каморка папыВлада
газета Защита прав потребителя 1990-11 текст-3
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 27.06.2019, 02:57

скачать газету

<- предыдущая страница

мировой опыт

«Страховой полис» потребителя

По приглашению национального союза потребителей в Нидерландах побывали первый заместитель председателя Госстандарта СССР С. Аверин, вице-президент ФОП СССР Л. Бочин, директор тульского завода «Штамп» В. Митин и начальник отдела Госстандарта по работе с обществами потребителей Я. Фирсов.
Журнал «Стандарты и качество» в одном из ближайших номеров публикует беседу об этой поездке с С. Авериным. Мы предлагаем сегодня некоторые фрагменты интервью.
— Станислав Иванович, почему были выбраны именно Нидерланды?
— Нидерландский союз потребителей (НСП), созданный в 1954 году, стал мощной и влиятельной силой, органично вписался в экономические структуры. Практически каждый десятый голландец состоит его членом. Кроме того, организация носит открытый характер и допускает членство иностранных граждан и фирм. А авторитет НСП признан всей Европой. Здесь проходят сертификационные испытания товары ФРГ, Бельгии, Франции, Швейцарии. И «знаки доверия» продукции, полученные в Нидерландах, ценятся высоко.
— За более чем три десятилетия своего существования не потеряло ли это общественное движение своей актуальности? Рынок насыщен, а цена и качество являются результатом конкуренции...
— По мнению генерального директора НСП господина Вестендорпа, даже в условиях насыщенного товарами рынка проблем более чем достаточно. Только «самотеком» в союз потребителей ежегодно поступает свыше 100 тысяч претензий к качеству той или иной продукции или услуг.
Не все просто и с ценообразованием. Большую озабоченность НСП вызывает политика монополистов в сфере транспорта, газового и водопроводного хозяйства, коммунальных услуг. Союз энергично отстаивает интересы своих членов в прямых переговорах с владельцами компаний и фирм. Все это нам следует знать, чтобы не поддаваться иллюзиям относительно того, что рынок, дескать, сам по себе решает проблемы и цены, и качества.
— Привлекаются ли к разработке и утверждению стандартов представители обществ потребителей?
— На этапах подготовки и обсуждения проектов. Утверждаются стандарты правительством, а чаще соответствующим министерством. Разработка законодательных актов, которые устанавливают нормативные требования, к пищевой продукции, косметике, детским игрушкам, возложена на министерство здравоохранения и социального обеспечения. Министерство экономики «ведет» промышленную продукцию.
Вопреки распространенному мнению о коммерческом характере испытательных лабораторий на Западе, в Нидерландах они в подавляющем большинстве существуют под эгидой правительства. 12 находятся в ведении министерства здравоохранения, 1 — сельского хозяйства. И лишь две лаборатории функционируют непосредственно в системе НСП.
В функции ведомственных испытательных лабораторий входит приобретение образцов продукции для проверки.
— Но ведь продавец может «откреститься» от признанного негодным товара. Да и дальше цепочка рвется: поди разберись, кто изготовил те же продукты питания, если у торговца несколько поставщиков. Почему бы им не отбирать для контроля продукцию прямо у изготовителя, как это делается у нас?
— У нас это делается по бедности... Покупать-то продукцию не на что. Изготовителю это на руку: всегда есть шанс навязать образцы получше, как говорится, специального исполнения.
В Нидерландах такие номера не проходят. Принципиальная позиция испытателей — не вступать в прямые отношения с изготовителем, которые могли бы бросить на них тень и дать основания обвинить в зависимости и необъективности. Всю продукцию, будь то видео- или аудиотехника, холодильники, стиральные машины, любые другие дорогостоящие изделия, покупают прямо с прилавка. И не сами инспектора, а специальный отряд работников. В результате даже контролер не знает, в каком магазине куплены товары.
Второй момент. Потребителям в Нидерландах нет нужды «знаться» с изготовителем: торговец, закупая продукцию, тем самым берет на себя ответственность за ее качество. Так создается дополнительный «кордон» контроля: продавец никогда не возьмется за реализацию товара, не отвечающего национальным и международным стандартам, из-за возможных для него неприятностей. Если же речь идет о новинке, то он готов свои деньги отдать за сертификационные испытания, лишь бы убедиться, что товар качественный и качество будет стабильным в процессе производства.
— На этом фоне наша практика полной безответственности продавца представляется неким театром абсурда...
— Ни за что не отвечающая торговля становится буфером. Незадачливый покупатель отсылается к изготовителю, а тот, в свою очередь, может отпасовать своему субпоставщику.
Что касается идентификации товара, то компьютеризация снимает все проблемы. Даже о закупленном на проверку пучке редиски можно точно сказать — кто вырастил, кто, когда и почем продал. Так называемые штриховые коды безошибочны, как отпечатки пальцев.
— Может ли союз потребителей воспользоваться услугами ведомственных лабораторий?
— Проверки проводятся как по заданиям правительства, так и по заявкам НСП. Никакой дискриминации потребители не испытывают. Товары на проверку они также закупают в магазинах. Естественно, инкогнито.
— На какие средства?
— Помогает правительство. Скажем, министерство сельского хозяйства берет на себя около половины расходов, связанных с независимыми испытаниями продуктов питания. Конечно, результаты не всегда радостны для «спонсора», а зачастую ставят его в сложнейшее положение, но важность проблемы и ее решения превалирует над ведомственными интересами и амбициями.
— Но не попадают ли потребители в зависимость от финансирующих союз государственных органов?
— Правительство выделяет средства, не диктуя, как их использовать. И отчета не спрашивает.
— А какие продукты контролируются в обязательном порядке?
— Проверяются практически все. Если, к примеру, говорить о хлебобулочных изделиях, то в течение года исследуются все виды. А их множество.
Трудно предугадать, чем удивит рынок завтра, но то, что любой новый продукт пройдет жесткие и всесторонние испытания, — безусловно. Ни один европеец не то что в рот, в руки не возьмет «сахарную вату», расцвеченную во все цвета радуги одному Богу известными красителями.
Разумеется, под особым контролем продукты повышенного риска, обусловленного, например, загрязнениями.
— Есть ли у НСП рычаги давления на изготовителя, кроме антирекламы?
— Союз может налагать штрафы, и немалые. Но на первое место поставил бы именно публикации в журналах НСП о недоброкачественных товарах. Разорительны не штрафы, а эти публикации. Это крах для самого могучего промышленника или торговца.
— Какие еще функции НСП вы бы выделили?
— Юридическую защиту интересов своих членов. Сегодня потребители предъявляют свои претензии по недоброкачественности того или иного товара или услуги главным образом через НСП. Причем обратиться в союз с такой просьбой они могут как лично, так и письменно или по телефону. Без бюрократических проволочек. Судопроизводство осуществляется за счет бюджета НСП. Нужно только состоять членом организации.
— А для этого...
— ...достаточно подписаться на один из трех журналов, выпускаемых союзом. Это нечто вроде «страхового полиса», которым каждый десятый голландец поспешил обзавестись.
Беседу вел Александр СЕМЕНОВ.


ПРАВОВОЙ ПРАКТИКУМ
Раздел ведет юрист Ольга ОСЕТРОВА.

СКОЛЬКО ЛЕТ ЕЩЕ ПЛАТИТЬ?

В 1980 году взяла в ателье проката телевизор. Сначала платила за него 16 рублей в месяц, теперь уже меньше — по 8 рублей. Если подсчитать, я уже, наверное, выплатила стоимость нескольких телевизоров.
Нигде не могу узнать: сколько все еще лет нужно платить, чтобы телевизор стал моим собственным?
Г. БЕРСУДСКАЯ.
Черновцы.

Восемь лет платим за цветной телевизор, взятый в прокате. Когда он сломался, мастер не смог его исправить, и теперь смотрим вместо цветного на черно-белый экран.
В ателье проката за несколько дней просрочки с меня взяли пеню — 2 руб. 88 коп. Я возмутилась — мало того, что телевизор плохо работает, так еще и пеню взяли, как за цветной! Приемщица ответила: раз не нравится, возвращайте телевизор, только вначале отремонтируйте. Что же получается — столько лет мы с ним мучались, стоимость его давно выплатили, а теперь возвращать? Неужели есть такие правила?
М. АНТОНЬ.
Хуст
Закарпатской области.

ХОРОШИ ОНИ ИЛИ ПЛОХИ, НО ТАКОВЫ ПРАВИЛА
Согласно Основам гражданского законодательства СССР вещи, взятые в ателье бытового проката, не становятся собственностью клиента-нанимателя даже при условии выплаты им в качестве наемной платы полной стоимости этой вещи. Взяв в ателье проката вещь, граждане заключают договор бытового проката (строго с юридической точки зрения — договор имущественного найма). По этому договору наймодатель — ателье — обязуется предоставить нанимателю — гражданину — определенное имущество во временное пользование за плату. Это имущество — телевизоры, холодильники, велосипеды, — которое выдается клиентам, является собственностью государства и для продажи гражданам не предназначено.
Вещью, взятой в ателье проката, клиенты распоряжаться не вправе. Договор имущественного найма содержит и другие условия: клиент обязан поддерживать взятое на прокат имущество в исправном состоянии, производить за свой счет мелкий и текущий ремонт, своевременно вносить наемную плату. Заключая договор проката на длительный срок, клиенты получают определенные льготы — им уменьшается сумма наемной платы.
По истечении срока договора (а этот срок клиент определяет самостоятельно — может быть, неделя, квартал, год) взятое на прокат имущество должно быть возвращено в ателье исправным, то есть в том состоянии, в каком оно было получено, с учетом нормального износа.
Условия договора бытового проката указаны в квитанции, которую клиент подписывает в ателье, получая вещь. Прежде чем поставить свою подпись, внимательно прочтите правила - и все вопросы можно разрешить сразу же с работником ателье проката.


из почты спецвыпуска

ЗА РУБЕЖ - С ПРОТЯНУТОЙ РУКОЙ

Прочла в спецвыпуске № 9 (23) статью М. Тальской «Призрак «железного занавеса». Решила рассказать, как запретительная политика таможенных служб отражается на судьбах простых советских командированных
Мне 24 года, я — педагог, по национальности — полька, гражданка СССР. Как активист Общества дружбы «СССР — Польша», часто езжу туда в служебные командировки. В этом году я выезжала дважды. Об одной из поездок и хочу рассказать подробнее.
По закону в банке мне должны были обменять 100 рублей. Обменяли же только семь рублей, объяснив это вполне в нашем духе: «Нет валюты». Позвонила во Внешторгбанк в Москву, — тот же ответ. Не оказалось валюты и в Харькове. А в Киеве посоветовали: «Занимайте очередь в три часа ночи, может, удастся обменять 30 рублей». Но для ночного бдения у меня уже не оставалось времени, поезд ждать не будет. В паспорте тем не менее значилась отметка: «Валюта в счет нормы продана», хотя норма отнюдь не 6 рублей 94 копейки. Командировочных в валюте я, естественно, тоже не получила, поскольку командировка от Общества дружбы, а не от завода-миллионера.
Семь рублей по банковскому курсу СССР составляют 10000 злотых. На эту сумму я могу купить две буханки хлеба или 10 пачек соли, три тюбика губной помады или пару колготок. Или один раз пообедать в столовой. А продуктов по нашим таможенным правилам я могу везти с собой аж на 5 рублей. Признаюсь честно, я контрабандой вывезла с собой немного колбасы, хлеба, консервов, поэтому голодных обмороков со мной не приключилось.
Теперь я снова собираюсь в командировку — повезу наших детей в польский лагерь. Я-то смогу прожить впроголодь, а дети?
Неразумность «драконовских» мер таможенной службы очевидна, ведь человек не может питаться святым духом. К тому же членство в официальной делегации накладывает и рад определенных обязанностей. А я к своему стыду, отправляясь на встречу с воеводским комитетом польских женщин, не могла купить даже букет цветов!
Тотальные запреты провоцируют дополнительные бытовые проблемы в и без того неустроенной командировочной жизни. Почему, например, я не могу вывезти для собственного пользования (готова вписать эти вещи в декларацию и привезти обратно же!) утюг, кипятильник, электрофен? Ведь, как вы уже поняли, денег на гостиничный сервис и парикмахерскую у меня нет.
Автор статьи «Призрак «железного занавеса» права: все эти ограничения просто подталкивают к контрабанде, поскольку изобилие польского рынка — реальность. И чем хуже было бы моей стране, если бы за обмененные рубли я обновила бы свой гардероб?
Кстати сказать, от голодной смерти нас спасают польские друзья. Польская сторона выдала всем членам делегации по 10 тысяч злотых на каждый день — как раз на обед в столовой. Конечно же, контрабандные червонцы можно обменять и на «черном рынке», но уж больно не хочется унижаться. Слава Богу, что в Польше умный человек может заработать деньги честным способом: дать интервью газете, телевидению, выступить с лекцией и т. д. А иначе пришлось бы просить милостыню.
Г. САХНЕВИЧ.
Белгород


ИЗ ОДНОГО МЕТАЛЛА ЛЬЮТ

«Комментарии излишни», — считает читательница К. Фрадкина из Красноярска, приславшая в редакцию бандероль с ирисом «Цитрусовый» производства Нижнетагильской кондитерской фабрики. Решивший отведать дефицитное лакомство имел шанс остаться без зубов: внутри конфет оказались скрыты... кусочки металла.
Подобная находка лишний раз подтверждает наше мировое первенство в производстве чугуна и стали на душу населения. Можно также сделать вывод о перестроечных настроениях нижнетагильских кондитеров: не дожидаясь указаний «сверху», они проявили инициативу и изыскали новых поставщиков сырья для своей продукции. На этот раз среди металлургов.


МЫЛО ВМЕСТО БОТИНОК

В Октябрьском районе столицы за последние полгода трижды выдавались талоны на товары повышенного спроса неработающим пенсионерам. Старые люди не один час выстаивали в очереди в магазин «Одежда» на Ленинском проспекте, д. 241... А выходя из этого магазина, были полны возмущения. Гора каждый раз рожала мышь... Предлагались товары повседневного и очень ограниченного ассортимента. Мой сосед — ветеран войны и труда, 70 лет от роду, 26 апреля поехал занимать очередь в 7 часов утра, и простояв 3 часа в очереди, смог приобрести на талоны — свой и жены — только... 10 кусков земляничного мыла...
А. ГУРЕВИЧ.
Москва.


читатель ставит проблему

КОМУ ПЛАТИТЬ ЗА РЕМОНТ

В розничную цену телерадиоаппаратуры и другой бытовой техники входит сумма — и довольно значительная — за предстоящий гарантийный ремонт. Будет производиться такой ремонт, не будет — эти деньги взыскиваются при покупке. Считаю, что подобные «поборы» — дело по меньшей мере аморальное. Для «борьбы за качество продукции», как мы привыкли говорить, было бы гораздо действеннее, если бы за гарантийный ремонт платил коллектив-изготовитель из прибыли своего предприятия. Тогда бы за брак нес убытки производитель, а не потребитель. Понимаю, что с ходу эту проблему не решить, и предлагаю более простой способ. Нужно установить две розничные цены на изделие: без суммы за гарантийный ремонт и, как сейчас, с такой суммой, и записать это в техпаспорте. Тогда покупатель сможет выбрать сам, приобретать ему товар с гарантией изготовители или без нее.
Такая постановка вопроса имеет смысл, так как многие ремонтируют технику сами, некоторые обращаются к знакомым умельцам, в кооперативы — уж им-то явно не нужно оплачивать гарантию.
А при покупке, если кому-то гарантия не нужна, талоны на «бесплатный» ремонт из паспорта изымаются продавцом и возвращаются на завод, а покупатель платит меньшую сумму.
П. МЕЗЕНЦЕВ.
Арзамас.


претензии и предложения

• Пора покончить с распределением сложнобытовой техники различным категориям льготников. Сейчас в свободной продаже не появляются ни холодильники, ни телевизоры, ни пылесосы и другие необходимые всем, а не только ветеранам и инвалидам, товары.
• В ленинградском магазине «Малыш» продается детское питание по рецепту врача. В моем, рецепте указано: 30 упаковок молочной смеси, а в магазине дают только по 10. Кто ввел это ограничение и зачем же тогда вообще нужны рецепты врача? Давали бы по десять упаковок в руки, и время бы экономили, и бумагу на рецепты.
• В Октябрьском районе Красноярска автобусы и вообще транспорт выходит на маршрут с грязными стеклами, невымытые, дороги в ужасном состоянии — дыры, провалы, лужи.
• Почему в вагонах-ресторанах продукты и кондитерские изделия продают с такой огромной наценкой? Сумма выходит немаленькая - а кому она идет? Но для населения получается скрытое повышение цен.
• В Минске государственные и кооперативные организации по ремонту квартир принимают заказы от населения, как правило, лишь при наличии у заказчика необходимых материалов.
• У меня сложилось впечатление, что на Даугавпилсском обувном комбинате работают не специалисты, а халтурщики. Качество выпускаемой ими обуви безобразное! Просто жаль сырье, которое они портят.
• «Восхищен» работой орловского ПО «Янтарь». Будильник, выпущенный этими умельцами, проработал ровно три дня — и остановился навеки.
• В пос. Струги Красные (Псковская обл.) всю обувь, поступающую в Центральный универмаг, продают только под заготовку клюквы, грибов, других даров леса. Мы вынуждены покупать обувь у кооперативов — сами понимаете, по какой цене.
Это что, местная самодеятельность или теперь всегда так будет?
• С сентября 1989 г. не могу отоварить талоны на чай (талон на 50 г). Такой расфасовки, отвечают, не бывает. В развес чай не продают. Думаю, я не единственная в г. Горьком живу без чая.

(Из ответов на анкету, публикуемую на стр. 8).


очевидное ~ невероятное

НЕОПОЗНАННЫЙ ПРОДАВЕЦ ИЗ МАГАЗИНА № 13

В Москве, на Сретенке, под несчастливым номером «тринадцать» есть магазин «Молоко». Многочисленные жалобы покупателей привлекли сюда проверку из столичной Госторгинспекции.
В гастрономическом отделе колбасу отпускали не по норме, а кто сколько попросит: ни одна из двух касс не работала, продавцы деньги получали сами.
Продавец, которая представилась проверяющим как Смирнова, отпустила покупательнице батон вареной колбасы весом в 2.975 граммов и еще кусок весом в 762 г и получила 12 рублей 73 коп.
При ближайшем рассмотрении батон оказался колбасой «Прима», которая действительно стоит 2 руб. 90 коп. за килограмм. А вот кусок был отрезан от батона колбасы «Онежская», которая стоит 2 руб. 20 коп. На пересортице с покупательницы взяли лишних 53 коп., да еще обсчитали на 1 руб. 89 коп. Итого сверх положенного — 2 руб. 42 коп.
Таким же образом следующий покупатель был обманут на 1 рубль 46 коп., третий — на 1 руб. 97 коп.
Госторгинспекция решила прекратить такую торговлю, но очередь человек в тридцать оказала дружное сопротивление: колбаса нужнее справедливости.
Госторгинспектора обратились к заместителю директора тов. Кирчанову. Зам. директора удивился: у нас продавца по фамилии Смирнова вовсе нет! Проверили по документам — действительно, в магазине № 13 продавец Смирнова не работает. А когда вышли в торговый зал, оказалось, что и за прилавком продавца такого не было — там вообще никого не было... Трудно поверить, но это действительно так: стоял продавец за прилавком, преспокойно обвешивал-обсчитывал, а потом вдруг исчез. И в магазине все хором: «Мы никакой Смирновой не знаем!»
Прямо чертовщина!
Инспектора так растерялись, что кассу не сняли, с остатком не сверили, а написали только акт да взяли объяснительную записку с продавца Новиковой, которая должна была продавать колбасу, но не торговала, потому что, извините, в магазине туалет не работал, а ближайший — на Колхозной площади!
Дальше — тишина. Смирновой так и нет — зато Кирчанов по-прежнему на месте: в Сокольническом райпищеторге решили, что зам. директора не обязан отвечать за несуществующие кадры.
Инспектора, недостаточно четко сработав и поняв свою оплошку, передали дело в ОБХСС. Может, там во всей этой чертовщине разберутся?
Надежда МАТВЕЕВА.
Фото Владимира СУВОРОВА.


держи карман!

Обман «Природы»
Купив в московском магазине «Природа», что на улице Б. Хмельницкого, цветочное микроудобрение «Новинка», Л. Г. Яковлева оказалась жертвой обмана.
На этикетке указано, что в упаковке диаметром 20 мм и высотой 67 мм должно быть 25 таблеток по 72 г. На самом же деле — 20 таблеток, и больше в этот размер не втиснешь при всем желании.
Стоимость 1 таблетки — 2,8 коп. Значит, за каждую упаковку покупатель переплачивает 14 копеек.
Кто получает незаконную прибыль от этого обмана?
М. О.

Спекуляция под вывеской Госснаба
Белорусский республиканский коммерческий центр Госснаба БССР объявил о проведении аукциона для населения. За вход заплатил пять рублей. Но меня поразило не это, а перечень предложенных товаров: газовые и электрические плиты, полиэтиленовая пленка, дорожные и складные велосипеды, резиновые лодки, телефонные аппараты, покрывала на диван и многое другое. Все эти товары массового спроса были проданы на аукционе за двойную и тройную цену.
Хотелось бы знать, как это Госснабу БССР удалось обойти постановление правительства СССР от 15.01.90 г., в котором четко определен перечень товаров для аукционной торговли (легковые автомобили иномарок, персональные компьютеры, видеотехника, антиквариат и тому подобные предметы далеко не повседневных нужд)? Если разобраться, то органы Госснаба — одни из виновников того, что в стране вместо торговли царит сплошное распределение.
Попробуй я «провести аукцион», так меня милиция живо привлечет как спекулянта. А коммерческий центр Госснаба, средь бела дня содравший три шкуры за товары массового спроса, — деловая и уважаемая организация?
В. ИЩЕНКО.
Минск.

Маленькие хитрости
В соответствии с руководством по эксплуатации в комплект поставки фотовспышки «Электроника ФЭ-27» должен входить синхропровод. Еще пару месяцев назад фотовспышки продавались в полном комплекте. Однако в купленном мной экземпляре предприятие-изготовитель (г. Орджоникидзе, а/я № 5) вычеркнуло строки о синхропроводе и вложило бумажку, что данный экземпляр таким проводом не укомплектован. Цена при этом осталась прежней.
Таким образом, предприятие фактически повысило цену на саму фотовспышку.
Д. КРАЮХИН.
Орел.

Ну и логика!
На днях мне довелось ехать от Минска до остановочного пункта Семуковичи Белорусской железной дороги. Стоимость проезда мне давно и хорошо известна — 2 рубля 80 коп. Но на этот раз кассир взыскала с меня 4 рубля. На мой вопрос, когда и на какую сумму подорожали проездные билеты, она ответила, что подорожания как такового не было, просто тарифы привели в порядок. То есть, с 4 января т. г. за проезд на пригородном поезде на расстояние, превышающее 150 км, плата берется по пассажирскому тарифу.
На мою просьбу принять билет назад кассир ответила отказом. Старший билетный кассир принять билет согласилась, но разъяснила, что в таком случае я потеряю 50 процентов его стоимости. Поехал я за 4 рубля и по дороге подумал: по логике МПС поездка в пригородном поезде на расстояние свыше 150 км должна в моем воображении расцениваться как проезд в более комфортабельном пассажирском. Но я-то не хочу воображать и прекрасно понимаю, на каком транспортном средстве еду. И платить хочу не за воображаемые, а за действительные услуги. Несмотря на то, что у МПС своя логика...
Н. КЛЕПЧА.
Минск.

Подсластили
Недавно мне посчастливилось купить несколько пачек какао-напитка, изготовленного Львовским производственным управлением Укркондитпрома Госагропрома УССР. Двухсотграммовая упаковка стоит 65 копеек. На этикетке также указано: какао — 25%, сахар — 75%».
Для кого выпускается напиток с таким диким содержанием сахара? В конце концов, я хочу получить какао, а не сахар, тем более, что он у нас дефицитен.
Удивила меня и цена новинки. 50 граммов какао стоят 25 копеек (с застойных времен у меня сохранилась этикетка «Золотого ярлыка» — 100 граммов — 51 копейка). А 150 граммов самого дорогого сахара (рафинада) стоят 16 копеек. 16 плюс 25 получается 41, а вовсе не 65.
Подсовывая нам товар сомнительного качества, Госагропром УССР еще и сдирает с нас лишние 24 копейки.
П. ЗЕЛЕНИН.
Крымская область.


введение в виктимологию

КАК ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ

В спецвыпуске № 9 (23) были опубликованы рекомендации, как предупредить квартирную кражу, разработанные управлением профилактической службы МВД СССР. Предлагаем вам некоторые другие советы, вошедшие в памятку населению, подготовленную этой службой.

КАРМАННАЯ КРАЖА
К сожалению, это достаточно распространенный сегодня вид преступления. Часто ваши якобы «утерянные» вещи, кошельки на самом деле стали добычей вора-карманника. Чтобы избежать этого, рекомендуем вам:
не носите бумажник и ценные вещи в карманах брюк, особенно сзади. Пользуйтесь внутренними карманами пиджаков, сумками-визитками;
без особой необходимости не носите с собой крупные суммы денег. Старайтесь пользоваться формами безналичных расчетов за покупки. Отделения Сберегательного банка охотно разъяснят вам условия и порядок оформления необходимых документов;
не носите в одном кошельке (и тем более в одном отделении) разменную монету и крупные купюры. Открывая свой кошелек при оплате мелких покупок, вы привлекаете излишнее внимание к его содержимому. Старайтесь иметь для мелких денег и крупных купюр отдельные кошельки и носите их в разных карманах одежды.
Будьте особенно внимательны в переполненном транспорте, при посещении крупных магазинов.


ПРЕТЕНЗИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ работы предприятия, организации (название и адрес)
Существо претензии, предложения:
Просьба нужное перечеркнуть
Сферы обслуживания


спецвыпуск 11 (25) 1990, июнь, 16-30
В выпуске использованы материалы Госкомстатов СССР и РСФСР, КНК СССР и РСФСР, Госторгинспекции Минторга РСФСР.
Выпуск подготовили: Лейла МАМЕДОВА, Надежда МАТВЕЕВА, Мария ОПЫХТИНА, Ольга ОСЕТРОВА, Владимир ПОДДУБНЫЙ, Михаил ПОЛЯЧЕК, Марина РЯБОЧЕНКО, Марина ТАЛЬСКАЯ, Елена ТУЕЗОВА.
Редактор выпуска В. Ф. СЕМЕНЦОВ.
Советская торговля
Орган Министерства торговли СССР, Центросоюза и Центрального комитета профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации.
• 21 июня 1990 г. • № 74 (9850)
Главный редактор В. Я. ПУШКАРЕВ
ПИШИТЕ:
103687, ГСП, Москва К-12, ул. Разина, 14
Редакция «СТ» — ЗАЩИТА
Телефон прямой связи: 298-45-47.
Ордена «Знак Почета» типография газеты «Красная звезда». Хорошевское шоссе 38
Б-05646 Зак. 1561.
Инд. 50120

* «СТ» - Защита * 11 (25) * 1990, июнь, 16-30


<- предыдущая страница


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz