каморка папыВлада
журнал Пионер 1987-12 текст-3
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 29.03.2024, 09:28

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:

НАШИ ЮНКОРЫ НА СЛЕТЕ

На слет журнал «Пионер» послал девять своих юнкоров. Почему именно эти ребята поехали в «Артек», мы рассказали в № 8 журнала. А теперь послушайте, как они на слете работали.
«Артек», август, IX Всесоюзный слет, Дворец пионеров...
В детском пресс-центре суета с утра до ночи. Кто пишет заметки, кто стучит на машинке, кто берет интервью, а кто сам его дает... Все время заглядывают взрослые журналисты — в поисках яркой темы, интересного собеседника, своего коллеги или чего-то еще... А я ищу наших юнкоров, чтобы узнать, как они устроились, с кем познакомились, что пишут про слет.
Почитайте отрывки из писем Андрея Щиковского, и вы сами представите те горячие дни.
...Наконец мы в «Артеке». Сразу же стали упрашивать записать нас в один отряд. Но тетя оказалась настырная и нас в один отряд не записала. Так что теперь мы живем: я в 10-м, а Миша в 8-м отряде. Но разницы большой нет. Между нашими корпусами 5 метров.
Мы попали в «Лазурную» дружину. Я выбрал себе кровать на веранде на 2-м этаже и пошел к Мише. Мы сразу принялись выполнять задание «Пионера», опросили ребят, ответов получилось довольно много.
Сегодня я проснулся в 7.00, не знаю, откуда такая точность. Заправил постель и сел записывать собранный материал. После завтрака нас позвали чистить берег — сейчас штормит и на берегу много мусора. Сделав всю работу, мы остались у моря. Я сунул руку в волну и попробовал на вкус — соленая. Одна крупная волна захлестнула меня по колено. Пришел Миша, который уже искал меня, и мы с ним пошли по отрядам. Опросили еще два отряда. Завтра будет общий сбор в пресс-центре.
Отложим на время письма и объясним, что такое пресс-центр на слете.
Это газета «Вперед!», настоящая, отпечатанная в артековской типографии когда на двух, а когда и на четырех страницах. Впервые на слете такая газета, и выходит она каждый день.
А еще юнкоры пресс-центра успевали каждый день записать радиогазету, и для нее собрать заметки, интервью, репортажи...
Объехать в агитавтобусе «Экспресс-курьер» все дружины и в каждой, без подготовки, ответить на любые вопросы, вступить в любые дискуссии.
Разослать юных фотографов по лагерю, чтобы снимали все, что происходит на слете, и со всех ног бежали проявлять пленки, печатать снимки.
Наладить между лагерями связь: ведь газету надо развезти по дружинам и там же, в дружинах, забрать заметки, написанные собкорами (в каждом отряде был свой собкор, а всего — 130 человек, целая рать).
Немудрено, что мы, журналисты «Пионера», так и не сняли всю девятку своих юнкоров. Газета не ждет, она должна выходить каждый день, быстрее, быстрей...
...В тесный контакт вошли с двумя из трех «каравельцев» — со старшими Егором и Костей, а младший работает в группе связи, мы его почти не видим.
Познакомились с ребятами из «Синего краба». В «Озерной» к нам подбежали радостные девочка и мальчик и спросили: «Вы из «Соляриса»?» (мы были в нашей форме, так как никто не запрещает нам ходить в ней). Ребята показались нам очень хорошими и к нам отнеслись дружелюбно.
В пресс-центре мы работаем впятером одной группой — Миша, я, Егор и две Оли, которые в своих городах создали разновозрастные отряды. Нашу группу мы назвали «Странник», так как путешествуем из одного конца «Артека» в другой. Мы выполняем задания пресс-центра... Нам выдали карточки, как журналистам, теперь можно жить по свободному расписанию.
Ну, а что делали наши юнкоры в пресс-центре?
Женя Кузин — человек серьезный, опытный, почти взрослый (он учится в девятом классе, командир пятигорского отряда «Пламя», помните?) был назначен главным редактором газеты «Вперед!». Когда бы я ни зашла в пресс-центр, он всегда сидел там. И в то же время его снимки появлялись на страницах слетовской газеты и даже в «Пионерской правде». Как он успевал?
Загадка.
Андрей Москаленко (тоже из «Пламени»), Костя Трясунов и Гоша Боченин (из свердловской «Каравеллы») входили в группу связи. Им приходилось не только развозить газеты и пленки с радиозаписями по дружинам, но и дежурить у телефона, по которому звонят в «Артек» ребята со всей страны: интересуются, как идет слет.
Артур Пинчук («Синий краб — зюйд», г. Симферополь) работал в фотогруппе.
А остальные — Лариса Мервинская (тоже из «Синего краба»), Егор Подолинский (из «Каравеллы»), Андрей Щиковский и Миша Фурминский (отряд «Солярис», г. Обнинск) были активными сотрудниками газеты «Вперед!».
Но вернемся к письмам Андрея.
...Вчера было открытие слета. Вечером в тот же день мы на машине пресс-центра поехали на спецзадание: взять интервью у I секретаря ЦК ВЛКСМ Виктора Мироненко. Мы подождали, пока он прошел выставку в «Янтарной», а потом подбежали к нему и стали задавать вопросы. Он на все отвечал, а после этого один из товарищей, который стоял около Мироненко, сказал: «Когда вы стремитесь к цели, то, пожалуйста, не сбивайте с ног других».
Давайте подробнее остановимся на этом интервью.
Итак, Андрей, Миша и еще один юнкор пресс-центра — Тима Смоленский — задавали вопросы Виктору Ивановичу Мироненко. Андрей и Миша — члены разновозрастного пионерского отряда, который создан за пределами школы, поэтому их больше всего волновала проблема: не пришло ли время вывести пионерскую организацию за стены школы и сделать отряды разновозрастными?
«— Виктор Иванович, как Вы относитесь к разновозрастным отрядам?..
— Я сказал бы так: там, где ребята хотят, пусть они создают свои отряды по месту жительства. Как это будет называться — неважно. А вообще-то я за многообразие форм. Цель у нас должна быть одна и задача одна, а формы пусть будут самые разные».
Сколько на слете было споров о разновозрастных отрядах! И вот в решении записано: пробуйте, экспериментируйте, создавайте разновозрастные отряды, если это пожелание большинства пионеров.
Сторонникам разновозрастных отрядов я хочу дать совет: ищите отрядного вожатого. Без поддержки активного комсомольца разновозрастному отряду не обойтись. Я совершенно согласна с Ларисой Мервинской, которая писала для газеты «Вперед!»:
«Я знаю, что может не хватать кадров, что всем вожатым... нужна зарплата, но позвольте, по-настоящему увлеченным делом людям она не нужна.., ведь сколько таких людей работают с ребятами без всяких вознаграждений».
Ищите единомышленников, комсомольцев, которые будут рядом с вами в свое свободное время, которые не за деньги, а идеи ради, выполняя требование Устава ВЛКСМ, помогут вам создать пионерский отряд.
...Слет продолжался четыре дня, но как такового я его не заметил. Конечно, были дискуссии в отрядах, но даже то, о чем на них говорилось, не учли в решении. Кстати, о решении. В нем не было ничего конкретного. Все говорилось высокими словами. Когда мы (я, Миша, Егор и другие) увидели его, оно нам очень не понравилось. Всех участников (приглашенных) лишили права высказать свое мнение о решении на дружинных сборах, но все-таки участники перерабатывали решение. Пресс-центр стал вырабатывать коллективное мнение. У нас в дружине от имени пресс-центра говорил Миша, но его задавили и не дали сказать ничего. В общем, слет сам по себе мне не понравился. Зато оформление было сделано здорово. Очень красочный праздник со множеством известных артистов, фейерверки, салют...
Почему Андрей разочарованно пишет о слете?
С первого дня в отрядах и дружинах проходили дискуссии на тему «Пионерская организация сегодня и завтра». Делегаты страстно обсуждали, что им хочется изменить в своей организации. И наши юнкоры, конечно, тоже. И тут юнкоры с огромным удивлением и даже потрясением увидели, что отнюдь не все ребята поддерживают их идеи: вывести пионерскую организацию за пределы школы, сделать отряды разновозрастными, принимать в пионеры не всех и каждого, а только тех, кто делом докажет свою преданность организации... Были даже и такие делегаты, пусть единицы, кто отсиживались на дискуссиях, как двоечники на задних партах, их ничего не волновало, лишь бы их не спросили.
А тут до пресс-центра докатилась весть, что участники слета (а все юнкоры, несколько десятков человек, были участниками, не делегатами) выступать на итоговых сборах дружины не могут. То, что они не могут голосовать, ребята знали заранее, но нельзя выступить после того, как в отряде ты читал плакаты: «Каждая мысль имеет право на существование»?! Вот она — возможность, думали юнкоры, изменить жизнь организации, сделать ее яркой, боевой, прекрасной, как мечта, надо только убедить делегатов внести их идеи в решение. Ведь они по себе знают, что такое отряд в школе и что за ее стенами, и того, и другого попробовали. И вдруг эта возможность рухнула: лишили слова. Как не прийти в отчаяние, как удержаться от слез?
Пресс-центр вырабатывает свой проект решения. Но... Но слет принимает не такое решение, какое виделось нашим юнкорам и, как оказалось на линейке закрытия, какое виделось многим делегатам, пусть и меньшинству. Многие острые проблемы в решении отражены, но не так четко, не так ясно, не так категорично, как представляли себе ребята.
Не все взрослые были довольны поведением юнкоров на слете. «Как это можно уговаривать делегатов голосовать против решения?» Да, голосовать против решения глупо. И если бы опыта у юнкоров было побольше, они бы и сами поняли, что слет, ничего не решив, не может закрыться, а коли тебе не нравится тот или иной пункт, это не значит, что все решение плохо. Говори убедительно и ясно, почему этот пункт не нравится, и предлагай вместо него другой.
Но откуда этого опыта ребятам набраться? Они же впервые на слете. Да если б и были на всех предыдущих, вместе взятых, вряд ли б оказались мудрее: открытые обсуждения, дискуссии о пионерской организации были только на I слете да вот сейчас, на IX. Для всех это дело новое.
Получается, что не хотели ребята умышленно запутать всех и вся, а ошибались, потому что очень близко все принимали к сердцу, болели за свою организацию. А на такую ошибку мы все имеем право. Иначе, боясь ее сделать, никто не захочет проявлять инициативу.
В отличие от Андрея мне слет понравился. Именно потому, что были на нем яркие, самостоятельные ребята, которым не все равно, за что голосовать. Потому что нашелся мальчик, который не побоялся в торжественной обстановке линейки закрытия первым сказать, что он не согласен с предложенным решением, и выйти со своим мнением к микрофону. Потому что многие, многие делегаты боролись за свои предложения страстно, до слез.
Из последнего письма Андрея:
...В пресс-центре была очень напряженная жизнь, часто мы не успевали даже поесть.
Как-то раз мы сидели в пресс-центре, и кто-то предложил: «Кто за то, чтобы собрать общий сбор юнкоровских отрядов?» И тогда «Каравелла», «Синий краб», «Пламя» и Солярис» дружно сложили руки одна на одну. Потом нас фотографировали взрослые журналисты. Еще Мишу один раз снимали для телевидения, а меня записали на радио.
В последние дни мы очень сдружились с Гошей Бочениным из «Каравеллы». Вчера поздно вечером мы гуляли по «Артеку», ходили к морю и здорово испугались черной кошки, которая перебежала нам дорогу. Потом мы бросали в море монеты на счастье (Гоша кинул железный рубль) и просто болтали. Нам было очень хорошо, по крайней мере мне. Вообще мне Гоша нравится больше всех, он такой маленький, веселый и очень хороший.
Вчера был день рождения у Ларисы Мервинской из «Синего краба». Миша где-то раздобыл розы, мы подарили ей буклет «Обнинск», а Гоша — буклет «Свердловск».
Хотя здесь и хорошо, но уже хочется побыстрее увидеть наших ребят.
— А как же задание «Пионера»?— спросит памятливый читатель.— Выполнили его юнкоры?
Про это читайте в № 1 журнала за 1988 год.
М. МАТВЕЕВА, редактор отдела коммунистического воспитания.

Фотографии М. ВЫЛЕГЖАНИНА.
— Ну как, получилась заметка?— спрашивает юнкор главного редактора газеты «Вперед!» Женю Кузина.
А это Лариса Мервинская и Артур Пинчук.


«...Садовник, сапожник, портной — кто ты такой?»

Какого цвета мухомор
Я сижу на последней парте. Ряд макушек передо мной замер. Второклассники внимательно смотрят на доску, где учительница объясняет, как провести вспомогательные линии в альбоме, чтобы гриб мухомор, который класс рисует, вырос точно в центре листа, не жался к краю, не заваливался вбок и был виден весь: от красной, перезрелой, потрескавшейся шляпки до жухлой травы у корня ножки.
Я тоже смотрю на доску, потом на второклашек: как они слушают, все ли понимают, смотрю на их парты, где лежат альбомы, краски, стоят баночки с водой, а потом на свою парту, где только блокнот и ручка.
Но вот ближайшая ко мне макушка медленно поворачивается, и я вижу лицо человека, который с таким же любопытством разглядывает меня, как я разглядываю все вокруг.
Вроде что может быть удивительного в уроке рисования 2 класса «А»? Все рисуют мухомор. Правда, за урок случилось несколько маленьких происшествий. Например, непоседа, которая с любопытством разглядывала меня, вместо того чтобы слушать учителя, прочитала на баночке с гуашью длинное слово «коричневая» как «красная» и, раскрасив этой краской шляпку гриба, теперь с недоумением смотрела на получившийся рисунок.
Другая второклассница сделала внутреннюю сторону шляпки мухомора желтой, как у масленка. Учительница, увидев ее рисунок, объяснила, что пользуемся «чистым» цветом мы редко. Если нам кажется, что шляпка чуть отливает желтизной, надо к серой краске добавить капельку желтой и таким цветом раскрашивать картинку.
А кто-то, то ли не поверив учителю, то ли пропустив мимо ушей его слова о том, что рисунок надо раскрашивать сверху вниз, сначала густо наложил краску на ножку гриба, потом потянулся кисточкой к шляпке и, конечно же, заехал рукавом в непросохшую гуашь. Но учительница, обходя класс, быстро замечает эти недоразумения и кому помогает изменить цвет рисунка, кому отчистить рукав...
Как учитель справится со всеми этими неожиданностями, меня больше всего и интересует. Знаете почему? Потому что учительница на этом уроке — Надя Морозова, которая учится в этой же школе в 5 «А» классе. А вторая «учительница», которая ходит между рядами и, заглядывая в альбомы ребят, помогает то одному, то другому,— Надина одноклассница Света Макарова.
Ну, а теперь будем рассказывать по порядку: кто эти девочки, почему они ведут уроки и в какой школе все это происходит.

Почему не кружок
В школе № 2 подмосковного городка Реутово работает учитель Игорь Павлович Волков.
Игорь Павлович считает, что все дети (заметьте, обычные дети, не вундеркинды) наделены большими способностями. Только эти способности им надо в себе открыть. А что значит — открыть способности? Это значит, что надо попробовать себя в самых разных делах, и тогда обязательно найдется дело, которое тебе интересно и которое здорово у тебя получается.
Поэтому в школе Игорь Павлович устроил «комнату творчества», куда после уроков мог бы прийти любой ученик из любого класса и заняться тем, чем ему сейчас заниматься хочется: клеить модели, вырезать фигурки и ложки из дерева, лепить, рисовать или из свинца отливать крошечные пистолетики... А можно попробовать себя в роли учителя рисования, как это сделали Света и Надя. Продумай урок, посоветуйся с Игорем Павловичем и, пожалуйста, проведи занятие в младших классах. Всамделишные учителя не против, потому что юные художники рисуют лучше их.
Урок, который давали Света и Надя, был пятый в их жизни. А некоторые ученики Игоря Павловича за пять-шесть школьных лет дали по 80—100 уроков в младших классах.
Но мы отвлеклись от рассказа о «комнате творчества». Почему вдруг комната? Почему не кружки, к каким мы все давно привыкли?
Игорь Павлович объясняет это так. Пятикласснику или шестикласснику скучно заниматься одним и тем же делом больше двух месяцев. И не надо ему постоянно заниматься резьбой по дереву, например, или лепкой. Пусть лучше попробует себя в разных делах. А как узнать, что тебе захочется делать завтра, если нет перед глазами примера, если ты не видишь, как такой же мальчишка, как ты, строит железную дорогу, по которой бегают вагончики и сами останавливаются на красный свет семафора? Если рядом с тобой ребята, увлеченные разными делами, ты всегда найдешь, к кому присоединиться. И учитель поможет выбрать занятие — время от времени в холле он вывешивает таблицы: все желающие приглашаются строить из палочек-бревнышек макеты изб, амбаров, Кижей... Или всем предлагает лепить из пластилина средневековых рыцарей...
А еще в «комнате творчества» можно начать заниматься в любое время учебного года, в начале, в конце... Это тоже удобно. Можно месяц-другой не ходить, если есть дела поважнее. Это не кружок, куда записался в сентябре и, будь добр, посещай каждую неделю, а то отчислят.
В «комнате творчества» занимаются ребята разного возраста, с разным опытом работы. Кто-то пришел впервые, а кто-то уже «старичок», поможет тебе советом, примером, пока учитель занят с другими. Игорь Павлович говорит, что «комната творчества» — как мастерская средневекового художника, где мастер пишет портрет, подмастерье растирает краски, а только что принятый в ученики мальчишка пока лишь в подрамник вбивает гвоздь. Легче учиться, перенимая идеи, приемы не только у взрослых, но и у ровесников тоже.
Главное, считает Игорь Павлович, предоставить всем ребятам равные условия, а там уж каждый найдет свое дело.
А как узнать, твое это дело или нет? И на это Игорь Павлович дает ответ. Он придумал «творческие книжки». Сейчас объясню, что это такое.
С того дня, как ты выполнил первую творческую работу, не по школьной программе, а сам, по своему желанию, тебе выдают «творческую книжку», где учитель записывает: и что ты сделал, и сам ли выбрал дело или кто-то из взрослых тебе подсказал, и насколько сложна твоя работа, и как хорошо она получилась...
В «книжке» может быть запись, что ты склеил модель, или сочинил пять басен, или перевел стихи с английского, снял фильм по своему сценарию, дал фортепьянный концерт на 10 минут для всей школы...
И так год за годом ты пробуешь себя то в одном, то в другом деле, а учитель пристально следит за твоими увлечениями и заносит их в «творческую книжку». Перед последним звонком учитель в твоей «книжке» подводит итоги. Вот что получилось, например, у Саши Ш., ученика отнюдь не прилежного на уроках.
Модели — 10 записей.
(Тут надо пояснить, что одна запись в «книжке» творчества делается за 5 моделей, например, за 10 фотографий или за 5—8 рисунков. Значит, Саша за все школьные годы склеил, собрал, построил, считай, моделей пятьдесят.)
Рисование — 3 записи.
Техника — 2 записи.
Радио — 2 записи.
Педагогика — 2 записи.
Черчение — 1 запись.
Макеты — 1 запись.
Кино — 1 запись.
Сувениры — 1 запись.
Что мы видим из этой таблицы? За все школьные годы Саша ни разу не попробовал печь торты, лечить животных, ему не стоит идти в пекари или учиться на врача. У него отлично работают руки и есть явный интерес к «железкам». Мастер по радиоустройствам, приборам — вот его призвание.
Игорь Павлович показал мне еще одну «творческую книжку» — Андрея М.
Андрей попробовал себя и в технике, и в физике, и в электронике... Попробовал и... убедился, что не его это дело. Зато у него 90 проведенных уроков! 11 записей за рисование, 10 — за фотоработы, 5 — за чеканку и столько же за различные ремесла... Прикладное искусство, обучение этому малышей — вот какой путь надо было выбирать Андрею после школы.
Так и получилось. Андрей окончил пединститут, факультет художественной графики, работает в школе. А Саша получил специальность наладчика радиоэлектронной аппаратуры и тоже счастлив, работой доволен.

Три совета будущим специалистам
Игорь Павлович мечтает о том дне, когда во всех школах появятся «творческие комнаты», когда каждому ученику заведут «творческую книжку» и будут 10 школьных лет пристально следить за его увлечениями, поисками, будут помогать, поддерживать, советовать, а потом вместе с аттестатом зрелости выдадут эту «книжку» на руки. Пойдешь ли ты учиться дальше или станешь работать, везде будут смотреть твою «творческую книжку». Чем ты увлекался, что умеешь, какая работа тебе дается легче — та, где надо все придумывать самому, или ты блестящий исполнитель, разъясни тебе дело, и ты выполнишь его самым лучшим образом.
Игорь Павлович давно работает в школе, много учеников выпустил и следит сейчас за их судьбой. Не у всех жизнь как по писаному складывалась. Кто-то в школьные годы много рисует, лепит, танцует, у него явные склонности к искусствам, а после школы идет в технический вуз или на химический завод... И не находит там своего призвания. Ищет другую работу, третью... А потом все-таки возвращается к интересам школьных лет.
А тот, кто учел выводы «творческой книжки» и выбрал себе профессию, связанную с детскими интересами, очень быстро достигает в работе высоких результатов. Эти бывшие ученики Игоря Павловича, если они после школы пошли работать на заводы, фабрики, к 22 годам получили высшую квалификацию в своей профессии, а те, кто окончил институты, к 26 годам становились кандидатами наук.
Игорь Павлович учит своих ребят: человек счастлив, если он работает на своем месте, если он реализовал все свои возможности. Не надо гнаться за «престижными» профессиями.
— Вот у нас в Никольском, где я раньше жил, был сапожник Петя. Его все знали и уважали за прекрасную работу и золотые руки. Профессоров таким уважением не окружают,— смеется Игорь Павлович.— Я работаю учителем в школе и доволен. Мог бы преподавать в вузе, пробовал, мог бы стать профессиональным художником, мои работы в салонах раскупаются, но не мое это дело, не могу я без шума школы. Родители мои, далеко не глупые люди, работали бухгалтерами и тоже были счастливы, потому что занимались своим делом.
Мы разговариваем в «комнате творчества». На стенах висят рисунки ребят, на шкафах — скульптуры, поделки... Я рассматриваю деревянные цепи, вырезанные из одного куска дерева, рыцарей из пластилина с проволочным каркасом внутри, действующую модель колеса обозрения... Создатель этой модели выполнил токарные, жестяные работы на уровне 4-го разряда. Вот вагончики, выезжающие из депо. Здесь тоже надо было проделать и токарные, и жестяные работы, и слесарные, и простейшую электронику применить. Модель раскрашена, значит, и как художник-оформитель поработал ее создатель.
— Природные способности ребенка плюс специальное обучение — и нормальный обычный ученик будет знать и уметь в 100 раз больше, чем сейчас,— говорит Игорь Павлович.
Я качаю головой: в 100 раз! Как это себе представить? Если бы в два раза умнее и способнее были наши ребята, в десять раз, и то было бы замечательно, а тут — в сто!
Игорь Павлович смеется: «Трудно поверить, но это так».
Конечно, не сами собой ученики Игоря Павловича начинают творить чудеса, выполнять работы, как профессиональные краснодеревщики, столяры или жестянщики. Игорь Павлович их учит, готовит к самостоятельной творческой работе с первого класса, по своей методике. В начальной школе вместо уроков рисования и труда он ведет уроки творчества, где первоклашки, второклашки рисуют, лепят, чертят, решают задачи по черчению за 9—10-й классы! И все это легко, в игре. Игорь Павлович развивает у них память, пространственное восприятие, умение видеть, как решить ту или иную задачу...
Прежде чем человек начнет творить сам, его надо обучить, показать, как ему работать. А вот здесь возникает самый сложный вопрос. Обучить всех ребят заочно тому, чему Игорь Павлович учит своих учеников на уроке, он не берется. Правда, недавно мы узнали приятную новость: ЦК ВЛКСМ скоро предоставит возможность молодым педагогам съездить к учителям-новаторам, таким, как Игорь Павлович Волков, и своими глазами посмотреть, руками пощупать их опыт. Но пока это твой учитель приедет к Волкову да начнет заниматься с тобой по его системе, сколько воды к тому дню утечет. Что же делать? Ну, кое-какие выводы из этого рассказа извлечь все-таки можно.
Во-первых, не предавайся бесплодным мечтам о своей будущей профессии. Хочешь стать актрисой — запишись в драмкружок, учись танцевать, развивай память, избавляйся от скованности, неуклюжести, занимайся спортом... А там уж сама увидишь, для тебя это дело или нет.
Представляешь себя врачом — научись заботиться о малышах, запишись в зоокружок и ухаживай за животными, может, и простейшую медицинскую помощь им доведется оказать...
Возомнил себя поэтом, ну что ж, проверь, сможешь ли ты преуспеть в этом деле. Попробуй сочинить басню, пародию, эпиграмму... А еще очень полезно бывает сравнить, как это получается у тебя, а как у поэтов признанных.
Открыть и оценить свои способности можно только в деле.
Второй вывод — не бойся увлекаться то одним, то другим, шире пробуй себя. Чем больше разнообразных увлечений ты переживешь сейчас, тем вернее, что не пропустишь дело, которым будешь с радостью заниматься всю жизнь.
И третий вывод. Скорее даже совет. Будешь выбирать профессию, припомни свои детские увлечения. К чему у тебя душа лежала все эти годы, что давалось легче и получалось лучше? Смотришь, такой «анализ» и поможет не ошибиться.
М. БУСИНОВА

Фотографии Н. БЛИКОВА.
Наш Игорь Павлович.
Учитель и ученик.
Рисуем на природе.


ЮНКОРОВСКИЙ ПОСТ

Размышляем,
Вникаем,
Спорим

ПИОНЕРСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

2 декабря — 90 лет со дня рождения Ивана Христофоровича Баграмяна (1897—1982), Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза.
...Я смотрю на известный портрет Баграмяна, написанный кистью Мартироса Сарьяна... Постепенно портрет начинает рассказывать о себе: о спокойном, хладнокровном человеке, с ровным характером, рассудительностью. Кажется, что в этом человеке уживаются и требовательность, и чуткость, отзывчивость; в сжатой левой руке выражена воля. Сколько раз она проявлялась в дни войны!
М. Мержанов «Солдат, генерал, маршал».

28 декабря — 90 лет со дня рождения Ивана Степановича Конева (1897—1973), Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза.
Руины нам приходилось видеть не впервые. В нашей памяти были свежи истерзанные фашистскими оккупантами города и села России, Украины, Белоруссии, растоптанная гитлеровским сапогом польская земля. Мы отлично понимали, что это ждало и Москву, и город Ленина. У советского солдата не могло не возникнуть чувства мщения, святой ненависти. Но мы никогда не отождествляли немецкий народ с кликой фашистских преступников. На занятой нами территории Германии советские воины проявили подлинный гуманизм и благородство. Поведение наших солдат и офицеров в Дрездене — характерный тому пример.
И. С. Конев «Сорок пятый».

30 декабря — День образования Союза Советских Социалистических Республик.
Гордись, Человек!
Улыбнись, Человек!
Рожден ты в Стране Советов!
А в мире людском
Она маяком
Светит для всей планеты!
Стихи Гали Бакулиной из «Кораблика», журнал «Пионер».

СИТУАЦИЯ

Продолжаем разбирать сложные ситуации, возникающие порой в отрядах и дружинах. Представьте себе такое письмо семиклассников:
«Мы мечтали поехать всем классом на экскурсию в другой город. Путевки, наконец, достали, на весенних каникулах едем поездом в Минск.
И вот деньги собраны, так нет же...
Есть у нас в классе девочки, для которых не существует наш коллектив, мы им не интересны. Живут они своей особенной жизнью. Их родной дом — улица: с танцплощадками, барами, кинотеатрами. Их интересуют только мальчики, чтоб покататься на мопеде, где-нибудь выпить, потанцевать. Я всегда вижу их вечером, когда возвращаюсь домой после занятий в секции. Они стоят с сигаретами в зубах, глаза, губы накрашены, щеки нарумянены, волосы осветлены перекисью. Ходят с ними мальчики такие же, как и они.
Директор школы не разрешил нам ехать на экскурсию из-за того, что у нас в классе учатся такие девочки.
Разве мы виноваты? Мы им говорили, просили, умоляли. А им наплевать. Что мы, одноклассники, можем сделать? Бегать за этими девчонками и вытирать им накрашенные глаза или выбивать из рук сигареты? Они прогуливают уроки, а виноват весь класс. Это несправедливо!»
В позиции авторов письма мы видим две ошибки. А как бы вы поступили с такими одноклассниками? На конверте напишите: «Ситуация».
Юнкоры! Если в ваших отрядах и дружинах возникают сложные ситуации, в которых вы не можете разобраться сами, опишите их нам. На конверте поставьте девиз: «SOS».

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

Я вожатая у второклассников. Сама учусь в 7-м классе. Многим ребятам я могла бы рассказать о том, какой ценой мне удалось завоевать авторитет моих подопечных. Кто хочет узнать о моем опыте, пишите: 620042, г. Свердловск, ул. Восстания, д. 97, кв. 167, Наташе Осокиной.
* * *
Я хочу переписываться с мальчиком или девочкой, которые интересуются певчими птицами. Мой адрес: 279023, г. Одесса, ул. Ленина, 69, кв. 14, Лене Кравченко.

ОТ «ЮНКОРОВСКОГО ПОСТА «РВС»
Юнкор! Напоминаем, что ты лично, твой отряд, штаб, дружина, дворовый клуб можете прислать заявку о переписке. Но не забудьте объяснить, почему вы хотите переписываться. Главная тема «Почтового ящика» — проблемы пионерской работы.
Ждем заявки на следующий, 1988 год!

Рисунок Н. ШЕВАРЁВА.

ЮНКОРЫ! ОБЩИЙ СБОР!

Ребята! Помните, в № 6 за этот год мы сообщили о том, что самые активные юнкоры нашего журнала побывали на Центральном телевидении и принимали участие в передаче «Отзовитесь, горнисты!»? И еще, помните, мы дали слово, что подобная встреча на телевидении не последняя?
Итак, в этот раз самыми активными юнкорами оказались члены отряда «Синий краб — зюйд» из города Симферополя (с ними вы знакомы по публикациям в №№ 3 и 6 за этот год).
Почему мы выбрали именно «Синий краб — зюйд», вы узнаете из телепередачи, а также в одном из выпусков нашего поста в следующем году. Кстати, не забыли? Вы тоже можете попасть в гости на Центральное телевидение, если будете активно выполнять все задания нашей рубрики.
СИМФЕРОПОЛЬЦЫ! ВАМ СЛОВО ПЕРЕД ТЕЛЕКАМЕРОЙ! Поздравляем!

ОТРЯДНАЯ КОПИЛКА

Юнкоры — должность боевая
Ты стал редактором отрядной стенной газеты. Начал делать очередной ее номер и задумался: какой будет эта газета? Как часто делали ее твои предшественники: рисовали два-три выпуска с яркими заголовками к праздникам, раскрашивали цветочками, наклеивали открытки, подбирали подходящие стихотворения — и нормально, готово дело! Но какая польза твоему товарищу, звену, отряду, дружине от подобной газеты? Никакой.
Ты сел за стол, взял ручку, лист бумаги, подпер голову кулаком и... А о чем писать? Как писать? Неизвестно.
Настоящая стенная газета — дело горячее, боевое. И юнкор — должность тоже боевая.
О юнкорах, вступающих в бой с любой несправедливостью, подлостью, жестокостью, рассказывает ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ «БАРАБАНЩИКИ, ВПЕРЕД!», ПОДГОТОВЛЕННАЯ ЧЛЕНАМИ ОТРЯДА «КАРАВЕЛЛА» и выпущенная Средне-Уральским книжным издательством в 1986 году.
Дорогой читатель! Возьми в библиотеке эту книгу, и ты узнаешь, чем живут ребята известного всей стране отряда.
Теперь у тебя и твоих друзей-юнкоров есть нужная и полезная книга. А опыт и советы ребят из «Каравеллы» не раз помогут тем девчонкам и мальчишкам, кто решил стать редактором стенной газеты. Решил стать юнкором.
И. КЛИМОВСКАЯ, студентка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, по заданию «Юнкоровского поста «РВС»

АВТОПОРТРЕТ. — Автор Ольга ВАВИЛОВА, 14 лет, фотостудия Ялтинского Дворца пионеров и школьников.
КУЧА МАЛА. — Автор Дима АЛЬТШУЛЕР, 14 лет, фотостудия Республиканского Дворца пионеров и школьников БССР, г. Минск.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz