каморка папыВлада
Календарь школьника 1981 текст-10
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 22.04.2019, 08:57

ОКТЯБРЬ


1 — 1949 — Провозглашение Китайской Народной Республики 
4 — День учителя
4 — 1957 — В СССР произведен успешный запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Начало космической эры
4 — 100 лет со дня рождения О. В. Куусинена (1881—1964), деятеля Коммунистической партии и Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения
7 — День Конституции СССР
7 — 1949 — Провозглашение Германской Демократической Республики
11 — Всесоюзный день работников сельского хозяйства
11 — 100 лет со дня рождения Я. А. Берзина (1881—1938), советского государственного и партийного деятеля, публициста, одного из старейших участников революционного движения Латвии
12 — 1924 — Образование Молдавской АССР; с 1940 г. — Молдавская ССР
14 — 1924 — Образование Таджикской АССР; с 1929 г. — союзная ССР
14 — 1924 — Образование Кара-Киргизской автономной области. С 1926 г. — Киргизская АССР; с 1936 г. — союзная ССР
18 — День работников пищевой промышленности
24 — Международный день Организации Объединенных Наций
24 — 40 лет со дня начала (1941) героической обороны Тулы
25 — День работников автомобильного транспорта
25 — 100 лет со дня рождения Пабло Пикассо (1881—1973), французского художника
26 — 40 лет со дня гибели А. П. Гайдара (1904—1941), советского писателя
27 — 1924 — Образование Туркменской ССР
27 — 1924 — Образование Узбекской ССР
29 — День рождения комсомола
30 — 40 лет назад (1941) началась героическая оборона Севастополя

КАЛЕНДАРЬ ШКОЛЬНИКА

ВЫСОКОЕ СОЛНЦЕ
Встал рассвет над страной,
Над полями, лесами, горами —
Словно взвито рукой
Кумачовое красное знамя.
Знамя поднято ввысь
Богатырской рукою народа.
Серп и Молот сплелись,
Разгораясь призывно и гордо.
Это знамя труда
Над Отчизной свободною вьется,
Чтоб всегда,
Чтоб всегда
Поднималось высокое солнце.
Молот в кузнице бьет,
Чтобы в небе не гасло светило,
В дни побед и невзгод
Не померкло оно, не остыло.
Чтобы сумрак ночей
Отступал в бесконечные дали.
И колосья лучей
На просторах земных созревали.
Вижу Молот и Серп
На полотнище красного цвета.
И советский наш герб
Пробужденная видит планета.
Полыхает заря,
И лучи животворные льются.
Это свет Октября.
Это вечный рассвет революций!
Серп и Молот сплелись,
Поднимается знамя восхода,
Поднимается ввысь
Богатырской рукою народа.
Нормурад Нарзуллаев
(Перевод с узбекского)

«БРИГАНТИНА» ПОДНИМАЕТ ПАРУСА...
Свою бригаду они решили назвать «Бригантина» — шесть веселых подружек из Сепычевской средней школы Верещагинского района Пермской области. Решили так, когда еще учились в восьмом классе. «Бригантина» ворвалась в их жизнь крылатой мечтой не расставаться с родным Нечерноземьем.
И вот весна 1977 года. Вместе с аттестатом зрелости подруги получили права трактористов-машинистов широкого профиля, а затем и шесть новеньких тракторов «Беларусь». Мечта становилась явью — «Бригантина» поднимала паруса...
Начинали на строительстве животноводческой фермы, совхозного поселка. И радость, и огорчения — все делили пополам. Рядом были опытные наставники, и уже на следующий год «Бригантине» доверили полевые работы. «Мы трудились без устали, от зари до зари. Готовили пашню, сеяли... — рассказывает Мария Мошева. — Помню, как совсем по-новому, будто впервые увидела я проклюнувшиеся ростки пшеницы, прямо на глазах зазеленевшие поля... Земля с благодарностью приняла наш скромный труд, одарила богатым урожаем. Пожалуй, только теперь я вправе сказать, что знаю вкус хлеба, по-настоящему ощутила всю меру ответственности механизатора перед своим совхозом, государством, перед людьми». Трудолюбивая, смелая, она еще в школе была первой в соревнованиях по вождению трактора. В ее руках любое дело спорится. Занимается в кружке художественной самодеятельности, увлекается спортом, учится в сельскохозяйственном институте. Она заместитель секретаря комсомольской организации совхоза «Сепычевский», член Центрального Комитета ВЛКСМ.
Под стать ей и подруги. Работают самоотверженно — выполняют полторы-две нормы в смену. Учатся, активно участвуют в общественной жизни. «Бригантина» — одна из лучших в районе комсомольско-молодежных тракторных бригад. А бессменный комсорг бригады М. Мошева награждена знаком ЦК ВЛКСМ «Золотой колос» и значком ЦК ВЛКСМ «Мастер-умелец».
Ежегодно весной в бригаду вливаются новые силы. По велению молодых сердец уходят в путь и новые «Бригантины».
И. Янина

ОКТЯБРЬ

ЗАДАЧА СОЮЗА МОЛОДЕЖИ — ПОСТАВИТЬ СВОЮ ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАК, ЧТОБЫ, УЧАСЬ, ОРГАНИЗУЯСЬ, СПЛАЧИВАЯСЬ, БОРЯСЬ, ЭТА МОЛОДЕЖЬ ВОСПИТЫВАЛА БЫ СЕБЯ И ВСЕХ ТЕХ, КТО В НЕЙ ВИДИТ ВОЖДЯ, ЧТОБЫ ОНА ВОСПИТЫВАЛА КОММУНИСТОВ.
В. И. ЛЕНИН

ВОЗРАСТ У КОМСОМОЛА ВПОЛНЕ ЗРЕЛЫЙ. НО ДУХ ЕГО ВСЕГДА МОЛОД. ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ — БОЕВОЙ ПОМОЩНИК И НАДЕЖНЫЙ РЕЗЕРВ ПАРТИИ... У ПАРТИИ И КОМСОМОЛА ОДНА ЦЕЛЬ — КОММУНИЗМ, И ПУТЬ ТОЖЕ ОДИН — ЭТО ПУТЬ ЛЕНИНА, ПУТЬ СЛУЖЕНИЯ НАРОДУ.
Л. И. БРЕЖНЕВ

ПЕРВЫЙ УРОК
Первым моим учителем был Александр Николаевич Куракин, высокий молодой человек, очень красивый и аккуратный в своем темном костюме, в белой сорочке при галстуке и с часами на цепочке в жилетном кармане.
Он вошел в первый раз в наш класс на первый урок, поскрипывая ботинками, встал у стола и, окидывая нас взглядом, сказал:
— Здравствуйте.
Мы были зачарованы его видом и пробормотали что-то стеснительно, невнятно, каждый себе под нос.
Он сказал:
— Так не здороваются. А ну-ка, попробуем снова.
И мы по его команде встали из-за парт и довольно-таки стройно и вразумительно сказали на его приветствие свое «здравствуйте», после чего наш первый учитель прошелся около стола и, вглядываясь в наши глаза, обратился к нам, как к своим старым и лучшим своим знакомым.
— А сейчас, — сказал он, — я прочитаю вам стихи Александра Сергеевича Пушкина, потом мы их заучим наизусть, а потом я научу вас писать их на бумаге. — И он прочел:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Он прочел это несколько раз своим густым открытым голосом и объяснил, что Отчизна — это родина, то место, где человек родился и живет, где его дом, поле и дорога через поле и лес в другую деревню и село.
Он был прекрасен, наш учитель, и мы влюбились в него со всей своей первой восхитительной доверчивостью.
Мы шли с первого урока и повторяли вслух и про себя:
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!..
Мы шли по дороге из Бибирево в Голчаново, перескакивая через лужицы и разъезженные колеи, и перед нами были не просто дорога, не просто большое и малое болото, не просто голчановская гора и речка Молохта, нет, все это, вместе взятое, было нашей Родиной, Отчизной, Россией.
Первый урок нас сделал на всю жизнь обладателями необозримого мира. И когда мне в трудный час для моей Отчизны, для моей Родины, перед тем, как взять оружие в свои руки, вместе со своими товарищами надо было принимать присягу на верность, я понял, стоя перед полковым знаменем и произнося четко и определенно грозные слова солдатской клятвы, что я уже произносил их в первом классе на первом уроке перед глазами своего первого Учителя — Александра Николаевича Куракина.
И всегда, когда мне бывало уж очень трудно, я вспоминал своего первого учителя и слышал его открытый голос:
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!..
И он вселял в меня силу и веру и заставлял поднимать голову, как бы низко она ни была опущена.
Михаил Дудин

БЛАГОДАТНАЯ ЗЕМЛЯ
Каракумский канал имени В. И. Ленина принес в пустыню Туркмении жизнь. Там, где дыбились раньше сыпучие барханы, раскинулись теперь плантации хлопчатника, встали зеленые оазисы виноградников и садов.
На землях, орошенных каналом, расположен колхоз «Советский Туркменистан». Здесь хорошо помогают взрослым облагораживать пустыню ребята средней школы № 5 поселка Гями. Полтора гектара занимает пришкольный участок, и это поистине волшебные гектары. Юннаты собрали со своего сада полтонны урюка, столько же сливы, 650 килограммов яблок и 200 килограммов гранатов. А с грядок овощной плантации ребята сняли 400 килограммов огурцов и хрустких кочанов капусты. Не правда ли, благодатная земля?
Полторы тонны овощей и фруктов ребята передали интернату для детей чабанов и колхозников.
В пятую трудовую четверть ребята помогали родному колхозу в уборке урожая. Убирали в саду фрукты, работали на виноградных плантациях.
Зеленым оазисом называют земли колхоза, и, чтобы ширился его тенистый наряд, школьники каждую весну высаживают деревья. В этом году они посадили на улицах 350 декоративных деревьев, разбили много цветников и клумб.
Туркменская ССР
Л. Кузнецова

ЗОЛОТО, КОТОРОМУ НЕТ ЦЕНЫ
Равшан волновался, даже очень волновался. Еще бы! Первый раз в жизни он выступает сегодня с высокой трибуны от имени ребят Узбекистана.
— Слово имеет Равшан Ахмедов, ученик средней школы Акалтынского района Сырдарьинской области...
Равшан оглядел зал и начал:
— Вы слышали о Голодной степи? Нет больше такой. Есть цветущие сады и необозримые поля «белого золота», золота, которому нет цены. И мы, школьники советского Узбекистана, гордимся тем, что вложили частицу труда в это великое преобразование...
Школа, где учится Равшан, активно помогает совхозу имени XXIII съезда КПСС. Наставник ребят — бригадир Кистаулов Барат-ака. Как Барат-ака радуется, когда слышит от председателя:
— Просто молодцы ребята, такой добрый хлопок вырастили.
Не отстают юные хлопкоробы от лучших бригад района — не меньше тридцати центнеров с гектара получается. Но и потрудиться пришлось немало.
Сколько волнений было! Ростки слабые, за ними требовался особый уход. То там, то тут появлялись «трудовые десанты». Вносили дополнительно удобрения, поливали, пропалывали. Растят и лелеют хлопок руки человека. Недаром в Узбекистане говорят: «Золотые руки создают белое золото».
Пионерский эшелон с хлопком в город Иваново сопровождала Балджан Юсупова, бригадир ученической бригады школы имени Ленина Хивинского района Хорезмской области. Ребята этой школы ведут селекционную работу, обеспечивают высокоурожайными сортами колхозы и совхозы всего района.
Так трудится пионерия солнечной республики.
Узбекская ССР

ЮНЫЕ ПОМОЩНИКИ
Удивительно: дорога в горы в самом начале лета казалась Кенжебеку легче, чем обратный путь. Быть может, потому, что там, в горах, ждала отару сочная трава и там, на свежих пастбищах, появились на свет ягнята. Их оставили на время в горах. Не одних, конечно. А к водопою и потом в овчарню отец и сын гнали сейчас только взрослых животных. За весну и лето шерсть у них отросла, и овцы стали почти квадратными. До чего ж смешные они после стрижки! Но до нее еще далеко. Сначала водопой, потом в овчарне овцы примут специальный душ, искупаются в бассейне, есть и такой, — вообще приведут свою пышную шевелюру в порядок. Вот только после этого пожалуйте стричься!
Семиклассник Кенжебек Усупов — стригаль. Алмаз Кадыров — его друг — ассистент. Кенжебек объяснил, что раньше перед стрижкой овец укладывали и обязательно привязывали. Теперь, как в настоящей парикмахерской, необычных клиентов усаживают в специальное кресло.
Подхватывают Кенжебек и Алмаз овцу, ловко усаживают, и закипает работа. Алмаз придерживает, Кенжебек орудует машинкой. Кстати, от обычной она отличается только большим размером. Начинают ребята стричь овцу (как их учили) с головы, потом переходят к ногам, к хвосту и заканчивают боками, спиной, брюшком. Именно здесь у овцы самая ценная шерсть, она называется руном.
— Настоящий мастер стрижет овцу четыре минуты, — рассказывает Кенжебек. — А я за десять. Мне бы руки посильнее. А отец говорит, что этого мало. Опыт нужен, практика.
На соревнованиях школьных стригалей Кенжебек занял первое место.
На Оргочерской опытной станции по овцеводству пастухи — знаменитые на всю округу люди. И их юные помощники тоже.
Киргизская ССР
В. Васильев

ВОТ КАКОЙ САД!
Однажды ребята узнали, что на вершине горы Чиртак растет дикий виноград.
— А почему бы нам не разбить там свой виноградник? — сказал товарищам Фазыл.
Ребята взялись за дело. Семиклассникам помогали учителя и опытный садовник Саидали-бобо. После уроков ребята шли на свой виноградник, вскапывали, удобряли землю, обрезали лозы.
И вот на высоте трехсот метров пышно разросся виноградник.
Теперь ежегодно ребята собирают неплохие урожаи.
Таджикская ССР, Орджоникидзеабадский район, школа имени Орджоникидзе

ВЗГЛЯД ИЗ КОСМОСА
Космический корабль «Союз-22», пилотируемый Валерием Быковским и Владимиром Аксеновым, пронес над Землей сложное оптическое сооружение — космический фотоаппарат с шестью фиолетовыми зрачками. Впервые прибор взглянул на Землю с такой зоркостью: ведь на снимках, которые он сделал с немыслимой высоты, можно по цвету отличить березовый лес от хвойного, спелые хлеба — от созревающих. Аппаратура разработана специалистами СССР и ГДР.
Этот удивительный оптический инструмент изготовило народное предприятие Германской Демократической Республики «Карл Цейс Йена». Пятьсот лучших специалистов — конструкторов, математиков, физиков, химиков, технологов различных профилей, опытных кадровых рабочих — делали этот фотоаппарат.
Продукция со знаком «Карл Цейс Йена» много лет восхищает мир. Космический прибор принес предприятию новую славу.

ЮБИЛЕЙ

О. В. КУУСИНЕН
31 декабря 1917 года правительство Советской России приняло декрет о предоставлении Финляндии независимости. Вопрос, решения которого финский народ добивался столетиями, был решен без единого выстрела. Но финская буржуазия, боясь, что трудящиеся Финляндии последуют примеру своих русских братьев, потребуют установления власти Советов, развязала в стране гражданскую войну. Коммунисты подвергались преследованиям. Подполье, аресты, тюрьмы... Через все это прошел один из основателей Компартии Финляндии, ученик и соратник В. И. Ленина Отто Вильгельмович Куусинен.
В феврале 1920 года по всей Финляндии были расклеены объявления полиции о том, что за голову Куусинена обещана награда — 50 тысяч марок. В надежде на легкий заработок агенты охранки рыскали повсюду, пытаясь напасть на его след. И вот донесение одного из сыщиков. На льду Ботнического залива он увидел одинокого лыжника. Ему показалось, что это Куусинен. Сыщик утверждал, что он застрелил лыжника и тот утонул в полынье. Это сообщение попало в газеты. Буржуазия ликовала: наконец-то удалось избавиться от ненавистного им руководителя коммунистов. Трудовой народ Финляндии был опечален сообщениями газет о смерти Куусинена. В Хельсинки состоялся пятитысячный траурный митинг.
А в это самое время недалеко от дома, где проходил траурный митинг, на нелегальной квартире находился тот, кого хоронила Финляндия, — Отто Куусинен, живой и здоровый. Он шутил: любопытно почитать некролог о собственной кончине, не всякому это удается.
Чтобы дать Куусинену время скрыться, Компартия Финляндии не сразу опровергла сообщение о его смерти. Только через несколько дней. Отто Вильгельмович обратился к финской буржуазии с письмом. «Не рано ли ликуете, господа? — писал он. — Я пока не убит. А на тот свет вы отправили другого человека. Но вам не привыкать, не впервой...»
Куусинен прожил долгую, многогранную жизнь. Он хорошо знал В. И. Ленина, часто встречался с ним, работал под его руководством. Он своими глазами увидел торжество ленинских идей, в рядах Коммунистической партии Советского Союза претворял в жизнь идеи Ленина. По инициативе Куусинена была начата большая работа по переводу на финский язык произведений В. И. Ленина. В 1940 году О. В. Куусинен был избран Председателем Президиума Верховного Совета вновь образованной союзной республики — Карело-Финской ССР. С 1941 года он член ЦК КПСС, с 1957 года — член Президиума ЦК КПСС и секретарь ЦК КПСС.
Всего себя он отдал борьбе за великое ленинское дело, дело Коммунистической партии.
Г. Шкаренкова

А. П. ГАЙДАР
Аркадий Гайдар... Его имя носят улицы и площади, школы и пароходы, а книги переведены на 88 языков. Любимый писатель советских ребят. Удивительный человек. Герой.
Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.
Он был солдатом и вожатым.
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
Писателя-большевика.
Так написал о нем поэт С. Я. Маршак.
Боевая биография Гайдара началась в гражданскую войну. Четырнадцати лет ушел добровольцем в Красную Армию, в шестнадцать командовал полком. На своих рукописях в правом верхнем углу рисовал красную звезду — символ верной солдатской службы народу.
Как любили Гайдара дети! Он играл с ними в Чапаева, в Северный полюс, придумывал затеи, полные романтики. В дружбе с детьми и родился сюжет «Тимура и его команды». Как сказал бывший юнкор «Пионерской правды» В. Баринов, «эта повесть — сама жизнь, руководство к действию, игра, приносящая пользу людям».
Почти все произведения Гайдара сначала появлялись в «Пионерской правде». Гайдар считал своим долгом говорить с ее страниц с дорогим его сердцу читателем. Когда началась Великая Отечественная война, он прислал в редакцию из действующей армии свое обращение к ребятам.
«... Этот суровый, грозный год покажет, кто из вас действительно трудолюбив, стоек и мужественен, — писал Аркадий Петрович... — Страна о вас всегда заботилась, она вас воспитывала, учила, ласкала и частенько даже баловала. Пришло время и вам — не словами, а делом — показать, как вы ее цените, бережете и любите...»
Гайдар стал военным корреспондентом «Комсомольской правды», часто выезжал на передовую. Рвался в бой. Под Киевом он ходил вместе с бойцами в атаку. Однажды вместе с группой бойцов попал в окружение. Вступил в партизанский отряд и дрался с врагом, как рядовой боец-пулеметчик. Осенью 1941 года сын Гайдара — Тимур — получил от отца короткую записку: «Воюю в тех же местах, где начинал воевать в гражданскую. Знай, что все будет хорошо. Учись и не очень скучай. Может быть, мы скоро увидимся». Но увидеться не пришлось. 26 октября 1941 года Аркадий Петрович погиб в бою с фашистами под деревней Леплявой...
Но он жив для нас. Живут его книги, его красные звезды, его тимуровцы. Вместе со своими читателями шагает он маршем пионерских поколений. Гайдар шагает впереди!
В. Грандова

Они охотно приняли записку и поспешно скрылись в кустарнике.
Рисунок художника Д. Дубинского к повести «Военная тайна»

ЮБИЛЕЙ

ПАБЛО ПИКАССО
Один из самых интересных художников нашего времени — Пабло Пикассо. Он родился в Испании, прожил всю жизнь во Франции, но созданное им принадлежит всему человечеству. В искусстве художника множество исканий, находок, открытий и противоречий. Но какими бы спорными ни казались зрителям его работы, в них всегда отражались радостные и тяжелые события нашего XX столетия. Столетия, в котором свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция и произошла трагедия Хиросимы, столетия, в котором начато завоевание космоса и изобретена водородная бомба.
Неутомимый борец за мир, Пикассо был одним из первых художников, обличавших фашизм. Болью и гневом наполнено его огромное полотно «Герника», написанное в 1937 году, после того как фашистская авиация за одну ночь разрушила испанский город Гернику. На протяжении всего жизненного пути художник был особенно чуток к трагедии человека в капиталистическом мире, к одиночеству и неустроенности обездоленных. Нежностью и любовью к людям, восхищением их физической и душевной красотой проникнуты картины «Странствующие гимнасты», «Мальчик с собакой», «Девочка на шаре». Эти произведения составляют гордость коллекций Государственного Эрмитажа в Ленинграде и Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
Пикассо создал огромное количество картин, скульптур, книжных иллюстраций, монументальных росписей и керамических изделий. Но больше всего — рисунков. Рисунок не только сопутствовал живописным работам художника. Пикассо создавал самостоятельные серии и циклы рисунков тушью и карандашом. А для того чтобы сделать свое творчество доступным более широкому кругу людей, он увлекался также техникой литографии, рисуя на поверхности камня жирным литографическим карандашом или тушью, а затем отпечатывая изображение на бумаге в большом количестве экземпляров.
На первый взгляд кажется, что в этих незатейливых рисунках нет и следа тех новшеств, за которые художник ратовал всю жизнь. Он как будто бы специально выставляет напоказ небрежность быстрых штрихов и черных потеков туши. Но благодаря опыту и мастерству художника на белом листе бумаги возникает то фигура тореадора, поражающего шпагой быка, то сцена из античной жизни, то удивительно метко схваченное изображение Дон Кихота и Санчо Пансы, то силуэт уверенно и свободно парящего в небе голубя мира, облетевшего все страны и континенты.
О. Никологорская

Рисунок художника Пабло Пикассо

ПИОНЕРУ-АКТИВИСТУ

Октябрята — будущие пионеры, то есть ваша смена. Вашу смену вам и воспитывать.
В школе должно считаться недопустимым щелкнуть малыша по носу и выставить его из зала, где старшие готовятся к сбору. Наоборот, тебе интересно — ну так зайди, поучись.
Так и в делах. Если старшие ремонтируют школьную мебель, то октябрята устраивают «книжкину больницу» в библиотеке. Если отряд наводит порядок на школьном дворе, то малыши тут же пропалывают цветники.
Пройдет год — и отряд увидит результат своей работы. Октябрята научились строить модели, шагать строем, петь песни, ходить на лыжах,- писать заметки в стенгазету.
День рождения пионерского отряда у октябрят — большой праздник. Вот, например, как он проходит в 617-й школе города Зеленограда.
На первый пионерский сбор в 3-й класс приходят все семиклассники: и пионеры и комсомольцы.
Приходят в пионерской форме, с горном, барабаном. Замирают две шеренги. Знаменная группа вносит отрядный флаг, увитый алой лентой правофлангового. Вперед выступает секретарь бюро комсомольской группы:
— Сегодня мы прощаемся с нашим другом барабаном, с горном, который звал нас в дорогу... Мы прощаемся с нашим пионерским детством. Но мы очень хотим, чтобы ваши пионерские годы стали такими же счастливыми. И в залог нашей дружбы передаем вам самую дорогую реликвию — флаг отряда имени Олега Кошевого. Будьте готовы!
— Всегда готовы! — отвечает пионерский отряд третьеклассников.
— Равнение на флаг! — раздается команда.
Знаменосцы-семиклассники, чеканя шаг, идут навстречу знаменной группе нового отряда...

ОТКУДА ЭТИ СЛОВА?

РЕМОНТ. Это французское слово явилось к нам в петровские времена в очень специальном значении: «замена в армейских частях состарившихся лошадей новыми». Существовала даже особая должность: ремонтеры — офицеры, закупавшие коней для своих полков. Вы можете встретиться с ними в литературе XIX века. Позднее «ремонт» стало значить «перестройка», «починка», в широком смысле слова — ремонт помещений, зданий, механизмов. Само же французское «remonter» значит «восстанавливать».
СКОРЛУПА. Разгадать это слово легче, если знать, что в самой давней древности оно звучало как «скорупа» и было производным от «скора» — «шкура», «кожа». Но затем под воздействием глагола «лупить» оно было услышано и понято как «скорлупа» — быстро снимаемая шкурка. Что это так, пожалуй, лучше всего доказывает существование народного синонима «скорлуща», явно связанного со «скоро лущить». А ведь мало кто скажет, что «скорлупа» и «скорняк» — специалист по обработке шкур — слова близкородственные.
Лев Успенский

ТОВАРИЩ КОМСОМОЛ
Слова Е. Шкловского
Музыка М. Протасова
Товарищ Комсомол,
Товарищ Комсомол,
Немало ты дорог в сражениях прошел.
Ты юность уносил с собой
И возвращался ты седой,
Товарищ Комсомол.
А сколько не пришло
Отчаянных парней
Из тех далеких лет, из тех горячих дней,
Когда твой дом в огне пылал,
А ты за счастье воевал,
Товарищ Комсомол.
А сколько вновь зажглось
Отчаянных сердец,
Вставал за рядом ряд, бойца сменял боец.
С корчагинских до наших лет
Не сосчитать твоих побед,
Товарищ Комсомол.
И знает вся страна,
И знает шар земной
Проверенный в боях характер твой стальной.
Ты пронесешь в любом огне
Свою любовь к родной стране,
Товарищ Комсомол.

ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ!
Для трудных космических дорог на Сумской станции юных техников подготовили планетоход «Гагаринец». На нем установлены реактивные двигатели, автопилот, радиолокатор и другое необходимое оборудование.

КРОСС ШКОЛЬНИК-81

ГОРИ-ВЕРТИ
— Пронзает тьму мой острый взгляд,
— А я — сторожевой наряд,
— А я — опасный зверь лесной,
— Знамена реют надо мной.
— Я дом волчицы и волчат,
— Я тем горжусь, что я пернат,
— Я ладно скроен, крепко сшит,
— Я — рыба, странная на вид.
— Меня боятся лягушата,
— Меня благодарит заплата,
— Мой бивень поострей рогов!
— А я готов разить врагов!

НА ОСТРОВЕ ГЕТУБЫ
На острове Гетубы
Три племени живут:
Гекуки — правдолюбы,
Кучеки вечно лгут.
Унамы могут разно:
То правда, то вранье.
На ловлю дикобраза
Шли Пьёл, и Пьял, и Пьё.
Они принадлежали
К трем разным племенам.
Пьёл громко крикнул Пьяле:
— Я знаю, ты — унам!
Воскликнул Пьял: — Я что ли
Слепой? Пьё — не кучек!
А Пьё сказал о Пьёле:
— Правдивый человек!
Теперь прочти все снова,
Подумай, не спеши,
И кто же из какого
Был племени, реши.
СОВЕТ: начните с предположения, что Пьё сказал правду.

ЛЕНТОЛЕТ
Мой волшебный лентолет
К облакам меня несет.
Кто из вас ответит мне,
На какой я стороне?

СКАЗКА О КОВРЕ
Из-за моря, из-за гор
Привезли царю ковер,
Никогда ковра такого
Он не видел до тех пор.
Царь ковер к стене прибил
И царицу пригласил.
«Всякой твари здесь по паре», —
Царь царице заявил.
Верно это или нет?
Не спеши давать ответ!

КТО ГДЕ?
Дуб, клен, сосна, береза, пень!
За ними спрятались, таятся
Бобр, заяц, белка, рысь, олень.
Кто где? Попробуй разобраться!
Где рысь, ни зайца, ни бобра
Ни слева нет, ни справа — ясно? —
И рядом с белкой — вот хитра! —
Их также не ищи напрасно.
С оленем рядом рыси нет,
И зайца справа нет и слева,
А белка справа, где олень!
Теперь берись за поиск смело.
И хочет дать тебе совет
Поросший мхом высокий пень:
— Кто где? Напасть на верный след
Помогут белка и олень.

Автор задач Н. Разговоров

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz