каморка папыВлада
Календарь школьника 1981 текст-1
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 18.07.2019, 09:37

скачать в djvu

страница следующая ->


КАЛЕНДАРЬ ШКОЛЬНИКА 1981

ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ЯНВАРЬ

1 — Новогодний праздник
1 — 1959 — Победа кубинской революции. День освобождения Кубы
1 — 1919 — Образование Белорусской ССР
3 — 60 лет со дня гибели А. Я. Пархоменко (1886—1921), героя гражданской войны
16 — 50 лет со дня открытия (1931) IX съезда ВЛКСМ
20 — 60 лет со дня образования (1921) Дагестанской АССР
21 — 1924 — Умер Владимир Ильич Ленин
22 — 1905 — Расстрел царскими войсками мирной демонстрации рабочих в Петербурге (Кровавое воскресенье). Баррикады в столице. Начало первой русской революции
25 — 1918 — III Всероссийский съезд Советов принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»
27 — 225 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791), австрийского композитора


КАЛЕНДАРЬ ШКОЛЬНИКА

Партия! Знамена, пламенея,
Там стоят, где подняла их ты.
Партия! Не знаю слов сильнее,
Чем твои из яви и мечты!
Вот земля. Лишь ты не дашь стареть ей,
Дашь цвести ей без военных гроз.
Партия! Ты смотришь в глубь столетий!
Это я, ликуя, произнес!
Встанет мир, какого не бывало,
В гордой, несказанной красоте.
Устремлен наш взгляд за перевалы,
За высоты, к новой высоте.
Мы за все в ответе на планете,
Бури взлет по всем материкам,
И твои слова, как звезды, светят
Всюду поколеньям и векам!
Александр Прокофьев,
лауреат Ленинской премии


ПЕРВЫЙ ПАМЯТНИК ЛЕНИНУ

В Ногинске среди огромных корпусов Глуховского хлопчатобумажного комбината имени В. И. Ленина стоит памятник вождю пролетарской революции. Он дорог нам своей исключительной исторической ценностью. Этот памятник — первый в мире!
...В 1923 году вся страна с тревогой следила за состоянием здоровья Ленина. В канун праздника Великого Октября глуховские ткачи решили послать в Горки делегацию, чтобы передать Владимиру Ильичу приветственный адрес и подарок — вишневые саженцы.
Возвратившись в Глуховку, делегаты поделились впечатлениями о недолгой, но незабываемой встрече с Лениным. Они рассказали о том, как их встретила в Горках Мария Ильинична, сестра Ленина, как держалась она с ними по-дружески просто и расспрашивала о житье-бытье. Как передали они вождю приветственный адрес и подарок и как, прощаясь с Владимиром Ильичем и Марией Ильиничной, попросили, чтобы саженцы вишен посадили под окнами кабинета Ленина.
И вот на одном из общих собраний текстильщики Глуховки постановили соорудить монумент вождя в центре рабочего поселка. Выполнить скульптуру поручили талантливому художнику-самоучке Федору Петровичу Кузнецову.
Дни и ночи трудился Кузнецов над воплощением образа вождя. Мял непослушную глину, создавая один эскиз за другим. Отвергал вариант за вариантом и начинал все сначала. Часто расспрашивал тех, кто видел Ленина, подолгу всматривался в нечеткие газетные снимки. К середине января статуя была готова. Торжества по случаю открытия назначили на 22 января 1924 года.
В этот день у всех было приподнятое, праздничное настроение. С самого утра, несмотря на сильный мороз, на площадь начали стекаться колонны рабочих из Глуховки и из близлежащих сел. Шли с флагами, плакатами, красочными транспарантами. Все с нетерпением ждали открытия, ждали, когда парторг комбината товарищ И. М. Квасман сдернет со скульптуры покрывало. Наконец, он появился, и с ним члены партийного бюро. Шли они как-то медленно, сгорбившись, тяжело поднялись на трибуну.
— Товарищи, — крикнул парторг и вдруг неожиданно зарыдал. Народ заволновался. Сквозь слезы, уже тихо, парторг повторил: — Товарищи! Думали мы с вами открыть статую Ленина, а открываем ему памятник... Вчера в Горках товарищ Ленин скончался...
Народ замер. Страшное горе пришло внезапно. Сняв шапки, люди плакали, не скрывая слез. Знамена медленно склонились над памятником... На снег упало белое покрывало, и перед взором собравшихся предстал незабываемый образ любимого вождя...
Долго не расходился народ. Пять суток днем и ночью сменялся караул у памятника Ильичу, жарко полыхали костры.
«Тысячи памятников, — писала в те дни газета «Правда», — ставит мировой пролетариат товарищу Ленину. Глуховцы поставили первый».
Р. Кожевников


ЯНВАРЬ

ЛЮБИТЕ ТРУД. НИКАКАЯ ИНАЯ СИЛА НЕ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ВЕЛИКИМ И МУДРЫМ, КАК ЭТО ДЕЛАЕТ СИЛА ТРУДА — КОЛЛЕКТИВНОГО, ДРУЖНОГО, СВОБОДНОГО ТРУДА.
М. ГОРЬКИЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ НА КОЛХОЗНОЙ ФЕРМЕ
В вестибюле Тишовской школы Могилевского района висит большой стенд с именами и фамилиями — это выпускники. Только не совсем обычные...
— Наше первое животноводческое звено ученической бригады 1968 года, — пояснила мне школьный биолог Жанна Степановна Униятова. — Вот Галя Шахоленко. Сейчас в нашем колхозе младшим зоотехником работает. А Вера Лысенкова работает в колхозе «Герой Труда». Теперь им на смену другие ребята пришли...
С нынешним животноводческим звеном ученической производственной бригады мы познакомились на колхозной ферме. Девочки кормили «несмышленышей» — так они ласково называли своих телят.
— Мы на ферме эксперимент проводим, — объяснила Таня Поджарова. — Готовим особый корм со всевозможными добавками. Растут такие телята быстрее обычных. Хорошо эксперимент продвигается!.. Мы ведь по заданию нашего колхоза «Маяк коммунизма» работаем. Результаты опытов обсуждаются и с зоотехником Клавдией Тимофеевной Миланич, и с правлением колхоза... А потом по системе, которую мы впервые применяем, выращиваются десятки телят...
— За время работы в ученической бригаде мы многому научились, — поддержали разговор подруги Тани. — А на уроках ботаники и зоологии тоже немало полезного узнали. Это нам очень пригодилось. Например, когда ездили в Жодино на республиканский слет юннатов и животноводов. Там пришлось и на теоретические вопросы отвечать и на деле доказывать, на что мы способны: корову подоить, корм в ясли заложить. И радостно было, что с этими заданиями справились умело...
К рассказу юных животноводов можно добавить, что девочки не только проводят эксперимент с телятами. Вместе со своими одноклассниками трудятся они и на заготовке кормов, и на уборке картофеля. Таков их вклад в копилку «Белорусский каравай»...
Белорусская ССР
И. Толстик

МУЗЕЙ ГЕРОИЧЕСКОГО ПАРТИЗАНА
История городка-лагеря имени Хосе Марти, раскинувшегося в 25 километрах к востоку от Гаваны, начинается с теплого воскресного вечера 20 июля 1975 года. Именно в этот день кубинские пионеры вместе с Фиделем Кастро торжественно открыли Дом-музей Эрнесто Че Гевары.
В этом доме в течение недели живут двадцать лучших пионеров Кубы. Они встречают гостей у входа, где постоянно стоит почетный караул, и подробно рассказывают о человеке, которого на Кубе называют Героическим Партизаном. Они рассказывают о мужественном и стойком революционере Эрнесто Че Геваре.
«...В первые месяцы 1959 года в этом доме, — говорит юный экскурсовод, — жил Че. После жестоких боев он заболел. Врачи настояли на отдыхе, и Че пришлось выполнять указания врачей. Жил он здесь совсем недолго. Ему больше по душе была походная палатка, партизанский костер, скромное жилище. И как только Че почувствовал себя лучше, он сразу же уехал отсюда. Обо всем этом вы можете прочитать на табличке в вестибюле музея. А сейчас я вам покажу самый дорогой наш экспонат. Вот он. Это оливкового цвета берет — знаменитый берет Эрнесто Че Гевары. В этом берете он шел в бой на Плая-Хирон и не расставался с ним в дни, когда американские агрессоры хотели вначале запугать, а потом и задушить нашу республику. Но враг и на этот раз просчитался...»
Перед нами фотографии, документы. Многие из них — личные, семейные, но, обращенные в будущее, адресованы они и тем, кто сегодня носит пионерский галстук, а завтра будет строить новую, социалистическую Кубу. Прочитай и ты одно из последних писем Эрнесто Че Гевары, обращенное к своим детям. Когда оно попало в руки родных, Че уже погиб — злодейская пуля оборвала жизнь пламенного патриота Кубы.
ПИСЬМО ЧЕ ГЕВАРЫ СВОИМ ДЕТЯМ
«Дорогие Ильдита, Алеидита, Камило, Селия и Эрнесто!
...Ваш отец был человеком, который действовал согласно своим взглядам и, несомненно, жил согласно своим убеждениям. Растите хорошими революционерами. Учитесь много, чтобы овладеть техникой, которая позволяет властвовать над природой. Помните, что самое главное — это революция и что каждый из нас в отдельности ничего не значит.
И главное, будьте всегда способными самым глубоким образом почувствовать любую несправедливость, совершаемую где бы то ни было в мире. Это самая прекрасная черта революционера.
До свидания, детки, я надеюсь еще вас увидеть.
Папа шлет вам большущий поцелуй и крепко обнимает вас».
...Мы прощаемся с гостеприимными хозяевами Дома-музея Эрнесто Че Гевары и твердо верим, что ребята Кубы всегда будут верны девизу своей организации: «Будем, как Че!»
С. Фурин
Кубинские пионеры в Кремле


ЮБИЛЕЙ

А. Я. ПАРХОМЕНКО
Тревожной была весна 1919 года. Молодое государство рабочих и крестьян вело ожесточенные битвы с интервентами и белогвардейцами. Армия Деникина, захватив огромную часть Украины, рвалась к Москве. В украинских селах зверствовали банды, возглавляемые различными «батьками» и «атаманами».
Банды петлюровского офицера Григорьева, насчитывавшие более 20 тысяч штыков, грабили и убивали население, расстреливали всех сочувствовавших большевикам. Советская власть объявила Григорьева вне закона. Был разработан план разгрома белогвардейского мятежа. Освободить от григорьевцев Екатеринослав (ныне г. Днепропетровск) было поручено небольшому отряду. Командовал им Александр Яковлевич Пархоменко. К тому времени он уже имел за плечами опыт подпольщика-революционера, участвовал во многих сражениях на фронтах гражданской войны.
— Победа должна быть за нами во что бы то ни стало, — обратился Пархоменко к бойцам. — Григорьевская армия — это армия грабителей. Мы должны вырвать из бандитских тисков терзаемую ими жертву — пролетарский Екатеринослав.
Небольшой отряд Пархоменко, насчитывавший всего 600 бойцов, сломил сопротивление врага, погнал бандитов за Днепр, разбил их наголову, с жестокими боями освободил город. Враг в панике бежал, бросая по дороге артиллерию, пулеметы, боевое снаряжение, обозы. За боевые заслуги в борьбе с григорьевскими бандами Пархоменко был награжден орденом Красного Знамени.
Александр Пархоменко участвовал еще во многих военных операциях, проводил смелые рейды по тылам белогвардейцев. 14-я кавдивизия во главе с Пархоменко в составе Первой Конной армии боролась за освобождение от врага Украины и Крыма. За боевые подвиги при разгроме врангелевских войск он был награжден вторым орденом Красного Знамени.
Погиб Пархоменко в январе 1921 года в бою с махновцами. Его товарищи поклялись отомстить за смерть командира. «Исключив его из списков живых, — говорилось в приказе по дивизии, — внесем его в бессмертный список геройски павших за свободу».

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ
Чудо-ребенок. Крошечный хрупкий человечек уверенно занимает стул перед клавесином — не беда, что ноги не достают до пола. Маленькие руки легко и свободно летают по клавишам инструмента, и слушатели замирают в изумлении. Играет Вольфганг Амадей Моцарт. Впрочем, пока его зовут просто Воферл — коротко и ласково. Ему только шесть лет. Он любимец семьи. Ее надежда. Мальчик выступает вместе с 11-летней сестрой Наннерл перед зальцбургским архиепископом. Потом он с той же легкостью играет на скрипке, на органе. С этого дня начинается его известность.
Отец мальчика, образованный музыкант и композитор, мечтает о громкой славе для своего на редкость одаренного сына. Он возит его с концертами по всей Европе. Мелькают города, столицы, блестящие дворцы, салоны, концертные залы. И так не один год. Вольфганга называют «чудом XVIII века». Его ласкают короли и вельможи, но мальчик равнодушен к их похвалам: знатные люди мало смыслят в искусстве, им подавай разные «штуки»: то играй одним пальцем, то на прикрытой платком клавиатуре, да мало ли что еще выдумают скучающие богачи? Он был для них забавной игрушкой. Иное дело, когда тебя слушает истинный ценитель музыки — для такого человека можно играть без устали.
Нелегко доставалась мальчику его слава. Концерты — каждый день, играть приходилось по 4—5 часов подряд. А чего стоили одни переезды из города в город — в дождь и стужу, по избитым дорогам в тряской карете! Вольфганг валился с ног от усталости, часто и тяжело болел.
Семья билась в нужде, слава не приносила денег, ведь не секрет, что именитая знать щедрее на слова, чем на золото. И все же мальчик был счастлив: с ним была его любимая музыка — его радость, его жизнь.
Сочинять Вольфганг пробовал с пяти лет, а в восемь написал первые четыре сонаты для клавесина и скрипки. Мальчик пишет еще и еще. Сонаты, хоры, рондо... Вот уже готовы первые симфонии, а в 11—12 лет Моцарт написал свои первые оперы. Он становится композитором. Когда Вольфгангу было 14, он поразил членов Болонской филармонической академии, написав за полчаса сложнейшее музыкальное произведение. И вот — небывалый в истории случай: мальчик удостоен почетного звания академика!
Только 36 лет прожил Моцарт, и это были очень трудные годы, полные жестоких лишений и унизительной зависимости от власть имущих. Но гений композитора творил свободно и вдохновенно. За свой короткий век Моцарт успел подарить миру 17 опер, десятки симфоний, концертов, сонат, квартетов, песен и серенад. Музыка его, светлая, полнозвучная и добрая, будет жить вечно.

В Черноголовской музыкальной школе
Художник В. Русанов


ИЗ ОБРАЩЕНИЯ К МОЛОДЕЖИ,
принятого IX съездом ВЛКСМ 21 января 1931 года

БЕЗЗАВЕТНО БОРОТЬСЯ ЗА ГЕНЕРАЛЬНУЮ ЛИНИЮ ПАРТИИ... СЛИТЬ КАЖДЫЙ СВОЙ ШАГ С ГИГАНТСКИМ ДВИЖЕНИЕМ ПОБЕЖДАЮЩЕГО СОЦИАЛИЗМА...
КОМСОМОЛ МОБИЛИЗУЕТ ВСЕ СВОИ СИЛЫ НА РЕШАЮЩИХ УЧАСТКАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. БУДЕМ БЕЗЗАВЕТНО ДРАТЬСЯ ЗА УГОЛЬ, ТРАНСПОРТ, МЕТАЛЛ, НЕФТЬ, ХИМИЮ И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО!..
МЫ ПЕРЕНЕСЕМ В КОЛХОЗЫ И СОВХОЗЫ ЛУЧШИЕ ОБРАЗЦЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ И УДАРНИЧЕСТВА, МЫ БУДЕМ ДРАТЬСЯ ЗА НОВОЕ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ...
ТЕСНЕЕ РЯДЫ! ВЕСЬ СОЮЗ — УДАРНАЯ БРИГАДА ПЯТИЛЕТКИ. ВСЕ, КТО С НАМИ,— НА ПЕРЕДОВЫЕ УЧАСТКИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ФРОНТА!
ДЕЛЕГАТЫ СЪЕЗДА ВЫЕЗЖАЛИ НА ФАБРИКИ, ЗАВОДЫ, НОВОСТРОЙКИ. В ЦЕХАХ И НА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДКАХ ЗВУЧАЛИ СЛОВА ЭТОГО ОБРАЩЕНИЯ-КЛЯТВЫ.

ЛЕГКАЯ РУКА КОРАБЕЛА
Построить корабль — особое умение.
Стою возле стапеля, на стапеле — готовый к спуску красавец рудовоз. Высоко в небо и далеко вширь уходят плавные изгибы борта, похожие на гору, на фантастическое построение, но никак не на дело рук человека.
Как создаются подобные гиганты?
Прежде всего требуется чертеж корпуса корабля. Вычерчивают его в масштабе 1:10 на специальных столах. Раньше эта работа выполнялась вручную. Сейчас масштабный чертеж с высокой точностью создает специальная чертежная машина.
Продолжается работа в цехах. Там изготавливают детали, собирают и сваривают отдельные узлы корабля, проверяют на прочность и герметичность. Затем везут на стапель, где с величайшей точностью соединяют узлы в единое целое.
Строят корабль, как дом. Начинают с кормы, потому что на корме больше работы. Здесь находятся машинное отделение, гребной вал, винт, руль.
Корабль тяжелый. Один лишь вал, что передает вращение на винт, вытачивается из стальной заготовки длиною 12 метров, диаметром 60 сантиметров. Сам винт отливается целиком из бронзы диаметром свыше 5 метров и весом около 20 тонн. Борта, днище (двойное) сварены из листов с ребрами жесткости толщиной в ладонь.
Прибавьте сюда еще тяжелые металлические якоря и якорные цепи, двигательную установку, систему управления, жилые каюты и капитанский мостик — получатся даже не сотни, а тысячи тонн.
Кстати, металл тяжел, но это не значит, что тяжела работа с ним. Многотонную заготовку кран подает на токарно-валовый станок. Нажимают кнопку, и заготовка в 10—15 тонн медленно начинает вращаться. Из-под резца, как змейка, лентой бежит стружка. Умелые руки рабочего управляют станком и обрабатывают вал с большой точностью. В другом цехе электронная рука газоэлектрической машины тонкой струей плазмы с большой скоростью режет металлические листы.
Но вот вдребезги разбита бутылка шампанского, и вся эта металлическая громадина сошла в воду и легко пошла по воде, легко закачалась на волне, будто построена не из металла — из легчайшей бальзовой древесины.
Мало сказать: золотые руки корабела. Золотая у него голова.
А. Лельевр
Ленинград. Спущен на воду океанский сухогруз «Александр Осипов»

СЕМЬ ОСТРОВОВ
Заскрипели, разматываясь, якорные цепи, и теплоход, раскачиваемый свинцовой волной Баренцева моря, встал: ближе чем на пятьсот метров подходить к Семи Островам — этой каменной гряде Ледовитого океана — нельзя. И не потому, что опасно. Острова эти заповедные — здесь птичьи базары. Но и после недолгого путешествия на катере придется пересесть на легкую шлюпку, чтобы, избежав незримых рифов, благополучно ступить на узкую полосу прилива и отлива. Остро пахнет солью морских брызг и йодом водорослей, хрустнет под ногой холодная галька. А взгляд бежит вверх по уступам, скалам, гранитным карнизам — где же они, знаменитые птичьи базары?
Но терпение! К базарам лучше подойти сверху и утром, под прикрытием тумана. Здесь не надо таиться. Моховая перина тундры гасит любой звук. Укрытые упругим мхом камни изукрашены пестроцветьем лютиков, ромашек, купальниц, морошки.
За все нарастающим гулом тысяч птиц не слышно даже грохота прибоя. Шум, гвалт, крик, гогот! Каждый уступ, каждая трещинка, каждый карниз — все плотно забито птенцами. Кто посильней, выбрал место попросторней и повыше. Но нет местечка необжитого, где бы не взмахивало птичье крыло, где бы не кричали призывно птенцы, требуя корма.
Всяк устраивается на птичьем базаре по-своему. Крупные, сильные кайры — жители верхних террас — откладывают яйца прямо на камни. Птенцы кайры родятся в теплом пуху, зрячими, но целых три недели родители — прекрасные ныряльщики и пловцы — кормят их рыбой, прежде чем отправятся те в свой первый полет.
Чайка моевка гнездится на крутых скалах. Тут необходимо гнездо, чтоб не сорвались птенцы с узкого выступа. Имя свое моевка получила от серебряной рыбки мойвы. Нырять чайка не умеет, поэтому довольствуется мойвой, которую может подхватить с самой поверхности моря. Терпеливо ждут птенцы моевки корма, намертво вцепившись коготками в край гнезда. Но придет день — и коготки разомкнутся.
Коротко заполярное лето. Чтобы крепко стать на крыло, надо торопиться набраться сил для перелета. Вновь вернутся они по весне на родные Семь Островов, чтобы устроить свое гнездо на узком каменном карнизе.
Б. Чащарин

УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО
(Цифры и факты)
В странах, где существует массовая безработица, сотни тысяч детей в возрасте 8—15 лет вынуждены работать. Многие из них трудятся по 10— 12 часов в день за мизерную плату. В США работает 800 тысяч детей, в Италии — 600 тысяч, в ФРГ — 80 тысяч, в Великобритании — 650 тысяч, в Испании — 280 тысяч, в Португалии — 100 тысяч, в Турции — 1 миллион.
По данным Всемирной организации здравоохранения, 10 миллионов детей, в основном в бывших колониальных странах, в результате недоедания страдают от серьезных болезней.
В США, по данным Национального института психиатрии, ежегодно почти 6,5 миллиона детей получают увечья от родителей или других членов семьи.
30 процентов детей в Южно-Африканской Республике не посещают школу.

Гордый олень
Таня Долгушина, 12 лет, г. Петропавловск-Камчатский

Праздник зимы

ПОЕТ ВЕТЕРОК
На рассвете заискрится,
Разрумянится восток —
Я бегу на серебристый,
Сине-розовый каток.
Стайкой дружною ребята
При сиянии зари
По дорожке синеватой
Мчатся, словно снегири.
Над ребятами кружится
Золотистый снегопад,
А девчонки, как синицы,
За мальчишками летят.
Уставать нам — не в обычай!
Пышет радостью каток,
И поет почти по-птичьи
Голосистый ветерок,
Николай Алтухов

КТО ТАКИЕ ФАЛЕРИСТЫ?
Фалеристами называют людей, которые коллекционируют значки. Это занятие приносит им и большую радость, и дает интересную информацию. Ведь значки отражают почти все события, происходящие в мире: исторические, культурные, спортивные... У юных фалеристов возникает много вопросов. Собирать ли значки по темам, где их хранить, как оберегать от повреждений? Об этом расскажут такие книги:
ВЛАСОВ В., ГОРТИНСКИЙ Е. Если ты собираешь марки, значки... М., Мол. гвардия, 1975.
ИЛЬИНСКИЙ В. Значки и их коллекционирование. М., Связь, 1977.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ АКВАРИУМИСТ?
Комнатный уголок подводного мира задает много загадок начинающим аквариумистам. Каких рыб поселить в нем? Как за ними ухаживать? Какими водорослями украсить домашний водоем? Каких моллюсков «прописать» в нем? Научиться управлять этой непростой аквариумной жизнью помогут такие книги:
ПОЛКАНОВ Ф. Подводный мир в комнате. М., Дет. лит., 1970.
МАХЛИН М. Занимательный аквариум. М., Пищевая промышленность, 1975.
КУРОВСКИЙ Г. Аквариум. Л., Лениздат, 1965.
Все эти книги можно взять в библиотеке.

ОТКУДА ЭТИ СЛОВА?

АКАДЕМИЯ. Древнегреческий философ Платон (V — IV века до н. э.) излагал свое учение в тенистой роще возле города Афины. Роща была посвящена мифическому герою Академу, по преданию, погребенному в ее тени. Именно поэтому ее назвали Академией. Это слово стало названием сначала прославленной школы Платона, потом стало означать: «определенный тип высших учебных заведений», «сообщество ученых». Мы говорим: «Академия наук» или «Военно-медицинская академия»... Вот как далеко в прошлое уходят порой корни наших самых современных слов!
АКСИОМА. Древние математики Пифагор, Евклид были греками. Не удивительно, что многие термины этой науки у всех народов Европы — греческого происхождения. Первоначальное значение слова «аксиома» — «то, что достойно почестей». Затем древние геометры стали называть так положения, не нуждающиеся в доказательствах. Это значение сохранилось в математической терминологии и в наши дни.
Лев Успенский

ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ!
Макет космической станции, построенный юными техниками города Измаила Одесской области, предназначен для выплавки ценных металлов и сплавов из астероидов. Авторы предполагают, что настоящая такая станция может быть построена уже в нашем веке.


КАНИКУЛЫ

ДОГОНИ КОЛОКОЛЬЧИК. В игре участвуют 10—15 человек. Всем участникам нужны коньки и колокольчик.
Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а они стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.
Игрок с колокольчиком в момент опасности может передавать (но не бросать) колокольчик кому-либо из участников игры. Колокольчик переходит из рук в руки, и его веселый звон раздается по всему катку. Однако, если водящие изловчатся, оттеснят убегающего на край катка, где передать колокольчик кому-либо трудно (а выходить за пределы катка не разрешается), они сумеют завладеть колокольчиком.
Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих (по указанию руководителя). Колокольчик вручают наиболее ловкому конькобежцу, и игра продолжается.

ЖИВЫЕ МИШЕНИ. Соревнуются 2 команды по 6—8 человек.
Играющие строятся в две шеренги лицом друг к другу. Дистанция между шеренгами 10 м, интервал между игроками 3 м. Каждый участник игры отмечает свое место кругом радиусом 0,5 м. Руководитель становится сбоку (справа от него — команда 1, слева — команда 2). По сигналу руководителя: «Первый, начинай!» — первый игрок команды 1 делает снежок и бросает его в игрока, стоящего напротив. При этом бросающий не имеет права выходить из круга. Тот, в кого бросают, может увертываться любым способом (приседать, подпрыгивать), но также не выходить из круга.
Затем подается новая команда: «Первый, отвечай!» Первый игрок команды 2 бросает ответный снежок.
Когда все игроки бросят по одному разу снежки друг в друга, судья подсчитывает число попаданий. За каждое попадание команде засчитывается 1 очко.
После трех туров подсчитывается общее число очков, набранное каждой командой.

ЛОВКИЕ НАЕЗДНИКИ. Соревнования по спуску с горы на санях могут быть проведены в порядке турнира между участниками. За каждое правильно выполненное задание засчитывается выигрышное очко. Кто больше наберет очков, тот победитель турнира.
А вот как могут выглядеть эти игры-задания:
— Сесть на санки, скрестив ноги, спина прямая. Спускаясь на санках с горы в указанном положении, проделать 10 круговых движений руками.
— Стать на санках на колени. Спускаясь с горы в указанном положении, проделать 10 глубоких наклонов. Обязательно дотрагиваться головой до санок.
— Лечь на санки спиной, руки в стороны. Спускаясь с горы в указанном положении, проделать 10 движений ногами, как при ходьбе большими шагами.
— Спуститься с горы, стоя на коленях на санках, разведя руки в стороны.
— У подножия горы ставят в виде ломаной линии пять городков с промежутками в 4—5 м. Участники игры, взяв в руки две палки, должны съехать на санках с горы, огибая городки «змейкой». Управлять санками разрешается только с помощью палок.
— Лечь на санки лицом вниз. Развести руки в стороны и прогнуться («самолет»). Под колени подкладываются два снежка. Получает очко тот, кто, спустившись с горы в указанном положении, не раздавил снежки.
— Спускаясь с горы, присев на санки, пять раз соскочить с них, держась за боковые стороны, и снова вернуться в исходное положение.
— Вдоль склона горы устанавливаются вертикально пять санок или щитов. Каждый заранее заготавливает себе по шесть снежков. Спускаясь с горы, надо попасть снежками в цель. За каждое попадание начисляется очко.
— 10 санок привязывают одни к другим («поезд»). На первых санках сидит судья. Участник садится на последние санки. Спускаясь с горы, надо успеть проползти по всем санкам. Очко получает тот, кто успеет это сделать до того, как санки остановятся.

ВПЕРЕД-НАЗАД. Участники игры становятся парами друг против друга. Каждый упирается своему напарнику в плечи.
Дистанция пробега от 30 до 100 м.
По сигналу судьи пары начинают бег: один двигается задним ходом, другой — передним. Как только соревнующиеся достигнут линии, отмеченной флажками (середины дистанции), они должны, не меняясь местами, двигаться обратно к старту-финишу. Тот, кто первую половину пути шел передним ходом, обратно идет уже задним ходом, а его партнер — передним. Выигрывает пара, которая первой вернется таким образом к линии старта-финиша.

страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz