каморка папыВлада
Э.К. Гульянц. Учите детей мастерить. текст-6
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 19.06.2019, 20:05

скачать книгу

<- предыдущая страница следующая ->

ЛЕСТНИЦА К ПОЖАРНОМУ АВТОМОБИЛЮ (рис. 51)

Цель. Изготовить лестницу усложненной конструкции, связанной с ее назначением.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): высота (т. е. длина стоек) 26; ширина лестницы 6; ступени 1x1x5; стойки (можно из фанеры) 1x1 или 1x0,5. Гвозди. Рисунок лестницы для пожарного автомобиля. Лист бумаги с начерченной линией, равной 6 см (для разметки ступеней), и линией, равной длине стойки лестницы.
Инструменты: молоток, клещи, напильник, пила, шило, линейка, карандаш.
Примечание. Ступеньки для лестницы желательно заготовить заранее; воспитатель следит, чтобы дети тщательно обработали места распила, так как иначе трудно будет сбить ровно игрушку.
Рейки для стоек лестницы могут быть фанерными.
Ход работы. Воспитатель просит детей вспомнить, какую лесенку они уже делали, как они прибивали ступеньки (чтобы дети быстрее вспомнили, можно показать рисунок лестницы, которую они делали в старшей группе), и сообщает, что теперь они будут мастерить лестницу сложнее. «Кто из вас догадается, чем новая лестница отличается от той, что делали раньше?» — спрашивает воспитатель, показывает оба рисунка, чтобы дети могли сравнить.
Дети видят, что в новой лестнице ступеньки не набиваются сверху на стойки, а укрепляются между стойками.
На этом занятии дети сами делают заготовки стоек для лестницы, отбирают рейки, уточняют у воспитателя, подходят ли они по толщине (сечению), затем, пользуясь условной меркой, отмечают линию распила и отпиливают две стойки, зачищают место распила напильником. Так как ступеньки заготовлены заранее, можно приступить к изготовлению игрушки, соблюдая определенную последовательность:
1. Воспитатель показывает детям, как делать сложную разметку, т. е. приложить боковыми поверхностями обе стойки будущей лестницы вплотную (можно их переплести клейкой лентой) для того, чтобы они не сдвигались, а затем, пользуясь условной меркой, подобрать дощечку и сделать разметку мест забивания гвоздей для крепления ступенек. Для большей точности воспитатель проводит линию вдоль стоек по центру; места для ступеней наметить шилом в точках пересечения.
2. Ступеньки прибить сначала к одной стойке (крайние), затем к другой, пока не будут прикреплены все ступеньки.
3. Готовую лестницу дети красят в красный цвет и укрепляют ее на машине (прибить к бруску подлестничному и к крыше кабины).
Воспитатель предлагает детям подумать, как еще можно укрепить лестницу. (Можно вбить в подлестничный брусок невысокий (5—6 см) деревянный стержень, на который будет надеваться первая ступенька лестницы.)
Детям нравится украшать поделки. Воспитатель может разрешить ребятам покрыть машины лаком. От этого игрушки становятся яркими и блестящими.
Когда игрушки закончены, можно рассмотреть их, оценить качество, затем всем убрать рабочие места.

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ «АМФИБИЯ» (рис. 52)

Цель. Учить прибивать мелкие детали, применяя мелкие гвозди; учить детей пользоваться инструкционной картой; формировать доброжелательное отношение к товарищам.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): корпус 20x8x4 (передние и задние стороны снизу спилены под углом 45° на расстоянии 4 см с каждой стороны); крышка корпуса 20x8x1; верхняя плита 14x6x2; башня — диаметр 4 X 1 1,5 (2 шт.); ствол орудия — диаметр 1X7; колеса — диаметр 4x1 (4 шт.). Гвозди длиной 2,5; 1,5 см (для забивания ствола орудия). Рисунок бронеавтомобиля и инструкционная карта с пооперационной последовательностью изготовления игрушки. Лист бумаги, на котором начерчены две линии: 20 и 12 см (длина линии основания и верхней поверхности корпуса). Доски для корпуса.
Инструменты: молоток, клещи, пила, шило, напильник, шпилька, карандаш, линейка.
Ход работы. Воспитатель сообщает детям, чем они сегодня будут заниматься — мастерить новую машину, после этого демонстрирует рисунок бронеавтомобиля и сообщает его название — «Амфибия». Затем побуждает ребят к сравнению бронеавтомобиля с другими машинами, которые дети мастерили раньше. Задает вопрос: «Кто из вас знает, чем «Амфибия» отличается от других автомобилей?»
Дети рассматривают рисунок, называют особенности бронеавтомобиля — он может передвигаться и по земле и по воде. После этого выделяют основные части игрушки (корпус, спиленный с передней и задней стороны снизу под углом 45°, крышка корпуса, верхняя плита корпуса, крышки башен, ствол орудия, колеса), определяют последовательность действий. Затем воспитатель показывает инструкционную карту, на ней изображена схема последовательности основных действий. Дети наглядно видят, как надо делать машину.
Воспитатель сообщает, что для этой игрушки придется отпиливать углы корпуса автомобиля, поэтому доску, из которой надо заготовить корпус, кладут на рабочий стол или верстак. Под руководством воспитателя дети намечают на ней, пользуясь условной меркой, место распила под углом 45°, затем заготавливают корпус.
Необходимо предупредить ребят, что сегодня они будут учиться прибивать очень тонкие детали мелкими и тонкими гвоздями. При выполнении этой операции нужна осторожность, нельзя торопиться. Если у товарища не получается — раскалывается деталь или другие неудачи, надо предложить ему помощь, а если все хорошо получилось, то порадоваться за него.
Воспитатель вместе с детьми повторяет последовательность изготовления игрушки (при этом на мольберте остаются рисунок общего вида машины и схема ее изготовления — инструкционная карта):
1. К крышке орудийной башни гвоздями прибить ствол орудия. Места для гвоздей предварительно наметить шилом. Ствол прибить так, чтобы больше половины находилось за пределами крышки (рис. 52, 3).
2. К верхней плите прибить башни, каждую двумя гвоздями (2,5x0,2 см). Башни нужно расположить по средней линии (рис. 52, 4). Воспитатель может проследить, чтобы расстояние от краев плиты до центров башен было 3,5 см.
3. На крышке корпуса расположить на равном расстоянии от краев верхнюю плиту с башнями, а затем ее прибить.
4. Крышку корпуса (вместе с плитой и башнями на ней) прикрепить четырьмя гвоздями (2x0,2 см) к корпусу бронеавтомобиля (при этом нужно следить, чтобы крышка точно и плотно была приложена к корпусу). (Рис. 52, 6.)
5. Корпус со всеми прибитыми к нему деталями положить набок, после этого прибить колеса. Места для колес наметить шилом на расстоянии 1 см от нижней поверхности корпуса (дети могут отмерить по толщине крышки корпуса, равной 1 см) и 2 см от нижних углов корпуса (эти 2 см детям отмерить по толщине верхней плиты, которая равна 2 см). При выполнении этой операции использовать подкладную шпильку.
6. Таким же образом повернуть корпус на другую сторону и прибить остальные 2 колеса.
Когда игрушки у всех готовы, их собирают вместе. Теперь можно увидеть, у кого машина получилась красивой, кто из ребят хорошо работал. Воспитатель вместе с детьми успокаивает тех, кто еще не добился хороших результатов в работе, вселяет в них надежду на успех.

Рис. 52. Бронеавтомобиль «Амфибия»:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание ствола к башне орудия; 4 — прибивание двух башен к верхней плите; 5 — соединение верхней плиты с башнями в центре крышки корпуса; 6 — прибивание крышки корпуса к башням; 7 и 8 — крепление колес к корпусу игрушки.
Рис. 53. Военный корабль:
1 — общий вид; 2 — части игрушки; 3 — прибивание стволов орудий к орудийным башням; 4 — прибивание к корпусу нижних орудийных башен; 5 — крепление к надстройке верхних орудийных башен; 6 — забивание гвоздя для трубы в центре надстройки; 7 — прибивание надстройки (с башнями и трубой) к корпусу корабля.

ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ (рис. 53)

Цель. Продолжать учить детей пользоваться инструкционной картой; закрепить умение отпиливать детали от кругляка; закрепить правила поведения в уголке труда, правила техники безопасности.
Материал. Летали и их примерные размеры (в см): корпус (основание) 35x13x2,5; надстройка 20x9x3; труба — диаметр 3, длина 10; орудийные башни нижние (на корпусе) (2 шт.) — диаметр 5, толщина 2; орудийные башни верхние (на надстройке) (2 шт.) — диаметр 4, толщина 2; ствол нижнего орудия — диаметр 0,5, длина 6; ствол верхнего орудия — диаметр 1, длина 5. Гвозди — длина 4, 2, 1 см. Клей. Рисунок корабля и инструкционная карта с пооперационной последовательностью изготовления игрушки. Лист бумаги, на котором начерчены две длинные линии — 35 и 20 см и короткая линия 2 см. Доски для корпуса, надстройки, кругляки диаметром 5 и 6 см. Готовые детали — труба, спиленная под углом 45° по 2 мм с обеих сторон; стволы орудий.
Инструменты: молоток, клещи, шило, пила, напильник, шпилька, карандаш, линейка.
Ход работы. Детям сообщают, что сегодня они будут мастерить военный корабль. Это необычная поделка, так как ее будут мастерить для подарка папе, ведь скоро праздник — День Советской Армии.
Воспитатель предлагает рассмотреть на рисунке общий вид корабля, вместе с детьми называют детали, из которых он состоит (корпус, надстройка, верхние и нижние орудийные башни, стволы орудий и труба). После этого сообщает, что большинство деталей для изготовления игрушки дети заготовят сами. Показывает доску, предназначенную для корпуса, и спрашивает: «Что нужно сделать, чтобы из доски получился корпус? Как нужно отмерить необходимую длину?» (Показывает лист с линиями.) Затем таким же путем напоминает, как отмерить длину надстройки, башни.
Дети с некоторыми трудностями делают разметку углов 45° на расстоянии 7 см (при разметке корпуса). Воспитатель помогает им выполнить операцию, напоминает, как нужно отпиливать круглые детали (при помощи распиловочной коробки).
Когда детали заготовлены (отпилены корпус, надстройка, орудийные башни и зачищены места распила), дети убеждаются, что все детали в комплекте, теперь можно приступить к изготовлению игрушки.
Воспитатель снова обращает внимание ребят на рисунок военного корабля и вместе с ними определяет последовательность действий. Затем на мольберт ставит инструкционную карту со схемой изготовления игрушки. Дети убеждаются в правильности намеченной последовательности операций. Так воспитатель учит ребят работать с картой. По инструкционной карте снова повторяют последовательность работы:
1. К орудийным башням прибить стволы орудий (к нижним — гвоздями длиной 1 см; к верхним — длиной 2 см). На нижних башнях стволы орудий расположить на равном расстоянии от краев башни и между собой. На верхних башнях стволы орудий расположить в центре (на линии по диаметру). (Рис. 53, 3.)
В ходе работы воспитатель напоминает, что, когда мастерили бронеавтомобиль «Амфибия», дети учились забивать очень тонкие детали мелкими и тонкими гвоздями. Сегодня они точно так же должны осторожно, чтобы не расколоть, прибить стволы орудий к башням.
2. К корпусу прикрепить нижние орудийные башни: каждая двумя гвоздями длиной 3 см. Воспитатель, чтобы ровно расположить башни, рекомендует детям по центру корпуса провести линию, соединяющую нос и корму, башни установить по этой линии.
3. Верхние орудийные башни прибивают к надстройке так же, как и нижние.
4. Надстройку перевернуть и вбить гвоздь для трубы, которая будет крепиться способом насадки, но для большей прочности трубу можно предварительно смазать клеем. Труба должна быть в центре надстройки, на одной линии с башнями, поэтому желательно, прежде чем прибивать ее, отметить карандашом место ее расположения.
Трубу можно просто прибить гвоздем с противоположной стороны, предварительно сделав шилом отверстие для гвоздя.
5. Надстройку с прибитыми орудийными башнями и трубой располагают на корпусе корабля, прикрепить к нему на равном расстоянии от носа и кормы четырьмя гвоздями длиной 4 см (рис. 53, 7).
Но вот работа завершена, игрушки готовы, дети сравнивают их, оценивают. Воспитатель отмечает, кто из детей сегодня хорошо трудился, заготавливал детали, пилил, мастерил. Игрушки получились интересными, папы будут рады такому подарку.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МАШИНЫ НАШЕГО ГОРОДА»

Цель. Способствовать закреплению умения детей соразмерять (т.е. выполнять работу по условию); побуждать ребят к проявлению инициативы, самостоятельности, сообразительности.
Ход работы. Вначале детям предлагают построить из крупного строительного материала несколько гаражей разного размера и поставить их у какой-либо стены уголка труда. Занятие проводится с подгруппой детей (6—8 человек). На рабочем месте каждого ребенка положить по 3 полоски белой бумаги длиной 30 см.
Воспитатель сообщает, что сегодня дети будут выполнять коллективную работу по теме «Машины нашего города». В ходе беседы уточняют, какие машины делали на прошлых занятиях, какие встречали в городе. Воспитатель рекомендует детям подумать, что они будут мастерить. Можно сделать любую машину (грузовую или легковую, троллейбус, специализированные машины для перевозки хлеба, мебели, цемента, пожарную машину, машины связи, скорой помощи, аварийную и т. п.). Но при этом каждый обязательно соблюдает одно условие — созданная машина должна быть такого размера, чтобы могла войти в свой гараж. Для развития сообразительности детей полезно спросить: «Кто догадается, как узнать, какой длины, ширины и высоты должна быть каждая машина, чтобы она могла поместиться в гараже?» Обычно дети догадываются, что это можно сделать с помощью условной мерки, в качестве которой можно использовать лежащие на рабочем месте у каждого полоски белой бумаги, ими измеряется возможная предельная длина, ширина и высота будущей машины.
Воспитатель просит детей подумать и сказать, из каких деталей состоит задуманная игрушка, какого цвета машина. (Дети вспоминают, что машина аварийная окрашена в яркие цвета: кабина и нижняя часть кузова — красные, а верхняя часть кузова — желтая; пожарная — красная, скорой помощи — белая и т. п.).
По просьбе воспитателя дети рассказывают, в какой последовательности они будут работать. (Выслушивает ответы 2—3 детей и уточняет, что сначала нужно задумать игрушку, вспомнить ее составные части, потом выяснить, какого размера нужно делать машину, чтобы она могла войти в гараж, после этого отобрать необходимый материал, взять нужные для работы инструменты, гвозди, затем можно начинать мастерить машину, прибивая меньшие детали к большим.)
Воспитатель говорит каждому ребенку, чтобы он после отбора материала нужного размера продумал, в какой последовательности будет мастерить машину, а если возникнут какие-либо сомнения или вопросы, то обращался за помощью к товарищу или воспитателю.
Примечание. Воспитатель советует некоторым детям (учитывая их индивидуальные особенности) изменить или упростить замысел, помогает измерить гараж, определить необходимые размеры будущей машины (однако все это допустимо после активизации мышления самих детей).
В итоге воспитатель подчеркивает, что сегодня все выполняли коллективную работу и изготовили машины, имеющиеся в городе, отмечает тех детей, которые раньше других сделали свои игрушки и выполнили их правильно (т. е. сделали машины, которые можно поместить в гараж, окрашены в соответствующие цвета), подчеркивает, у кого игрушки получились аккуратные, красивые, какие дополнения внесли дети в свои игрушки, объявляет об этом всем детям.
Готовые игрушки ребята используют в коллективных играх: «Улица нашего города», «Правила уличного движения» и др.

ТАНК (рис. 54)

Цель. Учить детей проводить ровные линии и круги по шаблону; формировать умение соединять гвоздями мелкие детали; формировать умение совместно мастерить игрушку.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): гусеницы танка 22x2,5x5 (2 шт.) (эти две детали желательно заранее подготовить, спилив углы на 45° на расстоянии 1,5 см); корпус 20x7x3,5; башня 8x6x5; ствол орудия 13x1 (диаметр); пламегаситель 2x1,8 (диаметр). Гвозди длиной 2,4 и 4 см. Рисунок танка (общий вид). Инструкционная карта. Лист бумаги с линиями, равными 13 и 20 см. Клей.
Инструменты: молоток, пила, клещи, шило, напильник, карандаш, шаблоны (круглый и прямоугольный).
Ход работы. Дети любят мастерить танки, хорошо их помнят, поэтому работу можно начать без предварительного показа рисунка. Воспитатель сообщает, что одну игрушку будут мастерить вдвоем.
Опираясь на представления ребят, педагог выясняет, какие части у танка они помнят (гусеничный ход, корпус, башня, орудие). После этого демонстрирует рисунок танка, предлагает показать части, которые только что дети называли, обращает внимание на то, что у орудия видны две части — ствол и на нем утолщение. Дети могут не знать название этой детали, поэтому лучше сказать, что это пламегаситель, а также показать круги на гусеничном ходу, сообщить, что они называются катками.
На этом занятии дети самостоятельно заготавливают корпус танка и ствол орудия, но так как игрушку делают двое ребят, они договариваются, кто какую деталь будет заготавливать (предварительно сделав разметку).
Помимо изображения гусеничного хода, воспитатель до начала работы или в ходе ее на передней поверхности бруска башни отмечает точку (1,5 см сверху, в центре) и сверлом (диаметр 10 мм) с помощью коловорота сверлит углубление на 2 см.
Когда все детали готовы, можно приступить к сборке игрушки, предварительно выяснив, в какой последовательности дети думают выполнять работу, а затем поставить на мольберт инструкционную карту и повторить по ней необходимую последовательность:
1. В гусеницы вбить 2 гвоздя длиной 4 см на расстоянии 2,5 см от верхнего края (но так, чтобы гвозди затем оказались в центре катков). Гвозди нужно забивать до тех пор, пока концы их не покажутся с противоположной стороны.
2. Гусеницы плотно приложить к боковой поверхности корпуса и поочередно забить гвозди с одной и с другой стороны (рис. 54, 3—4).
3. На бруске башни провести две пересекающиеся линии, в месте их пересечения вбить гвоздь (длиной 4 см) без шляпки до половины.
4. Провести на корпусе две пересекающиеся линии и в место их пересечения вбить торчащий гвоздь башни.
5. Скрепить гвоздем (длиной 2 см) пламегаситель со стволом орудия (рис. 54, 7).
6. Вставить ствол в гнездо башни, смазав конец его клеем. Если же он будет слабо держаться, то обмотать его полоской бумаги шириной 2 см, смазанной клеем.
7. На наружных поверхностях гусеничных ходов с помощью шаблона нарисовать окружности, изображающие катки и ровные поперечные линии. (Воспитатель показывает, как это делается.)
Когда игрушки готовы, детям предлагают их украсить и сказать, какие дополнения они хотели бы внести.
После анализа работ воспитатель отмечает, что дети работали дружно, помогали друг другу выполнить задание.

Рис. 54. Танк:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 и 4— прибивание гусениц к боковой поверхности корпуса (слева и справа); 5 — забивание гвоздя без шляпки в центр башни — сверху — и просверливание отверстия для ствола орудия; 6 — забивание торчащей части гвоздя башни в центр корпуса танка; 7 — соединение (гвоздем) пламегасителя со стволом орудия; 8 — нанесение поперечных линий на наружные поверхности гусеничных ходов и окружностей.
Рис. 55. Крейсер «Аврора»:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — накалывание шилом отверстий в трубах; 4 — просверливание (коловоротом) гнезда для крепления ствола орудия в боковой поверхности башни; 5 — забивание гвоздя в центр башни; 6 — забивание ствола орудия в гнездо башни; 7 — прибивание надстройки к корпусу корабля; 8 - забивание трех гвоздей без шляпки в центре надстройки; забивание гвоздя для флагштока в центре кормовой части; укрепление башни (с орудием) в центре носовой части корпуса (для этого используется клей); 9 —а — прикрепление труб методом насадки; б — прикрепление флага; в — прибивание башни гвоздем к корпусу корабля.

КРЕЙСЕР «АВРОРА» (рис. 55)

Цель. Учить детей пользоваться деревянным молотком (киянкой); формировать умение проверять последовательность работы, пользуясь инструкционной картой; закрепить навык работы шилом, применения метода насадки с одновременным использованием клея; воспитывать добрые чувства.
Материал. Детали и их примерные размеры: корпус 45x15x5 (углы спилены на 45° на расстоянии 8 см); надстройка 20x11X2; орудийная башня — диаметр 6, высота 4; ствол орудия — диаметр 1, длина 10; трубы — диаметр 2,5, высота 8; флаг 6x2,5; гвоздь для флага длиной 7 см. Гвозди. Клей, полоса плотной красной бумаги (длиной 10 см). Рисунок крейсера «Аврора» (общий вид).
Инструменты: молоток, деревянный молоток (киянка), клещи, шило.
Ход работы. Воспитатель в ходе беседы с детьми выясняет, знают ли они, что скоро праздник 1 Мая. Говорит детям, что они уже научились делать хорошие игрушки-самоделки, и родителям к празднику будет приятно получить в подарок игрушку, сделанную самими детьми. Предлагает изготовить игрушку — крейсер «Аврора», спрашивает, кто из ребят скажет, что они знают о крейсере «Аврора».
Выслушав ответы 2—3 детей, воспитатель уточняет, что залп из пушки крейсера «Аврора» был сигналом для штурма Зимнего дворца в Петрограде в 1917 г.
Затем дети рассматривают рисунок игрушки, отмечают ее составные части (корпус, надстройка, башня, ствол орудия, трубы, флаг на флагштоке1); обсуждают, в какой последовательности нужно выполнять работу. Выясняется, что нужно коловоротом просверлить отверстие в башне для ствола орудия. Эту операцию лучше выполнить самому воспитателю. Педагог напоминает детям, что с шилом нужно обращаться осторожно, что сегодня они будут пользоваться гвоздями без шляпки для крепления труб и насаживать трубы при помощи деревянного молотка (киянки), которым пользуются так же, как и обычным молотком. (Спросить 2—3 детей, как нужно держать молоток и работать им.) Затем дети отбирают необходимый материал. Воспитатель ставит на мольберт инструкционную карту, на которой изображена пооперационная последовательность работы:
1 Флагшток — вертикальный шест, служащий для подъема флага.
1. В центре каждой трубы шилом наколоть отверстие глубиной до 0,5 см для прикрепления труб методом насадки.
2. В центре боковой поверхности башни, на равном расстоянии от краев, просверлить коловоротом гнездо для крепления ствола орудия (сверло диаметром 10 мм, отверстие сверлят на глубину 2 см).
3. В центр орудийной башни вбить гвоздь (5 смX2,5 мм) на глубину высоты башни, пока конец гвоздя не покажется с противоположной стороны.
4. Орудийную башню поставить набок, гнездом вверх, после чего деревянным молотком (киянкой) вбить ствол орудия в приготовленное для него гнездо. Для большей прочности ствол орудия нужно смазать клеем. Если же он входит слабо, на него можно накрутить полоску бумаги шириной 2 см, предварительно смазав ее клеем.
5. Надстройку скрепить с корпусом (основанием) четырьмя гвоздями. При этом нужно проследить, чтобы она находилась в центре корпуса (рис. 55, 7).
6. Для крепления труб в надстройку вбить 3 гвоздя без шляпок (2,5x1,5 мм) на глубину 1 см. Гвозди расположить по центральной линии надстройки, на расстоянии 5 см друг от друга.
7. На корпусе крейсера шилом наколоть место крепления флагштока (в центре кормовой части).
8. Башню с орудием укрепить в середине носовой части корпуса (при помощи заранее вбитого в нее гвоздя. Для большей прочности можно использовать и клей).
9. Трубы прикрепить методом насадки (т. е. набить их деревянным молотком на частично вбитые в надстройку гвозди). Для большей прочности срезы труб следует тщательно смазать клеем.
10. Из плотной красной бумаги вырезать флаг (шириной 2,5 см и длиной 10 см), под шляпкой гвоздя для флагштока он приклеивается вдвое.
Когда игрушка готова, воспитатель привлекает детей к обсуждению результатов работы, разрешает приклеить название крейсера; отмечает детей, которые аккуратно сделали игрушку.
Поскольку целью этой работы было изготовление подарка к 1 Мая, воспитатель разрешает всем детям взять игрушки домой.
Примечание. Если дети достаточно хорошо владеют навыками работы по дереву, можно усложнить задание — использовать для корпуса не полуфабрикаты, а поручить детям самим заготовить деталь: спилить углы корпуса на 45° с двух сторон от доски на расстоянии 8 см.

Рис. 56. Самолет:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание колес к колесным опорам в предварительно намеченных местах; 4 — прибивание к фюзеляжу крыла и стабилизатора; 5 — прибивание двух двигателей к верхней поверхности крыла; соединение боковых колесных опор с колесами; 6 — скрепление киля и передних колесных опор с колесами и фюзеляжем (выполняется при помощи клея и гвоздей без шляпки).

САМОЛЕТ (рис. 56)

Цель. Закрепить умение пилить под углом 45°; закрепить навык склеивания деталей; пополнить словарный запас: фюзеляж, стабилизатор, двигатель, киль, колесные опоры, подкладной брусок.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): фюзеляж 40x4x4 (под кабину верхний угол нужно спилить с расстояния 4 см на высоту 2 см); крыло 26x13x1 (углы с одной стороны спилить на 45°) (детали для фюзеляжа и крыльев желательно сделать заранее); стабилизатор 12x6x1,5 (углы с одной стороны спилить на 45°); киль 6x4x1; колеса — диаметр 3x1 (6 шт.); двигатель 2,5x2,5x8 (2 шт.); задние колесные опоры 6x3x2 (2 шт.); передние колесные опоры 6x4x2. Гвозди длиной 3 см. Лист бумаги с начерченной линией, длиной 8 см. Рисунок самолета (истребителя). Клей ПВА.
Инструменты: молоток, клещи, пила, шило, шпилька, напильник, карандаш, линейка.
Ход работы. Воспитатель вначале проводит беседу, выясняет, какие самолеты дети знают, как называются основные детали самолета (фюзеляж, крылья, стабилизатор, киль, колеса), сообщает детям, что стабилизатор и киль в дополнение к другим механизмам помогают сохранить направление самолета в воздухе, киль может быть прямоугольным и скошенным. Затем на мольберте устанавливает рисунок самолета-истребителя. Дети рассматривают образец, называют детали. Воспитатель просит детей повторить названия с тем, чтобы закрепить некоторые еще малознакомые им понятия. Задает вопросы: «Чем истребитель отличается от других самолетов? Как дети думают, почему он так называется?» Обобщая и уточняя ответы 2—3 детей, воспитатель сообщает, что истребитель — это быстроходный боевой самолет, который предназначен для уничтожения авиации противника в воздухе. В конце беседы воспитатель обращает внимание детей на то, что на рисунке отсутствует одна деталь, характерная для истребителя. После того как дети узнали о назначении самолета-истребителя, они догадываются, что отсутствуют орудия (пулеметы, пушки и т. п.), и этими деталями им предстоит самим дополнить игрушку. Воспитатель подсказывает, что пулеметы, пушки можно установить по обе стороны от двигателей в носовой части фюзеляжа, а ракеты расположить под крыльями.
Когда игрушка будет готова, дети сами догадаются, как установить орудия на своих истребителях.
Работу над игрушкой дети начинают с заготовки стабилизатора, который они после предварительной разметки отпиливают самостоятельно под углом 45°, но под контролем воспитателя, пользуясь распиловочной коробкой. Воспитатель следит за правильным укреплением распиловочной коробки, соблюдением правил техники безопасности, правильной позой детей во время пиления и за движениями рук.
После того как деталь готова, места распила тщательно зачищают напильником (предварительно зажав ее в тиски).
Дети самостоятельно по предварительной разметке отпиливают двигатели длиной 8 см (при разметке пользуются условной меркой).
Примечание. Если дети достаточно подготовлены, то можно дать самостоятельную заготовку колесных опор или колес.
Когда все детали заготовлены, можно приступить к сборке игрушки, соблюдая последовательность действий:
1. К колесным опорам прибить колеса гвоздями длиной 3 см в места, предварительно намеченные шилом (воспитатель следит, чтобы отверстия для гвоздей были на высоте 1 см и дети не забивали гвоздь до конца, пользовались шпилькой).
2. К нижней поверхности фюзеляжа прибить крыло тремя гвоздями. Расстояние от переднего края фюзеляжа до угла крыла должно составлять 10 см. Затем к фюзеляжу двумя гвоздями прибить стабилизатор, при этом следить, чтобы продольный край стабилизатора совпал с поперечным задним краем фюзеляжа.
3. Двигатели закрепить двумя гвоздями (каждый) на верху крыла по обе стороны от фюзеляжа так, чтобы они выступали на 0,5 см с каждой стороны от крыла (рис. 56, 5).
4. На противоположной стороне поверхности крыла с обеих сторон прибить задние колесные опоры двумя гвоздями каждую, используя для этого подкладные бруски, которые должен подобрать воспитатель (длина их 8—10 см, сечение 2x2x3 см).
5. Для большей прочности крепления киля использовать гвозди без шляпки и клей ПВА. (Следить, чтобы киль не выступал над краем фюзеляжа.)
6. К фюзеляжу прибить гвоздем без шляпки (или приклеить) переднюю колесную опору.
Готовую игрушку дети украшают звездами, ставят номер и т. п.
После окончания работы игрушки оцениваются.

Рис. 57. Автобус
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание перегородки к основанию; 4 — прибивание левого и правого бортов к основанию; 5 — прибивание передней и задней стенок; 6 — прибивание крыши к перегородке и задней стенке; 7 — крепление колес с левой и правой сторон.

АВТОБУС (рис. 57)

Цель. Учить детей делать игрушку по образцу-макету; закрепить прием скрепления деталей под углом; поощрять инициативу ребят в процессе изготовления игрушки.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание 27x8x1,5; перегородка — ширина 8, высота 7,5, толщина 1; боковые борта 27x5x1; задняя стенка — ширина 10, высота 9x1,5; передняя стенка — ширина 10, высота 6, толщина 1,5; крыша — 26x10x1; колеса — диаметр 3,5, толщина 1. Гвозди длиной 2,5—3 см. Макет игрушки, сделанной из картона по данным размерам. Клей.
Инструменты: молоток, клещи, пила, шило, напильник, карандаш, шпилька, линейка.
Ход работы. Предварительно изготовить из картона макет автобуса по указанным размерам.
Работу начинают с показа макета автобуса. Воспитатель спрашивает ребят, как называется игрушка, нравится ли она им, хотят ли они сделать такую же из дерева. Выясняет, какие машины дети мастерили на предыдущих занятиях (грузовик, хлебную машину, пожарную, молоковоз, каток); сообщает, что сегодня они будут делать автобус, потом смогут играть в городской автопарк.
Дети рассматривают макет игрушечного автобуса, отмечают, что в этом автобусе можно ездить летом, так как он открытый, называют его «Ветерок». Дети перечисляют детали автобуса (основание, перегородка, отделяющая кабину от салона, боковые борта, передняя, задняя стенки, колеса).
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня они будут делать игрушку точно такого же размера, как образец; они должны заготовить борта боковые, т. е. две детали одинакового размера.
Пользуясь условной меркой, дети измеряют длину борта, делают разметку, отпиливают, а затем зачищают детали. После этого отбирают нужные для изготовления игрушки части. Повторяют последовательность операций:
1. К основанию двумя гвоздями прибить перегородку на расстоянии 8 см от переднего края (рис. 57, 3).
2. После этого к основанию с перегородкой прибить сначала один борт (двумя гвоздями — к основанию и к перегородке), а затем другой.
3. Игрушку повернуть, поставить вертикально и прибить сначала переднюю, а затем заднюю стенки. При этом воспитатель напоминает детям, что нужно следить, чтобы детали (борт и стенка) точно совпали.
4. Крышу сбить с перегородкой и задней стенкой четырьмя гвоздями.
5. В последнюю очередь прибить колеса к боковому борту с двух сторон (переднее колесо — около перегородки на ее уровне, а заднее — на расстоянии 7 см от заднего борта перегородки), при этом использовать подкладную шпильку.
Когда работа по макету закончена, воспитатель вопросами побуждает ребят к анализу игрушки, сравнению ее с настоящим автобусом.
Дети с увлечением начинают называть, чем еще можно дополнить игрушку: сделать номер, мотор; спрашивают у воспитателя, можно ли посадить водителя, пассажиров, дорисовать двери, красиво оформить автобус внешне...
Педагог одобряет инициативу детей. Лучшие игрушки демонстрирует всем детям, после этого поделки ставят на полку. В уголке труда дежурные наводят порядок.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz