каморка папыВлада
Э.К. Гульянц. Учите детей мастерить. текст-7
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.04.2019, 16:52

скачать книгу

<- предыдущая страница следующая ->

Рис. 58. Самолет АН-24:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание колес к опорам; 4 — прибивание киля к стабилизатору; 5 — прибивание к нижней поверхности крыла двух двигателей и колес с опорами; 6 — соединение крыла с фюзеляжем; 7 — прибивание стабилизатора с килем к фюзеляжу.

САМОЛЕТ АН-24 (рис. 58)

Цель. Продолжать учить детей, объединяя их в пары, совместно создавать игрушку; формировать умение мастерить игрушку с большим количеством деталей; закреплять умение работать основными инструментами (молотком, пилой, шилом, напильником).
Материал. Детали и их примерные размеры (в см), фюзеляж 45x5x5 (спереди, сверху, с расстояния 5 см на высоту 2,5 см срезать угол. В задней части фюзеляжа с расстояния 15 см можно срезать угол на высоту 2,5 см); крыло 40х6х1 (с обоих концов спереди с расстояния 15 см срезать углы на 2 см, как это видно на рисунке); двигатели 2,5x2,5x8; стабилизатор 10x4x1; киль 5x5x1; колеса — диаметр 3x1 (6 шт.); опоры колес — передняя 6x3x2; опоры колес — задняя 8x6x2 (2 шт.). Гвозди длиной 3 см. Рисунок самолета АН-24. Лист бумаги с линиями длиной 15, 10, 5 см. Клей.
Инструменты: молоток, пила, клещи, шило, напильник, карандаш, линейка, шпилька.
Ход работы. Воспитатель продумывает, как лучше объединить детей для совместной работы, как распределить работу, чтобы каждый ребенок знал, что делать.
Желательно, чтобы изготовлению этой игрушки предшествовала экскурсия на аэродром, в парк, где есть площадки и аттракционы с движущимися самолетами. Такая экскурсия помогает уточнить и пополнить запас представлений детей о самолетах.
В начале работы воспитатель просит ребят вспомнить, какие самолеты они уже делали (АН-2, истребитель). Показывает рисунок самолета АН-24 и спрашивает детей, помнят ли они основные части самолета. Выслушав ответы 2—3 ребят, предлагает им показать эти детали на рисунке самолета, затем определяет, в какой последовательности дети будут мастерить игрушку.
Дети узнают, что один самолет они будут делать вдвоем, но должны сами договориться, кто какие операции будет выполнять, а потом сообщить об этом воспитателю. Выслушав план работы каждой пары детей, воспитатель вносит коррективы, напоминает всем детям, что в работе надо помогать друг другу: кончил раньше свою работу, помоги товарищу.
Дети приступают к отбору материала. Выясняют, что нужно отпилить киль, стабилизатор, спилить углы на крыле, на фюзеляже, затем делают разметку (для этого дети пользуются условной меркой и линиями, начерченными на листе бумаги). Во время отпиливания деталей воспитатель наблюдает за правильностью позы и движений ребят, за правильным пользованием напильником.
Когда все детали готовы, дети начинают мастерить игрушку в следующей последовательности:
1. В колесах шилом намечают отверстия для гвоздей, колеса прибивают к опорам на расстоянии 1 см от верхнего края. Воспитатель следит, чтобы во время прибивания колес ко второй стороне опоры использовали шпильку.
2. К стабилизатору прибивают киль (можно с обратной стороны, а можно вбивать гвозди в стабилизатор, пока концы их не покажутся, затем перевернуть деталь и прибить киль путем насадки).
3. К нижней поверхности крыла прибивают двигатели двумя гвоздями, каждый на расстоянии 10 см от центра (рис. 58, 5).
4. К этой же нижней плоскости крыла прибивают опоры с колесами. Воспитатель следит, чтобы наружные углы опор совпадали со скосом крыла.
5. Сбить крыло с фюзеляжем (на расстоянии 18 см от края носовой части до переднего края крыла по верхней поверхности фюзеляжа). Во время этой операции можно использовать подкладные бруски, чтобы удобнее было прибивать.
6. Стабилизатор с килем прибивают к хвостовой части фюзеляжа (при этой операции можно также использовать подкладные бруски и следить, чтобы киль был в центре, как это показано на рисунке). (Рис. 58, б.)
7. Переднюю колесную опору приклеить к носовой части фюзеляжа.
Во время работы детей воспитатель следит, чтобы они правильно пользовались инструментами — молотком, шилом, пилой и другими.
Воспитатель предлагает детям подумать, как сделать игрушки непохожими одна на другую. Ребята предлагают сделать пропеллер, нарисовать номер, звезды, иллюминаторы.
Готовые игрушки оценивают. Воспитатель отмечает, кто дружно работал, раньше сделал игрушку, кто лучше украсил, придумал дополнительные детали, учит детей умению делать замечания в доброжелательном тоне, видеть ошибки в работах товарищей и своих.
Дети часто просят разрешить им окрасить поделки. Это можно сделать на другом занятии: Хорошо выглядят самолеты, окрашенные гуашью и покрытые затем лаком.

ВЕРТОЛЕТ (рис. 59)

Цель. Учить детей пилить под углом 22,5°, закреплять умение совместно работать над игрушкой; познакомить с деталями вертолета (редуктор, винт подъема, хвостовой винт и др.); продолжать формировать умение руководствоваться в работе инструкционной картой, воспитывать настойчивость в достижении цели.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): кабина 18x9x6 (высота). Углы кабины спиливаются до осевой линии на расстоянии 2 см от краев под углом 22,5°; мотор 8x5x4 (высота); редуктор 2x2x1 (высота); винт подъема — 4 симметрично расположенных лопасти длиной 18 см от центра. Кольцо — в центре — диаметр 2) см. Ширина лопасти у центра 1,5 см, в конце 2,5 см; хвостовая балка 16x3x1,5 (высота) — задний конец спиливается под углом 22,5°; брусок хвостового винта 8х1,5х1,5; хвостовой винт — 3 симметрично расположенных лопасти длиной 5 см от центра; кольцо — диаметр 2 см, ширина лопасти у центра 1 см, в конце 2 см; бруски для крепления колес9х2хЗ (высота); колеса — диаметр 3х1 (4 шт.) Гвозди — 1 см, 1,5 см, 2 см, 3 см. Рисунок общего вида вертолета. Плотный картон (1 мм). Клей.
Инструменты: молоток, клещи, шило, пила, киянка, шпилька.
Ход работы. До начала работы вырезать 4 симметрично расположенных лопасти винта подъема (длиной 18 см от центра) с кольцом в центре (диаметр 2 см) и отверстием, проколотым шилом в центре для гвоздя. Заготовку делают из плотного картона. Точно так же заготавливают 3 лопасти для хвостового винта. Такие заготовки могут сделать шефы — школьники старших классов на уроках труда.
Перед работой воспитатель выясняет, кто из детей видел вертолет, чем он отличается от самолета. Выслушав 2—3 детей, уточняет, что вертолет, в отличие от самолета, не нуждается во взлетной полосе и поднимается вверх не постепенно, как самолет, а по отвесной линии. Затем сообщает, что сегодня дети будут мастерить эту игрушку-вертолет. Дети рассматривают рисунок вертолета, называют составные части (кабина, мотор, редуктор, винт подъема, хвостовая балка, хвостовой винт, лопасти винтов, бруски для крепления колес, колеса). Воспитатель объясняет новые слова: редуктор — механизм, передающий движение; лопасти — широкие плоские концы воздушных и гребных винтов. Затем снова показывает детям рисунок или фотографию вертолета (общий вид), повторяет название составных частей и вместе с детьми определяет порядок сборки игрушки. Для активизации мыслительной деятельности ребят воспитатель спрашивает 2—3 детей: «Подумай, как прикрепить редуктор к мотору. А какой при этом можно использовать прием?» и др. После этого сообщает, что вертолет — игрушка сложная, поэтому одну игрушку будут делать вдвоем. Большинство деталей (лопасти винта подъема и хвостового винта) уже готово, но некоторые надо заготовить самим.
По усмотрению воспитателя в зависимости от степени подготовленности детей, от наличия в детском саду распиловочной коробки с пропилом на 22,5° можно дать детям заготовку кабины вертолета (но воспитатель должен заранее провести линию распила), заготовку брусков для крепления колес, для редуктора; сделать колеса и т. д.
После того как детали заготовлены, можно приступать к сборке игрушки. Воспитатель напоминает детям о последовательности операций сборки, показывает инструкционную карту, поясняет при этом ход предстоящей работы:
1. В брусок кабины с обеих ее сторон вбить наполовину два гвоздя без шляпок (1,5x0,15 см), затем на расстоянии 1 см от прямой между спиленными углами и 2 см от краев бруска кабины (рис. 59, 3). На вбитые гвозди киянкой насадить бруски крепления колес.
2. На брусок хвостового винта гвоздем прикрепить хвостовой винт. Гвоздь вбить (не полностью) посередине передней боковой поверхности бруска (чтобы в собранном вертолете винт оказался на своем месте, как это показано на рис. 59, 4) на расстоянии 1 см от края. Крепление можно производить дополнительно на клею.
3. В брусок хвостового винта (с прикрепленным к нему винтом) вбить посередине задней поверхности гвоздь (3х1,5 см) на глубину бруска (как это показано на рис. 59, 5). Чтобы не расколоть брусок и придать гвоздю правильное направление, отверстие в бруске под гвоздь нужно предварительно наколоть шилом.
Хвостовую балку поставить вертикально и к верхнему срезу прибить брусок с хвостовым винтом. (Можно дополнительно для большей прочности до прибивания бруска срез смазать клеем.)
4. Посередине бруска мотора двумя гвоздями (2x0,2 см) прибить брусок редуктора, предварительно наметив шилом отверстия для гвоздей (рис. 59, 6).
5. Брусок мотора перевернуть, поставить на прикрепленный к нему редуктор, после чего вбить наполовину два гвоздя без шляпки (длиной 1,5 см) на расстоянии 1 см от краев, затем перевернуть деталь и деревянным молотком (киянкой) прибить ее к кабине вертолета (рис. 59, 7, 8).
6. Кабину вместе с прикрепленными к ней деталями поставить набок и гвоздями (2 см) прибить колеса с одной и с другой стороны, используя при этом подкладную шпильку.
7. Теперь остается прибить к кабине со всеми прикрепленными к ней деталями хвостовую балку. Для этой цели, чтобы не повредить колеса, кабину лучше поставить на подкладной брусок шириной 8 см, длиной 12 см и высотой 4 см, после чего выполняются две последние операции: двумя гвоздями (3 см) прибить к кабине хвостовую балку; гвоздем (1 см) прикрепить винт подъема (рис. 59, 11 а и б). Воспитатель снова напоминает, что сегодня дети должны смастерить сложную игрушку. Поэтому надо всем работать дружно, чтобы выполнить то, что наметили.
Когда игрушки сделаны, воспитатель отмечает, что все дети справились с заданием — сделали вертолеты, и одобряет не только качество поделки, но главным образом дружную совместную работу детей, умение договариваться, распределять задания. Ребята убирают свои рабочие места, а дежурные наводят порядок в уголке труда.

Рис. 59. Вертолет:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — забивание в брусок кабины четырех гвоздей без шляпок для крепления колес; 4 — прибивание хвостового винта на брусок (гвоздь забивается наполовину); 5 — прибивание бруска для хвостового винта; прибивание хвостового винта к хвостовой балке (в предварительно намеченные шилом места); 6 — прибивание бруска редуктора двумя гвоздями в центре бруска мотора; 7 и 8 — забивание двух гвоздей без шляпки до половины в брусок мотора; соединение (способом насадки) с кабиной вертолета; 9 и 10 — крепление колес к брускам, прибитым к кабине; 11 — а — прибивание хвостовой балки со всеми прикрепленными к ней деталями к кабине; б — крепление гвоздем подъема винта.

МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА (по замыслу)

Цель. Научить детей соразмерять свои возможности (т.е. задумать игрушку, которую он сможет сделать); закрепить приемы работы основными инструментами; воспитывать старательность, аккуратность.
Ход работы. По просьбе воспитателя дети называют свои любимые игрушки (из тех, которые они уже делали или подобные им). Они узнают, что можно немного изменить конструкцию игрушки или ее оформление. Важно, чтобы изготовление задуманной игрушки было им по силам.
Если из названных детьми игрушек окажется больше машин, то воспитатель побуждает ребят вспомнить Специфику изготовления этих игрушек, уточняет последовательность работы. Так же поступает воспитатель и в том случае, если большинство детей изъявляют желание мастерить корабли.
После уточнения последовательности работы дети под контролем воспитателя отбирают необходимый материал и инструменты. Чтобы детям было легче ориентироваться при отборе нужного материала, воспитатель помогает, задавая вопрос: «Как можно проверить, сколько нужно деталей, чтобы не набирать лишних?» Ребята догадываются, что для этого надо сконструировать игрушку, не сколачивая ее, тогда будет видно, каких деталей не хватает и из чего их можно сделать.
Дети приступают к заготовке (отмериванию, отпиливанию, и зачистке) недостающих деталей, затем сколачивают игрушку. Воспитатель напоминает, что игрушка должна быть аккуратной, для чего нужно работать старательно.
В итоге занятия воспитатель называет готовые игрушки, отмечает детей, кто смог внести новое в конструкцию или оформление поделки. Лучшие работы помещают на полку. Ребята убирают рабочие места, а дежурные приводят в порядок помещение.

Рис. 60. Самоходная ракета:
1 — общий вид; 1 а — тягач; 2 — прицеп; 3 — направляющая часть; 4 — ракета.

САМОХОДНАЯ РАКЕТА (коллективная работа) (рис. 60)

Цель. Учить детей коллективно мастерить поделку, а каждого ребенка — умению выполнять в коллективном труде какую-либо часть игрушки; воспитывать коллективистские отношения, умение трудиться сообща.
Ход работы. Дети рассматривают рисунок самоходной ракеты. С помощью воспитателя называют составные части: тягач (1 а), прицеп (2), ракета (4) и направляющая часть (3), затем устанавливают последовательность работы.
1. Вначале изготовить тягач, который состоит из основания, кабины, мотора, соединительной планки, ограничителей (передних — 2, задних — 2) и колес (6 шт.). Принцип соединения основных частей тягача в основном сходен с принципом изготовления машин, который детям уже знаком.
2. Затем сделать прицеп. Он состоит из следующих деталей: основания, заднего борта, опоры, колес (2 шт.).
3. Сделать направляющую часть ракеты, которая состоит из боковины (2 шт.), заднего борта и среднего упора.
4. После этого собрать ракету из следующих деталей: корпуса, головки (заостренный конус), стабилизаторов (4 шт.). Корпус ракеты и ее конусную головку можно изготовить из одной заготовки. Лопасти стабилизаторов делают из дерева, используя для соединения с корпусом ракеты прием насадки (т.е. соединить при помощи гвоздя без шляпки). Их можно сделать и из картона. Это более легкий способ работы. Для этого в конце корпуса ракеты делают косые пропилы длиной 2 см, глубиной 0,5 см (общая длина ракеты с головкой 40 см). Затем пропилы смазать клеем и в них вставить лопасти стабилизаторов.
Всю работу по изготовлению ракеты воспитатель распределяет в зависимости от подготовленности детей следующим образом: одни дети мастерят тягач, другие — прицеп, третьи — ракету и т. д. Если среди ребят возникают разногласия, воспитатель устраняет их, беседуя с детьми, подчеркивает, что только дружной совместной работой можно достигнуть хороших результатов.
В процессе изготовления самоходной ракеты дети пользуются приемами работы, уже освоенными (например, изготовление тягача сходно с поделкой машины, а подставку для ракеты они мастерят тем же способом, как делали ящик).
Коллективное изготовление самоходной ракеты является заключительным занятием, в ходе его воспитатель видит, насколько хорошо дети овладели умением работать по дереву.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

В различных видах труда, организуемых дома, в процессе доступной для ребенка деятельности, осуществляется физическое, умственное и нравственное его развитие. Семья подготавливает эмоциональную почву для развития нравственной личности. У ребенка формируются такие качества, как трудолюбие, ответственность, честность, верность долгу, чуткость, отзывчивость.
Когда мы говорим о большой роли семьи в формировании растущего человека, мы имеем в виду и непосредственное участие родителей в воспитании ребенка, и влияние всей семейной атмосферы, в которой он живет. Эта атмосфера складывается из поведения взрослых, взаимоотношений членов семьи. Она включает духовную жизнь семьи, ее общественную, гражданскую направленность, отношение к труду и окружающим людям.
Формируя у детей трудолюбие, родители должны давать им задания, выполнение которых сопряжено с преодолением некоторых трудностей. В этом немаловажную роль играют семейные традиции. Они создают стиль, уклад семьи, ее устои, формируют чувство фамильной гордости и профессиональной чести у всех ее членов. Следуя им, ребенок наряду со взрослыми с честью выполняет порученное ему дело.
В процессе формирования личности ребенка все виды труда важны, значимы. Родители должны помнить, что труд является эффективным средством воспитания лишь при условии, если задания даются детям систематически, а не эпизодически.
Интерес к ручному труду, навыки работы простейшими инструментами, сформированные в детском саду, будут прочными, устойчивыми, если и дома ребенок сможет мастерить несложные поделки из дерева. В семье, где взрослые привлекают детей к изготовлению игрушек и других полезных предметов из дерева, интерес их к этой работе закрепляется.
Что необходимо родителям помнить, чтобы правильно организовать трудовое воспитание ребенка дошкольного возраста?
Прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы в теплое время года (весной, летом, ранней осенью) у ребенка был небольшой рабочий уголок, который можно устроить на балконе, в летней кухне, на веранде, в саду. В сельской местности такой уголок можно устроить во дворе, под навесом.
Если родители увлекаются работой по дереву и имеют дома соответствующее оборудование для труда (стол, верстак и пр.), всегда рядом найдется место и для дошкольника. Большой верстак не подходит для малыша, поэтому ему нужно сделать специальный рабочий столик (примерные его размеры: высота 65—70, длина 45—50, ширина 35—40 см). Можно использовать даже старую кухонную табуретку, обив ее с оборотной стороны слоем войлока, поролона и т. п. (для приглушения звука при ударе молотком). При таких условиях ребенок может заняться делом, никому не мешая.
Для работы детей по дереву потребуются следующие инструменты (их можно приобрести в специализированных магазинах, в «Детском мире» и др.): молоток столярный (весом 200 г), клещи (весом 150—200 г), напильник с деревянной ручкой, тиски детские, пила-ножовка (общей длиной 28—30 см). Ручки инструментов должны быть гладкими (хорошо, если они будут полированными и цветными). Желательно, чтобы папа смастерил распиловочную коробку (см. рис. 14). Пользуясь ею, ребенок не поранится во время работы пилой. Дети обычно гордятся тем, что у них есть собственные инструменты: «Я уже сам работаю, своими инструментами»,— радостно сообщает малыш своему сверстнику.
Инструменты, купленные для ребенка, должны лежать в определенном месте. Молоток, клещи, напильник надо хранить в небольшом ящике под рабочим столом. Пилу лучше положить отдельно (там, где находятся все домашние инструменты), чтобы ребенок случайно не поранился. Гвозди двух-трех размеров должны лежать в коробочке.
Для работы с деревом желательно иметь клей столярный либо синтетический, гуашь, лак, кисточки.
Материалы, из которых можно делать игрушки, должны быть сухими и по возможности из дерева не очень твердых пород. Их поверхность должна быть гладкой, чтобы ребенок не занозил руки. В уголке труда можно хранить такой дополнительный материал, как тонкую проволоку, обрезки цветной бумаги, пробки от флаконов и др., который пригодится при изготовлении поделок.
Когда отведено место, приготовлены инструменты, заготовлены подходящие материалы, можно решать вопросы, что и как мастерить, как лучше приобщить ребенка к труду.
Дети могут работать, подражая взрослым, труд которых они наблюдают ежедневно. Чтобы пример членов семьи стал для них руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает внимание детей, они задают вопросы, пытаются оказать помощь. С особой радостью они берутся за дело, которое можно выполнить играя. Это естественно. Ведь чувства, вызываемые у детей процессом труда, несовершенны, ситуативны, не обеспечивают устойчивого внимания к работе. Но если родители разумно организуют и поощряют трудовую деятельность детей, то у них возникает и такой мотив, как понимание необходимости, полезности дела, стремление не только заниматься им, но и получить результат.
Привлекая детей к труду, родители должны помнить о воспитании так называемой трудовой установки. Перед детьми обязательно должна быть поставлена цель, которую можно реализовать в ходе выполнения задания. Очень важно, чтобы эта цель была не просто понятна ребенку, а имела общественную направленность: «Сделаем ручку для щетки — бабушке не придется так низко нагибаться, чтобы подмести пол; смастерим лопаточку для младшего брата — он будет ею играть; сделаем решетку для душа — всем будет удобно стоять на ней» и т. п.
В трудовом воспитании детей важно всячески поддерживать их инициативу. На первых порах можно подсказать, что делать: например, какой-нибудь предмет, полезный для дома,— ящик для цветов, полочку для обуви, ящик для щеток, небольшую скамеечку для ног, кормушку для птиц (рис. 61).
Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна, если они начинают замечать, что их помощь нужна близким, родным, сверстникам, младшим. Пусть сделанный ребенком скворечник, ящик для рассады еще несовершенны, надо все же оценить его труд, отметить желание ребенка что-то сделать для других и обязательно использовать эту вещь в быту.
Однако для получения результата — изготовления задуманной игрушки,— который будет укреплять интерес ребенка к труду, способствовать формированию положительных качеств, нужно, чтобы дети знали приемы работы.
Обучая детей трудовым навыкам, родители должны обращать особое внимание на то, чтобы любое дело доставляло ребятам радость, вызывало чувство удовлетворения. Давая поручения, взрослые должны учитывать возрастные возможности детей. Для старших дошкольников характерны большая подвижность, любознательность, желание все делать вместе со взрослыми, стремление почувствовать себя самостоятельными, сильными, наконец, взрослыми.
Родители должны знать, что в этом возрасте ребенок способен выполнить разнообразную работу, которая должна быть непродолжительной, но результаты ее должны быть ощутимыми. Кроме того, необходимо учитывать особенности нервной деятельности, темперамент малыша, определяющий в известной мере и отношение ребенка к тому или иному виду труда, выбор методов его воспитания, оценку результатов деятельности. Так, недооценка результатов работы детей с холерическим темпераментом вызывает у них бурную реакцию, эмоциональную вспышку, которая быстро проходит. Ребенок-флегматик к недооценке своего труда относится внешне спокойно, хотя, конечно, переживает. Однако отношение к работе от этого у него не меняется. У сангвиника недооценка деятельности вызывает ярко выраженное, но относительно сдержанное недовольство, которое не лишает его способности нормально продолжать дело. Дети с преобладающими чертами меланхолического темперамента недооценку своего труда воспринимают с обидой, лишающей их равновесия в поведении, ухудшающей настроение.
Работа детей по дереву в домашних условиях не заменяет и не дублирует это дело в детском саду, она лишь способствует закреплению у них навыков обращения с простейшими инструментами, формированию интереса к труду, трудолюбия.
Чтобы родители лучше знали возможности детей в изготовлении игрушек из дерева и другого природного материала, в дошкольном учреждении для них организуют выставку на тему «Что умеют наши дети», проводят консультации, так как ребят приводят в основном молодые родители, нуждающиеся в приобретении педагогических знаний. Очень важно, чтобы воспитатели разобрались, в чем затрудняются родители, при необходимости смогли дать им полезные советы. В дни открытых дверей надо показать родителям, как в дошкольном учреждении обучают детей умению мастерить игрушки из дерева, чтобы в дальнейшем (когда найдутся энтузиасты, способные много внимания уделять совместному с ребенком труду и добиваться хороших результатов) они организовали выставку лучших детских работ. Ее можно назвать так: «Вместе с папой, вместе с мамой».
Беседа с родителями о трудовом воспитании детей дошкольного возраста принимает особенно доверительный характер во время посещения педагогом семьи своего воспитанника. Ведь не каждый родитель может просить совета или откровенно рассказать о своем ребенке в присутствии посторонних. В непринужденном разговоре в домашних условиях о том, чему ребенок научился в детском саду, как он относится к труду, педагог подчеркивает, что изготовление игрушек из дерева особенно полезно для детей чрезмерно подвижных, непоседливых, так как эта работа способствует формированию у них усидчивости, собранности, внимания, сосредоточенности.
Консультации и беседы с родителями (индивидуальные и групповые), присутствие родителей на открытых занятиях, конференциях, вечерах вопросов и ответов, демонстрация выставок детских работ, встречи за круглым столом, педагогический всеобуч помогают родителям овладеть верными приемами руководства трудом детей, расширяют их педагогический кругозор, помогают осмыслить роль семьи в формировании личности ребенка. Родители не только получают в таких беседах знания, но и постепенно убеждаются, насколько важно поддерживать самостоятельность и инициативу, выдумку, проявляемые детьми, ответственность за порученное дело и бережное отношение к инструментам и материалам.
Давая советы, как организовать работу по дереву в домашних условиях, поддерживать интерес ребенка к этой деятельности, развивать умение мастерить игрушки, воспитатель предупреждает родителей, что во время работы детей необходимо постоянно следить за ними, чтобы правильно действовали инструментами, соблюдали гигиенические требования. Для этого взрослые должны знать некоторые правила:
1. Обеспечить технику безопасности при использовании инструментов (воспитатель сообщает соответствующие требования).
2. Приучать детей выполнять работу по дереву постепенно, переходя от простой игрушки к сложной.
3. Учить бережно обращаться с инструментами, экономно расходовать материал.
4. Учить ребенка доводить работу до конца.
5. Приучать детей по окончании работы убирать рабочий уголок, класть инструменты на место.
6. Всячески поощрять инициативу ребенка, стремление мастерить игрушки и другие полезные предметы по своему замыслу.
Соединение усилий воспитателей детского сада и семьи, их взаимопонимание и постоянные контакты при решении вопросов трудового воспитания — одно из условий приобщения детей к труду, и интерес ребят к полезной деятельности будет тем прочнее, тем глубже, чем теснее содружество воспитателей и родителей, целенаправленнее их действия.

Рис. 61. Кормушка для птиц.

ЭТИ ИГРУШКИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ДОМА1

1 Изготовление этих игрушек не вызовет у ребят затруднений, так как подобные — по степени сложности — они мастерили в детском саду.

СКАМЕЙКА (рис. 62)

Материал. Детали и их примерные размеры по усмотрению родителей могут быть изменены — увеличены либо уменьшены: верхняя пластина скамейки (крышка) — 16x8x1, основание — 10x5x4; гвозди.
Инструменты: молоток, карандаш, шило (для родителей).
Ход работы. Вначале надо показать ребенку рисунок общего вида скамейки, определить, из каких частей она состоит, выяснить, как расположить основание скамейки (так, чтобы края верхней пластины одинаково выступали над ним, т.е. в центре). При этом желательно приучать ребенка на глаз определять равное расстояние от краев.
Приступая к работе, дети сначала карандашом намечают места для забивания гвоздей (родители могут для облегчения работы наметить эти места шилом). Затем забивают гвозди в верхнюю пластину скамейки до тех пор, пока они не покажутся с противоположной стороны, после чего верхнюю пластину прикладывают ровно к основанию скамейки и гвозди забивают до конца.
Во время работы нужно контролировать действия ребенка, при необходимости помогать ему, показывать, как держать гвозди и молоток.
Готовую скамейку можно покрасить, покрыть лаком.

Рис. 62. Скамейка:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — забивание гвоздей в верхнюю пластину скамейки; 4 — прибивание верхней пластины к основанию скамейки.
Рис. 63. Диван:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание спинки к основанию дивана; 4 и 5 — прибивание ручек к основанию дивана.

ДИВАН (рис. 63)

При изготовлении этой игрушки можно учить детей самостоятельно отбирать необходимые инструменты, материал, а также гвозди (маленькие — для забивания ручек, большие — для скрепления остальных деталей поделки).
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание — 16x7x3; спинка — 16X10X1; ручки — 7x3x1. Гвозди двух размеров.
Инструменты: молоток, клещи, карандаш (для родителей — шило).
Ход работы. Показать ребенку рисунок общего вида дивана, выделить составные части. Дети легко узнают и называют спинку, основание, ручки. Определить, сколько нужно гвоздей, их размер, количество, чтобы прибить спинку и ручки к основанию.
Взрослый вместе с ребенком рассматривают инструкцию. Уточняют, что сначала надо взять дощечку. Это будет спинка. Затем поставить ее на узкую сторону и приложить ровно к основанию, чтобы она была на одной линии с основанием.
Нужно обратить внимание ребенка на то, что спинку при забивании гвоздей следует придерживать рукой, чтобы она не скользила, а места для гвоздей нужно сначала наметить карандашом (в отдельных случаях взрослый может наметить эти места шилом). Далее надо выяснить, помнят ли дети правила техники безопасности, повторить их и только после этого разрешить перейти к отбору материала, инструментов и к началу работы.
В ходе работы взрослый контролирует действия ребенка, исправляет, если они неправильны, подбадривает, если у него не сразу все правильно получается.
Когда игрушка готова, нужно оценить работу, похвалить малыша за старание, предложить подумать, как ее можно украсить, проследить, чтобы ребенок не забыл убрать свое рабочее место.

КРЕСЛО ДЛЯ КУКОЛ (рис. 64)

Материал. Детали и их примерные размеры (в см): спинка кресла — 10X1,5x20, сиденье — 10x6x4, ручки — 6x1,5x1,5, ножка — 10X1,5X1,5. Гвозди — двух размеров.
Инструменты: молоток, клещи, карандаш, шило (для родителей).
Ход работы. При создании кресла для кукол нужно показать ребенку рисунок общего вида игрушки и предложить назвать все детали (спинку, сиденье, ручки и ножку).
Для активизации мышления можно задать вопросы: «Сколько ножек у этого кресла? А почему у него только одна ножка?» Подобные вопросы заставят ребенка внимательно рассмотреть рисунок.
После этого хорошо рассмотреть инструкционную карту (рис. 64) и убедиться, что начинать работу лучше с прибивания к сиденью кресла ручек (сначала одной, а затем другой), для чего надо забивать по два гвоздя в каждую ручку. Желательно спросить ребенка, почему нужно для этой цели использовать гвозди меньшего размера. Затем, чтобы прибить ножку к сиденью, его нужно перевернуть, как это показано на рисунке. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что для выполнения последней операции — соединения спинки с сиденьем при помощи гвоздей — нужно повернуть сиденье на переднюю сторону.
После окончания работы необходимо положительно оценить действия ребенка и проследить, чтобы инструменты и материалы были убраны на постоянное место, в рабочем уголке был наведен порядок.

Рис. 64. Кресло для кукол:
1 — общий вид; 2— детали игрушки; 3, 4 и 5— наметка мест прибивания подлокотников; 6—наметка места прибивания ножки; 7— прибивание ножки; 8 и 9— прибивание сиденья к спинке.
Рис. 65. Лопатка для снега:
1 — общий вид; 2 — детали лопатки; 3 и 4 — прибивание бортиков совка; 5 и 6 — прибивание ручки к совку.

ЛОПАТКА ДЛЯ СНЕГА (рис. 65)

Материал. Детали и их примерные размеры (в см): совок — 12x8x0,8, бортик совка (две детали) — 3,5x2x1, ручка — 40X1X1. Гвозди.
Инструменты: молоток, клещи, шило (для взрослого).
Ход работы. Когда ребенок решает вместе со взрослым смастерить лопатку, то это воспринимается им не как изготовление игрушки, а как поделка полезного предмета, с помощью которого можно будет зимой вместе с папой чистить снег во дворе, на ступеньках дома и т. п.
После рассматривания общего вида лопатки и установления, из каких деталей она состоит, желательно подчеркнуть, что лопатку надо делать из фанеры. Эту часть поделки взрослый должен заготовить заранее (или материал для детали).
Чтобы легче было прибить две детали бортика лопатки, нужно шилом наметить отверстия и сначала вбить гвозди в одну и другую деталь бортика, пока концы гвоздей не покажутся с противоположной стороны. Затем одну из деталей бортика приложить вплотную к задней стенке совка (с левой стороны), а потом прибить и вторую часть бортика (с правой стороны).
После этого под руководством взрослого ребенок намечает на ручке шилом места прикрепления совка к ручке, затем вбивает два гвоздя в ручку до появления их кончиков с противоположной стороны, после чего ручка вставляется между двумя деталями бортика и гвозди забиваются до конца.
Когда игрушка готова, то ее для большей привлекательности можно разрешить ребенку покрасить. Взрослый должен проследить, чтобы вся ручка была гладкой. Для этого ручку можно зачистить наждачной бумагой или напильником. Эту дополнительную операцию ребенок выполнит с большим удовольствием.

КАЧАЛКА ДЛЯ КУКОЛ (рис. 66)

В этой игрушке взрослый помогает ребенку просверлить отверстия и с помощью стальной проволоки укрепить качалку.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание — 36X7X7, сиденье (две детали) — по 7X7X7, опоры основания (две детали) — по 12x14x4, стальная проволока сечением 1 мм. Гвозди.
Инструменты: молоток, клещи, шило, коловорот и плоскогубцы (для взрослого).
Ход работы. Чтобы сделать качалку для кукол, на первом этапе работы после рассматривания общего вида игрушки и выяснения, из каких частей она состоит, надо прибить одну и вторую детали сиденья к основанию. Для облегчения выполнения этой операции взрослый делает отверстия шилом для гвоздей, а затем разрешает ребенку забить гвоздь на 1/3, приставить плотно сиденье с торчащим гвоздем к левому концу основания так, чтобы края ровно совпали, и забить гвоздь до конца. Аналогично выполняется операция с прибиванием сиденья к правому концу основания.
После этого взрослый (в просверленные ранее коловоротом отверстия в намеченных местах основания и опор) вдевает проволоку и плоскогубцами (а затем молотком) закрепляет ее конец. Эта операция проделывается сначала с одной опорой, а затем подобным образом крепится и вторая. При этом нужно следить, чтобы не нарушались движения качалки, т. е. не было большого трения между креплением и основанием. Поэтому второй конец проволоки должен быть загнут только после того, как будет проверено, что качалка свободно качается.
Когда игрушка готова, ребенок должен убрать свое рабочее место. В итоге обязательно надо оценить работу ребенка, отметить его аккуратность, соблюдение правил техники безопасности.

Рис. 66. Качалка для кукол:
1 — общий вид; 2 — детали качалки; 3, 4 и 5 — прибивание сиденья; 6 — установка опор основания качалки.
Рис. 67. Пианино:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3, 4 и 5 — прибивание боковин к клавиатуре; 6 - прибивание клавиатуры к корпусу пианино.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz