каморка папыВлада
журнал Физкультура и здоровье 1984-02 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 19.06.2019, 20:05

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ЯНА БЕРДЫХОВА

Все родители, несомненно, хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако они часто забывают, что хорошие физические данные обуславливаются и двигательной активностью ребенка и помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым. Забота о формировании двигательных функций ребенка, о развитии необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других показателей является первоочередной задачей матери и отца еще до поступления ребенка в школу. Дети с момента рождения до двух лет нуждаются в особом подходе, использовании специальных упражнений и методов. Основным для занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. После 6 лет занятия в семье не прекращаются, однако появляются и другие возможности для физического развития ребенка в детском саду и школе.

Когда и сколько заниматься
Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда, необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Прежде всего следует соблюдать принцип регулярности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.
Продолжительность занятий родителей с ребенком различна, она зависит от возраста ребенка, от того, каким временем располагают родители, от времени дня и от того, что делает ребенок до и после занятий.
Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна разминаются мышцы тела, ускоряют кровоток в тканях. Лучше использовать для зарядки легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения разучивать новые, более сложные. Продолжительность утренних занятий — до 10 минут.
Необходимо до обеда дать ребенку возможность погулять, покататься на детском самокате, велосипеде, поиграть в песочнице, с игрушками, особенно на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы провести 15—20-минутный более интенсивный урок, включив в него упражнения для крупных групп мышц.
Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами (игрушками, велосипедом, самокатом) и для упражнений на различных снарядах (гимнастических стенках, качелях, горках), если возможно, в обществе сверстников. В это же время удобно провести более длительное занятие с одним из родителей (около 20 минут).
Упражнения перед ужином — наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических элементов, проведения игр и совершенствования достигнутого. Продолжительность занятий — 20—30 минут, с шестилетними детьми — до 45 минут.
После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется.
Стоит использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе, которую предоставляют выходные дни.
Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересно, что, пока ребенок находится в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают этот принцип, но, когда дети подрастают, родители бывают уже не столь последовательны. Если ребенок может в летнее время проводить весь день на воздухе, это обычно благоприятно отражается на его физическом развитии.
Для нормального физического развития здорового ребенка ему недостаточно просто сопровождать мать за покупками, спешить за ней по оживленным улицам города; необходимым требованием является возможность свободно побегать. Ребенку 3—5-летнего возраста полезнее побегать по травке, поиграть, чем идти в поход,— в таком случае ребенок сам контролирует степень своего утомления.

Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой
Здорового ребенка не требуется принуждать к занятиям физкультурой, он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению каких-либо особо сложных или монотонных движений или превращать занятия в скучный урок. Занятия должны проходить в виде игры, тогда ребенок все время будет находиться в прекрасном настроении. Хорошо, если мы ободрим ребенка похвалой, удивимся, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям можно, продемонстрировав то, что он умеет, остальным членам семьи или другим детям. Так, постепенно у ребенка развивается здоровая самоуверенность и стремление учиться дальше, осваивать новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка отсутствует желание заниматься, нужно прежде всего проанализировать причины его негативного отношения (болен, устал, сонный) и постараться в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Некоторые полные дети не любят занятия, потому что им тяжело двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует лечить с помощью диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не отставали в двигательном развитии. Поощрением для них может, кроме похвалы, служить и убедительное объяснение, почему им необходимы физические занятия (чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не обгоняли другие дети, чтобы он скорее научился плавать — полные дети обладают прекрасными данными для освоения плавания).

Чем и как заниматься
Прежде всего взрослый должен точно знать, какое упражнение он хочет разучить с ребенком, как будет его выполнять и какой цели стремится достичь. Каждое упражнение и каждая подвижная игра имеет свою задачу, цель, поэтому они подразделяются на несколько групп.
В первую группу входят упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч, других отделов тела. Упражнения такого рода называются оздоровительными, хотя и остальные упражнения имеют большое оздоравливающее значение, однако именно эти движения направлены непосредственно на формирование правильной осанки. При выполнении этих упражнений необходимо заботиться главным образом о правильности выполнения, о правильном положении отдельных частей тела, чтобы добиться требуемого выпрямления спины, растягивания соответствующих групп мышц и т. п. Родители прежде должны продемонстрировать упражнение ребенку, чтобы он видел, как следует его правильно выполнять, а затем помочь ему освоить новое движение. При выполнении любого упражнения этой группы требуются помощь и неназойливое наблюдение со стороны взрослых, чтобы отдельные позы и положения были правильными.
Во вторую группу входят упражнения, содержащие акробатические элементы. Они направлены на развитие гибкости, ловкости и быстроты реакции и выполняются со страховкой. Выполнение этих движений, чтобы они были полностью безопасными, требует от взрослого проявления большой осторожности и внимания. Поскольку родители заинтересованы в том, чтобы развить у ребенка смелость, умение преодолевать страх, вызываемый необычными положениями тела (например, головой вниз) или быстрыми изменениями позиций (при раскачивании и перебрасывании ребенка), следует терпеливо учить ребенка ориентироваться в необычных положениях, пока он не преодолеет боязливость и не будет с радостью повторять акробатические упражнения.
В третью группу входят подвижные игры, в которых используются ходьба, бег, прыжки, лазание и бросание. Чтобы эти естественные движения обладали притягательностью для детей, их объединяют игрой с очень простыми правилами. Таким образом ребенок учится и соблюдать определенные правила, порядок, умению сосредоточиваться и приучаться к дисциплине, учится также и умению проигрывать (все не могут быть первыми, необходимо учесть и возможность оказаться на последнем месте, если другие окажутся более проворными).
Для выполнения упражнений этой группы нужен коллектив, поэтому ребенок играет с родителями либо со старшими братьями и сестрами.
В четвертую группу входят упражнения с использованием различных предметов или снарядов на свежем воздухе или в помещении. Сюда относится, например, ходьба по приподнятой и наклонной плоскости, лазание по лесенке и гимнастической стенке, подлезание и проползание под различными препятствиями, перелезание и перепрыгивание препятствий, вспрыгивание на препятствия. Здесь необходимо соблюдать принцип постепенного повышения требований к детям. Особенно важна изобретательность родителей, которая поможет в повседневных условиях подготовить для детей различные интересные преграды для перелезания, перепрыгивания и раскачивания, которые обогатили бы запас движений ребенка. В этих упражнениях важна не столько точность выполнения, сколько быстрая адаптация к необычным условиям. Согласно результатам наших экспериментов, детям больше всего нравится этот вид упражнений.

Как обеспечить безопасность занятий
Каждое движение, которое выполняется вместе с ребенком, должно быть правильно выбрано и хорошо исполнено, возможность какого-либо ущерба для здоровья должна быть полностью исключена. Насколько необходимо обеспечение безопасности, страховки и помощи ребенку, настолько неоправдана излишняя боязливость, которая мешает ребенку стать самостоятельным. Обратите внимание на основные принципы обеспечения безопасности, которые следует соблюдать при воспитании у ребенка смелости.
Поднимая ребенка, никогда не следует держать его только за кисти, всегда за предплечье целиком, поскольку кости запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопасным местом при поддержке ребенка являются бока. При выполнении акробатических упражнений очень важны движения рук взрослого, предохраняющие позвоночник от неправильного изгиба и голову от неправильного поворота или удара.
Новое упражнение следует осваивать медленно и постоянно поддерживать ребенка, чтобы он испытывал чувство уверенности. При дальнейшем повторении можно ускорять темп упражнения и постепенно перестать помогать ребенку, чтобы он как можно скорее выполнил это упражнение самостоятельно (например, проход по узкой лавочке, лазание по лестнице, спрыгивание с нижней ступеньки). Постоянно подстраховывайте ребенка, будьте готовы в случае необходимости быстро его подхватить.
Учите ребенка быть внимательным на занятиях, чтобы он сам заботился о безопасности. Более сложные упражнения следует всегда выполнять на мягкой подстилке (на ковре, траве), так же как и прыжки. Стремитесь предотвратить опрометчивость и небрежность ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте.
Длительное удержание трудных поз в раннем возрасте недопустимо. Через 1—2 секунды следует вернуть ребенка в исходное положение, лучше несколько раз повторить упражнение.
Наиболее опасные упражнения никогда не следует использовать для соревнования, их следует всегда выполнять медленно и сосредоточенно, чтобы ребенок не ослабил внимания, а взрослый не допустил оплошности в подстраховке.
Чем лучше мы научим ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, чем меньше избалуем его различными средствами создания комфорта, который ведет лишь к бездеятельной лени, тем лучше подготовим его к предстоящей взрослой жизни.

Как одеться для занятий
Одежда для занятий физкультурой должна быть такой, чтобы не затруднять движений и предоставлять как можно больший доступ воздуха к кожному покрову тела. Дома дети могут заниматься только в спортивных трусиках и босиком, в более прохладное время и на улице — в спортивном костюме и теннисных туфлях. Особое внимание обращайте на вредные тесные резинки на поясе и под коленями (гольфы долой!), на негигиеничность использования резиновой обуви, в которой парятся ноги, на ненужные подтяжки и чрезмерно теплую одежду (нижнее белье под тренировочным костюмом), которая мешает свободе движений и не позволяет наблюдать за движениями, следить за осанкой и т. д.
Специальная одежда требуется для спортивных занятий зимой. Лучше одеть ребенка в два легких свитерка, чем в не пропускающий воздух комбинезон или тяжелое пальто. По возвращении с катания на санках или лыжах ребенка необходимо переодеть в сухую одежду, переобуть и согреть теплым питьем.

Примерные упражнения из различных групп
Оздоровительные упражнения
Птичка. Ребенок сгибает руки в локтях, пальцы касаются плеч (крылышки). Взрослый помогает ребенку выпрямить спину, поглаживая по лопаткам и притягивая локти ближе к телу. Затем ребенок выполняет прыжки на одном месте (рис. 1).
Посмотри на носки! Лежа на спине, ребенок поднимает ноги, поднимает голову и смотрит на носки. Взрослый исправляет положение позвоночника — ребенок должен всей спиной прижиматься к подстилке. Спустя 1— 2 секунды ребенок медленно опускает голову и опускает ноги. Повторить 6 раз.
Часы. В положении сидя, ноги скрестно, руки на коленях, покачивание головы вперед и назад, вправо и влево (бим-бом, тик-так, тики-таки). Взрослый следит за прямым положением спины.
Кто сумеет? Из положения лежа на спине ребенок пытается сесть без помощи рук, взрослый помогает ему, прижимая носки ног к земле. Сидя, ребенок низко наклоняется вперед, лицом — в колени, руки касаются ступней.
Окошко. Ребенок сидя соединяет перед собой руки, образуя окошко, через которое протаскивает поочередно одну и другую ногу. Окошко не должно разорваться. Повторить до 4 раз каждой ногой.
Сядь на пятки! Ребенок, стоя на коленях, садится на пятки, взрослый заботится, чтобы осанка была правильной.
Кошечка. Стоя на четвереньках, ребенок откидывает голову назад и прогибает позвоночник в области груди, потом наклоняет голову вперед и выгибает позвоночник в грудной области. Взрослый корректирует движение, чтобы руки оставались напряженными. Упражнение способствует развитию подвижности позвоночника.

Акробатические упражнения
Едем с горки без колес. Ребенок сидя передвигается вперед на ягодицах без помощи рук (поворотами туловища).
Скамеечка. Ребенок, стоя на коленях, слегка расставив ноги, садится на землю между голенями.
Одноногая кукла. Ребенок, стоя на одной ноге, сгибает вторую ногу перед собой (за собой, в сторону и т. п.), взрослый вначале придерживает его за руки. При повторении упражнения меняется опорная нога (рис. 2).
Катание бочек. Ребенок на умеренно наклонной плоскости, на ровном месте и на небольшом склоне переворачивается самостоятельно из положения лежа на животе в положение лежа на спине, руки вдоль тела, у лица или за головой (рис. 3).
Кувырок самостоятельно. Ребенок выполняет кувырок на мягкой подстилке из стойки ноги врозь, переходя в положение сидя, согнувшись. Взрослый сначала помогает ему, придерживая за затылок. Освоив один кувырок, включают один за другим два кувырка. При этом ребенок должен сразу же после выполнения первого кувырка быстро наклониться вперед.
Воздушный полет. Ребенок, сидя на корточках, кладет руки на руки взрослого так, чтобы взрослый держал его за предплечье целиком, кисть ребенка должна находиться под мышкой взрослого. Ребенок отталкивается от земли, и взрослый по большой амплитуде переносит его в воздухе с одной стороны ковра (подстилки, газона) на другую, где ребенок легко соскакивает вниз на корточки. Упражнение повторить около 6 раз. Его цель — научить ребенка сильно отталкиваться и лететь в согнутом положении.

Подвижные игры
Соревнования по ходьбе. Взрослый соревнуется с ребенком в быстрой ходьбе по наклонной поверхности, лавочке, узкому бревну, неровной поверхности, снегу, высокой траве, в ходьбе выпрямившись, на корточках и т. п. Притом взрослый следит, правильно ли идет ребенок (например, не идет ли он вразвалку), и постоянно побуждает к правильной осанке при ходьбе.
Игра с мячом. Ребенок ползет на четвереньках и головой подталкивает перед собой большой легкий мяч (надувной); руками он не должен его касаться. Игра способствует развитию подвижности всего позвоночника (рис. 4).
Броски в цель. В месте, достижимом для ребенка, повесьте большую мишень, например корзину или обруч. Ребенок стремится бросить мяч в мишень, повторяет броски и, таким образом, отрабатывает правильный замах и бросок. За каждое попадание ребенок получает очко. Внимание!!! Цель не должна быть расположена слишком близко, чтобы ребенку не пришлось напрягать зрение.

Упражнения с использованием снарядов
Зимой: на раскатанной ледяной дорожке. На замерзшей ледяной дорожке или на скользком снегу родители учат ребенка хорошо скользить стоя, держа его каждый за руку, тянут вперед (скольжение втроем) или один из родителей держит ребенка под мышками перед собой. Постепенно подводите ребенка к тому, чтобы он разбегался и катился самостоятельно.
Игры на снегу. Любимое развлечение как детей, так и родителей — игры на снегу: прокладывание тропинок в снегу, салки на снегу, наблюдение за следами животных и людей, лепка снежков и метание их в цель, игра в снежки. Ребенок привыкает выдерживать неприятное попадание снега, закаляется.
Весной — осенью: езда на трехколесном велосипеде, самокате, деревянной лошадке. Такая езда очень полезна для общего физического развития ребенка, но не нужно перебарщивать. Любая односторонняя деятельность чрезмерно утомляет ребенка и угрожает его росту. Например, при езде на самокате необходимо менять отталкивающую ногу, поскольку при постоянной долговременной езде с отталкиванием только правой ногой существует опасность искривления позвоночника.
(Перевод с чешского)


ЗАКАЛЯЙСЯ, КАК СТАЛЬ!

Мечта каждого мальчишки — наполнить всякий день таинственными приключениями и прекрасными победами. Лучшее средство для воплощения такой мечты — спортивные занятия. Всякое соревнование прелестно непредсказуемостью исхода, а самая важная победа — победа над собой, над своими слабостями. Такие победы можно и нужно одерживать ежедневно.

Владимир САЛЬНИКОВ! „Так здорово - плавать!"

За несколько лет знакомства с Владимиром Сальниковым, трехкратным олимпийским чемпионом, рекордсменом мира и, вне сомнений, самым титулованным и знаменитым спортсменом за всю историю отечественного плавания, в многочисленных интервью и беседах не раз и не два возвращался я к тому, какие советы или рекомендации он может дать детям, которые хотят научиться плавать. Писали ему не только школьники (не зная домашнего адреса Сальникова, направляли свои письма в редакцию с просьбой передать ему), но и взрослые.
— Чему я могу заочно научить их? — однажды спросил Сальников.— Ведь азы есть в любом учебнике плавания. Верно?
— Верно,— ответил я и добавил:— Но одно дело — учебник, совсем другое — когда объясняет сам Сальников.
— Но вода — жизнеопасная среда, тем более для не умеющих плавать. И когда человек осваивает этот необходимый навык, то рядом обязан быть другой, знающий это дело «от» и «до». И никто не может, да и не имеет права словесно заменить живого учителя. Это одно из главных условий обучения для людей любого возраста, где бы они ни учились: в бассейне, на море или в маленьком прудике.
— Так может с этого предостережения и начать урок?
— Какой урок? — непонимающе переспросил он.
— Под названием «Владимир Сальников рассказывает, советует, объясняет». А что? Звучит неплохо.
— Никакого урока не будет,— очень спокойно и доходчиво объяснил он. — Я не знаю, о чем говорить, что объяснять.
...Благодаря рекордам и победам Сальникова, в спортивное плавание и просто в плавание пришли тысячи мальчишек и девчонок, среди которых, уверен, есть и ваши дети. И лишний раз услышать его или же узнать что-либо о своем заочном учителе подрастающему поколению (надеюсь, что и многим взрослым) будет интересно и полезно. Поэтому обратимся к записям, сделанным за годы знакомства с Сальниковым.
Вернемся в июль семьдесят девятого.
— Представим такую ситуацию,— сказал я.— В гостях у школьников получаешь вопрос: «Что сделать, чтобы стать чемпионом мира?»
Чуть подумав, он не без интереса переспросил:
— Им потребуются примеры?
— Конечно. Общие слова детей этого возраста не устроят.
— Тогда начал бы с режима дня,— сказал Сальников.— Самодисциплины. С нее и начинается большой спорт. Станешь чемпионом или нет, покажет время. Но без внутренней самодисциплины, без привычки соблюдать распорядок дня трудно вписать активные занятия спортом в заполненную школьными и домашними делами жизнь. Начать стоит с элементарного. Возьмите лист бумаги, не гонитесь за огромным ватманом, достаточно будет листка из обыкновенной школьной тетради, карандаш, линейку, ручку, и распишите по часам, чтобы весь ваш день предстал перед глазами: во столько-то подъем, затем зарядка, школа, тренировка, уроки, сон. Но нарисовать расписание — это даже не полдела. В миллион раз труднее научиться соблюдать режим дня, постоянно жертвуя какими-то маленькими удовольствиями. К примеру, сегодня позволил себе пропустить тренировку, так как ходил с ребятами в кино. Подумал: ну что страшного, если один раз не потренируюсь, завтра наверстаю. Но раз дал себе поблажку, затем еще, и — пиши пропало, не сумел выдержать характер.
— Но ведь класс никогда не бывает однородным по составу,— сказал я.— Обязательно найдется среди юных скептик, который в ответ на твои рекомендации ответит:
— Сейчас вам легко так говорить. Вы чемпион, и привыкание к режиму для вас позади. Но нам-то родители каждый день повторяют: делай то, не делай это, поступай так, а не иначе. Вам не кажется, что из современных детей, хотя и из добрых побуждений, взрослые пытаются сделать какие-то запрограммированные устройства, призывая и требуя абсолютной правильности мыслей и поступков. И спорт им в этом помощник. А как быть ребятам, которые, встав утром, надеются, что сегодня обязательно столкнутся с чем-либо новым, неизведанным, не предусмотренным. Ведь это так здорово — удивляться и радоваться каждому новому дню.
— Вопрос-то не по возрасту серьезен,— улыбнулся Сальников.— Я бы в их годы до такого не додумался.
— Не забудь, что они — акселераты,— сказал я.— И с каждым годом взрослеют все раньше и раньше. Так что мысль — детская. Хотя, возможно, пересказанная взрослыми словами.
— Ну-ну, — протянул Сальников в задумчивости.— Да, мне, пожалуй, легко говорить теперь о необходимости строго соблюдать распорядок дня. Но не потому, что стал чемпионом. Давным-давно привык «режимить», однажды в детстве поняв, что иначе ничего не успею в жизни. Разве мне поначалу было легко? Нет. Случалось, оправдывал свое нежелание тем, что потом все наверстаю. И обжигался... Но и это не главное. Значит, кто-то из вас хочет жить постоянно импровизируя, другими словами, не зная, что будет делать в следующую минуту? Так и до абсурда нетрудно дойти. В конце концов, пока ты учишься в школе, у тебя есть основные обязанности — посещать уроки и выполнять домашние задания.
Второй пример: насколько «импровизация» взаимосвязана с занятиями физкультурой и спортом. Начну с зарядки. Элементарной утренней домашней физзарядки. Чтобы втянуться в нее, хочешь не хочешь придется заставлять себя хотя бы пораньше вставать. И если всерьез решил окрепнуть, то физзарядка обязательна ежедневно. Подчеркиваю — каждый день. Это — основа спортивного режима для ребят вашего возраста. Но вот ты выбрал для себя какой-либо вид спорта и решил им заниматься. И поверь, каждодневное удовольствие от встречи с любимым видом спорта, если он, конечно, по-настоящему любим тобой, и будет дарить... удивление и чувство нового. Ты будешь открывать себя в нем, познавать свои силы и возможности, будешь постигать тайны спорта.
Лишь тот, кто никогда серьезно не увлекался спортом, может сказать, что спортсмены изо дня в день тянут «свою лямку». Особенно в плавании, где плаваешь и плаваешь — десятки, сотни, тысячи километров. Где новое? Где интересное?— спросишь ты. Да, труд пловца не из легких. Иногда приходится заставлять себя «тянуть» через силу, через «не могу». Но разве можно передать словами состояние, когда к тебе приходит ощущение скорости; когда осваиваешь сначала один стиль плавания, затем другой, третий, четвертый; когда кто-нибудь из друзей как бы невзначай скажет: ну, ты как рыба в воде. Достоинство спорта заключается еще и в том, что, если у тебя есть хотя бы капля самолюбия, то это не позволит тебе остановиться на достигнутом, заставит покорять новые рубежи мастерства, улучшать личные рекорды.
Сначала мне просто нравилось плавать. Да-да, приходить в бассейн и плавать, по заданию тренера, разумеется. Когда пришли первые победы в соревнованиях, то желание «просто плавать» переросло во внутреннюю «необходимость плавать» — не ради побед и рекордов, но с обязательным желанием победить.
Возвращусь к вопросу юных скептиков. Почувствовал в их словах «запрограммированность» на безделье и лень, пассивное ожидание неизвестно чего. То ли озарит их удивление, то ли нет. Хорошо еще, что свое ожидание они не оправдывают таким понятием, как творчество, которое якобы не приемлет никаких режимов дня и распорядков. Я не писатель, не художник, не композитор или музыкант. Хотя знаю, что многие из этих людей — во всяком случае те, кто достиг успеха,— работают по распорядку, и не раз убеждались в том, насколько физическая закалка, не от случая к случаю, а постоянная, им необходима...
Сальников — человек довольно молчаливый, привыкший семь раз мысленно отмерить, прежде чем сказать. Он, пожалуй, и сам удивился собственной разговорчивости. И, прощаясь, с удивлением повторил:
— Неужели бы маленькие ребята сообразили задать такой вопрос?..
Я вспомнил то его замечание четыре года спустя, на встрече с тульскими школьниками. После того как закончилась встреча, сопровождаемая огромным количеством вопросов, ко мне подошел невысокий мальчуган и очень серьезно спросил:
— Вы случайно не знаете, Владимира Сальникова перед выходом на старт соперники когда-нибудь пытались «убить» психологически?
— Как это?— опешил я.
— Словом каким-нибудь или взглядом,— сказал мальчишка.
— Не знаю,— ответил я.— Понимаешь, не довелось его об этом спрашивать.
— Жаль,— тихо проговорил он и исчез в окружавшей нас толпе ребят.
Вопрос мальчишки из Тулы (тому пареньку на вид было лет двенадцать-тринадцать) тем не менее запомнился надолго. И я при встрече задал его Сальникову, добавив, что автор — ребенок, скорее всего пловец.
— Получается, что продолжаю монолог, обращенный к ребятам?— спросил Владимир.
Я не стал его разубеждать, помня, что как раз после вопросов детей в Сальникове и просыпается рассказчик.
— В спорте каждый ведет честный поединок. Доказывать свою силу надо побеждая в открытой борьбе, а не злостной шепотней с тайной мыслишкой: вдруг соперник «сломается» еще до старта и тогда победа будет обеспечена. Даже противно говорить об этом.
Другое дело, что, когда идешь на старт, предельно собран, а внутри все звенит, будто натянутая тетива лука, и порой даже самая безобидная и случайно оброненная кем-то фраза или самоуверенность соперника могут выбить из предстартового равновесия. Не знаю, пригодится ли кому-либо из вас мой опыт, но тем не менее:
во-первых, старайтесь как можно меньше думать о силе соперников;
во-вторых, нельзя до старта загадывать о выигрыше. Настройте себя только на предстоящую работу на дистанции. У меня как бывало в последнее время? Иду к стартовой тумбе, а вокруг кричат: «Давай рекорд!» Я, конечно, это слышу, не глухой, но приучил себя, что все слова и «пожелания» проходят как бы мимо сонания;
в-третьих, после удачного заплыва в предварительной части соревнований никогда не говорите себе: в финале пойду на рекорд. Я знаю, когда физически и психологически готов к очень высокому результату, но запрещаю себе думать, что он будет рекордным. Повторюсь: уверенность должна быть не в том, что именно сегодня, сейчас установишь рекорд, а в собственных силах...
Из монологов Владимира Сальникова, обращенных к юным спортсменам, тем, кто делает свои первые шаги в плавании, думаю, можно узнать немного о его характере. Вот еще несколько штрихов, дополняющих портрет олимпийского чемпиона.
Он родился и вырос в Ленинграде. Плавать начал из-за плохого состояния здоровья. В детстве то и дело простужался, поэтому на семейном совете порешили, что лучшее лекарство от всяких простуд и ангин — плавание. Мама взяла сына за руку и привела в бассейн. Первый год Володя постепенно привыкал к новому для себя занятию, стремительно вошедшему в его жизнь, и потихоньку начал забывать о болезнях. А через два года выдержал экзамен в ныне знаменитую на всю страну ленинградскую детскую спортивную школу «Экран». Здесь первым его тренером стал Глеб Георгиевич Петров. У Петрова в то время среди учеников были чемпионы страны, поэтому ему приходилось буквально разрываться между именитыми и новичками. Понятно, что первые требовали куда больше внимания. Однако и новичкам он сумел дать многое, воспитывая в них прежде всего необходимые каждому человеку качества — честность, аккуратность, точность, трудолюбие.
Спортшкола «Экран» — детище Игоря Михайловича Кошкина, который стал для Володи Сальникова вторым после Петрова и последним тренером. Тренером Игорь Михайлович был и остается для Сальникова в бассейне, а в жизни, за пределами их общего дела, был и остается старшим другом.
Так получилось, что из группы мальчиков, которые тренировались у Петрова, Кошкин почему-то выделил и сделал своим учеником лишь юного Сальникова. Глеб Георгиевич был не против перехода. Причина все та же: он привык, впрочем, как все тренеры «Экрана», работать качественно, но времени для полноценных занятий со всеми учениками не хватало.
Долгие годы меня интересовал вопрос: почему Кошкин выбрал из группы мальчишек, которые только учились по-настоящему плавать, именно Сальникова? И можно ли его выбор назвать тренерской прозорливостью? Надоедал я Игорю Михайловичу этим вопросом. Он и шутить пробовал, но чаще отмалчивался, считая, что вопрос не заслуживает особого внимания. Но как-то разоткровенничался:
— Взял Сальникова потому, что он был исполнителен и требователен к себе. Понял это, когда смотрел, как Володя тренируется у Петрова.
— А как же насчет угадывания таланта?— заикнулся я.
— Таланта?— переспросил Кошкин.— Считаю, что у Владимира средние двигательные способности — и по быстроте реакции, и по координации. В сборной были и есть ребята намного талантливее его.
— Тогда почему выигрывают не они, а Сальников?
— Потому что у них нет характера Сальникова. Ха-рак-те-ра.
И все-таки простовато получается: главное — характер. Ну и что? Характер есть у многих, а олимпийскими чемпионами становятся единицы.
Но вот на чемпионате страны в Киеве, когда Сальников никак не был готов к рекордным результатам, а в финальном заплыве на 400 метров вольным стилем всего одну сотую секунды не дотянул до своего же мирового достижения, врач-психолог сборной команды Геннадий Дмитриевич Горбунов, тоже ленинградец, прекрасно знающий Владимира, вновь заговорил о его таланте.
— Володя — гигант!— провозгласил Горбунов.— И пойми, Сальников талантлив не просто в чем-то отдельном. В «чем-то» он даже обязан кому-либо проигрывать, иначе не было бы его таланта как такового. Талант Владимира есть нечто целое и неделимое — монолит из качеств спортивных и человеческих, без стыков и зазоров. Но и это не основное. Суть в том, что эти качества у него присутствуют в той единственно возможной дозировке, что и определяет монолит...
Однако вернемся к нескольким практическим советам из «урока» Владимира Сальникова. Листаю записи бесед и интервью с ним.
— Умение плавать жизненно необходимо каждому человеку. Это общеизвестная истина. Но думаю, не стоит подразделять умение плавать как гарантию безопасности на воде и заботу о здоровье. Здоровье — та же самая гарантия жизни. Занятия плаванием развивают практически все группы мышц, обучают правильному и глубокому дыханию. Плавание относится к видам спорта, которые наиболее заметно влияют на гармоничное физическое развитие человека.
— Прежде чем начать тренировку в воде, необходима разминка на суше. Даже если просто идешь купаться, перед входом в воду мышцы должны быть разогреты. Для этого сгодится и обыкновенная темповая гимнастика.
— Сколько бы я ни тренировался в бассейнах, сколько бы километров ни наплавал, во время летнего отдыха все равно тянет к воде, к морю.
Иногда замечаешь, как взрослый, разрешая ребенку пойти поплавать — а ребенок с водой уже на «ты»,— проверяет: не забыл ли тот прицепить к плавкам или купальнику булавку. И правильно делает. Если вдруг судорогой сведет ногу, то первая помощь заключается в том, чтобы уколоть затвердевшую мышцу, пока не почувствуешь, что она вновь стала эластичной.
— Плавание начинается с того момента, когда перестанешь бояться воды и глубины. То есть избавляешься от боязни захлебнуться. Так что основа умения плавать — умение правильно дышать в воде. Учебников и пособий по этой науке немало. Но для себя надо раз и навсегда запомнить: без поставленного дыхания далеко не уплывешь — собьешься с ритма и захлебнешься.
Урок плавания Владимира Сальникова хочу закончить «детскими» вопросами:
— Что прежде всего цените в человеке?
— Доброту,— незамедлительно отчеканил Сальников.
— А в характере спортсмена?
— Хороший спортсмен должен быть хорошим человеком. Но когда речь идет о спорте, то к доброте и целеустремленности обязательно добавляю — умение терпеть.
— Другими словами — силу воли?
— Не совсем. Можно, наверное, это назвать и силой воли, но «умение терпеть» мне как-то ближе. Вот плыву тысячу пятьсот метров. Где-то за три «сотни» до финиша наступает критическая точка: будто пудовые гири к ногам и рукам привязаны, усталость, какой свет не видывал. Не сможешь перетерпеть и перебороть, значит, сам себе проиграешь. А в спорте, да и в жизни, проигрывать самому себе — последнее дело. Но о себе как-то неудобно говорить: я проявил силу воли. Не знаю, как другие говорят в подобных случаях, но я говорю — вытерпел.
Александр ЕЛИСЕЙКИН


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz