каморка папыВлада
журнал Физкультура и здоровье 1984-02 текст-9
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 26.06.2019, 04:36

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

СВИДАНИЕ С СОЛНЦЕМ
ВЛАДИМИР ЗЕЛЬДИН, народный артист СССР

Ранним утром, когда город еще спит, люблю пройтись знакомыми улицами и переулками Москвы. Выйти к родному театру, и его величественное здание, окутанное серою дымкой начинающегося дня, с темными провалами окон, потушенными фонарями, напоминает о вчерашнем дне и о планах на будущее, работе, товарищах... По зеленому бульвару, тянущемуся к Садовому кольцу, выхожу к эстакаде и, минуя ее, продолжаю путь. А солнце, поднимаясь над городом, окрашивает его в мягкие, золотистые тона, играет в стеклах витрин, домов, и прохлада ночи уходит в темные уголки дворов, скрывается в гулкой тиши подземных переходов. Начинается новый день. Здравствуй, жизнь!
Вечером, после спектакля, когда опустевший зал еще хранит дыхание наших гостей и последние зрители покидают мраморный вестибюль театра, возвращаюсь по затихающим улицам домой. Эта вечерняя прогулка позволяет подумать, проанализировать свою работу. Порой досадно морщишься, вспоминая, что сделал что-то не так. И радуешься, когда нашел новый интересный жест, пусть маленький, но еще один штрих к знакомому портрету роли.
Я — актер, и, естественно, профессия накладывает свой отпечаток на распорядок дня. По многолетней привычке именно в поздние часы разбираю почту, читаю газеты, журналы, письма. Письма зрителей — особо. Какие они разные, мои зрители, помнящие фильмы довоенной поры, репертуар театра тридцатилетней давности, и те, кто недавно впервые открыл дверь здания на площади Борьбы. Постоянные корреспонденты, заочное знакомство с которыми произошло много лет назад, и новые имена, случайные открытки с поздравлениями, наивными вопросами — как стать актером, и серьезный разговор об увиденной роли, о пьесе. Письма разные, но столь дорогие сердцу каждого актера. И вот что интересно — в последнее время все чаще задают вопросы о роли спорта в творчестве актера, в частности и в моей творческой судьбе, о том, как продлить активность, сохранить интерес к текущим событиям, когда «тебе давно не двадцать». Помнится, после спектакля «Моя профессия — синьор из общества» ко мне подошла пожилая пара и, сказав добрые слова о сыгранной роли, спектакле, смущенно улыбаясь, попросила «рецепт» — мол, видели, с какой легкостью вы двигались по сцене и рядом с молодыми партнерами выглядели чуть ли не их одногодками,— так как же сохранить молодость, научите. Честно говоря, мне было очень приятно столь лестное сравнение, но все же годы дают о себе знать. Да и никакого чудодейственного «рецепта» продления молодости не существует. Все очень просто...
В двадцатые годы мы жили в Лефортово. Сейчас здесь поднялись высокие дома, а когда-то это был отдаленный район столицы, окраина. А вот старый парк, место наших детских игр и забав, сохранился. Не помню как, должно быть, вместе с дворовыми мальчишками, попал на каток. Захотелось бегать взапуски с ребятами. Выпросил у кого-то коньки, попытался проехать по льду, упал, больно ударился, но тем желаннее была цель. Должен сказать, что в те годы все свободное время занимали спортивные увлечения. Словно одержимые гоняли мы футбольный мяч и рвали последние, вернее единственные, башмаки. Нас захватил азарт игры, азарт победы. И вспоминая сегодня те годы, я понимаю, что спорт увел нас от бестолковой суетни в подворотнях, от безделия, пустого ухарства юности.
Наша молодость пришлась на молодость страны. Мы строили свое Отечество, учились жить. Кипучая жажда деятельности бурлила в нас. Меня захватило искусство. Театр я любил с детства, но, конечно, и не предполагал, что когда-нибудь сцена станет делом жизни.
В тридцатые годы при Театре имени МОСПС (теперь театр Моссовета) существовало училище. В нем-то и довелось мне учиться. С восторгом вспоминаю уроки мастерства, истинно творческую обстановку занятий. Мы учились всему, в том числе и пластике, легкости и изяществу движения, учились ходить по сцене. Вот когда пригодились увлечения спортом! Среди многих громких театральных имен того времени хочу вспомнить Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Это был прекрасный педагог, требовательный режиссер-новатор. Его «биомеханика» увлекла многих актеров, в том числе и меня. Я находил в его идеях близкую для себя тему — пластику, ритм, движение. Мы играли этюды, где порой требовались ловкость акробата и гибкость гимнаста. Эти уроки научили меня владеть телом, руками. Для актера очень важна раскованность, тогда он легко ориентируется, не боится «зеркала» сцены.
Люблю вводить в роль элементы танца, а когда позволяет действие — показать его целиком. Мой любимый Альдемаро из «Учителя танцев» тому пример. В 1975 году я последний раз вышел в «Учителе танцев», но о каждом из тысячи спектаклей помню и буду помнить. Альдемаро — роль, требующая специальной подготовки — и физической, и психологической. Еще накануне, а тем более в день спектакля, готовил себя к сцене — энергичная зарядка, работа у станка, лишние полчаса на свежем воздухе, легкое питание. Альдемаро изящно фехтует, танцует, с юношеским задором пробегает по сцене. Он увлекает дам непринужденностью и грациозностью движений. Страшно представить в этой роли актера, задохнувшегося после пробежки или просящего за кулисами таблетку валидола. Спектакля не будет! Меня Альдемаро приучил к дисциплине труда, сосредоточенности, умению держать «форму».
...В предвоенные годы спорт занимал в жизни молодых людей особое место. Зайдите сегодня в специализированный магазин — глаза разбегаются: тренажеры, всевозможные приспособления для домашней гимнастики, массажа, яркие мячи, обручи, прекрасные тренировочные костюмы... А тогда мы довольствовались малым и с удовольствием носили тапочки, чищенные зубным порошком, голубую футболку, шаровары. Но главное было в том, что спорт стал нашим добрым другом. Комсомол призывал молодежь — достигайте спортивных высот. Помню первые физкультурные парады на Красной площади, пирамиды, стройные колонны гимнастов. Четко, слаженно проходил праздник спорта. Был построен стадион «Динамо» — тогда он казался великолепным, огромным и величественным. И мы шли на футбол, предвкушая интересное, захватывающее зрелище.
В эти же годы стал посещать манеж, где брал уроки верховой езды. Должен сказать, что конный спорт — прекрасный помощник в гармоничном развитии. Верховая езда заставляет работать все тело, все мышцы напряжены. Люблю лошадей. Какое это мудрое, чуткое и грациозное животное. Оно понимает наездника, но дружба с ним приходит не сразу. Грубость, резкое слово здесь не помощник. Зато какое наслаждение, сидя в седле, пройтись по кругу, сдерживая пыл своего друга, а потом, дав ему свободу, лететь вперед. И не думал я тогда, что скажу спасибо манежу за выучку. Но эти навыки очень пригодились, когда снимался в фильме «Свинарка и пастух». Роль гордого Мусаиба, увлеченного любовью к девушке, которую играла Марина Ладынина, требовала умения хорошо ездить на коне. Мусаиб — прекрасный наездник. Да и как могло быть иначе: на его родине говорят, что настоящий горец рождается в седле. Картина снималась в тяжелую военную пору. Ни о каком дублере не могло быть и речи. А потом разве настоящий актер разрешит такую подмену? В тяжелой бурке, папахе — вид весьма живописный — провел я съемки и, расставаясь с конем, почувствовал какую-то растерянность, словно уходил от доброго друга. И тогда же понял, что любое освоенное дело когда-нибудь да пригодится. В картине «Свинарка и пастух» звучит прекрасная песня, и есть в ней такие слова: «И в какой стороне я ни буду, по какой ни пройду я тропе, друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве». Пусть простят меня за перефраз известной песни, но скажу, что таким другом, настоящим помощником в жизни стал для меня спорт.
Профессия актера заставляет внимательно приглядываться к людям. Жест, манера разговора, поведение — все в багаж, вдруг пригодится. Вот идет молодой человек. Высокий рост, добрые глаза, приветливое лицо — словом, все при нем. Но как идет! Ссутулясь, тяжело передвигая ноги, словно гири пудовые волочит за собой. Так и хочется подойти и сказать: выпрямись, подтяни живот, подберись! Возьми за правило выполнять утреннюю гимнастику, и многое изменится в поведении, станет легче сохранять правильную осанку.
Мне скоро семьдесят, точнее в 1985 году. И все эти годы я занимаюсь утренней гимнастикой. Конечно, некоторые упражнения пришлось заменить более доступными — ничего не поделаешь, возраст!— но в целом комплекс сохранился. Три раза в неделю — бассейн. Утром, до начала работы, занимаюсь плаванием. Порой съемки или репетиция принуждают подняться пораньше и, честно, вставать не хочется, но знаю — надо, а потом рад, что не послушался лени. У меня большой и интересный день. Конечно, каждый человек живет по собственному расписанию и не всегда может в течение недели выбраться поплавать, но ведь существуют два выходных дня.
Люблю ходить и, когда представляется возможным, совершаю долгие пешие переходы. Сейчас многие увлекаются бегом. Но нельзя забывать о том, что не каждому такие упражнения под силу. Излишняя резвость чревата последствиями. Занятия спортом должны приносить радость, бодрость. Прекрасный помощник в этом — самоконтроль. Почувствовал усталость, остановись, передохни.
Около сорока лет я работаю в Центральном театре Советской Армии. Сыграно много ролей. Разные характеры, судьбы живут во мне. Театр — великолепная школа и жизни, и творчества. Театр еще более утвердил мое понимание спорта. Я бы сказал, что спорт — это воспитатель, творец лучших человеческих качеств — товарищества, взаимной выручки.
Многие годы наш театр дружит со спортсменами ЦСКА. Эта дружба особая, творческая, я бы сказал, взаимополезная. И не только потому, что ребята приходят в театр, смотрят спектакли. И не только потому, что мы, актеры, чувствуем себя как дома в спортивных залах. Великолепный дух товарищества, общность мыслей, творческая активность — вот что главное в наших взаимоотношениях. Довелось мне бывать и на тренировках команд, видеть, какого труда стоит блестящая подготовка, умение ориентироваться на поле. Настоящий спорт — удел не только крепких, выносливых. Спорт — удел людей думающих, обладающих, острым, тонким умом. Безусловно, необходимо иметь и определенные задатки, но развить их можно в ходе тренировки, стремясь к победе, совершенству. Блестящая реакция на жест, точность удара... Хоккейный матч как хороший спектакль, со своей интригой, характерами, со своей «сверхзадачей». Очевидно, многим памятна недавняя Белая олимпиада в Сараево. Ее эмблема регулярно появлялась на экранах телевизоров, в печати. Победа наших хоккеистов в упорной, я бы сказал, тяжкой борьбе — пример выносливости и физической, и духовной. Они играли по-мужски красиво, крепко. Успех советской команды радует и ободряет сердца болельщиков. Очевидно, тем, кто смотрел телевизионные трансляции из Югославии, памятны критические ситуации поединка, когда считанные секунды решали исход матча. Благодаря экрану, мы видели лица спортсменов. Какая гамма чувств, переживаний, сколько экспрессии!
И вот еще о чем я хочу сказать. Советский спорт воспитывает корректность поведения, благородство. Публичное хулиганство, столь часто встречающееся на хоккейных, футбольных матчах во многих западных странах и проявляющееся в преднамеренном членовредительстве, несовместимо с нормами морали советских мастеров. Зритель, наблюдая за игрой любимой команды, невольно перенимает дух открытой, честной борьбы. И в театре, переживая и сострадая, любя и ненавидя, восхищаясь и ужасаясь, он учится благородству, постигает высокие духовные начала.
Существует мнение, что человеческий организм обладает скрытыми резервами, использовать которые можно при определенных, порой экстремальных ситуациях. «Второе дыхание», я бы так назвал эту способность организма, приходит совершенно неожиданно, вне зависимости от возраста, профессии. Вновь хочу сослаться на собственный пример. Для меня спорт не самоцель, а возможность жить активной творческой жизнью. И порой сам удивляюсь, откуда на все — работа в театре, кино, общественные обязанности — хватает сил. Вот оно, «второе дыхание». Должен сказать, что теннис давно стал любимым видом спорта. С удовольствием хожу на корт, и весьма радует, что все больше становится приверженцев этой эмоциональной игры. В теннисе я, конечно, дилетант. Но белые краски костюма, корт, четкий стук мяча — не правда ли, здорово! Теннис — великолепная форма активного отдыха, хорошая встряска после напряженного дня. Я — за такой отдых, когда происходит смена занятий, когда отключаешься от забот и отдаешься движению.
Радует энтузиазм, с которым идут люди в группы физической подготовки, где занимаются и стар и млад. Но необходимо шире пропагандировать такие занятия. Я знаю, как трудно преодолеть барьер неумелости, беспомощности собственного тела, той стыдливости, что возникает при взгляде на дряблые мускулы, обвисший живот... И тренеру, проводящему занятия, надо обладать тактичностью, добротой, определенной смелостью в проведении занятий. Физкультура — это массовость, это здоровье. Так и должно быть!
Меньше всего мне хотелось бы выглядеть эдаким метром, изрекающим прописные истины. Мои заметки вызваны желанием помочь, убедить в полезности и важности занятий физкультурой каждого. Это родник, воды которого обладают даром бодрости, силы, светлым даром творчества, жизнестойкости.
Хочу сказать и о питании. Чего греха таить, любим мы шумные застолья, с обилием блюд, тостами «за здравие», сидением за полночь. А на следующий день... Разбитый, вялый человек приходит на службу, мечтая только об одном — когда окончатся рабочие часы. Подумайте — потерян день жизни. По-те-рян! Не знаю, может, для кого-то это покажется и странным, но за свою жизнь я не выкурил ни одной сигареты, не выпил и стакана вина. Не потому, что являюсь ненавистником бокала искристого, легкого напитка, а потому, что не испытываю в том потребности. Как не испытываю потребности в обилии яств. Когда человек встает из-за стола с легкостью, приятным чувством недоедания, он способен трудиться. Вот уже много лет я придерживаюсь строгого режима питания. Не ем сладкого, мучного, отдаю предпочтение фруктам, овощам, сокам. Многие из моих друзей увлекаются диетами, устраивают творожные, молочные, яблочные дни. Причем нередко без совета с врачом, по собственной убежденности в полезности такого питания. Устраивают «голодные дни», а потом с радостью восполняют потерянные килограммы, считая, что весовой баланс сохранен. Кроме вреда, такие увлечения ничего не приносят.
...Сейчас я снимаюсь в фильме Евгения Матвеева «Победа». Работа интересная, но очень ответственная — ведь этот фильм построен по известному произведению Александра Чаковского, произведению сильного публицистического звучания. Каждый день требует полной отдачи сил. И я черпаю их в спорте. Как прав был Пьер де Кубертен, сказавший:
О спорт!
Ты утверждаешь — надо
мечтать.
Надо сметь.
Надо дерзать.
Прекрасно слово — надо. Оно помогает растить людей мужественных, сильных, ловких. Словом, тех, кто дружит со спортом, с физкультурой. В начале своего рассказа я упомянул супружескую пару, мечтавшую о рецепте сохранения бодрости тела и духа. Вот он: поставьте перед собой задачу каждый день начинать с физзарядки, каждый день начинать со свидания с солнцем.


•ФИЗ• ОТВЕЧАЕТ

Давно страдаю бессонницей. Перепробовал много различных средств, но с переменным успехом. Нельзя ли мне помочь!
(А. Сайкин, Тирасполь)

Бессонницу считают одной из болезней цивилизации, в которой, однако, повинен сам человек... Традиционные приемы подготовки ко сну — прогулка, воздержание от алкоголя и табака в вечерние часы, легкий, непоздний ужин, теплая ванна и т. п.— позабыты и воспринимаются чуть ли не как чудачество. Современный человек достает снотворные таблетки, он им доверяет больше, чем самому себе. А ведь прекрасным средством для преодоления бессонницы является аутогенная тренировка. Подробно о ее методах вы можете узнать из книги Ханнеса Линдемана «Аутогенная тренировка» («ФиС», 1980 г.), которая будет переиздана в 1985 г., а сейчас приведем лишь несколько формул намерения (цели) при нарушениях сна, которые рекомендует автор для тех, кто уже овладел методами АТ.
1. Когда не удается заснуть:
Голова свободна от мыслей.
Я равнодушен к заботам и впечатлениям дня.
Чувствую душевное успокоение.
Хочется отдохнуть.
Я заслужил отдых.
Глаза слипаются, веки тяжелые.
Нижняя челюсть тяжелая, основание языка тяжелое, глаза закрываются, веки тяжелые.
Хочется покоя, наступает сон.
2. Чтобы сон был крепким:
Я сплю глубоко и крепко.
Сон глубокий и крепкий.
Мне хорошо спится.
Я лежу и сплю в покое.
Я сплю глубоко, крепко, без забот, проснусь свежим и полным сил.
Глубоко и крепко спать, чтобы утром свежим встать.
3. Чтобы проснуться вовремя:
Я сплю глубоко и крепко до 6 утра.
Просыпаться без труда я привык к 6 утра.
Глубоко и крепко спать, чтобы утром рано встать.
Я отключаюсь от всего до 6 утра.
4. Для лиц, работающих в ночную смену или по скользящему графику:
Будь хоть поздно или рано, засыпаю без труда я.
Я легко засыпаю в любое время и в любом месте.
Я везде сплю, как в собственной кровати.
5. Разные нарушения сна:
Сон охватывает меня без таблеток.
Мне хочется отдохнуть.
Мне хорошо и глубоко спится.
Я равнодушен к шуму.
Ритмичный шум (стук колес) убаюкивает.
6. Если уснуть так и не удалось:
Ничего страшного, все равно я отдохнул.
Придет время, и я засну крепко и хорошо.
Я совершенно спокоен.


АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ

Пенсионный возраст — не время «доживания». Это полноценный период жизни, который может и должен быть насыщен посильной физической нагрузкой и творческим трудом. Такой ритм наиболее благоприятен для здоровья, он позволяет человеку оставаться полезным членом общества, делает его жизнь содержательной и полной глубокого смысла.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

Все большую популярность в наши дни приобретают занятия оздоровительной ходьбой и бегом. Особую важность в этих случаях приобретает функциональное состояние нижних конечностей, их дееспособность.
Еще великий русский полководец Александр Суворов перед длительными походами приказывал, чтобы проверили состояние ног солдат, ибо считал, что армия «сильна ногами».
Наблюдающиеся нарушения опорной функции стопы — плоскостопие — заметно затрудняют выполнение естественных видов движения, таких, как ходьба, бег, прыжки.
Стопа человека имеет два свода — продольный и поперечный, обеспечивающие ее рессорность, т. е. способность амортизировать сотрясения тела при ходьбе, беге, прыжках, и повышающие выносливость к физическим нагрузкам. Уменьшение сводов стопы и носит название «плоскостопие». При плоскостопии одновременно происходит и скручивание стоп, поэтому нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод. Рессорность стопы при этом резко снижается. При уплощении свода стопы происходит излишнее натяжение связок и подошвенного нерва, что вызывает быстрое утомление ног и боли.
Поскольку стопа имеет два свода — продольный и поперечный, различают плоскостопие продольное и поперечное. Поперечное плоскостопие обычно сопровождается другими деформациями и встречается чаще, чем продольное.
Прогрессирование продольного плоскостопия приводит к увеличению длины стопы в основном вследствие опускания продольного свода, а развитие поперечного плоскостопия, напротив, немного уменьшает длину стопы из-за веерообразного расхождения плюсневых костей.
Плоскостопие непосредственно зависит от массы тела, с увеличение, массы, или веса тела возрастает осевая нагрузка на стопы, и плоскостопие становится более выраженным. Продольное плоскостопие чаще всего отмечается у людей в возрасте 16— 25 лет, поперечное — в 35—50.
Различают врожденную плоскую стопу и различные формы плоскостопия, приобретенные в течение жизни.
Наиболее часто — в 82% случаев встречается статическое плоскостопие, которое возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей. Причины его развития могут быть различными: увеличение массы тела, продолжительная работа в положении стоя, уменьшение силы мышц по мере старения организма, отсутствие достаточной тренированности у лиц малоподвижных профессий и т. д.
Плоскостопие определяют, применяя метод Фридленда. Для этого измеряют циркулем высоту стопы, т. е. расстояние от пола до верхней поверхности ладьевидной кости, которая хорошо прощупывается приблизительно на палец кпереди от голеностопного сустава. После этого измеряют длину стопы: расстояние от кончика 1-го пальца до задней округлости пятки. Зная обе величины в миллиметрах, умножают высоту стопы на 100 и полученную цифру делят на длину стопы. Полученная величина является искомым индексом. Индекс у человека, имеющего нормальный свод, колеблется от 31 до 29. Если показатель равен 29—27, то это указывает на пониженный свод (плоскостопие), а если же он ниже 25 — на значительное плоскостопие.
Профилактика и лечение статического плоскостопия и является темой нашего разговора.
Итак, следует еще раз подчеркнуть, что статическое плоскостопие развивается чаще всего в тех случаях, когда мышцы и связочный аппарат стопы и голени недостаточно развиты, упругость их понижена и увеличивающийся вес тела, возрастающая по силе и времени осевая нагрузка на своды стопы начинают заметно снижать ее амортизационные свойства. Причиной плоскостопия может быть и ношение нерациональной обуви. При выборе обуви следует учитывать, что при ходьбе на высоких каблуках происходит перераспределение нагрузок — с пятки на область поперечного свода, происходит расширение переднего отдела стопы и изменение положения (веерообразное) пальцев. Следует обращать внимание и на воспитание правильной осанки, на параллельную постановку стоп при стоянии и ходьбе. Замечено, что ходьба с разведенными в стороны носками перегружает внутренний край стопы и вызывает ее уплощение.
Необходимо учитывать, что плоскостопие может появиться постепенно, незаметно, без ярко выраженных признаков. Вначале возникает повышенная утомляемость при длительной ходьбе, при долгом стоянии, а уже затем появляются боли в стопе. Подобные симптомы являются основанием для обращения к ортопеду и получения специального лечения.
Важными и необходимыми компонентами лечения плоскостопия являются физические упражнения. Но необходимо знать и помнить, что лечение уже сформировавшегося плоскостопия несравненно сложнее, нежели профилактика, т. е. предупреждение его возникновения, и здесь роль физических упражнений просто неоценима, так как в основе профилактики плоскостопия — укрепление сумочно-связочного аппарата стопы, повышение тонуса и силы мышц стопы и голени.
Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным не только на укрепление мышечно-связочного аппарата голени и стопы, но и на гармоничное развитие мышц туловища и конечностей, на воспитание правильной осанки. При лечении плоскостопия главное место занимает лечебная гимнастика, массаж и ношение специальной обуви или специальных вкладышей — супинаторов.
В занятия лечебной гимнастикой необходимо обязательно включать: упражнения для воспитания правильной осанки и правильного положения нижних конечностей при стоянии и ходьбе; специальные упражнения с различными приспособлениями и снарядами и без них для укрепления мышц и связок голени и стопы; специальные корригирующие упражнения.
При болях в икроножных мышцах и мышцах свода стопы рекомендуется перед занятиями лечебной гимнастикой проводить массаж этих мышечных групп. Массаж лучше проводить в положении лежа с использованием следующих приемов: поглаживания, растирания, разминания и поколачивания. Начинают массаж с мышц подошвенной поверхности стопы, затем переходят на мышцы передней и задней поверхности голени.
Более подробно с приемами массажа и самомассажа можно ознакомиться, прочтя книгу А. А. Бирюкова «Самомассаж» («ФиС», 1983 г.).
Специальные упражнения выполняются в исходных положениях лежа, сидя, стоя и во время ходьбы. При этом следует избегать упражнений, при которых вес тела приходится на внутренний край стопы, не следует также при занятиях разводить стопы широко в стороны, так как это способствует не укреплению свода стопы, а ее уплощению.
Если боли в мышцах стопы и голени возникают при ходьбе или в случае слабости развития мышц нижних конечностей, занятия лечебной гимнастикой целесообразней начинать с исходных положений сидя, лежа, когда на стопу практически не падает никакая нагрузка и можно эффективно проводить целенаправленное укрепление мышц голени и свода стопы.
В исходном положении лежа на спине следует выполнять следующие упражнения.
1. Имитация движений ног, как при езде на велосипеде, с одновременным оттягиванием носков и поворотом стопы вовнутрь. Выполнить 6—8 вращений, дыхание свободное. Фиксировать внимание на правильном положении стоп.
2. Скользящие попеременные движения стопы по голени другой ноги от голеностопного сустава до коленного и обратно. Выполнить 8—10 движений каждой ногой. Затем подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень.
3. Попеременные движения прямых ног вверх-вниз (как при плавании кролем на спине). Носки оттянуты, стопы повернуты вовнутрь. Выполнить 2—3 серии с отдыхом между сериями, в каждой серии по 4—6 циклов.
Из исходного положения сидя на высоком стуле рекомендуем выполнять следующие упражнения.
1. Качание ногой вперед-назад за счет движения в коленных суставах. Носки оттянуты, стопы повернуты вовнутрь. Выполнить 10—16 движений (рис. 1).
2. Приведение и отведение ног (рис. 2). Положение стоп такое же, как в предыдущем упражнении. Выполнить 10—14 движений.
3. Круговые вращения стоп вовнутрь и кнаружи. Выполнить 15— 20 вращений в каждую сторону.
4. Подбивание мяча, подвешенного на шнурке, наружным краем тыльной поверхности стопы — 1—2 мин.
5. Катание стопами палки или булавы (рис. 3).
6. Захватывание и подъем стопами медицинбола или мяча.
7. Подтягивание пальцами матерчатого коврика (рис. 4).
8. Подбор мелких предметов пальцами ног.
Выполнение упражнений в исходном положении стоя дает возможность укрепить мышцы свода стопы и нижних конечностей, выработать правильную осанку, правильное положение тела и конечностей при стоянии и ходьбе, выполнять движения для совершенствования чувства равновесия.
При выполнении упражнений с ограниченной площадью опоры и на равновесие в первое время можно придерживаться за гимнастическую стенку.
1. И. п. — стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки, вернуться в и. п. Повторить 6—8 раз.
2. И. п. — то же. Полуприсед. Повторить 6—8 раз.
3. И. п.— стоя, носки внутрь, пятки наружу. Подняться на носках, вернуться в и. п. Повторить 10—12 раз.
4. И. п. — стоя, ноги расположены одна за другой. Подняться на носках и плавно опуститься. Повторить 8— 10 раз.
5. И. п. — стоя на носках, стопы параллельны, руки на поясе. Подниматься и опускаться на носках, покачиваясь и не вставая на пол. Повторить 8—10 раз.
6. И. п.— стоя, руки на поясе. Ходьба на носках и на наружном своде стопы — 1—1,5 мин.
7. И. п.— стоя, руки за головой в замке, плечи развернуты, лопатки сведены. Ходьба на носках (носки разворачивать вовнутрь) — 1—1,5 мин.
8. И. п.— стоя, руки на поясе. Ходьба на носках в полуприседе — 20— 30 сек.
9. И. п.— стоя, держась рукой за гимнастическую стенку, поочередно поднимать прямую ногу — круговые вращения стопой. Повторить 6—8 раз.
10. Ходьба боком по нижней рейке гимнастической стенки — 30— 40 сек.
Для укрепления мышц свода стопы рекомендуется также ходьба по полукруглому или треугольному шесту. При ходьбе носки ставить вовнутрь. Для развития мышечной силы и укрепления свода стоп рекомендуется лазание по канату и шесту, ходьба босиком по дорожке с покрытием из гравия. В теплое время года рекомендуется хождение босиком по песку, по скошенной траве. Необходимо сочетать такую специальную ходьбу с закаливающими процедурами.
Регулярное, систематическое применение перечисленных выше упражнений вместе с общеразвивающими и укрепляющими позволит на ранних этапах формирования плоскостопия избежать деформации стоп. В запущенных случаях комплекс перечисленных мер, применяемых одновременно с ношением удобной обуви с супинаторами, позволит стабилизировать процесс деформации, устранить болевые ощущения в мышцах и суставах нижних конечностей, повысить функциональные возможности всего опорно-двигательного аппарата.
Наиль ВАЛЕЕВ, кандидат медицинских наук,
Алмаз ШАКИРОВ, кандидат медицинских наук


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz