каморка папыВлада
журнал Здоровье 1991-05 текст-1
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 26.04.2024, 09:28

скачать журнал

страница следующая ->

ISSN 0044-1945
Здоровье 5 91


СОДЕРЖАНИЕ
НА ЛЕЧЕНИЕ ЗА ГРАНИЦУ 2
Люди и страны
ТИБЕТ: ЗА ЗАВЕСОЙ ТАЙНЫ 3
Азбука гомеопатической помощи
ЗУБНАЯ БОЛЬ 6
Врач разъясняет...
СЕРДЦЕ БЬЕТСЯ МЕДЛЕННО... 8
ВАСКУЛИТ 9
ЗА КРАСИВЫМ ЗАГАРОМ 10
ТРЕНИРУЙТЕ МЫШЦЫ КИСТЕЙ 11
ПАТРИК РАМПАЛЬ: «У НАС МНОГО ОБЩИХ ПРОБЛЕМ» 14
ПОЗНАЙ СЕБЯ 15
Над чем работают ученые
А МОЖНО И БЕЗ ПРОКОЛА 19
НТП и здоровье человека
ВОКРУГ МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ 23
«ЖГУЧА КРАПИВА РОДИТСЯ»... 30


Сдано в набор 25.03.91.
Подписано к печати 04.04.91.
Формат 60х90 1/8.
Бумага книжно-журнальная.
Глубокая печать.
Усл. печ. л. 4,50.
Усл. кр.-отт. 7,55.
Уч.-изд. л. 7,58.
Тираж 8 800 000 экз.
(1-й завод: 1 - 4 349 823 экз.
Заказ № 357.
Цена 60 коп.
Адрес редакции:
101454, ГСП-4, Москва, Бумажный проезд, 14.
Телефоны отделов:
писем 212-24-17; 212-24-90;
охраны материнства и детства 251-94-49;
лечебно-профилактического, здорового образа жизни 212-22-00;
проблемы НТП и здоровье человека 250-24-56;
науки 212-25-69;
художественного 251-20-06;
Ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции типография имени Б. И. Ленина издательства ЦК КПСС «Правда».
125865, ГСП, Москва, А-137, улица «Правды», 24.


СОЛИДАРНОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, МИЛОСЕРДИЕ

«К сожалению, большинство стихийных бедствий предотвратить невозможно. Но их можно предсказывать, эффективно подготавливаться к каждому конкретному типу, будь то землетрясение, засуха, наводнение, извержение вулкана. Действуя таким образом, мы облегчим ситуацию и предотвратим тяжелые последствия...
Международная солидарность и сотрудничество имеют огромное значение в снижении отрицательного воздействия катастроф. Вот почему Организация Объединенных Наций объявила 1990-е годы Международным десятилетием борьбы за снижение последствий стихийных бедствий»,— подчеркнул в своем послании по случаю Всемирного дня здоровья 1991 года Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Хироси Накаджима.
Стихийные бедствия, которые случаются внезапно, приносят с собой разруху, голод, эпидемии. Нынешний век добавил к определению бедствия новое экологическое измерение. Химические и ядерные катастрофы, выплески нефти, загрязнение воздуха, воды и почвы, парниковый эффект - все это подчеркивает простую истину, что развитие может быть разрушительным. Природные и вызванные человеческой деятельностью катастрофы порой возвращают страну, на которую обрушиваются, на многие годы назад в ее развитии.
Именно в такие критические дни с особой силой проявляются милосердие и готовность к самопожертвованию, взаимодействие медицинских работников и общественности разных стран. Очень важно научить людей, особенно тех, кто живет в геофизически опасных районах, оказывать первую помощь. Ведь именно эти навыки, не говоря уже о средствах связи, материально-техническом обеспечении, разработке сценариев потенциальных бедствий, помогут не растеряться в критической ситуации и даже выжить.
Конечно, достижение этой цели требует огромных затрат и постоянных усилий со стороны государств, общественных организаций и частных лиц. Всемирная организация здравоохранения выражает надежду, что международная солидарность укрепится на протяжении всего Международного десятилетия борьбы за снижение потерь от стихийных бедствий.


31 МАЯ 1991 ГОДА — ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕЗ ТАБАКА

«ОБЩЕСТВЕННЫЕ МЕСТА И ТРАНСПОРТ СВОБОДНЫ ОТ КУРЕНИЯ» -

таков девиз третьего Всемирного дня без табака. Сегодня и правительства, и местные власти должны задуматься над тем, какие усилия приложить, чтобы все люди имели равные права для охраны здоровья. Защита некурящих — задача не из легких! И очень злободневная: ведь исследования пассивного курения выявили явную угрозу здоровью некурящих.
Я прошу всех присоединиться к деятельности Всемирной организации здравоохранения по подготовке Всемирного дня без табака. Обращаясь к благоразумию курильщиков, призываю их в этот день не браться за сигарету и убедиться, что, как ни сильна никотиновая зависимость, можно жить и без табака.
Вспомните, тридцать лет назад объявления «не плевать» в общественных местах никого не удивляли. Где они сегодня? Поищите. Надеюсь, наступит и такой день, когда отпадет необходимость в табличках «не курить», поскольку некурение станет социальной нормой.
Генеральный директор ВОЗ Хироси НАКАДЖИМА

ФАКТЫ ВЗЫВАЮТ К ДЕЙСТВИЮ
Ежегодно во всем мире табак убивает около трех миллионов человек.
80% случаев хронических бронхитов и эмфиземы легких, 20—25% коронарных заболеваний сердца связаны с пристрастием к сигарете.
Из-за курения во время беременности снижается вес ребенка при рождении, увеличивается число спонтанных абортов, преждевременных родов, мертворожденных детей, растет неонатальная смертность.
Табачный дым в помещениях, где находятся дети,— это возможное нарушение физического и умственного их развития.
Нюхательный и жевательный табак — причина развития оральных форм раковых заболеваний.
Воздействие табачного дыма, так называемое пассивное курение, увеличивает возможность заболеть раком легких и сердечно-сосудистыми заболеваниями среди некурящих.

НАДЕЖДЫ НА 31 МАЯ 1991 ГОДА
В 1990 году акцент был сделан на защиту здоровья детей и молодежи: «Растем без табака» - таков лозунг Всемирного дня. Сегодня внимание сконцентрировано на проблеме курения в общественных местах и общественном транспорте.
Курение в одиночку где-нибудь в укромном уголке на открытом воздухе — личное дело курильщика. Но вынуждать других дышать сигаретным дымом недопустимо. Сейчас, когда опасность пассивного курения не вызывает сомнений, самое время пустить в ход законы и жесткие инструкции.
Каждый имеет право дышать чистым воздухом. Там, где убеждения недостаточны, власти должны узаконить новый образ жизни.


ДЕВИЗ ВСЕМИРНОГО ДНЯ ЗДОРОВЬЯ 1991 ГОДА: «Обеспечим готовность к стихийным бедствиям»
Фото М. ВЫЛЕГЖАНИНА и А. ЖМУЛЮКИНА


НА ЛЕЧЕНИЕ ЗА ГРАНИЦУ

Все чаще и чаще встречаются в редакционной почте письма с вопросом: «Каким образом можно попасть на лечение за границу?» Ответить нашим читателям мы попросили начальника Управления внешних связей Минздрава СССР Э. В. КОСЕНКО.
- В соответствии с приказом № 682 Минздрава СССР от 27 декабря 1989 года направить больного на лечение за рубеж можно при наличии двух условий: невозможности оказать эффективную медицинскую помощь у нас в стране и наличии такой возможности в одной из зарубежных клиник. Заключение должны дать ведущие специалисты наших медицинских учреждений и клиник. При получении подобного заключения медицинские документы больного направляются в Минздрав СССР, где специально созданная комиссия в составе ведущих ученых, директоров лечебных центров рассматривает каждое заявление. Если члены комиссии сходятся во мнении, что данному больному оказать помощь в Советском Союзе нет возможности, документы направляются на консультацию в зарубежную клинику. При согласии клиники принять пациента оформляется его выезд на лечение за рубеж.
— Эдуард Владимирович, а бывает ли так, что за рубежом не дают согласия принять больного?
- Бывает. Отрицательный ответ на свой запрос Минздрав СССР получает в случае, если и зарубежные специалисты не видят никакой возможности помочь больному. Правда, иногда случается так, что больные какими-то путями все-таки выезжают за рубеж и даже в отдельных случаях находят валюту, спонсора, который устраивает больного в клинику и финансирует лечение. Однако ожидаемое «чудо выздоровления» происходит крайне редко, в основном результат известен заранее.
— И все-таки люди не верят отечественной медицине и пытаются сами искать пути к выздоровлению. Суть этих поисков сводится к принципу: «самое главное — попасть за границу. Там — спасение». Действительно ли уровень квалификации наших врачей намного уступает зарубежному?
— Тысячу раз нет! Дело тут не в квалификации и даже не в самих врачах. В большинстве случаев наши специалисты отказываются от проведения операции не из-за нехватки знаний и навыков. Наоборот! Золотые руки наших хирургов известны всему миру. В медицине нет военных тайн. Все новейшие методы лечения широко обсуждаются на международных симпозиумах и конгрессах. Но у наших специалистов нет оборудования и лекарственных препаратов, которые успешно используются во всем мире. Отсюда и обращение за помощью за границу.
— Сколько же приблизительно советских больных получают медицинскую помощь за рубежом?
— По данным Минздрава СССР, в 1990 году на лечение за границу было отправлено 382 человека. Из них 66 человек получили помощь в ФРГ, 43 — в США, 32 — в Великобритании, большое количество больных было направлено в Венгрию, Югославию, ГДР.
— А откуда берутся средства? Ведь, насколько известно, такие операции, как пересадка костного мозга, стоят очень дорого. Выделяет ли какие-нибудь субсидии государство?
— Да, но они незначительны. Вот, к примеру, в 1989 году Внешэкономбанк выделил Минздраву СССР для обмена 400 тысяч инвалютных рублей, а одна операция по пересадке комплекса сердце-легкие стоит полмиллиона долларов. А ведь в такой операции нуждается не один человек. Средства же в основном идут от благотворительных организаций, фондов милосердия и предприятий. Есть соглашения с рядом стран о бесплатном лечении наших больных. Помогают и западные спонсоры. И все же, как вы сами понимаете, это не выход из положения. В 1991 году Минздраву СССР разрешено выкупить во Внешэкономбанке полтора миллиона инвалютных рублей для лечения больных за рубежом. Это значит, что еще несколько десятков страждущих получат наконец необходимую помощь. Но и это не решает проблемы. Только коренное улучшение материально-технической базы нашего здравоохранения, обеспечение потребности лечебно-профилактических учреждений в медикаментах, современном медицинском оборудовании позволит нашим врачам оказывать медицинскую помощь советским гражданам в полном объеме и при самых сложных заболеваниях.
Б. АЛЬБИНА


ЛЮДИ И СТРАНЫ

ТИБЕТ: ЗА ЗАВЕСОЙ ТАЙНЫ

Гигантские каталоги Ленинской библиотеки, всегда так щедро дарующие ключи к любой информации, на этот раз словно изменили своему правилу. Список литературы, в основном на иностранных языках, уместился на одной странице блокнота. Это было все, что написано о Тибете за последние 70 с лишним лет. Много веков хранил Тибет свои тайны от иноземцев. Сотни ученых и путешественников тщетно мечтали побывать там. Среди них был и наш знаменитый соотечественник Николай Рерих, подаривший миру неповторимую красоту Гималаев. Но он так и не увидел сердца Тибета — цитадели буддизма Лхасы. Отгородившись от внешнего мира высочайшими хребтами земного шара, этот уголок земли по сей день остается одним из самых недоступных, наименее изученных и наиболее загадочных мест на нашей планете. Тайной окутано все, что связано с Тибетом,— будь то рассказы о тибетской медицине, сверхъестественных способностях врачующих лам или бродящем где-то в предгорьях Тибета снежном человеке — йети. А за завесу тайны, как известно, всегда очень хочется заглянуть. И потому так велика была моя радость, когда уже в конце своих библиотечных изысканий я увидела карточку с короткой строчкой: «В. Овчинников. Путешествие в Тибет. Москва, 1957 год». Конечно, книга издана давно, но то, что замечательный журналист, автор известных «Ветки сакуры» и «Корней дуба» видел Тибет своими глазами, внушало надежды. Я не знала, что впереди меня ждал еще один сюрприз. В сентябре 1990 года Всеволод Владимирович побывал в Тибете второй раз и сейчас работает над новой книгой. Несмотря на занятость, В. В. ОВЧИННИКОВ любезно согласился поделиться своими впечатлениями с читателями «Здоровья».
— Всеволод Владимирович, наша жизнь сейчас настолько сложна и неустроенна, что порой невольно опускаются руки. Но когда читаешь о Тибете, становится стыдно собственной слабости, вот уж где человеку действительно приходится туго.
— Да, Тибет — это своеобразная «крыша мира», вознесенная почти на 4 тысячи метров над уровнем моря. Казалось бы, этот край мало приспособлен для жизни. Разреженный сухой воздух, от которого постоянно першит в горле, сохнет кожа, ломаются ногти. Перепады температур такие, что если спине жарко, то груди холодно, и наоборот, потому что на солнце плюс ЗОЛ а в тени всего 12. Вода здесь кипит при температуре значительно ниже 100 градусов, и сварить в ней что-нибудь очень трудно. Каменистый грунт, скудная растительность, отсутствие нормального топлива... Но при этом в Тибете уже много веков живут люди.
— Какие они? И как преодолевают трудности, уготованные природой?
— Внешне тибетцы очень похожи на героев Ф. Купера и М. Рида. Да и не только внешне. Вся материальная культура, особенно архитектура, напоминает храмы инков в Перу и ацтеков в Мексике. Тибетцы также считают себя наследниками очень высокой цивилизации, некогда существовавшей на Земле. Но, глядя на их повседневную жизнь, думаешь не о других мирах, а о дремучем средневековье.
Рожающую женщину здесь выгоняют из жилища, причем одну. Новорожденного обязательно носят к водопаду, чтобы подержать в ледяной воде. Если не выживет — значит, избавит себя и родственников от страданий. Тибет — одно из немногих мест на Земле, где не пекут хлеба, едят очень мало овощей и мяса. Пищей служит подсоленный чай с маслом из ячьего молока и цзамба — поджаренная и разведенная чаем ячменная мука. Тибетцы смазывают маслом кожу, чтобы не сохла. Моются один раз в году — в сентябре во время особой купальной недели.
Здесь до сих пор сохранилось многомужество. Женят только старшего брата, младшие же по мере подрастания тоже становятся мужьями его жены. Таким образом, имущество семьи никогда не делится. Добрачные отношения не только не осуждаются, но поощряются. По традиции девушка носит на шее ремешок с подаренными любовниками монетками. Если их меньше дюжины, шансов сосватать такую невесту немного. Внебрачных детей усыновляют дедушка с бабушкой, а настоящий отец, отработав на семью своей возлюбленной полтора месяца (3 недели до родов и 3 после), уходит себе с миром.
И последнее, что отличает Тибет от других стран мира,— в нем нет кладбищ, не существует и обряда кремирования. Тело умершего три дня лежит дома, чтобы из него «вышла душа», а потом «предается небу»: его относят на специальную скалу и скармливают гигантским грифам. Такой обряд похорон обусловлен философией ламаизма (разновидность буддизма), согласно которой смерть есть переход к иному уровню бытия, и поэтому умершая плоть должна быть принесена в дар другим формам жизни.
— Сейчас мы все чаще обращаемся к наследию христианской культуры, как бы заново открывая в ней непреходящие духовные ценности. О буддизме многие судят разве что по известной песне В. Высоцкого. А ведь это одно из древнейших религиозных учений, и, очевидно, оно тоже может обогатить наше представление о мире, о самих себе. О ламаизме же вообще мало кто знает.
— Главное в ламаизме — теория причинно-следственной связи времен. Сегодня — это следствие дня вчерашнего и причина дня будущего. Человек все время должен напоминать себе об этом круговороте бытия, причин и следствий, ибо все, что он совершает, определяет и его настоящую жизнь, и характер его перевоплощения, то есть новое рождение после смерти. В Тибете почти зримо ощущаешь эту связь времен, ибо она символизируется вращением молитвенной вертушки и молитвенных барабанов по часовой стрелке, а также хождением вокруг святынь в том же направлении. Это заменяет тибетцам молитву, и потому и на улицах, и в домах, и в храмах постоянно встречаешь людей, вращающих свои молитвенные вертушки.
Другой постулат ламаизма: человек — часть Вселенной, и, так же, как она оказывает влияние на каждого из нас, так и каждый человек влияет на Вселенную. Поэтому зло, зависть, коварство и подлость, излучаемые людьми, не исчезают, а как бы концентрируются в околоземном пространстве и бумерангом бьют по человеку, обрушиваясь на Землю экологическими катастрофами, другими бедствиями. Сейчас ламаисты видят плотные облака озлобленности и вражды над нашей страной.
— А какая сила, по их мнению, может развеять эти облака?
— Единство благих помыслов. Во все времена и у всех народов этому всегда служила религия, являясь своеобразным инстинктом самосохранения народа. Собравшиеся на богослужение люди излучают веру, любовь, добро, а значит, улучшают состояние ноосферы.
— Считают ли ламаисты свою религию единственно правильной?
— Нет. Чему тоже можно поучиться в Тибете, так это терпимости, в том числе религиозной. Ламаисты исходят из того, что истина, как горная вершина, одна, но путей к ней может быть множество. Человек призван искать все ответы в самом себе. Для этого он должен уединяться, углубляться в себя, думать. Для многочисленных тибетских монахов процесс самопознания, самосовершенствования — главное в жизни. Длительные тренировки помогают им, воздействуя на подсознание, высвобождать гигантские психофизические возможности, скрытые природой.
— Удалось ли вам увидеть собственными глазами что-либо, свидетельствующее об этих сверхъестественных возможностях?
— Ламы не любят ничего демонстрировать. То, что вызывает удивление у непосвященных, они делают исключительно для того, чтобы убедиться, что они достаточно овладели своим телом и могут воздействовать на процессы, обычно не регулируемые волей. Для меня было сделано исключение: на моих глазах один из монахов, сидя на льду абсолютно обнаженным, высушил теплом своего тела большое махровое полотенце. Очевидно, что при достаточно низкой температуре воздуха сделать это можно, только увеличив теплоотдачу. Еще я видел, как, сидя в позе лотоса, монахи с необычайной легкостью отрываются от земли, будто невидимая пружина подбрасывает тело вверх. Понять, как это происходит, совершенно невозможно. Считается, что это может сделать тот, кто способен преодолеть гравитацию.
Развитием сверхъестественных способностей в Тибете издавна занимается секта «красных шапок», к которой относится монастырь Шалу, где мне и демонстрировали эти чудеса. Ключ к большинству тибетских феноменов — волевой контроль над подсознанием. Он достигается особой постановкой дыхания, постом, медитацией. Самым эффективным путем к этому считается отшельничество. На три года, три месяца и три дня монаха замуровывают в пещеру, куда лишь раз в сутки по узкому лазу проталкивают подсоленный чай и цзамбу. Тибетцы убеждены, что, кроме ясновидения, телепатии и левитации, человек может обрести умение становиться невидимым, для этого нужно уметь полностью останавливать деятельность мозга. Изначально люди обладали этой способностью, они понимали язык растений и животных, могли напрямую общаться с ними. Но по мере усложнения человеческой психики нужно было от чего-то отказываться. Способность растворяться, становиться невидимым сохранил только йети — загадочный снежный человек, которого европейцы не раз загоняли в ловушку, но он каждый раз исчезал, словно растворялся.
В Мэнцзикане — тибетской школе медицины и астрологии, основанной в 1916 году, во время своего первого приезда в Тибет я был свидетелем телепатической связи. Там сидел монах, который «принял весть» о том, что в одном из монастырей находится человек, упавший в пропасть. Туда был послан врач. Тогда же основатель Мэнцзикана Кенраб Норбу предсказал, что у меня родится дочь. Это оказалось сущей правдой, как и то, что я вновь посещу Тибет 14 сентября, в день начала купальной недели, когда начинается основной сбор лекарственных трав и растений.
— А что представляет собой школа тибетской медицины и астрологии? Как и чему там учат?
- После 1959 года она преобразована в госпиталь тибетской медицины, состоящий из стационара, поликлиники, фабрики лекарств и двух исследовательских бюро по медицине и астрологии. Главной задачей четырехсот сотрудников госпиталя стало не учить врачеванию, а лечить больных. Лишь поликлиника приняла за последний год более 200 тысяч человек. Для подготовки же тибетских врачей создан факультет в университете. Там обучаются 300 студентов. А преподают им лучшие специалисты Мэнцзикана.
Во время своей недавней поездки мне удалось встретиться с двумя из них, причем я оказался в том же зале, где 35 лет назад беседовал с самим Кенрабом Норбу. Стены по-прежнему увешаны старинными картинами на шелке. Одни изображают строение человеческого тела, внутренних органов, обозначают места для кровопусканий, иглоукалывания, прижигания. Другие дают представление о 60 тысячах натуральных лекарственных средств. Здесь же — астрологические таблицы.
Раньше в условиях монастырской жизни на изучение тибетской медицины уходило 12—15 лет. Правда, половина времени отводилась богослужениям, теперь этот срок сократился, но отнюдь не до 4—5 лет, как на других факультетах.
В основе тибетской медицины лежит учение о пяти первоэлементах (вода, огонь, земля, металл и дерево). Тибетские врачи, подобно китайским, трактуют болезнь как нарушение их баланса в организме. А цвет лица, глаз, языка больного позволяет тибетскому врачу судить, в каком соответствии находятся три начала жизнедеятельности: Лон — контролирующее движение (кровообращение, дыхание, циркуляцию жизненной силы); Чиба — контролирующее обмен (пищеварение, терморегуляцию); Пайген — контролирующее структуры (рост, наследственные черты, комплекцию). Главная задача врача — привести все это в равновесие.
Тибетский врач слушает пульс больного шестью пальцами обеих рук, надавливая ими с разной силой на определенные точки запястья. Левый указательный палец дает ему информацию о легких, средний — о печени, безымянный — о почках. Частоту пульса лекарь меряет своим дыханием.
— Вы упомянули об астрологических таблицах...
— Тибетские медики считают, что макрокосм и микрокосм тождественны по своей сути. Поэтому больного легче лечить, зная его гороскоп, то есть предрасположенности, сложившиеся под воздействием небесных тел в момент его рождения. Учитывают они и индивидуальные биоритмы, рассматривая каждый орган как своеобразную функциональную систему, имеющую свои часы для стимулирования или притормаживания. А вообще в астрологических прогнозах, по их мнению, ничего фатального нет. Это как дорожные знаки, которые предупреждают об опасности или, наоборот, подсказывают твой день, твой шанс, когда можно вырвать у судьбы то, что она сулит.
— Всеволод Владимирович, не приходилось ли обращаться за помощью к тибетским врачам?
— Нет, я был гостем газеты «Жэньминь жибао». Когда из-за недостатка кислорода началась горная болезнь, мои хозяева предпочли положить меня в китайский госпиталь. У тамошних врачей большой опыт по этой части. Зато я привез из Тибета один полезный рецепт, который всем рекомендую. День тибетских монахов неизменно начинается со 108 шагов по ручью. Вернувшись в Москву, я стараюсь следовать их примеру — откручиваю холодную воду и, не затыкая пробки в ванной, шлепаю по воде ровно 108 раз, потом растираю ноги и надеваю носки. Прилив бодрости, как после хорошей зарядки.
Кстати, в Тибете наблюдается интересная закономерность. В отличие от всего населения средняя продолжительность жизни которого мала (меньше сорока лет), среди монахов очень много стариков. Путь в монастырь для тибетцев — это путь к культуре, знаниям, долголетию.
— Невольно хочется перефразировать расхожую у нас фразу о здоровом теле, в котором якобы здоровый дух. Очевидно, наоборот, чем тяжелее условия жизни, тем важнее иметь внутреннюю опору, укреплять силу духа, который поможет пережить многие тяготы и бренному телу.
— Вы знаете, в священных текстах Кангиура упоминается прекрасная заоблачная обитель мудрецов — страна Шамбала. Ламаисты считают, что она находится где-то в Западном Тибете, и, чтобы достичь ее, нужно преодолеть стену ледяного тумана. Именно там человек может соприкоснуться с высшим разумом. Никто не видел этой страны: может быть, это религиозная метафора, а может — недоступная явь. А может, она существует в каждом из нас, и, чтобы открыть ее, нужно, как стену ледяного тумана, преодолеть все мелочное и суетное в себе. Ведь не случайно, крутя молитвенную вертушку, тибетцы повторяют: «Ом мани падне хум», что можно трактовать так: «Будь добрым и станешь счастливым».
Беседу вела Т. ЕФИМОВА

На улице древнего города.
Потала — дворец далай-ламы в Лхасе.
Эти молитвенные барабаны каждый проходящий должен покрутить.


ШКОЛА — ЛИЦЕЙ — ВУЗ

Ассоциация опытных преподавателей вузов столицы — «Московский Лицей» — предлагает оригинальные методики подготовки к вступительным экзаменам ПО ЛЮБОМУ ПРЕДМЕТУ.
ЭКСПРЕСС-ПОДГОТОВКА В МГУ И ДРУГИЕ ВУЗЫ
Вы можете выбрать один или несколько предметов, по каждому из которых вам будет предложен цикл из 10—20 ежедневных занятий НЕПОСРЕДСТВЕННО перед вступительными экзаменами. Запись на занятия с 20 июня по 10 июля с 11 до 17, без выходных, по адресу: ул. Медведева, д. 5, в помещении школы № 175 (проезд: ст. м. «Маяковская», от метро по левой стороне Тверской к центру, первая улица налево). Начало занятий сразу после формирования группы (6—8 человек), оплата ЗА КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ.
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «Московского Лицея» работает в течение ВСЕГО УЧЕБНОГО ГОДА. Наши учебные пособия делают передовые репетиторские методики доступными для всех. Обучение строится по принципу ИНДИВИДУАЛЬНОГО диалога непосредственно с преподавателем. Подробная информация об учебных программах, порядке и условиях заочного обучения высылается БЕСПЛАТНО. Заявки с указанием необходимых вам предметов направляйте по адресу: 125190, Москва, я/я 140, «МОСКОВСКИЙ ЛИЦЕЙ». Не забудьте вложить в письмо два конверта со СВОИМ адресом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА «Московского Лицея» поможет вам в выборе будущей профессии. Тестирование по профориентации проводится как очно, так и заочно. Телефон для справок: экспресс-подготовка (с 20 июня) 299-99-56, заочная форма обучения 289-43-59.
Абитуриенты-90, 89, 88! Просьба вернуть учебные пособия в библиотеку «Московского Лицея».
Московский лицей


АЗБУКА ГОМЕОПАТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ЗУБНАЯ БОЛЬ
А. Н. УМРИХИН, врач-гомеопат

См. «Здоровье» №№ 1, 3, 4 за 1991 год.
Если вас беспокоит боль в зубе, решение должно быть однозначным — идти к стоматологу. У того, кто откладывает визит к врачу, воспалительный процесс развивается и грозит осложнениями, порой тяжелыми и даже угрожающими жизни.
Но бывает, что боль появляется, среди ночи или в такой день, когда абсолютно нет возможности пойти в поликлинику и сутки приходится ее превозмогать. Иногда боль продолжается какое-то время и после того, как врач провел лечение или удалил зуб. Во всех этих случаях советую заглянуть в домашнюю аптечку и воспользоваться запасенными гомеопатическими средствами. Какими? Это зависит от проявлений воспалительного процесса.
Если ткани, окружающие больной зуб, опухли незначительно, покраснела десна, а боль пульсирующая, то есть волнообразно нарастает и стихает, появляется также сухость слизистой оболочки рта. возьмите белладонну 3 или 6 и рассасывайте по 5 горошин каждые 1—2 часа до уменьшения боли, а затем через 3—4 часа до полного ее исчезновения.
Если боль нарастает, что чаще происходит к ночи, резко усиливается от горячего питья или пищи, а также в тепле, например, в постели, кроме того, увеличивается слюноотделение и, как это ни парадоксально, одновременно появляется сильная жажда, надо воспользоваться лекарством — меркурий солюбилис. Кстати, хочу сказать, что сочетание сильного слюноотделения и жажды, характерное для многих заболеваний, например, ангины, дизентерии, всегда сигнал к применению меркурия солюбилиса.
При зубной боли, о которой идет речь, необходим меркурий 6, 12 или 3. На один прием возьмите 5 горошин и принимайте каждые 1—2 часа, пока боль не пройдет.
Когда боль усиливается и от горячего, и от холодного, становится болезненным малейшее прикосновение к зубу и даже к щеке, боль становится не ноющей, а острой, словно от укола иглой, может развиться флюс, надо принимать гепар сульфур 6 или 12 по 5 горошин через каждые 1—2 часа.
Иногда боль в зубе, даже в нескольких зубах одновременно обусловлена не патологическим процессом в тканях зуба, а невралгией, то есть заболеванием некоторых ветвей проходящих в этой области нервов. Такая боль обычно «стреляющая», острая, часто отдает в уши. Таким больным рекомендуется плантаго 3х или 3; количество горошин на прием и частота приемов такие же, как при лечении предыдущими препаратами.
Плантаго успокаивает боль, возникающую в тканях, окружающих зуб, поэтому это средство показано и в тех случаях, когда боль сохраняется после пломбирования, удаления зуба, после удаления нерва зуба. Прием по 5 горошин через 1, 2 или 3 часа. Чем сильнее боль, тем чаще кладите в рот и рассасывайте горошинки лекарства.
При боли, возникающей после удаления зуба, можно принимать арнику. В предыдущей статье (см. «Здоровье» № 4) говорилось, что арника весьма полезна в случае любых травм, сопряженных с повреждением сети капилляров. Тем, у кого удален зуб, арнику неплохо применять местно. Возьмите 10—15 горошин арники 3х. растворите их в половине стакана воды и полощите этим раствором рот 2—3 раза в день. Назначают это лекарство и внутрь 3 раза в день по 5 горошин до стихания боли.
Поскольку во время удаления зуба часто травмируются надкостница и сама костная ткань, рекомендую руту 3х или 3 внутрь 3 раза в день по 5 горошин. Можно тем же способом, что и из арники, приготовить полоскание и прополаскивать им рот 2—3 раза в день.
Одно из частых осложнений после экстракции зуба — кровотечение из лунки. В таком случае эффективны фосфор 6 по 5 горошин через каждые 2—3 часа и полоскания раствором арники. Если кровотечение остановить не удается, можно дополнительно каждые 2—3 часа принимать по 5 горошин ипекакуаны, или ипеки 3 или 6.
Но хочу предупредить: в гомеопатии лечение одновременно двумя, тем более тремя лекарствами, как правило, не рекомендуется. Прием вместе, к примеру, гепара и меркурия или белладонны и меркурия, взаимоисключающих действие друг друга, просто бесполезен. Поэтому такие исключения, как, например, фосфор и ипекакуана, или сочетание некоторых препаратов с арникой мы будем специально оговаривать.
Всем хорошо известна календула как средство для обеззараживания и лечения травм. Она рекомендуется при травмах окружающих зубы тканей и ожогах слизистой оболочки рта, возникающих в том числе и при различных стоматологических процедурах. Применять календулу следует в виде полосканий, растворив в 100 граммах воды 10—15 горошин календулы 3х или накапав 5—10 капель настойки в такое же количество чуть теплой воды.
Еще одной причиной сильной зубной боли бывает прорезывание так называемых зубов мудрости. В зависимости от характера боли принимайте тот или иной из названных здесь препаратов. Дополню, что вначале, при появлении пульсирующей боли, особенно действенна белладонна. Кроме того, дополнительно можно 2—3 раза в день полоскать рот раствором настойки сальвии (10—15 капель на 100 граммов воды). Если вы купите в аптеке сальвию 3х или 3, то 10—15 горошин надо растворить в таком же количестве воды.


Для вашего сада высылаем в любой регион страны саженцы

ВИНОГРАДА: Молдова, Жемчуг зала, Мускат янтарный, Мускат Италия, Антей, Магарачский, Сухолиманский белый, Премьер, Ркацители, Агадан и другие - по 3 рубля.
ЧЕРНОЙ И КРАСНОЙ СМОРОДИНЫ (районирована в средней полосе): Сеянец Голубки, Диковинка, Память Лисовенко, Память Шукшина, Чудесница, Алтайская ранняя, Краса Алтая. Красный крест, Голландская красная - по 3 рубля.
ОБЛЕПИХИ (районирована на Алтае): Обильная, Великан, Чуйская, Золотистая, Сибирская, Новость Алтая, Витаминная - по 5 рублей.
ЕЖЕВИКИ - 5 рублей.
Оплата только наложенным платежом после получения посылки. Минимальный заказ - 10 саженцев. Выполнение заказа в сентябре-ноябре и следующей весной.
Наш адрес: 367027, Дагестанская АССР, Махачкала, пр. К. Маркса, Линия 1-а, д. 9, кв. 74, ГУСЕЙНОВОЙ Наиде Магомедовне.


страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz