каморка папыВлада
журнал Техника и наука 1982-07 текст-4
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.04.2024, 04:24

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

Практика обучения ТРИЗ

РЕНТГЕН НАОБОРОТ И МНОГОЕ-МНОГОЕ ДРУГОЕ

В начале века французский психолог Т. Рибо установил: воображение человека достигает максимума к 14—15 годам, а потом начинается необратимый спад. Современная НТР внесла существенные коррективы в выводы Рибо. В наши дни на ребенка обрушивается такая лавина знаний, что рассудочное (логическое) мышление развивается намного быстрее и энергично подавляет воображение. «Пик» воображения приходится теперь на 10—11 лет. Да и сам «пик» заметно изменился: уменьшилась его высота (сила воображения), круче стал спад...
Недавно «Пионерская правда» предложила своим читателям такую задачу:
«Двери в цех надо часто открывать, чтобы пропускать тележки с грузом, и снова закрывать, чтобы не было сквозняка. Приходится постоянно дежурить у дверей. Не могли бы вы подсказать: как обойтись без дежурных?»
Пятиклассница из Свердловска предложила сделать резиновые двери: пусть тележка сама их открывает, а потом двери сами закроются. В конце письма была приписка мамы: конечно, дочь ошибается, очень уж все просто, тут, наверное, нужна какая-то автоматика, двигатели. «Я старалась ограничить фантазию моего ребенка, — писала мама, — а у дочери все время получались двери, которые открываются на «сим-сим», как в сказке...»
Фантазию гасят — и, увы, гасят успешно. К девятому-десятому классу фантазия оттесняется куда-то на задворки мышления. В вузе тысячи учебных часов отведены решению логических задач и ни одного часа — решению задач «на фантазию». А потом мы удивляемся тому, что молодой специалист не справляется с творческими задачами, и начинаем учить его ТРИЗ: «Вспомни, пожалуйста, «сим-сим», сформулируй ИКР, пусть требуемое происходит само собой, как в сказке...»
Седьмой год «Пионерская правда» публикует материалы по основам ТРИЗ и упражнения, развивающие воображение. Этому предшествовали поиски подходящей формы изложения. С 1976 года раздел называется «Изобретать? Это так сложно! Это так просто!» Ведет раздел писатель-фантаст Г. Альтов.
В сущности, мы учим ТРИЗ так, как учат в школе математике, физике, химии: сначала «кусочек» теории, потом несколько задач, разбор типичных ошибок и снова «кусочек» теории... Параллельно идут упражнения по развитию фантазии. И еще одна особенность: мы даем много задач на творческое применение школьной физики. Разумеется, газета не может излагать ТРИЗ систематически, раздел за разделом. Да этого и не требуется. Мы стараемся раскрыть основные идеи ТРИЗ: рассказываем о законах развития техники, учим отыскивать в задачах технические противоречия, знакомим с некоторыми приемами. И еще — мы стремимся увлечь наших читателей романтикой изобретательских приключений...
Страничка выходит 6—8 раз в году. Поначалу откликов было немного, но с каждым новым выпуском укреплялись контакты с читателями. И на одну из последних конкурсных подборок задач мы получили 10 тысяч ответов — своего рода рекорд «откликаемости».
Задачи наши — обычные задачи из взрослого курса ТРИЗ. Порой кажется чудом, что ребята справляются с такими задачами. И не просто справляются, а точно указывают технические противоречия, идеальный конечный результат, приемы. Вот, например, такая задача: «Указатель уровня бензина в баке автомобиля работает ненадежно. Как сделать, чтобы водитель знал, что бензина мало и надо ехать на заправку?» Эту задачу решали и взрослые (в том числе сотрудники ГАИ). Ребята справились лучше. Никаких электрических или электронных схем — дорогих и ненадежных. Просто-напросто в баке укреплен колокольчик. Пока колокольчик погружен в бензин, звука нет. Когда колокольчик оказывается выше уровня бензина, водитель слышит сигнал... Почти как в патенте, по мотивам которого составлена эта задача.
Думаете, легко решать такие задачи? Пожалуйста, попробуйте! Приведу одну из наших задач: «Хорошо, если бы бытовой баллон сжиженного газа сам сигнализировал, что жидкости осталось мало и скоро придется заменить баллон. Стенки баллона металлические, непрозрачные. Вводить внутрь баллона ничего нельзя. Ответ должен быть таким простым, чтобы его могла реализовать — без всяких расходов! — каждая хозяйка. Не предлагайте взвешивать баллон, это хлопотно, да и весов может не оказаться...»
Справятся ли с этой задачей читатели «ТиН»? Интересно будет сравнить ответы взрослых с тем, что придумают ребята.
Ну а если говорить об упражнениях по развитию воображения, тут преимущество явно на стороне ребят. Есть у известного художника-фантаста А. Соколова картина «На планете двух солнц»: два цветных солнца в небе чужой планеты, космонавты, двойные тени. Мы попросили читателей «Пионерской правды» прислать рисунки на эту тему. Были, конечно, рисунки традиционные: два солнца, скалы или деревья, двойные тени... Но многие нашли неожиданные повороты темы. На рисунке Юры Борисова (4 кл., Москва)... слон. Обыкновенный земной слон, только что доставленный на планету двух солнц (неподалеку стоит космический корабль). Слон (пожалуй, это еще слоненок — у него ехидная детская рожица) забрался в речку и поливает себя водой: жарко, очень жарко под палящими лучами двух солнц! «Зря меня везли в такую даль, — думает слоненок. — Два солнца, это уж чересчур...»
В другой раз мы предложили тему «Самое необыкновенное открытие XXI века». Получили несколько тысяч писем — фейерверк блестящих фантастических идей. Володя Ермаков (6 кл., Пензенская область) прислал рисунок: какой-то аппарат высвечивает скелет древнего ящера — и на экране виден восстановленный облик животного. Подпись: «Рентген наоборот». Просто и неожиданно...
Лучшие работы мы отмечаем призами — книгами по ТРИЗ, научной фантастикой. Неудивительно, что в письмах, приходящих в редакцию, все чаще и чаще встречаются термины «АРИЗ», «веполь», «стандарт»...
У нас немало читателей, вышедших из пионерского возраста, но сохранивших интерес к разделу. Мы стремимся, чтобы ребята решали задачи вместе со взрослыми — учителями, пионервожатыми, родителями. Лучшие семейные работы поощряем специальными призами. Конечно, взрослым приходится чаще напоминать о «сим-сим»...
Раздел наш постоянно меняется, мы ищем новые формы работы с ребятами. Будем рады, если читатели «ТиН» познакомятся с нашей рубрикой и посоветуют, что еще можно сделать. Развитие творческого мышления у детей — наша общая забота.
Г. КАЗАРНОВСКАЯ,
зав. отделом науки и техники «Пионерской правды»


Книжная полка инженера

СТРАНИЦЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Ткаченко Б. А. История размагничивания кораблей Советского Военно-Морского Флота. Л., «Наука», 1981, с. 224.

В утренние часы 22 июня 1941 года, когда поднятые в ружье заставы на наших западных границах оказывали героическое сопротивление рвущимся на Восток фашистам, германская авиация совершила первый налет на Севастополь — главную базу Черноморского флота. Кроме бомбардировки порта и прибрежных районов, немцы в значительных масштабах применили новое оружие — неконтактные магнитные мины. Вечером того же дня наш флот понес первую потерю — взорвался буксир СП-12. А вскоре одну из магнитных мин, обнаруженную в районе Очакова, обезвредил флотский минер М. Иванов.
Успех любой военной новинки всегда ограничен во времени, он длится до тех пор, пока против нее не найдены надежные средства защиты. Вот почему с первого же дня Великой Отечественной войны перед советским флотом встала задача чрезвычайной важности — в кратчайшие сроки найти эффективные средства защиты от оружия врага. Об этой героической эпопее рассказывается в книге контр-адмирала-инженера в отставке Бориса Архиповича Ткаченко «История размагничивания кораблей Советского Военно-Морского Флота».
В основу книги положены личные воспоминания автора, воспоминания других участников работ по защите кораблей от магнитных мин, архивные документы. Собранные вместе, эти материалы воссоздают еще одну славную страницу в летописи Великой Отечественной войны, в истории русского и советского флота.
Наша литература о войне ежегодно пополняется новыми мемуарами и историческими исследованиями о событиях тех лет, причем в большинстве выпущенных книг главное внимание авторы уделяют боевым действиям войск. Такой подход, пожалуй, оправдан. Именно там, на полях сражений, в самом пекле вооруженной борьбы решалась судьба Родины, в высшем напряжении физических и духовных сил раскрывался подлинный характер человека.
В последнее время все больше выходит книг и о героическом труде советских людей в тылу, бесперебойно питавшем фронт всем необходимым. В этой, в целом отрадной картине есть, к сожалению, и пробелы. Можем ли мы, например, назвать хотя бы одну книгу, в которой рассказывалось бы о наших талантливейших конструкторах-артиллеристах? Почему-то канули в Лету у нас разработчики боеприпасов, конструкторы кораблей, тягачей и многих других образцов военной техники. И уж крайне редки книги, рассказывающие о вкладе в нашу великую победу ученых, об их исследованиях, проведенных в интересах армии и флота.
В этом смысле труд Б. Ткаченко представляет исключительную ценность. Прежде всего, в нем убедительно опровергается появившееся в некоторых публикациях утверждение о том, будто к исследованиям по размагничиванию кораблей советские ученые приступили лишь после начала войны. Автор приводит такой факт. В план работ Ленинградского физико-технического института (ЛФТИ) на 1937 г. была включена тема «Разработка приборов, предохраняющих корабль от взрыва неконтактных мин». А в октябре следующего года размагничивающее устройство впервые в мире было испытано на линкоре «Марат». На различных этапах к исследованиям по размагничиванию кораблей привлекались значительные научные силы, в том числе профессор, а ныне президент Академии наук СССР, А. Александров, крупнейший советский ученый-атомщик И. Курчатов, академик В. Тучкевич и другие.
Кстати, советские ученые сразу же выбрали наиболее перспективный путь исследований — путь размагничивания кораблей. А занимавшиеся изучением этого явления на магнитных моделях судов англичане установили, что из-за чрезвычайной сложности и неравномерности поля его трудно будет привести к величинам ниже порога срабатывания магнитных взрывателей. Поэтому Адмиралтейство решило ускорить работы по максимальному намагничиванию кораблей, чтобы сильным магнитным полем они могли вызвать преждевременное срабатывание взрывателя вдали от корабля. Эти исследования англичане продолжали вплоть до второй мировой войны. И лишь большие потери, понесенные в первые же дни войны главным образом судами торгового флота, вынудили Адмиралтейство признать несостоятельность этого метода и издать приказ о немедленном оборудовании и военного, и торгового флотов устройствами размагничивания. К чести англичан, они сделали это очень быстро. В книге приводится пример успешной эвакуации англичанами войск союзников из Франции летом 1940 г. Немцы забросали пути возможного отхода английских судов магнитными минами. Однако англичане в течение четырех суток проверили магнитные поля и в необходимых случаях размагнитили около 400 судов. В результате ни одно из них не подорвалось на немецких минных заграждениях.
Своим трудом Б. Ткаченко не только утверждает приоритет советской науки, но и показывает, как оперативно результаты исследований ученых внедрялись в практику на наших флотах и флотилиях, как быстро откликалась на нужды моряков наша промышленность. Так, заказ на 40 магнитометров, разработанных в ЛФТИ, завод «Электросила» выполнил за две недели. Героический труд ученых, работников промышленности, военных моряков дал поистине прекрасные результаты. Как говорится в отчете технического отдела Черноморского флота по итогам двух лет войны, «за все время военных действий не было ни одного случая подрыва кораблей, оборудованных защитными устройствами системы ЛФТИ, на магнитных минах противника». Такие же результаты были достигнуты и на других флотах и флотилиях.
Рассказывая о довольно узкой проблеме, автор сумел подняться выше чисто профессионального интереса, и получилась книга, в которой много поучительного найдут для себя и специалисты, и историки науки, и другие категории читателей. К сожалению, автору не суждено было увидеть свой труд напечатанным, даже окончательное редактирование проводилось без его участия. В подобных случаях на плечи редактора ложится груз двойной ответственности — и за себя, и за автора. В данном случае груз оказался, видимо, слишком тяжелым. Книга грешит повторами, чересчур много приведено фамилий, и часто бывает трудно понять, что же конкретно сделал тот или иной человек для решения проблемы. Некоторые страницы книги изобилуют аббревиатурами, известными лишь узкому кругу специалистов. Встречаются канцеляризмы, некоторые мысли выражены неясно. Есть и неточности. В начале книги, например, говорится, что 23 июня в районе острова Хиуме подорвался и затонул эсминец «Гордый», а несколько ниже «Гордый» называется среди тех кораблей, которые в сентябре—октябре были оснащены штатными размагничивающими
устройствами системы ЛФТИ. Если «Гордый» был поднят и отремонтирован, об этом следовало бы упомянуть особо.
Хотелось бы выразить пожелание, чтобы при последующих изданиях полезную книгу Б. Ткаченко вместе с редактором внимательно просмотрели его ближайшие соратники и внесли необходимые уточнения.
Л. ЕВСЕЕВ,
инженер

«Марат» — первый линейный корабль, на котором в 1938 г. впервые в мире была испытана размагничивающая установка.

Советуем прочитать
Владимиров В. С., Маркуш И. И. Владимир Андреевич Стеклов — ученый и организатор науки. М., «Наука», 1981, с. 95.
Фолсом К. Происхождение жизни. Пер. с англ. М., «Мир», 1982, с. 160.
Вавилов С. И. Глаз и солнце. Изд. 10-е. М., «Наука», 1981, с. 126.
Шибанов Анат. Заботы космического архитектора. М., «Детская литература», 1982, с. 142.


НТО СССР: ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ

В ПРЕЗИДИУМЕ ВСНТО
28 апреля 1982 г. президиум ВСНТО одобрил:
план мероприятий ВСНТО и центральных правлений НТО по реализации решений XVII съезда профсоюзов СССР и постановил вынести его на рассмотрение IX пленума ВСНТО;
опыт организаций НТО Днепропетровской области и Краснодарского края, принявших активное участие в разработке и внедрении комплексных систем повышения эффективности производства и качества работы.

КОНКУРС «ТиН»: ПОБЕДИТЕЛИ НАЗВАНЫ
Бюро президиума Всесоюзного совета научно-технических обществ, рассмотрев итоги Всесоюзного конкурса на лучшие публикации журнала «Техника и наука» в 1981 году, постановило:
Первую премию не присуждать.
Присудить вторую денежную премию в размере 200 рублей с вручением Диплома ВСНТО:
ЖОЛОНДКОВСКОМУ О. И. — за статьи «Испытание доверием» (№ 2). «Ворованный самовар» (№ 5), «План добычи решается на берегу» (№ 6). «Жох и соавторы» (№ 9), «Смыслового значения не имеет» (№ 7), серию статей под рубрикой «Слово к инженеру».
Присуждены третьи денежные премии в размере 100 рублей каждая с вручением Диплома ВСНТО:
МОИСЕЕВУ В. Г. — за статью «Новаторскую оснастку — на каждый станок» (№ 1).
НОВОГОРУДСКОМУ Е. Е. — за статьи «Эти активированные жидкости» (№ 11, 12), «Жидкие магниты — 100 профессий» (№ 8), «Главный металл энергетики» (№ 4),
ДЗЛИЕВУ М. И. — за статью «Программы и общественность» (№ 11).
Присуждены четыре поощрительные денежные премии в размере 30 рублей каждая с вручением Диплома ВСНТО:
ВИКУЛИНОЙ А. И. — за серию публикаций в рубрике «Зарубежные сообщения».
АЛЬТШУЛЛЕРУ Г. С. — за серию статей в рубрике «Технология и психология творчества».
РОСОХОВАТСКОМУ И. М. — за рассказ «Белые звери» (№ 7, 8, 9).
ОРФЕЕВУ Ю. В. — за статьи «Ошибка или обман?» (№ 2), «Алхимики и мистификаторы XX века» (№ 6). «То, чего на самом деле нет» (№ 8).
Награждены Дипломом ВСНТО:
АМНУЭЛЬ П. Р. — за рассказ «Двадцать метров пустоты» (№ 3).
БИЛЕНКИН Д. А. — за рассказ «Узы боли» (№ 11).
ГИК Е. Я. — за серию публикаций по шахматам для инженеров (№ 1—12).
ДМИТРИЕВ М. Т. — за статью «Тунгусский феномен остается загадкой» (№ 3).
ЖИГАЛИН В. Ф. — за статью «Цели, нерешенные проблемы и перспективы» (№ 9).
КОЗОРЕЗОВ К. И. — за статью «Если сломалось сверло» (№ 8).
ЛАЛАЯНЦ А. М. — за статью «Экономить топливно-энергетические ресурсы» (№ 7).
ПОЛОВИНКИН А. И. — за статью «Банк данных по физическим эффектам» (№ 12).
ПОМЕРАНЕЦ М. С. — за статью «Магия магнитных жидкостей» (№ 3).
ЩЕРБИНА Б. Е. — за статью «Энергетические магистрали страны» (№ 1).

РЕСУРСЫ: ОНИ РЯДОМ
15 комитетов ВСНТО — по механизации и автоматизации производственных процессов, по качеству, надежности, стандартизации, по проблемам охраны окружающей среды, рациональному использованию материальных ресурсов и другие комитеты решают межотраслевые научно-технические проблемы. Для этого, в частности, создаются временные комиссии.
Комитет по рациональному использованию ресурсов создал временную комиссию, с тем чтобы она изучила положение дел с вторичными ресурсами. Комиссия выработала предложения, способствующие дальнейшему вовлечению отходов в хозяйственный оборот. Это тем более важно, что стоимость их удаления и хранения эквивалентна 8—10% стоимости выпускаемой продукции.
— Что же в этом направлении уже сделано? — С таким вопросом наш корреспондент обратился к председателю временной комиссии, директору Всесоюзного проектно-конструкторского и технологического института вторичных ресурсов В. Дуденкову.
— В 1980 г. каждая третья тонна стали, четвертая тонна бумаги и картона, каждая пятая тонна цветных металлов были получены именно из отходов. Кстати сказать, за годы десятой пятилетки в народном хозяйстве удалось использовать 236 млн, т товарного лома и отходов черных металлов. Экономический эффект — около 5 млрд. руб. Или: 10,8 млн. макулатуры, 2,8 млн. т вторичных текстильных материалов, 1,5 млн. т изношенных шин, 0,1 млн. т вторичных полимеров, 2,8 млн. т стеклобоя — все это вернулось в производство, было переработано в товары на сумму 5 млрд. руб. и заменило 43 млн. м3 деловой древесины, 600 тыс. т синтетического каучука, около 2 млн. т натуральных, искусственных волокон и других видов сырья.
Но и сегодня, только при добыче и переработке угля и сланца ежегодно образуется около 1,5 млрд. м3 твердых отходов. Выход золы и шлака на теплоэлектростанциях Минэнерго — 100 млн. т в год. В качестве вторсырья используется всего 9,4 млн. т золы. Химическое производство, как правило, сопровождается образованием одного или нескольких видов отходов. В отвалах уже сейчас находится более 120 млн. т фосфогипса — из него можно повторно получить фосфогипс вяжущий, гранулированный (для цементной промышленности), сухой (для сельского хозяйства). Он и будет получен, но в количествах пока еще не достаточных. В принципе можно сделать обзор подобного рода резервов и возможностей по каждой отрасли народного хозяйства. Ежегодно у населения образуется, например, более 40 млн. т твердых бытовых отходов, и с каждым годом их количество увеличивается на 3%. Из 80% таких отходов можно выделить ценные компоненты. Технология разработана.
На этом поприще, я имею в виду разработку, внедрение технологических процессов и оборудования по утилизации отходов, трудятся десятки отраслевых НИИ, проектных, конструкторских организаций, научные силы вузов, академические институты и промышленные предприятия. Проблемы межотраслевого характера включены в программу на 1981—1985 гг. — «Создать и освоить новые технологические процессы, обеспечивающие максимальное использование и обезвреживание промышленных и бытовых отходов». В нее включено 49 заданий.
— Какое место во всей этой работе отведено организациям НТО?
— Прежде всего, нужно получить полную и достоверную картину вторичных ресурсов. Паспортизация отходов — вот задача, которую должны решить научно-технические общества в первую очередь.
По материалам временной комиссии президиум ВСНТО утвердил Рекомендации по основным направлениям работы специальных секций, занимающихся вопросами снижения материалоемкости производства, план участия научно-технической общественности в решении проблем рационального использования вторичных ресурсов и Положение о Всесоюзном смотре работы организаций НТО.

НТТМ-82... Среди «ударных» экспонатов — 70 работ лауреатов премий ВСНТО и отраслевых научно-технических обществ.

ЭСТАФЕТА «ДРУЖБА»
Она начата по инициативе научно-технической общественности Черкасского облмежколхозстроя и посвящена 60-летию образования СССР.
Участники эстафеты — сельские строители Черкасской и Ярославской областей — взяли повышенные обязательства. В них оговорена взаимная передача прогрессивного опыта организации строительных работ и технических новшеств. Уже начали, например, внедряться сборные кормушки для животноводческих ферм; на каждом погонном метре строительства здесь экономится более 3 тыс. руб. В масштабах облмежколхозстроя это даст 80 тыс. руб. экономии. В районах той и другой областей созданы группы внедрения. Одна из первых работ в эстафетном зачете — внедрение приспособлений для перемещения цемента из вагонов в складские помещения.
Итоги эстафеты «Дружба» будут подведены в канун 60-летия СССР.
М. ЛИХЦОВ,
председатель секции научно-технической информации при Черкасском облправлении НТО стройиндустрии

СЪЕЗД НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СОЮЗОВ НРБ
В марте 1982 г. в Софии прошел VII съезд НТС НРБ, на котором 1 045 делегатов представляли 300 тыс. членов союза.
С отчетным докладом выступил председатель ЦС НТС профессор И. Попов. В докладе дан анализ работы научно-технической общественности за отчетный период. Члены НТС внесли значительный вклад в ускорение темпов научно-технического прогресса, за комплексную автоматизацию и механизацию общественного производства, внедрение новейших достижений науки и техники, за экономию ресурсов и повышение качества продукции.
Докладчик высоко оценил новые организационные формы деятельности НТС, способствующие целенаправленной деятельности научно-технической общественности по совершенствованию производства.
На предприятиях формируются творческие коллективы из специалистов и рабочих.
Они решают конкретные технические проблемы на общественных началах и в рамках договора, заключенного с администрацией предприятия. В этом случае первичная организация НТС гарантирует успешное решение темы, администрация обязуется всемерно содействовать разработкам и внедрению их результатов.
Только за седьмую пятилетку (1976—1980 гг.) в Болгарии было организовано более 26 тыс. подобных коллективов, а экономический эффект от внедрения их разработок превысил 260 млн. левов. Во внеурочное время на экспериментальных базах (на общественных началах), где используется техническое оборудование промышленных предприятий, только в 1980 г. разработано и внедрено более 2 800 тем. В нынешней, восьмой пятилетке намечено значительно расширить использование производственной базы для деятельности научно-технической общественности.
Кроме того, окружные советы НТС формируют творческие коллективы для решения технических проблем предприятий, находящихся на территории округов. Анализ показал: уровень проводимых разработок соизмерим с уровнем выполнения тем проектными и научно-исследовательскими организациями. За прошедшую пятилетку в таких общественных работах приняли участие более 60 тыс. специалистов.
На VII съезде НТС Болгарии от имени Всесоюзного совета научно-технических обществ выступил председатель ВСНТО академик А. Ю. Ишлинский, который, в частности, сказал: «Научно-техническая общественность СССР, как и весь советский народ, дорожит нерушимой советско-болгарской дружбой, делает все, чтобы неуклонно крепло взаимодействие наших стран, братство наших народов».
Академик А. Ю. Ишлинский передал съезду макет космической станции «Салют», на которой совершили полет советский космонавт Н. Рукавишников и болгарский космонавт Г. Иванов.
На съезде избраны руководящие органы НТС. Председателем ЦС НТС вновь избран профессор И. Попов.
Г. ШУМСКИХ,
член ВСНТО

Председатель ЦС НТС Болгарии профессор И. Попов


ФОТОКУРЬЕР

РЕПЕТИЦИЯ АВАРИИ

Высокие требования техники безопасности в отечественном горном деле практически свели к минимуму возможность взрыва или пожара в угольных и сланцевых шахтах страны. Однако сложные условия эксплуатации подземных выработок заставляют специалистов постоянно заботиться о совершенствовании методов и средств борьбы с возможными критическими ситуациями под землей.
Для оперативного и безошибочного планирования спасательных работ и мероприятии по устранению последствии аварии инженеры и ученые ВНПО по горноспасательному делу «Респиратор» (г. Донецк) создали автоматизированную систему составления на ЭВМ типа ЕС-1022 плана ликвидации аварии (ПЛА). При поступлении сигнала тревоги оператору нужно лишь ввести поступившую информацию в ЭВМ и спустя несколько минут система выдаст оптимальный план проведения экстренных работ. В электронную память заложены подробные сведения о структуре всех горных выработок, образующих подземную сеть шахты. В соответствии с характерными особенностями каждого забоя, штрека, штольни машина группирует их в отдельные позиции ПЛА. проводит расчет и выбор оптимального аварийного вентиляционного режима для каждой позиции, определяет наиболее безопасные пути выхода горнорабочих из группы аварийных выработок, указывает наиболее эффективные маршруты движения отделении горноспасательной службы, выдает задания по спасению людей, ликвидации аварии.
Ориентируясь на выработанную программу, руководство шахты имеет возможность своевременно «ввести в бой» самую современную технику для локализации возникающих пожаров и предупреждения взрывов в подземных галереях. Одним из наиболее мощных «орудий» в этом арсенале будет, безусловно, генератор инертных газов ГИГ-4. Вырабатываемая установкой парогазовая смесь, состоящая из азота, водяного пара, углекислого газа, направляется в зону горения и заглушает пожар, вытесняя воздух и создавая бескислородную среду.
Пример эффективного применения ГИГ-4 — ликвидация пожара на одной из крупнейших шахт Европы «Июльский манифест» (ПНР) с суточной добычей 10 тыс. т товарного коксующегося угля, идущего на экспорт. Было принято решение изолировать при помощи ГИГ-4 участок загорания, объем которого превышал 70 тыс. м3. После 14 ч работы генератора на опасном участке была создана взрывобезопасная среда, а еще через 4 дня возобновилась плановая добыча угля. Учитывая, что суточный простой шахты обходился в 1 млн. долларов, можно судить о пользе применения генератора ГИГ-4.

На снимках:
1. 2. Идут тренировочные занятия по отработке действии в условиях аварийной ситуации.
3. Машинный зал — штаб по составлению плана ликвидации аварии.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz