каморка папыВлада
журнал Профи 1997-02 текст-13
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 26.04.2024, 14:24

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

РАЗДЕЛ: ТЕХНИКА

А. Иванов
ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ВЕРТОЛЕТНОЙ ТЕХНИКИ

Осенью 1996 года в Москве на Ходынском поле состоялись демонстрационные полеты трех типов вертолетов фирмы "Еврокоптер": "Эккюрей", ВО-105 и ВК-117. По приглашению французской стороны экспортно-консультативная группа журнала "Профи" приняла активное участие в этих мероприятиях. В присутствии российских и зарубежных военных и гражданских специалистов и телевидения мы отработали несколько вариантов эвакуации людей с ограниченной площадки как с использованием бортовой лебедки, так и с помощью обычного альпинистского снаряжения и прыгали с парашютом. Планировалась демонстрация возможности сверхлегких вертолетов при захвате "вооруженного террориста", но аэродромное начальство не разрешило взрывать в центре города. Не удалось также, к сожалению, пострелять из вертолета снайперам (у "Эккюрея" практически отсутствует вибрация). Российские военлеты, катаясь на "Эккюрее", уговорили фирменного летчика-испытателя показать боевой заход, а затем и вовсе крутануть "петлю Нестерова", а за это дали французу порулить свой КА-32. Стороны остались довольны друг другом: мы удовлетворили свой профессиональный интерес к заморским аппаратам, а французы получили бесплатную рекламу. Обменялись сувенирами и подняли бокалы с шампанским за российско-французское военное сотрудничество. А вечером очаровательная мадам Оливье (директор представительства "Еврокоптера" в странах СНГ) пригласила всю нашу компанию к себе домой на ужин. Правда, кроме нас там оказалось еще человек тридцать. Но выпивки и закуски хватило на всех. Мы, чекисты, обособились в углу и подозвали своего французского коллегу. Он удивился:
- С чего вы взяли, что мы коллеги?
- По глазам видно.
Француз покатился со смеху, обернулся в зал и радостно заорал:
- Жан-Пьер! Иди сюда, нас расшифровали!
Подошел бортинженер... Мы пили за российский флаг над Эйфелевой башней, а они – за французский флаг над Кремлем. Короче говоря, всем было весело.
...А что касается геликоптеров - машины хорошие. Однако, я все же предпочел бы за ту же цену МИ-8МТВ.

Необходимость изучения вопроса
В настоящее время на рынке вертолетной техники стран Восточной Европы и СНГ в классе легких вертолетов образовалась ниша. До распада соцлагеря, а затем и СССР, в соцстранах эксплуатировалась только одна машина этого класса - Ми-2, разработки ОКБ им. Миля. В 1964 году в рамках социалистической кооперации лицензия на его производство была передана Польше, где Ми-2 выпускается с 1965 года на вертолетном заводе в городе Свидник, Люблинского воеводства (WSK-PZL-Swidnik). За это время было выпущено 24 его модификации. Сейчас польские специалисты активно работают над его модернизацией созданного на базе Ми-2 польского многоцелевого вертолета В-3 "СОКОЛ".
С 1991 года работу на восточно-европейском рынке начала компания ЕВРОКОПТЕР. По состоянию на конец 1995 года ЕВРОКОПТЕР имел международные соглашения со следующими странами:

Таблица 1
№ п/п Страна Кооперация Тип вертолета/страна-разработчик
1 Польша 1 Эккрюрей (Франция)
2 Венгрия 1 Эккрюрей (Франция)
3 Румыния 1,2,3 Алуэт (Франция)
1,2,3 Пума (Франция)
4 Югославия 1,2,3 Газель (Франция)
1 - индустриально-коммерческое сотрудничество
2 - сборочная линия
3 - лицензионное производство

Таким образом, рынки не только легких (до 3-х тонн), но и тяжелых (по российской классификации средних) вертолетов четырех ведущих в экономическом отношении восточно-европейских стран оказались для России потеряны.
На ряду с этим, складывается ситуация при которой Россия может утратить и рынки стран СНГ.
Исследование российского рынка, проведенное в апреле 1995 года показало наличие потребности в легких вертолетах с максимальным числом посадочных мест (8). Основными направлениями их использования являются (по степени важности):
- оказание скорой медицинской помощи;
- проведение спасательных и горноспасательных работ;
- борьба с пожарами (особенно в городе);
- пассажирский транспорт;
- геологоразведочные работы.
Особо стоит вопрос об использовании вертолетов этого класса федеральными силовыми ведомствами. После презентации, состоявшейся в городе Москве на аэродроме Ходынское поле 1-2 октября 1996, где представителям силовых ведомств России были показаны три вертолета: Эккюрей, ВО 105 и ВК 117, интерес к этой технике проявили представители МВД.
Надо отметить, что вертолеты ВО 105 уже закуплены МЧС России и успешно применялись в ходе ряда спасательных операций, в том числе и в ходе поисков останков российских летчиков из эскадрильи "Русские витязи", погибших во Вьетнаме.
В России разработкой машины класса до 5 тонн занимается ВНТК им. Камова (Ка-62), однако из-за целого ряда технических трудностей машина к моменту своего появления может морально устареть. Характеризуя ситуацию в российском вертолетостроении в целом, нужно отметить, что по мнению специалистов из-за хронического недофинансирования Россия рискует потерять свою вертолетную промышленность вообще. Это приведет к утрате Россией своих позиций на рынке авиационной техники в одном из наиболее перспективных секторов.
Так, например, на рынке вооружений и военной техники по состоянию на декабрь 1994 года было подписано контрактов на поставку вертолетов на сумму около 14 млрд. долларов США (это второй показатель после самолетов), и ожидалось подписание контрактов на сумму порядка 8 млрд. долларов. При этом, по оценкам специалистов, США могли реально претендовать только на 16% от этой суммы.
В целом же до 2 000 года мировой рынок вертолетов различного назначения составит около 7 % от общей стоимости рынка обычных вооружений.
В этих условиях кооперация с компанией ЕВРОКОПТЕР равно как и другими ведущими зарубежными вертолетостроительными компаниями, позволила бы существенно улучшить ситуацию. Это тем более актуально, поскольку спрос на легкие вертолеты на рынке России и СНГ будет расти. По предварительным оценкам потребность российского рынка в легких вертолетах составляет около 1 тысячи единиц, а в целом по СНГ порядка 3 тысяч. Таким образом прямые потери российских производителей могут составить от 3 до 6 млрд. долларов США (в зависимости от типа вертолета).

Краткая характеристика партнера
Группа ЕВРОКОПТЕРСА (штаб-квартира в Париже) образовалась в результате слияния вертолетных подразделений компаний АЭРОСПАСЬЯЛЬ (ее доля 70 % акций) и ДАСА (30 % акций). Ей структурно подчинены производственные подразделения ЕВРОКОПТЕР ФРАНЦИЯ (имеет заводы в городах Мариньян и Ла Корнев) и ЕВРОКОПТЕР ГЕРМАНИЯ (имеет заводы в городах Донауворт и Оттобрюн), коммерческое подразделение ЕВРОКОПТЕР ИНТЕРНЕШНЛ, а также ряд зарубежных филиалов во всем мире (за исключением СНГ).
За более чем 30 лет своего существования компания ЕВРОКОПТЕР разработала и запустила в серийное производство 15 типов вертолетов в диапазоне от 2 до 10 тонн. За эти годы во всем мире компанией было продано 10 750 вертолетов и налажено сотрудничество с 31 страной.
По состоянию на декабрь 1995 года в компании было занято 9900 человек. Консолидированный оборот группы составил 9 300 млн. французских франков. Доля компании в мировых экспортных продажах составляет 50%, а в военных - 57%. В 127 странах 8 206 вертолетов эксплуатировалось 1 600 эксплуатантами из них:
- в Европе - 3 805 единиц
- в Северной Америке - 1 255 ед
- в Юго-Восточной Азии - 1 085 ед
- в Африке - 669 ед
- на Ближнем Востоке - 578 ед
- в Южной Америке - 510 ед
- в Австралии и Южной Азии - 170 ед
- в Центральной Америке - 134 ед.
46% составляют боевые вертолеты, 11% в муниципальном пользовании, 5% вертолеты, находящиеся в собственности корпораций, 38 % прочие виды работ.

Таблица 2
Класс вертолета
Сверхлегкие
Легкие (до 3 т.)
Средние, (до 5 т.)
Тяжелые (до 10 т.)
Тяжелые (более 10 т.)
Специального назначения
Количество вертолетов данного класса
(в % от общего числа)
32,0%
37,7%
14,6%
9,6%
1,8% 4,5%
Суммарная стоимость (в % от общей)
2,5%
17,2%
19,7% 36,4%
12,3%
11,8%
Продукция ЕВРОКОПТЕРК
(в данном классе)
ВО 105 Эккюрей ВК 107 Дофин Супер Пума
Тайгер

Краткая характеристика сегмента рынка
Из таблицы 2, показывающей структуру мирового вертолетного рынка, видно, что ЕВРОКОПТЕР представлен в 4 из пяти основных сегментов рынка, что составляет 88 % процентов от мирового рынка вертолетов.
Класс легких вертолетов занимает первое место по количеству машин и третье по суммарной стоимости, что делает его одним из самых "коммерческих"
По уровню продаж несомненным лидером является Эккюрей 1 - 1 638 единиц, далее следуют:
ВО 105 - 1 172 ед.
Газель - 1 056 ед.
Алуэт 3 - 960 ед.
Алуэт 2 - 699 ед.
Дофин - 542 ед.
Пума - 528 ед.
Эккюрей 2 - 523 ед.
Супер Пума - 366 ед.
ВК 117 - 348 ед.
Лама - 331 ед.
Супер Фрелон - 43 ед.
Надо отметить, что значительное число этих вертолетов собрано или изготовлено по лицензии на национальных предприятиях стран-партнеров.

Таблица 3
Макс, вес
Макс, грузоподъемность
Количество пассажиров
Расход топлива (л/ час)
Макс, скорость (км/час)
Радиус действия (км)
ВО 105 CBS-5
2500 кг
1 180 кг 6
ом 222 243 565
В 430
4 082 кг
1 730 кг 15 300 259 700
В 230
3 810 кг
1 542 кг 9
333 262 713
ВК 117
3 350 кг
1 585 кг 8 291 257 541
Ми 2
3 550 кг
1 200 кг 8
331 190 325
Ми 8
11 100 кг
3 880 кг 29 800 250 515

Краткая информация о вертолетах
Представленные в России вертолеты ВО 105, ВК 117 и Эккюрей имеют на мировом рынке хорошую репутацию. Этим объясняется тот факт, что именно они являются одними из основных предметов кооперации компании ЕВРОКОПТЕР с зарубежными партнерами в сфере производства.
По своим тактико-техническим характеристикам они вполне соответствуют требованиям российских эксплуатантов. В таблицах 3 приведены сравнительные характеристики ВО 105, ВК 117, Ми-2, В-230 и В-430 (фирмы Белл). Данные по Ми-8 приведены для привязки, поскольку Ми-8 является основным российским транспортным вертолетом.
Величина максимальной скорости дана для условий: МСА, уровень моря, максимальный вес.
ВО-105 CBS-5 может быть оснащен дополнительным топливным баком емкостью 200 литров, что увеличивает его дальность до 1004 км.
ВК 117 может быть оснащен двумя топливными баками на внешней подвеске емкостью 150 литров, что увеличивает дальность до 760 км не уменьшая полезного объема грузового отсека.
Все это делает вертолеты ВО 105 и ВК 117 весьма привлекательными для потенциальных покупателей как среди коммерческих структур, так и среди федеральных ведомств России

Программа сотрудничества с Россией
В настоящее время ОКБ им. Миля в кооперации с вертолетным заводом в городе Казань, заводом авиационных двигателей им. Климова и компанией ЕВРОКОПТЕР создали совместное предприятие ЕВРОМИЛЬ по разработке и созданию вертолета Ми-38. В таблице 4 даны ТТХ Ми-38.

Таблица 4
ТТХ
Силовая установка (максимальная мощность)
Максимальный вес
Полезная нагрузка
Количество посадочных мест
Диаметр несущего винта
Крейсерская скорость
Высота висения вне зоны влияния возд. подушки в МСА
Максимальная дальность
МИ-38
3 750 лс
15 500 кг
7 300 кг
3+30
21,10 м
260 км/ч
2 000 м
900 км
Знаком " в таблице отмечены модификации военного назначения:
"Феннек" - Эккюрей, "Пантера" - Дофин, "Кугар" - Суперпума, "ALH" - Advanced Light Helicopter (программа создания перспективного легкого вертолета), "NH90" - NATO Helicopter (программа создания перспективного вертолета для НАТО).

Соглашение о сотрудничестве было подписано участниками в конце 1992 года, предприятие "ЕВРОМИЛЬ" создано 27 сентября 1994 года, первый полет Ми-38 запланирован на 1998 год, первая серийная поставка - на 2001 год.
В соответствии с подписанным соглашением, стороны согласились о следующем распределении работ:
ОКБ им. Миля - конструкция вертолета
Завод им. Климова - проектирование и производство двигателя
Казанский вертолетный завод - производство, обеспечение требований заказчика, маркетинг внутри СНГ.
ЕВРОКОПТЕР - авиационное и радиоэлектронное оборудование, компоновка кабины, обеспечение требований заказчика, маркетинг за пределами СНГ.
Таким образом, российскими вертолетостроителями сделан первый шаг по пути налаживания сотрудничества с компанией ЕВРОКОПТЕР.

Возможные пути дальнейшего сотрудничества
Среди возможных путей дальнейшего сотрудничества наиболее привлекательным для России является налаживание лицензионного производства вертолетов ВО 105 и ВК 117 на территории Российской Федерации. На начальном этапе это может быть сборка из комплектующих, поставленных из-за рубежа, но в дальнейшем необходим переход на отечественную сырьевую базу.

Международные связи ЕВРОКОПТЕРА (включая страны Восточной Европы)
№ п/п 1
2
3 4 5 6 7 8
9
10 11
13
14
15
16
20
Страна Канада США Мексика Бразилия Индия ЮАР Малайзия Индонезия Австралия Сингапур
Филиппины Япония
Корея Китай Россия Голландия
Англия
Бельгия Швейцария
Италия Португалия
Испания Финляндия
Швеция
Дания
Турция
Кооперация 1,2,4,5 2,5 5
1,2,5 1,2,3,4 1, 3, 1
2,3 1,2,5 1,2,4,5 1,2,3 2,5 3
1,2,3,4 1,2,3,4
1,2,3
4-
1,2 1,2,3
1
1,2 1
1
Тип вертолета ВО 105 ЕС 135 Дофин Эккюрей ВО 105 ВК 117
Лама Эккюрей "Феннек" "Пантера"
Алуэт Лама "ALH"
Алуэт 3 Пума
Эккюрей
Пума Супер пума ВО 105 "Кугар" Эккюрей "Феннек"
ЕС 120 "Кугар" "Феннек"
ВО 150 Эккюрей ВК 117 Дофин
Дофин ЕС 120 МИ-38
Алуэет ВО 150 "Кугар" "NH90"-
Пума Газель Линкс Алуэт Алуэт "Кугар" "NH 90" Пума
Супер Пума ВО 105 "Кугар" "Кугар" ВО 105 "Кугар" "Феннек" "Кугар"
1 - индустриально-коммерческое сотрудничество
2 - сборочная линия
3 - лицензионное производство
4 - разработка, производство, продажи
5 - филиалы и участие



А.Я.Камышев
Инженер-конструктор фирмы "Грань"
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР БРОНЕЖИЛЕТА

Фирмы, производящие бронежилеты, нередко утверждают, что их изделие лучшее. Свойства бронежилетов определяются совершенством его характеристик, причем многие из которых взаимоисключают друг друга при желании конструктора обеспечить более высокие показатели. В связи с этим лучшего бронежилета не существует, но есть наиболее качественно выполненные и наилучшим образом приспособленные к конкретным условиям за счет компромисса между взаимоисключающими характеристиками. Поэтому качество бронежилета определяется способностью изготовителя обеспечить сравнительно высокие показатели его характеристики оптимальностью компромисса между взаимоисключающими характеристиками. Оценивать показатели характеристик и оптимальность компромисса обязан не только производитель, но и пользователь, так как именно его жизнь зависит от соответствия бронежилета условиям его применения.

Характеристики бронежилетов
Пулестойкость - способность щитов бронежилетов останавливать пули, а также осколки, дробь, картечь и иные предметы, предотвращая их внедрение в тело человека Щиты большинства современных гибких бронежилетов состоят из многослойных пакетов тканей, изготовленных на основе арамидных волокон (Кевлар, СВМ, Тварон и т.п.), либо из высокомодульного полиэтилена. Пакеты эффективно останавливают пули с круглой головкой, летящие со скоростью менее 400-450 м/сек, а с заостренной головкой - менее 300 м/сек. Для пуль, летящих с большими скоростями требуется столь непропорциональное увеличение количества слоев, что на практике рациональнее установка перед пакетами дополнительных твердых пластин из стали, титана или керамики. Титановые и керамические пластины легче стальных, но значительно толще и дороже, к тому же керамические пластины, за редким исключением, выдерживают не более одного попадания. Наибольшее распространение получили стальные пластины, имеющие толщину 2 мм для защиты от пистолета ТТ, 4 мм - от автомата АКМ и 5,6-6 мм от винтовки ОВД или автомата АКМ, оснащенного пулями с термоупрочненными сердечниками. Для сохранения подвижности пользователя и снижения веса бронежилета, пластины имеют ограниченную площадь защиты, прикрывая лишь наиболее жизненно важные части тела. В некоторых бронежилетах предусматривается возможность снятия пластин, замены их на иные по прочности.
Пулестойкость является основным критерием классификации бронежилетов. Во многих странах существуют свои системы классификации, ориентированные на наиболее распространенное у них оружие.
В таблице приведены системы классификации, применявшаяся ранее, и принятая с 01.07.95 (ГОСТ Р 50744-95) в России. Здесь же приведено официально принятое ориентировочное сопоставление с классами защиты по стандартам США и Германии.
Официально принятое соответствие классов защиты показывает, в какой класс попадает российский бронежилет в США и Германии, но абсолютного соответствия не существует, так как западные бронежилеты не проверяются российским оружием. При применении систем классификации не мешает знать, что пули пистолета ТТ по пробойной способности превосходят пули пистолета Парабеллум, охотничьего ружья и автомата UZI. Приобретая импортный бронежилет, следует учитывать, что бронежилеты США класса 3а и Германии класса 2 при сертификации в России будут соответствовать классу 1 (по старой - 2), так как они не способны остановить пули пистолета ТТ, а также, не редко, пистолета АПС.

Таблица 1
Класс защиты по системе Основное Пуля Соответствующий класс защиты
старой новой контрольное оружие Калибр мм Тип сердечника Масса г Скорость м/с США Германия
2 1 ПМ 9.0 Сталь 6.15 315 1
*Револьвер Смит- 9.0 Свинец 10,2 259
Бессон (модель 10)
~ АПС 9.0 Сталь 6,15 340
3 2 ТТ 7.62 Сталь 5.5 445
*Парабеллум 9.0 Свинец 8.0 330 2 1
4 2а Охотничье ружье (12 18.5 Свинец 35.0 400 3а 2
калибр)
*UZI 9.0 Свинец 8.0 400
5 3 АК-74 и 5.45 Сталь 3.4 890 3 3
АКМ 7.62 Сталь 7.9 725
6 4 Винтовка СВД 7.62 Сталь 9.6 835 4 4
АК-74 5.45 Термоупрочненный 3.4 890 *Винтовка М16 5.56 - 3.56 990
5 АКМ 7.62 Термоупрочненный 7.9 725 5
6 Винтовка СВД 7.62 Теромупрочненный 9.6 835 -
* Основное контрольное оружие для системы классификации США и Германии в данном классе вместо российского оружия.
** Официально данный класс отсутствует, но применяется на практике, так как данные бронежилеты защищают от пуль АПС, по пробойной способности превосходящих пули Парабеллума и UZI-Мини.

Атравматическая защита - защита тела от динамического удара останавливаемых щитом пуль, осколков, зарядов дроби, картечи или иных предметов. Динамический удар для человека представляет не меньшую опасность, чем проникающее ранение.
Наиболее часто величину ударных нагрузок определяют по глубине вмятины в пластичном блоке, расположенном за щитом. Допустимая глубина вмятины в США - 40 мм, в России - 22 мм. При сравнительно близких со стороны медицины взглядах на последствия ударных нагрузок, допустимая глубина вмятины, в основном, зависит от пластичности блока. Поэтому, встречающееся утверждение, что требование по атравматической защите в России жестче, чем в США, вероятнее всего вызвано либо некомпетентностью авторов, либо их рекламной подтасовкой фактов. В России применяются более жесткие пластичные блоки, чем в США, а потому и глубина вмятины меньше.
Оценка по глубине вмятины недостаточно полная, так как не учитывается площадь воздействия. Более точной является оценка, основанная на определении энергии, занесенной в тело человека в зоне удара (Езан.), применяемая в ЦНИИТО (Центральном научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии им. М.Н.Приорова). Уровень занесенной энергии определяют по объему вмятины в пластичном блоке. В результате исследований была установлена зависимость между энергией, занесенной в тело человека в зоне удара, и последствиями этого удара (см. Таблицу 2).

Таблица 2
Езан. (Дж.) Последствия удара
Свыше 30 Наиболее вероятен летальный исход
30 Тяжелое ранение с хроническими последствиями,
вероятен и летальный исход
20 Ранение средней тяжести, требуется лечение
10 Легкое ранение с сохранением подвижности
1,5-2 Гематомы
Менее 1,5 Без последствий

При испытаниях пакета в 30 слоев ткани 56319 различными видами оружия были определены Езан.: ПМ-26 Дж, АПС-29,4 Дж, Парабеллум - 33,6 Дж, UZI-Мини -48 Дж.
В первых простейших бронежилетах, не имевших специальной атравматической защиты устанавливали от 24-26 (Визит) до 30 (БЖ-1) слоев ткани. Впоследствии, иногда щиты стали дополнять демпферными прокладками из пенополиэтилена, поролона или войлока толщиной 4-6 мм, что оказалось недостаточно эффективной мерой. При защите от ПМ травмы от ударов снизились до уровня средней тяжести, но от Парабеллума и охотничьего ружья сохранялась смертельная опасность. Надежно сохранить жизнь, но нездоровье, удавалось лишь при установке 40 мм прокладки (суммарная толщина щита до 50-55 мм). Более эффективной оказалась комплексная атравматическая защита в бронежилетах "Грань". Обеспечив возможность изготовления бронежилета скрытого ношения, удалось не только избежать травм от ПМ и АПС, но и сохранить жизнь при ударах свинцовых пуль охотничьего ружья. Но изготовление их требует значительно больше времени, чем других моделей.
При самостоятельной оценке последствий ударных воздействий рекомендуется проводить сравнительные испытания. В качестве эталонного берется объем вмятины, получаемой при выстреле из АПС по пакету в 30 слоев ткани 56319. Далее стреляют по испытываемому гибкому образцу из контрольного оружия. Оценка динамического воздействия производится по отношению объема вмятины за испытываемым образцом к эталонному. При отношении более 0,95 ("28 Дж) можно считать, что защита не обеспечивается; 0,7-0,95 ("21-28 Дж) - защита недостаточная для обеспечения гарантии полного восстановления здоровья; 0,35-0,7 (10-21 Дж) - защита минимально достаточная, так как вероятны ранения средней тяжести; 0,1-0,35 (3-10 Дж) - защита достаточная, так как вероятны легкие ранения с сохранением подвижности и в последующем ожидается полное восстановление здоровья; менее 0,1 - защита максимальная, так как вероятный уровень поражения пренебрежительно мал.
Установка твердых пластин распределяет удар на большую площадь. Но при этом они должны обеспечить защиту от более мощного оружия, вследствие чего сохраняется вероятность тяжелых травм. Удар пули автомата Калашникова в район груди, защищенной простейшим бронежилетом с пластиной, приводит к хроническим заболеваниям легких. Методика оценки уровня динамических воздействий и их последствий при наличии твердых пластин разработана недостаточно, но по результатам исследования ЦНИИТО можно утверждать, что чем совершеннее атравматическая защита гибкого щита, тем совершеннее она и с пластиной.
Значение атравматической защиты столь велико, что в последнем стандарте РФ введена обязательная дополнительная классификация заброневой контузионной травмы по степени тяжести (приводится справочно с сокращениями и пояснениями по атравматической защите в таблице 3)

Таблица 3
Степень тяжести травм
0*
отсутствует 1 легкая
2 средняя
3 тяжелая
4 крайне тяжелая
(летальная)
Классифицирующий морфологический признак
Отсутствует, либо покраснения или слабовыраженные гематомы.
Ссадины, кровоподтеки, гематомы.
Ушибленные раны. Очаговые внутримышечные кровоизлияния.
Переломы ребер. Внутренние кровоизлияния. Разрывы внутренних органов.
Разрывы размозжение внутренних органов. Травмы позвоночника с повреждением спинного мозга.
Характеристика потери боеспособности
Боеспособность сохраняется.
Утрата боеспособности 1-3 мин. Ограниченная боеспособность до 10 мин. Полное восстановление до 1 суток.
Утрата боеспособности 3-5 мин. Ограниченная боеспособность до 15 суток. Полное восстановление до 15-20 суток.
Полная утрата боеспособности. Ограниченная боеспособность к 15-20 суткам. Восстановление боеспособности к 30-60 суткам. Вероятны хронические последствия и летальные исходы.
Смерть на месте. Смерть вследствие осложнений. Инвалидность у выживших.
Вероятность возвращения в строй (%)
100
99
85
25
0
Вероятность возвращения в строй (%)
Максимальный.
Достаточный.
Минимально достаточный.
Недостаточный.
Не обеспечивается.
* Класс официально отсутствует, но приводится, так как существуют бронежилеты, обеспечивающие данный уровень атравматической защиты.
** Введено автором для пояснения ориентировочного соответствия между уровнем защиты и степенью тяжести травм.

Предотвращение вероятности внутреннего рикошета. Иногда встречаются бронежилеты, состоящие только из твердых пластин, не имеющие гибких щитов. Пластины при этом могут опираться на простейшие демпферные прокладки. Пуля, пройдя через незащищенную часть тела, может удариться о внутреннюю поверхность пластины и срикошетировать. Нередко, повторно пройдя через тело, она еще раз рикошетирует о вторую пластину. Отмечалось до пяти рикошетов, причем при каждом пуля деформировалась и разворачивалась при движении. Как правило, травмы, полученные от одного рикошета, достаточны для летального исхода. При установке за пластиной гибкого защитного пакета, не менее, чем в 16-18 слоев ткани, рикошет практически исключается. При этом существует вероятность остановки пули, которая пробивает пластину. К примеру, нередко пуля, выпущенная из автомата АКСУ, пробив 2-х мм стальную пластину (от ТТ), останавливается мягким пакетом.
Защита от осколков. При столкновении пули с твердой пластиной, образуются осколки способные вызвать опасные ранения. Установка перед пластиной дополнительного гибкого защитного пакета не менее, чем из 4-6 слоев ткани, предотвращает поражения осколками.
Бронежилеты, не имеющие гибких защитных щитов перед или за твердой пластиной ввиду указанных причин должны быть признаны непригодными к применению. Тем не менее, подобные изделия до сих пор поставляются некоторыми фирмами в МВД и в армию.
Во многих бронежилетах пластины вставляют внутрь гибкого пакета, одновременно обеспечивая защиту и от осколков и от внутреннего рикошета.
Последствия пробития бронежилета. В случае применения более мощного оружия, чем то, на защиту от которого рассчитан бронежилет, пуля может разрушиться, деформироваться и повернуться боком, сохранив энергию, достаточную для нанесения серьезных травм. Полученные при этом травмы должны быть неопаснее, чем те, которые могли бы быть при отсутствии бронежилета. Характеристика проверяется испытаниями различным оружием, но они проводятся не всеми фирмами и не всегда в достаточном объеме. По меньшей мере можно допустить, что выполнение характеристики обеспечивается, если защитные свойства бронежилета не основаны на повороте пули. При испытаниях на пробой, пулями автомата Калашникова, брони, останавливающей поворотом пулю пистолета ТТ, в самой броне и имитаторе тела человека, расположенном за ней, образовывалось отверстие чуть ли не с кулак. С медицинской точки зрения в подобной ситуации у человека не остается ни каких шансов выжить, тогда как без подобного бронежилета они вполне реальны.
Вентиляция. Щиты бронежилетов обладают тепло и влагоизолирующими свойствами. Применение бронежилетов, в конструкции которых не предусматривается вентиляция, приводит к перегреву и быстрому переутомлению пользователя, особенно при необходимости активных действий. Для организации пассивной вентиляции между телом человека и щитами организуется воздушный зазор, как правило, с помощью полос мягкого материала.
Защита от намокания. Материалы, изготовленные на основе арамидных смол, во влажном состоянии теряют до 30% прочности. Для защиты от влаги, некоторые фирмы, помещают ткань в полиэтиленовые пакеты. Через швы пакетов и в случае их повреждения, вода имеет возможность впитываться в ткань. Высушить щиты после этого, не сняв полиэтилен, практически невозможно. Более эффективна влагозащитная пропитка (0,5% обработка). Но последствия пропитки до конца не изучены. Если не ожидаются погружения в воду, то нередко для защиты от дождя считают достаточным изготовление внешней части чехла жилета из непромокаемых тканей. От проникновения пота обычно достаточно хорошо защищают атравматические прокладки.
Устойчивость щитов. Гибкие щиты простейших бронежилетов, при недостаточно надежном закреплении их в верхней части чехла, имеют склонность сползать вниз и собираться комом. Бронежилеты обладающие совершенной атравматической защитой, за счет появления некоторой жесткости, данным недостатком не обладают.
Площадь защиты. Естественное стремление защитить возможно большую поверхность тела ограничивается требованиями по сохранению подвижности, а также, в некоторых случаях, необходимостью обеспечения возможности скрытого ношения. Наиболее критичными обычно являются высота щитов и ширина переднего щита между руками. При избыточной высоте щитов затруднены движения, а при приседании бронежилет ползет вверх, сжимая горло. При нормальной высоте щитов не защищен низ живота. Для защиты его изготавливают дополнительный паховый щиток, который пользователи часто снимают, так как он мешает при ходьбе. Ширина переднего щита между руками выбирается, исходя из ожидаемых условий применения, анатомических особенностей и субъективных пожеланий владельца. Обычно она колеблется в пределах 27-35 см. Общая площадь защиты бронежилетов колеблется от 20-30 кв.дм (скрытого ношения) до 55-70 кв.дм (открытого ношения). Наиболее распространены оперативные бронежилеты с площадью защиты 30-40 кв.дм.
Толщина щитов. Так как бронежилет обязан соответствовать ряду защитных и эргономических характеристик, то при лучших конструктивных решениях толщина его щитов колеблется от 8-10 мм до 14-18 мм в первую очередь завися от уровней пулестойкости и атравматической защиты. В случае меньшей толщины, "бронежилет как майка", следует ожидать, как минимум, низкую пулестойкость и отсутствие атравматической защиты. При большей толщине наиболее вероятны не лучшие конструктивные решения.
Вес бронежилета. Определяется уровнем защиты, площадью щитов и совершенством конструктивных решений. Так как площадь в зависимости от моделей колеблется в широких пределах, целесообразнее ориентироваться на удельный вес - вес одного квадратного дециметра защиты. Удельный вес щитов, полномерно (пулестойкость и атравматика) противостоящих пулям АПС, для лучших конструкций колеблется от 70 г/кв.дм до 90 г/кв.дм. Тем самым наиболее распространенный оперативный бронежилет с площадью защиты 35 кв.дм имеет вес от 2,5 до 3,3 кг. При меньшем удельном весе приходится ожидать снижения защитных свойств из-за недовложения пулеостанавливающих материалов, либо из-за ослабления атравматической защиты. Снижение удельного веса без потери защитных свойств возможно лишь с появлением новых, более качественных материалов.
Чехол бронежилета. Для обеспечения ремонтопригодности и возможности чистки чехол бронежилета должен быть съемным. Некоторые пользователи считают необходимым для одного изделия иметь два и более сменных чехлов. Материал чехлов не должен раздражать кожу. Внешняя сторона чехла изготавливается из наиболее прочных синтетических тканей, а внутренняя - из хлопчатобумажных. Крепеж чехла должен исключить вероятность рикошета, разрушения от ударов пуль и самопроизвольное расстегивание. Поэтому в ряде стран не допускаются металлические застежки и не применяются пластмассовые. Наиболее распространен крепеж, выполненный на основе молнии "Контакт" (липучки). Молния надежно сохраняет соединение при нагрузках на сдвиг, но самопроизвольно расстегивается при перегибах. Полностью исключает самопроизвольное раскрытие специальный патентованный замок, выполненный на основе "липучки".


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz