каморка папыВлада
журнал Фотография 1972-01 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 20.04.2019, 17:52

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->


ЮГОСЛАВИЯ * ГДР * ПОЛЬША * РУМЫНИЯ * СССР * ЧССР * БОЛГАРИЯ * ЮГОСЛАВИЯ * ВЕНГРИЯ * ГДР * ПОЛЬША * ЧССР * БОЛГАРИЯ * ЮГОСЛАВИЯ * ВЕНГРИЯ * ГДР * ПОЛЬША * РУМЫНИЯ * СССР * ЧССР * БОЛГАРИЯ

О ПЕРВОМ СОВЕТСКОМ фотографическом ежегоднике с похвалой отозвался и югославский ежемесячник «Фото-кино ревия». В отчете констатируется, что ежегодник предлагает лучшее из того, что было создано в области художественной фотографии в Советском Союзе. В тематике советских фотографов, пишет белградский журнал, преобладают жизнь и труд, отраженные в разных жанрах.

ЮГОСЛАВСКАЯ ежегодная премия за фотографию в 1971 году была присуждена мастеру фотографии Младену Грчевичу из Загреба. Кандидата на эту премию, присуждаемую фотографическим союзом Югославии, выбирает комиссия в составе трех человек. На этот раз комиссию представляли Петер Коцьянчич из Любляны, Никола Марушич из Сараево и Владо Соларичек из Загреба.

В ИТОГЕ КОНКУРСА югославских фотографов были объявлены победители этого года. Пальму первенства как наиболее активной организации вручили фотоклубу «Белград», получившему 2835 очков, за ним идут фотоклуб белградского Дома армии (1851 очко) и фотоклуб «Марибор» (1650 очков). В таблице наиболее успешных авторов первое место занимает Стоян Керблер из фотоклуба «Марибор» (970 очков), на втором месте — Драголюб Тошич из фотоклуба «Белград» (535 очков), на третьем — Иван Дворжак из фотоклуба «Марибор» (457 очков).

1212 РАБОТ 91 АВТОРА были на этот раз представлены на XIII ежегодном конкурсе журналистской фотографии в Польше. Первую премию в категории черно-белой фотографии получил Гарри Вейберг за репортаж «Мама, приезжай на присягу!», в категории цветной фотографии Збигнев Сташинин за цикл «Лазер в действии».

ОБЩЕПОЛЬСКИЙ фотографический симпозиум в Лодзи был первой встречей подобного рода, организованной для широкого круга фотолюбителей в стране. Симпозиум имел бесспорный успех. Уршула Чарториская выступила с докладом «Современные эстетические проблемы фотографии и ее влияние на структуру объединения человечества», Юлий Гарзтецкий говорил о «Фотографии как диалоге между автором и зрителем и источнике художественных переживаний», а Кристина Лычивекова о «Значении любительской фотографии в создании общественных эстетических ценностей».

ПРЕМИЮ БЕЛЫ БАЛАША за 1971 год получили Йозеф Немет (1-ой степени) и Ене Папп (2-ой степени). Долголетняя художественная деятельность Й. Немета известна далеко за пределами Венгрии. Больших успехов достиг он в рекламной фотографии, известен и как мастер фотографического плаката. Папп же — душой и телом репортер и остроумный комментатор современности.

В ЛЕЙПЦИГСКОМ ЦЕНТРАЛЬНОМ доме культурных работников фотография будет включена в программу обучения специальной школы, воспитывающей руководителей художественной самодеятельности. Окончившие курс будут руководить фотокружками. Центральная комиссия ГДР по вопросам фотографии полагает, что подготовка новых руководителей повысит уровень воспитания любителей.

КОЛЛОКВИУМ о журналистской фотографии, организованный комиссией ГДР по вопросам фотографии вместе с Союзом немецких журналистов, был посвящен главным образом теоретическим проблемам. В результате участники пришли к выводу, что меняющаяся или развивающаяся реакция зрителя на восприятие фотографического образа требует тщательного теоретического исследования. Другим важным вопросом коллоквиума была оценка результатов, достигнутых историками немецкой рабочей фотографии в период между двумя мировыми войнами.

ЛИШЬ СПУСТЯ ДЕСЯТЬ ЛЕТ Белград снова получил возможность ознакомиться с современным состоянием польской фотографии. Большая часть членов Союза польских фотографов-художников экспонировала свои экспериментальные работы, в которых еще резче проявилась разница между тематикой и характером сегодняшних работ и работ, выставленных в 1959 году. В Белграде обратили внимание на интересную подробность: большинство авторов получили образование, не имеющее ничего общего с фотографией, но позже поддались ее очарованию и стали профессионалами.

ВИЛЬНОС ОЗНАКОМИЛСЯ с коллекцией, насчитывающей около сотни работ 29 болгарских фотографов. Среди представленных авторов были известные болгарские мастера, как например, Сибирский, Михайлова, Георгиева, Йорданов и др.

ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ и советская деревня — такова была тема выставки двух советских авторов — Сергея Лобовикова (1870 — 1941 гг.) и 72-летнего мастера Аркадия Шишкина. Активный период творчества Лобовикова восходит к концу 19 и началу 20 века. Это один из классиков русской художественной фотографии. Шишкин начал фотографировать в половине 20-х годов. В фотографической хронике советской деревни он отразил ее историческое развитие — от «лаптей» до сегодняшней высокой механизации.

В БУДАПЕШТЕ состоялась выставка финской фотографии. Коллекция из 180 снимков художников страны «тысячи озер» произвела большое впечатление. В отчете о выставке критик ежемесячника «Фото» подчеркнул, что для финских фотографов типично стремление не к красивой форме, а к хорошей, содержательной фотографической идее, авторы не только предлагают темы, но и дают свидетельские показания о мире, не увековечивая на бумаге одну лишь игру света.

ПОРТРЕТЫ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ, фоторепортажи о предвыборных собраниях, фотографические документы о том, как живут сегодня люди в социалистической республике, и другие снимки с подобной тематикой сделали по случаю прошлогодних выборов члены областных клубов «Дечин — Ческа-Липа» и «Готвальдов — Кромержиж».

СЕРЕБРЯНЫЕ МЕДАЛИ ЗА ФОТОГРАФИИ получили на Западе и на Востоке три чехословацких молодых фотографа. Серебряной медалью на 79-м международном фотосалоне в канадском городе Торонто был награжден Милан Чурда. Серебряные медали в своих категориях получили Павол Бенчик (14 лет) и Ян Рыхетский (24 года) на конкурсе молодых фотографов, организованном по инициативе ФИАП Болгарией.

ОСЕНЬЮ ПРОШЛОГО ГОДА в Давле под Прагой проходил семинар для новых работников районных культурных центров, посвященный вопросам фотографии, кино и изобразительного искусства. Семинар, на котором обсуждались вопросы об общественной роли и использовании любительского творчества, фотографии, агитационной работы и т.д., организовал Центральный дом народной художественной самодеятельности в рамках мероприятий по повышению квалификации профессиональных работников.

ДВЕ НОВЫЕ ГАЛЕРЕИ во Вроцлави увеличили число выставочных помещений, в которых будут экспонироваться фотографии. В галерее, названной «Перфамо», первой экспонировала свои «Интимные фотографии» Наталие Лах-Лахович. Во второй галерее она экспонировала свои работы под названием «У Монны Лизы» вместе с мужем Андржеем Лаховичем и с главным редактором ежемесячника «Фотография» Збигневом Длубаком.

«ЯНТАРНЫЙ КРАЙ» — поэтическое название фотографической выставки трех прибалтийских республик, вернисаж которой состоялся в 1968 году, после чего она начала свое путешествие по Прибалтике. Выставка включает 300 снимков.

ЛОНДОНСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК «Аматер Фотографер» представил британской фотографической общественности 11 репродукций советских фотолюбителей сопровожденных обширной статьей Марины Бугаевой. После недавней лондонской выставки советских фоторепортеров это явилось еще одним доказательством интереса, который проявляют в Англии к советской фотографии.

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ часто раздаются жалобы в адрес скрытой камеры, которую 50 лет назад впервые использовал в качестве художественного приема Дзига Вертов. Протесты против нее сводятся к тому, что при скрытой камере творческий процесс тоже остается скрытым. «Я считаю, — отметил по этому поводу советский теоретик Вартанов, — что главным критерием художественности произведения является не творческий процесс, а его результат.»

СОГЛАСНО СООБЩЕНИЮ западногерманского ежемесячника «Модерн Фототехник», первое место среди камер заняли дрезденские камеры «Экзакта» и «Практика». Их преимущества были подытожены на одном фотоконкурсе, где на основе статистических данных определяли марки аппаратов, которыми были сделаны снимки. В процентном отношении (22,5 %) аппараты ГДР превзошли по своим качествам камеры «Роллей», «Асахи», «Лейтц», «Минолта» и «Кодак».

В ВОЗРАСТЕ 79 ЛЕТ скончался Йозеф Рознер, выдающийся польский фотограф-портретист и долголетний деятель Польского союза фотографов-художников.

БЕСЕДА с Борисом Кудояровым, состоявшаяся по случаю открытия его персональной выставки в Вильнюсе, не была подготовлена и тем не менее превратилась в интересный семинар о задачах современной фотографии. В дискуссии выступили фотографы Завадскис, Кунчус и Суткус, а также их друзья — теоретики Югодакис и Валюлис.

ПОДГОТАВЛИВАЕТСЯ БЬЕНАЛЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
В связи с осенней Национальной конференцией, посвященной художественной самодеятельности, в Пршибраме состоялось совещание чешских фотографов с представителями любительского движения фотографов Болгарии, Югославии, Венгрии, ГДР и Польши по вопросам улучшения контактов, особенно при обмене выставками, диалентами, методическими материалами и т.д. Представители Болгарии предложили организовать в социалистических странах бьенале, сопровождаемые симпозиумами. На этих бьенале отдельные страны были бы представлены коллекциями фотографий и докладами о современном уровне любительской фотографии. Первую такую встречу хотят организовать болгары.

ПРОШЛАЯ ОСЕНЬ ПРИНАДЛЕЖАЛА МОЛОДЫМ ФОТОГРАФАМ
В Оломоуце состоялась выставка работ 6-го фестиваля фотографии детей и молодежи. Главным организатором выставки был пражский Центральный дом пионеров и молодежи. — «Глазами молодежи 71» — название конкурса, лучшие результаты которого были выставлены в Моравской Тршебове. — Конкурс «Фото-студент 1971» был организован молодыми фотографами пражского сельскохозяйственного института. — Конкурс под названием «За мир во всем мире против агрессивных сил империализма» был объявлен для фотографов не старше 30 лет в Кошице. — Третий ежегодный конкурс «Молодые фотографы показывают Европу» организовала международная комиссия ФИАП. Конкурс опять проходил по трем возрастным группам (до 17, до 21 и до 25 лет). — Осенью закончился конкурс Союза чешских фотографов «Юниор-фото». Был объявлен молодежный чемпион СЧФ.

В СТАТЫ «ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СКРЫТОЙ КАМЕРЫ»
журнал «Болгарское фото» снова затронул вопросы, о которых уже немало писалось. Автор статьи Крастан Дянков делает попытку выделить фотографические жанры, в которых используется скрытая камера, и подойти таким образом к определению этого творческого приема. Его интересует не то, видит ли или не видит фотографируемый камеру, его интересует вопрос, с какой целью хочет использовать фотограф этот прием. В связи с этим автор разбирает проблемы скрытой камеры с точки зрения этики, такта и т.п. и приходит к выводу, что нет надобности возражать против её дальнейшего использования.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ СЛЕТ
В конце прошлого года эстонский фотоклуб «Тарту», о котором мы писали в 3 номере «Ф 71», организовал уже третий по счету слет членов фотоклубов Эстонии. Эта встреча стала важным событием для фотографов-любителей: ежегодно они съезжаются на два дня со всей республики, ночуют в палатках, дискутируют у костра, а днем обсуждают снимки, развешанные между деревьями на веревках для белья. Как видно, эстонские фотографы не могут пожаловаться на недостаток романтики. В прошлогоднем слете приняли участие также члены клуба металлургической промышленности из Праги и горной промышленности из Соколова, которые устроили здесь специальную выставку своих работ. Два снимка фотографов из Соколова награждены почетными дипломами.

Иржи Гавел В Крконошах
Валерий Пархомов Эстонские фотографы перед снимками чешских авторов в лагере клуба


интервью с Рагу Райем об индийской фотографии

Страна скрытых под чадрой мадонн, рикши, со следами давно исчезнувших культур, страна где родилась наука о любви, где современная цивилизация еще не стерла очарования традиционного сари. Таковы приблизительно представления об Индии «среднего» европейца, которые следовало бы дополнить фактом, что Индия — страна, в которой исключительно быстрыми темпами развивается искусство современной фотографии. Индийская фотография в течение долгого времени пыталась освободиться прежде всего от влияния британского консерватизма. Поэтому мы приветствовали возможность побеседовать с одним из наиболее ярких представителей новой индийской фотографии — Рагу Райем. • «Мне не хватает слов для того, чтобы выразить все, что я чувствую, — поэтому я фотографирую», — признался нам высокий молодой мужчина с большими искренними глазами и живой жестикуляцией. Ему не более 30 лет, но он уже ведущий фотограф одной из крупнейших газет «Нью Дели». Его снимки появляются в ежегодных альманахах. Высокую оценку его фотографиям дал Норман Голл, сотрудник лондонского «Таймса», сказав: «Я ценю его работы ничуть не меньше, чем работы Билля Брандта, Бубата или Картье-Брессона». • А что думает о себе и о фотографии своей страны сам Рагу Рай? После открытия его выставки в Праге, мы втроем — Вацлав Йиру, Даниэла Мразкова и постоянный сотрудник нашей редакции Владимир Ремеш — встретились с ним, чтобы побеседовать Рай блестяще справлялся с ливнем вопросов.
Мразкова: Расскажите пожалуйста, как вы начинали?
Рай: Сперва я хотел посвятить себя музыке, которую очень люблю. Но родители были против. Поэтому я стал архитектором и выполнял правительственные заказы. Однако, удовлетворения от работы не было, и я занялся журналистикой в газете «Нью-Дели», где работал и мой брат. Именно там я, можно сказать, влюбился в фотографию. Я понял, что с помощью фотографии смогу выразить все невысказанное, что фотография способна заставить меня и плакать, и смеяться. Всерьез я занялся фотографией только в 1963 году, и через год мои снимки уже публиковались в лондонском «Таймс» и в журналах.
Мразкова: Большая часть ваших снимков имеет социальное или политическое звучание. Что влечет вас именно к этому роду фотографии?
Рай: — Одни фотографируют ради забавы, другие ради денег. Я считаю, что фотография, как и любое другое искусство, должна быть отображением духовного и морального кредо автора. Меня интересует человек. Камера помогает мне познавать самого себя. Те, которых я фотографирую, часто стоят перед моими глазами даже ночью. Я думаю о них, об их жизненных идеалах, судьбах, и стараюсь вложить в свои снимки более глубокое внутреннее содержание.
Мразкова: В Праге вы показали свой обширный и исключительно сильный репортаж «Беженцы из Восточной Бенгалии». У вас, вероятно, много подобных социально-политических репортажей?
Рай: — Это первое крупное событие политической важности, которое я осветил так подробно. Я был свидетелем человеческих страданий, когда миллионы людей остались без крова и пищи, без лекарств, а я с отчаянием ощущал свое бессилие. И я сделал единственное, что мне было под силу — рассказал об их страданиях. Я был с ними всего неделю, но мне казалось, что мы прожили вместе годы.
Йиру: Сила этого репортажа в том, что на примере Бенгалии автор говорит об общечеловеческих проблемах — о насилии, о нужде, о человеческом горе вообще. И при этом он умеет найти такие средства, которые каждого тронут до глубины души.
Рай: — Я уверен, что фотография не должна ограничиваться информацией. Цель ее — воздействовать эмоционально. И наоборот, конечно, хорошая фотография должна осведомлять, иметь конкретное и хорошо понятное для всех содержание.
Йиру: Я хотел бы поблагодарить господина Райа за то, что он помогает мне в моем многолетнем стремлении утвердить старую, но не для всех еще приемлемую истину, что и фоторепортаж должен обладать художественными качествами. Его снимки — доказательство этой истины.
Рай: — Спасибо, я думаю, однако, что без соблюдения этого правила никто не может быть хорошим фоторепортером.
Ремеш: Можете вы сказать нам, чувствуете ли вы себя больше фотографом-художником или репортером?
Рай: — Я не могу назвать себя фотографом-художником. Я не продумываю заранее свои снимки, обычно стараюсь запечатлеть то, что меня интересует в данный момент. Кроме того, фотография для меня в первую очередь — сообщение, рассказ о событии. Я никогда не думал о том, газетный я фотограф или художник. Я репортер и эстетические качества снимка считаю само собой разумеющейся вещью.
Мразкова: Из нашего разговора следует, что вы занимаетесь исключительно репортажем. Но ведь мы знаем, что вы являетесь автором прекрасных портретов и пейзажей.
Рай: — Мои портреты не являются классическими. Я никогда не прибегаю к режиссуре и не работаю в ателье. Я наблюдаю людей, и если меня заинтересует конкретное лицо, я запечатлеваю его тут же, в движении. Как я уже сказал, меня интересуют прежде всего люди, а пейзаж занимает меня в контексте с человеком — я не ищу в нем только красоту. Короче говоря, вне связи с человеком я ничего не фотографирую.
Ремеш: Оказал ли на вас влияние кто-либо из известных фотографов? Есть ли у вас образец, которому вы подражаете?
Рай: — Я знаю много выдающихся фотографов, высоко ценю их работы, но не могу сказать, что вижу в них образец. Самое большое влияние оказал на меня мой брат. Индийская фотография всегда имела склон к пиктореализму — официальной тенденции Лондонского королевского фотографического общества. Мой брат тоже начинал с пиктореализма, но целых 15 лет искал собственный путь в искусстве. Он остановился на фотографии, которую сегодня называют художественной, то есть начал делать естественные, живые и свежие снимки. Я всего лишь продолжал начатое им. Брат оказал влияние не только на меня, но и на индийскую фотографию.
Мразкова: Я хотела попросить вас рассказать о фотографии вашей страны. У вас, конечно, есть много клубов фотолюбителей. Есть ли у вас централизованная организация профессиональных фотографов-художников?
Рай: В Индии нет ни одной организации, объединяющей фотографов, нет и фотографичного журнала. В клубах учат большей частью технике, композиции и экспериментируют. Члены клубов посвящают слишком много времени формальной стороне фотографии, зачастую теряя представление о главном — о содержании. Несмотря на это, в Индии растет молодое талантливое поколение фотографов. Наша редакция недавно организовала национальную выставку, которая явилась отражением современного состояния и уровня индийской фотографии. Я считаю, что у нее богатое будущее.
Йиру: У меня такое впечатление, что индийская фотография сильно отличается от азийской фотографии в целом. Она тоньше, гуманнее.
Рай: — Это и мое мнение. Это можно объяснить тем, что в наших школах с самого начала уделяют много внимания искусству. В нашей стране богатые культурные и гуманистические традиции. Важно и то, что Индия в последние годы неустанно решает массу важнейших для нее социальных проблем. Поэтому и фотографы должны уяснять себе собственное отношение к вещам.
Ремеш: Что сделать для того, чтобы наша общественность была лучше информирована об индийской фотографии? Не могли бы мы увидеть выставку лучших ваших фотографов?
Рай: — Благодарю вас за интерес к нашей фотографии. Мы были бы счастливы познакомить вас, например, с выставкой фотографов газеты «Нью Дели». Кроме того мы хотели бы прислать вашему журналу снимки некоторых индийских авторов и фотографических групп.
Йиру: Как фотографу Праги мне хотелось бы спросить вас, нравится ли вам Прага.
Рай: — Я знаю три самых красивых города в мире: Рим, Эдинбург и Прагу. Но у вас помимо прочего я встретился с такой сердечностью и дружелюбием, каких нигде не видел. Здесь я тоже фотографирую только людей.
Ремеш: Вам как фотографу, интересующемуся социальными проблемами, не мешает то, что за границей вы лишены возможности глубже ознакомиться с жизнью людей?
Рай: — Очень мешает. Я журналист-фотограф, но считаю, что для того, чтобы рассказать о людях правду и выразить свое отношение к ним, надо с ними пожить.
Ремеш: Готовите ли вы книжное издание своих фотографий?
Рай: — Надеюсь, что издательство «Стейстсмен» издаст мои лучшие работы. Кроме того я готовлю книгу об одиноких старых людях, сиротах и безработных.
Мразкова: Знают ли у вас, в Индии, чехословацкую фотографию?
Рай: — Знают. Главным образом из зарубежных альманахов. Если бы вы знали об индийской фотографии столько же, сколько мы о чехословацкой, мы были бы счастливы. Но тут, понятно, речь идет не только об осведомленности. Вашей фотографии по праву принадлежит одно из первых мест в мире.
Рагу Рай

Рагу Рай фотографирует на кинопленку
Перед открытием своей пражской выставки Рагу Рай должен был ответить на многочисленные вопросы чешских редакторов, главным образом женщин.


Ярослав Чиляк
фотографические открытия Петра Пуртца

Новые открытия посредством фотографий, которые делает молодой автор Петр Пуртц из г. Кошице, не относятся к числу тех, которые вызывают удивление, а раньше или позже разочарование. Современный сильный прилив фотографов ведет, наряду с публикованием хороших снимков, и к многим случайным успехам. В калейдоскопе самых разнообразных критериев можно встретить и много противоречивых взглядов, которые большинство серьезных авторов, к счастью, не воспринимают в качестве рецептов для своего творчества. Это относится и к Петру Пуртцу, который в течение более чем десяти лет участвовал в многочисленных фотографических конкурсах и выставках. Опыт, который он при этом извлек, — это кредо остаться в фотографии самим собой.
Петр Пуртц, 32-летний инженер-проектант стальных конструкций на Восточно-словацком металлургическом заводе, не является в фотографии новичком. Казалось бы, определенная односторонность его узкой специализации должна была бы вызвать потребность компенсации, однако, это не проявляется в том, что П. Пуртц время от времени нажимает спуск фотоаппарата. Фотография для него — больше, чем обычное хобби. Уже в техническом институте определяется его эстетический подход к фотографии, который позднее, после окончания института, совершенствуется. Поэтому и первые шаги П. Пуртца в фотографии не имели горького привкуса идейной пустоты и досадного технического дилетантства. То обстоятельство, что он осознавал важность специфики изобразительных средств фотографии, сказалось на его фотографическом творчестве, особенно с 1963 г. Уже тогда все свидетельствовало о том, что в нашу фотографию вступает молодой, талантливый автор. Последние годы лишь подтвердили, что талант у него сочетается с творческой изобретательностью, терпеливостью и скромностью. Одновременно Пуртц стремился содействовать развитию творческих усилий восточнословацких авторов и повышению уровня восточнословацкой художественной фотографии.
Петр Пуртц — автор нового типа. Ему чужда предубежденность и свойственна беспристрастность в оценке снимков других фотографов. Вместе с тем он требователен не только по отношению к другим, но и к самому себе. В его работах (кроме раннего периода) не проявляется нерешительность или техническое несовершенство. В них всегда больше, чем простое фиксирование действительности. Каждому снимку предшествует творческий поиск, своеобразное видение и оценка. В середине шестидесятых лет его внимание привлекла красота и чистота девственной природы Муранского нагорья, ставшего для него неисчерпаемым источником творческого вдохновения. Цикл его фотографий о Муранском нагорье, полный тонкой поэзии, не утратил своих эстетических качеств по сегодняшний день. По праву можно назвать его фотографической поэмой.
Талант Петра Пуртца проявился и в сложной серии портретов, органически связанных с пейзажем или с промышленными объектами. Он умеет по-своему использовать и широкоугольный объектив. Так возникли его поэтические снимки, в которых меланхолическая задумчивость сочетается с бурной радостью.
Особое место в творчестве Петра Пуртца занимают автопортреты. В них проявляется не только ирония к самому себе, но и богатая творческая изобретательность и художественное воображение. Не удивительно, что именно эти его фотографии послужили основой для самостоятельной выставки автора в братиславской галерее «Профиль».
Петр Пуртц представляет молодость нашей фотографии. Его творчество обходится без стихийных «взрывов», зато ему свойственны неутомимый поиск и удивительные находки. Его работы отличаются глубиной и систематичностью. Все это является предпосылкой успеха в его дальнейшем творчестве.

Из коллекции «Летняя любовь»
Женский портрет
Мужской портрет
Коллега Вилло


только тухлая рыба плывет по течению...
ВИКТОР КОСТИН О СЕБЕ И О СВОИХ ФОТОГРАФИЯХ

В одном из номеров ревю «Фотография» мне очень понравилось изречение «Только тухлая рыба плывет по течению». С тех пор я часто вспоминаю эти мудрые слова, стараюсь не подпасть под влияние течения и идти собственным путем. Разрешите однако представиться: мне уже тридцать семь лет, по профессии я инженер, фотографией занимаюсь шесть лет, серьезно — последние три года. Печатался в республиканских и союзных журналах, участвовал в союзных и международных выставках, имею несколько наград.
Мое приобщение к фотографии не случайно. В детстве я много рисовал, во время учебы в Ленинграде участвовал в выставках. Больше всего мне удавалась графика с морской тематикой, — ведь я тогда был моряком (кстати, вода и сейчас влечет меня). Потом я начал фотографировать, вначале было много трудностей, потом еще больше, как говорится: «Дальше в лес, больше дров», но зато интереснее. Трудно было потому, что я начал снимать на стыке двух эпох — старая, классическая фотография еще прочно держалась на своих позициях, а новые веяния еще только пробивали себе дорогу. (Я имею в виду, конечно, фотографическую жизнь Днепропетровска.)
Большой поддержкой было сообщение, что пару моих снимков вы взяли в архив. Значит, направление выбрано правильно. Большую помощь в фотографии оказывает давнишнее увлечение изобразительным искусством и знание живописи и скульптуры. Больше всего я люблю импрессионистов, произведения которых оказывают незабываемое эмоциональное впечатление, без чего не может, по-моему, обойтись и хороший снимок.
Вместо карандаша и пера я сегодня пользуюсь фотоаппаратом и со всей ответственностью могу сказать, что художнику легче, чем фотографу, так как он свободнее может воплощать свой замысел и обращаться с холстом или бумагой. Мне кажется, что фотограф имеет право использовать при создании фотографии все средства изобразительного искусства, естественно, в разумных пределах, оставляя за фотографией ее фотографическую сущность. Все оправдано, если в результате получается хорошая фотография. Я также за кадрировку, — первую медаль за художественную фотографию я получил благодаря кадрировке.
Я люблю снимать пейзаж, пытаюсь снимать жанр, последнее время увлекаюсь портретом. Обычно портрет снимается (длиннофокусным) объективом. Я тоже так начинал, но когда модель видит направленный на нее объектив, она теряет индивидуальность, становится «деревянной», напоминая зайца под ружьем охотника. Учитывая, что естественность является залогом хорошего портрета, я начал пользоваться узкой камерой и телеобъективом МТО-500, так что теперь могу снимать портрет и с расстояния пятнадцати метров. Большей частью снимаю выдержкой 1/250 и 1/500 сек, пользуюсь пленками 180, 250 ед. ГОСТ или НР-27.
Вообще о фотографии трудно писать, на фотографию нужно смотреть. Сам я руководствуюсь тремя принципами: хороша только та фотография, которая заставляет человека думать; самое главное в фотографии — это образы людей с их радостями и горестями, в праздник и в будни; главная цель фотографа — рассказать о человеке, о времени, приоткрыть завесу над его внутренним миром...
В. К.
Виктор Костин
Три психологических портрета (МТО-500 — кинопленка)


ВИКТОР С. КОСТИН
эстетика
лес и фотограф

Времена, когда большая часть нашей страны была покрыта лесами, безвозвратно прошли. Сегодня леса отступают перед цивилизацией, но вместе с тем наряду с первоначальной функцией служат местом отдыха, источником эстетического наслаждения. Не удивительно поэтому, что лесоведение обогатилось также наукой об эстетике леса, согласно которой лес представляет собой одну из эстетических категорий.
Разные виды леса обладают различными эстетическими свойствами. Хвойный лес вызывает у нас ощущение тишины и спокойствия. Лиственный лес в течение года меняет свой внешний вид. Зимой графическая строгость голых ветвей вызывает ощущение грусти, весной они одеваются в зелень, осенью играют почти всеми цветами радуги. Смешанный лес имеет достоинства лиственного и хвойного. Хвойные деревья мало чем отличаются в своем эстетическом воздействии, изменяется лишь тональность стволов. Зато лиственные деревья отличаются большей разнообразностью. Вспомним величественные, обветренные дубы, серебристые стволы буков и тополей с их выразительными коронами, или березы, столь частый объект художника и фотографа.
Лес фотографируют так же часто, как и другие достопримечательности природы. Однако по мере того как менялся взгляд на лес как на эстетическую категорию, менялась и фотография леса. С тех пор как мы встречались с идиллическими до сентиментальности фотографиями, прошло не слишком много времени. Нежные картины, полные лиризма, сменили технически совершенные документальные снимки.
Сегодня мы редко встречаемся с пейзажной фотографией, еще реже с фотографией леса. Возможно, это связано с тем, что такие фотографии требуют много времени и терпеливости, что фотографу приходится изрядно помучиться, нередко пройти десятки километров в надежде, что где-то он найдет свой, отвечающий его представлениям лес. Даже если он его находит, вдруг оказывается, что условия не благоприятствуют съемке. И прежде чем удастся снова вернуться сюда фотографу (как это случилось со мной) его опережают лесорубы.
Если мы хотим фотографировать лес, то мы должны питать к нему определенные чувства, хотя бы такие, какие питает портретист к своей модели, вжиться в психологию леса и воспринимать его во всей его полноте и непосредственности.
Ладислав Пауле


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz