каморка папыВлада
Э.К. Гульянц. Учите детей мастерить. текст-3
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.04.2019, 16:44

скачать книгу

<- предыдущая страница следующая ->

ИГРУШКИ ПО ЗАМЫСЛУ ДЕТЕЙ

Цель. Подвести детей к созданию игрушек и различных предметов с опорой на образец и по представлению; учить задумывать поделку и рассказывать, из каких частей она будет состоять (т.е. мысленно осуществить анализ); отбирать необходимый материал; развивать воображение, элементы творчества.
Ход работы. На столе у воспитателя стоят образцы готовых игрушек, ранее созданных детьми (скамейка, стул, моторный бот, садовая скамейка, кровать с сеткой, кровать деревянная). Воспитатель во вступительной беседе просит детей вспомнить, какие поделки из дерева они уже делали, затем сообщает, что сегодня дети будут делать игрушки, которые им нравятся и которые они смогут сделать. Выясняет, кто что будет делать и в какой последовательности. Каждый ребенок называет выбранную для изготовления поделку и для осуществления своего замысла берет на полках необходимый материал. Воспитатель контролирует, чтобы ребенок взял тот материал, который потребуется для поделки. После этого дети приступают к работе.
Если ребенок хочет сделать новую игрушку (т. е. над которой еще не работали), воспитатель в беседе уточняет, насколько верно ребенок представляет последовательность изготовления выбранной игрушки, какие инструменты и материалы ему будут нужны, только после этого разрешает приступить к работе.
Во время работы педагог следит за действиями ребят, оказывает необходимую помощь в уточнении последовательности действий в своевременном исправлении ошибок, с тем чтобы все дети могли добиться хорошего результата. Это важно для формирования интереса детей к этому виду деятельности.
По окончании работы воспитатель называет детей, которым удалось осуществить свой замысел, т. е. изготовить задуманную игрушку, проявив при этом творчество.

ДИВАН ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ КУКОЛ (рис. 26)

Цель. Учить детей мастерить диван для маленьких кукол, соблюдая при этом необходимую последовательность; закрепить навыки работы с молотком и клещами; развивать у детей творческое отношение к работе (пробуждая у ребят интерес к использованию дополнительных материалов); воспитывать в процессе работы по дереву настойчивость, целеустремленность в достижении результата.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): длина основания 14x5x3; спинка 14x8x1; боковые стороны 5x8x1. Гвозди.
Инструменты: молоток, клещи.
На отдельном подносе находятся дополнительные материалы, карандаш.
Ход работы. Воспитатель показывает готовый образец дивана, дети рассматривают составные части. Затем вызывает одного ребенка и вместе с ним демонстрирует перед остальными детьми поэтапность изготовления дивана, поясняя при этом, что сначала берут дощечку — спинку, ставят ее на узкую сторону и прикладывают ровно к основанию, чтобы они были на одной линии.
В беседе педагог выясняет, сколько нужно гвоздей, чтобы прочно прибить стенку и боковые стороны к основанию, предлагает детям вспомнить, что, прежде чем прибивать, нужно карандашом наметить места, в которые забивают гвозди. Когда соединяют спинку с сиденьем, ее придерживают рукой, чтобы она не скользила.
После того как спинка и основание игрушки соединены, нужно приложить к ним боковые стороны, наметить места забивания гвоздей, затем объединить детали.
Дети повторяют последовательность изготовления игрушки:
1. Прибить спинки дивана к основанию (гвозди забивать в намеченных местах (рис. 26, 3).
2. Прибить левую боковую сторону к основанию и спинке дивана (рис. 26, 4).
3. Прибить таким же способом правую боковую сторону (рис. 26, 5).
Воспитатель далее предлагает детям приступить к самостоятельному изготовлению игрушек, обращает внимание на поднос с дополнительными материалами (цветные кружки, шары, цветы и т.д.), предлагает подумать, как их можно использовать для поделки, например, как украсить свою игрушку, чтобы она отличалась от других поделок.
В процессе работы воспитатель помогает затрудняющимся детям, делает замечание тем, кто неверно пользуется молотком, клещами. Когда поделки готовы, воспитатель вместе с детьми анализирует качество работы; отмечает тех, кто соблюдал правила работы инструментами, проявлял внимание к товарищу, помогал справиться с заданием другим.
Как положительный фактор педагог отмечает инициативу детей в украшении игрушки.

Рис. 26. Диван для маленьких кукол:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание спинки дивана к основанию четырьмя гвоздями; 4 — прибивание левой боковой стороны к основанию и спинке; 5 — прибивание правой боковой стороны к основанию и спинке.
Рис. 27. Лестница:
1 — общий вид,; 2 — детали игрушки; 3 — разметка длинных реек; 4 — забивание гвоздей в перекладины; 5 — прибивание перекладин (вначале первой и последней); 6 — прибивание остальных

ЛЕСТНИЦА (рис. 27)

Цель. Учить детей изготавливать поделку, состоящую из большего количества деталей, чем предыдущие игрушки; закрепить умение делать разметку; продолжать учить совместному труду при поделке игрушек.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): длинные рейки (2 шт.) 30x3x1,5; перекладины 18x1,5x1,5. Гвозди.
Инструменты: молоток, клещи, карандаш. Для воспитателя шило.
Ход работы. Необходимый материал лежит на рабочих столах (верстаках). Детям сообщают, что они сегодня будут делать лесенку вдвоем. Предлагают для работы объединиться в пары по собственному желанию.
Перед детьми демонстрируют готовый образец, ребята анализируют последовательность его изготовления:
1. Сделать разметку длинных реек (рис. 27, 3).
2. Забить гвозди в перекладины, пока они не покажутся с противоположной стороны (рис. 27, 4).
3. Приложить и прибить первую и последнюю перекладины.
4. Прибить тем же способом остальные перекладины (рис. 27, 5). При изготовлении лесенки перекладины нужно располагать на равном расстоянии друг от друга. Воспитатель подчеркивает, что здесь надо быть особенно внимательным и аккуратным, так как эта операция является самым сложным этапом работы. Затем воспитатель показывает всем детям, как это надо сделать: длинные рейки прикладывают плотно друг к другу (концы их должны быть на одном уровне, если концы не удерживаются, то можно их на время разметки скрепить изоляционной лентой). После этого ребенок берет в правую руку карандаш или мел, а в левую — широкую дощечку, которую можно использовать как условную мерку (ширина ее должна быть равна ширине двух деталей — перекладин).
Дощечку (условную мерку) прикладывают снизу и на верхней стороне делают отметку на рейках. Затем дощечку переносят нижней стороной на сделанную отметку, а по верхней стороне вновь делают отметку.
Разметку производят до конца реек: также карандашом намечают на перекладинах места забивания гвоздей.
Когда разметка готова, то рейки раздвигают на длину перекладины. Затем воспитатель показывает, как использовать разметку в работе: каждая перекладина прикладывается верхней стороной к намеченным линиям на обеих рейках (на одном уровне).
Как только дети усвоят последовательность изготовления игрушечной лесенки (установление реек на одном уровне, нанесение разметки), можно разрешить им приступить к самостоятельной работе. Воспитатель определяет задания, которые выполняются совместно (например, наметить карандашом или мелом линии — один держит рейки, а другой намечает; прибивание перекладин).
Воспитатель в ходе работы следит за соблюдением правил техники безопасности, осуществляет индивидуальный подход и контроль за работой детей.
В конце занятия подводят итог, анализируют готовые работы. Воспитатель одобряет тех детей, которые работали дружно, помогали друг другу.

Рис. 28. Мост:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание верхней и нижней опор для левой и правой сторон моста; 4 — прибивание ограды (из гвоздей) в предварительно намеченных местах.

МОСТ (рис. 28)

Цель. Развивать умение анализировать образец игрушки, подбирать необходимый материал, сравнивать при оценке работу с образцом; продолжать учить детей делать игрушку по условию; закрепить навык работы с молотком и клещами; учиться объективно оценивать игрушку, обращать внимание на аккуратность отдельных деталей (например, в данной игрушке как забита ограда).
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): верхняя часть моста — доска 35x10x1 (опоры состоят из четырехугольных дощечек (4 шт., по 2 с каждой стороны); размер нижних дощечек 10x12x1,5; размер верхних опорных дощечек 10x8x1. Гвозди (гвозди для перил моста можно использовать размером 2,5—3 см).
Инструменты: молоток, клещи, карандаш.
Машины (игрушки) — 2 шт.
Ход работы. Дети под руководством воспитателя анализируют образец готовой поделки: выясняют составные части моста, какой нужен материал, определяют последовательность операций:
1. Прибить гвоздями опоры для левой и правой сторон моста (рис. 28, 3).
2. Прибить ограду из гвоздей (гвозди вбивать в предварительно намеченные шилом места, рис. 28, 4).
3. Прибить верхнюю часть моста к опорам.
Затем воспитатель показывает машины — маленькую и большую — и спрашивает: «Посмотрите на мост и машины и скажите, какая из них проедет по этому мосту. Почему именно такая?»
Педагог объявляет детям, что они должны построить такой мост, по которому может проехать машина, стоящая у каждого на столе. Дети должны сами решить, какая нужна дощечка, узкая или широкая. После того как материал выбран, воспитатель разрешает детям взять инструменты и приступить к работе.
Можно посоветовать детям сначала сконструировать мост без гвоздей, а потом сравнить его с образцом и после одобрения воспитателя приступить к сколачиванию. Тем, кто затрудняется, воспитатель может наметить на доске отверстия для гвоздей шилом.
Сначала сбивают опоры моста двумя гвоздями. При этом обращают внимание на то, чтобы внутренние стороны опор были на одной линии. Затем перед прикреплением верхней части моста к опорам прибивают ограду из гвоздей так, чтобы гвозди были на равном расстоянии один от другого, поэтому места для гвоздей дети намечают карандашом, а воспитатель помогает им — накалывает шилом. Когда ограда готова, верхнюю часть моста прибивают к опорам.
Вот и готова поделка. Но работу можно продолжить. Воспитатель предлагает каждому украсить мост (например, сделать фонари, флажки, обтянуть перила проволокой и т.д.). Дети вносят свои предложения, педагог отмечает удачные варианты. Украшение и достройку игрушек можно продолжить на следующем занятии. В итоге работы проводится анализ готовых поделок.

НОСИЛКИ (рис. 29)

Цель. Познакомить детей с приемами пользования пилой в распиловочной коробке — лучковой или ножовкой, с зажиманием материала для отпиливания, позой ребенка при пилении, действием пилой при этом, т. е. началом отпиливания; формировать элементарные технические навыки работы с инструментами; стимулировать проявление детьми инициативы.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): рейки 40X1X1,5 (от них отпиливают ручки длиной 28); доска размером 12x10x1; прямоугольные дощечки размером 10x2x1 (2 шт.). Гвозди.
Инструменты: молоток, пила в распиловочной коробке, линейка, карандаш, наждачная бумага.
Ход работы. За день-два перед изготовлением намеченной игрушки воспитатель приводит детей в комнату или уголок труда и знакомит их с распиловочной коробкой (лучковой пилой или ножовкой), при помощи которой обеспечивается безопасное распиливание деталей, ее основными частями (рис. 30): станок — раму, зажимной винт (для зажимания распиливаемого материала), затворы (для ограничения и направления движений пилы); составные части лучковой пилы: а — стойки; б — планка для крепления; в — полотно пилы; г — щеколда; д — тетива; е — ручки. (Можно познакомить с распиловочной коробкой в комплекте с ножовкой в зависимости от того, какая коробка имеется в детском саду.)
Во время знакомства с пилой в распиловочной коробке дети впервые узнают, как ею пользоваться (о приемах работы). Воспитатель показывает и объясняет назначение составных частей распиловочной коробки (например, берет дощечку и зажимает ее винтом). Дети узнают, как надо стоять во время пиления — левая нога должна быть немного выставлена вперед, на нее делается упор. Правой рукой сжимается ручка пилы, но не сильно, после чего нужно вести пилу по линии разметки, по возможности ровно, не дергая ее. После этого дети осуществляют практическое знакомство с пилой под непосредственным наблюдением и контролем воспитателя. (В данном случае возможно использование метода пассивных движений, когда воспитатель берет руку ребенка в свою и совместно осуществляют распил.)
Ход работы. Дети рассматривают готовый образец игрушки, выясняют, из каких частей она состоит, подбирают нужные детали. Но оказалось, что среди них нет готовых ручек для носилок, а есть только рейки, от которых можно отпилить ручки. Воспитатель спрашивает детей, что для этого надо сделать (сначала отмерить линейкой длину ручки на образце, а потом отметить карандашом на рейках место для отпиливания). Затем напоминает детям и показывает, как прикрепляется к верстаку распиловочная коробка, как зажимается рейка в распиловочной коробке, чтобы от нее отпилить ручки, как держать правильно пилу, как при этом нужно стоять, как начинать делать распил, как правильно пилить лучковой пилой или ножовкой в распиловочном станке-направителе. После этого дети приступают к работе.
Воспитатель контролирует действия детей с пилой и в ходе их работы продолжает обучать правильному пользованию пилой, следить за позой ребят, указывает на ошибки и помогает детям их исправить.
Иногда по ходу работы требуется дополнительный показ, объяснение всего приема пользования пилой и отдельных операций (например, зажимание материала для распиливания, начало пиления и т. п.).
Когда ручки отпилены, места распила зачищают наждачной бумагой. При этом деталь надо держать левой рукой с упором на стол (место распила должно быть сверху), а в правой руке — наждачная бумага. Если деталь небольшая, при обработке лучше зажать ее в тисках.
Воспитатель показывает детям, как создается игрушка, рассказывает о последовательности работы:
1. Сбить прямоугольные дощечки — передний и задний бортик с основанием (для этого карандашом делают разметку мест забивания гвоздей в дощечках-бортиках).
2. В намеченных местах вбить гвозди в дощечки-бортики, пока кончики гвоздей не покажутся с противоположной стороны, и соединяют их с основанием (см. рис. 29, 3—4).
3. Приложить к основанию ручки и прибить их.
Нужно следить, чтобы основание было в центре, а ручки на одном уровне и не выступали. Важно во время забивания гвоздей следить за их направлением. Если гвоздь идет вкось, то, пользуясь клещами, вынуть его и исправить направление.
В конце работы воспитатель обобщает: «Сегодня, дети, вы познакомились с правилами пользования пилой и научились отпиливать нужный материал. Сделали хорошие игрушки. Давайте вместе подумаем, как их можно украсить, чем дополнить». Дети предлагают свои варианты: одни хотят на носилках сделать бортики, другие покрасить и т. д. Воспитатель одобряет предложения детей, хвалит их за проявление инициативы.

Рис. 29. Носилки:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 и 4 — прибивание переднего и заднего бортика к основанию носилок; 5 и 6 — прибивание основания носилок с бортиками к левой и правой ручкам.
Рис. 30. Части лучковой пилы.
Рис. 31. Стул для кукол:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — забивание гвоздей в сиденье стула и в спинку; 4 — прибивание спинки к сиденью стула; 5 и 6 — прибивание сиденья к передним ножкам.

СТУЛ ДЛЯ КУКОЛ (рис. 31)

Цель. Развивать навык пользования пилой в распиловочной коробке при отпиливании деталей для стула; учить детей сколачивать детали под углом, правильно располагать передние ножки, устанавливая их ребро на одной линии с ребром сиденья; учить отбирать гвозди нужного размера (мелкие для скрепления ножек, крупные для соединения спинки с сиденьем); развивать творчество, воспитывать у детей любовь к работе по дереву.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): спинка 15x7x1, сиденье 7x7x1, ножки 6x1x1. Гвозди (двух размеров).
Инструменты: молоток, клещи, карандаш, пила, наждачная бумага.
Ход работы. На рабочем месте каждого ребенка лежат готовая спинка, ножки и доска длиной 28 см, шириной 7 см, от которой надо отпилить квадратное сиденье. Образец дается готовый. Используя его, воспитатель уточняет последовательность работы:
1. Заготовить сиденье стула.
2. Забить гвозди в сиденье стула и в спинку в заранее намеченных местах (рис. 31, 3).
3. Прибить спинку к сиденью стула (рис. 31, 4).
4. Прибить сиденье к передним ножкам (рис. 31, 5—6).
Затем поясняет, как надо работать, подводит детей к правильным ответам.
Дети отмеряют от доски сиденье (по ширине готовой спинки), пользуясь линейкой, проводят линию распила и отпиливают, зачищают места распила, после чего на сиденье карандашом намечают места, где должны быть прибиты ножки, и забивают гвозди, пока они, пройдя толщину сиденья, не покажутся с другой стороны. Затем намечают карандашом места, где соединяются спинка с сиденьем, и забивают гвозди в спинку до тех пор, пока они не покажутся с противоположной стороны, пройдя ее толщину (как показано на рисунке 31, 3-е положение). Затем сиденье прикладывают под углом к спинке так, чтобы забитые в нее гвозди пришлись посередине толщины сиденья, после этого гвозди забивают до конца. Далее прибивают передние ножки. При этом ребро сиденья и ножки устанавливают на одной линии. Можно разрешить детям сначала прибить ножки к сиденью, а потом сиденье с ножками прибить к спинке. Готовые поделки ставят на один стол, анализируют, оценивают качество работы детей. В итоге воспитатель разрешает ребятам взять игрушки, сделанные на последних занятиях, для игры в групповую комнату или на участок.
Примечание. При изготовлении стульчика для кукол воспитатель может в зависимости от подготовленности детей вместо отпиливания сиденья предложить отпиливать ножки. С этой целью необходимо взять рейки длиной 12 см, сечением 1X1 см, которые распиливаются пополам для получения двух ножек.
Если при изготовлении стула отпиливается сиденье, то некоторым детям предлагают следующее задание: воспитатель показывает незаконченный стул (без передних ножек) и спрашивает: «Если бы у нас не было готовых ножек, то как узнать, какой высоты будут передние ножки и как их надо отмерять?» Воспитатель подводит детей к ответу, что с этой целью нужно отмерить линейкой высоту спинки (от сиденья вниз, до конца), а затем сделать разметку на рейке, после чего по разметке отпилить ножки.

Рис. 32. Столик:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — забивание гвоздей в крышку стола; 4 и 5 — поочередное прибивание ножек.

СТОЛИК (рис. 32)

Цель. Учить детей правильно отмерять нужные размеры деталей, пользуясь линейкой; учить зачищать места распила, пользуясь для этой цели напильником или наждачной бумагой; продолжать учить правильным приемам пользования лучковой пилой в распиловочной коробке; закрепить правила техники безопасности при работе с пилой; воспитывать любовь к труду.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): доска 16x16x1; рейка сечением 1,5x1,5, длиной 40—50, от которой нужно отпилить ножки для стола длиной по 10 см. (Материалы лежат на рабочих местах.) Гвозди.
Инструменты: молоток, клещи, пила, напильник, наждачная бумага, карандаш.
Ход работы. Детям показывают готовый образец столика. В беседе выясняют, как можно сделать такой столик и что для этого нужно. Дети узнают, что, для того чтобы сделать столик, надо прежде заготовить ножки. Уточняют последовательность операций:
1. Сделать разметку. Закрепить рейки в распиловочной коробке, отпилить.
2. Забить гвозди в крышку стола (рис. 32, 3).
3. Поочередно прибить ножки (рис. 32, 4—5).
Воспитатель вновь напоминает и показывает детям, как можно зачистить места распила, пользуясь напильником (лучше плоским). Для выполнения этой операции деталь зажимается в тиски так, чтобы место распила немного выступало над поверхностью тисков. Педагог следит за правильной позой детей во время работы напильником.
После того как ножки отпилят, дети приступают к следующему этапу работы — забиванию гвоздей, которыми будут крепиться ножки, в крышку стола (пока не покажутся с другой стороны).
Чтобы ножки прибить к крышке ровно, надо карандашом наметить места, куда будут забивать гвозди, а затем забить все четыре гвоздя в крышку стола и поочередно прибивать все ножки, используя при этом как опору край стола. Воспитатель внимательно следит за работой детей, за тем, чтобы среди них не возникали конфликты, чтобы они помогали друг другу. Если дети затрудняются прибить крышку к ножкам, то воспитатель оказывает им помощь, наметив шилом места для забивания гвоздей в ножках.
В процессе этого обучения воспитатель проводит большую индивидуальную работу с детьми (показ, объяснение, напоминание, что работать с пилой нужно аккуратно, как правильно пользоваться напильником, как отмерять, пользуясь линейкой, и т. д.).
Обычно при знакомстве с пилой все дети хотят скорее взять в руки пилу и пилить. Им кажется, что это легкая работа. Но когда начинают пилить, убеждаются, что пила не сразу послушно идет. Воспитатель должен поддерживать интерес ребят к этой работе, помочь тем, кто потерпел неудачи, выражая уверенность, что на следующих занятиях все научатся правильно владеть пилой и напильником.
В формировании навыка работы детей по дереву большое значение имеет анализ готовых поделок в конце занятия. При этом воспитатель отмечает не только то, как справились дети с заданием, но и то, как во время работы себя вели, как помогали друг другу.

ИГРУШКИ ПО ЗАМЫСЛУ

Цель. Формировать умение задумать поделку и выполнить ее; закрепить в процессе деятельности приемы работы с молотком, клещами, развивать интерес к созиданию, проявлению самостоятельности, элементов творчества.
Ход работы. Детям сообщают о том, что они сегодня могут мастерить, кто что захочет. Но сначала нужно хорошо подумать, какую игрушку каждый из детей желает сделать. После того как дети примут решение, они отбирают необходимый материал. Вначале задуманную поделку конструируют, прикладывая детали, не сколачивая их. Это помогает ребенку представить поэтапность изготовления игрушки.
Воспитатель просит детей рассказать о последовательности изготовления задуманной игрушки, с тем чтобы убедиться в их знаниях, затем разрешает начать работу. В ходе работы помогает детям осуществить замысел, поддерживает уверенность, что игрушка получится.
Когда поделка у каждого ребенка будет готова, можно разрешить взять дополнительные материалы, чтобы украсить игрушку.
В конце работы все дети рассматривают поделки, отмечают, чья игрушка красивее, аккуратнее выполнена.
В процессе анализа воспитатель следит за тем, чтобы оценка игрушек детьми была объективной, чтобы при этом дети не ссорились.

ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЯ ПОСЛОЖНЕЕ

Дети научились мастерить неподвижную игрушку, следуя образцу, изготовленному воспитателем. Теперь они могут в качестве образца использовать четкие рисунки, на которых были бы ясно видны детали поделки. Они могут делать игрушку, требующую большого количества операций при ее изготовлении.
Работу детей по дереву организуют так, чтобы у них закреплялись знания, полученные ранее, пополнялся запас представлений. Этому способствует чтение художественной литературы, беседы, экскурсии в лес, парк, по городу, на аэродром и т. д.
Большое внимание уделяют совершенствованию технических навыков и умений владения основными инструментами. Руководя работой детей, воспитатель создает условия для того, чтобы перед ними возникали вопросы, им приходилось решать несложные задачи, искать ответы (например, рассматривая рисунок, отвечать на вопрос, как укрепляются колеса у машины, какие части у самолета и т. п.), догадываться о невидимых способах соединения деталей (соединение руля с задними крыльями у самолета), находить причины ошибок.
Дети самостоятельно отбирают необходимый материал, при этом сравнивают, сопоставляют детали; увереннее забивают гвозди, их движения становятся более точными. Во втором полугодии ребята уже самостоятельно пользуются напильником, наждачной бумагой для уничтожения заусениц и получения гладкой поверхности, более совершенными становятся умения пользования пилой, умения отмечать карандашом места для забивания гвоздей, отмеривать отрезки. Под руководством воспитателя они намечают линии распила (пользуясь условной меркой). Самостоятельно заготавливают отдельные необходимые детали, овладевают способом подвижного крепления колес, приемом крепления с помощью гвоздей без шляпки.
Во втором полугодии дети чаще используют дополнительные материалы, а иногда и клей. В оценке готовых работ более самокритичны.
Занятиям должно предшествовать более углубленное знакомство детей с деревом. Для этого воспитатель использует художественную литературу, экскурсии, беседы.
Воспитатель объясняет детям, что, для того чтобы сделать какую-либо игрушку, надо обязательно знать особенности того материала, из которого она создается. Например, читая детям книгу А. Маркуши «Хитрая точка», рассматривая в ней яркие иллюстрации, воспитатель знакомит детей с различными инструментами и их значением. Из таких произведений, как «Мастер-ломастер», «Конь-огонь», дети узнают, что нужно долго учиться, чтобы хорошо работать инструментами (пилой, рубанком, топором). Русские сказки «Самое дорогое», «Деревянный орел» и др. рассказывают о труде столяра, об уважении к его труду.
Можно прочитать также стихотворение С. Я. Маршака «Откуда стол пришел», провести по его содержанию беседу, а затем совершить экскурсию в лес или парк.

ЭКСКУРСИЯ В ЛЕС ИЛИ РОЩУ

Цель. Познакомить детей с различными породами деревьев (дуб, клен, береза, сосна); научить различать их по внешнему виду; прививать любовь к родной природе.
Подготовка к экскурсии. Заранее побывать на месте экскурсии, наметить, какие деревья наблюдать (дуб, клен, береза, сосна).
Ход экскурсии. Во время прогулки по лесу или роще воспитатель рассказывает о том, что наша страна богата лесами. Деревья бывают лиственные и хвойные, а древесина у них мягкая или твердая. К мягким породам деревьев относятся ель, пихта, сосна, береза, ольха1. Эти породы деревьев используют в столярном деле — для изготовления мебели, полов, деревянных сооружений. Твердые породы деревьев — дуб, бук, орех, клен, ясень — используют для верстаков, рубанков, ручек к инструментам (молоткам, напильникам, пилам и т. п.), паркетных и дощатых полов, мебели, а также для отделки изделий из дерева, облицовки, т. е. для украшения мебели.
1 Можно назвать деревья, которые имеются в данном парке (в лесу).
Дети рассматривают деревья. Воспитатель обращает внимание на толщину, цвет ствола, на его поверхность; разрешает им потрогать ствол и убедиться, что поверхность его шероховатая, предлагает сравнить старый дуб и молодой. Можно показать поперечный разрез ствола на спиленном пне, научить определять возраст дерева по годичным кольцам. Дети рассматривают раскидистую крону дуба, причудливую изрезанность краев листа, его форму, цвет. Так же рассматривают и другие деревья.
Воспитатель рассказывает далее детям, что древесина из-за своей большой прочности, легкости, простоты обработки и других важных и ценных качеств является очень нужным материалом в строительстве. Можно спросить, помнят ли дети, что сделано из дерева в жилых домах. Дети обычно с легкостью называют: двери, полы, оконные рамы, а также сообщают, что из дерева делают пароходы, катера, игрушки и другие предметы. Полезно для воспитания любви к природе, бережного к ней отношения рассказать о том, что и лес требует специального ухода: его чистят, убирают лишние и сухие ветки, следят, чтобы деревья имели достаточно света и воздуха.
Деревья, предназначенные для строительства, рубят и специальными машинами обрабатывают, очищают от коры, распиливают стволы на доски, бруски, пластины и тонкие рейки. Это делают лесорубы. Если древесина неправильно обрабатывается, то в мебели, оконных рамах, полах образуются трещины, щели. Воспитатель напоминает детям, что фанеру делают тоже из древесины, склеивая несколько тонких листов (поэтому фанера очень твердая).
В конце экскурсии воспитатель вместе с детьми подводят итог, что нового узнали на экскурсии: познакомились с различными породами деревьев, растущими в лесу (в роще), выяснили, что лес — это не только зеленые насаждения, но и строительный материал; лес мы должны беречь, охранять, умножать.
Во втором полугодии дети мастерят игрушки в следующей последовательности: телевизор «Рубин», самолет АН-2, санки, парусник, далее занятие по замыслу, затем тележку, ящик для рассады, легковой автомобиль, детскую коляску, машину для хлеба — и снова занятие по замыслу.

ТЕЛЕВИЗОР «РУБИН» (рис. 33)

Цель. Научить детей пользоваться рисунком в качестве образца; закрепить технические навыки пользования пилой при отпиливании необходимых деталей для телевизора; совершенствовать приемы пользования напильником или наждачной бумагой; воспитывать интерес к труду, настойчивость в достижении цели.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): корпус телевизора — брусок 20x16x10; экран — доска 16x10x1; ножки 10x1x1; рейки для ножек 35x1x1; доска (для отпиливания экрана) 25x10x1. Гвозди.
Инструменты: молоток, пила, клещи, карандаш, линейка.
Ход работы. Так как эта работа не вызывает особых затруднений, детям предоставляют больше самостоятельности при изготовлении телевизора, в качестве образца используют рисунок.
Дети рассматривают рисунок — общий вид игрушки; воспитатель вместе с детьми анализирует, из каких частей она состоит, определяют последовательность работы, выясняют, какой материал необходим для изготовления игрушки, после чего дети приступают к заготовке деталей.
Можно дать два задания: отпилить для телевизора ножки от рейки и экран от доски.
Задания детям дают с учетом их подготовленности к работе по дереву: кому отпилить от рейки ножки, а кому — от доски экран. Воспитатель спрашивает у детей, какой длины нужны ножки. Детей подводят к ответу, что длина ножек равна ширине корпуса. На условной мерке (линейке без делений) отмечают ширину телевизора, после чего размеры переносят на рейки и проводят линию распила. При отпиливании экрана воспитатель помогает наметить место распила. После отпиливания место распила зачищают напильником. Воспитатель выясняет, помнят ли дети, как это делается (деталь зажимают в тиски). После заготовки деталей дети приступают к изготовлению телевизора в следующей последовательности:
1. Забить гвозди в доску (экран).
2. Прибить экран к телевизору (рис. 33, 4).
3. Забить гвозди в ножки (рис. 33, 5).
4. Прибить ножки к телевизору (рис. 33, 6).
Воспитатель контролирует выполнение детьми задания. В конце работы проводят анализ; педагог отмечает, что сегодня дети впервые делали игрушку из дерева по рисунку.

Рис. 33. Телевизор «Рубин»:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — забивание гвоздей в доску (экран); 4 — прибивание экрана к телевизору; 5 — забивание гвоздей в ножки; 6 — прибивание ножек к телевизору.
Рис. 34. Самолет АН-2:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 и 4 — прибивание к основанию самолета (фюзеляжу) верхнего и нижнего передних крыльев; 5 — соединение руля с хвостовыми крыльями; 6 — прибивание хвостовых крыльев с рулем к фюзеляжу.

САМОЛЕТ АН-2 (рис. 34)

Цель. Учить детей скреплять детали разной длины (сравнивать — короче, длиннее), располагать детали, соблюдая пропорции игрушки; познакомить с приемом скрепления деталей при помощи гвоздя без шляпки; закреплять приемы правильного пользования молотком и подбора гвоздей по размерам; создавать условия для проявления взаимопомощи в процессе работы; закреплять знание правил поведения во время работы по дереву.
Материал. Детали готовой игрушки (в см): фюзеляж 5x30x1,5; передние крылья 5x24x1,5; задние крылья 5x15x1. Материалы и полуфабрикаты, представляемые для работы (в см): доска 5x30x1,5; доска 5x24x1,5; доска 5X30X1. Гвозди.
Инструменты: молоток, пила, клещи, напильник, линейка, карандаш.
Ход работы. Воспитатель показывает рисунок самолета, дети рассматривают общий вид, составные части игрушки, затем уточняют последовательность ее изготовления, приемы соединения частей.
До начала работы воспитатель предлагает детям примерить основные детали самолета, собрать их без гвоздей, т. е. сконструировать модель самолета. Дети убеждаются, что все части есть, кроме хвостовых крыльев, вместо которых на рабочем месте каждого лежит длинная доска. Педагог разрешает детям взять инструменты, отмерить половину доски, провести линию для отпиливания (т.е. сделать разметку), отпилить деталь и зачистить место распила. Когда хвостовые крылья отпилены и приложены к самолету, то можно приступить к скреплению деталей игрушки гвоздями. Работу выполнять в следующей последовательности:
1. Сначала сбить верхние и нижние передние крылья с основанием, затем задние (хвостовые) соединить с основанием (фюзеляжем), предварительно отметив карандашом места забивания гвоздей на крыльях; следить, чтобы верхнее и нижнее крылья выступали на основании на одинаковом расстоянии (рис. 34, 3—4).
Воспитатель в случае необходимости оказывает детям помощь при выполнении этой операции (желательно, чтобы крылья были прибиты на расстоянии 1/3 длины основания от носа самолета).
2. Далее прибить руль гвоздями без шляпки (верхнюю часть соединяют с хвостовыми крыльями). Для этого гвоздь без шляпки вбивают до половины в середину хвостовых крыльев, деталь руля насаживают на вторую половину гвоздя, выступающую над корпусом. Гвоздь вбивают в отверстие, предварительно намеченное либо воспитателем, либо детьми под его руководством. Руль можно крепить и другим способом: перевернуть хвостовые крылья, поставить на верхнюю часть и прибить под углом (как прибивали спинку стула к сиденью). Гвоздь забить в середину крыльев.
3. Хвостовые крылья с рулем поставить на свое место, на фюзеляж, и прибить. Необходимо следить, чтобы дети брали гвозди в соответствии с толщиной досок (рис. 34, 6).
Когда игрушка готова, воспитатель предлагает внести дополнения: добавить пропеллеры, моторы, звезды на крыльях, колеса и т. д.
В конце работы подводят итог: выясняют, кто и как выполнил задание, чей самолет больше нравится и почему. Воспитатель учит детей пользоваться словами, обозначающими пространственные Отношения, поощряет дружную работу ребят, отмечает тех, кто соблюдал во время работы правила поведения, технику безопасности.
Примечание. Если изготовление самолета для детей данной группы окажется трудным, можно упростить работу, разделив ее на две части. В первой части задания можно сделать самолет, а во второй — дополнения, и здесь же заканчивают изготовление игрушки те дети, которые не успели выполнить основное задание.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz