каморка папыВлада
Э.К. Гульянц. Учите детей мастерить. текст-4
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 23.04.2019, 17:42

скачать книгу

<- предыдущая страница следующая ->

САНКИ ДЛЯ КУКЛЫ (рис. 35)

Цель. Научить детей пилить под углом; закрепить прием скрепления деталей под углом, устанавливая при этом детали на одном уровне, способствовать развитию взаимопомощи и взаимоконтроля при изготовлении игрушки.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание (сиденье) 20x12x1; полозья 20(17)Х3Х1,5; боковые бортики (можно и из фанеры) 14x4x1,5; задний бортик 12Х4Х1,5. Гвозди.
Инструменты: пила в распиловочной коробке, молоток, клещи, напильник.
Ход работы. На рабочем месте каждого лежат детали: сиденье, боковые и задние бортики. Кроме того, у каждого лежит доска, из которой нужно самим изготовить полозья (места распила под углом 45° заранее намечены воспитателем). У воспитателя на столе лежит доска, из которой нужно изготовить полозья.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок, на котором изображены санки. С помощью воспитателя ребята называют составные части игрушки: сиденье, полозья, бортики, впереди — согнутый гвоздик, чтобы можно было привязать веревочку и катать санки.
Дети устанавливают, что на рабочем месте нет деталей полозьев, педагог напоминает, что их нужно самим отпилить от доски, которая лежит на столе. Так как полозья в передней части должны быть скошены под углом и дети не знакомы с этой операцией, воспитатель объясняет, как по намеченной линии надо пилить под углом.
Распиливание дощечек под углом производится в распиловочной коробке. Для этого доска вставляется в распиловочную коробку против пропила в 45° и прижимается ближним винтом.
Когда полозья готовы, нужно отшлифовать места их распила напильником. Для закрепления навыка распила под углом важно после заготовки полозьев предложить детям словесно описать проведенную работу. Затем воспитатель рассказывает о последовательности изготовления санок.
1. Сначала на основании наметить места для забивания гвоздей в задний бортик и полозья — 4 точки с одной стороны (лицевой), а 2 точки с обратной стороны, т.е. 6 точек. Затем в намеченные точки вбить 2 гвоздя, пока не покажутся с противоположной стороны. Так скрепляется основание с задним бортиком. Чтобы гвоздь не задел стол, используется подкладной брусок (рис. 35, 3). Надо следить, чтобы задний борт плотно и ровно лег на задний край сиденья.
2. С лицевой стороны вбить в основание 4 гвоздя, пока они не покажутся с противоположной стороны, и соединить, используя подкладной брусок, с полозьями; при этом учесть, чтобы передние гвозди были забиты дальше скоса полозьев (рис. 35, 4).
3. Для завершения игрушки нужно присоединить под прямым углом боковые стороны бортика. Это достигается вбиванием 3 гвоздей в правую и левую сторону (2 гвоздя в основание и 1 в задний бортик). Необходимо, чтобы боковые борта и задний борт были на одном уровне.
После этого дети приступают к изготовлению санок. Воспитатель следит за их работой, за тем, как они соблюдают последовательность выполнения задания.
В процессе соединения полозьев с сиденьем, а также при прикреплении боковых бортиков воспитатель учит детей проявлять взаимоконтроль и взаимопомощь (придержать товарищу подкладной брусок и т.п.). После того как работа завершена, воспитатель сам прибивает гвоздь к передней части сиденья. Гвоздь надо загнуть так, чтобы можно было привязать веревку, за которую дети будут возить санки.
Готовые игрушки ставят на один стол, рассматривают их, обращают внимание не только на ее общий вид, но и на отдельные детали (на одном ли уровне прибиты бортики, аккуратно ли очищена поверхность полозьев и т. п.).
В конце работы дети самостоятельно убирают рабочие места, используя для этого необходимый инвентарь. Дежурные подметают полы.

Рис. 35. Санки для куклы:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание основания к заднему бортику; 4 — прибивание основания к полозьям; 5 и 6 — прибивание боковых бортиков под прямым углом к основанию и заднему бортику.
Рис. 36. Парусник:
1 — общий вид; 2 — мачта и доска с разметкой; 3 — отпиливание доски под углом; 4 — подготовка шилом отверстия в мачте; 5 — подготовка к прибиванию мачты методом насадки.

ПАРУСНИК (рис. 36)

Цель. Продолжать учить приему отпиливания под углом; закрепить прием скрепления при помощи гвоздя без шляпки; формировать элементы творчества; воспитывать добрые чувства и интерес к изготовлению игрушки для игры с малышами и для подарка малышам.
Материал. Детали готовой игрушки (в см): корпус 10x25x1,5, заостренный с двух концов; мачта 25x1x1. Материалы и полуфабрикаты (в см): доска 10x25x1,5 (заостренная с одного конца); мачта 25x1x1. Гвозди. Клей. Толстая бумага или ткань (для паруса). Дополнительные материалы (проволока, цветная бумага, нитки и т. п.).
Инструменты: пила, молоток, клещи, напильник.
Ход работы. На рабочем месте каждого ребенка лежит доска с заостренным концом (нос парусника) и линиями для отпиливания под углом на противоположном конце доски, а также рейка для мачты.
Воспитатель показывает детям образец поделки — рисунок парусника, сообщает, что сегодня они будут мастерить игрушку, с ней они могут играть у водоема либо подарить ее малышам.
Показывая рисунок, воспитатель называет составные части игрушки (основание, или корпус, мачта, парус), рассказывает об их назначении, сообщает, что при изготовлении этой игрушки они снова будут пилить под углом. Предлагает детям рассмотреть линию разметки, проведенную на доске, предназначенной для корпуса парусника, обсуждает последовательность изготовления игрушки:
1. Отпилить доски под углом.
2. Подготовить шилом отверстия в мачте.
3. Подготовить мачту к прибиванию методом насадки (рис. 36, 5).
4. Закрепить парус.
Воспитатель напоминает, что при работе с пилой под углом изменяется положение доски относительно движения пилы; обращает внимание детей на то, что мачту они будут прибивать гвоздем без шляпки, он вбивается до половины в центр корпуса парусника. После этого мачта приемом насадки набивается на вторую половину гвоздя, выступающую над корпусом (педагог предварительно шилом намечает на мачте отверстие). Для большей прочности перед насадкой мачты можно смазать ее срез клеем.
Воспитатель спрашивает детей, из чего делают парус. (Дети легко догадываются, что парус делают из толстой бумаги или из ткани, он немного короче мачты, прикрепляется к мачте.) После окончания работы предлагает детям подумать, чем еще можно дополнить игрушку (для этого используются цветная бумага, гвозди, проволока и т. п.). На это важно обратить внимание ребят, так как они знают, что сегодня пойдут к малышам, которые сами еще не умеют делать игрушки, подарят им парусники, вместе поиграют с ними, покажут, как можно пускать парусники по воде. Поэтому нужно постараться сделать игрушки особенно хорошо: тщательно зачистить места распила, чтобы малыши не поцарапались, сделать парусник красивым. Наконец все игрушки готовы; теперь надо проверить качество работы. Внимание детей обращают на точность работы, аккуратность, на использование приема скрепления при помощи гвоздя без шляпки, на украшение и дополнения, сделанные к игрушкам.
После этого дети дарят игрушки малышам.

ИГРУШКИ ПО ЗАМЫСЛУ

Цель. Развивать у детей умение самостоятельно задумать предмет, который они хотят создать, и осуществить свой замысел; поддерживать проявление элементов творчества в развитии знакомой тематики, в своеобразном изменении и дополнении ее; закреплять технические навыки работы с инструментами.
Ход работы. Изготовление игрушек по замыслу доставляет детям особую радость. Здесь они сами решают, кто какие игрушки или другие предметы будет делать, вспоминают, какие части есть в задуманной игрушке, в какой последовательности нужно выполнять работу.
Воспитатель просит каждого ребенка рассказать, что он будет мастерить и в какой последовательности выполнять действия. Так воспитатель подводит ребят к осознанию плана работы. Наметив план действия, дети отбирают необходимый материал, инструменты и начинают работать. Воспитатель следит за каждым ребенком, помогает советами, напоминаниями и конкретным показом действий.
В процессе изготовления игрушек по замыслу детям предоставляется возможность для проявления инициативы, смекалки, элементарного творчества.
По окончании работы дети оценивают свои поделки. Воспитатель напоминает, что в оценке важно учитывать, насколько они соответствуют первоначальному замыслу, есть ли дополнения, украшения и как это улучшает игрушку.
После оценки игрушек дети убирают рабочие места, а дежурные отмечают, кто лучше с этим делом справился.

ТЕЛЕЖКА (рис. 37)

Цель. Научить детей заготавливать отсутствующую деталь, пользуясь размером, указанным на рисунке; познакомить детей со способом подвижного крепления колес; закрепить понятия «ширина основания», «длина основания».
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): рама 9x15,толщина 1,5; колеса — диаметр 4, толщина 1,5. Гвозди.
Инструменты: пила, молоток, линейка, карандаш, шпилька, клещи, напильник, наждачная бумага.
Ход работы. Воспитатель показывает детям рисунок тележки. Ребята рассматривают, из каких частей состоит тележка (основание, или рама, колеса, гвоздь, согнутый крючком, чтобы можно было привязать веревку и катать тележку). Затем педагог проверяет, правильно ли дети определяют широкую и длинную стороны основания тележки, спрашивает, как нужно крепить колеса, чтобы они вращались.
На рабочем месте каждого ребенка лежат колеса, доска, от которой надо будет отпиливать основание тележки.
Для того чтобы дети могли с помощью линейки (условной мерки) измерить длину основания тележки и отметить на доске место для распиловки (так как перед ними на этот раз опять не готовый образец игрушки, а лишь рисунок), надо, чтобы каждый имел лист бумаги с начерченной линией, равной длине основания тележки, изображенной на рисунке.
Далее воспитатель подробно рассказывает о последовательности работы, так как дети впервые пользуются размером детали, данной на рисунке, и знакомятся с подвижным креплением колес:
1. Отмерить, пользуясь облегченной линейкой (без делений), которая служит условной меркой, длину основания тележки на бумаге, а потом сделать отметки и провести линию карандашом на отпиливаемой доске.
2. Отпилить по намеченной линии основание тележки.
3. Полученное основание очистить от заусениц, пользуясь напильником или наждачной бумагой.
4. Отметить карандашом на основании места крепления колес (на одном уровне). Воспитатель может шилом сделать наколы в местах забивания гвоздей. Обратить внимание, чтобы колеса с обеих сторон были на равном расстоянии от конца рамы.
5. Колеса к тележке прикрепить гвоздем-осью, но сначала колеса соединить с осью.
Чтобы колеса вращались, необходимо соблюдать следующие условия:
прибивать колеса гвоздями с широкой шляпкой;
гвозди нужно забивать так, чтобы колеса легко крутились, т. е. не до самого конца, а гвоздь немного выступал (приблизительно на 3 мм), затем покрутить колеса вокруг гвоздя, чтобы проверить, свободно ли они вращаются. Колеса прикрепляются сначала с одной стороны.
При забивании колес с другой стороны основание тележки опирается на уже забитые колеса, у которых от нажима гвоздь (ось) может войти до конца и колеса станут неподвижными. Для предотвращения этого явления необходимо при забивании колес с другой стороны подкладывать между колесами и рамой (основанием.) шпильки из проволоки диаметром 3 мм. Концы шпильки должны лежать по обе стороны оси. Это сохранит подвижность уже забитых колес. (Размеры шпильки — длина концов по 10 см, концы расположены параллельно, а расстояние между ними 3 см.)
6. В центре передней части основания прибить гвоздь (не до конца), согнуть его кусачками в виде крючка (это делает воспитатель), затем привязать к нему веревочку, чтобы можно было катать тележку.
В конце работы обязательно отметить, кто из детей правильно пользовался линейкой, насколько ровно (на одной линии) прикреплены колеса; выяснить, все ли дети правильно могут показать и назвать широкую и длинную сторону основания тележки.
Примечание. В тележке и во всех других подвижных игрушках крепление колес с другими деталями для большей прочности можно делать посредством промежуточных шайб из листовой стали толщиной 0,5—1 мм.
Диаметр отверстия шайбы должен превышать на 0,5 мм диаметр гвоздя, а наружный диаметр шайбы равняться 8—10 мм.

Рис. 37. Тележка:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки и доска с разметкой основания тележки; 3 — отпиливание основания тележки; 4 — наметки мест крепления колес к основанию; 5 — крепление колес гвоздями к другой стороне тележки.
Рис. 38. Ящик для рассады:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание одной длинной стороны ящика под углом к двум коротким; 4 — прибивание дна ящика четырьмя гвоздями в заранее намеченных местах.

ЯЩИК ДЛЯ РАССАДЫ (рис. 38)

Цель. Учить детей правильно словесно обозначать пространственные отношения; познакомить детей с особенностями изготовления ящика (когда пространство охватывает с нескольких сторон); повторить приемы соединения деталей под углом; продолжать воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): короткие стороны 8x15x1,0; длинные стороны 8x20x1,0; дно (фанерное) 17x20x0,4. Гвозди.
Инструменты: молоток, клещи, карандаш (для воспитателя шило).
Ход работы. Воспитатель показывает в качестве образца рисунок, выясняет, знают ли дети название изображенного предмета, его назначение. Ребята определяют (с помощью воспитателя), какие детали нужны для изготовления ящика (две дощечки для узких сторон, две для широких и одну для дна).
После анализа рисунка воспитатель предлагает подумать, в какой последовательности выполнять работу. Еще в начале занятия педагог сообщает детям, что на этом занятии они материал отберут самостоятельно. В процессе анализа образца выясняет, насколько каждый ребенок понимает изображение изделия, как представляет последовательность его изображения. Дети отбирают необходимые детали (материал, нужный для изготовления ящика, лежит на отдельной полке), затем собирают ящик сначала без гвоздей. Внимание детей обращает на то, что короткие дощечки при сборке ящика помещают между длинными, и в таком положении их нужно скреплять, к соединенным сторонам прикладывают дно. После этого воспитатель разрешает детям взять инструменты и приступить к работе в следующей последовательности:
1. Сначала прибить длинную сторону к двум коротким под углом (рис. 38, 3).
2. Прибить вторую длинную сторону к коротким.
3. Дно ящика приложить сверху на сбитый остов ящика и прибить гвоздями (рис. 38, 5—6). Нужно следить, чтобы стороны ящика соединялись ровно, не выступали.
4. Так как дно трудно прибить, чтобы не сдвинуть, то прежде надо предложить детям карандашом наметить места забивания гвоздей, а воспитатель поможет наколоть их шилом.
В процессе изготовления ящика для рассады необходимо пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения: выше, ниже, сверху, снизу и т. д. Дети при необходимости помогают друг другу, поддерживают стороны ящика, чтобы при скреплении под углом дощечки не сдвигались.
В конце работы, оценивая готовые изделия, дети анализируют их и отмечают, насколько совпадают стороны ящика при скреплении, дают оценку общему виду ящика. Воспитатель поощряет ребят, которые помогали друг другу, правильно пользовались инструментами.

ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ (рис. 39)

Цель. Развивать правильное представление пространственных отношений при анализе рисунка автомобиля (впереди, сзади, справа, слева и т.д.); закрепить умение изготовлять поделки с подвижными колесами; побуждать детей к взаимопомощи в ходе работы.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание автомобиля 8x20x1,5; верхняя часть (кузов с кабиной) 8x16x2,5; колеса — диаметр 4, толщина 1; доска для отпиливания основания 8x35. Гвозди, шпилька.
Инструменты: пила, молоток, клещи, линейка, карандаш, напильник.
Ход работы. На рабочем месте каждого ребенка лежат детали основания, колеса (4 штуки), доска, от которой необходимо отпилить основание автомобиля, линейка с карандашом. Кроме того, лежит лист бумаги, на котором начерчена горизонтальная линия, равная длине основания автомобиля.
Воспитатель показывает детям рисунок (общий вид легкового автомобиля). В процессе беседы с детьми выясняет, как они усвоили название составных частей игрушки и их пространственное расположение (переднее правое колесо, переднее левое колесо и т.д.), какая деталь отсутствует. Затем просит детей повторить приемы работы — как нужно отпилить от доски отрезок, необходимый для основания легковой автомашины. Дети вспоминают, что сначала с помощью линейки нужно отмерить на бумаге, а потом перенести на доску длину основания автомашины, после чего провести карандашом линию распила и отпилить. Заготовленную деталь очищают от заусениц напильником или наждачной бумагой. Когда основание заготовлено, дети еще раз рассматривают рисунок машины и выясняют, что соединение деталей машины нужно производить по частям в следующей последовательности:
1. Сначала прикрепить к основанию верхнюю часть (рис. 39, 3). Гвозди надо забивать со стороны основания, предварительно наметив места забивания гвоздей карандашом.
2. Забить гвозди в колеса, пока не покажутся с обратной стороны.
3. Прибить колеса к основанию (рис. 39, 5—6). Подвижность колес проверяют так же, как и при изготовлении тележки. Можно разрешить детям сделать дополнения: окрасить машину, изготовить и прикрепить номер, сделать фары и т. п.
В итоге воспитатель подчеркивает, что сегодня дети делали игрушку с подвижными колесами, как на тележке.

Рис. 39. Легковой автомобиль:
1 — общий вид; 2— детали игрушки; 3 — прибивание основания к верхней части машины; 4 — забивание гвоздей в колеса, пока не покажутся гвозди с противоположной стороны; 5 — прибивание колес с левой стороны автомобили; 6 — прибивание колес с правой стороны автомобиля.
Рис. 40. Коляска для кукол:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — забивание гвоздей в основание и задний бортик; 4 — прибивание основания к правому и левому бортику: 5 — прибивание заднего бортика к основанию и боковым бортам; 6 — забивание гвоздей в колеса; 7 — прибивание колес с правой стороны коляски; 8 — прибивание колес с левой стороны коляски.

КОЛЯСКА ДЛЯ КУКОЛ (рис. 40)

Цель. Закрепить умение детей скреплять детали под углом, устанавливая их на одном уровне; повторить использование способа подвижного крепления колес при изготовлении коляски для кукол; воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении результата, желание заботиться о младших (сделать коляску в подарок малышам).
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание (сиденье) 20x12x1: боковые бортики 14x5x1; задний бортик 12x5x1; колеса — диаметр 4, толщина 1. Гвозди, шпилька.
Инструменты: пила, молоток, клещи, линейка, карандаш.
Ход работы. Вначале воспитатель показывает детям маленьких кукол, заранее принесенных из игрового уголка, и сообщает, что сегодня они будут делать коляску, чтобы можно было катать кукол. Затем говорит, что у малышей тоже есть куклы, но у них нет колясок. Если каждый сделает коляску, то можно будет несколько штук подарить детям младшей группы. После этого показывает рисунок коляски для кукол.
Дети рассматривают рисунок, с помощью воспитателя перечисляют составные части коляски (основание, боковые и задний бортики, колеса) и выясняют последовательность изготовления.
Материал для изготовления коляски дети отбирают самостоятельно (он находится на специальном столе). Дети отбирают нужный материал и приступают к работе.
Примечание. Для изготовления этой игрушки можно использовать не только готовые полуфабрикаты. Некоторые детали дети сами делают в процессе занятия, например отпиливают задний бортик от доски или пилят доски пополам для двух боковых бортиков. (Примерные размеры доски для боковых бортиков 28X5X1 см; доски для отпиливания заднего бортика 25X5X1 см.)
Если воспитатель дает детям задание отпилить некоторые детали, то самостоятельный отбор детьми материала отменяется, так как это может удлинить занятие, создать дополнительные трудности. Полуфабрикаты заранее следует положить на рабочие столы. В этом случае воспитатель нацеливает детей на заготовку отсутствующих деталей, предварительно обсудив, как это осуществить (дети вспоминают правила пользования пилой в распиловочной коробке и заготавливают нужные детали).
Если у некоторых детей при изготовлении коляски для кукол возникают затруднения, такому ребенку можно предложить собрать коляску из деталей, не сколачивая их, чтобы он наглядно увидел, как нужно правильно делать, в какой последовательности соединять детали.
Воспитатель, помогая ребенку собрать коляску, подробно рассказывает о последовательности изготовления игрушки.
1. В основание (с противоположной стороны) и в задний бортик вбить по четыре гвоздя, пока они не покажутся с другой стороны (рис. 40, 3).
2. Основание соединить с правым и левым бортиками (следить, чтобы края бортиков точно совпали с задним краем основания).
3. Затем к коляске прибить задний бортик, при этом его расположить так, чтобы края не выступали над боковыми бортами.
4. Завершив корпус коляски, можно приступить к подвижному креплению колес.
Для этого необходимо:
отметить карандашом места крепления колес, обратив внимание на то, чтобы колеса с обеих сторон (и передние и задние) были на равном расстоянии от конца основания;
соединить все четыре колеса с осью, т. е. вбить гвоздь в каждое колесо (рис. 40, 6);
прикрепить к коляске с левой и с правой стороны колеса, используя при этом шпильку (см. занятие, на котором мастерили тележку).
В передней части основания (в середине) забить гвоздь, который потом согнуть (выполнить эту операцию помогает воспитатель) крючком, и привязать веревочку.
После занятия воспитатель вместе с детьми идут к малышам, чтобы подарить им свои поделки.

Рис. 41. Машина для перевозки хлеба:
1 — общий вид; 2 - детали игрушки; 3 - прибивание мотора к основанию; 4 — прибивание кабины к основанию; 5 — прибивание кузова к основанию; 6 и 7 — прибивание колес с правой и левой сторон машины.

МАШИНА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ХЛЕБА (рис. 41)

Цель. Учить детей мастерить большую машину, заготавливать к ней необходимые детали и отбирать нужный материал; закрепить способ подвижного крепления колес; воспитывать интерес к труду.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание машины 25x10x1,5; мотор 4x6x4; кабина 5x8x6; кузов 16x10x10; колеса — диаметр 3,6, толщина 1,5. Гвозди. Доска для отпиливания основания 30x10x1,5.
Инструменты: пила, молоток, клещи, напильник, линейка, карандаш.
Ход работы. На рабочем месте каждого ребенка лежат необходимые инструменты (линейка с карандашом, лист бумаги с начерченной линией, равной длине основания машины на рисунке, а также доска для изготовления основания).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок машины, спрашивает ребят, какая машина изображена на рисунке, откуда возят хлеб в машинах, куда машины привозят хлеб. После этого сообщает детям, что сегодня на занятии они будут делать машину, на которой возят хлеб. Выясняют составные части этой машины (основание, кузов, кабина, мотор, колеса).
Воспитатель сообщает, что основание машины дети сами должны заготовить; длина основания такая же, как линия, начерченная на бумаге. Затем спрашивает, как это нужно делать. (Дети отвечают, что с помощью линейки замерить длину линии на бумаге, эти размеры перенести на доску, где карандашом наметить линию распила.)
После того как дети заготовят основание, устанавливают ход работы, отбирают необходимый материал и приступают к изготовлению игрушки.
В ходе работы воспитатель повторяет последовательность действий:
1. Вначале сбить основание с мотором (для этого основание переворачивают и с противоположной стороны забивают двумя гвоздями для соединения с мотором (рис. 41, 3).
2. Соединить основные части машины (кабину и кузов соединить с основанием; кабину прибить к основанию двумя гвоздями, а кузов — четырьмя). Забивание всех деталей производится со стороны перевернутого основания (рис. 41, 4—5).
3. Все колеса соединить с осью, т. е. забить гвозди в каждое колесо. Колесо прикрепить сначала с левой стороны машины, а затем с правой, при этом используют шпильку (см. задание по изготовлению тележки).
Примечание. Если у детей возникнут затруднения при отборе необходимого для изготовления машин материала, воспитатель может сам разложить на рабочих местах необходимые детали.

ИГРУШКИ ПО ЗАМЫСЛУ

Цель. Продолжать развивать у детей умение самостоятельно задумать поделку и осуществить свой замысел; поощрять проявление творчества, воспитывать интерес к ручному труду; формировать настойчивость в достижении намеченной цели.
Ход работы. В начале занятия воспитатель просит детей рассказать, что значит трудиться по замыслу. После этого каждому предлагает придумать такую поделку, какую сможет сделать самостоятельно.
Это занятие по замыслу заключительное, поэтому воспитатель решает несколько задач. Он может предложить детям объединиться в небольшие группы (по 2—3 человека) для изготовления одной или нескольких игрушек (например, гараж и машины, кукольная мебель, спальный гарнитур и т.п.). Такая организация труда детей поможет закрепить умение детей договариваться, оказывать друг другу помощь.
Воспитатель обращает внимание детей на возможность использования дополнительных материалов.
Дети называют воспитателю, какую игрушку хотят сделать, какой необходим будет для этого материал и в какой последовательности нужно выполнить работу.
Если в ответах детей имеются неточности, воспитатель исправляет их, подводит к правильным ответам. Затем дети приступают к осуществлению своего замысла, отобрав вначале необходимый материал. В процессе работы используют дополнительный материал, проявляя творчество (в коляску сажают человечка из желудей и спичек, делают фары к легковому автомобилю и т. п.).
Воспитатель проверяет, как дети осуществляют свой замысел. При этом обращает внимание на качество работы, напоминает, что все они уже многому научились, умеют в работе пользоваться разными инструментами, как взрослые, а поэтому и игрушки должны делать аккуратно, чтобы ими можно было пользоваться в играх, подарить малышам, показать их маме и папе.
Если ребенок встречается в ходе работы с трудностями, то чтобы он не потерял веру в возможность успешного завершения поделки, воспитатель оказывает помощь. Важно, чтобы каждый добивался намеченной цели, а если не получается, то выяснить, почему, и помочь устранить причины неудач.
Воспитатель в ходе работы постоянно следит за выполнением детьми правил техники безопасности. Если дети выполняют работу вдвоем или втроем, то помогает им договориться о распределении работы.
Изготовленные детьми игрушки анализируются, подводится итог.
Воспитатель одобряет хорошие работы ребят, находит в каждой игрушке положительное, сообщает, что дети могут поиграть с игрушками.
Все наиболее удачные игрушки-самоделки желательно сохранить до работы по дереву в подготовительной к школе группе, так как на последующем этапе обучения труду по дереву на первых занятиях для закрепления и повторения пройденного (приемов работы инструментами и основных способов соединения деталей) ребята будут делать усложненные варианты подобных игрушек. Например, в старшей группе мастерили моторный бот, легковой автомобиль, а в подготовительной к школе группе — усложненные варианты этих игрушек — катер, автомобиль «Жигули» и др.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ЗАКРЕПИМ УМЕНИЕ МАСТЕРИТЬ

В процессе ручного труда по дереву в подготовительной к школе группе дети продолжают обучаться правильному пользованию инструментами. Воспитатель обращает внимание на то, как дети держат инструмент, материал, как работают. Появляются и новые требования. На первых занятиях трудом по дереву дети узнают новое о материале, об инструментах, о последовательности изготовления игрушек. Новые сведения активизируют мыслительную деятельность.
На последующих занятиях речь воспитателя (беседа, инструкция, вопросы, сопровождающие анализ конструкции образца игрушки, помощь при обсуждении последовательности операций в процессе создания игрушки, словесные указания, помощь в обнаружении и исправлении ошибок) имеет большое значение во всех видах работы.
В процессе формирования у детей подготовительной к школе группы трудолюбия, интереса к труду взрослых воспитатель, учитывая опыт ребят, планирует работу так, чтобы дети умели не только преодолевать трудности в достижении поставленной цели, но и выполнять задание более тщательно и аккуратно.
Детям 6—7 лет можно рассказать, что на заводах, фабриках, на всех предприятиях большое внимание уделяют качеству продукции, на изделия, получившие самую высокую оценку, ставят знак качества. Такая беседа поможет вызвать у ребят желание не только что-то мастерить, но делать хорошо, чтобы игрушки были прочными, красивыми.
В подготовительной к школе группе некоторые игрушки даются с незначительными изменениями, дополнениями к тем, которые дети мастерили в старшей группе. Сравнивая их со знакомыми поделками, ребята учатся самостоятельно устанавливать последовательность изготовления новых игрушек.
Какие игрушки и в какой последовательности можно сделать с детьми 6—7 лет: катер, скамейка со спинкой, автомобиль «Жигули», колесный трактор, грузовик, молоковоз, затем игрушки по замыслу, далее катер «Ракета», каток, пожарный автомобиль (лестница к пожарному автомобилю), бронеавтомобиль «Амфибия», военный корабль, снова игрушки по замыслу, затем танк, крейсер «Аврора», самолет-истребитель, автобус, самолет Ан-24, вертолет, и снова работа по замыслу детей; в итоге коллективное изготовление самоходной ракеты.
Из рекомендованных заданий три по замыслу. Воспитатель по своему усмотрению может распределить между детьми для совместного выполнения сложные игрушки, а также увеличить количество заданий для детей по замыслу.

Рис. 42. Катер:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание надстройки к основанию; 4 — прибивание капитанской рубки к надстройке методом насадки.

КАТЕР (рис. 42)

Цель. Закрепить приемы работы основными инструментами (молоток, клещи) в процессе изготовления несложной игрушки; научить детей пользоваться во время работы шилом; воспитывать умение работать осторожно с инструментами (особенно с шилом).
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): корпус (основание 30x12x2,5; надстройка (пассажирский салон) 15x9x4; рубка 10,5x3x5, высота — брусок, распиленный пополам по большой диагонали; флаг 6x2,5 (приклеить вдвое); гвоздь для флага 70x3 мм. Гвозди 2,5—3 см. Рисунок общего вида катера.
Инструменты: молоток, клещи, шило, карандаш.
Ход работы. До начала работы полезно рассмотреть с детьми иллюстрации в книге Л. А. Мезинова «Спортивные лодки». В этой книге дошкольникам можно показать рисунки байдарки, яхты, лодки-ракеты и др. (художник П. Павлинова).
Вначале дети вспоминают, какие игрушки они делали в старшей группе, какими инструментами пользовались (воспитатель спрашивает 2—3 детей, изготовление каких игрушек им больше всего запомнилось, понравилось). Затем педагог сообщает, что в подготовительной к школе группе они продолжат работу по изготовлению игрушек-самоделок, а на этом занятии будут делать катер. Воспитатель показывает рисунок катера, рядом с рисунком располагает заранее подобранные иллюстрации разных кораблей; спрашивает, знают ли дети названия частей корабля (корпус, нос, корма, борт, надстройка, мачта, палуба, капитанская рубка и др.), почему у кораблей острый нос. (Ответы детей уточняет и обобщает воспитатель.) Затем все иллюстрации убирают (кроме рисунка катера). Воспитатель спрашивает, как называются части катера. Помогает ребятам выяснить, что нижняя часть катера — это основание, или корпус, средняя часть — надстройка, или пассажирский салон, верхняя часть — капитанская рубка. Предлагает детям подумать, в какой последовательности надо делать игрушку.
1. Прибить надстройку (пассажирский салон) к основанию (корпусу). (Рис. 42, 3.)
2. Прибить капитанскую рубку к надстройке (методом насадки).
3. Укрепить на корпусе длинный гвоздь — мачту, а затем наклеить вырезанный из бумаги флажок (рис. 42, 5).
Воспитатель уточняет ответы детей, напоминает им, что для соединения надстройки с корпусом нужно корпус перевернуть, а для прикрепления рубки лучше воспользоваться гвоздями без шляпки. Вместе с детьми намечают те звенья работы, где они могут проявить самостоятельность (расположение и размеры иллюминаторов, установление флажка и т. п.).
Затем сообщает, что сегодня дети будут самостоятельно отмечать шилом места забивания гвоздей, это облегчит и ускорит работу. Но шило — острый инструмент, поэтому обращаться с ним надо очень осторожно и аккуратно, чтобы не поранить руку. В старшей группе дети видели, как воспитатель шилом делал наколы в отмеченных карандашом местах забивания гвоздей. Воспитатель показывает приемы работы шилом. Деталь, на которой делают наколы, находится на рабочем месте (на верстаке или на столе), ее придерживают левой рукой. Правой рукой сначала намечают карандашом места забивания гвоздей (так легче работать и учесть пространственное расположение гвоздей), а затем шилом по этим точкам делают наколы.
После уточнения хода работы воспитатель разрешает детям отобрать на полках необходимый материал и приступить к работе.
В процессе работы воспитатель напоминает, как правильно пользоваться инструментами (к показу привлекаются и дети). Так как на этом занятии дети самостоятельно намечают места забивания гвоздей и скрепляют детали, то воспитатель тщательно контролирует точность действия, в случае необходимости оказывает помощь.
В конце работы анализируют ее результаты, отбирают лучшие поделки. В итоге воспитатель напоминает детям, что, как и в старшей группе, после занятий в уголке труда каждый должен убрать рабочее место, а дежурные отвечают за порядок в помещении. Это правило дети должны соблюдать в процессе любых видов работы в комнате или уголке труда.
Как видно из описания работы, детям предоставляется большая самостоятельность в определении последовательности изготовления всей игрушки и в выполнении отдельных операций.
В процессе изготовления катера воспитатель должен подводить детей к осознанию необходимой последовательности скрепления деталей — от меньших к большим. Такая последовательность сохранится и при изготовлении других игрушек.
Примечание. Предложенный ход работы по изготовлению катера дан в несколько облегченном варианте, ввиду летнего перерыва, при переходе ребенка из старшей в подготовительную к школе группу. Если дети летом регулярно занимались трудом по дереву, то на этом занятии можно предложить усложненный вариант: отпиливание под углом 45° только носовой, или носовой и кормовой части корпуса (основания), или только капитанской рубки, для чего используется брусок указанных выше размеров (пилить по наибольшей диагонали).


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz