каморка папыВлада
журнал Изобретатель и рационализатор 1974-08 текст-1
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.06.2019, 02:17

скачать журнал

страница следующая ->

ИР'74/8
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР

Журнал публикует творческие решения актуальных задач технического прогресса


СОРЕВНОВАНИЕ
Показатели изобретательской деятельности могут быть снижены под влиянием властной концепции «большого конвейера». (стр. 5).

ВНОВЬ И ВНОВЬ БУДУТ ОБРАЩАТЬСЯ ПОТОМКИ К НАСЛЕДИЮ ВЕЛИКИХ КОНСТРУКТОРОВ, В КОТОРЫХ ПОРАЗИТЕЛЬНО СОВМЕЩАЛСЯ ИНЖЕНЕРНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ГЕНИЙ С ОРГАНИЗАТОРСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ.

Статья „Тайны конструкторского ясновидения" дает некоторые дополнительные штрихи к инженерно-психологическому портрету генерального авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. На обложке вы видите А. Н. Туполева рядом с генеральным авиаконструктором Сергеем Владимировичем Ильюшиным на выставке авиационной техники.


блиц

МИКРОИНФОРМАЦИЯ

МИ 0801
Приспособление, разработанное на Дмитровском заводе фрезерных станков, СНИМАЕТ ЗАУСЕНЦЫ С МЕЛКОГАБАРИТНЫХ ДЕТАЛЕЙ типа шпонок, пластин, втулок, зубчатых колес и притупляет острые кромки на них. В барабан с абразивным материалом засыпают детали, требующие обработки, а выгружают готовые. Производительность труда по сравнению с ручной обработкой повышается в 10—12 раз. Годовая экономия от внедрения приспособления — 3000 рублей. Размеры невелики: 700x375x800 мм, так что может быть установлено на рабочем месте.

МИ 0802
ВЫБИВАТЬ СВЕРЛА ИЗ ВСТАВОК на сверлильных станках лучше СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРИСПОСОБЛЕНИЕМ, используемым на вильнюсском станкостроительном заводе «Жальгирис». Безопаснее, удобнее, и сверла и станок послужат дольше.

МИ 0803
С помощью приспособления, разработанного на Витебском станкостроительном заводе им. Кирова, можно ТОЧНО И БЫСТРО ТАРИРОВАТЬ ПРУЖИНЫ СЖАТИЯ длиной до 200 мм и усилием до 500 кгс. Нагрузка изменяется с помощью винтов грубой и тонкой подачи через динамометр сжатия. Длина пружины отсчитывается по линейке, закрепленной на приборе.

МИ 0804
Инженерная секция школьников при центральной заводской лаборатории московского опытно-экспериментального школьного завода «Чайка» разработала ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗАМОК. Ключ к нему похож на обычный, но похитрей: это катушка индуктивности, без подключения которой к электронной схеме замок нельзя открыть. Открыть электронный замок сможет любой первоклассник: ключ, если он от этого замка, нужно воткнуть в гнездо как штепсельную вилку в розетку. Устройство питается постоянным током напряжением 15 вольт. Исполнительный механизм, микродвигатель ПЭМ—1 завода «Чайка».

МИ 0805
При исследовании медленно протекающих процессов удобно работать на СТЕНДЕ ДЛЯ ПОКАДРОВОЙ КИНОСЪЕМКИ. Рост растений и кристаллов, коррозия металлов и т. д. автоматически снимаются камерой «Ад-мира-16», заряжаемой 16-миллиметровой пленкой длиной 30 метров. Интервалы времени между включениями, освещение снимаемого объекта перед съемкой, включение камеры и поворот всех ее механизмов для следующего кадра идут автоматически, круглосуточно, без помощи оператора. Стенд питается от сети 200 В переменного тока. Изготовитель — Литовская зональная машиноиспытательная станция «Союзсельхозтехники».

МИ 0806
РАСТОЧНЫЕ РЕЗЦЫ С РЕЖУЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ ИЗ СВЕРХТВЕРДОГО МАТЕРИАЛА ЭЛЬБОРА-Р выпускает Томилинский завод алмазного инструмента. При обработке деталей из закаленных сталей твердостью НРС 55—65, из серых, высокопрочных и легированных чугунов и некоторых сплавов экономится до 15 рублей на резец.

МИ 0807
Рационализатор гродненской обувной фабрики «Неман» Л. Н. Шпектова разработала ТЕХНОЛОГИЮ ПОШИВА МУЖСКИХ ПОЛУБОТИНОК ИЗ СПИЛКА ВЕЛЮРА, с подошвой из кожволокна. Обувь красива и долго носится. А дефицитной мягкой кожи идет на нее меньше. Новая технология дает экономию 5 тысяч рублей в год.

МИ 0808
Запоминает изображение и хранит его в инфракрасном, видимом, ультрафиолетовом свете и рентгеновских лучах ЭЛЕКТРОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЙ ЭКРАН, предложенный сотрудниками Государственного института прикладной химии.

МИ 0809
НИЗКОУГЛЕРОДИСТУЮ И НИЗКОЛЕГИРОВАННУЮ СТАЛЬ толщиной до 300 мм надежно РЕЖЕТ РЕЗАК «Ракета-2», разработанный ВНИИавтогенмашем и выпускаемый кироваканским заводом «Автогенмаш». Работает на природном или пропан-бутановом газе с кислородом. Для удобства перемещения резака и соблюдения постоянного расстояния между мундштуками и разрезаемым металлом служит опорная тележка с двумя роликами. Для резки по окружности применяется циркуль, прикрепляемый к тележке.

МИ 0810
РЕЗЦОВАЯ ДЕРЖАВКА, разработанная на укмергском заводе «Венибе», помогает ОДНОВРЕМЕННО ПРОТАЧИВАТЬ ДВЕ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ КАНАВКИ РАЗЛИЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ. Конструкция державки такова, что исключается вибрация при работе. Применение державки на токарных станках вдвое уменьшает машинное время обработки деталей.

МИ 0811
УКРЫТИЕ КУЗОВА автомобиля ЗИЛ-555, изготовленное во ВНИИМСХе, защищает от потерь, атмосферных осадков перевозимые сыпучие материалы, увеличивает полезный объем кузова. Справки по адресу: 390035, г. Рязань, ул. Щорса, 38/11. Там же создана вместительная разборная тара для упаковки, перевозки и хранения пакетов различных листовых изделий. При собственном весе 10 кг ее грузоподъемность 1000 кг. Тара удобна для возврата.

МИ 0812
Если использовать ВИБРАЦИОННЫЕ НОЖНИЦЫ, внедренные на Волгоградском заводе нефтяного машиностроения им. Петрова, НА СВЕРЛИЛЬНОМ СТАНКЕ МОЖНО РЕЗАТЬ ЛИСТОВОЙ МАТЕРИАЛ ТОЛЩИНОЙ 0,1—2 мм. Вращательное движение шпинделя через хвостовик и кулачковую втулку преобразуется в возвратно-поступательное движение ножа. Кулачковая втулка возвращается в исходное положение под действием пружин, помещенных в нижней крышке виброножниц.

МИ 0813
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ МАЛОШУМЯЩАЯ ШЛИФОВАЛЬНАЯ МАШИНКА весом 4,8 кг с абразивными кругами диаметром 125 мм применяется для зачистки сварных швов, снятия заусенцев и для шлифовальных работ. Особенно выручает в труднодоступных местах. Разработчик — Сумский машиностроительный завод им. Фрунзе.

МИ 0814
ШАРОВЫЕ ТИСКИ, сконструированные на Волгоградском заводе нефтяного машиностроения им. Петрова, позволяют ОБРАБАТЫВАТЬ ДЕТАЛИ В РАЗЛИЧНЫХ ПЛОСКОСТЯХ БЕЗ ПЕРЕУСТАНОВКИ. С их помощью можно выполнять лекальную и граверную обработку деталей, сокращая вспомогательное время рабочего. Экономия 1360 рублей в год.

МИ 0815
ТОРЦОВУЮ ФРЕЗУ С МЕХАНИЧЕСКИМ КРЕПЛЕНИЕМ ТРЕХГРАННЫХ НЕПЕРЕТАЧИВАЕМЫХ ПЛАСТИНОК, разработанную на Мукачевском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова, восстановить можно в четыре-пять раз быстрее, чем обычную. Предназначена для обработки пазов и уступов с углом 90° на деталях из стали и других материалов при повышенных скоростях подач. Возможна обработка плоских поверхностей. Отдельные пластинки или весь их комплект можно заменить не снимая фрезу. Стойкость инструмента повышена в 1,5 — 2 раза. Машинное время обработки на 30—35%.

МИ 0816
Термометр ЦТ-300 ИЗМЕРЯЕТ БЫСТРОМЕНЯЮЩИЕСЯ ТЕМПЕРАТУРЫ, показывая данные в градусах Цельсия на цифровом табло. Работает в комплекте с малоинерционными термопарами или другими датчиками, имеющими на выходе милливольтный сигнал. Диапазон измерения 0—300° С. Мощность — 5 Вт, вес 5 кг, габариты — 250х100х 295 мм. Данные прибора можно вывести на цифропечатающую машину или вычислительную машину.

МИ 0817
Для упаковки, транспортировки и хранения фруктов и других товаров в условиях повышенной влажности применим ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ СКЛЕЕННЫЙ КАРТОН, изготовление которого освоено на Алексинской картонной фабрике. Опытные перевозки помидоров и огурцов в ящиках из водонепроницаемого картона на расстояние свыше 3 тыс. км подтвердили его эффективность. Себестоимость транспортировки и хранения 1 т продукции в картонной таре на 5 рублей меньше, чем в деревянных ящиках. Адрес для запросов: 252133, Киев, 133, ул. Кутузова, 18/7.

МИ 0820
КРЕСЛО, предлагаемое для кафе, столовых и ресторанов производственным объединением «Кооператор» (Эстония), ИЗГОТОВЛЯЕТСЯ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ: каркас сиденья, спинки, локотников и центральная опора — из стеклопластика, а настил — из губчатой резины или полиуретанового поропласта, покрытого мебельной тканью.

МИ 0821
Рационализаторы С. Бойко и И. Чалый из Полтавской области разработали ЭЛЕКТРОУСМИРИТЕЛЬ БЫКОВ-производителей. Механический захват, вводимый в ноздри животного, и генератор электрических импульсов, регулируемых в зависимости от степени его возбуждения — детали устройства, делающего послушным самого буйного быка.

МИ 0822
При ремонте автомобилей ГАЗ-51 поможет ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ВЫПРЕССОВКИ ШКВОРНЕЙ. Затраты времени на эту трудоемкую работу сокращаются на 20%. Приспособление используется на предприятиях всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника».

МИ 0823
Если ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ БЕТОНА в бетоносмеситель ДОБАВЛЯТЬ АЛЮМИНИЕВОЙ ПУДРЫ (80 граммов на один кубометр), то изделия выдерживают 40—70 циклов замораживания и размораживания — 300— 500. Лотки оросительных систем, изготовленных из бетона с алюминиевыми добавками, служат в 4— 5 раз дольше. За справками обращаться: г. Калуга, ул. Герцена, 16, ЦНТИ, тел. 7-48-46.

МИ 0824
В объединении «Пермлеспром» предложен способ безопилочного резания древесины (а. с. № 307896). ТРАДИЦИОННАЯ РАСПИЛОВКА ЗАМЕНЕНА УЛЬТРАЗВУКОВОЙ обработкой. Ферромагнитный инструмент пульсирует, поэтому сопротивление при внедрении в древесину невелико. Резание ведут на больших скоростях и под любым углом к волокнам древесины. (г. Пермь, 70, ул. Макаренко, 40, кв. 34. РЫБАЛКО И. Д.)

МИ 0825
На ВДНХ, в павильоне «Энергетическое строительство», демонстрируется МАШИНА «ВИ-68», созданная в тресте Гидроспецстрой Минэнерго СССР. Она НАБРЫЗГИВАЕТ БЕТОН НА СТЕНЫ И КРОВЛЮ сооружений. Сухая смесь и вода смешиваются автоматически при выходе из шланга. Приготовление бетона идет непрерывно. Производительность — 6 м3/час. Машина может подавать бетон на высоту до 100 метров, а по горизонтали до 250—300 метров.

МИ 0826
Найдено, что В СРЕДЕ ОЗОНА износ инструмента уменьшается, причем чем выше концентрация, тем дольше служит резец. Испытание озонированных смазывающе-охлаждающих жидкостей при обработке жаропрочного сплава твердосплавными резцами показало, что с увеличением работы озонатора с 5 до 30 минут ИЗНОС ИНСТРУМЕНТА по задней грани СНИЖАЕТСЯ В 4 РАЗА. Озонирование следует проводить перед вводом смазывающе-охлаждающих жидкостей в зону резания. Подробности можно узнать в Калужском ЦНТИ: (г. Калуга, ул. Герцена, 16, тел. 7-48-46).

МИ 0827
Тысячи запросов получает преподаватель Л. Н. Таранов на изобретенный им УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО СОПРОТИВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ (а. с. № 366492). 15-килограммовая машина размерами 660x160x160 мм дает возможность провести наглядные опыты по всем видам деформаций (растяжение, срез, кручение, изгиб) с применением наиболее распространенных на производстве методов — рычажно-механического, оптико-механического и электрического. На переналадку устройства уходят 3—5 минут. (УССР, Хмельницкая обл., 281900, Каменец - Подольский, ул. Ленинградская, 25. Л. Н. ТАРАНОВ).

МИ 0828
Ленинградец П. Т. Гончаров предложил УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОНО-ТЕРАПИИ (а. с. № 349399). Полированный эбонитовый кружок диаметром 110 и толщиной 8—10 мм при трении о кожу больного заряжается статическим электричеством, стимулирующим работу клеток. Говорят, после поглаживания кружком стабилизируется обмен веществ, снижаются болевые ощущения, общее самочувствие улучшается. Новый метод физиотерапии прошел испытания в клинике хирургии института усовершенствования врачей им П. А. Куприянова и в других лечебницах. Лечению кружком поддаются радикулит, полиартрит, пробуют лечить заболевания периферической нервной системы, травмы. Методика проста, но проконсультироваться у врача надо. (191186, Ленинград, Д-186, ул. Плеханова, д. 5, кв. 28, П. Т. ГОНЧАРОВ).

МИ 0829
Сотрудники Украинского государственного института проектирования городов (Киев) предложили «Трансформируемое поле искусственного катка» (а. с. № 363800). РАЗМЕР ЛЕДОВОГО ПОЛЯ МОЖНО МЕНЯТЬ в зависимости от характера выступлений и за счет этого получать дополнительно 2000 мест для зрителей. Выключение части катка из общей системы охлаждения происходит безболезненно, не нарушает гидравлический режим всей системы, и, что очень важно — не сливается хладоноситель из труб магистралей. (Киев, бульвар Перова, д. 28, кв. 55. ГУТГАРЦ В. М.).

МИ 0830
Ортопедов, травматологов, специалистов спортивной, авиационной и космической медицины может заинтересовать УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ЧЕЛОВЕКА (а. с. № 337115), разработанное харьковчанами Р. А. Гуревичем и И. Ф. Тютюнником. Человек становится на площадку, опирающуюся на четыре тензометрических датчика, расположенных по координатным осям, и чернильный самописец регистрирует на бумаге текущие координаты общего центра тяжести, меняющиеся в зависимости от нагрузок, воздействующих на испытуемого. (Харьков, 72, ул. Тобольская, 48, к в. 80, Р. А. ГУРЕВИЧ).

МИ 0831
Старший преподаватель Северо-Западного заочного политехнического института Г. О. Больсис ИЗОБРЕЛ ОХОТНИЧЬЮ ПУЛЮ (а. с. № 403943). Она дальше и точнее летит к цели, т. к. несколько удлинена головная часть. Для увеличения дальнобойности и поражающей эффективности пуля внутри переоборудована. Теперь в ней стальной сердечник, посаженный на стальной стержень. При встрече с препятствием отделяется от корпуса стальная начинка. Уменьшился расход дефицитного материала — свинца. Изобретатель опробовал новинку. Если комплектом новых пуль оснастить шестиствольное охотничье ружье Адама Меркеля (ФРГ) (а. с. № 245696), хорошим охотником будет проще стать. (198099, Ленинград, ул. Калинина, д. 10, кв. 1. Г. О. БОЛЬСИС).

МИ 0832
Сотрудники НИИ Аэропроект к. т. н. Н. Т. Арбузов и Л. К. Козлов ИЗОБРЕЛИ ПАЛАТКУ (а. с. № 379262), которая через пару минут может превратиться в лодку. На ней можно перевозить грузы, ловить рыбу и даже охотиться. Несколько надувных матрацев соединены наипростейшим креплением. Грузоподъемность одного элемента 150 кг, но ее просто удвоить, утроить... Вполне достаточно, чтобы удержать на воде одного-двух туристов вместе с их снаряжением. (Москва, Д-423, ул. Народного ополчения, 15. корп. 2, кв. 9. Н. Т. АРБУЗОВ).

МИ 0833
В специализированном управлении отделочных работ строительно-монтажного треста № 2 г. Архангельска РАЗРАБОТАНА ФОРСУНКА С ИГОЛЬЧАТЫМ ЧЕРВЯКОМ к ручному краскопульту. Проста и удобна. Игольчатый червяк, для того чтобы краска перед распылением прошла обработку вибрацией и прочнее легла на окрашиваемую поверхность. Можно регулировать факел распыления, следовательно, и толщину напыления. Улучшается качество работ. Подробные сведения можно узнать в Новгородском ЦНТИ: г. Новгород, ул. Комарова, 11, тел. 7-63-39.

МИ 0834
ТИСКИ С КОМПЛЕКТОМ ЗАМЕНЯЕМЫХ ГУБОК (гладких — для крепления плоских деталей, с горизонтальными и вертикальными призмами — для крепления круглых изделий и ступенчатых — для крепления тонких пластин), надежно фиксируют деталь любой формы и габаритов. Сведения об универсальных тисках можно получить в Башкирском ЦНТИ: г. Уфа, ул. К. Маркса, 30, тел. 6-79-79 и 3-38-68.

МИ 0835
Львовскому изобретателю Г. В. Скречко и москвичам Ю. Ф. Пушкареву и Л. С. Золотаревскому удалось разработать НЕЙТРАЛИЗАТОР (а. с. № 393467) отработавших газов. Автопогрузчики, оборудованные нейтрализаторами, можно эксплуатировать даже в закрытых или плохо вентилируемых помещениях. Новинка основана на каталическом дожигании выхлопов. Долговечность приставки около 1000 часов. Испытывается на автопогрузчике модели 4045М.

МИ 0836
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ (а. с. № 390554), разработанное в Минске, можно использовать при подготовке конькобежцев, велосипедистов, лыжников, пловцов, бегунов, а также в группах здоровья. Один или несколько 100-метровых кабелей с гирляндой лампочек через 2 метра укладывается по внутреннему краю малой дорожки. С командой «марш» начинает «бежать» и включенный с пульта тренера световой сигнал по цепочке — автоматически поочередно, с заданной скоростью включаются лампы. Спортсмен должен держать темп пятна, стараясь угнаться за световым лидером. Кабель можно замкнуть в кольцо. Напряжение питания исполнительных органов безопасно; 26 вольт, потребляемая мощность 25 ватт. Пульт управления может быть оснащен приставкой управления режимами работ по заданной программе. Эксплуатация светового лидера в беговом центре «Динамо» (г. Минск) подтвердила достоинства изобретенного устройства.

МИ 0837
Как показали литовские ботаники. ПО ГОДИЧНЫМ КОЛЬЦАМ ДЕРЕВА МОЖНО УЗНАТЬ О КЛИМАТЕ, в котором оно произрастало. Ученые надеются с помощью этого метода восстановить историю климата республики и даже использовать его для составления метеорологических прогнозов на многие годы вперед.

МИ 0802
МИ 0803
МИ 0805
МИ 0806
МИ 0808
МИ 0815
МИ 0816


«Почему у меня нет учеников и последователей? Этот вопрос, как говорится, имеет глубокие корни»,— объясняет заслуженный изобретатель Латвийской ССР Е. Рыжов. (стр. 30).


ТАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ

А ТОГДА ПОСМОТРИМ
Управление организации труда и заработной платы Минстроя СССР ознакомилось с разработкой Ленинградского инженерно-строительного института (статья «Подсказчик цветовых сочетаний» ИР, 8, 73) и считает целесообразным провести эксперимент по внедрению цветоподборной линейки и цветогармонизатора в ряде строительных организаций. По результатам этого эксперимента можно будет сделать выводы о необходимости налаживания массового производства вышесказанной разработки.
Ю. М. НОВОСАДОВ,
начальник управления организации труда и заработной платы

ЧЕРТЕЖИ — В 500 ГОРОДОВ
Объявление «Сжим для сплачивания досок пола» (а. с. 317770, ИР, 5, 72) позволило тресту Уралалюминстрой распространить чертежи на эту конструкцию по организациям (согласно их официальному запросу) 500 с лишним городов Союза. На конец 1972 года более 15 организаций внедрили сжим.
А. Я. КАРГАЛЬЦЕВ,
Каменск-Уральский, Уралалюминстрой

НА СЕРИЙНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ
По статье «Сильно ли сжимаете руль?» (ИР, 8, 73) к авторам разработки поступило несколько десятков писем. В Краснодарском строительно-монтажном специализированном управлении аппаратуру киевлян решили приспособить для профессионального отбора монтажников-верхолазов. Оказывается, верхолазы, как и шоферы и пилоты, тоже по мере утомления сильнее сжимают поручни, ограждающие их рабочие места.
Недавно научный руководитель научно-исследовательской лаборатории авиационной эргономики Киевского института инженеров гражданской авиации, зав. кафедрой, профессор, доктор технических наук В. Г. Денисов сделал сообщение об изобретении на республиканском (УССР) семинаре по эргономике и на Всесоюзной конференции по профессиональному отбору, прошедшей в Киеве.
В настоящее время киевляне готовят документацию на прибор для передачи ее в производство — на серийное изготовление изобретенного устройства.


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
ИР
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР 336
АВГУСТ 1974
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЖУРНАЛ ЦС ВОИР
Издается с 1929 года
Наш адрес: 101000, Москва, Центр, ул. Кирова, 13 (во дворе, здание Профиздата)
Телефоны: секретариат — 295-12-29, 295-88-88; отделы: техники — 223-46-14; пропаганды — 223-46-14; организационный — 295-98-90; иллюстрационный — 295-12-29; писем — 223-46-14
Главный редактор Н. И. Карасева
Редакционная коллегия: В. Н. Бакастов, Д. А. Гранин, В. А. Гритченко, А. П. Казанцев, О. А. Кознов, Н. А. Логвинов, Ю. Э. Медведев (зам. гл. редактора), Е. С. Муслин, В. Н. Овчинников, Л. А. Потапова, Н. И. Сергеев, В. Т. Тюрин, А. И. Целиков, И. Э. Чуйко, И. И. Эльшанский
Художественный редактор Н. Б. Старцев
Технический редактор Н. К. Ныркова
Рукописи не возвращаются
© Изобретатель и рационализатор, 1974
Сдано в производство 7.VI.74. Подписано к печати 22.VII.74. Т-02278. 6 печ. л. Уч.-изд. л. 8,78. Формат 60х90 1/8. Зак. 1035 Тир. 445 200 экз. Минск, ордена Трудового Красного Знамени типография издательства ЦК КП Белоруссии


В НОМЕРЕ:

ПРОБЛЕМАТИКА НАШИХ ДНЕЙ 4
Т. Федоров. Новая техника не в счет. 4. О. Жолондковский, «Не изобретать!» 5.

ДЕВЯТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ 6
К. Чириков. Двигатель без трения. 6. Г. Черниховский. Клей против обрастания и ржавчины. 9. В. Ковзан. «Заводное колесо». 13. Пашут винтом. 14. Плуг, он же борона. 14. Подземный пропеллер против солонцов. 15. Воздух пашет, воздух удобряет. 16. Хромирование в ультразвуковом поле. 17.

ГОРИЗОНТЫ ТЕХНИКИ 18
Б. Снежневский. Земля как отопительный котел. 18.

ИЗОБРЕТЕНО В СССР 21
А. Валентинов. Телевизор наоборот. 21. И. Борбац. Лазерный угольник. 22. Электротерапия аккумуляторов. 23. Б. Кенин. Двойной эффект электростимуляции. 23.

БЕРИ И ВНЕДРЯЙ! 24
Р. Ткаченко, И. Олейников. Точная укладка труб. 24. Машины для щелей в грунте. 25. Грейфер для траншей. 25. Н. Шишков. Безопасный автоклав. 25.

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 27
В. Баловнев, А, Ермилов, Л. Хмара, Л. Кондрякова. Как загрузить скрепер? 27. Е. Муслин. Станки-74. 38.

ИЗОБРЕТАЮТ РАБОЧИЕ 30
Е. Рыжов. Мое место. 30.

ЭКОНОМИКА ПРАВО 33
Приемная вашего поверенного. 34.

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА 36
П. Якобсон. Тайны конструкторского ясновидения. 36.

ТОЛЬКО ИНФОРМАЦИЯ 44
Патенты всего мира. 44. Доска объявлений. 29. 35. 43. Микроинформация. 2-я стр. обл. 1.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ 46
Н. Винер. Искуситель. 46.

ПЕРПЕТОМОБИЛЬ
О. Ильин. Есть проверенный скептик. 3-я стр. обл.


ПРОБЛЕМАТИКА НАШИХ ДНЕЙ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ БАЗЫ

новая техника не в счет

О ТОМ, КАКИМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ МИНИСТЕРСТВО МОЖЕТ ОТУЧИТЬ ОПЫТНЫЕ ЗАВОДЫ ОТ СОЗДАНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ.

Теплоход, плывущий по разлившейся весенней Вычегде, отличается от своих собратьев тем, что на носу его сооружено что-то похожее на гарпунную пушку, а у бортов высятся четыре стойки-флагштоки.
Вот теплоход остановился. Стойки медленно опустились. Это «ноги». Упираясь в дно реки, они снижают плавучесть судна и придают ему устойчивость. Теперь судну-земснаряду не опасны водные буруны под его днищем, с помощью которых насосы вымывают со дна утонувшую при сплаве древесину. Затем насосы переключаются на размыв грунта и из «пушки» извергается тридцатиметровая струя, выбрасывающая пульпу на берег. Расчистив дно на глубину до одного метра, земснаряд перешагивает дальше.
Шагающе-плавающий земснаряд — уникальное в своем роде сооружение. В его конструкцию заложена серия изобретений (а. с. № 227194, 248556, 279467) сотрудников конструкторского бюро Сыктывкарского опытного судомеханического завода. Все существующие земснаряды нужно буксировать, а этот — самоходный. К тому же он единственный способен работать на засоренных и замусоренных участках. Его обслуживают всего лишь четверо. Земснаряд углубляет и очищает речное дно: но может применяться и для очистки мелиоративных каналов и водоемов.
За последние годы в этом КБ создано более восьмидесяти машин, станков и агрегатов для механизации лесозаготовительных и сплавных работ. В их числе поточная линия для изготовления бонов, топляукладчик, судоподъемник, земснаряд и сплоточно-транспортные агрегаты, позволившие высвободить немало рабочих рук и сэкономить сотни тысяч рублей.
Высокий технический уровень разработок небольшого коллектива (35 человек) подтверждают 80 авторских свидетельств на изобретения и 42 медали ВДНХ СССР.
А в общем Сыктывкарский опытный судомеханический завод Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР перевыполнил план по выпуску новой техники на 300 процентов. Директору Н. И. Маркову объявлено взыскание: его предприятие не выполнило план по реализации валовой продукции на 5 процентов. Увлекшись новой техникой, директор формально совершил должностной проступок. Между тем завод является производством опытным и его главная задача — создавать образцы новой техники. Но Комилеспром и министерство ежегодно спускают заводу план выпуска массовой продукции. При этом, конечно, массовая продукция считается основной, а новая техника каким-то привеском. И о работе завода судят именно по выполнению плана реализации массовой продукции, а не по результатам работы над новшествами.
При такой системе планирования материальное стимулирование за создание новой техники выглядит почти неуместно. Но беда не только в этом.
— Мы ежегодно подаем сведения о новых разработках для включения в планы новой техники,— рассказывает главный конструктор, заслуженный изобретатель республики Ф. Г. Куковицкий,— однако они далеко не всегда попадают в план. А раз нет в плане, то на каком бы уровне ни была создана машина — пусть это даже весьма эффективное изобретение — ни конструкторы, ни производственники премии не получат. Коли так, то на непосредственное исполнение работ по экспериментальным и опытным образцам обычно выделяется только один мастер. Ему от случая к случаю помогает инженер-технолог. Естественно, такой штат не может обеспечить выдачу обоснованных технических заданий рабочим и следить за качеством их исполнения. На заводе нет инженеров-испытателей и контрольной аппаратуры. Поэтому велик процент брака и, как следствие, обычно ведутся длительные доводочные работы. Непомерно растут сроки изготовления опытных образцов машин, насущно необходимых производственникам. На создание экспериментального образца шагающего земснаряда В-37, с описания которого мы начали статью, ушло семь лет; сплоточно-учетная машина, намеченная к испытаниям еще три года назад, не готова до сих пор.
...Захожу в помещение конструкторского бюро. Маленький деревянный домик — бывшее помещение конюшни. Зимой здесь холодно, летом жарко. Нет элементарных условий для творческой работы.
Цеха опытного завода большей частью расположены в помещениях барачного типа. Оборудование устаревшее, много ручных операций. Складских помещений нет, и продукция хранится под открытым небом...
На пленуме Коми областного совета ВОИР выступавшие резко критиковали позицию министерства и объединения Комилеспром. Отмечали, что в данном случае она идет вразрез с требованиями постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии изобретательства в стране.
Т. ФЕДОРОВ,
спец. корр. журнала
Сыктывкар—Москва

«— Мы получаем премии, работая на этой новой технике, а ее авторов премии лишили!..»


ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

"не изобретать!"

Идеал эксплуатационника — ритмично работающее производство. Идеал изобретателя и рационализатора прямо противоположный — остановленный и разобранный по винтикам механизм. Маленький рай, известный многим с детства, когда со сладким замиранием сердца сахарными щипцами вынимаешь из дедушкиных часов последнюю шестеренку, на заводе немыслим. Пока машина работает, с ней ничего сделать нельзя. Она живет своей жизнью, а дело человека только обслуживать ее, подбрасывать уголь, убирать шлак, подавать воду и... копить свои усовершенствования до плановой остановки. А нельзя ли так, без плана? Помните фильм «Битва в пути»? Инженер воспользовался отсутствием директора и остановил производство. Ему повезло, он победил. А если бы не победил?
Но ведь риск и поиск неразделимы! Если новаторы не будут рисковать...
На конференции, посвященной журналу «Изобретатель и рационализатор», читатели — работники Волжского автозавода — заполняли анкеты. На вопрос «Ваши предложения по улучшению дела внедрения изобретений и рацпредложений» были и такие ответы: «Разработать темники предложений, доступных для решения рабочему средней квалификации, размножить и вывесить их в цехах»; «Создать комплексные творческие бригады»; «Организовать контроль за продвижением поданных рацпредложений»; «Организовать фотостенды для демонстрации лучших рацпредложений с фотографиями рационализаторов»; «Обеспечить взаимосвязь творческих бригад и администрации для выработки мер по ускорению внедрения рацпредложений» и т. д.
Судя по этим предложениям, на таком передовом предприятии, как ВАЗ, организацию изобретательской и рационализаторской работы не назовешь образцовой. Выступления участников конференции рассеяли догадки: все ораторы говорили, что рационализация на заводе поставлена плохо.
После официальной части, на перекуре, один из присутствующих сказал: «Вы извините, что, наряду с обсуждением журнала, мы говорили о заводских делах. Но поверьте, что все это весьма актуально. Ведь в зале собрались настоящие рационализаторы, имеющие на своем счету по нескольку внедренных предложений. У меня лично их более двадцати, но в основном я их подавал не здесь, а на старом месте работы. Вот у нас на ГАЗе...»
«А у нас на ГАЗе!» — эту фразу я слышал от многих.
«Конечно, здесь хорошо,— говорит другой рационализатор,— и жилье отличное, и снабжение и столовые прямо идеальные, и оборудование новейшее. Но на ГАЗе к мнению рационализаторов прислушивались с вниманием. Мы там чувствовали себя по-настоящему хозяевами производства. А на ВАЗе лишь только приступил к работе, мне сразу заявили — рационализации здесь не место.
По заводу даже ходит «легенда» о генеральном директоре, который якобы запретил рационализацию на конвейере. Может быть, это и не так, однако некоторое небрежение к рационализаторам заметно. На заводе нет патентного отдела, который помогал бы новаторам оформить заявку на предполагаемое изобретение или составить справку о патентном исследовании. Начальник отдела новой техники, рационализации и изобретательства С. Мушаилов считает, что новаторы сами должны все это делать. ОНТРиЗ состоит из двенадцати человек и фактически патентоведческие функции не выполняет. У этой группы слишком много обязанностей: кроме чисто бризовской работы, еще новая техника, оргтехплан, планирование научных исследований и т. д.
За девять месяцев 1973 года на заводе внедрено восемьсот пятьдесят восемь рацпредложений,— почти вдвое больше, чем за тот же период в 1972 г. Так что рост творческой активности явный. Больше половины наших рационализаторов — рабочие,— подчеркнул С. Мушаилов.— Лучшие из них! Электрик А. Мыньков, слесарь-инструментальщик Г. Елистратов, наладчик А. Супонев, слесарь В. Максин.
Есть отдел, есть предложения, есть лучшие люди. Но восемьсот пятьдесят восемь предложений для такого гиганта, как ВАЗ,— это слишком мало.
Заведующий конструкторско-патентным бюро отдела главного конструктора И. Л. Бородин: «До сих пор наши новаторы не получили ни одного авторского свидетельства на изобретения. Сами мы не в силах оказать патентную помощь технологическим цехам, а патентный отдел, обслуживающий весь завод, не предусмотрен штатным расписанием. Автор не может знать, насколько ново его предложение.
Бородин рассказывает о планах организации патентной учебы на заводе. Уже есть договоренность с директором Высших государственных курсов повышения квалификации руководящих, инженерно-технических и научных работников по вопросам патентования и изобретательства (ВГКПИ) В. А. Корнаевым о создании на ВАЗе постоянно действующего филиала.
По заданию генерального директора отдел ведет патентный поиск по токсичности отработавших газов двигателя «Жигулей». Уже подобрано по теме несколько советских изобретений. Подготовлен комплект иностранных патентов. Если при анализе какой-либо из них окажется лучше, завод купит лицензию.
— С этой работой надо особенно спешить, и если бы в коллективе было больше штатных и общественных патентоведов, подобные вопросы решались бы быстрее и более квалифицированно. Вот, например, таллинские дизайнеры три года разрабатывали для «Жигулей» ремни безопасности. Но ко времени окончания проектирования выяснилось, что их конструкция безнадежно устарела. В ряде стран запатентованы более современные ремни с самозакрывающимися замками, автоматической застежкой и даже блокировкой, не позволяющей включить зажигание до тех пор, пока ремни не будут надеты и надежно застегнуты. Техника не стоит на месте, и тот, кто не проверяет своих разработок по патентным фондам, не следит за всеми новинками, обречен работать вхолостую и нести крупные убытки.
Бородин успел кое с кем на заводе испортить отношения из-за того, что все время подчеркивает нетерпимость патентной безграмотности. На ВАЗе, настаивает он, должны быть патентно-информационный и лицензионный отделы с сотнями сотрудников. Опыт многих зарубежных фирм показывает, что патентно-информационной и лицензионной работой должны заниматься не менее полутора процентов всего инженерно-технического состава.
Уже сейчас в конструкторско-патентном бюро собран богатейший фонд советских авторских свидетельств и иностранных патентов. Сотрудники регулярно пользуются им, и результаты уже сказались даже при такой карликовой патентной службе, которая сейчас имеется.
И. Л. Бородин избран заместителем председателя заводского совета ВОИР. К нему и его сотрудникам все чаще обращаются за помощью рационализаторы, желающие подать заявку на предполагаемые изобретения. Пока все это делается на общественных началах, в нерабочее время. В том, что можно рационализировать главный конвейер, убеждает пример наладчика А. Сорокина. Он разработал масленки, которые обеспечивают автоматическую смазку цепного грузонесущего конвейера и оригинальное устройство для непрерывного замера износа шеек цепи. Есть и другие примеры.
Таковы аргументы в пользу рационализации даже на производстве, претендующем на очень высокий, очень современный организационно-технический уровень. Однако надо полагать, есть аргументы и у противников массового технического творчества на предприятиях, подобных ВАЗу. Мы готовы их выслушать и обсудить.
О. ЖОЛОНДКОВСКИЙ,
спец. корр.
Тольятти — Москва


страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz