каморка папыВлада
журнал Человек и закон 1983-01 текст-4
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 27.06.2019, 03:39

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->


Рост доходов определяется главным образом расширением выпуска продукции и услуг, снижением издержек производства и обращения. Прибыль предусмотрена на 1983 год в общей сумме 147,9 млрд. рублей, с увеличением на 8 процентов. Более 40 процентов прибыли оставляется в распоряжении объединений и предприятий на развитие и экономическое стимулирование производства. Платежи из прибыли государственных предприятий в бюджет намечены в сумме 98,4 млрд. рублей.
Налог с оборота в соответствии с планом производства и реализации товаров, а также с учетом введенных в текущем году новых оптовых цен и тарифов составит 103,9 млрд. рублей.
Поступления подоходного налога с колхозов запланированы в сумме 0,8 млрд. рублей, т. е. на уровне текущего года.
Государственные налоги с населения, исходя из намеченного фонда заработной платы и действующих ставок, предусматриваются в размере 27,5 млрд. рублей.
Расходы бюджета по основным направлениям составят:

млрд. руб.
1982 г. Утверждено (с учетом введения новых оптовых цен и тарифов с 1 января 1982 г.)
1983 г. Проект
Народное хозяйство
182,3
198,3
Социально-культурные мероприятия
107,9
114,1
Оборона
17,05
17,05
Управление
2,7
2,8

Общая сумма вложений в народное хозяйство — ассигнования из бюджета, собственные средства предприятий и кредиты банков — возрастет по сравнению с текущим годом на 16,1 млрд. рублей и достигнет 349,3 млрд. рублей. Эти значительные ресурсы позволят расширить и укрепить материально-техническую базу ведущих отраслей экономики, улучшить народнохозяйственные пропорции.
В 1983 году будет сделан новый крупный шаг по пути все более полного удовлетворения разнообразных материальных и духовных запросов трудящихся, развития сферы обслуживания населения, жилищного строительства. В этих целях практически весь запланированный прирост национального дохода направляется на увеличение фонда потребления. Доля этого фонда в национальном доходе повысится до 76,3 процента против 75,3 процента на начало пятилетки.
Выделяются необходимые средства на осуществление принятых майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС мер по улучшению оплаты труда работников сельского хозяйства. Предусматривается продолжить усиление государственной помощи семьям с детьми. На всей территории страны завершится введение частично оплачиваемого отпуска работающим матерям по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и выплаты единовременного пособия женщинам при рождении ребенка. В числе намеченных социальных мероприятий — также предоставление дополнительных льгот по пенсионному обеспечению лиц, проработавших на одном предприятии не менее 25 лет (20 лет для женщин, имеющих детей), по оплате путевок в пионерские лагеря. С 1983 года все учащиеся общеобразовательных школ, включая X—XI классы, будут обеспечиваться учебниками бесплатно.
Общий расход государства на централизованные мероприятия пятилетки по повышению благосостояния населения составит в 1983 году 7,3 млрд. рублей против 3,9 млрд. рублей в текущем году. Кроме того, запланировано, как и в предыдущие годы, провести на 1,5 млрд. рублей очередные тиражи погашения облигаций государственных займов, размещенных ранее по подписке среди населения.
Последовательно решается в нашей стране жилищная проблема. В 1983 году предусматривается построить благоустроенные жилые дома площадью 106,6 млн. кв. метров, что улучшит жилищные условия примерно 10 млн. человек.
Партия и государство придают большое значение дальнейшему развитию отечественной науки. В 1983 году намечено реализовать значительное количество целевых комплексных научно-технических программ, связанных с решением крупных народнохозяйственных проблем. На финансирование научных исследований в стране выделяется 25,5 млрд. рублей. По сравнению с текущим годом эти затраты возрастут на 6,2 процента, что значительно выше предусматриваемого темпа роста национального дохода.
Государственному комитету СССР по науке и технике, министерствам и ведомствам необходимо усилить координацию научно-исследовательской деятельности, не допуская ведомственной разобщенности и параллелизма в работе отдельных организаций, распыления ресурсов. ЦК КПСС и Совет Министров СССР требуют повысить реальный вклад науки в ускорение научно-технического прогресса, рост производительности общественного труда и национального дохода.
Важнейшая составная часть политики партии и государства — охрана окружающей среды, рациональное природопользование. В 1983 году на эти цели направляется по всем источникам более 8 млрд. рублей. Министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик, местные Советы народных депутатов должны обеспечить высокую экологическую эффективность природоохранных мер, более широко использовать возможности для восполнения ресурсов дефицитного сырья.
В плане и бюджете воплощен курс XXVI съезда КПСС на всестороннее экономическое сотрудничество Советского Союза со всеми государствами, независимо от их общественно-политического строя.
Масштабностью и динамизмом характеризуются экономические связи между братскими социалистическими государствами. Они позволяют объединять усилия на решающих направлениях научно-технического прогресса, добиваться успешного решения народами этих государств стоящих перед ними социально-экономических задач. В плане и бюджете предусматривается планомерное осуществление Комплексной программы социалистической экономической интеграции, долгосрочных целевых программ сотрудничества стран — членов СЭВ.
Дальнейший рост получит в 1983 году взаимовыгодное сотрудничество с развивающимися странами. Советский Союз выступал и выступает за расширение взаимополезных торгово-экономических отношений на равноправной основе с развитыми капиталистическими государствами вопреки очевидным намерениям нынешней администрации США свернуть и даже полностью прекратить деловые связи с СССР.
Наш народ занимается мирным созидательным трудом. Об этом вновь неоспоримо свидетельствуют план и бюджет третьего года пятилетки, которые партия и государство направляют на решение задач коммунистического строительства, дальнейший подъем экономики, науки и культуры, рост благосостояния советских людей.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА

Товарищи депутаты! В плане и бюджете особое значение придается промышленности. Крупные средства, направляемые в эту отрасль, позволят полнее удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в высококачественных промышленных изделиях, повышать технический уровень и эффективность производства во всех отраслях экономики. На финансирование промышленности выделяется 177,8 млрд. рублей, или примерно половина всех вложений в материальную сферу.
В 1983 году увеличиваются масштабы расширения и обновления основных производственных фондов, оснащения предприятий и организаций новейшей техникой в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Планомерно наращивается топливно-энергетический потенциал страны. Дальнейшее развитие получат машиностроение, металлургия, химия. Для решения этих ключевых народнохозяйственных задач на нужды тяжелой промышленности направляется по всем источникам 151,7 млрд. рублей. Прирост производств средств производства составит 3,1 процента.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР, руководствуясь решениями XXVI съезда партии, приняли практические меры по дальнейшему расширению выпуска товаров народного потребления. Объем производства промышленности группы «Б> повысится в 1983 году на 3,5 процента. На развитие легкой, пищевой, мясо-молочной промышленности, рыбного хозяйства, а также местной промышленности планируется израсходовать 26,1 млрд. рублей. Предусмотрено полнее использовать возможности тяжелой промышленности для увеличения выпуска товаров народного потребления. Производство изделий культурно-бытового и хозяйственного назначения возрастет по сравнению с текущим годом на 8 процентов.
Необходимо отметить, что отдельные промышленные министерства, ведомства СССР и союзные республики пока еще не перестроили свою работу по выпуску товаров для населения в соответствии с задачами, поставленными XXVI съездом КПСС. В производстве этих товаров не полностью используются имеющиеся на предприятиях внутренние резервы, местные источники сырья и материалов. Нередки случаи невыполнения планов по изготовлению изделий массового спроса.
В министерствах машиностроения доля потребительских товаров в общем объеме производства не превышает 8 процентов и практически не увеличивается с 1975 года. На предприятиях Минсельхозмаша, Минэнергомаша, Минтяжмаша и Минхиммаша на 1 рубль фонда заработной платы выпускается товаров для населения всего лишь на 9—12 копеек, что значительно ниже величины этого показателя в среднем по машиностроению.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали необходимым поднять роль министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик и местных органов в увеличении выпуска товаров, усилить их ответственность за удовлетворение платежеспособного спроса населения на высококачественные товары. Устанавливается более тесная взаимосвязь фондов заработной платы с объемами производства потребительских товаров на предприятиях и в объединениях. На 1983 год впервые предусмотрены адресные задания по общим объемам производства предметов потребления (продукция группы «Б» промышленности) и по выпуску товаров народного потребления на рубль фонда заработной платы.
Исходя из стратегических установок XXVI съезда КПСС, в плане и бюджете дается четкая ориентация на достижение в народном хозяйстве более высоких конечных результатов на основе ускорения темпов научно-технического прогресса, улучшения использования созданного экономического потенциала, роста производительности труда, усиления режима экономии.
В комплексе намеченных мер по неуклонному повышению эффективности производства во всех отраслях важное значение придается расширению масштабов внедрения новой высокопроизводительной техники, прогрессивных видов материалов. В этих целях предусматривается опережающий рост государственных капитальных вложений в развитие и совершенствование промышленного производства. В 1983 году эти вложения достигнут 63,6 млрд. рублей и увеличатся на 15 процентов. Кроме того, около 5 млрд. рублей выделяется для отчислений в единый фонд развития науки и техники, а также для материального поощрения деятельности объединений и предприятий, связанной с научно-техническим прогрессом. Намечено освоить около 4 тыс. новых видов промышленной продукции, снять с производства около 2 тыс. наименований устаревшей продукции.
Мероприятия по научно-техническому прогрессу должны дать значительный народнохозяйственный эффект. Их осуществление позволит сэкономить труд примерно 2,4 млн. человек, высвободить ресурсы за счет снижения материалоемкости изделий, увеличить доходы государства. Прибыль промышленных предприятий определена на 1983 год в сумме 89,4 млрд. рублей, или с ростом против текущего года на 7 процентов.
Министерствам, ведомствам, объединениям и предприятиям, руководствуясь указаниями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, необходимо повышать экономичность и надежность промышленных изделий, более рационально использовать государственные ресурсы. Надо ускорить освоение новых машин и оборудования, имеющих прогрессивные показатели, значительно увеличить выпуск продукции высшей категории качества.
Всесторонний научно-технический прогресс призван обеспечить высокие, устойчивые темпы воспроизводства, повышение производительности труда. На 1983 год запланировано получить за счет этого фактора 95 процентов прироста национального дохода и 91 процент — промышленного производства, что превышает среднегодовой уровень соответствующих показателей по пятилетнему плану. Должны быть достигнуты и более высокие абсолютные приросты производства.
Для выполнения этих ответственных заданий министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик необходимо взять под неослабный контроль всю работу, связанную с совершенствованием организации производства на подведомственных предприятиях, настойчиво добиваться существенного сдвига в улучшении использования трудовых ресурсов. Надо максимально использовать передовой опыт, дающий экономию рабочего времени и обеспечивающий наращивание выпуска продукции преимущественно за счет роста производительности труда.
Мероприятия, связанные с повышением производительности труда должны конкретно и своевременно подкрепляться материальными и финансовыми ресурсами, всей системой экономического стимулирования производства. В плане и бюджете на 1983 год в распоряжение объединений и предприятий выделяются фонды экономического стимулирования на общую сумму 32,4 млрд. рублей. Эти средства должны быть использованы для поощрения передовых форм и методов работы, совершенствования организации труда и усиления его фондовооруженности, достижения более высоких конечных результатов.
В плане и бюджете на 1983 год созданы необходимые материальные и экономические предпосылки для ускорения перевода промышленности и других отраслей народного хозяйства на интенсивный путь развития.
Следует отметить, что отдельные хозяйственные руководители еще не уделяют должного внимания вопросам интенсификации производства. Министерство черной металлургии СССР, например, за последние годы получило от государства значительную материальную и финансовую помощь на развитие металлургического производства, улучшение условий труда и быта работников отрасли. Однако, несмотря на это, в промышленности черной металлургии на протяжении ряда лет недостаточно используются возможности для повышения эффективности и качества работы, систематически не выполняются основные производственно-экономические показатели плана. В текущем году план прибыли предприятиями Минчермета СССР будет недовыполнен на 1 млрд. рублей. Министерству черной металлургии СССР необходимо принять меры к улучшению работы отрасли, полнее обеспечивать возросшие потребности народного хозяйства в металле.
Широкая программа экономического и социального развития, намеченная на 1983 год, потребует огромных материальных ресурсов. Сегодня только за одни сутки в стране расходуется сырья, материалов, топлива, энергии на 1,5 млрд. рублей. При таких масштабах неизмеримо возрастает значение рационального и бережливого использования материальных ценностей. Строжайшая экономия, экономия везде и во всем — важнейшая хозяйственная и политическая задача, которую партия ставит сейчас перед всем народом.
Нацеленность на экономию и бережливость — одна из главных особенностей плана и бюджета. В 1983 году запланировано снизить себестоимость продукции на 0,3 процента. Это дает экономию на сумму около 2 млрд. рублей. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР установлены напряженные задания по экономии ресурсов. Предусмотрено снизить нормы расхода по 55 основным видам сырья, материалов, топлива и энергии. Начиная с 1983 года наряду с показателями себестоимости продукции будут утверждаться лимиты материальных затрат. Намечено увеличить использование вторичного сырья, что позволит сэкономить дефицитные виды сырья и материалов на сумму около 4 млрд. рублей. Министерствам и ведомствам необходимо своевременно довести до подведомственных предприятий установленные нормы расхода топлива, сырья и материалов и обеспечить систематический контроль за их безусловным выполнением.
Усиление режима экономии связано также с ускорением оборачиваемости оборотных средств. В 1983 году на прирост нормативов собственных оборотных средств в народном хозяйстве направляется 6,6 млрд. рублей. Общий размер нормативов увеличится к концу года до 174,6 млрд. рублей, или на 4 процента. В результате создаются необходимые финансовые условия для ритмичной работы предприятий и организаций всех отраслей.
Вместе с тем за последнее время на многих предприятиях накоплены большие сверхнормативные и неиспользуемые запасы материальных ценностей.
Совет Министров СССР принял постановление «О вовлечении в хозяйственный оборот сверхнормативных и неиспользуемых товарно-материальных ценностей, сокращении сверхплановых остатков неустановленного оборудования и ускорении оборачиваемости оборотных средств в одиннадцатой пятилетке». В связи с этим в 1983 году намечено высвободить 1 млрд. рублей за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР рассматривают намеченные на 1983 год задания по экономному использованию ресурсов как минимальные и обязывают министерства, ведомства СССР и Советы Министров союзных республик изыскать в ходе их выполнения резервы для дополнительной экономии. Во всех звеньях хозяйственного управления должны быть разработаны и реализованы практические меры по значительному снижению материальных затрат на единицу продукции, сокращению на каждом рабочем месте отходов, резкому ограничению потерь. Экономия и бережливость должны стать нормой деятельности каждого трудового коллектива. Необходимо усилить стимулирование экономии и в то же время строго спрашивать с тех, кто допускает потери, не сохраняет народное добро.
Партия и государство уделяют постоянное внимание последовательному решению задачи развития транспорта, особенно железнодорожного. Ежегодно на эту цель направляются крупные вложения государственных средств. На железнодорожном транспорте осуществлен ряд первоочередных социальных мероприятий. Все это создает необходимые условия для устойчивой работы, закрепления кадров.
Однако, несмотря на оказываемую государством помощь, железнодорожный транспорт продолжает работать с перебоями, по-прежнему не справляется с основными технико-экономическими показателями плана. В текущем году потребителям не доставлено большое количество важных грузов. Обязательства предприятий МПС перед бюджетом в целом за год будут недовыполнены на 200 млн. рублей.
Министерству путей сообщения необходимо коренным образом улучшить работу железных дорог, полнее обеспечивать потребности народного хозяйства и населения в транспортных услугах, повысить качество этих услуг.
В 1983 году на развитие производственной базы железнодорожного, морского, речного и других видов транспорта, а также предприятий связи выделяется 28,9 млрд. рублей.
В плане и бюджете отражены меры по дальнейшей комплексной перестройке хозяйственного механизма, предусмотренной постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
Министерства, ведомства СССР и Советы Министров союзных республик, руководствуясь решениями XXVI съезда КПСС, ноябрьского (1981 г.) Пленума ЦК КПСС, должны ускорить практическую реализацию всей системы мероприятий по совершенствованию хозяйственного механизма, подчинить эту работу созданию на всех участках наилучших условий для всемерного развития творческой инициативы в деле выявления и использования имеющихся резервов.
Большие задачи в 1983 году возлагаются на финансово-кредитную систему. Финансовые органы и учреждения банков обязаны обеспечить своевременное финансирование всех социально-экономических мероприятий, предусмотренных планом, усилить воздействие на развитие и укрепление хозяйственного расчета, эффективное и бережливое использование государственных средств.

ФИНАНСИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Товарищи депутаты! Майский (1982 г.) Пленум ЦК КПСС принял Продовольственную программу СССР — выдающийся документ современной ленинской аграрной политики партии. Исторические решения Пленума дают еще одно убедительное подтверждение того, что вся деятельность Коммунистической партии неразрывно связана с коренными интересами народа.
Намеченные Пленумом Центрального Комитета политические, социальные, экономические и организационные меры являются предметом особой заботы партии и государства и получили полное воплощение в плане и бюджете. На 1983 год в строгом соответствии с заданиями Продовольственной программы в агропромышленный комплекс страны выделяются значительные ресурсы. Общий их объем достигнет 126,9 млрд. рублей.
Капитальные вложения в агропромышленные отрасли запланированы в сумме около 47 млрд. рублей и увеличатся по сравнению с текущим годом на 3,7 процента. Более высокими темпами возрастут затраты на расширение сельскохозяйственного машиностроения — на 16,5 процента, производства и приготовления кормов — на 15 процентов, хранилищ плодоовощной продукции — на 23 процента. Около 3,9 млрд. рублей предусматривается на усовершенствование и строительство мощностей пищевой промышленности, что позволит сократить сроки переработки сельскохозяйственного сырья.
Центральным звеном Продовольственной программы являются дальнейший подъем сельского хозяйства, укрепление его материально-технической базы на основе химизации, мелиорации земель, комплексной механизации и индустриализации производства, широкое развертывание культурно-бытового строительства и благоустройства в сельской местности. В 1983 году общие затраты на развитие сельского хозяйства, включая средства колхозов, составят 98,6 млрд. рублей. Объем капитальных вложений в сельское хозяйство намечен в 37,7 млрд. рублей.
Значительно увеличится материально-техническое обеспечение сельского хозяйства. Товарооборот Госкомсельхозтехники СССР и Союзсельхозхимии составит в 1983 году 26,7 млрд. рублей.
На мелиоративные работы направляется 9,9 млрд. рублей, что позволит увеличить площадь орошаемых земель на 0,68 млн. га, осушенных земель — на 0,71 млн. га, обводненных пастбищ — на 4 млн. га.
Последовательно решается задача превращения Нечерноземной зоны РСФСР в район высокопродуктивного земледелия и животноводства. В 1983 году на развитие экономики колхозов и совхозов этой зоны намечено израсходовать 8,5 млрд. рублей.
Целеустремленно проводится в жизнь комплексная система мер по экономическому стимулированию сельскохозяйственного производства и всего агропромышленного комплекса.
В бюджете выделяется 16 млрд. рублей на повышение с 1 января 1983 года закупочных цен на крупный рогатый скот, свиней, молоко, зерно, сахарную свеклу, картофель, овощи и другие продукты. Значительная часть этих средств используется целевым назначением для укрепления экономически слабых колхозов и совхозов, обеспечения им необходимой рентабельности. Малорентабельным и убыточным колхозам предусмотрены также ассигнования в размере 3,3 млрд. рублей на жилищное строительство, строительство и содержание объектов культурно-бытового назначения и внутрихозяйственных дорог, на уплату страховых платежей.
Прибыль совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий определена на 1983 год в сумме 8,8 млрд. рублей. Она почти полностью остается в распоряжении хозяйств на расширение и экономическое стимулирование производства. Совхозы будут также располагать финансовыми резервами на общую сумму свыше 4 млрд. рублей.
В агропромышленный комплекс направляются крупные материальные и финансовые ресурсы. Партия и государство нацеливают на то, чтобы эти средства дали отдачу в возможно короткий срок, обернулись для страны полновесной прибавкой высококачественных продуктов питания.
Министерству сельского хозяйства СССР, министерствам и ведомствам агропромышленного комплекса, Советам Министров союзных республик, руководствуясь заданиями Продовольственной программы, необходимо последовательно проводить в жизнь курс на дальнейшую интенсификацию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей. Надо усилить борьбу за повышение культуры земледелия и животноводства, рост производительности труда, улучшение использования земли, производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, устранение потерь сельскохозяйственной продукции.

ФИНАНСИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Товарищи депутаты! Одним из решающих участков экономики является капитальное строительство. В нашей стране осуществляются значительные капитальные вложения во все отрасли. Это позволяет планомерно наращивать производственный потенциал народного хозяйства, проводить широкую программу социальных мероприятий. За прошедшие два года введено в действие более 400 новых государственных промышленных предприятий. Сдано в эксплуатацию большое количество объектов сельского хозяйства, жилых домов, школ, больниц, детских дошкольных учреждений.
В 1983 году общий объем финансирования капитальных вложений в народное хозяйство составит 144,8 млрд. рублей, из них государственные капитальные вложения — 124,2 млрд. рублей.
Политика капитальных вложений применительно к условиям предстоящего года имеет ряд принципиальных особенностей. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в соответствии с решениями XXVI съезда партии, ноябрьского (1981 г.) Пленума ЦК КПСС приняли ряд важных мер, направленных на значительное повышение эффективности строительного производства. В строительной программе 1983 года на передний план выдвинута задача усиления концентрации и сбалансированности капитальных вложений, увеличения их отдачи, ускорения ввода в действие основных фондов и производственных мощностей.
В плане и бюджете предусмотрено ограничить размеры нового строительства и максимально сконцентрировать ресурсы на завершении пусковых строек и уже начатых объектов. Обращено внимание на необходимость приведения в соответствие объемов вложений с материально-техническими и финансовыми ресурсами, мощностями подрядных строительных организаций. С этой целью в отличие от прошлых лет одновременно с планом капитальных вложений утверждается план подрядных работ.
Намеченные меры создают необходимые условия для опережающего роста ввода в действие основных фондов: впервые за последние годы он будет выше объемов строительства. В 1983 году предусматривается ввести в действие за счет государственных капитальных вложений новые основные фонды на 125,4 млрд. рублей. Это позволит сократить размеры сверхнормативного незавершенного строительства на сумму более 8 млрд. рублей. Кроме того, на стройках должно быть мобилизовано 3,3 млрд. рублей из имеющихся сверхнормативных запасов неустановленного оборудования и материалов.
В плане и бюджете проводится линия на улучшение структуры капитальных вложений, повышение доли затрат в активную часть основных фондов народного хозяйства, сосредоточение ресурсов главным образом на техническом перевооружении и реконструкции действующих предприятий. На приобретение оборудования выделяется 52,2 млрд. рублей, или 42,1 процента всех государственных капитальных вложений против 39,1 процента по пятилетнему плану на 1983 год. Объем работ, связанных с совершенствованием действующих производственных мощностей, увеличивается по сравнению с пятилетним планом на 1,1 млрд. рублей и достигнет 23,9 млрд. рублей.
Министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик необходимо осуществить мероприятия по коренному улучшению положения дел в капитальном строительстве, концентрации сил и средств на объектах, имеющих первостепенное государственное значение и высокую строительную готовность, полностью обеспечить план ввода в действие и освоение производственных мощностей преимущественно в 1983 году.
Успешное выполнение планов строительства во многом определяется деятельностью подрядных организаций. В 1983 году весь прирост объема строительно-монтажных работ полностью должен быть обеспечен за счет повышения производительности труда. Прибыль строительных организаций предусмотрена в сумме 5,3 млрд. рублей.
Строительным министерствам надо принять меры к выполнению заданий по вводу в действие основных фондов, росту производительности труда и прибыли, снижению себестоимости строительно-монтажных работ, экономному расходованию государственных средств.
В капитальном строительстве еще не получили должного распространения прогрессивные формы организации труда. В первую очередь это относится к опыту работы по методу сквозного бригадного подряда, который уже давно хорошо себя зарекомендовал. Руководителям всех звеньев строительного производства необходимо ускорить интенсификацию отрасли, шире использовать имеющийся опыт передовиков и новаторов.
Учреждениям Стройбанка СССР и Госбанка СССР следует усилить контроль за правильным и эффективным использованием ресурсов, выделяемых на капитальные вложения, вести борьбу с проявлениями местнических и ведомственных тенденций, нарушениями плановой и финансовой дисциплины на стройках.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Товарищи депутаты! В плане и бюджете последовательно реализуется линия партии и государства на всемерное развитие торговли и бытового обслуживания в целях все более полного удовлетворения возрастающих запросов населения. Намечено значительно расширить продажу товаров повседневного спроса и предоставление бытовых услуг, осуществить дальнейшую комплексную реконструкцию предприятий торговли и бытового обслуживания, оснастить их современным оборудованием.
В 1983 году на финансирование государственной и кооперативной торговли выделяется 6,6 млрд. рублей. Розничный товарооборот составит 314,6 млрд. рублей и возрастет по сравнению с текущим годом на 5,4 процента. Прибыль по государственной торговле запланирована в сумме 7,8 млрд. рублей, с ростом на 7,2 процента.
Финансирование бытового обслуживания из бюджета и средств предприятий определено на 1983 год в 1,1 млрд. рублей. Объем бытовых услуг достигнет 9,2 млрд. рублей и увеличится против 1982 года на 6,8 процента.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли в текущем году постановление «О мерах по дальнейшему развитию торговли и улучшению торгового обслуживания населения в одиннадцатой пятилетке». Установлены задания по расширению торговой сети, усилению материально-технической базы торговли, укреплению хозяйственных связей с предприятиями промышленности, выпускающими товары народного потребления.
Вместе с тем ЦК КПСС и Совет Министров СССР отметили, что в работе торговли имеются недостатки. Торговые организации еще слабо влияют на формирование производства товаров, мирятся с фактами нарушений промышленными предприятиями договорных обязательств. В ряде районов допускаются перебои в продаже отдельных товаров при наличии их на торговых базах и складах.
Министерству торговли СССР, Центросоюзу, министерствам и ведомствам, имеющим торговую сеть, необходимо повысить требовательность к промышленным предприятиям, не обеспечивающим выпуск изделий в нужном для населения ассортименте и высокого качества, постоянно совершенствовать изучение покупательского спроса на товары, улучшить маневрирование товарными ресурсами, соблюдать строгий режим экономии издержек обращения.
Советы Министров союзных республик и исполкомы Советов народных депутатов должны усилить контроль за работой торговли и бытового обслуживания во всех городах и районах страны, максимально изыскивать возможности для насыщения рынка потребительскими товарами, пользующимися спросом, развития сферы бытового обслуживания.

РАСХОДЫ НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Товарищи депутаты! Коммунистическая партия и государство проявляют всемерную заботу о совершенствовании народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, улучшения социально-культурного обслуживания трудящихся.
В плане и бюджете на 1983 год намечено дальнейшее развитие социально-культурных учреждений и мероприятий. На эти цели в Государственном бюджете СССР предусмотрено 114,1 млрд. рублей, с ростом по сравнению с текущим годом на 4 процента. Кроме того, государственные и колхозно-кооперативные предприятия и организации направят на социально-культурные мероприятия собственные средства в сумме свыше 27 млрд. рублей.
Ассигнования из бюджета по отдельным видам указанных расходов составят:

млрд. руб.
1982 Г. Утверждено (с учетом введения новых оптовых цен и тарифов с 1 января 1982 г.)
1983 г. Проект
Просвещение
43,3
44,6
Здравоохранение и физическая культура
15,7
16,0
Государственное социальное обеспечение
48,9
53,5

В 1983 году получат дальнейшее развитие общеобразовательные школы. Будут построены новые школы на 795 тыс. ученических мест. Общая численность учащихся в школах всеобуча составит более 40 млн. человек, или на 500 тыс. больше по сравнению с текущим годом.
В системе воспитания подрастающего поколения важную роль играют детские дошкольные учреждения. В новом году намечено ввести в действие детские сады и ясли на 536,2 тыс. мест. При этом существенно — с 33,8 процента в 1982 году до 47,2 процента в 1983 году — повысится доля их строительства в сельской местности. Количество детей в дошкольных учреждениях достигнет 16,2 млн. человек.
Большое внимание уделено в плане и бюджете вопросам подготовки кадров для народного хозяйства. Высшие и средние специальные учебные заведения страны выпустят 2,1 млн. специалистов. Профессионально-технические училища подготовят 2,5 млн. квалифицированных рабочих.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли в текущем году постановление, направленное на совершенствование организации медицинской помощи в стране, усиление профилактики заболеваний, дальнейшее укрепление здоровья советских людей. В 1983 году предусмотрено значительно расширить сеть учреждений здравоохранения, улучшить их оснащение современным специальным оборудованием и инвентарем. Будут построены новые больницы на 52 тыс. коек: общее количество коек в больницах составит 3,5 млн. Продукция отрасли медицинской промышленности увеличится по сравнению с текущим годом на 4,9 процента.
Бюджет государственного социального страхования, который находится в ведении ВЦСПС, включен в Государственный бюджет СССР по расходам в сумме 43,5 млрд. рублей, с ростом в сопоставимых условиях на 6,4 процента. Эти средства предназначаются на выплату пенсий и пособий, развитие базы санаторно-курортного лечения и отдыха. В 1983 году будут лечиться и отдыхать в санаториях и домах отдыха по бесплатным и льготным путевкам 13,7 млн. рабочих и служащих. В пионерских лагерях укрепят свое здоровье 13,9 млн. детей.
Крупные средства, направляемые государством в сферу социально-культурного обслуживания, создают все более благоприятные условия для труда и отдыха советских людей. Советам Министров союзных республик, министерствам, ведомствам, местным Советам народных депутатов надо использовать эти средства строго по назначению, полностью и в интересах максимального удовлетворения потребностей населения.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz