каморка папыВлада
газета Говорит и показывает Москва 1986-03 текст-1
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 23.04.2019, 17:26

скачать газету

страница следующая ->

ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ МОСКВА
№ 3 ЯНВАРЬ 13-19
ПРОГРАММЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ
Издается с 1925 года
СРЕДА, 8 ЯНВАРЯ 1986 г.
Цена 15 коп.


НАВСТРЕЧУ XXVII СЪЕЗДУ КПСС

ТЕЛЕВИДЕНИЕ: • Передача из цикла «ПРОГРАММА НАШЕЙ ЖИЗНИ». Выступление председателя президиума Сибирского отделения АМН СССР Ю. И. БОРОДИНА • ПРОБЛЕМЫ - ПОИСКИ — РЕШЕНИЯ. Продолжение разговора о сфере услуг • УСКОРЕНИЕ. На обсуждение коллектива • Программа телевидения АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР • «НАУКА АГРОПРОМА». Премьера научно-популярного фильма • ЗА СЛОВОМ — ДЕЛО. Совершенствование структуры свободного времени.
РАДИО: • СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ О ПРЕДСЪЕЗДОВСКИХ ДОКУМЕНТАХ ПАРТИИ • «ВРЕМЯ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ». Ежедневный радиожурнал • РАССКАЗЫ О КОММУНИСТАХ. Делегат XXVII съезда КПСС бригадир сборщиков производственно-конструкторского объединения «Техника» Н. А. ГОРБОВ.
стр. 2, 3, 18

Ежедневно Центральное телевидение и Всесоюзное радио в программах «ВРЕМЯ», «ВРЕМЯ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ», «ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ» и других передачах знакомят с делегатами, избранными на XXVII съезд КПСС.
На снимке: делегаты от Новосибирской областной партийной организации. Слева направо — солист Новосибирского театра оперы и балета, народный артист СССР В. ЕГУДИН, швея-мотористка производственного объединения, лауреат Государственной премии СССР Т. СОКОЛЕНКО, Герой Социалистического Труда токарь завода «Сибсельмаш» М. ШЕВЕЛЕВ.

«ИВАН БАБУШКИН»
Премьера телевизионного художественного четырехсерийного фильма
стр. 14
(в части выпусков стр. 7)


РАДИО

«ДЕКАБРЬСКИЕ ВЕЧЕРА»
По концертам фестиваля камерной музыки
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА, 13.00

«ОПЕРНЫЕ ТЕАТРЫ СТРАНЫ»
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова
ПЯТНИЦА, 17 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА, 18.00

ДРЕЗДЕН-85
Концерт лауреатов фестиваля эстрадной песни
СРЕДА. 15 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА, 23.03


ТЕЛЕВИДЕНИЕ

А НУ-КА, ДЕВУШКИ!
стр. 16

«ФРОНТ БЕЗ ПОЩАДЫ»
Премьера телевизионного художественного фильма (ГДР)
стр. 14
(в части выпусков стр. 7)

"ПОЭМА О ЛЮБВИ"
Премьера фильма-спектакля Казахского государственного академического театра имени М. Ауэзова Пьеса Г. Мусрепова
стр. 4

"О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ"
Поэтическая антология
А. БЛОК
стр. 4

КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ОРКЕСТРА имени В. В. АНДРЕЕВА
СУББОТА, 18 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА, 17.00

«ВПЕРВЫЕ ЗАМУЖЕМ»
Художественный фильм
стр. 14
(в части выпусков стр. 7)

БАСКЕТБОЛ
Кубок обладателей кубков
стр. 15


НА СТАРТЕ ДВЕНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКИ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

ПРОБЛЕМЫ - ПОИСКИ - РЕШЕНИЯ
ПЯТНИЦА, 17 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА, 19.00; ТО-4 — 16.30; ТО-3 — 15.00; ТО-2 - 12.30; ТО-1 — 10.40
ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР О СФЕРЕ УСЛУГ
Цикл «Проблемы — поиски — решения» существует на телевидении более пяти лет. В его рамках идут передачи и прямые, и в записи. Рассмотрение каждой темы начинается, как правило, с прямого разговора участников передачи с телезрителями. Задавая свои вопросы по телефонам, телезрители тем самым принимают участие в их создании, становятся соавторами. Отрадно отметить, что сколько бы телефонов ни было в студии, они работают практически беспрерывно: так велико желание многих принять участие в обсуждении злободневных вопросов жизни общества.
Сейчас в студии включается 20 телефонов, по которым за 1,5—2 часа передачи поступает до 750—800 вопросов. Естественно, при самом большом желании ответить на все эти вопросы практически невозможно. К тому же каждая прямая передача вызывает множество писем. И вот после предварительной работы с письмами и вопросами будут даны на них ответы. На этот раз 17 января мы продолжим обещанный в ходе прямой передачи разговор о расширении и совершенствовании сферы услуг населению.
Сейчас, когда постоянно улучшаются условия жизни советских людей, трудно переоценить ту роль, которая отводится развитию сферы услуг, улучшению их качества, повышению культуры, внедрению прогрессивных форм обслуживания.
Министерства и ведомства, руководители которых принимали участие в прямой передаче, изучили вопросы и почту телезрителей и предприняли ряд шагов для практического решения проблем, волнующих людей. Так, в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства РСФСР коллегия рассмотрела вопросы, предложения и просьбы населения, высказанные в связи с передачей «Проблемы — поиски — решения». Министр В. И. Попов и расскажет о принятых мерах.
На ряд вопросов будут даны ответы в выступлениях министра связи СССР В. А. Шамшина (взаимосвязь строительства и телефонизации, качество телефонной связи, в том числе междугородной, и другие) и министра бытового обслуживания населения РСФСР И. Г. Дуденкова (ремонт стиральных машин и обуви, работа парикмахерских и прачечных, пошив одежды и абонементное обслуживание телевизоров и так далее).
Ведет передачу, как всегда, политический обозреватель Центрального телевидения Л. А. Вознесенский.
X. ФАЗЕЛЬЯНОВА

УСКОРЕНИЕ
ПОНЕДЕЛЬНИК, 13 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА, 18.15; ТО-4 — 14.45; ТО-3 — 13.00; ТО-2 — 11.25; ТО-1 — 9.45
ПРОБЛЕМЫ - НА ОБСУЖДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
И снова мы на головном предприятии объединения «Манометр». В прошлой передаче речь шла о проблемах, возникших за последнее время, которые мешают коллективу завода плодотворно трудиться над выпуском нового электронного прибора «Сапфир», необходимого многим отраслям народного хозяйства.
Проблемы непросты. Они вынесены на обсуждение коллектива. Задачи, которые следует решить в первую очередь, конкретны, подсказаны жизнью, насущной потребностью сегодняшнего дня. Сегодня на заводе внимательно прислушиваются к мнению каждого. И когда руководящие работники, партийный комитет завода во главе с секретарем В. В. Веретенниковым приступили к анализу причин сбоев в работе, они прежде всего решили выслушать старейших рабочих, ветеранов завода.
Вместе с секретарем парткома журналисты побывали и в инструментальном цехе. Он размещен на двух этажах. Заготовительный участок расположен на первом. Детали поднимаются наверх на лифте, на тележках. Неудобно? А как исправить положение? Выход есть. Его предложили рабочие. Однако в свое время к их мнению не прислушались, положение считалось нормальным. Так из-за непродуманного подхода к делу сорваны сроки реконструкции цеха.
Существуют сложности в организации планирования выпуска новой продукции. О конкретных путях устранения этих и других недостатков, о том, как организовать работу в цехах, чтобы вернуть своему предприятию утраченный авторитет,— в передаче говорят ответственные работники завода, руководители цехов, участков, бригадиры, рабочие.

БРАКУ - НАДЕЖНЫЙ ЗАСЛОН
Из цикла «ПОЧТА ЭТИХ ДНЕЙ»
ПОНЕДЕЛЬНИК, 13 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА, 19.20; ТО-4 - 15.45; ТО-3 - 14.00; ТО-2 - 12.25; ТО-1 - 10.35
«Даже одного дня не порадовал нас холодильник «Снайге-15», выпущенный Алитусским заводом,— пишет Курятников из Ворошиловграда.— Мастер гарантийной мастерской признал его негодным. Холодильник этот был отправлен в торговую сеть контролером ОТК за № 146. Интересно, где его гражданская и рабочая честь?»
Это и другие письма наших телезрителей о недоброкачественных товарах послужили поводом для встречи с работниками ОТК на недавно состоявшемся в Москве Всесоюзном совещании представителей служб технического контроля в промышленности.
Почему в торговлю проникают некачественные товары? Достаточно ли у контролеров ОТК прав и возможностей, чтобы поставить надежный заслон браку? Об этом состоится беседа политического обозревателя Виктора Прокофьевича Бекетова с работниками ОТК.
Низкое качество продукции является причиной многих трудностей не только в быту, но и на производстве, дискредитирует честь советской марки, подчеркивается в передаче. Как пример приводится факт некачественного изготовления Подольским машиностроительным заводом имени Орджоникидзе котла для Березовской ГРЭС, что надолго отодвинуло пуск первого блока.
— Мы полтора года ездим исправлять свой брак,— заявил при встрече с киносъемочной группой начальник участка цеха № 12 Михаил Спиридонович Кубанцев.
Полтора года бригады котельщиков, электросварщиков, сменяя одна другую, ездят по маршруту Москва — Красноярск. Какие огромные материальные и моральные издержки! И хотя брак налицо, заводчане упорно обвиняют в этом... смежников.
Было бы лучше использовать этот прискорбный факт поставки бракованной продукции в воспитательных целях, что помогло бы укрепить в людях понятие рабочей гордости и чести, чувство ответственности за конечный результат.
С. МАРИО

СЕЛЬСКИЙ ЧАС
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА, 13.00; ТО-4 — 11.05; ТО-3 — 9.05; ТО-2 — 7.05; ТО-1 — 5.05
ПО ИНТЕНСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
С людьми, которые на этот раз встретятся в передаче, телезрители знакомы, все они были участниками «Сельского часа». Они продолжат разговор об актуальных проблемах села, о работе по-новому. «Сегодня не время пустословия,— говорит первый секретарь Тараклийского райкома партии Молдавии В. И. Глебов,— наступила пора конкретных дел, а не обещаний, это веяние времени, дух времени. Теперь не оправдание работнику сельского хозяйства, грамотному деловому человеку и плохая погода. Преодолеть ее капризы — наша задача». За словами этого человека стоят конкретные дела. Напомним, что район, в котором работает Виталий Иванович, создан всего лишь пять лет назад, и три года из этих пяти здесь была засуха. Но именно эти три года стали поворотными в жизни всех без исключения хозяйств Тараклийского района. В них за этот период почти на 800 килограммов вырос средний годовой надой молока, собран неплохой урожай полевых культур.
В принципе, говорят участники передачи, погода всегда будет влиять на урожай, но в силах тружеников полей сделать это влияние менее ощутимым, острым, и прежде всего благодаря переходу на интенсивную технологию возделывания земли. Много компонентов объединяет это понятие, в основе которого лежит строго научное, грамотное обоснование всех приемов земледелия. Положительный результат дает и бригадный подряд, повсеместно внедряемый на селе. Модернизация техники и научный подход к агрономии, рачительный уход за посевами, умение учитывать погодную обстановку и, конечно же, повышение личной ответственности каждого работника, принимающего участие в возделывании земли, выращивании урожая.
О пользе интенсивной технологии свидетельствуют факты: 17 миллионов гектаров зерновых возделывалось в прошлом году в стране новыми методами. И даже в экстремальных условиях каждый гектар озимых был урожайнее по сравнению с обычным на 8—10, а яровых — на 5— 7 центнеров. В этом году решено удвоить площадь угодий, где хлеба будут возделываться с помощью интенсивной технологии.
О том, как удалось преодолеть неблагоприятные погодные условия и добиться высоких урожаев на своих землях, расскажет в передаче Герой Социалистического Труда, бригадир опытного хозяйства Всесоюзного научно-исследовательского института зернового хозяйства в Целинограде комбайнер С. И. Гаврилюк.
«Мы боремся за надои, используя самые новые, современные методы работы, улучшаем породу стада,— говорит бригадир животноводов колхоза «Пролетарская воля» Ставропольского края С. П. Музычук.— Для этого надо сегодня знать больше, чем вчера».
И молодые дояры, что трудятся в этой бригаде, учатся, совершенствуются в своем деле. Многое зависит от бригадира. Сергей Музычук готовится к защите диплома в сельскохозяйственном институте. Скажем еще, что пролетарцы продают племенной скот во многие хозяйства Ставрополья и соседних областей.
В передаче вы снова встретитесь с Е. Т. Вашук, председателем колхоза имени XXV съезда КПСС Гороховского района Волынской области, женщиной, усилиями которой хозяйство стало одним из лучших в области. Екатерина Тимофеевна расскажет о том, как сегодня готовят в хозяйстве основу будущего урожая.
В передаче примет также участие заведующий отделом земледелия Сибирского НИИ сельского хозяйства, кандидат сельскохозяйственных наук В. Г. Холмов.
Вы увидите телеочерк, снятый в колхозе «Россия» Волновахского района Донецкой области. Он о том, что любовь к земле, умение стать хорошим работником нужно прививать человеку с детских лет.
Е. АРБУЗОВА


РАДИО

СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ О ПРЕДСЪЕЗДОВСКИХ ДОКУМЕНТАХ ПАРТИИ
ВТОРНИК, 14 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА, 18.40; РО-4 — 16.40; РО-3 - 10.15; РО-2 — 13.10; РО-1 — 10.15
Много хороших, обстоятельных писем получаем мы от ветеранов войны и труда. Почти все они с большим удовлетворением приводят строки из проекта новой редакции Программы партии, где говорится: «КПСС будет и впредь проявлять постоянную заботу об улучшении материального положения ветеранов труда и войны, граждан пожилого возраста, инвалидов, семей погибших воинов, о их социальном, медицинском и культурном обслуживании».
Л. В. Устинова из Днепропетровска написала так: «Все мы, ветераны труда, постоянно ощущаем заботу партии и государства. В центре внимания у нас всегда — человек труда».
Обширную почту составляют письма, в которых радиослушатели обсуждают проект Устава КПСС с предлагаемыми изменениями. Коммунист с двадцатилетним стажем К. И. Озернов считает необходимым в III разделе пункта 24 записать такое дополнение: «Выборы партгрупоргов и их заместителей проводить открытым голосованием». Считаю это принципиально важным потому, что гласность в любых делах партийной группы не только не умаляет ее авторитет, но, напротив, поднимает уважение к деятельности партгруппы в коллективе».
Первый помощник капитана траулера «Маршал Еременко» Мурманского тралового флота Ю. Г. Юдин на судовом собрании предложил изменить редакцию пункта «в» параграфа второго: «Лица, виновные в зажиме критики и преследовании за критику, должны привлекаться к строгой партийной ответственности вплоть до исключения из рядов КПСС». Ветеран флота считает, что формулировка должна быть более жесткой: «Лица, виновные в зажиме критики и преследовании за критику, подлежат исключению из рядов КПСС, так как факты преследования за критику — это не ошибка, не отсутствие опыта, а сознательная позиция, несовместимая с пребыванием в партии».
«С радостью прочитали мы в проекте Основных направлений экономического и социального развития страны о программе жилищного строительства в 12-й пятилетке,— пишет радиослушательница А. И. Пересвет из столицы Белоруссии.— У нас в Минске, в доме № 35 по улице Некрасова, на всех девяти этажах звенят детские голоса. В доме — большие квартиры, в которых живут многодетные семьи. Минский горсовет предоставил в этом доме площадь тем, кто растит не одного-двух детей, а, как, например, супруги Качалины,— у них восемь ребят. Забота о многодетных семьях — забота о будущем страны, о здоровье народа. Предлагаю записать в проекте: «В каждом городе и селе вести специальное строительство квартир для больших семей», чтобы им хорошо и удобно жилось».
О. ТЕРЕНТЬЕВА


ТЕЛЕВИДЕНИЕ

ДОСУГ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ
Из цикла «ЗА СЛОВОМ — ДЕЛО»
ЧЕТВЕРГ, 16 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА, 18.15; ТО-4 — 15.45; TO-3 — 13.55; ТО-2 — 11.45; ТО-1 — 9.45
Закончен рабочий день. Зажигаются вечерние огни в городах и поселках. Открываются двери театров, клубов, дворцов и домов культуры, библиотек и стадионов. У каждого из нас появляется много возможностей для того, чтобы интересно и насыщенно провести свое свободное время.
И тем не менее часто возникает вопрос: чем же все-таки заняться в часы досуга? Значит, не все еще удовлетворяет нас в организации свободного времени, значит, нужен поиск новых форм, соответствующих сегодняшнему дню, значит, необходимо наполнить новым содержанием традиционные формы отдыха.
Очередная передача рубрики «За словом — дело» и будет посвящена вопросам использования свободного времени. Этой важной стороне нашей жизни много внимания уделяется в предсъездовских документах. Это и понятно. Ведь речь идет прежде всего о формировании всесторонне развитой личности. Поэтому участники передачи заместитель министра культуры СССР Т. В. Голубцова и заведующий культурно-массовым отделом ВЦСПС С. И. Крамаренко подчеркивают, что проблема организации досуга должна пониматься широко и решаться в комплексе, включающем в себя культурно-просветительную работу, самодеятельное художественное и научно-техническое творчество, в том числе и по месту жительства, физическую культуру и спорт и многое другое.
Проблемы организации свободного времени сегодня стоят в центре внимания партийных организаций. Так, недавно в Калининском райкоме партии Москвы состоялся «круглый стол» партийных и советских работников, руководителей предприятий и учреждений, от которых зависит решение многих вопросов по обеспечению разумного отдыха трудящихся.
Участники «круглого стола» поделились опытом популяризации новых форм организации досуга, наметили пути дальнейшей координации действий, выявили наиболее «узкие» места, возникшие в этом деле. Состоявшийся разговор показал, что многие проблемы могут успешно решаться в любом районе.
С помощью нашей съемочной группы вы сможете принять участие в этом важном разговоре.
А. СЕНАТОРОВ

РАБОТУ ПРИЗНАТЬ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ
СРЕДА, 15 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА, 18.00; ТО-4 - 13.55; ТО-3 - 12.10; ТО-2 - 9.50; ТО-1 - 8.55
Работу признать неудовлетворительной... Да, именно такую оценку дали делегаты партийной конференции Козельщинского района Полтавской области деятельности райкома за отчетно-выборный период.
Почему же так получилось? Кто виноват в том, что Козельщинский район за последнее время сдал свои позиции? Какие выводы сделали вновь избранный райком, коммунисты района? Какие конкретные меры предпринимаются здесь сегодня для осуществления взятого партией курса на ускорение социально - экономического развития, повышение ответственности каждого за порученное дело, на обновление важнейших сторон нашей жизни?
На эти и другие вопросы телезрители найдут ответы в передаче-исследовании, передаче-размышлении «Работу признать неудовлетворительной... Рассказ о событиях, происшедших в Козельщинском районе Полтавской области».
...На серьезные недостатки в работе Козелщинского райкома и его бывшего первого секретаря Г. М. Кацая обращалось внимание не один раз. Критиковали райком за неудовлетворительную работу с кадрами, попустительство, нетребовательность, бесконтрольность за деятельностью советских и хозяйственных органов, неумение наладить порученное дело и на одном из пленумов обкома.
Подчеркивалось, что работа райкома не отвечает духу времени, требованиям сегодняшнего дня. Однако правильных выводов сделано не было.
Всесторонне проанализировав стиль работы райкома, коммунисты подошли с полной мерой взыскательности к оценке его деятельности. И способствовала этому та деловая, принципиальная обстановка, характерная для наших дней, при которой каждый делегат мог широко использовать свои уставные права и обязанности.
Без объективного критического анализа пройденного пути, говорят участники передачи — делегаты Полтавской областной конференции, коммунисты Козельщинского района, невозможно не только поправить положение дел, наверстать упущенное, но и наметить правильные ориентиры на будущее.
Вместе с автором и ведущим передачи Виталием Вишневским телезрители станут участниками разговора об ответственности партийного руководителя за порученное дело, строгом спросе за ошибки, упущения, нежелание сполна отдавать силы порученному делу.
Они встретятся с делегатами Полтавской областной партийной конференции.
В передаче принимает участие член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР Ф. Т. Моргун, вновь избранный первым секретарем Полтавского обкома КП Украины.
Передача подготовлена Главной редакцией научно-популярных и учебных программ ЦТ и Украинской студией телевидения.
Режиссер передачи — А. Разумов, оператор — С. Минько.


Навстречу XXVII съезду КПСС

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ССР
ПРОГРАММА ТЕЛЕВИДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

ВТОРНИК, 14 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА. 19.00; ТО-4 - 16.30; ТО-3 - 15.00; ТО-2 - 12.30; ТО-1 - 10.40
Программу представляет председатель Гостелерадио Азербайджанской ССР Э. КУЛИЕВ
14 января — самая середина зимы, а в документальном телефильме «Советский Азербайджан. Время и люди», которым открывается наша программа, много солнца. Солнце и ветер. Свежий ветер желанных перемен, обновления, которые переживает республика в преддверии XXVII съезда КПСС.
Центральный эпизод картины — обсуждение проектов программных документов партии, вызвавших мощную волну откликов, предложений, идей. Особенно внимательно изучаются материалы, связанные с конкретными задачами, стоящими перед трудящимися республики в двенадцатой пятилетке. Они серьезны и масштабны.
Вместе со съемочной группой телезрители совершат путешествие по дорогам Азербайджана, побывают в городах и селениях: Баку, Кировабаде, Нахичевани, Степанакерте, Ленкорани, Исмаиллах, Саатлахе... Это им даст возможность полнее ощутить суть тех перемен, которые происходят в республике, увидеть причастность каждого к осуществлению планов, намечаемых партией. И не вообще, а конкретно, что человек делает и должен сделать сам, что — с товарищами, а что — всем миром...
Вы увидите кинокадры, снятые на наших передовых предприятиях: новом Бакинском заводе глубоководных оснований, Ново-Бакинском нефтеперерабатывающем заводе имени Владимира Ильича, заводе кондиционеров, на морских нефтяных промыслах, швейных и обувных фабриках. Телезрители побывают на хлопковых и пшеничных полях в разгар страды, виноградных и чайных плантациях, станут очевидцами международного эксперимента «Гюнеш-84», который проводился в Азербайджане с участием стран, работающих по программе «Интеркосмос», побывают на юбилейных торжествах, посвященных памяти великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова...
А в горах Кельбаджар телезрители попадут на замечательный праздник — 100-летие супружества Хатын и Ильяса Джафаровых... Вы познакомитесь с самыми разными людьми, с теми, кто является гордостью и славой республики, кто активен, кто умеет смотреть вперед, кто дает обществу больше других.
В конце фильма звучат слова народного поэта Азербайджана Бахтияра Вагабзаде: «Каждый абзац проекта Программы партии заканчивается энергичным глаголом: расширить, увеличить, завершить, построить, развернуть... Какие просторы открываются перед народом, перед будущим!»
Вторая часть программы — музыкальный телефильм «Мелодии страны огней», который познакомит с творчеством мастеров искусств Азербайджана. В концерте принимают участие популярные в стране певцы: народные артисты СССР Р. Бейбутов, М. Магомаев, З. Ханларова, народные артисты республики Ф. Касимова, Л. Иманов, П. Бюль-Бюль оглы. Телезрители познакомятся также с такими известными в республике коллективами, как Государственный симфонический оркестр, камерный оркестр, хоровая капелла, эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио Азербайджана, Государственный ансамбль народного танца, с самодеятельными коллективами.
Хотелось бы, чтобы наша программа понравилась зрителям, помогла ближе познакомиться с сегодняшней жизнью республики. Ведь в каждом нашем деле есть частица дела всей страны, так же как и в каждом деле страны есть частица дел нашей республики — Советского Азербайджана. И это одно из самых прекрасных свойств советской жизни — чем больше сил мы отдаем нашей интернациональной семье, тем больше новых сил в ней черпаем.

На снимках: столица Азербайджана — Баку. Вид на Бакинскую бухту; выступает З. Ханларова.
Фото ТАСС и А. Левина


ИСКУССТВО

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

"ПОЭМА О ЛЮБВИ"
Премьера фильма-спектакля Казахского государственного академического театра имени М. Ауэзова
Пьеса Г. Мусрепова
СУББОТА. 18 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА, 12.20; ТО-4 - 10.25; ТО-3 - 8.25; TO-2 - 5.55; ТО-1 - 4.35
Спектакль поставлен народным артистом СССР, художественным руководителем театра А. Мамбетовым по пьесе Героя Социалистического Труда писателя-академика, одного из основоположников казахской национальной драматургии Габита Мусрепова.
13 января 1986 года исполняется 60 лет Казахскому академическому театру драмы, носящему имя Мухтара Ауэзова, который сыграл значительную роль в организации первого казахского театра. Именно Мухтар Ауэзов рекомендовал обратить внимание на сюжет одной из популярных и любимых казахским народом поэм — «Козы-Корпеш — Баян-Слу».
«Козы-Корпеш — Баян-Слу» относится к разряду лирических бытовых поэм, развивается она по законам романтического эпоса, встречающегося в фольклоре всего мира.
В статье «Эпос и фольклор казахского народа» Мухтар Ауэзов так писал об особенностях лирических бытовых поэм: «Отличие лирических бытовых поэм от героических заключается в трех глазных признаках. Во-первых, основной темой этих поэм является тема любви, страданий и борьбы за свое счастье двух молодых людей в отличие от героического эпоса, где основной темой является борьба батыра за общие интересы народа.
Во-вторых, обычаи, быт и родовые взаимоотношения, не имеющие решающего значения в героических поэмах, органически входят в фабулу лирических бытовых поэм.
Так, в основе драматического конфликта поэмы «Козы-Корпеш — Баян-Слу» лежит обычай «ежекабыл» — предназначение родителями своих еще не родившихся детей для брака или кровной дружбы...
Третьим отличием этих поэм от героических является реалистическая трактовка образов... В бытовых поэмах люди остаются людьми со всеми присущими им качествами».
Габит Мусрепов, используя сюжет поэмы «Козы-Корпеш — Баян-Слу», углубил социальный конфликт и характеры героев и написал романтическую трагедию, рассказывающую о свободе личности, любви, дружбе.
В «Поэме о любви» вы встретитесь со скупым, алчным и жестоким, рабом своих богатств, одержимым жаждой накопления, трясущимся от страха за свои табуны, Карабаем (народный артист СССР И. Ногайбаев), хитрым, вкрадчивым, лицемерным Жантыком (народный артист Казахской ССР С. Оразбаев), женственной и мужественной, нежной и решительной Баян (артистка Г. Ералиева), храбрым, справедливым, доверчивым и бесхитростным Козы (заслуженный артист Казахской ССР Т. Мейрамов), верными своей клятве, любящими своих детей Макпал (народная артистка СССР Ш. Джандарбекова) и Куникей (народная артистка СССР X. Букеева), эгоистичным, самовлюбленным, вспыльчивым джигитом Кодаром (народный артист СССР А. Ашимов).
А. НИКИТИНА

«ДОХОДНОЕ МЕСТО»
Премьера фильма-спектакля Русского драматического театра Литовской ССР
Пьеса А. Н. Островского
ПОНЕДЕЛЬНИК, 13 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА, 19.55; ТО-4 — 17.25; ТО-3 — 15.55; ТО-2 - 13.25; ТО-1 — 11.40
За 40 лет своей творческой жизни театр не раз обращался к драматургии А. Н. Островского. Среди пьес, поставленных этим коллективом, было и «Доходное место». Новая редакция спектакля осуществлена в 1983 году.
Для «Доходного места» в постановке заслуженного деятеля искусств Литовской ССР и Карельской АССР И. Петрова характерно бережное отношение к авторскому замыслу н тексту пьесы, глубокое раскрытие характеров. Театр не стремился осовременить пьесу, а искал в ней нравственные проблемы, актуальные сегодня. Основное внимание он уделил героям, разнообразию их отношений. В труппе театра собраны актерские индивидуальности, которым оказалось по силам яркое раскрытие режиссерского замысла.
— Сегодня в пьесе «Доходное место»,— говорит режиссер,— особенно остро звучит тема компромисса, столкновения идеала и реальности. Разоблачая лихоимство и взяточничество, мы стремились вскрыть философию Вышневских и Юсовых: «Возьми за дело, а не за мошенничество».
Важное место в нашем спектакле занимают раскрытие линии семейных отношений, групповой портрет чиновничества, олицетворяющего предреформенную Россию. На сцене — девять чиновников. Они все время в действии. Пластический рисунок их перемещений создает ощущение непрерывной круговерти. Презрение Вышневского, сарказм Юсова неожиданно вливают в Жадова новые силы. И в финале спектакля он говорит о стыде и совести, о том, что больше никогда не изменит своим идеалам...
В фильме-спектакле «Доходное место» снимались: народный артист Литовской ССР Н. Трусов (Вышневский), заслуженная артистка Литовской ССР В. Мотовилова (Вышневская), заслуженный артист Литовской ССР М. Евдокимов (Юсов), заслуженная артистка Литовской ССР Е. Майвина (Кукушкина), артист Э. Микульский (Жадов) и другие. Оператор-постановщик — Г. Алексеев, звукорежиссер — Т. Платонова.
И. МИХАЙЛОВА

«ПОНЕДЕЛЬНИК-ДЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ»
Телевизионный спектакль по комедии В. Катаева «Понедельник»
СРЕДА, 15 ЯНВАРЯ, 2 ПРОГРАММА. 21.40; Д-4 - 19.05; Д-3 - 17.35; Д-2 - 15.05; Д-1 — 13.10
Когда произносят имя Валентина Катаева, старейшего советского писателя, Героя Социалистического Труда, в памяти прежде всего возникают его знаменитые повести: «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов».
Однако В. П. Катаев не только замечательный прозаик. Его перу принадлежит ряд пьес, начиная с широко известной в 30-е годы «Квадратуры круга».
По комедии В. Катаева «Понедельник» создан телевизионный вариант.
Спектакль этот сатирический. Острие его сатиры направлено против встречающихся порой дутых авторитетов, чьи известность и мнимая значительность зиждятся исключительно на недоразумении и поддерживаются лишь усилиями близких. Таков в этой комедии писатель Корнеплодов (заслуженный артист РСФСР М. Погоржельский), который может доказать свою принадлежность к писательскому клану только удостоверением о принадлежности к творческому союзу.
Но не Корнеплодов — движущая сила сюжета комедии. Этой движущей силой является его жена Софья Ивановна, своего рода «дирижер» разыгравшихся на экране событий, в исполнении народной артистки РСФСР Марии Владимировны Мироновой.
В остальных ролях этого спектакля заняты заслуженные артисты РСФСР Л. Иванова, Г. Лямпе, Ф. Чеханков, артисты В. Харыбина, И. Фокин, В. Василенко, В. Калмыков, А. Сорокин.
Режиссер-постановщик — А. Белинский, художник-постановщик — В. Ямковская, оператор-постановщик — Ю. Исаков.

На снимках: Софья Ивановна — М. Миронова; Корнеплодов — М. Погоржельский.

"О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ"
Поэтическая антологиЯ
А. БЛОК
СУББОТА, 18 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА, 16.45; ТО-4 - 14.20; ТО-3 - 12.50; ТО-2 — 10.15; ТО-1 — 8.20
Непроглядный мрак старого мира и огненные дали будущего, горькое отчаяние и светлая надежда, смертная тоска и бурные страсти, грубая действительность и крылатая мечта, душевные страдания измученного человека и ослепительное счастье — таковы резкие контрасты и противоречия, запечатленные в поэзии Блока.
Актриса Алла Демидова читает стихи Александра Блока мягко и душевно, ведя словно бы от лица самого автора его лирическую исповедь. Медленно, строго произносятся слова, строки... В исполнении актрисы они становятся зримы, наполняя жизнью образ, прекрасный образ, созданный поэтом.
Мы видим одновременно и лирического героя Блока, и того, кому адресованы эти строки,— Прекрасную Даму...
Перед нами разыгрывается звуковая и изобразительная миниатюра, когда актриса читает знаменитые «Шаги Командора».
В передаче прозвучит не только интимная лирика Блока, но и «На поле Куликовом», из поэмы «Двенадцать», «Рожденные в года глухие», «Пляски смерти», «О доблестях, о подвигах, о славе» и другие стихотворения великого русского поэта.
В. ЯКОВЛЕВ

"ВО ИМЯ ЖИЗНИ ВСТРЕТИТЬ ВЕТЕР БОЯ..."
Поэзия А. СУРКОВА
ЧЕТВЕРГ, 16 ЯНВАРЯ, 1 ПРОГРАММА. 16.15: ТО-4 - 13.45; ТО-3 — 11.55; ТО-2-9.45; ТО-1 - 7.45
«О добром человеке легко вспоминается»,— как-то заметил К. Симонов, говоря об А. Суркове.
...В один из холодных декабрьских дней 1971 года киносъемочная группа поехала вместе с А. Сурковым в те памятные места, где родилась «Землянка». Под Истрой нашли деревеньку, здесь располагался командный пункт полка. А вот землянку...
— Кажется, она находилась вот тут,— после долгого молчания сказал взволнованный Алексей Александрович, восстанавливая в памяти события того дня, беседуя с местными жителями.— В этот лес мы ушли...
...Во времена его детства и юности взрослели рано. Уже с пяти-шести лет он — старший ребенок в семье — смотрел за своими братьями и сестрами, помогал матери и отцу по хозяйству. Когда ему исполнилось двенадцать лет и он вышел за порог сельской школы, отец написал матери: «Шли Алексея в Петербург...» Так он шагнул в самостоятельную жизнь без провожатого, с полтинником в кармане да подаренной школьным попечителем книжкой стихов Некрасова.
Сегодня как-то особенно отчетливо видно: с первой до последней строки Алексей Александрович Сурков никогда не уходил с передовой. Начиная с той осени 1918-го, когда вступил политбойцом в Красную Армию, а может, даже с той минуты, как стал — еще до Октябрьской революции — солдатом партии. Передовая — место солдатское.
«Фронтовой бродяга-газетчик — я в любом блиндаже родня»,— писал Сурков. Это сказано точно. Он и вправду в любом блиндаже был своим, не со стороны. Входил бывалый, обстрелянный, чуть усталый солдат, делился махоркой, садился у той самой печурки, огонь которой вот уже столько лет бьется в наших сердцах, и рассказывал о чем-то главном и сокровенном.
Стихотворения А. Суркова обладают убедительностью документа, разговор идет по праву участника и очевидца. Их с полным правом можно было бы назвать историей рядового Великой Отечественной, но историей, рассказанной способами поэзии.
Алексей Сурков словом и делом доказывал: на войне не надо пытаться перекричать пушки, и вспоминал один эпизод, свидетелем которого был. Убили командира батареи. На его место назначили молоденького лейтенанта. Утром наши должны были наступать, и батарея била так, что на огневой стоял страшный грохот. Командир артполка зашел проверить, как работает батарея. Лейтенант, до предела напрягая голос, начал кричать рапорт. Командир улыбнулся, потрепал лейтенанта по плечу и на ухо сказал: «Не кричи, лейтенант, говори тише. Так же не слышно».
Это одна из истин, забвение которой, по мнению Суркова, должно привести на войне или к срыву голоса, или к потере лица. Воюющий человек любит прямое слово.
Он писал, как жил,— открыто, честно, бескомпромиссно и ярко. Его поэзия воевала вместе со своим народом, помогала в трудную минуту, утешала в горе, вселяла силы, учила любить и ненавидеть. Об этом и стремились рассказать создатели фильма-концерта — режиссер В. Ежов, оператор Р. Саакян, артисты М. Новожилов и А. Сирин.
Э. ИЛЮШИН

страница следующая ->

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz