каморка папыВлада
журнал Физкультура и здоровье 1984-02 текст-11
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 21.04.2019, 03:42

скачать журнал

<- предыдущая страница

ИГРЫ НА ЛЫЖНОЙ ПРОГУЛКЕ

Много ли у вас в доме или на вашей улице спортивных семей? Сегодня этот вопрос уже никого не удивляет. Семейная зарядка, семейные пробежки, семейные прогулки в выходные дни стали нормой. Пользу движений почувствовали на себе и стар, и мал.
Как только выпадет первый снежок, у пригородных касс вокзалов собираются лыжники. Среди них немало детей, а это значит, что за город на лыжные прогулки в выходные дни устремляются семьи. С утра целый лес лыж заполняет платформы. Но вот армию зимних туристов вбирают в себя одна за другой электрички, и через час любители заснеженных просторов уже скользят по лыжне. Спортивную семью различить нетрудно: впереди и сзади взрослые, в середине дети. Нередки союзы двух-трех семей, выезжающих за город вместе: так интереснее — не скучно ехать, на привале можно поиграть, веселее кататься с горок.
О подвижных играх на лыжной прогулке и пойдет речь. Но прежде несколько слов о значении самой игры.
К числу потребностей, обусловленных природой, относится и потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность получения внешней информации. У детей эта потребность, окрашенная положительным эмоциональным зарядом, выливается в игру, позволяющую лучше познавать себя и окружающий мир. Играя, дети и подростки тренируют себя физически, обогащаются новыми представлениями. Но только ли дети? Мнение о том, что игра является лишь уделом детей, ошибочно. Игра полезна и необходима людям любого возраста. Ведь в игре, как и в труде, существует цель, которую желательно достигнуть. Каждый, кто включается в подвижную или спортивную игру, знает, что она будет связана с физическими и умственными действиями, что в игре всегда заложен элемент нового, а порой и неожиданного. Ведь одна и та же игра, периодически повторяемая, не похожа на предыдущие ее варианты, действия ее участников не идентичны. Она всегда проходит по-новому, неповторима и, что особенно привлекательно и ценно,— предоставляет человеку возможность для принятия тех или иных самостоятельных решений. В этом ее притягательная сила для участника.
Вот почему не только дети, но люди среднего и пожилого возраста в группах здоровья играют не менее увлеченно. Игра может стать для них потребностью, прекрасным средством восстановления как физических, так и духовных сил.
Во время лыжной прогулки могут быть проведены как игровые упражнения внутри одной семьи, так и игры с участием двух-трех семей. Возраст детей в каждой семье, да и подготовка взрослых может оказаться неодинаковым. Поэтому лучше составить смешанные команды примерно равные по силам и дать этим командам условные названия.
В мягкий зимний день или во время оттепели снег хорошо лепится. Отойдите от накатанной лыжни в сторону на заснеженную опушку и проведите 2—3 игры с метанием снежков. При этом можно оставаться на лыжах, отставив в сторону только палки.

«Снежный тир»
Встаньте в 10 шагах от дерева, которое будет являться снежным тиром. Воткните в снег вешку (прутик) или положите перед собой лыжную палку. Все участники семейного соревнования лепят по 5 снежков и кладут их в кучки возле отметки для метания.
Снежки бросают по очереди — сначала один выполняет 5 бросков, затем — другой. Если после броска снежок попал в середину дерева, т. е. прилип к нему, — игрок получает 2 очка, а если лишь задел дерево, скользнул по нему,— 1 очко. Промах очков не приносит. Через несколько минут определится лучший семейный снайпер.
Если подростки могут соперничать в метании со взрослыми, то мальчикам и девочкам 7—10 лет в этой игре можно дать фору, поставив отметку для метания на 2—3 шага ближе к дереву. Интересно пройдут соревнования в метании снежков и между двумя-тремя семьями. При этом общее количество снежков, выпущенных в цель каждой семьей, должно быть одинаковым.

Семейный биатлон
В этой игре метание снежков сочетается с бегом на лыжах. Соревнование можно проводить между членами одной семьи и между двумя семейными командами из 3—5 человек. Мишенью остается дерево, а в 8—10 шагах от него ставят 2—3 вешки — рубежи для метания. Возле этих рубежей складывают кучками снежки (из расчета по 5 снежков на каждого участника). К дереву прокладывают две лыжни длиной 30—50 м, в конце которой выстраиваются игроки обеих команд. Игра начинается по общему сигналу (рис. 1).
Задача члена каждой семейной команды, состоящей, к примеру, из 3 человек, добежать до отметки, метнуть в дерево все 5 снежков и вернуться обратно. После этого задание выполняет второй, затем третий участник. Одновременно эту же задачу выполняет тройка другой семейной команды. Результат эстафеты зависит, однако, не только от скорости бега по лыжне, но и от метких бросков. Уславливаются, что за промах каждый должен (как и в настоящем биатлоне) сделать «штрафной круг». В данном случае промахнувшийся обегает лыжную палку, воткнутую в снег в 5 м (в стороне) от места метания. Только после этого он может выполнить следующий прицельный бросок. Чья тройка скорее закончит бег по лыжне с метанием снежков, та и считается победившей.
Если соревнования проводятся внутри одной семьи, то прокладывается одна лыжня. Правила остаются теми же, но засекается время, которое потратит на бег и метание каждый участник.
Можно условиться пробегать дистанцию без палок. Это облегчит выполнение метаний снежков и пробегание штрафных кругов.

Быстро по местам
Игру можно провести со всеми участниками лыжной прогулки. На поляне или опушке леса прокладывают круговую лыжню. На ней хорошо потренироваться в технике скольжения. Играющие продвигаются по лыжне на расстоянии 2—3 м один от другого.
Один из взрослых берет на себя роль руководителя и выходит из круга в середину. Он продвигается на лыжах без палок. Подъезжая к любому из участников прогулки, он говорит: «За мной!», после чего приглашенный втыкает лыжные палки в снег и следует за ведущим. Так руководитель постепенно собирает всех играющих и отводит их в сторону от круга, где остались лыжные палки. Неожиданно он подает вторую команду — «Быстро по местам!».
Играющие вместе с руководителем стремятся скорее вернуться в круг и занять место у любых палок. Игрок, оставшийся без палок, становится водящим. Он выполняет ту же роль что и руководитель.

На горку и с горки
Две-три семейные команды с одинаковым числом участников выстраиваются у подножия горы. По общему сигналу все участники команды стараются как можно быстрее взобраться на горку. Отстающим разрешается помогать: протягивать палку, поднимать упавших и т. д. Это важно, так как семейная команда выигрывает лишь в том случае, если она в полном составе раньше другой окажется на горе (рис. 2).
После этого можно провести состязание по спуску с командным зачетом. На трассе отмечают линию финиша. Сначала спускается по очереди одна команда, затем — другая. При этом каждому следующему участнику разрешается начать спуск после того, как предшествующий член этой команды пересечет линию финиша. После первой команды начинают по очереди спуск участники другой семейной команды.
Выигрывает та из команд, которая затратит на спуск меньше времени. Можно устроить не только командные, но и личные соревнования на быстроту подъема и спуска с горы.

Дальше, быстрее, точнее.
Сначала соревнуются взрослые, потом дети. Если юные лыжники подготовлены хорошо, то они могут участвовать в соревновании наряду со взрослыми.
1. На ровной площадке все выстраиваются в шеренгу и втыкают в снег палки. По сигналу каждый делает пять шагов и скользит до полной остановки. Тот, кто таким образом преодолеет большее расстояние, побеждает.
2. Все встают в шеренгу, держа палки в руках. По сигналу каждый должен повернуться кругом переступанием (оставляя на снегу рисунок веера) и сделать один толчок палками, выехав немного вперед. Кто начнет продвижение после поворота на 360° первым, тот выигрывает, последний считается проигравшим.
3. Игроки скользят на одной лыжне, отталкиваясь палками. Вторая нога без лыжи, и ею нельзя ступить ни на правую лыжу, ни на снег. Расстояние до контрольной линии, обозначенной вешками,— 30—50 м. Кто финиширует первым, тот и считается победителем.
4. Игроки скользят на двух лыжах, отталкиваясь только палками (бесшажный ход). Расстояние то же, и побеждает тот, кто придет первым.
5. На равнине вблизи склона ставят ворота из палок. Задача каждого участника лыжной прогулки — спуститься со склона и проехать в ворота так, чтобы они не упали. Спуск повторяется 3—4 раза. Выигрывает тот лыжник, который собьет меньшее число ворот.
6. Соревнуются пары. Первый во время спуска с пологой горки кладет палки справа и слева от лыжни. Его напарник, спускаясь вслед за ним, старается поднять обе палки. Затем упражнение выполняет вторая пара. Чья пара выполнит упражнение точнее, та и считается победителем.
Игорь КОРОТКОВ,
кандидат педагогических наук


•ФИЗ• ОТВЕЧАЕТ

Много наслышаны о книге Б. С. Толкачева «Физкультура против недуга». К сожалению, достать ее даже в библиотеке I никакой возможности. Наша 6-летняя дочь страдает астмой. Можно ли ей, по мнению Б. С. Толкачева, заниматься физкультурой?
(Бердниковы, Чернигов)

Лучшим ответом вам будет цитата из книги Б. С. Толкачева, приведенная им под заголовком «Физкультура при инфекционной (атопической) бронхиальной астме».
«Улыбин Максим — 6 лет, неинфекционная бронхиальная астма средней тяжести с 2-летнего возраста. Полгода занимается домашней физкультурой.
— В воскресенье муж целый день провел с сыном на свежем воздухе, — рассказывала мне по телефону мама Максима.— Погода стояла отличная. Мои мужчины взяли с собой провиант, купальные принадлежности, футбольный мяч и отправились на озера. По рассказам отца, Максимка был как заводной: бегал, играл в мяч, часто забирался в воду, и вытащить его на берег было очень трудно. Возвратились они домой затемно и легли спать. Казалось, все было нормально: дыхание у ребенка было чистое и спокойное, спал безмятежно. И вдруг около часа ночи у Максима начался кашель, да такой частый и поверхностный, что нам сразу стало ясно — нужно ждать худшего.
Сегодня вторые сутки как ребенка мучает удушье. А ведь занятия домашней физкультурой, казалось, не прошли даром, Максим окреп, полюбил холодную воду, стал очень активным, и астма ничем себя не проявляла. А тут опять приступ, да какой тяжелый!
— Лидия Васильевна, а почему вы не пошли в лес? Может, находись вы рядом с сыном и не проглядели бы беду.
— Я затеяла грандиозную уборку в квартире, и мне было не до прогулки. Теперь стекла в окнах прозрачные, в квартире ни пылинки, а палас так освежился после стирки горчицей.
— Горчицей, говорите?
— Да, отличный способ!
— А вспомните, пожалуйста, как Максим раньше реагировал ну, скажем, на обычные горчичники?
— После них на коже у Максима всегда появлялась сыпь, но потом исчезала. Неужели причиной приступа был выстиранный в горчице палас?
— Похоже на это. Во всяком случае я бы не стал грешить на купание и лесной воздух. Ведь из Измайловского лесопарка ребенок возвращался домой здоровым. Поэтому, чтобы облегчить состояние Максима, немедленно нужно ликвидировать в квартире следы аллергена. Кстати, палас вы стирали в ванной?
— Разумеется.
— Так. Дело осложняется. Максиму теперь нельзя там появляться и придется обходиться без контрастного обливания, что заметно ослабит реабилитационную программу. Вы вполне справитесь известными вам средствами физкультуры с приступом. А папа Максима должен незамедлительно уничтожить следы горчицы в квартире, и особенно в ванной комнате...
Вот как дело обстояло в дальнейшем. Организм ребенка болезненно реагировал на выявленный аллерген две недели. К концу месяца Максим пришел в норму, приехал на стадион «Трудовые резервы», и врачебно-педагогический контроль показал, что его мама не теряла времени даром».

Нагрузка для детей в школе сейчас значительно возросла. Как правильно построить режим дня 10-летнего школьника, чтобы он не слишком переутомлялся и в то же время успевал выполнять многочисленные задания!
(Семья Арутюновых, Раздан)

Вы совершенно правильно отметили, что для хорошего самочувствия ребенка и повышения его работоспособности большое значение имеет режим дня — рациональное сочетание времени, отведенного на учебу, работу, отдых, питание и сон. Советуем вам воспользоваться рекомендациями И. И. Должикова, взятыми из его книги «ГТО в школе» («ФиС», 1983 г.).
После подъема, утренней гигиенической гимнастики и водных процедур ребенку следует одеться и позавтракать. Вставать нужно в одно и то же время независимо от смены учебы в школе. В школу лучше ходить пешком, чтобы совершить небольшую прогулку перед уроками. На большой перемене съесть горячий завтрак.
После школы следует немного отдохнуть, выполнить поручения родителей по дому, пообедать, погулять 1—1,5 часа и приступить к выполнению домашних уроков, делая перерывы через 40—50 мин. В перерывах продолжительностью 8—10 мин. хорошо выполнить физические упражнения: приседания, различные наклоны туловища, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, стуле или диване, простейшие акробатические упражнения, заданные на дом учителем физкультуры. Затем следует походить по комнате, немного отдохнуть и снова приступить к выполнению домашних заданий.
В режиме дня большое значение имеют прогулки и игры на свежем воздухе. Школьники 10—11 лет должны пребывать на свежем воздухе не менее 2—2,5 часа. Очень важна для режима дня продолжительность сна. Отход ко сну производится в одно и то же время.


О „Петухах" и „Овцах"

Действительно ли у вас есть нужда во враче, вам, пока вы находитесь в полном сознании, обычно приходится решать самому.
В арсенал врачебных средств всегда в той или иной мере входили и знания, передаваемые пациенту,— врачебная информация. Каким образом она передается — рецептом, устным советом, книгой или письмом — не так уж важно, но пользование ею всегда предполагает некоторую степень самостоятельности. Никто еще не провел точной границы между врачебной помощью и самопомощью и не примирил их противоречия. Как врач — я предостерегаю против самолечения; как человек — приветствую, как пациент — желаю ему обучиться. По опыту знаю, что самолечение бывает вопиюще безграмотно и бывает, хотя и редко, достаточно грамотно, если, например, его проводит сам врач, хотя и это, как мы поняли, не гарантия. Есть в немалом числе жертвы самолечения, но есть и его триумфаторы, победители своих болезней.
Я лечил себя много раз с переменным успехом, а в собственной врачебной практике имею дело и с самолекарями чуть ли не ежедневно. Больше, конечно, с жертвами. Наиболее самоуверенных и недоверчивых называю Петухами. Из них довольно-таки многие, набив шишки, переходят рано или поздно в противоположный лагерь Овец — опасливых, послушных и пунктуальных, шагу не ступающих без врачебного на то указания. Фанфарон Петух может откладывать свидание с врачом вплоть до морга, где его победного кукареканья уже не услышишь; Овца же, случается, битый час тратит на уточнение, как ставить клизму в связи с переменой погоды, и, в конце концов, все равно ставит с другого конца.
Кредо Овцы. Всякое недомогание есть признак болезни или угрозы болезни. Всякая болезнь требует лечения. Если я вовремя не начну лечиться, то рискую запустить свое заболевание до необратимых осложнений. Если мне вообще возможно помочь, то поможет только доктор, и только хороший доктор, но в крайнем случае хоть какой-нибудь. Если я нарушу врачебное предписание, то осложнения еще более вероятны. Если я попытаюсь помочь себе самостоятельно, то, скорее всего, наврежу еще больше, так что мне уже никто не сможет помочь. Я ничего не знаю, ничего не умею, всего боюсь. Ответственность за себя слишком велика. Долой самолечение!
Подвид: «Роковая Овца» живет в непрерывной тревоге за свое здоровье, посвящает всю жизнь лечению, хождению по врачам и «знатокам» разного рода. Верит всем подряд, исполняет все советы и рекомендации без малейшей критичности, в том числе и прямо противоположные, в фантастической смеси, обретая тем множество новых недомоганий. Лишена чувства юмора. Практически на редкость здорова (другая бы такого объема лечения не выдержала), но может и плохо кончить. Особенно скверно, когда такой момус вивенди переносится на ребенка.
Кредо Петуха. Большинство болезней проходят сами по себе, если только их не задерживают лечением. Врачи тоже люди, а людям свойственно не только ошибаться, но и настаивать на своих ошибках, а если возможно, то и скрывать их. Хождение по врачам — это большая трата времени и нервов с сомнительными результатами. И всегда есть риск благодаря их услугам и информации приобрести новые болезни, о которых я не имею и не хочу иметь представления. Врачи обязаны делать вид, что они все понимают и все могут и что нам ничего нельзя, но мы-то ведь не малые дети, и зачем же они сами пьют и курят? Никто на этом свете более меня самого не заинтересован в моем здоровье, и, в конце концов, я знаю себя столько лет, сколько живу на свете. А ну-ка, человек, помоги себе сам. Да здравствует самолечение!
Подвид: «Фатальный Петух» посвящает самолечению всю свою жизнь. Фантастический теоретик, открыватель великих принципов и оригинальных методов оздоровления. Создает собственную «систему» борьбы с болезнями, которые, в основном, сам уже у себя вызывает, старается подчинить «системе» и близких, пропагандирует свои достижения... Один из них уговаривал меня ежедневно глотать порцию толченых гвоздей для упорядочения внутренних магнитных полей — это, уверял он, лучшее средство от язвы и гарантия вечной молодости. Яркие случаи такого рода, конечно, относятся к компетенции психиатров (впрочем, вылечить не удалось еще никого), но более слабые проявления трудно отличить от внеклинической оригинальности. Опаснее всего, когда такие оригиналы начинают лечить других: обычнейшая их пациентура — вышеупомянутые «Роковые Овцы».
Примерно так выглядят два экстремистских подхода...
Доверяя себе, вы доверяете не только себе. Вот и первый мой совет вам, читатель: относитесь к самопомощи в каждый момент так, как вам подсказывает ваш внутренний голос. Если вы спросите: а что же это такое, внутренний голос?— Отвечу: некое производное от вашего характера, вашего опыта и привычек, предрассудков и вашего состояния в данный момент. Может быть, и еще что-то, не знаю...
Надеюсь, что, прочтя эту заметку, вы научитесь яснее слышать в своем внутреннем голосе Истину. Но в любом случае: не требуйте безошибочности ни от этого голоса, ни от себя.
«Овца» вы или «Петух» — судите сами и вносите, если найдете нужным, поправки; но никаких особых «принципов» — чувство, интуиция здесь надежнее всяких умозрений. Обращаться к врачу или нет? Не мудрствуйте, поступайте по первому побуждению и по своим возможностям. Даже если находитесь на самых нижних ступеньках шкалы самочувствия — доверяйте себе, и доверие всегда подскажет вам и свои собственные пределы.
В каждом из нас действует не только инстинкт самосохранения, но и огромный общечеловеческий опыт. Даже если вы занимаетесь рискованнейшим самолечением всю свою жизнь, то и тогда в применяемых вами способах с большой вероятностью присутствует то, что уже открыто или рекомендовано кем-то другим — все велосипеды, в основном, уже изобретены, вопрос лишь в том, на каком поехать... А некоей доли самопомощи все равно не избежать, даже находясь в палате реанимации: можно дышать так, а можно и эдак, многое зависит и от того, на каком боку лежишь и какие думы думаешь. Никто за нас не проживет и секунды.
Владимир ЛЕВИ,
врач-психолог


БЕРЕНДЕЙ ПОМЕНЯЛ ПРОФЕССИЮ

«Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...»— слова этой популярной песни особенно близки 35 миллионам туристов, что ежегодно с рюкзаками проходят по различным маршрутам или отдыхают на туристских базах. Об одной из них, что в Костромской области под старинным Судиславлем,— наш короткий рассказ. Название базы «Берендеевы поляны», и живут на ней туристы в окружении леса на берегу озера. Деревянные домики с комнатами на 3—5 человек, отличная столовая, хороший клуб.
Когда речь заходит о туризме, прежде всего представляешь себе колонну с рюкзаками. Но не все жители турбазы рискуют поначалу пойти даже в однодневный учебно-тренировочный поход. Ведь многие проводят свой отдых с детьми. Именно для них — детей от 6 до 10 лет — построен на турбазе сказочный городок Берендея с аттракционами, беседками, настольными играми.
Когда пропахнувшие дымком костра и запахами леса туристы с котлами на шестах, топорами, ведрами и другим туристским снаряжением подходят к базе, ожидающие их возвращения, как правило, дружно скандируют: «Туристам-походникам от туристов-матрасников — физкульт-привет!»
Не одними походами красен летний отдых туристов. Вот, например, одно из радиообъявлений, передаваемых для жителей базы,— «Отдел кадров по проведению праздника Нептуна на озере Юбилейном приглашает в клуб на очередную репетицию: в 16 часов — папуасов и разбойников, в 17 часов — чертей и цыган, в 18 часов — русалок и лебедей. Дополнительно требуются кикиморы болотные и змеи подколодные». Реквизит для праздника делают сами отдыхающие, а в день тщательно подготовленного спектакля все не занятые в нем устремляются на пляж, куда причаливает на ладье со своей свитой Нептун. И зрители, и участники надолго запоминают праздник с его веселыми сценками и танцами.
Более спортивный характер носит конкурс «Папа, мама и я — туристская семья». В его программе пробежка с рюкзаками, умение ставить палатку, выкладывать кострище, грести на лодке. Победителей этих соревнований, как и конкурса на лучшего косаря, чемпиона смены по бадминтону и настольному теннису, футболу и волейболу, ждут значки с эмблемой турбазы «Берендеевы поляны».
Каждый день на турбазе начинается с утренней зарядки. Три раза в неделю работает клуб любителей медленного бега. За это, как и многое другое, отвечает старший инструктор по туризму неутомимый и, пожалуй, самый популярный человек на базе Евгений Ильич Проворов. Сверх расписания — самостоятельные походы за ягодами и грибами, купания и рыбалки, катания на лодках и катамаранах. Кстати, для всех желающих проводятся автобусные экскурсии в древний Галич и Кострому с посещением знаменитого Ипатьевского монастыря.
Вот так и живет летом одна из туристских баз, что в 50 километрах от Костромы. Всего за лето на базах Костромской области с ее прекрасной природой отдыхает более 13 тысяч человек.

Текст и фото И. Михайлова


1 р. 10 к.


<- предыдущая страница


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz