каморка папыВлада
Э.К. Гульянц. Учите детей мастерить. текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 23.04.2019, 01:31

скачать книгу

<- предыдущая страница следующая ->

СКАМЕЙКА СО СПИНКОЙ (рис. 43)

Цель. Учить детей отмеривать и отпиливать детали одинакового размера; учить прибивать детали на равном расстоянии (по предварительной разметке); познакомить с понятиями продольный, поперечный.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание 26x10x1; продольные перекладины спинки (вдоль основания) 28x2,5x1 (2 шт.); доска 35x2,5x1, от нее отпиливают поперечные перекладины спинки — поперек основания 14х2,5х1 (2 шт.); ножки — бруски 2,5x2,5x3 (4 шт.). Гвозди длиной 2—3 см. Лист бумаги с поперечной линией, равной 14 см. Рисунок скамейки.
Инструменты: молоток, клещи, пила, напильник, линейка, карандаш, шило.
Ход работы. Воспитатель в процессе беседы с детьми предлагает им вспомнить, какую игрушечную скамейку они делали в старшей группе (скамейку без спинки), из каких деталей состояла эта игрушка, какие еще скамейки дети видели и знают.
После ответов (4—5 ребят) сообщает, что сегодня будут мастерить скамейку, как в парках, со спинкой (демонстрирует рисунок скамейки). Рассматривая рисунок скамейки, дети выясняют, сколько деталей имеет эта игрушка, как они называются; основные — сиденье, ножки, спинка, которая в свою очередь состоит из перекладин продольных и поперечных (т. е. расположенных вдоль основания и поперек основания). Внимание детей обращают на новые понятия: продольный, поперечный. Воспитатель объясняет, что продольный — значит расположенный по длине, а поперечный — по ширине. Дети вспоминают предметы, имеющие различное направление полосок (матрац, тельняшка у матроса, окраска зебры, тигра и т.д.).
Далее планируют ход работы, последовательность операций.
1. Прибить ножки к основанию игрушки.
2. Прибить продольные перекладины к поперечным, т. е. сделать спинку для скамейки (рис. 43, 4).
3. Прибить спинку скамейки к основанию.
Воспитатель указывает детям на необходимость предварительной разметки и задает вопросы: «Какими гвоздями нужно прибивать ножки, чтобы они не раскололись? Для чего мы отмечаем карандашом места расположения перекладин?» Дети самостоятельно выясняют, какие детали отсутствуют — поперечные перекладины. Они должны быть равны по длине линии, проведенной на листе бумаги. Воспитатель показывает лист с отмеченной на нем линией и предлагает, пользуясь линейкой, отмерить от имеющейся доски две одинаковые перекладины нужного размера. Так как в этом году дети мало работали с пилой, то воспитатель напоминает основные приемы работы и необходимость соблюдения при этом правил техники безопасности.
Когда нужные детали отпилены и места распила зачищены напильником, надо проверить, одного ли размера получились заготовленные перекладины.
Дети сравнивают детали, затем приступают к изготовлению игрушки. В подготовительной к школе группе дети уже могут самостоятельно делать разметку соединения перекладин скамейки, а после завершения игрушки — раскрашивание поделки (последнюю операцию можно проводить со всей группой, когда во всех подгруппах игрушки будут сделаны).
Окончив работу, дети убирают в уголке труда. Лучшие игрушки отбирают для выставки.

Рис. 43. Скамейка со спинкой:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание ножек к основанию; 4 — прибивание продольных перекладин к поперечным; 5 — прибивание спинки скамейки к основанию.

АВТОМОБИЛЬ «ЖИГУЛИ» (рис. 44)

Цель. Учить детей сравнивать игрушки (сделанную раньше игрушку с рисунком новой), выделяя сходство и различие между ними; учить детей забивать гвозди наискось при соединении кузова машины с основанием; повторить прием подвижного крепления колес; закрепить приемы работы шилом, напильником и другими инструментами.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание 17x7x3; кузов 9x7x2,5; колеса — диаметр 3x0,5 (из фанеры). Гвозди 2,5—3 см. Клей. Игрушка-самоделка легковой автомобиль и рисунок автомобиля «Жигули».
Инструменты: молоток, клещи, пила, шило, напильник (или наждачная бумага), шпилька.
Ход работы. В начале занятия во вступительной беседе воспитатель напоминает детям, что в старшей группе они делали легковой автомобиль (показывает сделанную детьми ранее игрушку). Сообщает, что сегодня они будут делать машину «Жигули» (показывает рисунок).
Дети сравнивают рисунок машины «Жигули» с изготовленным ранее легковым автомобилем. Воспитатель вопросами помогает им установить различия (кузов на рисунке меньше размером и скошен, есть фары, отмечено место для радиатора).
Затем определяют последовательность выполнения операций при изготовлении автомобиля «Жигули». Выясняют, что нет готовой детали — кузова, его надо заготовить. Для этого дощечку указанных выше размеров спилить с двух сторон под углом, как показано на рисунке.
Так как дети после летнего перерыва еще не работали пилой, воспитатель напоминает основные приемы работы с распиловочной коробкой, о необходимости соблюдения правил техники безопасности (см. задание «Изготовление носилок»). С приемом пиления под углом, который необходим для изготовления кузова, дети знакомы (см. задание «Изготовление санок»).
Затем воспитатель вместе с детьми уточняет последовательность работы:
1. Прибить кузов к основанию (рис. 44, 3).
2. Проверить отверстия в колесах при помощи шила.
3. Прикрепить колеса к основанию автомобиля (рис. 44, 5—6).
Проанализировав ход работы, дети отбирают материал и приступают к изготовлению игрушки — автомобиля «Жигули». Подвижное крепление колес не должно вызвать у детей затруднения, так как в старшей группе они делали уже много подвижных игрушек (тележка, легковой автомобиль, коляска для кукол и др.), этот прием им хорошо знаком. Соединение же скошенного кузова с основанием встречается впервые.
Дети убеждаются в невозможности соединения этих деталей знакомыми способами. Тогда воспитатель подводит их к нахождению надежного способа соединения (забивания гвоздей под углом или склеивание), показывает прием забивания гвоздей наискось. Для этого в кузов, чтобы соединить его с основанием, на сторонах скоса справа и слева вбивают гвозди наискось в сторону основания (т. е. гвозди вбиваются по направлению волокон).
В ходе изготовления игрушки «Жигули» воспитатель занимается индивидуально с каждым ребенком, помогая достичь результат.
После того как игрушки сделаны, совместно с воспитателем ребята оценивают их, выделяют лучшие. Одним из важных показателей в оценке поделок должно быть проявление детьми элементов творчества в оформлении игрушки.
Примечание. В рекомендуемых приемах соединения кузова с основанием указано использование гвоздей. Чтобы точно выполнить эту операцию, надо использовать шило. В ходе занятия воспитатель вместе с детьми намечают отверстия для гвоздя, чтобы придать ему правильное направление. Здесь нужна помощь воспитателя, так как дети делают отверстия на скошенной детали и наискось впервые.
Как облегченный вариант можно соединить кузов и основание при помощи клея (универсального).

Рис. 44. Автомобиль «Жигули»:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание кузова к основанию путем забивания гвоздей наискось; 4 проверка отверстий в колесах при помощи шила; 5 и 6 — прибивание колес к основанию автомобиля
Рис. 45. Колесный трактор:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание основания к мотору и кабине; 4 — прибивание бруска для крепления колес к передней части Основания; 5 и 6 — крепление колес (маленьких и больших).

КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР (рис. 45)

Цель. Научить детей отпиливать колеса большого диаметра; закрепить приемы работы с основными инструментами; поощрять проявление взаимопомощи при выполнении трудовых операций.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание 14,5x6,5x1,5; мотор 9,0x4,0x3,5 (высота); кабина 5,5x6,5x7,0 (высота); переднее колесо — диаметр 4,0, ширина 0,8; заднее колесо — диаметр 8,0, ширина 1,5. Гвозди 2,5—3 см. Рисунок колесного трактора.
Инструменты: молоток, клещи, шило, пила, напильник, шпилька.
Ход работы. Вначале воспитатель сообщает задание: изготовление игрушки колесного трактора. При рассмотрении общего вида игрушки на рисунке воспитатель помогает детям вычленить составные части трактора и наметить последовательность его изготовления.
Материал расположен в уголке труда в определенном месте по формам. Дети подбирают необходимый материал для основания, кузова, мотора, кабины. Для колес же используются кругляки различного диаметра (4,0 и 8,0 см).
Воспитатель отмечает, что такие большие колеса дети еще не отпиливали, поэтому при выполнении этой операции ребенок не должен спешить в один прием отпилить колесо. Лучше, если эту заготовку выполнят дети попарно, уступая друг другу место. Колеса отпиливают по разметке, предварительно сделанной воспитателем.
Когда колеса заготовлены, дети приступают к сколачиванию игрушки. Действия их контролирует воспитатель, который сам ориентируется по операционной последовательности, изображенной на инструкционной карте. В случае необходимости педагог повторяет объяснение и показ выполнения отдельных операций, а в некоторых случаях и всей последовательности изготовления игрушки:
1. Отобрать необходимый материал.
2. Отпилить колеса нужных диаметров (по два колеса каждого размера).
3. Соединить основание с мотором и кабиной.
4. Прибить брусок передней части основания для крепления колес (рис. 45, 4).
5. Прикрепить передние и задние колеса (с применением при этом шпильки).
6. Оформить игрушки с использованием дополнительных материалов или красок.
В конце работы дети сравнивают свои поделки с предложенным образцом, отмечая наиболее удачные. Важно в ходе выполнения задания назвать тех детей, которые по своей инициативе помогают сверстникам сделать игрушку.

ГРУЗОВИК (рис. 46)

Цель. Продолжать учить детей сравнивать игрушки (рисунок новой игрушки с изготовленной ранее) и выделять различия между ними; продолжать учить детей отпиливать детали нужного размера, пользуясь условной меркой; воспитывать настойчивость в достижении результата.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание 24x8x1,5; мотор 6 (длина)х4х4 (высота); кабина 5 (длина)х6х8; кузов 13 (длина)х8x4; колеса — диаметр 3,6x0,8. Гвозди 2,5—3 см. Игрушка-самоделка машина для хлеба. Рисунок грузовика, лист бумаги с начерченной линией, равной высоте кабины.
Инструменты: молоток, клещи, шило, пила, напильник, карандаш, линейка, шпилька.
Ход работы. Воспитатель выставляет на мольберте рисунок новой игрушки (грузовой машины) и спрашивает у детей, как называется машина, для чего она предназначена, какую машину они делали в старшей группе. Добившись от детей правильных ответов, воспитатель предлагает посмотреть на игрушку — машину для перевозки хлеба, сравнить ее с грузовиком на рисунке, найти, что общего (одинакового) и различного в этих машинах.
Дети приходят к выводу, что у обеих машин есть основание, мотор, кабина, кузов, колеса, но отличаются они размерами деталей (особенно кузовы).
Установив, чем похожи машины и чем различаются, воспитатель предлагает детям подумать, в какой последовательности нужно изготовить грузовик, для этого просит вспомнить, как создавалась машина для хлеба. Основываясь на ранее полученных знаниях, дети выясняют поэтапность изготовления грузовой машины.
Воспитатель сообщает, что на сегодняшнем занятии они будут отпиливать для игрушки кабину и колеса от дощечки и кругляков.
После этого дети отбирают необходимый для работы материал. В отобранном материале должны быть дощечки и кругляки для отпиливания кабины и колес. Колеса отпиливают по разметке воспитателя, как это делалось при изготовлении колесного трактора. Для отпиливания кабины дети должны использовать знания и умение работать с условной меркой, для этого надо при помощи линейки без делений (условной мерки) измерить линию на листе бумаги, лежащем на каждом рабочем столе, и перенести ее размер на дощечку, от которой будут отпиливать деталь кабины.
Когда дети закончат работу по заготовке деталей, они приступают к изготовлению игрушки, придерживаясь той последовательности, которая была установлена на занятии:
1. Соединить мотор с основанием (двумя гвоздями). (Рис. 46. 3.)
2. Соединить кабину, кузов с основанием.
3. Закрепить колеса (подвижно) справа и слева (с использованием шпильки), расположив передние колеса на 2 см, а задние — на 6,5 см от краев основания. Соединив детали, ребята приступают к оформлению поделки.
В ходе создания игрушки воспитатель контролирует работу детей, обращает особое внимание на правильное использование условной мерки во время разметки деталей, стремится поддерживать у детей интерес к работе с деревом, формирует настойчивость в достижении результата.
В итоге проводят анализ, чему сегодня научились, какие получились поделки. Отмечают удачные. Затем дети убирают рабочие места и наводят порядок в уголке труда.
Примечание. Сделать кузов грузовой машины можно иначе, пользуясь способом крепления деталей, как в ящике для рассады. На занятии как основной способ изготовления кузова он не рекомендовался потому, что этот способ увеличивает объем работы и осложняет изготовление игрушки в целом. Поэтому способ, используемый при поделке ящика, можно рекомендовать только на усмотрение воспитателя (в зависимости от подготовленности группы). Однако изготовление кузова данным способом повысит значимость игрушки в детских играх, так как грузовик может в этом случае использоваться по назначению.

Рис. 46. Грузовик:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3— прибивание мотора к основанию; 4 — прибивание кабины к основанию; 5 — прибивание кузова к основанию; 6 и 7 — крепление колес к правой и левой сторонам машины
Рис. 47. Молоковоз:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание мотора к основанию; 4 — прибивание кабины к основанию; 5 — прибивание кузова к основанию; 6 и 7 — крепление колес с правой и левой сторон.

МОЛОКОВОЗ (рис. 47)

Цель. Учить детей отпиливать деталь цилиндрической формы (кузов); способствовать развитию анализа и синтеза на основе сравнения рисунка с готовой игрушкой; закрепить знание геометрических фигур: прямоугольник, цилиндр, круг, овал; формировать интерес к работе с деревом в ходе изготовления игрушек-самоделок.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание 24x8x1,5; мотор 5x4x4 (высота); кабина 5x6x7 (высота); цистерна — диаметр 6x13 (длина); кругляк цилиндрической формы, диаметр 6, длина 18 см. Гвозди 2,5—3 см. Рисунок машины — молоковоз.
Инструменты: молоток, клещи, пила, шило, напильник, шпилька.
Ход работы. Детям предлагают рассмотреть на мольберте рисунок машины — молоковоза и выяснить, из каких частей она состоит. При сравнении рисунка с машиной-грузовиком, изготовленным ранее, дети устанавливают, что у обеих машин есть основание, мотор, кузов, кабина, колеса. Но молоковоз отличается своеобразным кузовом, приспособленным для перевозки молока, и имеет цилиндрическую форму. Передняя и задняя поверхности кузова — круглую. Таким же образом дети под руководством воспитателя находят на рисунке и другие геометрические формы (прямоугольник, квадрат, круг).
После анализа составных частей машины, основываясь на знании изготовления грузовика, дети с помощью воспитателя определяют последовательность работы:
1. Сбить основание с мотором.
2. Соединить кабину с основанием (рис. 47, 4).
3. Сбить основание с кузовом-цистерной, используя край стола (рис. 47, 5).
4. Выполнить подвижное крепление колес с двух сторон.
5. Оформить самостоятельно машину.
Затем дети отбирают материал и выясняют, что для игрушки нужно отпилить кузов от заготовленного материала цилиндрической формы большого размера. Заготовку помещают в распиловочную коробку и закрепляют прижимным болтом. По заранее намеченной воспитателем линии дети отпиливают кузов-цистерну и приступают к сколачиванию деталей.
Воспитатель руководит работой детей, поддерживает у них интерес к работе, предупреждает возможные неудачи при выполнении отдельных операций, оказывает по мере необходимости помощь тем детям, которые затрудняются выполнить задание, следит за соблюдением правил техники безопасности.
В конце занятия — анализ поделок и уборка уголка труда.

ИГРУШКИ ПО ЗАМЫСЛУ

Цель. Формировать у детей умение вносить различные изменения в создаваемые игрушки (увеличивая или уменьшая размеры, но сохраняя пропорции деталей, форму, количество деталей, способы их соединения в поделке и т. п.).
Ход работы. Воспитатель сообщает детям, что сегодня на занятии они могут не только сделать по своему желанию игрушку, но и внести в ее конструкцию изменения, дополнения. Например, дети делали скамейку со спинкой, а сегодня они могут мастерить любую скамейку: со сплошной спинкой или без спинки, более длинную или короткую, на низких или на высоких ножках и т. п. Вместо грузовика могут сделать машину скорой помощи, вместо молоковоза цементовоз и т. д.
Если дети затрудняются в подборе материала, воспитатель может показать им или поставить перед ними подобные игрушки; это поможет ребятам определить размер деталей создаваемых поделок. Иногда в ходе индивидуальной беседы воспитатель помогает ребенку уточнить необходимые размеры деталей и последовательность изготовления избранной игрушки.
В итоге работы воспитатель отмечает тех ребят, которые сделали совершенно новые игрушки, и тех, которые успели оформить поделки на занятии.

ОТ ПРОСТЫХ ИГРУШЕК — К СЛОЖНЫМ

Начиная со второго квартала дети делают более сложные игрушки, которые требуют большого количества деталей, операций. Ребята мастерят, используя более сложные приемы работы (сравнение, выполнение усложненной разметки, использование подкладного бруска, одновременное выполнение трудоемких операций при изготовлении одной игрушки, например отпиливание двух деталей; применение в работе инструкционной карты).
Ребенок 6—7 лет учится мастерить на каждом занятии одну игрушку. Это оправдано известным его стремлением скорее увидеть результат своей работы, поэтому не следует растягивать создание одной игрушки на несколько занятий. Если изготовление игрушки покажется ребенку сложным, можно организовать совместный труд детей, с тем чтобы выполнить все операции на одном занятии.
В приобщении детей к совместному труду при изготовлении игрушек из дерева важна роль воспитателя. Дети еще не всегда самостоятельно могут определить правильно, кому что лучше делать, какую часть работы выполнять.
Еще в процессе предварительного продумывания хода работы над игрушкой следует наметить, кого из детей с кем лучше объединить, учитывая их индивидуально-типологические особенности, какие операции дети могут выполнять раздельно, например заготовка и обработка деталей, а какие требуют совместного труда, например сборка игрушки. Но и при сборке игрушки одинаковые по сложности операции лучше разделить между детьми, например один прибивает колеса к опорам, используя шпильку, а другой к стабилизатору прибивает киль (при поделке самолета). Так, после обсуждения пооперационной последовательности работы над игрушкой воспитатель сообщает, что игрушку дети будут делать вдвоем, при этом ребята сами должны договориться, кто какие операции будет выполнять, как будут работать, а потом расскажут о своих планах воспитателю, который при необходимости внесет коррективы. В данном случае помощь воспитателя необходима потому, что дети не всегда могут учесть сложность, трудоемкость операций, время, необходимое для их выполнения.
Этот прием постепенно развивает у детей умение участвовать в совместном труде, договариваться с товарищами, вновь продумывать ход работы, распределять работу; способствует установлению положительных взаимоотношений между детьми, что очень важно для подготовки детей к школе.
Наиболее ярко умение детей работать вместе проявляется в коллективном труде, и здесь не менее важна роль воспитателя, который помогает детям осознать общую цель работы и свое участие в ней. Поэтому каждый ребенок должен стараться как можно лучше выполнить свою часть работы, чтобы игрушка (или игрушки) была правильно изготовлена, была прочной и красивой (например, коллективный труд при изготовлении самоходной ракеты).
В конце занятия воспитатель демонстрирует результаты дружной работы детей, подчеркивает преимущество совместного труда, что имеет большое воспитательное значение.
Приобщение детей к совместному труду способствует формированию таких качеств личности, как доброжелательность, отзывчивость и др.

Рис. 48. Катер «Ракета»:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание передней подводной подушки к корпусу со стороны дна; 4 — прибивание к корпусу второй подводной подушки; 5 — прибивание нижней части капитанской рубки к корпусу в намеченных шилом отверстиях для гвоздей; 6 — прибивание верхней части капитанской рубки к нижней и оформление окон на корпусе и на верхней части рубки.

КАТЕР «РАКЕТА» (рис. 48)

Цель. Совершенствовать умение пилить детали под углом 45°; закрепить умение прибивать детали на равном расстоянии (при забивании подводных подушек); закрепить навыки пользования пилой, напильником и другими инструментами; активизировать самостоятельные действия детей в оформлении игрушки.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см), корпус (основание) 30X5,5X3,5 (основание с двух сторон спереди и сзади спилено под углом 45°); нижняя часть капитанской рубки 6x4x1,5; верхняя часть капитанской рубки 4,5x2,5x2 (эта деталь сзади также спилена под углом 45°); подводные подушки — 2 шт.; передняя подушка 5x5,5x1 см (спереди спилена под углом 45°. Она отстоит от носового края на расстоянии 4 см). Задняя подушка 4x5,5x1 см (она расположена от кормового края на расстоянии 4 см). Гвозди. Клей. Рисунок речной ракеты. Лист бумаги с начерченной линией, длиной 4 см (расстояние удаления подводных подушек от краев и капитанской рубки от верхнего края кормы).
Инструменты: молоток, клещи, пила, напильник, шило, карандаш, линейка.
Ход работы. Дети вспоминают, что они уже мастерили моторный бот, катер. Воспитатель сообщает, что сегодня они будут делать речную ракету на подводных подушках (демонстрирует рисунок речной ракеты).
Дети убеждаются, что хотя игрушка имеет немного деталей (корпус, капитанская рубка, состоящая из двух частей — верхней и нижней, и две подводные подушки), но три из них имеют спиленные углы (в 45°).
Работу начинают с заготовки деталей. Дети самостоятельно заготавливают две детали — верхнюю часть капитанской рубки и переднюю подводную подушку, которые должны быть скошены под углом 45°.
Для этого они отбирают дощечки, а затем под руководством воспитателя, используя линейку и карандаш, намечают место распила под углом 45°, отпиливают деталь для верхней части капитанской рубки и для передней подводной подушки.
Распиливание дощечек под углом совершается при помощи распиловочной коробки. Когда детали отпилены, места распила надо зачистить напильником.
После этого воспитатель снова привлекает внимание детей к рисунку ракеты, установленному на мольберте, а также к листку с начерченной на нем линией и в процессе беседы выясняет, что означает эта линия, в какой последовательности будет создаваться игрушка.
1. Корпус — основание — перевернуть и со стороны дна к нему приложить переднюю подводную подушку. Детям с помощью условной мерки (измеряя линию, начерченную на листке бумаги) отметить на корпусе место, где должна быть прибита подушка (4 см от носовой части). Затем шилом наметить отверстия для гвоздей и забить гвозди (рис. 48, 3).
2. На таком же расстоянии от кормовой части приложить вторую подводную подушку, так же наметить карандашом для нее место, сделать отверстия для гвоздей и забить (рис. 48, 4).
3. Корпус снова повернуть так, чтобы ракета стояла на прибитых подушках, после чего с помощью условной мерки отметить место удаления капитанской рубки от верхнего края кормы (4 см). Затем прибить в предварительно намеченные шилом отверстия для гвоздей сначала нижнюю часть капитанской рубки, а затем и верхнюю часть. При этом обратить внимание, чтобы край скоса верхней части точно совпал с краем нижней части капитанской рубки.
4. Нарисовать (под контролем воспитателя) окна: 4 — на корпусе, на равном расстоянии друг от друга, и 3 — на верхней части капитанской рубки.
5. Игрушку покрыть голубой анилиновой краской, а окна — белой. Окна можно вырезать из матовой пленки и наклеить их на корпус.
По окончании работы лучшие игрушки отобрать на выставку (ставят на полку «Лучшие поделки»).
Примечание. 1. Корпус, т.е. брусок, скошенный под углом 45°, для облегчения работы на занятии можно подготовить заранее. Кроме того, по усмотрению воспитателя можно выпилить свободное место на кормовой части или нарисовать его, в то время когда рисуют окна.
2. По мере возможности надо активизировать творческую инициативу детей в дополнении и украшении готовой поделки.

Рис. 49. Каток:
1 — общий вид игрушки; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание спинки к сиденью; 4 и 5 — гвозди забиваются в стойке до тех пор, пока не покажутся с противоположной стороны; 6 и 7 — прибивание первой и второй стоек к мотору; 8 — прибивание основания к мотору и сиденью со спинкой; 9 — установка переднего катка между стойками основания и прибивание его гвоздями в намеченных местах; 10 — прибивание переднего катка (с другой стороны) и заднего катка к основанию; 11 — прибивание заднего катка к основанию с другой стороны.

КАТОК (рис. 49)

Цель. Учить детей собирать игрушку, состоящую из большого количества сложных деталей; закрепить умение выполнять сложную разметку (т. е. отмерять небольшие отрезки разной длины: 0,5 см, 1 и 2 см); закрепить приемы владения основными инструментами (пила, клещи, молоток, напильник и др.).
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание 14x5x1,5; сиденье 5x2,5x2,5; стойки 5,5x1x0,5 (фанера); мотор 4,0x5x4; спинка сиденья 5x4x0,5 (фанера); передний каток — диаметр 3x5; задний каток — диаметр 8x1,5. Гвозди 2—3 см. Рисунок катка. Лист бумаги с начерченными линиями, длиной 0,5 см, 1 см, 2 см.
Инструменты: молоток, клещи, пила, шило, напильник, шпилька, карандаш, линейка.
Ход работы. Изготовлению игрушки может предшествовать беседа на тему «Какие машины используют для того, чтобы наш город был чистым и красивым». Среди других машин дети называют и каток, его неоднократно видели во время асфальтирования улиц города.
В начале воспитатель показывает рисунок, спрашивает детей, как называется эта машина. Дети отвечают, что это каток. Рассматривают составные части машины: основание, сиденье, мотор, катки передние и задние. Дети узнают, что планки, соединяющие основание, мотор и передний каток, называются стойками. Для этой игрушки ребята заготавливают спинку и сиденье (можно заготовить и одну деталь, либо обучать ребят сборке, показать приемы сложной разметки). После того как необходимые детали заготовлены (отпилены с помощью распиловочной коробки, а места распила зачищены напильником), можно приступать к разметке и сборке, соблюдая определенную последовательность:
1. Спинку приложить к сиденью (при этом необходимо следить за точным совпадением краев) и скрепить четырьмя гвоздями.
2. Карандашом по центру стоек провести линию, на которой будут отмечать места для забивания гвоздей: две отметки сделать на расстоянии 0,5 см с обеих сторон и еще две отметки с одной стороны (каждая через 1 см). Эти отметки делают дети сначала карандашом, пользуясь условной меркой, а затем шилом, после чего вбивают по два гвоздя для соединения с мотором, как показано на рисунке 49 (4 и 5-я операции).
3. На обеих боковых поверхностях мотора на расстоянии 2 см от нижнего края и 1,5 см от бокового сделать отметку, пользуясь условной меркой, и прибить стойки, как это показано на рисунке (6 и 7-я операции) двумя гвоздями с каждой стороны мотора.
4. Прибить мотор и сиденье к основанию (гвоздями).
5. В переднем катке с обеих сторон шилом наметить места забивания гвоздей.
6. Основание с прибитым к нему мотором и сиденьем повернуть набок, затем между стойками вставить передний каток (при этом следят, чтобы место для гвоздя в катке совпало с отверстием в стойке), после чего забить гвозди не до конца.
7. Основание с катком перевернуть на другую сторону и также в передний каток забить второй гвоздь.
8. Наметить шилом в центре основания место забивания гвоздя для крепления заднего катка, после чего и в центре заднего катка сделать шилом отверстие для гвоздя, при этом следить, чтобы отверстие совмещалось с отмеченным в основании местом; забить в основание гвоздь.
9. Основание со всеми прибитыми на нем деталями перевернуть на другую сторону и подобным образом укрепить задний каток:
В процессе работы над игрушкой воспитатель закрепляет умение детей делать сложную разметку, внимательно переносить разные размеры с линий, начерченных на листе бумаги, пользоваться условной меркой; напоминает известное детям правило о последовательности скрепления деталей (от меньших — к большим), а также правила пользования основными инструментами; контролирует правильность действий инструментами, осуществляет индивидуальный показ и помощь детям. Предлагает подумать, чем можно дополнить готовую игрушку. Ребята наносят черточки на моторе или другие украшения. В конце занятия дети, как всегда, убирают свои рабочие места, дежурные наводят порядок в уголке труда.

ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ (рис. 50)

Цель. Учить детей создавать сложную игрушку, использовать гвозди разного размера; развивать умение сравнивать игрушки при анализе рисунков; воспитывать желание подарить игрушку малышам; формировать уверенность в своих силах (что игрушка получится хорошая); воспитывать требовательное отношение детей к эстетическому оформлению игрушки.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание 26x9x1,5; мотор 6x7x4; кабина 7x9x7; кузов 13x9x6; колеса — диаметр 4X1 (6 шт.); брусок 9x2x1. Гвозди 2—3 см (длина). Игрушечная пожарная машина. Рисунок пожарной машины. Лист бумаги с начерченной на нем линией, равной длине основания.
Инструменты: молоток, клещи, пила, шило, напильник, карандаш, линейка, шпилька.
Ход работы. Воспитатель с детьми предварительно рассматривает картинки с изображением пожарной машины. Так, в книжке А. Чайковского «По волнам плывет тягач» хорошо показана пожарная машина в действии на суше, а также тушение пожара на море, когда загорается корабль.
Полезно прочитать детям книгу С. Я. Маршака «Пожар», рассмотреть картинки с изображением пожарной машины, выяснить, из каких частей она состоит.
Работу можно начать с демонстрации игрушки пожарная машина, а затем показать ее рисунок, прикрепив на мольберте.
Воспитатель спрашивает у детей, нравится ли им игрушка, для чего бы она им пригодилась (дети отвечают — для игры, для подарка малышам и т.п.). Воспитатель предлагает сделать игрушку, чтобы подарить ее малышам поэтому нужно постараться соорудить игрушку красивой (ведь сами малыши этому еще не научились); поддерживает уверенность детей, что хотя пожарная машина — игрушка сложная, но они обязательно справятся с заданием.
Воспитатель вопросами привлекает внимание ребят к цвету машины — красная, уточняет, почему машина красная, чем она отличается от других машин, которые они делали (машина для хлеба, грузовик, молоковоз и др.).
После ответов детей воспитатель отмечает, что пожарная машина отличается от других широкой кабиной, лестницей, бруском на кузове, цветом. Дети должны сами догадаться, почему этой машине нужна такая широкая кабина (чтобы в ней пожарники могли сидеть в два ряда).
На этом занятии воспитатель показывает гвозди двух размеров — длиной 2 и 3 см, предлагает детям внимательно посмотреть на рисунок и сказать, какие детали соединяют мелкими гвоздями (чтобы не расколоть их), а какие большими. Рассматривая детали, сравнивая их толщину, ребята догадываются, что мелкими гвоздями можно прибивать ступеньки лестницы и брусок на кузове, а большими — кузов, кабину, мотор и колеса к основанию.
После анализа составных частей пожарного автомобиля воспитатель сообщает, что сегодня дети сделают машину, а в следующий раз лестницу. Однако, чтобы сделать эту игрушку, нужно заготовить для нее детали, поэтому ребята выбирают материал — доску для основания, отмеривают, пользуясь условной меркой, длину основания, проводят линию распила и отпиливают нужную деталь. После этого, пользуясь напильником, они зачищают места распила и, убедившись, что все детали для изготовления пожарного автомобиля уже есть, воспитатель разрешает приступить к изготовлению игрушки в определенной последовательности:
1. К кузову двумя гвоздями (длиной 2 см) прибить под-лестничный брусок на расстоянии 3 см от заднего края кузова (рис. 50, 3).
2. К основанию вплотную друг к другу прибить бруски мотора, кабины и кузова в следующем порядке: а) мотор должен быть на одной линии с передним краем основания; его нужно установить в центре, т. е. равноудаленным от левого и правого краев. Он сбивается двумя гвоздями (длиной 3 см); б) кабина прибивается к основанию тоже двумя гвоздями (длиной 3 см); в) кузов сбивается с основанием четырьмя гвоздями такого же размера.
3. Основание с прибитым к нему мотором, кабиной и кузовом положить набок и к его центру прибить колеса гвоздями длиной 3 см (или 2,5 см).
Воспитатель делает отметки карандашом, а затем следит, чтобы дети шилом наметили места для центров колес на расстоянии от переднего угла основания до переднего колеса — 2 см; от заднего угла основания до заднего колеса — 6 см и между центрами заднего и среднего колес — 5 см. Во время прибивания колес дети не должны забывать использовать шпильку.
4. Машину перевернуть на другую сторону и таким же образом прибить колеса с другой стороны (рис. 50, 6).
5. Оформление игрушки дополнительными деталями. (Дети предлагают окрасить ее в красный цвет.)

Рис. 50. Пожарная машина:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание подлестничного бруска двумя гвоздями к кузову; 4— прибивание подложенных друг к другу мотора, кабины и кузова к основанию; 5 и 6 — крепление колес к игрушке, повернутой набок, с левой и правой сторон.
Рис. 51. Лестница (к пожарной машине):
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — разметка мест забивания гвоздей для крепления ступенек; 4 — прибивание крайних ступенек к одной из стоек; 5 и 6 — заполнение оставшегося промежутка необходимым числом ступенек и прибивание их согласно имеющейся разметке.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz