страница следующая ->
ISSN 0131-7377
СЕМЬЯ И ШКОЛА
журнал для родителей 8. 1982
перед праздником знаний
когда тебя понимают...
мы и наши взрослеющие дети
ребёнок приходит в цирк
В. Страукас (г. Клайпеда). Дочери рыбака
Фото Ю. Стельмашенко
Фото С. Ветрова
На 1-й странице обложки фото С. Ветрова
В этом номере:
2
Касается каждого
Продовольственная программа ставит важные задачи перед каждым советским человеком. Свое место в решении этих задач должна найти и семья
5
С. Парсаданян. Детям — на счастье
Большую заботу общественные организации и органы народного образования Азербайджана проявляют о летнем отдыхе детей. В республике выросли сотни здравниц: санатории, дома отдыха и пансионаты пионерские лагеря
8
Р. Павленко. Первое сентября — праздник знаний
Накануне нового учебного года открываем рубрику — «Заботы родительского комитета»
10
И. Демакова. Родители и учителя: сложности и перспективы отношений
Последнее время все чаще обсуждаются проблемы, имеющие отношение к будущему школы: какой ей предстоит стать, как будут учить, по каким программам. Но с будущим школы связан и такой немаловажный вопрос: какими станут контакты школы и родителей
11
Ю. Гербеев, В. Гуров. Что приносит успех
Из опыта работы родительского комитета
13
Почта «Семьи и школы»
В почтовом разделе — письма читателей, ответы на их вопросы, фотографии, присланные ими
19
Л. Ковинько. Страна чудес на каждый день
Педагоги «Себастии», детского сада в столице Армении, делают все от них зависящее, чтобы росли ребята добрыми, умными, любящими учиться и трудиться. Но никогда не было бы таких результатов, если бы не их первые помощники — родители
22
Е. Глаголева. Математика для всех
Всесоюзная заочная математическая школа дает возможность любому школьнику — независимо от того, где он живет, — углубленно заниматься математикой
24
М. Рубцова. Счастье, когда тебя понимают
Общаясь с собственным ребенком, родители часто не замечают особенностей его характера, не стараются постичь действительные мотивы его поведения
27
Б. Псавко, П. Старожицкий. Нравственное «приданое» — взрослеющим детям
Наши дети учатся уже в старших классах, а мы еще никак не поймем, что думают они не только об учебе или о будущей профессии, но и о будущей своей семейной жизни
31
Владимир Леви. Нестандартный ребенок
34
В. Коновалов. Мнемозина-полиглот
Из цикла «Беседы о памяти»
37
Ю. Полуянов. Художник-зритель
Может ли ребенок быть одновременно и ищущим «художником», и взыскательным, требовательным «зрителем», и «критиком» своих созданий
40
К. Ганешин. Ожившая сказка
Удивительные чудеса зовут нас и наших детей в цирк. Здесь, как и в сказке, человек и животные действуют почти на равных, у них общие затеи; здесь торжествуют здравый смысл, доброта, доверие, благородство
43
Цинтия Рич. Замужество сестры
Рассказ
48
Г. Воронов. Узнавание
О фильмах «Ночь коротка» и «Праздники детства»
50
Книги
Для родителей и для детей
53
Бернгард Гржимек. И мой сурок со мною...
Очерк знаменитого западногерманского натуралиста
56
Вместе с детьми
Среди прочего — о полезных занятиях
59
Наш дом
Продолжаем наши традиционные рубрики
64
Домашний музей
О гравюре Кацусики Хокусая «Тамагава»
Семья и школа
Ежемесячный журнал для родителей
Академия педагогических наук СССР
№ 8, август 1982 года
Издаётся с 1946 года
Главный редактор Н. И. Монахов
Редакционная коллегия: П. И. Гелазония (ответственный секретарь), А. С. Грищенко, П. Ф. Егорова, М. В. Жилинская, И. Д. Зверев, О. М. Иванова, И. И. Карпец, Е. В. Квятковский, Д. В. Колесов, Р. А. Курбатова, О. Н. Мамонтова (зам. главного редактора), А. К. Маркова, Б. М. Неменский, А. М. Низова, А. О. Пинт, В. А. Рыбаков (зав. отделом психологии), А. И. Соколова
Художники В. Андреев и М. Верхоланцев
Художественный редактор Т. Мухина
Технический редактор С. Подлеснов
Адрес редакции: 129278 Москва, И-278, улица Павла Корчагина, 7 Телефоны редакции: 283-86-14, 283-80-09
Подписано к печати 29.07.82. А11085.
Формат 84 X 108 1/16
Бумага для глубокой печати
Глубокая печать
Печатных листов 4.25 (условных 7,14)
Краско-оттисков 12,60
Тираж 2 000 000 экземпляров
Заказ 1700. Цена номера 30 копеек
Издательство «Педагогика» 107847, ГСП, Москва, Б-5, Лефортовский переулок, 8
Ордена Трудового Красного Знамени Чеховский полиграфический комбинат ВО «Союзполиграфпром» Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли 142300 г. Чехов Московской области
© Издательство «Педагогика» «Семья и школа», 1982
Касается каждого
Продовольственная программа — дело всенародное
Продовольственная программа СССР, одобренная майским (1982 года) Пленумом ЦК КПСС, встретила единодушную поддержку советских людей. Эта программа близка и понятна всем нам, каждый из нас полон стремления внести посильный и достойный вклад в решение задач, поставленных ею.
Конечно, понятно, что современное общество — очень сложный механизм и членам его приходится решать самые разнообразные задачи, заниматься самыми различными делами — каждому на своем месте. Но есть такие великие общие дела, стоять в стороне от которых не имеет права никто. Продовольственная программа — как раз такое общее кровное дело.
Дела хватит всем. И тому, кто работает на ферме или в поле, умножая своим трудом богатство земли. И рабочему машиностроительного завода, выполняющего заказ на новый совершенный комбайн. И архитектору, который проектирует современный деревенский дом. И железнодорожнику, озабоченному тем, чтобы получали зеленую улицу составы с хлебом. И ученому, от которого ждут новых высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур. И учителю, несущему сельским детям свет образования...
И у каждого из нас — помимо долга трудиться на общее благо — есть еще один высокий и радостный долг: воспитать своих детей настоящими работниками. Какой отец, какая мать не желает от всего сердца, чтобы подрастающие сыновья и дочери нашли место в трудовой жизни, чтобы стремление служить людям стало основой выбора ими своего пути, чтобы они умом понимали и сердцем принимали те цели, которые ставит партия и которыми вдохновляется народ, чтобы они гордились огромными свершениями Отчизны, видели новые рубежи, которых предстоит достичь. В этом отношении воспитательное, педагогическое значение Продовольственной программы СССР, материалов майского Пленума ЦК КПСС, доклада на нем Леонида Ильича Брежнева переоценить невозможно. Разъяснение сущности Продовольственной программы, задач претворения ее в жизнь, несомненно, поставит в центр своих воспитательных усилий школа. Уверены, что и семья не будет стоять в стороне от этого насущного дела.
Продовольственная программа была разработана в соответствии с решениями XXVI съезда КПСС, которые предусматривают улучшение всех сторон жизни советских людей — это касается материального благосостояния и жилья, культуры и отдыха, условий труда и быта. Говоря в семье с детьми о Продовольственной программе, родители имеют возможность показать ее связь с другими мерами по дальнейшему подъему уровня жизни народа. А моры эти так или иначе находят свое воплощение в жизни каждой семьи: ведь это семья получает новую квартиру, ведь это в семью приносит отец прибавку к заработной плате или льготную путевку в семейный пансионат, ведь это в семье остаются деньги, которые раньше надо было платить за школьные учебники, ведь это на пользу семье пойдет время; которое высвобождается у матери в результате широкой помощи государства работающей женщине...
Здесь очень важно сказать еще вот что. К благам, которыми располагают наши дети, они относятся порой как к само собой разумеющемуся. Но блага эти не взялись неведомо откуда. Они — результат напряженного, самоотверженного труда нескольких поколений советских людей. Обязательно говорите об этом с детьми. Говорите вовсе не для того, чтобы попрекнуть чем-то молодых («Вот мы в ваши годы такого не имели...»). Главное — пусть они испытают гордость за то, что и труд их близких стал вкладом в создание того мощного экономического потенциала Советской страны, который как раз и служит надежным фундаментом широких планов улучшений благосостояния народа. Пусть дети проникнутся сознанием того, что труд и только труд — упорный, производительный, творческий — может гарантировать воплощение в жизнь этих планов. Пусть готовят себя к участию в таком труде.
Выступая на майском Пленуме ЦК КПСС, Леонид Ильич Брежнев дал замечательный пример откровенного, простого и ясного, проникнутого партийной страстностью и опирающегося на подлинно научный подход разговора о хлебе нашем насущном.
Успехи социалистического сельского хозяйства в нашей стране очевидны. Вдумаемся в цифры, содержащиеся в материалах Пленума: валовая продукция сельского хозяйства в среднем за год увеличилась в десятой пятилетке по сравнению с седьмой наполовину. Конечно, и население в нашей стране увеличилось, но рост сельскохозяйственного производства систематически обгонял рост населения, так что в расчете на одного человека продуктов производится теперь на 28 процентов больше. Почти на треть! Это очень внушительная цифра!
Мало того — мы стали не просто больше получать продовольствия. Каждая семья почувствовала, что изменился сам рацион питания; он заметно обогатился наиболее ценными продуктами. Известно, что с 1965 по 1980 год ежегодное потребление мяса на душу населения выросло с 41 килограмма до 58, яиц — со 124 штук до 239, сахара — с 34,2 килограмма до 44,4, овощей и бахчевых — с 72 килограммов до 97; за счет этого люди стали меньше есть картофеля (снижение с 142 килограммов до 112) и хлеба (снижение с 156 килограммов до 139).
На Пленуме было подчеркнуто: по общему уровню калорийности рацион питания советского человека соответствует физиологическим нормам. Вместе с тем, как сказал Леонид Ильич Брежнев, «продовольственная проблема далеко еще не снята с повестки дня».
То, что не полностью удовлетворяется спрос на мясные и молочные изделия, то, что в ряде районов имеют место перебои в торговле продовольственными товарами, — это, конечно, не может не сказываться на семейном столе и, понятно, не может не служить предметом разговора в семье. Очень важно, чтобы разговор этот детьми был понят правильно. Почему бы родителям не объяснить детям доходчиво, что спрос на продукты питания пока обгоняет рост их производства? Растут денежные доходы населения, мы стали больше зарабатывать, цены на основные продовольственные товары у нас не повышаются, значит, каждый может позволить себе купить продуктов больше и более ценных. Далее, растет городское население, снижается число людей, непосредственно занятых в сельском хозяйстве; это значит, что все большая доля людей не производит продукты сама, а приходит за ними в магазины (да и покупки сельским населением продуктов в государственной торговой сети растут из года в год). Итак, спрос растет очень высокими темпами, и на этом фоне рост эффективности сельского хозяйства, всего агропромышленного комплекса оказывается, как отметил Леонид Ильич Брежнев, недостаточно быстрым.
Подчеркните в беседе с детьми, что выполнение Продовольственной программы как раз и позволит обеспечить устойчивое снабжение населения всеми видами продуктов, существенно улучшить состав питания за счет потребления наиболее ценных продуктов. По сути, такая задача ставится впервые в истории. И решение ее под силу только социалистическому обществу.
Да, у нас есть продовольственная проблема. Но как она отлична от той продовольственной проблемы, которая для миллионов рядовых тружеников в буржуазном мире связана с элементарной необходимостью утолить чувство голода! В нашей же Продовольственной программе не о питании вообще идет речь, а о самой высокоценной части его — об увеличении количества мяса, молока и разнообразных изделий из них, овощей и фруктов к столу каждой советской семьи.
Почему важно и об этом говорить в семье с детьми? Принятие Продовольственной программы СССР недруги нашей страны вознамерились использовать в своих нечистых целях. Они прибегают к измышлениям, к клевете, пытаясь извратить задачи и назначение Продовольственной программы. Было бы наивным полагать, что в той или иной форме отголоски этой враждебной пропаганды не доходят до ушей наших подростков и юношей. Не будем недооценивать разумности наших детей, их политической зрелости, наконец, просто их здравого смысла и умения отличать белое от черного. Но значит ли это, что мы можем занимать позицию сторонних наблюдателей? Нет, лишний раз подчеркнем, что от активной позиции родителей, от их способности вести с детьми откровенный, принципиальный, аргументированный разговор на «трудные» темы в немалой степени зависит гражданская позиция человека, входящего в жизнь. Борьба с империалистической пропагандой (а необходимость этой борьбы мы все хорошо понимаем) должна вестись ведь не только по вопросам идеологии, культуры, международной политики. Эта пропаганда злонамеренно спекулирует и на «обыденных вопросах», — наши недруги рассчитывают, что здесь им удастся достичь, быть может, большего эффекта, поскольку речь идет о вещах, касающихся, в общем, каждого и касающихся повседневно. Вот почему так важна наша «домашняя», родительская позиция — откровенная, принципиальная, ответственная.
Обсуждая в семье с детьми Продовольственную программу, важно обратить их внимание и на то, что осуществление и подготовка такой программы — это, как сказал Леонид Ильич Брежнев, «принципиально новый шаг в системе нашего планирования, в управлении социалистической экономикой. Программа воплощает целевой, комплексный подход к решению продовольственной проблемы».
Надо подчеркнуть именно эту сторону вопроса для того, чтобы дети, будущие труженики, поняли, как широк спектр тех областей человеческой деятельности, которых коснулась Продовольственная программа. И само сельское хозяйство, и обслуживающие его отрасли промышленности, транспорта, торговли — все это увязывается в единую систему, деятельность которой подчинена общей конечной цели — производству высококачественных продуктов питания и доведения их до населения.
А ведь кроме того, программой предусмотрено и усиление роли науки в развитии сельского хозяйства (огромное поле деятельности для тысяч и тысяч молодых пытливых умов!), и широкий комплекс мер по улучшению социально-бытовых условий жизни на селе (а это значит, что село ждет увлеченных своей работой учителей и врачей, строителей и работников сферы обслуживания, дорожников и шоферов). Более того, как подчеркнул Леонид Ильич Брежнев, «Продовольственная программа — это не только коренной поворот в подъеме сельского хозяйства и связанных с ним отраслей. По своему характеру, масштабности она призвана обеспечить прогресс всего народного хозяйства».
Таким образом, нынешнее подрастающее поколение будет входить в самостоятельную трудовую жизнь под знаком участия в осуществлении дела поистине всенародного. Тем более, что рассчитана программа до 1990 года — исторически срок, конечно, краткий, но практически дающий возможность включиться в работу и тем, кто сегодня еще учится в школе.
Надо, чтобы дети знали о близких и отдаленных результатах, которые принесет народу реализация Продовольственной программы.
Уже в нынешней пятилетке наряду с удовлетворением спроса населения на хлеб, хлебобулочные изделия, картофель и сахар программа планирует обеспечить потребности в крупах, кондитерских изделиях, маргарине, яйцах и рыбе. Будет улучшено снабжение мясом, молоком, растительным маслом, овощами и фруктами. В двенадцатой же пятилетке основной упор будет сделан на то, чтобы поднять потребление мяса, растительного масла, овощей и фруктов.
В результате к 1990 году потребление основных продуктов (приводим лишь некоторые примеры) на душу населения в год будет выглядеть так:
мясо и мясопродукты — 70 килограммов (в 1980 году — 58),
молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко) — 330— 340 килограммов (в 1980 году — 314),
яйца — 260—266 штук (в 1980 году — 239),
растительное масло — 13,2 килограмма (в 1980 году — 8,8),
овощи и бахчевые — 126—135 килограммов (в 1980 году — 97),
фрукты и ягоды — 66—70 килограммов (в 1980 году — 38).
Весомая прибавка к семейному столу!
Результаты реализации Продовольственной программы ощутит каждый советский человек. Особо следует сказать о том, что даст осуществление решений Пленума ЦК КПСС тем, кто работает и живет в селе. Партия наметила последовательное проведение мероприятий по дальнейшему повышению благосостояния, культуры, улучшению образования и медицинского обслуживания тружеников сельского хозяйства. На эти цели в 80-е годы намечается направить примерно 160 миллиардов рублей. «...Это не только большая цифра, — подчеркнул Леонид Ильич Брежнев. — Это — большая политика, направленная на стирание социальных различий между городом и деревней. А значит — на претворение в жизнь одного из наших программных требований, научно обоснованных марксизмом-ленинизмом».
Будет заметно улучшена оплата труда в колхозах и совхозах. Мы все знаем, что труд в деревне по ряду причин менее привлекателен, чем в городе, он пока еще нередко тяжел (в частности, высока доля ручных работ), рабочий день не всегда поддается четкому регулированию, как это возможно в промышленности, загрузка в течение года неравномерна. Вот почему справедливое стимулирование труда в сельском хозяйстве приобретает такое значение. «Главное, — говорил Леонид Ильич Брежнев, — состоит здесь в том, чтобы каждый трудящийся видел, осязал прямую, простую и понятную связь между тем, что он сделал, и тем, что он заработал».
Несомненно, улучшение оплаты труда повышает и его престижность. Это в значительной мере облегчает задачу привлечения молодежи в сельское хозяйство, молодежи, которой так много предстоит сделать для реализации Продовольственной программы. Однако, наверное, было бы неверным полагать, что такие меры будут действовать автоматически, сами по себе. Нет, нужно, чтобы и в семье, и в школе настойчивее и последовательнее воспитывалась любовь к труду в поле и на ферме. Мы знаем о замечательных патриотических починах выпускников сельских школ Костромской и Омской областей, по зову партии вливающихся в ряды тружеников села (особенно важно, что молодежь приходит в животноводство). Мы знаем о славных делах школьных производственных бригад, ставших замечательной формой трудового воспитания. Десятки тысяч городских школьников помогают селу летом. Словом, школа, пионерская организация, комсомол много делают и еще больше будут делать для воспитания у подрастающего поколения желания и умения трудиться.
И все же любовь к труду воспитывается прежде всего и, быть может, надежнее всего в семье на близком и понятном примере родных, Желание пойти по стопам матери-доярки, отца-механизатора, желание остаться трудиться в родных местах очень во многом зависит и от родительского слова. Кто, как не мать и отец, лучше убедит детей, что интересная, полезная, привлекательная жизнь ждет их не обязательно в дальних краях...
Сегодня, с осуществлением широкой программы мер по социальному переустройству села, такие усилия семьи получают новое подкрепление.
Это и строительство нового благоустроенного жилья на селе, жилья, которое сочетало бы удобства, характерные для современной городской квартиры (вплоть до телефона и горячей воды), с возможностью вести личное подсобное хозяйство (важный источник дополнительных доходов сельской семьи и прекрасное средство вовлечения в сельскохозяйственный труд детей с раннего возраста).
Это и ввод в строй новых общеобразовательных школ (только в текущей пятилетке — на 2 миллиона 315 тысяч мест), дошкольных учреждений (на 1 миллион 182 тысячи мест за тот же срок), клубов и Домов культуры. (В двенадцатой пятилетке строительство школ возрастет еще на 14— 17 процентов, а дошкольных учреждений — в полтора раза).
Это и улучшение качества и культуры медицинской помощи. Это и создание надежной сети бытового обслуживания, и строительство новых магазинов, и выделение для продажи сельским жителям товаров, пользующихся особым спросом.
Переустройство быта тружеников полей и ферм, сближение условий жизни в городе и деревне — очень серьезный стимул повышения трудовой, творческой активности людей и вместе с тем важное условие воспитания подрастающего поколения в духе уважения к труду в сельском хозяйстве, в духе любви к родным местам.
Осуществление Продовольственной программы СССР многое даст каждому из нас — и сельскому жителю, и городскому труженику. Говоря об этом с детьми, подчеркивая заботу партии о благосостоянии народа, необходимо, напомним еще раз, обязательно показывать им, что благосостояние и трудолюбие — вещи взаимосвязанные. Чем выше результаты нашего труда, чем бережнее мы сохраняем произведенные ценности, тем богаче наше общество, тем больше даст оно нам.
Это простая истина. Пусть она будет доведена вами, дорогие товарищи родители, до сознания каждого ребенка, пусть с детства станет она твердым нравственным убеждением, которое будет определять дела, мысли и стремления растущего человека.
нет страниц с 5 по 10
Об опасности подобных явлений говорилось и на XXVI съезде КПСС: именно «на почве такой психологии и появляются эгоизм и мещанство, накопительство, равнодушие к заботам и делам народа». И наоборот — здоровый семейный микроклимат, совместная трудовая деятельность старших и младших, мудрая и требовательная любовь к детям и высокий уровень духовной культуры, именно культуры, а не образования, помогают в воспитании настоящих граждан.
Группе московских педагогов был задан вопрос: «Какой вы представляете образцовую семью?» Один из них ответил так: «Лицо семьи определяется ее местом в обществе, ее позицией, искренностью во внутрисемейных и внесемейных отношениях. Самое главное — гражданственность, как мы ее сегодня понимаем: когда семья сознает свой долг перед обществом в воспитании истинных патриотов и тружеников. Труд должен быть на первом месте».
Без сомнения, такая идеальная семья могла бы быть прекрасным соратником учителя в воспитании ребенка. Но что поделаешь, образцовые семьи потому и называются так, что служат образцом для других, необразцовых, каких еще немало.
...На родительское собрание первого класса пришли все родители. Молодая учительница, проработавшая с классом лишь несколько месяцев, рассказывала об успехах и трудностях, называя фамилии строго по алфавиту, чтобы не было обид. Дошел черед до Наташи. Ей плохо давалась математика, и учительница до конца еще не выяснила, в чем дело, однако заметила, что девочка неряшливо выполняет задания дома, и потому Наташиной маме сказала, что надо тщательнее проверять, как девочка готовит дома математику. И тут на педагога хлынули потоки брани: ее обвиняли в несправедливости, предвзятости и в том, что она не умеет учить...
Поведение молодой матери нельзя было объяснить ничем, кроме элементарной невоспитанности, бестактности, бескультурья. И хотя во всем этом никак нельзя обвинить школу, где учится ее дочка, «расхлебывать кашу» придется именно учителям этой школы: воспитывать «неквалифицированную» и некультурную маму. Школа обязана вести широкое педагогическое просвещение всего населения.
Но было бы несправедливым, строя модель идеальных отношений семьи и школы и обсуждая довольно серьезные претензии, которые педагоги предъявляют родителям, не поговорить о том, как же семья представляет свои отношения с учителем, какими они могут быть, должны стать, если еще не стали. Вот что по этому поводу думают родители.
«Люди, которые окружают детей, должны быть едины в своих требованиях, чтобы дети не мучались над проблемой, что все взрослые говорят разное, и не стояло бы перед ребенком выбора, кого же слушать. Противоречия между школой и семьей необходимо устранять даже в мелочах» (З. Киреева, врач, Петропавловск-Камчатский).
«Из школы должны уйти показуха, трескотня, лозунги — должно быть только живое дело» (Е. Громов, инженер, Киев).
«В школе не должно быть грубости, пошлости. Учительница говорит девочке: «Тебе замуж пора, на Петрова заглядываешься, а задачу решить не можешь...» А девочка, и вправду, в этого Петрова влюблена...» (В. Шибаева, технолог, Москва).
Родители, обсуждая проблему отношений школы и семьи, затронули множество вопросов, относящихся не только непосредственно к процессу обучения, но и к общему стилю жизни школы, ее духу, ее быту. Тут и школьное питание, и работа раздевалок, и организация трудового и физического воспитания, и работа кружков художественной самодеятельности и т. д.
Они хотели бы видеть каждого учителя в школе «умным, интеллигентным человеком, неравнодушным к детям, человеком, для которого работа не просто хлеб, но призвание...». «Учитель должен быть личностью высокого социального накала, человеком, который решил для себя: «Я отвечаю за все».
А ответы на вопрос: «Чем вы могли бы помочь школе?» — показали искреннее желание родителей вместе с педагогами активно участвовать в жизни школьных коллективов. Можно сказать, сегодня складывается стойкая тенденция к расширению контактов школы и семьи, к активизации участия родительской общественности в воспитательной работе после уроков. Уже сегодня школа все менее замыкает ребят в своих рамках. Все шире становятся ее связи с производством, учреждениями науки, культуры и т. д., что весьма положительно сказывается на формировании подрастающего поколения. И если сегодня львиная доля того, что повышает культурный уровень детей, все же пока делается школой, учителем, то завтра, предсказывают социологи и ученые-педагоги, положение изменится в сторону активного участия в этом процессе семьи, родителей. Учитель, а возможно, и психолог дадут нам, родителям, совет, что необходимо с детьми посмотреть в театрах, кино, музеях в соответствии с их возрастными особенностями, учебной программой, индивидуальными потребностями и интересами. Семья и школа выработают общие точки зрения и по многим другим вопросам воспитания: это касается круга чтения, школьных и домашних праздников, формирования классных и домашних традиций и многого другого. И чем многообразнее станут контакты педагогов и родителей, тем выше будут результаты воспитания. Думается, не за горами тот день, когда в школьном коридоре, где-нибудь рядом с кабинетом директора, появится табличка, на которой будет написано: «Родительский комитет». Родители придут в школу как граждане, активно участвующие в процессе социального формирования, воспитания всех детей в школе, которую они по праву называют своей.
И. Демакова, кандидат педагогических наук
Что приносит успех
«Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Эти слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского как нельзя лучше выражают принцип, утвердившийся в работе сегодняшней советской школы, школы, растящей граждан развитого социалистического общества.
В многогранных и многообразных связях школы и семьи особую роль играют классные и школьные родительские комитеты. Хотелось бы на примере одной школы — школы № 3 города Белебея Башкирской АССР — поразмыслить над тем, что способствует успеху их работы.
Нет нужды доказывать, что без глубокого интереса к вопросам воспитания и образования, без понимания единства задач, стоящих перед педагогами и родителями, без подлинной заинтересованности в общественных делах — без всего этого пребывание в составе родительского комитета приобретает для человека чисто формальный характер, превращается в отбывание некоей повинности. Чего греха таить, так кое-где еще бывает. Бывает, что к формированию важных органов родительской общественности подходят без должной серьезности, выбирают в них тех, кто «посвободнее», не сумел отказаться...
В школе № 3 был взят решительный курс на то, чтобы комитеты избирались обдуманно, ответственно, не вдруг. Кандидатуры здесь подбираются заранее, обсуждаются с учителями, классными руководителями. За последние годы среди членов родительских комитетов увеличилось число коммунистов, повысился образовательный ценз родителей, стало больше мужчин, людей с производства.
Так, в прошедшем учебном году в составе школьного родительского комитета было 27 человек. 16 мужчин. 14 членов КПСС. 9 рабочих. 6 человек с высшим образованием. 11 — со средним специальным. Все они пользуются авторитетом в своих трудовых коллективах, их отличает широкий круг интересов; питают они и интерес к педагогическим знаниям.
Неудивительно, что такие люди оказываются в состоянии оправдать делом доверие избравших их родителей. Вот как, например, комитет помогает школе в осуществлении всеобуча.
Создается специальная комиссия, которая из года в год вносит свой вклад в предупреждение неуспеваемости, в преодоление второгодничества, в борьбу за качество знаний учащихся. Комиссия, конечно, не подменяет педагогический коллектив. У нее свои методы и формы работы. Она проводит, скажем, смотры состояния тетрадей, дневников, учебников, читательских дневников. О результатах смотров можно узнать из родительских газет, которые вывешиваются в самой школе («Голос родителей») и на шефствующем предприятии — в Белебеевском управлении буровых работ («Для вас, родители»).
Комиссия организует Дни открытых дверей (обычно в субботу). Родители получают возможность понаблюдать за своими детьми на уроках и на переменах, встретиться с учителями, руководителями школы, пионервожатыми, чтобы посоветоваться, если нужно, о воспитании своего ребенка, о его успехах и трудностях в учении.
Члены комиссии — частые гости в семьях учеников. Беседуя с ребятами, с их родителями, активисты узнают, как школьники соблюдают режим дня, как выполняют домашние задания, что читают, чем увлекаются.
Особое внимание — «трудным» подросткам. О каждом таком подростке стремятся узнать как можно больше, стараются понять природу его «трудности». Активистам помогают педагоги, вместе они составляют психолого-педагогические характеристики ребят. Очень важно выяснить, что происходит у таких ребят в семье. Каковы интересы семьи? Дружно ли она живет? Как отец и мать понимают свои воспитательские задачи? Как относятся к школе? В результате неоднократных «визитов» в семью складывается ее своеобразный портрет.
В работе с «трудными» помогает индивидуальное шефство. Шефы — их сейчас около двадцати — не надоедают ребенку нотациями, а пытаются организовать его досуг, вовлечь в общественную работу, в занятия спортом. Так, успешно окончил восьмилетку, отслужил в армии, а сейчас работает на производстве Саша С. Над ним четыре года шефствовал геолог, член школьного родительского комитета А. А. Горюхин. Пять лет шефствовала над Сергеем М. коммунист Н. С. Пыжьянова. У мальчика была тяжело больна мать, отец не мог уделять сыну достаточного внимания — в семье было еще семь братьев и сестер. Без присмотра подросток стал сбиваться с пути — часто пропускал уроки, хулиганил, начал выпивать. И все-таки выправился — не в последнюю очередь благодаря помощи шефа. Окончил десятилетку, работает.
Немалый вклад в воспитание детей вносит культурно-массовая комиссия. Члены этой комиссии помогают школе проводить экскурсии, коллективные походы, вечера, утренники, пионерские и октябрятские сборы, соревнования, организовывать все виды общественно полезного труда.
Здоровье и физическое развитие детей — в центре внимания комиссии по спортивно-оздоровительной работе.
Предмет особой заботы родительского комитета — помощь школе в трудовом обучении и воспитании, в профориентации учащихся. На собраниях часто выступают родители — передовики производства. Проводятся экскурсии на предприятия города. Участвуют родители и в пионерских сборах, в комсомольских собраниях на тему «Кем быть, каким быть?»
Президиум родительского комитета школы направляет и координирует деятельность классных комитетов, которые избираются в начале учебного года на собраниях родителей. Они состоят из пяти человек: председателя и четырех членов, каждый из которых отвечает за определенный участок работы: всеобуч, повышение педагогической культуры семьи, культурно-массовую работу, спортивно-оздоровительную работу. Родительские комитеты классов — важные звенья взаимодействия и с учениками, и с их семьями.
В школе созданы также советы отцов (при школьном комитете — 24 человека, при классных комитетах — 72 человека). Главное в работе этих советов — организация досуга подростков, работа с родителями в «неблагополучных» семьях, шефство над подростками.
Словом, родители хорошо знают дорогу в школу. В течение учебного года около 150 отцов и матерей работали в родительских комитетах, 300 человек выступали перед ребятами с беседами, 7 человек постоянно руководили кружками, 35 участвовали в организации походов и экскурсий. Родители вместе с учениками оформляют учебные кабинеты, готовят приборы и наглядные пособия, дежурят в микрорайоне, на родительских собраниях делятся опытом семейного воспитания. Таким образом, почти каждый второй родитель в той или иной форме активно участвовал в делах школы.
В конце учебного года школа благодарит родителей за хорошее воспитание детей. На классных собраниях родителям вручается около 400 благодарностей (на специально отпечатанных бланках). Благодарить их действительно есть за что. Вот уже многие годы коллектив школы выполняет закон о всеобуче. Все учащиеся, окончившие восемь классов, получают среднее образование. У наших ребят нет правонарушений. Почти нет неуспевающих. Половина учеников занимается лишь на 4 и 5. Воспитанники школы — лучшие по результатам городских олимпиад.
Всё это — плоды работы не только педагогов, но и их единомышленников — родителей-активистов.
Ю. Гербеев, профессор, В. Гуров, директор школы
страница следующая ->