каморка папыВлада
газета Спутник кинофестиваля 1963-05 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 21.04.2019, 21:05

скачать газету

<- предыдущая страница

ОДЕРЖИМЫЕ ИСКУССТВОМ

ЧЕМОДАН ПИСЕМ

Из открытых окон вагона слышалось дружное:
— Аждар! Аждар!
К кому относилось это слово, трудно понять — на перроне обычная при встрече поезда сутолока.
Последний оборот колес, и экспресс останавливается. Этого, казалось, только и ждали сгрудившиеся у окна вьетнамцы. С новой силой, теперь уже нараспев, они повторяют:
— Аждар! Аждар!
Никто из нас не знает вьетнамского языка, но все твердо убеждены, что переводится это слово примерно так: привет, здравствуйте, день добрый, мы приехали. Но вскоре все убеждаются, что Аждар на всех языках звучит одинаково. Аждар — это имя. Так зовут режиссера Ибрагимова, заслуженного деятеля искусств Азербайджана, которого еще издали заметили на перроне приехавшие на фестиваль вьетнамские киноработники.
— Вы знали их раньше?— спрашиваем мы Аждара Ибрагимова.
— Да, это мои ученики, я жил во Вьетнаме три года. Не так давно они провожали меня в Ханое, теперь я встречаю их в Москве.
На этом пока прерывается наше интервью — вьетнамцы уже сошли с поезда и взяли в кольцо своего советского друга. Я вижу, как элегантная молоденькая вьетнамка, указывая на чемодан, подставленный носильщиком, весело говорит Аждару:
— Это ваш.
— Мой? Не узнаю,— пытается отшутиться Ибрагимов.— Я что-нибудь оставил в гостинице Ханоя?
— В гостинице — нет, а в Ханое — да.
Дружный смех все разъясняет. Аждару привезли чемодан... писем от его бесчисленных вьетнамских друзей.
— Мы не ограничивали ваших корреспондентов, тем более что в таможенных правилах ничего не говорится о норме дружеских приветов.
Да, у советского режиссера осталось много настоящих друзей в Ханое. Его работу по подготовке национальных кинокадров высоко оценило правительство ДРВ — Аждар Ибрагимов удостоен звания Героя Труда Вьетнама.
Он знакомит нас с одной из лучших учениц — главной героиней конкурсного фильма «Ты Хау», двадцатилетней Ча Жанг — дочерью крестьянина.
— Наш самый любимый учитель и друг моих родителей, — говорит Ча Жанг.
Я спросил Ча Жанг о ее ближайших планах.
— Такие же, как и у вас,— ответила вьетнамская актриса.
Я был озадачен.
— Разве я не права?— продолжала Ча Жанг.— Ведь все мы, и вы и я, хотим видеть много хороших фильмов в Москве.
А. ЕФИМОВ.

Трогательная встреча учителя и ученицы. Это вьетнамская актриса Ча Жанг и Аждар Ибрагимов, у которого она обучалась искусству кино.

ТИШИНА

Большой павильон. Сложная сцена не удается артисту. Режиссер Александр Петрович Довженко просит повторить еще и еще раз. Это продолжается уже несколько часов. Устал артист, устал режиссер, нервничает вся съемочная группа.
Усевшись за маленький круглый столик, режиссер — в который уже раз!— начинает рассказывать, что, собственно, должно происходить в данном эпизоде.
— Вы должны ясно представить себе биографию этого человека, — говорит Александр Петрович.— Дело же не только в том, что записано в сценарии. Еще до этого вы прожили большую жизнь; еще до того, как вы пришли в эту комнату, чтобы встретиться с этим человеком, чувства и мысли ваши сформировались под влиянием различных событий. Давайте представим себе, как бы вели вы себя в таком, например, случае...
И режиссер приводит два, пять, десять примеров, открывающих характер героя во всем его многообразии.
— А теперь давайте попробуем еще раз,— говорит он артисту.— Только не волнуйтесь и постарайтесь сосредоточиться.
Довженко уже немолодой человек. Он не так здоров и вынослив, как лет пятнадцать тому назад, но все знают, что он способен замучить себя, добиваясь от артиста жизненной правды.
Сцену повторяют еще раз.
Довженко сидит, откинувшись в парусиновом кресле, внимательно наблюдая за происходящим. И вот на лице его пропадает выражение напряженности, глаза становятся спокойными.
Сцена идет очень хорошо.
— Вот видите, — говорит он артисту, — вы же все можете! Да, конечно, все мы сегодня устали, но не напрасно поработали. — Он улыбается.— Будем снимать!
Съемка предстоит синхронная.
Дают сирену. В коридорах, окружающих павильон, зажигаются огромные треугольники стеклянных витражей с огненным словом «Тишина!»
Включается звукозаписывающая аппаратура.
Все находящиеся в павильоне замирают. Сейчас никто не имеет права чихнуть, кашлянуть, громко вздохнуть, переступить с ноги на ногу.
...Сцена подходит к концу. Режиссер блаженствует — то, что он видит сейчас, полностью совпадает с его замыслом.
И в эту минуту раздается громкий стук молотка, заглушая слова артиста.
Стук этот взрывает павильон — такое ошеломляющее впечатление он производит.
Режиссер хватается за сердце. Потом громко кричит:
— Убить их мало! Уничтожить!!
Он оглядывается вокруг себя, видит молоток в ящике с гвоздями, хватает его обеими руками и, взбешенный, оглушенный биением собственного сердца, бросается через декорацию к углу павильона.
— Молотком! — кричит он. — Молотком!
Чудом удается остановить и увести его.
— Что случилось?— спрашивает он растерянно. — Кто стучал? Такую сцену...
И, спрятав лицо на груди успокаивающего его ассистента, он плачет, повторяя:
— Такую сцену... Молотком...
Оказалось, что съемочное время этой группы давно кончилось. Те, кто пришел снимать другую картину в декорации, выстроенной в углу большого павильона, считали, что идет репетиция. Нужно было повесить зеркало. И его повесили на гвоздь, который забили молотком.
Л. КОН.


ШУТКИ В СУМАТОХЕ

БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ
Знаете ли вы, как прожить день за одну минуту? Американская актриса Сюзан Страссберг может вам открыть секрет. Надо просто сразу сказать «Здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, до свидания» (обязательно по-русски), как сделала это она, выступая в кинотеатре «Россия». Зал дружно аплодировал.

МОЯ ЛОЛЛИТА

Сейчас же после свадьбы моя жена переменила имя. Она забыла, что с детства ее звали милым именем Розалия, и приказала мне строго-настрого помнить, что я женился на Лоллите!
Было уже поздно, когда я понял, что должен буду привыкнуть к еще более неприятным вещам...
Для моей Лоллиты вся ее жизнь — кино. И не то чтобы она любила посещать киносеансы, в этом не было бы ничего удивительного — у нас, в Варшаве, все любят кино, да и вы, наверное, не откажетесь посмотреть хорошую картину... Так вот, Лоллита любила и обожествляла не то, что происходит на экране, а то, что происходило в личной жизни каждой кинозвезды, отечественного или заграничного происхождения...
Началось все довольно невинно: сначала Лоллита захотела иметь такие чешские клипсы, как у нашей замечательной актрисы Ганки Белицкой, потом породистую собачку, как у Марии Кшишовяк, а потом такую же шляпку, как у Люцины Винницкой.
Пока Лоллита ориентировалась на отечественных кинозвезд, ее еще можно было терпеть. Драма наступила тогда, когда она обратила внимание на стиль жизни западных киногероинь...
Стоило величайшему художнику современности Пабло Пикассо презентовать Бриджит Бардо прекрасное керамическое блюдо своей работы, как я на коленях вымаливал у нашего художника Кантора его стаканчик для бритья. Я преподнес его Лоллите! Она была счастлива, но недолго...
Вскоре из журналов она узнала, что американская звезда Джейн Мансфельд вышла замуж за некоего феноменально сложенного Чемпиона Красоты. Я заволновался, потому что мне показалось, будто Лоллита изучающе присматривается ко мне в тот момент, когда я надеваю рубашку. Она с грустью смотрела на мою грудную клетку и, обмерив мои плечи портновским сантиметром, разочарованно вздыхала...
На счастье в это время итальянская кинозвезда Софи Лорен вышла замуж за разведенного мужчину, и Лоллита забыла про мои мускулы: «Какая жалость, — вздыхала она, — что ты еще ни с кем не разводился!»...
Когда до нее дошла весть, что у Джины Лоллобриджиды родился сын, которого итальянские газеты окрестили любовно «Принцем Рима», наша семейная жизнь оказалась вконец испорченной.
— Я требую, чтобы у нас немедленно появился ребенок! — категорически объявила моя жена.
— Но... дорогая... Так сразу?
— А почему другие могут себе это позволить?!? — закричала она и, хлопнув дверью, ушла из дому...
Встретились мы с ней на нашем бракоразводном процессе, но я даже и не пытался ее отговаривать, поскольку уже знал из газет, что «перуанский соловей» — Има Сумак — тоже разводится...
Каюсь, я все время думал о Лоллите и очень за нее переживал, потому что журналы то и дело печатали сообщения об американских звездах: о том, что одна из них получила в подарок от сына Трухильо новый автомобиль, что Лана Тёрнер влюбилась в жуткого гангстера, что Ава Гарднер по пьяному делу попала в автомобильную катастрофу, а Мари Каллас — эта самая лучшая певица мира — отбила у своей подруги мужа, что Анита Экберг купалась в бальном платье в фонтане и, наконец, что в Голливуде вспыхнул пожар и сгорели виллы многих кинозвезд...
Читая все это, я думал: «Бедная моя маленькая Лоллита, как она справится со всем этим...»
Когда пресса сообщила, что Има Сумак примирилась со своим мужем, я подмел пол в нашей квартирке и купил цветы! Я поступил так, как брошенный муж французской кинозвезды Паскаль Пети...
Я выписал все киножурналы, чтобы иметь возможность заранее предвидеть всевозможные крены моего супружеского счастья. Увы, оно длилось недолго!!!
На этот раз ушел я! Честно говоря, я просто потихоньку сбежал, когда моя жена прочитала мне заметку о том, что у американской звезды № 1, Лиз Тейлор, в трагической ситуации, при авиационной катастрофе, погиб ее четвертый муж и она стала вдовой...
— Посмотри, как ей к лицу траур... — сказала Лоллита.
...И я предпочел не рисковать, потому что моя жена тоже обожала черные платья!


НА ОРБИТЕ — КАРМЕН И БИП-БИП

МОЛНИЯ!
НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ПЕРЕДАЕТ ВАЖНОЕ СООБЩЕНИЕ:
Сегодня со страниц «Спутника кинофестиваля» запущен космический корабль «Дружба». На борту корабля — впервые в мире!— сразу двое космонавтов: кубинская киноактриса Кармен Дельгадо и кибернетический человечек Бип-Бип. Сделав пятнадцать витков (по числу дней фестиваля!), космический корабль «Дружба» благополучно приземлился. Программа звездного рейса выполнена успешно. Космонавты чувствуют себя отлично.
Нашему корреспонденту Валентину Школьному удалось заснять все, что связано с великолепным рейсом Кармен Дельгадо и Бип-Бипа.
— Старт! — скомандовал Бип-Бип.
Наконец-то вышли на орбиту. Бип-Бип удивлен. Бип-Бип растерян: кого же назвать сейчас звездой: Кармен или ту, что мерцает за стеклом кабины?

Прежде всего надо потренироваться.

Фотокорреспондент утверждает, что это и есть состояние невесомости.

Время обеда.
— Вы не проголодались? — и внимательная Кармен (даже в космосе женщине приходится кормить мужчину) уже угощает Бип-Бипа... Что там в тубах? Наверное, очень вкусная штука!

Полет закончен! Идем на посадку!
Бип-Бип выглянул из иллюминатора. Все благополучно: фестиваль продолжается, идеи гуманизма, дружбы, мира торжествуют!


ЗАГЛЯНЕМ В ИСТОРИЮ

ТЕХНИКА И МОДЫ
Вы, вероятно, думаете, что новая техника кино влияет только на самые фильмы? Ошибаетесь!
В двадцатых-тридцатых годах были в ходу большие клетчатые кепи с огромными козырьками. Быть может, они неплохо защищали от солнца, но зато операторы не могли взглянуть в видоискатель. Он сидел в корпусе камеры. Козырек мешал, приходилось поворачивать его назад.
Некоторые франты тех времен, подражая операторам, тоже стали носить кепки задом наперед.
Но прошло время, в видоискателе появилась лупа, он выдвинулся из корпуса, удлинился. А с кепками, как ни странно, началась обратная эволюция: козырек становился все короче и короче, явно стремясь начисто исчезнуть. И теперь, когда можно снимать в кепке с любым козырьком, операторы вообще перестали носить кепки. Они ходят в беретах. Странные люди!
Вл. ДВИНСКИЙ.


Что нового на фестивале?
— На сегодня хватит автографов...
— Ох, уж мне эти звезды!..
Когда в зале кинозвезда.
Рисунки Ю. Черепанова и Е. Гурова.


ОБО ВСЕМ ПОНЕМНОГУ

ТРЕБУЕТСЯ ДОГ СО ЗНАНИЕМ ЯЗЫКОВ...
Несколько месяцев назад в римских газетах появилось объявление: для съемок фильма «Леопард» требуется большой датский дог «со знанием» двух языков, так как исполнитель главной роли — графа Салина — американский актер Бэрт Ланкастер говорит в фильме по-английски, а остальные члены съемочной группы по-итальянски. Дог, который понимал бы оба эти языка, был найден лишь после продолжительных поисков...

«ИВАН ГРОЗНЫЙ» В ОСАДЕ
Пять тысяч зрителей, выстроившихся в очередь от самого Пантеона, в течение двух часов осаждали здание парижской Синематеки.
На стороне осажденных выступала полиция, однако победу одержали зрители.
Трофеем их стал дополнительный просмотр второй серии «Ивана Грозного», состоявшийся в полночь.


МОНОПОЛИИ ОКАЗАЛИСЬ БЕССИЛЬНЫ...

— Сейчас в Мексике обострилась борьба профсоюзов с монополиями. Это находит отражение и в киноискусстве...
Мексиканский режиссер Серхио Вехар — автор конкурсного фильма «Знаки зодиака» — на минуту задумывается. Похоже, он что-то вспоминает, может быть, трудные дни, когда он снимал свой фильм.
Мы беседуем с Серхио Вехаром в присутствии его соотечественника — секретаря профсоюза техников и неквалифицированных рабочих Габриэлита Торреса Гарсеса, приехавшего к нам впервые. Разговор идет о кино, профсоюзах, монополиях. В руках монополий огромный пропагандистский аппарат, говорит Серхио Вехар, но нас это не останавливает. Мы думаем, что общественную систему, ставшую тормозом прогресса, надо обновлять.
Героиня моей картины «Знаки зодиака» Стелла Вальтер восклицает: «Нищета — болезнь, порожденная гниением общества!» Эти слова не случайны, это — крик души мексиканского народа.
Герои моего фильма бессильны и многого не понимают. Они, как и наш народ, не получают объективной информации, почти ничего не знают о жизни в социалистических странах.
Я читал произведения Чехова и Горького. Герои моего фильма живут приблизительно в таких же условиях, как и герои этих великих писателей. Влияние русских классиков в фильме несомненно. Но главным для меня было передать своеобразие жизни Мексики, рассказать о современности, о стремлении мексиканского народа к овладению передовыми идеями не только в области техники и культуры, но и в социальной жизни.
Наш фильм впервые делался на деньги профсоюзов, при их активном участии. Но об этом лучше расскажет Габриэлит Торрес Гарсес.
— Знаете, какую ненависть монополий вызвала картина «Знаки зодиака»?— вступая в беседу, спрашивает Гарсес и сам же отвечает:— Просто бешеную ненависть! Они шли на все, чтобы сорвать нашу работу. У вас реклама не имеет значения, поскольку в СССР нет частной собственности. У нас же реклама — все. Но монополии постарались: наглухо закрыли доступ какой бы то ни было информации о фильме во всех газетах. Наш профсоюз был объявлен главным врагом. И все-таки картина была снята!
Сейчас мы заканчиваем еще два фильма. У нас знают об интересном опыте японских профсоюзов, которые также финансируют прогрессивных художников. Но мы идем дальше: убеждены, что кинопромышленность должна целиком находиться в руках трудящихся.
Мы понимаем, что нам предстоит нелегкая борьба. Будет трудно. Но мы не отступим.


МЕЖДУНАРОДНАЯ АНКЕТА
СОФИ ЛОРЕН

1. ХОЧУ СЫГРАТЬ АННУ КАРЕНИНУ. Думаю, что в настоящее время современное киноискусство переживает период кризиса. Но именно поэтому я ожидаю его нового взлета и появления значительных и талантливых кинокартин.
2. Сейчас я снимаюсь в фильме «Падение Римской империи» — большом историческом полотне, которое, как я надеюсь, будет отличаться от обычных «колоссов» хотя бы потому, что эта историческая картина может быть воспринята и как произведение сегодняшнего дня. Через несколько месяцев я начну сниматься в фильме «Вчера, сегодня, завтра» режиссера Витторио Де Сика. Фильм будет состоять из трех новелл, действие которых происходит в Неаполе, Риме и Милане. Во всех трех моим партнером будет Марчелло Мастрояни. Продюсер фильма — мой муж Карло Понти.
Среди ролей, которые мне хотелось бы сыграть в будущем, прежде всего Анна Каренина. Хотя я сознаю, что это с моей стороны очень смелое желание, особенно, если вспомнить незабываемую игру Греты Гарбо, создавшей на экране образ Анны почти 30 лет назад.
3. Люблю слушать музыку. Не устаю это делать в течение многих часов.
4. Желаю, чтобы на III Московском фестивале были представлены хорошие фильмы, которые бы больше заставили полюбить наш труд. Чтобы фестиваль дал толчок развитию мирового киноискусства. Кроме того, я шлю мой самый горячий и сердечный привет его участникам.


На 3-й обложке
Из альбома художника Ильи ГЛАЗУНОВА
Артисты кино: Анджей Лапитский (Польша), Татьяна Самойлова (СССР), Зани Кампан (Франция), Эдуардо Де Филиппо (Италия).


ТЕХНИКА КИНО СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ

ЗВУК ДЛЯ ЛЮБОГО ФИЛЬМА

Новые виды кино — панорама, широкий формат, кругорама — входили в жизнь независимо друг от друга. Шире кадр — шире охват. Зритель все сильнее чувствует себя участником событий, происходящих на экране. Но он хочет ощутить такое свое «присутствие» не только глазом, но и ухом. Значит, нужен стереофонический звук. Громкоговорители выстраиваются вдоль удлинившегося экрана, тянутся по стенам, забираются на потолок.
Конечно, все нужные для стольких точек различные звуки сразу при съемке не запишешь. Приходится многое дозаписывать после съемки. Ну, а затем идет сложная «звукосборка». И тут-то начинается самое неприятное. Дело в том, что для каждого вида кино нужна своя звукоаппаратура.
Неужели панорама, широкий формат, кругорама так и не будут объединены единым «голосом»?
Недавно в Москве и Ленинграде появились совершенно иные тонстудии. Они могут не только озвучивать любой фильм любого формата, но и переозвучивать панораму на широкий формат и наоборот (или оба на широкий экран). Универсальная система позволяет также дублировать любые фильмы с языка на язык.
Полные наборы проекторов любого вида, звукоаппаратура объединены автоматикой; ведь панорамная перезапись требует строго одновременного включения 16 двигателей, а кругорамная — даже 24, не считая прочих средств и приспособлений. На систему работает 8.000 электронных ламп!
Еще цифра: перезапись можно вести с 54 дорожек. Проще говоря, такое число «чистых» звуков можно смешать и распределить, чтобы потом они раздались в разных точках кинозала и создали у зрителя впечатление полнозвучной жизни, которая его окружает.
Хорошо ли работает система? Звукооператоры довольны. А вот и оценка ее деятельности: звуковое решение широкоформатной «Оптимистической трагедии» признано самым лучшим на Каннском фестивале.
Св. КОТЕНКО.


БИБЛИОГРАФИЯ

ИНТЕРЕСНЕЕ ЛЕГЕНДЫ

Вивьен Ли — одна из крупнейших актрис современного театра и кино.
Ее имя знают многие, кто интересуется искусством, но немногим известно, что творческая биография Вивьен Ли, на первый взгляд безоблачная, сложилась нелегко.
В газетах и журналах появляется немало статей, посвященных Вивьен Ли, но пресса пытается свести жизнь большого и сложного мастера к банальной истории «звезды».
Даже вышедшая в Англии, на родине актрисы, книга Феликса Баркера «Супруги Оливье» не выходит за рамки обычной хроники событий личной жизни. Автор биографии не останавливается ни на фильмах с участием Вивьен Ли, ни на ее работе в театре. В результате талантливая актриса — человек, художник, общественный деятель — остается не известной читателю. Поэтому выпущенная в свет государственным издательством «Искусство» книга В. Утилова «Вивьен Ли» приобретает особый интерес.
Прежде всего привлекает анализ образов, созданных актрисой в ее наиболее известных и значительных фильмах. На живом и разнообразном материале автор раскрывает творческую лабораторию Вивьен Ли. Особое внимание уделено одному из самых поэтических созданий актрисы — образу Майры в известном в СССР фильме «Мост Ватерлоо». Интересны страницы, рассказывающие о творчестве Вивьен Ли, об особенностях ее дарования, о том, как трудолюбие и любовь к людям, стремление показать красоту человеческой души помогли актрисе стать художником неповторимой индивидуальности и широкого диапазона.
Несмотря на отдельные недочеты, В. Утилову удалось главное — живой и разносторонний портрет Вивьен Ли.
В. КОЛОДЯЖНАЯ.


11 июля на экранах фестиваля

Дворец съездов
15.00—19.00 «РАССКАЗЫ В ПОЕЗДЕ» (Венгрия)
«НАПАДЕНИЕ» (Нидерланды)
20.30—23.30 «ТОХА — ГЕРОЙ ЮЖНОГО БАНДУНГА» (Индонезия)

«Космос»
10.00—15.00—20.00 «МАЛЬЧИШКИ» (Финляндия)
«СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ» (Англия)

«Россия»
10.00—15.00—20.00 «МИЛОЕ СЕМЕЙСТВО» (Дания)
«ЗНАКОМЬТЕСЬ, БАЛУЕВ!» (СССР)

Дворец спорта
12.00—18.00 «БЕРЕГ ОЖИДАНИЯ» (Иран)
«ЧЕТЫРЕ ДНЯ НЕАПОЛЯ» (Италия)

Центральный Дом кино
15.00—19.00 «КОНТРАСТЫ ОДНОГО ГОРОДА» (Норвегия), «АЛЫЙ СЛЕД» (Чехословакия), «ПЕСНЬ О ЖЕЛЕЗЕ» (Венгрия), «ТУК-ТУК» (СССР), «АЛЛЕГРО МА ТРОППО» (Франция).


РЕДКОЛЛЕГИЯ:
С. Гущев, В. Захарченко (руководитель пресс-центра), Ю. Комаров, Л. Канашенко, А. Новогрудский, К. Орлов, Л. Погожева, В. Сергеев, Е. Сурков, Ю. Ханютин, Р. Юренев, Е. Яковлев.
Художественный редактор Н. Смоляков.
Телефоны: Секретариат — Д-0-45-95. Иностранный отдел — Д-3-06-76.
Адрес редакции: Москва А-47, Васильевская ул., 13.
Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» им. И. И. Скворцова-Степанова. Обложки отпечатаны во 2-й типографии Мосгорсовнархоза. Заказ № 1231


<- предыдущая страница

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz