каморка папыВлада
журнал Костёр 1986-09 текст-4
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.04.2019, 18:56

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

АРЧЕБЕК

2-й тур финала
Доблестные разведчики! Очки за сегодняшние боевые позиции, сложенные с очками за тур предыдущий, определят, какой вам будет присвоен разряд. Успеха вам!
ШАХМАТЫ.
A. Белые: Kpcl, Ла8, п. а7; черные: Kpal, Ch7, пп. с2, g6.
Б. Белые: Крb5, Ла7, Лd8, Kf2; черные: Крb2.
B. Белые: Kpf8, Лп4, Kh3; черные: Kph8, Kg8, п. h7.
Г. Белые: Kpf2, п. g2; черные: Крс6, п. h4.
Д. Белые: Kpf4, пп. а2, с4; черные: Кра4, пп. а5, h6.
Е. Белые: Kpd5, Се7, п. g3; черные: Kpfl, Ка8, п. еЗ.
Цель разведки: А, Б, В установить, во сколько ходов дается мат; Г, Д, Е — какой исход игры ожидает белых?
РУССКИЕ ШАШКИ.
A. Белые: а3, b4, с3, d2; черные: b6, с7, d6, e7.
Б. Белые: a1, с3, е3, f4, g3, h6; черные: b8, с5, с7, е7, f8, g7.
B. Белые: Д. а3. пр. с3, g1; черные: Д. а7, пр. g7.
Г. Белые: с7, е7; черные: d4, h8.
Д. Белые: b2, b4, cl, с3, е3, f6; черные: а3, а7, b8, с5, с7, d6, d8.
Е. Белые: a1, cl, с3, е5, f2, f6, g3, h2; черные: а3, а5, с5, с7, d8, g7, h6, h8.
Цель разведки: А, Б, В, (И. Федоров), Г (Д. Калинский), Д (А. Гуральник), Е — доказать, что белые должны... (выиграть? сделать ничью? проиграть?)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ШАШКИ.
A. Белые: 19, 28, 32, 35, 38, 44, 47; черные: 10, 17, 20, 21, 26, 36, 40.
Б. Белые: Д. 36, 47, пр. 38, 44; черные: Д. 16, пр. 3, 8, 25, 30, 35.
B. Белые: 20, 21, 24, 26, 29, 30, 48; черные: 8, 9, 13, 16, 18, 28, 35.
Г. Белые: 14, 19, 28, 33, 38, 39, 49; черные: 2, 12, 18, 21, 25, 31, 40.
Д. Белые: Д. 17, пр. 12, 22, 35; черные: Д. 26, пр. 3, 23.
Е. Белые: пр. 17, 27, 46; черные: Д. 4, пр. 13, 42.
Цель разведки: А (В. Степанов), Б (М. Сонье), В (Ю. Шевкин), Г, Д, Е — определить результат при лучших ходах обоих противников.

Стол находок
К начальнику «Стола находок» шахмат-капитану Пешкоедову явился разведчик Коля Зыков.
— Разрешите доложить? Нашел способ спасти партию белых в ужасном положении!
— А не ошибся? Ты учел, что тебе нельзя сейчас превратить пешку в ферзя ходом 1. с8Ф из-за ответа Cf5+?
— Конечно, товарищ шахмат-капитан, учел!
— А ты учел, что в случае 1. Крd6 Сf5 2. Kpc5 Kpf4 3. Крb6 черные ответят Сс8? Затем подведут короля, заберут пешку с7 и выиграют.
— Учел!
— Тогда показывай.
— Вот: 1. Крс8! b5 2. Крd7 b4. А теперь белые...
— Стоп! Ты прав, но пусть подумают все. Ну-ка, доблестные разведчики: как теперь белые спасутся?

Задание резерву
Фигуры стоят так — белые: Кра6, Лd1, Cg3; черные: Крс8.
Приказано: командуя белыми, дать черному королю мат в 3 хода.

Конкурс «первый шаг»
В этом шашечном состязании разведчиков среди участников будут разыграны шесть призов. Кто хочет испытать свою силу в шашках? Выходи к доске!
№ 1. Белые: b2, b4, b6, g5, h6; черные: а7, d2, d4, d6, е5, е7.
№ 2. Белые: с3, с5, d4, е3, е5; черные: а5, а7, b6, е7, g3.
№ 3. Белые: b2, b4, с3, d4, f6, h4, h6; черные: a5, b6, f2, f8, h2, h8.
№ 4. Белые: Д. а7, b6; черные: пр. а3, с3, с7.
№ 5. Белые: с1, е1, h4; черные: а3, а5, h6.
Везде ход белых. Что требуется сделать? В позициях №№ 1, 2, 4 нужно сыграть белыми так, чтобы ни одну из черных шашек не пропустить в дамки и выиграть. А в №№ 3 и 5 определить: могут белые победить или нет?
О призах. Один будет разыгран среди решивших № 1, второй — за № 2 и т. д. Поэтому каждое решение нужно писать и посылать на отдельной открытке. А шестой приз будет разыгран среди тех, кто кроме отдельных открыток пришлет еще и все пять верных решений в одном письме.
На открытках и письме помечать «Первый шаг». Отправить их до 1 января. Призеры будут названы в «Костре» № 3, 1987 г.

Приказ
Я, главнокомандующий АРЧЕБЕКом, приказываю:
§ 1. Всем арчебековцам отослать рапорты в любой (на выбор) из сроков: а) до 1 декабря, б) в течение двух недель со дня получения журнала по подписке.
Шахмат-адмирал Ферзьбери


БАЛАГАННЫЙ ЛЕВ
Р. ПОГОДИН
повесть-сказка
Рисунки Ю. Беломлинской

Окончание. Начало см. в «Костре» №№ 6—8, 1986 г.

РАЗУКРОТИТЕЛЬНАЯ МИКСТУРА
Утром, после знаменательного циркового представления, в город Форс вошел опрятно одетый молодой человек с бутылкой в руках. Это был акробат Примо-Два. Который, как известно, прямо-таки помешался на мысли разукротить льва Альваро, вернуть ему прежний львиный рык и львиную душу. Поскольку Примо-Два выглядел очень бодрым и шагал, насвистывая, то можно было предположить, что в бутылке он нес разукротительную микстуру — прозрачную веселую жидкость, мелодично булькающую.
Примо-Два прошествовал к балагану. Заглянул в него — все мокрое, скамейки перевернуты.
— Альваро! — крикнул акробат. — Альваро, где ты?
Лев не отзывался.
Не оказалось его и в повозке.
«Интересно, — думал Примо-Два. — Если шел ливень, балаган должен быть мокрым снаружи, а он мокрый изнутри».
В городе тоже был беспорядок. Посреди улицы лежал сломанный сейф. Вывеска «Кондитерская несравненной Эмилии — сласти на любой вкус» — висела на одном гвозде.
Акробат-разукротитель Примо-Два постучался в кондитерскую. Дверь приоткрылась. Очень приятный, но очень грустный голос произнес:
— Что вам угодно?
— Извините, — сказал Примо-Два. — Я акробат из цирка. Может, вы окажете милость и объясните мне, что тут произошло? Куда девался мой друг, лев Альваро?
За дверью помолчали. Была даже минута, когда Примо-Два показалось, что дверь хотят захлопнуть перед его носом. Но этого не произошло. Напротив — дверь приоткрылась пошире.
Кондитерша была чуть полновата, но изысканна. Она усадила Примо-Два за стол, поставила перед ним тарелку пирожных то ли с кремом, то ли с джемом, то ли с ромом и улыбнулась так учтиво, так очаровательно...
— Угощайтесь. Правда, еще рано — в лавке нет ни лимонада, ни ананасовой воды. Я мигом сбегаю к гидрогению. Ах, как неловко. Не скучайте.
Пирожные были вкусными. От них слегка кружилась голова. И вскоре Примо-Два захотелось прочитать детское стихотворение о бабочках, танцующих вокруг луны, спеть для кондитерши Эмилии серенаду со словами «милая», «воздушная» и кого-нибудь обнять.
Но тут дверь широко распахнулась — в кондитерскую, возглавляемые Эмилией, ворвались горожане. И гении — Астигматюк, и ювелир Карат, и сапожник Сазонт, и кузнец Давыд, и другие...
— Вот он! — воскликнула Эмилия. — Циркач! — Голос ее звенел, как разящая сабля. — Он их сообщник! Вынюхивает, плут. Схватите его! — Но даже при таких словах лицо ее оставалось миловидным.
Горожане — гении и не гении — пытались было взять Примо-Два за горло, но горла на всех не хватило. Примо-Два сделал заднее сальто, подпрыгнул, уцепился за потолочную балку и уселся на ней.
— В чем дело? — спросил он.
Из криков разъяренных горожан ему удалось понять, что циркачи оказались жуликами. Пока главный жулик, лев Альваро, кривлялся на арене,
его сообщникам, как утверждали горожане, удалось обчистить город. Правда, кроме одного окорока, двадцати девяти пирожных и девчонки по имени Даруня они ничего не успели украсть. А невидимые бриллианты, высыпавшиеся из сейфа, ювелир Карат отыскал при помощи специальной лупы.
— Вот они. Все тут, в коробочке, — ювелир Карат потряс коробочкой из-под леденцов — бриллианты в ней загремели.
— Спрячь! Что ты! Циркачи все примечают — сопрут! — крикнул ему сапожный гений Сазонт. — Ишь как глядит, как кот на сало, — Сазонт схватил со стола бутылку с разукротительной микстурой и нервно отхлебнул глоток. У него першило в горле, ему было до слез обидно, что жулики не польстились на сто универ-обувь.
Как только он проглотил глоток микстуры, нездоровое и угрюмое лицо его озарила улыбка. Можно сказать — великолепная улыбка артиста.
— Чушь, — сказал он. — Зачем циркачам бриллианты? Зачем им универ-обувь и сладкое мыло? Им нужна свобода и витамины. Я тоже хочу в циркачи. Я, можно сказать, всю жизнь об этом мечтал. Буду ходить на руках. И обувь мне не нужна. Можно в перчатках. Какая экономия! А жизнь какая! — прожектора, оркестры, леопарды...
У кондитерши Эмилии от сапожниковой речи перехватило дыхание, она взяла у Сазонта бутылку, налила себе немного и выпила. Ее улыбка тут же стала улыбкой примадонны.
— И я,— сказала она.— Хочу быть акробаткой, певицей и наездницей...
Гидрогений Астигматюк, хоть и относился иронически ко всяким микстурам и жидкостям, все же попробовал — глотнул разукротительной.
В его осанке появилась гордость.
— Водная феерия. Цветные струи, — сказал он, пододвигая бутылку кузнецу Давыду. — Мыльные пузыри величиной с цистерну. И мы с тобой, Давыд, в гидрокостюмах.
— Я буду ковать лошадей, — сказал кузнец Давыд, отхлебнув микстуры. — Лошади — это да. Соскучился я по лошадям.
— Эй, эй! — закричал Примо-Два. — Остановитесь. Что вы делаете? Эта микстура для льва Альваро. — Примо-Два спрыгнул с балки, схватил бутылку, но в ней уже ни капельки не осталось. Последний глоток выпил ювелир Карат. Выпил и сказал:
— А я буду факиром. Всю жизнь мечтал стать факиром. Я, кажется, уже был им. Я, кажется, потерялся в одном из ящиков своего магического реквизита. Теперь я снова потерялся. Или нашелся?.. Или все-таки потерялся?..
— Не знаю, нашлись вы или потерялись, но я, лично, буду ковать лошадей. Жаль, нету рядом моей Даруни.
— Я здесь! — Даруня вбежала в кондитерскую.
И тут на улице раздался львиный рык. Такой настоящий, что все горожане присели.
— Эй, горожане! Судите жуликов. Казните или милуйте. Нам некогда. Мы уходим.
Горожане высыпали из кондитерской на улицу и увидели льва Альваро, бесстрашного и прекрасного, как все неукрощенные львы. Рядом с ним стоял гордый, хоть и с синяком, Яшка.
К столбу посреди площади были привязаны Верзила Грохот и Сластена Зуб.
— У нас было тяжелое детство, — скулили они. — Нас баловали бабушки... Они нам все-все разрешали...
— Альваро! — сказал Примо-Два. — Мы организуем цирк. Большая труппа. Как тебе нравится название — «Цирк Эмилии»?— Примо-Два хоть и смотрел, по правде сказать, только на Эмилию, все же заметил перемену, происшедшую со львом.
— Альваро, что с тобой? — спросил он. — Ты очень изменился. Я тебе микстуру принес...
Лев Альваро засмеялся.
— Мой добрый Примо-Два, микстуры хороши от насморка. Но львы обязаны разукрощаться сами. Выручка за представление у Сластены Зуба за пазухой. Возьмите. Вставьте стекла, почините замки, подметите... Прощайте.
И они пошли. Гордые и голодные.
— Куда вы? — крикнула Даруня. — Оставайтесь с нами. Будем помогать отцу подковывать лошадей, ремонтировать плуги.
Даруня проводила их до ворот и все говорила и говорила, как прекрасны лошади.
— Разве может что-нибудь сравниться с лошадьми. Подумайте, ну что вас ждет?
— Нас ждут опасности и приключения, — ответил Яшка.
У Даруни выступили на глазах слезы — конечно, ей тоже хотелось стать справедливой разбойницей, но еще больше ей хотелось помогать отцу. Она поднялась на цыпочки, помахала Яшке и льву Альваро рукой и крикнула:
— Если что, позовите меня — я тут же прискачу на лошади, быстрее ветра!
Выйдя на большую дорогу, лев Альваро тряхнул гривой и причесался.
— Я думаю о справедливости, — сказал он.
Яшка тоже подумал о справедливости — она представилась ему чем-то вроде айсберга, на четыре пятых скрытого под водой.
— Когда я был балаганным львом, — говорил лев, — все было просто. Хотя, я понимаю, странно видеть льва, танцующего на проволоке. Минутку... — лев быстро вскарабкался на утес, похожий на широкий нос каравеллы, прикинул на глаз высоту и прыгнул. Он сделал четыре сальто, прогнувшись, с пируэтом и приземлился в позу — «О, ля-ля!»
— Смертельный трюк, — сказал он Яшке. — Я такого еще никогда не делал. Но рисковал я только своей головой. А справедливость... Як-Фляк, я боюсь.
— Чего?
— Ошибиться.
Яшка Кошкин понял, что справедливость — это ответственно. Перед его внутренним взором предстали Сластена Зуб и Верзила Грохот, пожирающие окорока и пирожные. Яшкино внутреннее обоняние ощутило сильный запах этих деликатесов.
Тут же Яшка вспомнил холодную котлету, которую они со львом съели сутки назад...
Яшка попросил у льва гребень, причесался и сказал глухо:
— Справедливость — тяжелый хлеб. Но ничего не поделаешь, нужно идти.
И они пошли вперед по той бесконечной дороге, что все время подымается в гору.
КОНЕЦ


ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

ОТВЕТЫ НА ЗАГАДКИ
№ 2. В Баку. В Тихом океане, пересек линию перемены дат, с востока на запад.
№ 3. Синюю мельницу.
№ 5. Багамские острова. Колумб.
№ 6—7. На юго-восток от башни в 28 шагах.


ЭВМ ПРОЕКТИРУЕТ КОРАБЛЬ
С. СТОЛЯР

Капитан Немо готовил свой «Наутилус» для научных исследований и плавания под водой. Легендарному Одиссею и его отважным товарищам нужен был надежный парусник для опасного путешествия к далеким берегам Колхиды за золотым руном. Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, готов был на первых порах удовлетвориться небольшим транспортным суденышком: «Прежде всего мне нужна была лодка, чтобы перевезти на берег те вещи, которые, по моим соображениям, могли мне понадобиться».
Итак, проектированию любого судна предшествует четкое задание. Предположим, что нашему институту предложено создать проект нового танкера для перевозки нефти.
Практичный Робинзон, оставшись в одиночестве, быстро понял, что бесполезно сидеть сложа руки. «Нужда изощряет изобретательность, и я живо принялся за дело. Выбрав несколько бревен полегче, я перекинул их за борт... Затем я притянул к себе четыре бревна, крепко связал их между собой по обоим концам, скрепив еще сверху двумя или тремя коротенькими досками, положенными накрест. Мой плот отлично выдерживал тяжесть моего тела, но для большого груза был слишком легок. Тогда я снова принялся за дело и распилил запасную мачту на три куска, которые приладил к плоту... Теперь плот был достаточно крепок и мог выдержать порядочную тяжесть».
Грузоподъемность. Это лишь одна из многих характеристик судна. Робинзон надеялся переправить все грузы на берег в спокойную погоду. От танкера, который мы строим, естественно требовать более надежных мореходных качеств — остойчивости (или способности не опрокидываться), непотопляемости, управляемости.
Наши конструкторы решают, что взять от старых образцов танкеров, а что надо «подработать» или заново создавать. Определяют форму или обводы будущего корабля. Потом в мастерских строится уменьшенная парафиновая модель. И в специальном бассейне начинаются испытания мореходных качеств: при разных скоростях, с грузом и без груза, на волне и т. д. И вот тут-то нам не обойтись без ЭВМ, которая обобщит результаты опытов, а потом выдаст и рекомендации. Например, предложит нам изменить форму носовой части, чтобы уменьшить сопротивление воды.
Не обойтись и без чертежного автомата, подключенного к вычислительной машине. На его гладком, размером с бильярдный, столе расправлен лист белого ватмана. Компьютер подает устройству команды. В ответ механическая «рука», сжимающая пишущее перо, начинает быстро сновать над чистой поверхностью. Вот уже возникли очертания корпуса, вот появились отсеки. Вот, наконец, вся «скатерть» покрывается вязью значков, стрелок, обозначений. Прежде такие чертежи выполнялись конструкторами вручную. Стой целый день за высоченным кульманом, что-то на ходу додумывай, меняй. Ошибся — бери бритву, резинку, стирай... А машина рисует без помарок, без ошибок, сразу тушью, да еще в несколько цветов!
Плоту Робинзона нужно было всего лишь весло для управления им.
На корабле Одиссея «Арго» высокие мачты несли паруса, руль помогал держать курс, в трюмах стояли бочки с водой и провизией. На современном танкере «начинка» значительно разнообразнее.
Как поступал герой Даниэля Дефо? «Когда мне нужна была доска, я должен был срубить дерево, очистить ствол от ветвей и... обтесывать с обеих сторон до тех пор, пока он не приобретал необходимую форму. Правда, при таком методе из целого дерева выходила только одна доска... Но мое время и мой труд стоили недорого, и потому не все ли было равно, куда и на что они пошли!»
Конструкторам танкера не «все равно», поскольку такая расточительность не по карману государству. Для выбора кратчайших трасс трубопроводов и кабелей, которых на корабле многие и многие километры, применяются сложные математические методы. Расчеты по ним практически не под силу человеку, столь громоздки и объемны вычисления. И вновь мы обращаемся за помощью к ЭВМ, которая справляется с этой задачей сравнительно быстро. Когда лучшие маршруты трасс ею определены, очередь вновь за знакомым нам графопостроителем.
Систем, оборудования, нужных на танкере, немало. Для каждой системы до начала разработки определяют ее будущие параметры и характеристики. Конечно, новое судно создается не на голом месте. Можно использовать и старые конструктивные решения.
Робинзон, мечтая покинуть, наконец, остров Отчаяния, решил выдолбить из огромного кедра лодку по образцу индейских пирог.
Наш же танкер должен превзойти своих предшественников. Грузоподъемность мы увеличили. Значит, надо повышать мощность энергетической установки.
Как управлялся Робинзон со своим плотом? Греб веслом, «отталкиваясь» им от воды, упираясь в нее. На танкере роль весел выполняют гребные винты. Надо заставить вращаться их с нужной скоростью, управлять ими. Насколько это сложно, видно хотя бы из перечисления оборудования, работающего с этой целью. Здесь и паровой котел, и паровые турбины, и уже упоминавшиеся трубопроводы, и валопроводы, состоящие из нескольких валов, которые передают вращение от двигателя к гребным винтам.
Каждый такой агрегат требует «привязки» его к месту расположения, сложных прочностных расчетов и т. д. К примеру, спроектируй вал тоньше необходимого — он лопнет от нагрузки, задай диаметр «с запасом» — лишняя тяжесть, трата энергии и металла.
Заменить конструктора при выполнении громоздких вычислительных операций, дать ему возможность заниматься более творческой работой оказывается способна ЭВМ. Вот дошла очередь до винтов. Инженер-разработчик садится к дисплею и «заказывает» из памяти компьютера описания гребных винтов, применяемых в практике судостроения. В ответ перечисляются по порядку типы винтов — цельнолитые, со съемными или поворотными лопастями, двух- и четырехлопастные. Тут же, на экране, можно справиться об их характеристиках, о применяемых для изготовления винтов материалах. Память ЭВМ хранит массу полезных конструктору сведений.
Когда проектировщику удается найти тип винта, который примерно удовлетворяет техническому заданию, он дает машине, опять через пульт дисплея, новую команду. Наступает черед программ расчета, способных так «подогнать» геометрические размеры будущего винта, чтобы полностью удовлетворить установленным ранее требованиям по прочности и гидродинамике. Доведенную до нужных кондиций конструкцию уже готов вычертить известный нам автомат.
Приходит время, когда проект танкера готов. Однако рано еще приниматься за его постройку. Предстоит оценить объем работ, разместить заказы на изготовление оборудования среди заводов, определить, наконец, стоимость будущего судна.
Здесь полезно вспомнить, что произошло с лодкой Робинзона. Несколько месяцев трудился он над ней, а потом сообразил, что злополучный кедр стоял слишком далеко от берега. Прорыть же канал для спуска пироги на воду у моряка из Йорка сил не хватило. Лишь наученный горьким опытом, пришел он к выводу, что «глупо приниматься за работу, не рассчитав, во что она обойдется и хватит ли сил для доведения ее до конца...»
Но вот расчеты закончены, чертежи готовы. На судостроительной верфи закладывается новый танкер. В цехе мы вновь сталкиваемся с электронно-вычислительной техникой. Станки с числовым программным управлением вытачивают валы или лопасти винтов по программам, «написанным» компьютером. А на другой площадке, прежде чем нарезать детали нужной формы, например, для обшивки корпуса корабля, надо «разместить» их на огромных стальных листах. Разместить так, чтобы отходы после резки были минимальны. И это сделает ЭВМ, рассчитав наилучшее расположение элементов, а затем будет непосредственно управлять автоматами, водя по ведомым ей траекториям острый плазменный «нож». Совсем, как фигурист, выписывающий узоры на зеркальной глади ледового катка.
Как видим, в наше время роль компьютера в создании новых кораблей велика, и с каждым годом она все возрастает. То же происходит в авто- и самолетостроении, в радио- и электротехнической промышленности, в других отраслях народного хозяйства. Ни инженерам, ни рабочим теперь не обойтись без умения пользоваться «умной» техникой.
Рисунок А. Завтракова


Твой зарубежный ровесник

ПЕСНИ ПЕВЧЕГО ЛУГА

Стайка мальчишек и девчонок с эмблемой на рукавах «Видинский округ» интересуются:
— Скажите, а Силвия Страхилова еще не выступала?
Потные лица, взлохмаченные волосы, вероятно, здорово они спешили на концерт. И все-таки опоздали.
— А на чем она играет?
— На гыдулке.
— На гыдулке? А что это за инструмент?
Ребята переглянулись и вдруг радостно заговорили: «Не выступала. Значит, еще не выступала...»
— А может, проглядел ее? — сказал я на всякий случай.
— Нет, — улыбнулся какой-то мальчуган. — Ее номер нельзя проглядеть. И можно слушать бесконечно. Как соловья.
Признаться, я не очень поверил этим словам. Болельщики, подумал, всегда своих кумиров превозносят.
И напрасно не поверил. Когда вышла на сцену Силвия Страхилова и заиграла на своей гыдулке, даже самые непоседливые зрители замерли и стали внимательно слушать.
Гыдулка — это народный музыкальный инструмент, напоминающий скрипку. В Болгарии он так же популярен, как у нас, например, баян. Ни один оркестр народной музыки, ни одна народная мелодия не обходятся без гыдулки. Вот и Силвия играла известные народные мелодии — «Излязла е бяла», «Ганке ле, песню пойке ле», «Рада».
Когда смолкли последние звуки «Рады», раздались оглушительные аплодисменты. Пожалуй, никому другому не выпал такой успех на этом концерте. А ведь в нем выступали юные дарования из 120 стран мира!
Есть в Болгарии хорошая традиция: приглашать раз в три года на встречу в Софию юных музыкантов, художников, поэтов, композиторов, певцов... Словом, тех ребят, кто любит искусство и занимается искусством. Такая встреча называется Международная детская ассамблея «Знамя мира». В августе прошлого года болгарская столица в третий раз принимала гостей изо всех уголков планеты. Десять дней ребята демонстрировали жителям и гостям Софии свое искусство, прославляли песнями, стихами, рисунками мир. Ибо только в мире могут развиваться таланты детей. И только под мирным небом возможны такие замечательные встречи.
Делегация болгарских детей на ассамблеях по традиции самая большая. Но попасть в нее непросто. По всей Болгарии проходят отборочные конкурсы, победители которых и становятся участниками ассамблеи.
В 1985 году в Видинском округе победителем стала одиннадцатилетняя Силвия Страхилова из села Градец.
После концерта журналисты, не сговариваясь, окружили Силвию. Посыпались вопросы, на которые она едва успевала отвечать. А я смотрел на ее хрупкие плечи, на косички, на тонкие, перепачканные то ли чернилами, то ли канифолью пальцы, и думал, откуда у нее такое изумительное владение инструментом, такое чувство музыки. И я был рад, когда неделю спустя журналистские дороги привели меня в Видинский округ.
В семье Страхиловых нет потомственных музыкантов. Но все поют. И любят петь, как, впрочем, в любой болгарской деревне. Особенно длинными зимними вечерами.
В один из таких вечеров заглянул к Страхиловым дед Владо. Он принес с собой гыдулку. Четырехлетнюю Силвию гыдулка буквально потрясла — она тут же упросила деда Владо дать ей попробовать сыграть.
У старого музыканта она не только училась музыке, но и постигала душу инструмента. Не одну гыдулку смастерили вместе учитель и ученица. А инструмент, сработанный своими руками, всегда дороже и понятнее.
Свой первый концерт Силвия дала, когда ее приняли в сентябрята. А на следующий день ее пригласили в окружной Дом пионеров для занятий музыкой. И вот на четвертый год занятий такой успех...
— ...А хотите, я вам Певчий луг покажу? — предложила мне Силвия, когда знакомила со своим селом.
— Певчий? Странное название...
— Это я его так зову. А странного ничего нет. Вот сбегаю сейчас за гыдулкой, и на лугу вам все будет ясно...
Певчий луг — это распадок меж двух лесистых холмов. Удивительно живописное место! Но лишь только я огляделся и с упоением вдохнул лесные запахи, Силвия дала знак замереть:
— Слушайте, — шепнула, — он поет...
Я прислушался. И правда: мне показалось, что луг на самом деле запел. Его песней были щебетание птиц, шелест грабов и дубов, журчание родника, перезвон колокольчиков деревенского стада... И в эту музыку сначала робко, а потом все увереннее вступила гыдулка.
— Чей это голос? — спрашивает Силвия.
Я пожимаю плечами.
— Сойки. Вон они сидят — перекликаются... Похоже?
Я молчу, удивленный схожестью голосов, — соек и гыдулки.
— А вот дуб «ворчит». Слышите, подул ветер, и дуб «заворчал»...
Так она повторяла каждый голос луга. Если мелодия ей удавалась, девочка снова водила смычком по струнам, вслушиваясь то в пересвист клеста, то в стрекотание кузнечиков, то в перестук дятла.
Когда мы вернулись в село, дед Владо, с которым меня познакомила Силвия, сказал, что таких музыкантов, как эта девочка, ему в жизни встречать не приходилось.
Помня о его словах и о том, что видел и слышал, я и решил рассказать о ней читателям.
В. РЫБИН
Рисунки М. Милеевой


ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

Если в книге сказано...
...что одни туристы, наняв гондолу, проплыли каналом к Дворцу дожей,
...другие, доехав на метро до станции «Арбатская», вышли на проспект Калинина,
...третьи, взяв такси, побывали на площади Согласия, а потом поднялись на вершину стальной 300-метровой башни, —
в каких городах побывали туристы?


ЭЛЕКТРОНИК

Раздел ведет кандидат физико-математических наук, доцент В. В. ЛАПТЕВ

К ОКТЯБРЯТАМ С МИКРОКАЛЬКУЛЯТОРОМ
Представьте, как удивятся октябрята, если вы, в роли шефа, придете к ним не с пустыми руками, а с программируемым микрокалькулятором (МК) и при этом скажете, что МК в состоянии помочь в обучении устному счету, а в чем-то может заменить даже учителя.
Вы объясните им, что почти самостоятельно обучили программируемый МК быстро и безошибочно проверять умение считать в уме. Причем, не просто проверять, но и ставить за работу заслуженные оценки. Для этого октябрятам достаточно сообщить МК содержание арифметического примера в одно действие на сложение, вычитание, умножение или деление и ответ, который им кажется правильным. Далее нажатием на одну клавишу МК запускается ваша программа проверки и через несколько секунд на индикаторе высвечивается оценка в баллах, а МК возвращается в режим ожидания следующего примера.

КАК ПРОВЕРЯЮТСЯ ЗАДАЧИ
Прежде чем обратиться к программе, подумаем, как учитель проверяет правильность результатов тех или иных ваших вычислений? В простейшем случае он сравнивает полученный вами результат с известным ему правильным ответом задачи и при их совпадении выставляет отличную оценку. Если совпадения нет, то вас вероятнее всего ожидает двойка.
Математики говорят, что в этой ситуации действия учителя описываются простым алгоритмом — так называется понятное исполнителю точное указание последовательности действий для достижения поставленной цели. Этот алгоритм проверки арифметического примера учителем включает в себя:
1. Чтение и запоминание вашего ответа.
2. Чтение условия примера.
3. Решение примера для получения правильного ответа.
4. Сравнение полученного результата с ответом из памяти.
5. Если числа равны, то выставление оценки 5, в противном случае — оценки 2.
6. Сообщение оценки.
7. Сообщение о готовности к проверке следующего примера.
Большая часть перечисленных действий вполне доступна для МК. Поэтому-то мы и можем поручить ему часть работы учителя. Одновременно заметим, что читать информацию МК может лишь после ее введения с клавиатуры, а сравнение чисел в состоянии производить не между собой, а по отношению к нулю. Он может установить больше, меньше, равно или не равно нулю любое введенное число. Таким образом, перед выставлением оценки программа должна заставить МК вычесть из значения правильного ответа число, полученное учеником, результат же сравнить с нулем. Равенство разности нулю означает, что ответ правильный. Схема алгоритма проверки на МК арифметических примеров в одно действие приведена на рисунке.

ПРОГРАММА ДЛЯ ВАШИХ МЛАДШИХ ДРУЗЕЙ
Рассмотренный алгоритм нетрудно выразить программой для МК типа «Электроника БЗ-34». Программа будет работать и с МК марок МК-54, МК-56, МК-61. Необходимо только учитывать различие в обозначениях одних и тех же операторов на клавишах калькуляторов разных моделей. Так вместо имеющейся у БЗ-34 клавиши ИП на других МК нужно нажимать клавишу, на которой написано П->х, вместо П — клавишу с обозначением х->П, вместо X У — клавишу <-> и вместо | — клавишу В|.
Ввод программы начнем после перевода включенного МК в режим программирования. Для этого нажмем клавиши F ПРГ. Программу запишем такой же, как в «Костре» № 7 за 1986 год, таблицей:
Адрес (I) Оператор (II) Код оператора (III)
00 ПО 40
01 FQ 25
02 + 10
03 ИПО 60
04 — II
05 Fх=0 5Е
06 II 11
07 5 05
08 С/П 50
09 БП 51
10 00 00
11 2 02
12 С/П 50
13 БП 51
14 00 00
Пояснения. Адрес 00 — ввод проверяемого ответа в ячейку памяти 0. Адрес 01 — вызов условия примера в регистры X и У. Адрес 02 — выполнение проверяемой операции сложения. Адрес 03 — вызов проверяемого ответа из ячейки памяти 0. Адрес 04 — вычитание из правильного ответа проверяемого числа. Адрес 05 — проверка полученной разности на равенство нулю. Адрес 06 — указание адреса II, на который должен перейти МК, если проверяемая разность не равна 0. Адреса 07—08 — вызов на индикатор оценки 5 и останов. Адреса 09—10 и 13—14 — возврат на адрес 00. Адреса 11—12 — вывод оценки 2 и останов.
После ввода программы следует вернуться в режим автоматической работы. Для этого нажимаются клавиши F АВТ. Клавишей В/О установим счетчик шагов программы на ее начало. Теперь МК готов заменить учителя на проверке операции сложения целых или записанных десятичной дробью чисел. Вы же, выполнив все перечисленные подготовительные действия, можете отдавать МК подшефным ребятам.

ОЦЕНКИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ МК
Пусть в первом примере вычисляется сумма 27+49=?
Объясните октябрятам, что для проверки правильности их ответа сначала требуется найти на МК клавиши с цифрами 2 и 7 и нажать на них. Далее нажатием на клавишу | следует сообщить МК, что ввод первого слагаемого закончен. Так же вводится второе слагаемое 49, после чего нажимается та же клавиша |. Наконец, вводится ответ, который ваш подшефный считает правильным, 76, например. Теперь для получения оценки ему достаточно запустить введенную вами предварительно программу проверки, нажав на С/П. Через несколько секунд МК высветит на табло оценку 5.
Посмотрим, что будет, если ввести любой другой ответ, например, 77. Для этого снова вводим 27; |; 49; |; 77. Нажимаем на клавишу С/П. На индикаторе высвечивается заслуженная двойка. Новый пример на сложение — новая оценка, и так сколько угодно раз.
Для проверки знания операции деления необходимо изменить только один шаг с адресом 02 предыдущей программы. На этом шаге нужно вместо оператора + ввести оператор -:-. Делается это в режиме программирования после установки клавишами ШГ или ШГ в правом углу индикатора адреса 02. Увидели адрес 02 — нажимайте на клавишу -:-. При этом в программе оператор + заменяется оператором -:-. Его код 13.
Переходите в режим автоматической работы (клавиши F АВТ) и обнуляйте счетчик шагов программы (клавиша В/О). МК готов к проверке операций деления.
Пример 171:9=? выполняется так. Ввод 171; |; 9; |; 19. Нажатие С/П. На табло оценка 5. При любом другом ответе — оценка 2. МК же каждый раз автоматически переходит в состояние готовности к проверке нового примера на деление.
Для контроля результатов вычитания или умножения по тому же адресу 02 в программе нужно записать операторы — или х, соответственно. Их коды 11 и 12. Все остальные действия абсолютно ничем не отличаются от предыдущих случаев.
Закончив с октябрятами урок счета, не спешите убирать МК. Предложите ребятам простую МК-игру, которую можно назвать

ПОЛУЧИВШИЙ НОЛЬ — ПРОИГРЫВАЕТ
Применить к этой игре МК придумали в Венгрии. Игра начинается с ввода в МК целого положительного числа (целесообразно от 50 до 100). Далее каждый из игроков поочередно вычитает из него целое положительное однозначное число. При этом проигрывает тот, после хода которого на индикаторе МК появляется ноль или отрицательное число.
У МК цифровые клавиши от 1 до 9 обычно сгруппированы в три ряда по три клавиши. Если один из игроков выбирает какую-нибудь клавишу, например, 4, то соперник может выбрать только ту клавишу, которая находится с ней в непосредственном соседстве, то есть 1, 2, 5, 8, 7. Если выбрана клавиша 5, то соперник может выбрать любую клавишу, кроме этой. Клавиша 0 в игре не участвует. 
Игра, особенно в конце, требует от игроков большого внимания и комбинационных способностей.

<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz