «модернизированная», без малого три рубля стоит. Можно, конечно, сделать и такую, что на всю пятерку потянет, но тот, кому ее предлагают, знает: сама-то она все равно копать не будет.
Сейчас, когда по решению партии разрабатывается программа расширения производства товаров народного потребления, следовало бы особенно внимательно прислушаться к пожеланиям сельских тружеников и предусмотреть выпуск некоторых видов товаров специально для тех, кто работает на земле, живет в деревенском доме и до поры обойден некоторыми благами цивилизации. Наша промышленность имеет в этом деле уже немалый опыт. Целый ряд изделий выпускается в «сельском варианте»: вспомним хотя бы довоенный радиоприемник «Родина», работавший на батарейках, или нынешний, специально сконструированный для сельских дорог автомобиль «Нива». Такие традиции надо развивать и множить. Это будет выгодно и государству и человеку.
Ныне сельское население покупает непродовольственных товаров на 301 рубль в год в расчете на человека, а горожане — на 680 рублей. Разрыв может быть значительно сокращен не только за счет увеличения покупательной способности (она, надо сказать, и сейчас достаточно велика, средний размер вклада в сберегательные кассы сельской местности составлял в 1982 году 1237 рублей, в городах — 1112 рублей), но и за счет насыщения торговли необходимыми и высококачественными товарами.
...Вышли из универмага две девушки, укладывают покупки в сумки, разговаривают, смеются. Но одна явно недовольна магазином: «Думала, поеду — и накуплю, чего душа пожелает, да где тут...»
Вроде бы не грех и посочувствовать девушке. Однако потребительские запросы у нынешнего покупателя настолько многообразны, что удовлетворить их просто невозможно. Ни в одной стране мира не существует полной потребительской свободы, то есть удовлетворения покупателя всем, «чего душа желает». Не всякий спрос разумен и выгоден обществу, государству, экономике. Поэтому очень важно формировать и прививать прежде всего разумные потребности. И, пожалуй, семья, семейное воспитание — лучший инструмент в этой важной для всего нашего общества работе.
...Вот и отшумели торговые ряды. Дело близится к вечеру. Товаров на прилавках заметно поубавилось, покупатели разъезжаются по домам. Довольны ли они? Вопрос далеко не праздный и очень важный. Государственный вопрос! Он впрямую связан с одной из неотложных задач, поставленных партией: насытить рынок всеми необходимыми населению товарами с учетом того, что возросли уровень покупательской способности и требования к ассортименту и качеству изделий.
Мы побывали далеко не во всех магазинах райцентра и, рассуждая об увиденном и услышанном, коснулись лишь некоторых проблем. Возможно, читатель продолжит разговор: ведь каждый, где и кем бы он ни работал, заинтересован в том, чтобы прилавки магазинов, и городских и сельских, становились богаче. Только не будем забывать, что в конечном счете от нас самих, от нашего труда зависит и количество и качество товаров — тех, что мы покупаем и ежедневно и в базарный день.
В. МИХАЙЛОВ
Оформление и рисунки С. НИЧАЕВА и В. ПАВЛОВА.


ВЫСТАВКА В „КРЕСТЬЯНКЕ"

Дерево всегда было мрамором и гранитом России. И чем ближе к северу, тем звонче, мягче и таинственнее становилось оно. Но как встарь, так и сегодня надо быть мастером, чтобы в полене увидеть ярмарочного скомороха, а в никчемных щепочках — табунок очаровательных молодиц. И не только мастерство необходимо, не только талант, тут душа нужна, созвучная живому и теплому духу дерева, доверчивость к нему, да к рукам своим, да к нехитрым возможностям самого простого токарного станка.
Валерий Жигальцев родился в Калинине, учился в Москве, но мастером стал в Кирове. Центр города давно уже был асфальтовым и каменным, но в переулках пели под ногами деревянные мостовые. Учителями его стали дивные дымковские мастерицы и старые токари, грубыми своими руками выделывавшие тончайшие музыкальные шкатулки с многочисленными секретами. Однако на фабрике «Идеал» увидел и другое: унылые и бесконечные ряды одинаковых игрушек и поделок — мертвое, убитое дерево. И был день, когда начала открываться главная тайна народного искусства: мир — это огромный и веселый праздник, ярмарка, где все необходимы, мастеровые и скоморохи, русалки и черти, потому что всем весело и хорошо. Леший он вроде бы и леший, а может, только притворяется чудищем лесным? Его ли поймали, сам ли он сдался, чтобы поскорее принять участие в ярмарочном гулянье? Руки поднял, сдаюсь, мол, а ноги в лапоточках одна на другую, а на морде ухмылочка, а хвост от радости пленения, как у Жучки, вертится... Всеобщий праздничный заговор: фигурок с фигурками, фигурок с художником, фигурок со зрителями.
Как Буратино спешил удрать от папы Карло, так и скульптуркам Жигальцева не терпится удариться в ярмарочный пляс. Развешанные и расставленные в коридорах «Крестьянки», они, казалось, весело болтали между собой, смешочками давились, и озорство их вплескивалось в зрителей. Редкое единодушие царит в «Книге отзывов», и все посетители отмечают:
работы Жигальцева вызывают одно чувство, и чувство это — радость жизни.
Валерию Жигальцеву 34 года. Работу свою любит, она его, кажется, тоже. Недавно, когда для панно потребовался матерчатый фон, пришлось позаимствовать у жены демисезонное пальто. Панно получилось отличное. Жене понравилось.
Э. МАРКИН
Фото Б. ЗАДВИЛЯ.


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
КРЕСТЬЯНКА
№ 4 • 1984
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ МОСКВА. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА»
ОСНОВАН В ИЮНЕ 1922 ГОДА
Главный редактор Г. В. СЕМЕНОВА
Редакционная коллегия: И. П. АЛЕКСАНДРОВ (ответственный секретарь), Г. Е. БУРКАЦКАЯ, Е. Г. ГРИГОРЬЕВ, Р. Ф. КАЗАКОВА, О. П. КОЛЧИНА, Л. Е. ПИШЕНИНА, Л. Ф. СЕРГИЕНКО (заместитель главного редактора), Л. В. ХАНБЕКОВ, В. Я. ЧИСТЯКОВА, Л. И. ШВЕЦОВА, И. Ф. ШКУРАТОВ.
РЕДАКЦИЯ
• секретариат:
Г. С. Ронина, С. Ю. Орлова;
отделы:
• публицистики
Т. А. Блажнова, А. П. Мацаев;
• сельской жизни
А. Э. Головков, Н. К. Корина, С. С. Макаров;
• науки и передового опыта
И. В. Норкина;
• воспитания
В. И. Дашко, Л. И. Арефьева;
• культуры и искусства
Э. Б. Маркин;
• литературы
Л. В. Ханбеков;
• иллюстраций
В. В. Федоров, Е. Г. Новикова, Б. Л. Задвиль;
• быте и массовой работы
Н. А. Семкина, Н. Л. Проторская;
• писем
А. И. Перхов, Л. В. Журавлева, Т. И. Перевозчикова, М. В. Грецкая;
• заведующая редакцией
Р. В. Фомина;
• секретарь
И. В. Белоцерковская.
Оформление номера В. В. Федорова, Е. Г. Новиковой.
Технический редактор Т. А. Новрузова.
Присланные рукописи, фотографии и рисунки редакция не возвращает.
Адрес редакции: 101460, Москва. ГСП-4, Бумажный проезд, 14. Телефоны для справок: 212-20-79. 212-12-39.
Сдано в набор 14.02.84. Подписано к печати 06.03.84. А 00336. Формат бумаги 60 x 90 1/8. Глубокая печать. Усл. п. л. 5,50. Уч.-изд. л. 8,77. Усл. кр.-отт. 14,00. Тираж 10647000 экз. (1—9138379 экз.). Изд. № 908. Заказ № 2367.
Ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции типография газеты «Правда» имени В. И. Ленина. 125865, ГСП, Москва, А-137, ул. «Правды», 24.


СВЕТ ОТЕЧЕСТВА
Памятник Н. В. Гоголю. Скульптор Л. В. ПОЗЕН. г. Полтава
К 175-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ
И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!..
В дорогу! в дорогу! прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица! Разом и вдруг окунемся в жизнь... Николай Васильевич ГОГОЛЬ


ISSN 0130—2642. индекс 70446. Цена номера 25 копеек.

<- предыдущая страница

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz