каморка папыВлада
журнал Изобретатель и рационализатор 1974-08 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 19.06.2019, 20:09

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

девятой пятилетке

ДВИГАТЕЛЬ БЕЗ ТРЕНИЯ

ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, В КОТОРОМ ТРЕНИЕ ПОРШНЯ О ЦИЛИНДР ПОЧТИ ИСКЛЮЧЕНО, РАЗРАБОТАН ВОРОНЕЖСКИМИ ИЗОБРЕТАТЕЛЯМИ Г. Г. ГУСЬКОВЫМ И Н. Н. УЛЫБИНЫМ (а. с. № 323562). ТРАДИЦИОННЫЙ ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАМЕНЕН ОДНИМ ИЗ МЕХАНИЗМОВ П. Л. ЧЕБЫШЕВА ЧТО СДЕЛАЛО ДВИГАТЕЛЬ В 1,5 РАЗА ЭКОНОМИЧНЕЕ ОБЫЧНЫХ. ОН ДОПУСКАЕТ УВЕЛИЧЕНИЕ ОБОРОТОВ ДО ДЕСЯТИ-ДВАДЦАТИ ТЫСЯЧ В МИНУТУ, ЧТО В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ПОЗВОЛИТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ, СВЕСТИ К МИНИМУМУ СМАЗКУ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И ДЫМЛЕНИЕ.

С того самого дня, когда был изобретен двигатель внутреннего сгорания и до нашего времени конструкторы вынуждены мириться с трением о стенки цилиндра. Как ни шлифуют поршни и цилиндры, а половина всех потерь на трение — здесь. Главным образом трение виновато в злополучном загибе характеристики двигателя внутреннего сгорания — снижении мощности на высоких оборотах.
А вот воронежский изобретатель Геннадий Гуськов решил не мириться с этим трением. Он вообще не любит пасовать перед препятствиями, которые ставит перед ним жизнь. Читатели ИРа, наверное, знакомы с Гуськовым. В № 7, 1969 г. был о нем очерк, да и сам он постоянный автор журнала. Могучая сила воли, целеустремленность, энергия позволяют ему побеждать тяжелую болезнь, еще в детстве поразившую его. И сегодня удивляешься, да и завидуешь его необычайной жизнерадостности, темпераменту и эрудированности. Именно эти качества помогают ему находить порой самые неожиданные, оригинальные и изящные решения труднейших технических проблем. В этом способствует ему друг и соавтор Н. Улыбин. Так и в данном случае Гуськов и Улыбин не пошли проторенными дорожками в поисках, как бы хоть на чуть-чуть уменьшить трение в шатуннопоршневой группе. Они решили избавиться от трения почти полностью. И в этом помогло им детальное знакомство с работами П. Л. Чебышева.
«Гениальные идеи, рассеянные в трудах П. Л. Чебышева, без сомнения, не только не исчерпаны во всех своих выводах, но могут принести надлежащие плоды лишь в будущем, и тогда только явится возможность получить правильное представление о великом значении ученого»,— писал известный русский математик А. М. Ляпунов о создателе теории механизмов. И действительно, наследие великого ученого-инженера продолжает дарить нам неожиданно красивые решения. Подтверждение тому и двигатель Т. Г. Гуськова и Н. Н. Улыбина, созданный на основе приближенно-прямолинейно-направляющего механизма П. Л. Чебышева.
Двигатель более чем прост. Кривошип (сразу подчеркну, что его радиус втрое меньше обычного) взаимодействует с главным шатуном, к которому присоединены дополнительный шатун и шток с поршнями. Специальная форма шатуна и главным образом наличие дополнительного шатуна обеспечивает отсутствие прижимающих сил на поршнях, благодаря особенностям механизма Чебышева, обеспечивающего практически прямолинейное перемещение точки закрепления поршня. В обычных ДВС сила давления расширяющихся газов на поршень раскладывается на «полезную» составляющую, действующую вдоль шатуна и обеспечивающую крутящий момент на коленчатом валу, и «вредную», направленную перпендикулярно оси цилиндра и прижимающую поршень к его стенке. А в двигателе Гуськова и Улыбина прижимающая сила воспринимается дополнительным шатуном и передается на картер. При этом потери на трение в дополнительном шатуне ничтожны (5—6%) по сравнению с обычными потерями от прижимающих сил, достигающими 40%. Громадный чистый выигрыш как раз и допускает увеличение оборотов до одного-двух десятков тысяч в минуту.
По мнению авторов, отсутствие главного источника потерь на трение позволит резко форсировать двигатель по оборотам и при этом в 2—3 раза увеличить моторесурс, в 1,5 раза экономичность, в 10—20 раз снизить дымление и, кроме того, упростить конструкцию. Можно заподозрить авторов в недостаточно критическом подходе к своему детищу, тем более, что при первом знакомстве с проектом настораживают слова «приближенно прямолинейный». Последнее отпадает сразу даже после беглого знакомства с трудами Чебышева. Осторожные термины говорят лишь о щепетильности ученого в оценке своих результатов. Дополнительный шатун обеспечивает практически прямолинейную траекторию точки «А». Отклонение от прямой для конкретной конструкции двигателя гораздо меньше общепринятых зазоров в паре поршень-цилиндр.
Высокооборотность двигателя позволяет авторам сделать, казалось бы, весьма рискованный шаг: отказаться от старых добрых поршневых колец и перейти на лабиринтное уплотнение. Действительно, никто не возьмется запускать обычный двигатель при отсутствии колец — не будет компрессии. Но если каким-то образом удалить кольца у работающего на высоких оборотах двигателя, он этого практически и не почувствует, так как при высокой скорости движения поршня газы просто не будут успевать «проскакивать» в образовавшийся зазор (радиальный зазор между поршнем и цилиндром 0,02-:-0,1 мм). Такие случаи наблюдались на соревнованиях мотогонщиков: кольца рассыпались и вылетали в выхлопное окно, а двигатель продолжал крутиться как ни в чем не бывало. Правда, завести его кик-стартером (рычагом для запуска двигателей ногой) было невозможно, но «с ходу» — пожалуйста! Любые мотодвигатели неплохо работают всего с одним кольцом, а самые маленькие и высокооборотные из них — вообще без колец (например, «Хонда» — 21 тыс. об/мин. или авиамодельные — 8—15 тыс. об/мин). Поэтому при специальной конструкции поршня и системы пуска (повышение пусковых оборотов или «ударный» пуск) ничего кощунственного в таком решении нет.
Лабиринтное уплотнение наилучшим образом работает при отсутствии масла. Это своеобразно учтено авторами. Смазка либо будет отсутствовать вообще, либо будет минимальной, а возможные задиры предполагается предотвратить прографичиванием направляющих поясков поршней. Отсутствие масла в камере сгорания приведет к снижению дымления. И если в обычных двигателях по мере износа цилиндрово-поршневой группы дымление возрастает, в двигателе Гуськова и Улыбина оно всегда останется примерно на одном, невысоком уровне. Стоит ли говорить, что в настоящее время этот частный факт весьма немаловажен.
И, наконец, еще одна интереснейшая особенность двигателя, реализовать которую позволит механизм Чебышева. Это компрессионное зажигание (двигатель карбюраторный).
С ростом оборотов зажигание одноэлектродной свечой часто не обеспечивает нужного качества сгорания смеси. Две свечи, многоэлектродные свечи, электронное или форкамерно-факельное зажигание приводят к более приемлемым результатам. А компрессионное зажигание как бы соединяет в себе достоинства всех этих способов. Сильно обедненная смесь и высокая (около 30) степень сжатия обеспечивают температуру в конце такта сжатия, достаточную для быстрого самовоспламенения смеси во всем объеме, чем гарантируется полное сгорание смеси и повышенная экономичность работы двигателя. Применение компрессионного зажигания предполагает переменную степень сжатия: по мере разогрева камеры сгорания воспламенение начинается раньше, чем это нужно, и для компенсации требуется уменьшение степени сжатия. Немало изобретательских начинаний потерпело крах на этом пути: всяческие «эластичные» элементы, предназначенные для автоматического уменьшения степени сжатия по мере разогрева двигателя (обеспечивающие перемещение головки цилиндра или поршня относительно поршневого пальца), не выдержали температуры и нагрузок от «жесткого» сгорания (дизельной детонации). И только в компрессионных моторчиках авиамоделей этот принцип успешно и широко используется, но там регулировка степени сжатия проводится самим моделистом сразу после пуска мотора.
Расчеты авторов показали, что механизм Чебышева по своей природе обладает великолепной податливостью, позволяющей не вводить в конструкцию никаких «эластичных» элементов и вместе с тем получить вполне достаточную псевдопеременную степень сжатия. Благодаря взаимному расположению деталей механизма двигатель автоматически приспособится к переменным условиям работы.
Полнота сгорания, обеспечиваемая компрессионным зажиганием, а также отсутствие смазки цилиндра, приведет к резкому снижению концентрации вредных веществ в выхлопных газах.
Наконец, простота. В двигателе нет сложных деталей, нигде не требуется сверхвысокая точность изготовления и в целом требования по точности могут быть даже снижены. Большинство деталей технологично и не требует специального оборудования. Так, например, в проекте двигателя все подвижные соединения выполнены на подшипниках качения. Поршни цилиндрические, а не эллипсной формы, как в обычных конструкциях. Радиус кривошипа двигателя равен всего одной трети хода поршня, что позволяет заменить привычный коленчатый вал простым эксцентриком и упрощает тем самым технологию производства. Немаловажным преимуществом надо считать и отсутствие системы зажигания, в которой при компрессионном зажигании нет необходимости. Так что по сравнению с обычным двигателем внутреннего сгорания двигатель Гуськова и Улыбина должен быть проще и в производстве и в эксплуатации.
Разумеется, как и в любой новой машине, и преимущества и недостатки выявляются лишь в процессе испытания опытных образцов. А испытания не за горами. Двигатель заинтересовал специалистов и за его разработку взялся Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт, (НАМИ).
К. ЧИРИКОВ, инженер

Схема двигателя Гуськова и Улыбина.
1 — кривошип, 2 — главный шатун, 3 — дополнительный шатун, 4 — шток, 5 — поршни.


ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ

КЛЕЙ ПРОТИВ ОБРАСТАНИЯ И РЖАВЧИНЫ

Образцы бетона лежат в воде уже более года, однако под защитную пленку вода не прошла.

Фильтры, обработанные новым покрытием и установленные в Каховском море, вот уже 8 лет работают безотказно, не зарастают водорослями.

Краткость сообщения нашего корреспондента об этом сенсационном изобретении, которое наверняка не обойдет своим вниманием большая и малая индустрия, особенно в эти дни, когда идет всесоюзный смотр бережливости, мы компенсируем размерами фотографии. Вы видите авторов нового антикоррозионного бактерицидного покрытия: техника Нину Завирюху, зав. лабораторией защитных покрытий, к. т. н. Всеволода Порфирьевича Батюка и ст. научного сотрудника, к. т. н. Нину Константиновну Василенко.
Символический тост за победу над ржавчиной и разъединяющими бактериями. В стаканах основные компоненты изобретенного ими покрытия: раствор полихлорвинила ПСХ-С5 в кубовых остатках метиленхлорида, кремний полимер КО-08 и маслорастворимый катапим.

Претензий к новому киевскому клею ни гидрологи, ни гигиенисты предъявить не могли. Так же, как и Госкомитет по делам изобретений и открытий, выдавший В. П. Батюку и сотрудникам возглавляемой им лаборатории Н. К. Василенко и Д. И. Соляник авторское свидетельство № 343672.
8 лет назад неким составом покрыли один из эрлифтов, заглубленных у Каховского моря. Было обмазано 31 тыс. кв. м. Три года назад им же покрасили дюкер (металлическую трубу диаметром 2,8м), через который подается вода для Феодосийского водохранилища. Кроме того, покрыли трубы градирен ТЭЦ Черкасского и Ровненского химкомбинатов. Были также установлены металлические шесты рядом с причалом у Никополя, предварительно покрытые этим составом на предмет проверки его боеспособности против ракушек и моллюсков.
И вот результаты, Эрлифт у Каховского моря все 8 лет работает безотказно и не нуждается в ремонте. Если раньше трубы забивались остатками водорослей, то теперь их ни на трубах ни в радиусе нескольких метров в помине нет. Ежегодный экономический эффект от применения нового состава в эрлифтах составляет 5 тысяч рублей. Уже сэкономлено 40 тыс. рублей.
В превосходном состоянии находятся и феодосийский дюкер и трубы градирен Черкасского и Ровненского химкомбинатов.
Чудодейственным клеем промазали трещины в бетонной облицовке каналов. Уже через 15 минут трещины затянулись полимерными пленками, которые, как показала проверка, оказались чрезвычайно прочными и надежными, не говоря уже об их антибиологических способностях. Это навело на мысль применить клей для покрытия железобетонных труб.
И что же? Резко возросла их стойкость к давлению. Если обычная железобетонная труба, находясь в воде, выдерживает давление в 1,5—2,0 атм., а при давлении 3—4 атм. лопается, то покрытая клеем выдерживает 8—10 атм. Неплохие перспективы в замене дорогостоящих металлических труб оросительных систем железобетонными!
А вот итоги осмотра металлических реек в Никополе. Их подводные части были совершенно чистыми. Ни одна ракушка и ни один моллюск не проявил к этим шестам ни малейшего интереса. Кроме того, рейки не были тронуты ржавчиной.
Состав нового антикоррозийного и противобактериального покрытия защищен авторским свидетельством № 343672 и разработан в Украинском НИИ гидротехники и мелиорации лабораторией, возглавляемой к.б.н. В. П. Батюком.
Новый клей может заменить нитро- и масляные краски, дав громадную экономию.
Многие предметы на улицах, на вокзалах покрыты бронзовой краской. Уже через год бронза темнеет и ее нужно подкрашивать. Покрытая клеем, она сохранила бы свежий вид на многие годы.
На экспериментальном участке шоссе Киев—Борисполь дорожные знаки на шоссе, покрытые титановыми белилами, были покрыты новым клеем. Шоссе эксплуатируется с тех пор уже полгода и линии находятся в прекрасном состоянии.
Какова же стоимость этого клея? Для сравнения укажем, что 1 килограмм эпоксидной смолы стоит 5 руб., полиэфирной — 3 руб., а предлагаемого клея 7 коп. Расходы клея — 300 г на 1 кв. м подводной части сооружений. Значит, покраска 1 кв. м обойдется в 2 копейки. Это немного, если учесть, что сооружению 6—8 лет гарантируется спокойная жизнь от биопомех и коррозий. (А если металл предварительно прогрунтовать, то срок его службы возрастет до 25—30 лет.)
Не нужно организовывать особого, специального производства, так как все три компонента этого клея сами по себе являются конечными продуктами различных химических процессов. Просто надо эти компоненты соединить на каком-либо хлорном предприятии. Ведь продукты хлорирования составляют 92,5% клея. Так что, если на такое предприятие доставлять гранулы смолы и нужные натриевые соединения, то останется их смешивать в какой-то емкости. И все. Затраты ничтожны.
Г. ЧЕРНИХОВСКИЙ, наш спец. корр.
г. Киев

Быстрорастворимый сахар, смоченный новым покрытием, становится совершенно нерастворимым. Контрольный кусочек уже давно распался на кристаллы.


МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР «О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НЕЧЕРНОЗЕМНОЙ ЗОНЫ РСФСР» ПОСТАВЛЕНА ЗАДАЧА УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ОДНОМ ИЗ КРУПНЕЙШИХ РАЙОНОВ СТРАНЫ. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ЦК КПСС Л. И. БРЕЖНЕВ, ВЫСТУПАЯ НА XVII СЪЕЗДЕ ВЛКСМ, ГОВОРИЛ: «АКТИВНАЯ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЭТОЙ ЗОНЫ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОДНИМАЕТ ЕЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ, ПОЗВОЛИТ ПО СУЩЕСТВУ ОСВОИТЬ НОВУЮ ЦЕЛИНУ». НА ТЕРРИТОРИИ НЕЧЕРНОЗЕМНОЙ ЗОНЫ ПРОЖИВАЕТ 44 ПРОЦЕНТА НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. НЕЧЕРНОЗЕМНАЯ ЗОНА РСФСР - ЭТО 52 МЛН. ГЕКТАРОВ УГОДИЙ; ИЗ НИХ 32 МЛН. ГЕКТАРОВ ПАШНИ. ЕСТЬ ГДЕ ПРИЛОЖИТЬ СВОИ СИЛЫ НОВАТОРАМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. МНОГОЕ УЖЕ НАЙДЕНО, СДЕЛАНО, ВНЕДРЕНО. ЗА ОДИН ТОЛЬКО 1972 ГОД УСИЛИЯМИ НОВАТОРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ВНЕДРЕНО 121 700 РАЦПРЕДЛОЖЕНИЙ и 120 ИЗОБРЕТЕНИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПРЕВЫСИЛ 120 МЛН. РУБЛЕЙ. ПОЧТИ ВСЕ НОВИНКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ ПРОХОДЯТ ЧЕРЕЗ ПАВИЛЬОН ВДНХ «МЕХАНИЗАЦИЯ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА».

"ЗАВОДНОЕ КОЛЕСО"

ВОЛГОГРАДСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАЗРАБОТАЛ ЭЛАСТИЧНЫЙ ПРИВОД ВЕДУЩИХ КОЛЕС ТРАКТОРОВ.

Для чего это сделано? Чтобы снизить динамические нагрузки на узлы трансмиссии и двигатель, повысить плавность хода, уменьшить колебания поступательной скорости трактора, улучшить режим переключения передач, повысить надежность и долговечность узлов и деталей трактора.
Вы уже не сомневаетесь, что не зря старались. Сейчас на всех колесных тракторах колеса соединяются с ведущими полуосями жестко, шпонками или шлицами. В новой конструкции ведущие колеса установлены не жестко на осях, как обычно, а свободно, на подшипниках, то есть могут вращаться относительно оси. Движение же передается на них следующим образом: ось снаружи соединена перекладиной с двумя дополнительными роликами, их-то ось и вращает. Движение колесу передается тем, что эти меленькие ролики наезжают на рессоры, жестко скрепленные с ведущим колесом.
В момент трогания (или наезда на препятствие) колесо как бы «заводится» — рессоры прогибаются и сглаживают резкие перепады нагрузки. Чтобы не подвергать рессоры чрезмерным нагрузкам, к диску колеса крепится упор, ограничивающий угол поворота ведущей оси относительно колеса 75—85 градусами. Такой привод колес значительно сглаживает ход машины.
Тракторы МТЗ-50, Т4ОА, Т28х4 с эластичным приводом колес успешно прошли испытания на пахоте, культивации, транспорте и других работах, в учебном хозяйстве Волгоградского СХИ «Горная поляна», в совхозах «Приморский» и «Рудянский» Волгоградской области. Установлено, что эластичный привод колес уменьшает расчетные нагрузки на детали трансмиссии в 2—2,5 раза, буксование муфты сцепления в 1,5—4 раза, время разгона трактора на 15—20% и буксование движителей на 13—15%. Уменьшение буксования позволяет повысить производительность тракторного агрегата на 10—20% и снизить расход горючего на 10—13%. Кроме того, значительно улучшаются условия труда тракториста.
Следует добавить, что силами сельских механизаторов можно при необходимости оборудовать эластичным приводом целый ряд машин. Действительно, все детали устройства широко распространены. В любом хозяйстве найдутся и рессоры, и ролики. Ограничители легко наварить электросваркой. Главное же — оригинальность изобретательской мысли и простота найденного решения: энергия, поступающая с ведущего вала, больше не вызывает опасных деформаций, а накапливается в форме энергии упругой деформации, чтобы затем придать дополнительный импульс движущемуся агрегату. Можно предположить, что этот принцип найдет применение во многих узлах, жесткость которых доставляет заботы механизаторам.
Применение же плоских рессор для смягчения передачи вращательного движения — практически важная находка.
В ближайшем будущем эластичный привод придет на смену жесткому.

Колесо трактора с эластичным приводом. Видны рессоры, в которые упираются кронштейны с роликами, чем и осуществляется «завод» колеса.


девятой пятилетке

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РАЗРАБОТАЛ СМЕННЫЙ ВИНТОВОЙ КОРПУС К ПЛУГУ.

Он оборачивает пласт на 180°, не кроша его и оставляя за собой ровную поверхность пахоты, причем делает это, как показали испытания, лучше винтовых корпусов известных зарубежных фирм «Фергюсон», «Оверум-Брук» и «Фискарс».
Винтовой корпус предназначен для вспашки лугов, целины, посевов многолетних трав. Он легко устанавливается на любой серийный плуг и побивает своих соперников по всем показателям.
Как известно, малопродуктивные луга перепахивают в целях «омоложения». Если «омолаживают» винтовыми корпусами, то урожай сена снимают в 1,5— 2 раза выше, чем при вспашке обычными корпусами. Особенно высокий эффект от винтового корпуса при вспашке почвы под лен; лен любит точную заделку семян при посеве, а следовательно, почва должна быть обработана высококачественно. Винтовой корпус оставляет за собой борозду, что и требуется. При той же урожайности качество льна по этой причине повышается на один-два номера. Добавим, что производительность 5-корпусного винтового плуга при скорости 7 км/час составляет 1,2 га/час. Это большая производительность. Экономический эффект легко подсчитать, если учесть, что в девятой пятилетке намечено произвести омоложение лугов на площади в 9 млн. га, под посевами льна уже занята площадь 1,57 млн. га, а применение винтового плуга дает дополнительный доход в 50—100 рублей с гектара.

Пашет винт. Ровно ложатся перевернутые пласты земли.

Так выглядит комбинированный плуг с отвально-роликовыми рабочими органами. Частота вращения ротора 270—280 об/мин.


плуг он же борона

КАЗАНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАЗРАБОТАЛ И ИСПЫТАЛ КОМБИНИРОВАННЫЙ ПЛУГ С ОТВАЛЬНО-РОЛИКОВЫМИ РАБОЧИМИ ОРГАНАМИ

Чем меньше почву давят и рыхлят, тем она лучше. Надо, чтобы машины как можно реже ходили по полю. Поэтому все шире входят в практику комбинированные рабочие органы, совершающие за один проход машины не одну, а несколько типов обработки. Корпус казанского плуга-двухстаночника (рис. 2) состоит из стандартной стойки, лемеха, а крыло укороченного отвала заменено ротационным рабочим органом с рыхлящими лучами во все стороны. Они крошат пласт, движущийся по отвалу плуга, и перемешивают почву.
Поле, вспаханное таким плугом, не нуждается в последующем дисковании и бороновании, плуг все это уже сделал, сократив сроки подготовки к посеву. Специалисты особо отмечают такую тонкость: почвенный пласт разрушается в результате деформации разрыва, значительно менее энергоемкой, чем другие виды деформаций. Поэтому тяговое сопротивление плуга-бороны снижается на 20—30%.
Плужные корпуса устанавливаются на раму серийного плуга. Роторы приводятся во вращение от вала отбора мощности трактора через конические редукторы. Конечно, конструкция плуга усложняется, но выгоды значительны: экономический эффект составляет 276 рублей в год на один плуг.


подземный пропеллер против солонцов

ВОЛГОГРАДСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СОЗДАЛ МАШИНУ, ПРЕВРАЩАЮЩУЮ СОЛОНЦЫ В ПЛОДОРОДНУЮ ПОЧВУ ЗА ОДИН ТОЛЬКО ГОД.

В южных степных районах часто почвы содержат поглощенный натрий. Они занимают площадь более 30 млн. га. В сушь солонцы твердеют как камень, в дождь становятся липкими.
Солонцовые почвы пашут глубоко, трехъярусным плугом, вносят гипс и органические удобрения. Результат всех этих недюжинных усилий виден только через 3—5 лет.
Однако установлено, что в подсолонцовом горизонте содержится много кальция в виде углекислой извести. Она залегает на глубине 20—30 см и в виде сернокислого кальция на глубине 30—50 см. Если этот кальций использовать, то можно полностью исключить такую дорогостоящую операцию, как внесение гипса.
Нужно перемешать подпочвенные слои, не затрагивая поверхностного слоя,— к такому выводу пришел впервые Терентий Мальцев, известный колхозный ученый. Но чем?
Волгоградский сельскохозяйственный институт сконструировал машину с роторными рабочими органами погружного типа. Они тщательно рыхлят и перемешивают солонцовый и подсолонцовый слои, не выворачивая пласт на поверхность.
Машина состоит из рамы с опорными колесами и ножевидных стоек. В нижней части стоек горизонтально установлены рыхлители-пропеллеры, приводимые во вращение от вала отбора мощности трактора. Ножи ротора расположены по винтовой линии — это обеспечивает хорошее перемешивание разрыхленного грунта.
Машина хорошо выдержала испытания. Новый способ обработки солонцов обещает при достаточном количестве влаги процесс отмелиорации солонцов и их превращения в плодородные почвы завершить в один год.
Изобретение волгоградцев вскрывает колоссальный резерв. Шутка ли, земля, на которой могли произрастать лишь черная полынь или колосняк, в кратчайший срок вовлекается в сельскохозяйственное производство. Сам факт появления этого изобретения четко доказывает важность правильного теоретического анализа вопросов агротехники.

Машина для самомелиорации солонцовых почв.

Схема роторного орудия: 1 — рама машины; 2 — установочные колеса, регулирующие глубину погружения рабочего органа; 3 — ножевой корпус с передачей от вала отбора мощности; 4 — вал рабочего органа; 5 — ножи для рыхления и перемешивания солонцового «В» и подсолонцового «С» слоя; поверхностный слой «А» в смешении не участвует.


девятой пятилетке

воздух пашет, воздух удобряет

СОТРУДНИКИ КУРГАНСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИНСТИТУТА к. т. н. Ю. В. ПОЗНЯКОВ, ИНЖЕНЕРЫ А. С. АРХИПОВ И А. С. ГУАШКАРОВ ПРЕДЛОЖИЛИ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЙ СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ СТРУЕЙ СЖАТОГО ВОЗДУХА.

Для аэрации почвы и равномерного насыщения ее минеральными удобрениями вместо культиваторных лап соорудили «шприцы» для внутрипочвенных инъекций. Вспрыскивают воздушно-капельную смесь. Капельки содержат раствор минеральных удобрений. Смесь внедряется в почву и под давлением распространяется в ней на 30—40 см в стороны от иглы. Сжатый воздух вспучивает почву, насыщает ее воздухом и питательными веществами. После такой обработки не требуется проводить вспашку, которая разрушает структуру почвы, оборачивает пласт и нарушает его биологический состав. Это исключительно важно. Поверхностные бактерии (аэробные), попадая вниз, гибнут от недостатка воздуха, гибнут и глубинные бактерии (анаэробные), вывернутые вместе с пластом земли наружу. Сохранение биологического состава почвы ведет к постоянному наращиванию плодородия. Кроме того, почва меньше подвергается механическому разрушению, чем при вспашке, а это предохраняет ее от эрозии. Производительность новой машины в 2—2,5 раза выше чем у плуга, и менее энергоемка.
Машина состоит из рамы культиватора КРН-4,2 на которой установлен компрессор производительностью 3 м3/час и бак с раствором минеральных удобрений. Воздух от компрессора через рессивер идет по шлангам к пневматическому распылителю жидкости, устроенному по принципу сопла реактивного двигателя. В расширяющуюся часть сопла под действием эжекции засасывается раствор минеральных удобрений. Встречаясь с воздушным потоком, скорость которого превышает скорость звука, раствор удобрений дробится под действием ударной волны на мельчайшие капельки (30—50 мкм) и в виде холодного аэрозоля внедряется в почву.
Машина хороша и для подкормки посевов различных культур, эффективность ее и на этой работе много выше, чем у применяющихся подкормщиков, потому что распыленные удобрения направляются прямо к корневой системе растений.
На полях различных хозяйств Курганской области, где в течение шести лет проводятся испытания, почва не пашется 5 лет, а урожайность зерновых культур с каждым годом растет и уже на 15—18,2% выше урожайности тех полей, где обработка и подкормка проводятся по действующей технологии. Экономическая эффективность составляет 7,3 рубля с одного гектара.

Игла для внутрипочвенной инъекции:
1 — полая игла; 2 — выпускные отверстия; 3 — утолщение; 4 — стойка; 5 — подпрессовывающие матки; 6 — канал для подведения газовой смеси; 7 — нож.

Машина для аэрации и удобрения почвы струями сжатого воздуха.


хромирование в ультразвуковом поле

В КУБАНСКОМ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ к. т. н. В. Н. НУЛЬГА И ИНЖЕНЕР В. И. ТЮХАНОВ РАЗРАБОТАЛИ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРООСАЖДЕНИЯ МЕТАЛЛОВ В УЛЬТРАЗВУКОВОМ ПОЛЕ.

Устройство ускоряет процесс и улучшает свойства покрытия. Повышается износостойкость, долговечность, надежность и коррозийная стойкость деталей.
Ультразвуковое поле создается при помощи преобразователя 1, вмонтированного в корпус ванны 3. Колебания излучаются через определенные промежутки времени. Ванну изготавливают из малоуглеродистой стали и ее внутреннюю поверхность хромируют. Для охлаждения или прогревания электролита пропускается вода.
Установка и технологический процесс внедрены в 1972 г. на Холмском автотранспортном предприятии краснодарского треста «Сельхозтранс» и в 1973 г. в ремонтном цехе фабрики пианино «Кубань» г. Краснодаре.
В. КОВЗАН,
инженер, старший экскурсовод павильона «Механизация и электрификация» ВДНХ

Устройство для электроосаждения металла в ультразвуковом поле:
1 — преобразователь, создающий ультразвуковое поле; 2 — рубашка, в которой циркулирует охлаждающая или подогревающая электролит вода; 3 — корпус ванны.


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

Простой способ приготовления бетона (а. с. № 237664) поможет увеличить прочность и подвижность смеси при неизменном составе, экономить цемент, повысить морозостойкость. Вода, на которой бетон замешивается, предварительно пропускается через магнитное поле. Б. НЕЙМАН, Москва, Г-517, Нежинская, 19, корп. 2, кв. 174.

ПРЕДЛОЖИТЕ СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ ТРУБ, которые мы хотели бы использовать для водопровода. М. ШЕВЧЕНКО, председатель колхоза «Комсомол», 255411, Киевская обл., с. Красне-2, тел. 3-42-19.

СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ (а. с. № 111547), изобретенный мною, отличается от обычной металлизации тем, что здесь не расплавленный металл набрызгивают на холодную деталь, а холодный металлический порошок на нагретую до 1000° заготовку. При этом можно наращивать слой металла от долей миллиметра до 5—10 мм. Нагревать можно не всю деталь, а только обрабатываемую поверхность, для чего есть индукторы множества конструкций. Для напыления сгодятся обычные пескоструйные аппараты.
Способ в 3—4 раза производительней обычной металлизации. Я. М. КОНОНОВ, г. Донецк, 16, ул. Кирова, 36, кв. 3.

Очистку канализационного трубопровода и дренажа облегчит УСТРОЙСТВО, ВКЛЮЧАЮЩЕЕ РЫХЛИТЕЛИ И ПРОВОЛОЧНЫЙ ЕРШ. Срезает корни, разрыхляет и очищает отложения в трубопроводе. Может быть использовано и как ручной инструмент, и в комплекте с очистными агрегатами. Конструкция по силам мастерской. Запросы на техническую документацию направить по адресу: Литовская ССР, г. Каунас, ул. 25-летия. 54, кв. 20, Ст. ЯКЕЛАЙТИС.

Разработан СТАНОК ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ СТАЛЬНЫХ БОЧЕК В ЛИСТ.
Заинтересованным организациям вышлю описание и чертежи. В. П. ЛИСЮТИН, инженер, 452951, Баш. АССР, пос. Николо-Березовка, ул. Нефтяников, 12, кв. 1.

ИЗГОТОВИЛ НАСТЕННЫЙ ШКАФ-ФОНОТЕКУ.
Передняя, откидывающаяся вниз дверца — наклонная, замыкается магнитной защелкой. На нижней и верхних стенках укреплены накладки с поперечными желобками для грампластинок (глубина 4, ширина 3 мм). На передней кромке нижней пластины, под каждым желобком, выгравирован или надписан порядковый номер. Номера перечисляются в каталоге, который помещается на обратной стороне дверцы так, чтобы при откидывании ее вниз все данные были перед глазами. Н. В. ШРЕЙБЕР, г. Хабаровск, ул. Шеронова, 95, кв. 29.

Малогабаритный софит - мечта фотографа.
Отражатели его, изготовленные из дюралевой трубы длиной 150 мм, диаметром 50 мм, можно складывать так, что получится футляр, защищающий лампы. Может применяться для съемки в производственных помещениях и квартирах. Источник света — 2 лампы мощностью по 500 ватт. Проверен в практической работе. Большая мощность ламп позволяет фотографировать в отраженном свете и получать негативы высокого качества. Вес софита и штатива около 450 г, в разобранном виде помещается в кармане пальто.
Ю. А. ДУЧЕНКО, фотограф, г. Пенза-23, Пограничная, 46, кв. 1, тел. 395-13.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz