каморка папыВлада
журнал Огонёк 1991-10 текст-11
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 28.04.2017, 03:23

скачать журнал

<- предыдущая страница

СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ

КИНО С КОММУНИСТИЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Мы уважаем миллионеров. Особенно когда они признаются во взаимности, жалуются на нелегкую жизнь и бытовую неустроенность. Одним словом, когда они оказываются такими же, как мы, только немного побогаче. Мы привыкли к ним и не относимся как к экзотическим экземплярам, которых следует изолировать от общества для их же собственного душевного спокойствия. Оставляем им право на причуды — все-таки богатые люди, надо же им как-то развлекаться. Но, как выяснилось, среди них есть и те, кто с трудом вписывается в уже ставший привычным образ усталого и борющегося с советскими обстоятельствами миллионера. Имя кандидата искусствоведения Исмаила ТАГИ-ЗАДЕ замелькало в последнее время на страницах газет в связи с тем, что он, как председатель Всесоюзной государственно-общественной киновидеоассоциации (АСКИН СССР), собирается стать монополистом на внутреннем кинорынке. Кто же тот человек, который будет определять, какое нам смотреть кино?

СОЦИАЛИЗМ МНЕ НЕ МЕШАЕТ ЖИТЬ
— Скажите, где написано, что я не имею права быть коммунистом? Социализм не мешает мне работать по двадцать часов в сутки и делать то, что считаю нужным. Почему же я должен быть против него? Коммунисты отказываются от родной партии, так и не разобравшись, а при чем тут она. Пусть каждый спросит себя, что он сделал для нее. Ежемесячно сдавал пять рублей взносов да спал на собраниях? А теперь ему кто-то сказал, что на эти деньги где-то построены дачи, и он вышел из ее рядов — и это отношение к партии? Капиталист вкладывает в свою партию миллионы и при этом верит ей, а ты — пять рублей и думаешь, что имеешь право хаять ее? Как я могу поверить человеку, который ничего не сделал в одной партии, стал лидером другой и теперь ему нужна финансовая поддержка?
Людям, насквозь пропитанным мифами идеологии, наверное, непонятно, как я, гражданин СССР и член КПСС, являюсь президентом двух американских корпораций. Там это никого не смущает и не мешает давать мне кредит в 73 миллиона долларов. В первую очередь я деловой человек, которому доверяют партнеры, а уж они-то умеют разбираться в кадрах. Беда же нашей страны в том, что мы их не видим.
— А вам не кажется, что эта слепота — результат партийно-бюрократической селекции, идеалом которой был исполнитель?
— Нет, не кажется. А почему вы считаете, что коммунист не может быть хозяином?
— Отдельно взятый коммунист в отдельно взятой отрасли, наверное, может. Но вот сама система оказалась на удивление бесхозяйственной.
— Объясняю причины: у нас нет ни культуры, ни дисциплины. Пройдите днем по улицам — почему люди стоят в очередях, а не работают? Почему им больше нравится выстаивать длинные очереди за дешевыми государственными продуктами, а не сделать самим за это время какую-нибудь вещь, продать ее и на вырученные деньги купить те же продукты, но уже без очереди на рынке? Люди должны научиться уважать себя, а потом уж рассуждать, что лучше — социализм или капитализм. До сих пор все рассуждения сводятся к тому, что бездельничать на Западе приятнее, чем у нас, а потому давайте откроем границу и поедем туда.
— Мне кажется, у людей слишком мало возможностей открыть собственное дело. Системы же с либеральной экономикой позволяют любому браться и воплощать свою идею от начала и до конца, не опасаясь того, что срежут фонды, отнимут лимиты, подведут поставщики и так далее...
— Ерунда. Я оставил свой кабинет, который только обставил финской мебелью, и открыл свое дело не в США, а в Москве. Думаете, мне просто было организовать торговлю гвоздиками в Московском метрополитене, если все инструкции с 1930 года запрещают любую продажу в нем? Но мне удалось сломать эту стену, затем я занялся разведением лошадей, взял в аренду швейную фабрику и только потом вернулся в кинопрокат, вложив заработанные деньги в историю русской культуры. И теперь я имею право называть себя продюсером, потому что вкладываю собственные деньги. Что такое Ассоциация независимого кино? От кого они независимы — от кредита банка?
— Но у них нет ваших миллионов...
— Что? А знаете ли вы, что я проработал в системе кинопроката 18 лет, прошел все ступеньки. Был директором кинотеатра, получал зарплату 90 рублей, был директором объединения киносети, первым заместителем управляющего московским кинопрокатом, крупнейшим в стране, получал 136 рублей. А сегодня, когда идет перестройка, вы хотите, чтобы я к вам присоединился лозунги носить? Нет, у меня есть дети, есть желание по-человечески одеться под старость, хотя мне еще сорок лет, хочу почувствовать себя человеком.
Вот вы пугаете меня партией и государством, а я не боюсь. Меня ничем не напугаешь. Я в жизни видел все и самое худшее уже прошел. Я вырос с семи лет без родителей, в интернате, голодал студентом со стипендией в 28 рублей... А сейчас езжу на «мерседесе», но купил его на свои трудовые деньги и при этом никогда и никого не ругал и не ругаю.
До тех пор, пока не побывал в Америке, я относился к ней с опаской. А сейчас знаю, почему она великая. У нее великий народ. Слова «нация» в этом государстве нет. Когда я читаю, что у нас люди убивают друг друга потому, что не могут поделить землю, я прихожу в ужас. Земля-то ведь неделима. Для того, чтобы жить в Америке или Европе, не нужно их захватывать. Приезжай, работай, создай капитал и живи себе на здоровье. Но если ты бездельник и демагог, то ни одна страна тебя не примет.
Однажды в Калифорнии я вышел после банкета к лимузину, и по дороге меня остановил неф, попросил доллар. Но как он попросил! С каким достоинством и независимостью! И я почувствовал, что даже нищий гордится, что он нищий Соединенных Штатов.
А у нас нормальный человек выходит с транспарантом и говорит, что все плохо. Я сделал вывод: в Америке работают, чтобы жить, мы же жили, чтобы работать. А сейчас мы живем, чтобы бездельничать и обливать всех грязью. В первую очередь Горбачева. Уверен, что когда он уйдет, то его обвинят так, как никого прежде. Он единственный окажется виноват во всем. И ни один не спросит себя, а пошел бы он сам по такому пути или предпочел бы жить прежней райской жизнью Генерального секретаря.
— Вы очень красноречиво защищаете социализм. Но не кажется ли вам, что сами как личность, как тип бизнесмена могли появиться только в этап «поздней» перестройки, когда разрушаются основы социализма и появляются новые возможности?
— А какие новые возможности появились? Объясните мне как директору предприятия.
— Во всяком случае, появилась возможность более-менее самостоятельно распоряжаться конечным продуктом или частью его.
— Теперь послушайте меня. Когда я взял в аренду крупнейшее бакинское швейное объединение имени Али Байрамова, то у него было около 18 миллионов рублей долга да еще 6,9 миллиона недостачи оборотных средств. Одних только процентов с долгов трудовой коллектив платил около 2 миллионов — это была цена бесхозяйственности прежнего руководства. Люди получали по 20—30 рублей в месяц. Вы можете себе представить самочувствие многодетных матерей, которые занимали по пятьдесят копеек в день, чтобы купить вечером хлеб детям? И кто был виноват в их положении — Брежнев, Черненко, Горбачев? Или все-таки руководители фабрики, которые не развивали, а тихо год за годом гробили фабрику? Кто мешал им шить современные модели, держаться на уровне мировой моды?
Я поднял расценки оплаты труда на 45 процентов за счет того, что годовой план в 7 миллионов сделал за полгода. Сегодня работницы получают по семьсот — восемьсот рублей, и на них любо-дорого посмотреть. Им нравится жить, а ведь я никакой революции не устраивал, просто правильно организовал работу. Разве партия должна была это делать?
— С такой энергией вы, пожалуй, добьетесь восстановления ее руководящей и направляющей роли. Да вот только, если в райкомах возникнут вновь промышленные отделы и их инструкторы будут указывать вам, как жить и работать, что тогда будете делать?
— Разве КПСС против законов о кооперации, аренде, предприятии, которые приняты? На нашей фабрике секретарь партийной организации был неосвобожденный, мы освободили его от всех работ, и зарплату он получает 350 рублей, а будет — 700—800, даю слово. И ни один человек не скажет нам, что он не нужен...
— Он у вас выполняет функции психолога?
— Зачем психолога? Я сам психолог в бизнесе. Моя позиция как капиталиста: я хочу делать все то, что я хочу делать. И какое право вы имеете запретить иметь секретарей партийной и комсомольской организаций, если мы хотим?
— Если так сильно хотите, то запретить нельзя. Но вообще-то это должность выборная, а мнения ваше и коллектива могут разойтись.
— Там все нормально. Коллектив его и выбирает. Мне нужен секретарь, к которому бы люди сами тянулись и от которого бы веяло добротой. Если он правильно понимает Программу партии, то не может быть плохим человеком. В наше время перестройки мы до сих пор не можем понять простой вещи. Помните, как написано в учебниках политэкономии: экономические отношения — это есть основа общественной жизни. Помните?
— Да.
— А знаете, чего там не хватает? Когда они взаимовыгодны! И тогда мы будем работать, чтобы жить. В один месяц я заработал 37 миллионов рублей...
— И, обогнав А. Тарасова, заплатили партийный взнос в миллион?
— Не я лично заработал, а моя организация. Но это все равно мои деньги. И ни один Минфин, ни один другой орган ничего не сделает с ними, потому что они заработаны моим каторжным трудом. Но такого не произойдет, потому что мы правильно строим отношения с бюджетом и со своим коллективом.
Скажите, разве правильно платить зарплату в десять, двадцать, сорок тысяч рублей? Правильно, когда мой начальник отдела получает тысячу пятьсот, а я — две тысячи. И мы работаем столько, сколько нужно для процветания фирмы. Теперь у нас есть возможность в любой момент поехать в любую страну мира. Например, недавно ездили в Англию. И каждой нашей сотруднице на шесть дней дали по 1200 долларов. И они достойно чувствовали себя там и смогли купить себе шубы, подарки детям и внукам. Я был горд, что советские женщины едут в шубах, пошитых в Англии. А мех наверняка наш.

КИНО ОТ ТАГИ-ЗАДЕ
— Что такое АСКИН?
— АСКИН - это мощнейшая организация, равны которой в Советском Союзе единицы. Мы объединяем всех киновидеопрокатчиков страны, и при этом мы ни копейки не взяли ни у государства, ни у учредителей. АСКИН сам зарабатывает деньги. Недавно мы провели свой второй съезд в Кремлевском Дворце съездов. Союз писателей не смог, а мы смогли. И сделали все на одном дыхании. Это был плодотворный, рабочий съезд, а нам ставят в упрек, что делегаты икру ели. Да, ели и икру, и рыбу. Да, бесплатно. Но они ее не украли, а ели за счет своих заработанных средств. Почему же это плохо? Почему все норовят смотреть в чужой карман, когда свой ближе?
Сегодня мы не просто АСКИН, есть еще и банк, страховая компания, прокатная служба, заводы и фабрики, корпорации за рубежом. И это за восемь месяцев работы! Посмотрите, что может сделать человек, который правильно подбирает кадры и сам желает работать.
Мы хотим в конце августа в Кремле же открыть фестиваль советского многонационального кино и уехать всем вместе из Ленинграда в зарубежный круиз на теплоходе. В течение двух недель жюри на теплоходе должно присудить премии. Крупнейшая премия от оргкомитета — в пределах двух миллионов — будет присуждена киностудии. За лучшее исполнение мужской и женской роли — по сто тысяч. Сто тысяч же, но долларов, выделяется студии, поставившей лучшую сложнопостановочную картину. На них она сможет закупить технику, пленки, химикаты, все, что пожелает, но не имеет права тратить их на гонорары. В каждой стране, где мы будем останавливаться, проведем фестивали советского кино. И поможет сделать все это авторитет АСКИН.
— На съезде АСКИН вы обещали захватить в свои руки всю киносеть страны. Не велика ли шапка?
— Как раз по размеру. Мы действительно никому не дадим советский кинопрокат и будем биться за свою монополию. На Западе каждая фирма, каждая корпорация бьется за свою монополию. Это имя, слава! Звание монополиста нужно заслужить долгой и тяжелой работой...
— А потом, когда все конкуренты будут вытеснены с рынка, можно почивать на лаврах, уже не обращая внимания на зрителей. Освобождаясь от монополизма государства в системе кинопроката, мы попадем в вашу?
— Поймите, если я буду плохо работать, то меня вытеснит другой, более сильный. Бездельник встать во главе этой системы не сможет, он все растеряет, и его задушат более талантливые и сильные.
— Сильный сможет пройти только, если у него будут возможности для конкурентной работы.
— Достаточно одного желания, если он сильный. Сегодня в Европе идет американизация кино. Кто мешает французам, англичанам, итальянцам удерживать свой рынок? А кто помог японцам внедриться на американский кинорынок с помощью своих лент о каратэ? У них было желание войти на рынок, и они осуществили его.
— Но во всем мире общепризнано, что монополия губительна для экономики. Не случайно же после «великой депрессии» в США было принято антитрестовское, то есть антимонопольное, законодательство. В той же Японии, которую вы собираетесь не пускать на наш рынок, крупные корпорации сознательно поддерживают своих слабосильных соперников. Конкуренция — двигатель прогресса, не так ли?
— Я понимаю монополизм по-своему, как цель, сверхзадачу. Вот те же японцы продают у себя «тоёты» за 50 тысяч долларов. А те, которые они в масле везут в США,— за 35 тысяч. Дешевле на 15 тысяч! Они сбивают цену, чтобы вытеснить «форд». Это я и называю стремлением к монополизму.
Теперь о слабосильных организациях. На съезде зашла речь о том, что сельская киносеть убыточна. На селе у нас работают 12,8 миллиона человек, и если я, кинопрокатчик, лишаю их единственного культурного досуга, то какое право имею говорить о том, что они меня не накормили, продают мясо за тридцать рублей килограмм. Они обязаны делать так...
— Конечно, ведь вы и они поступаете так, как выгодно.
— Скажите, а что запрещает мне как директору государственного киновидеообъединения создать при себе кооператив, хозрасчетный центр, малое предприятие? Сельсовет района освободит его от налога в бюджет, лишь бы он обеспечивал культурный досуг в каждой деревне. Может быть, так там будет выгоднее?
Но мы еще не знаем, где лежит наша выгода. Именно поэтому большая делегация АСКИН в 75 человек едет на кинорынок в Лос-Анджелес. Едут прокатчики и творцы всех 15 республик. Там они познакомятся с настоящим рынком, посмотрят, как живет и работает американская киноиндустрия. Они будут знать, какие фильмы есть и сколько стоят, смогут компетентно определять то, что нужно для нашего внутреннего рынка.
— А потом тихо задушат, не покупая даже и талантливую продукцию тех студий, работы которых не нравятся или не будут иметь коммерческого успеха?
— Надо быть дураком, чтобы сделать это. Я, например, вложил деньги не в создание шумных боевиков или эротических лент, а в сложнопостановочную картину «Князь Серебряный» из истории России. Так мы даже бороду для Ивана Грозного вынуждены были покупать в Англии!
Когда я вышел на трибуну съезда АСКИН, то растерялся. Я вдруг оказался в кресле Президента страны. Стою на трибуне, где стоит Президент и где всю свою сознательную жизнь я видел проходящие съезды партии, теперь — народных депутатов. Огромный зал, набитый ждущими людьми, на повестке дня доклад: «Состояние и развитие кинопроката в СССР». Подумалось: а вправе ли я говорить за всю отрасль? Пусть первый секретарь Союза кинематографистов Худоназаров расскажет, довольна ли наша творческая интеллигенция новой моделью, а Камшалов, председатель Госкино,— каково общее состояние отрасли? Почему в стране нет пленки, химикатов? Почему долго говорили о хозрасчете, а оказались с протянутой рукой к бюджету? Дайте нам на кинопроизводство 250 миллионов рублей. Дайте, дайте, дайте...
Считаю, что только такие, как мы, смогут создать современную киноиндустрию в стране, которая будет удовлетворять потребности всех зрителей.

Итак, в нашу жизнь пришли новые люди, которые во многом будут определять, что нам носить, смотреть, читать. Они появились из лона тотальной монополии государства и. как все мы — верные его сыны, стремятся уже к собственной монополии. Они появляются из разных слоев общества: из «теневиков», которые умеют жить и работать при любом строе, из чрезмерно инициативных, не вписавшихся в государственно-плановое народное хозяйство, из партийных и комсомольских функционеров, испытавших прелести большого бизнеса. Они отодвигают свои идеологические предпочтения перед Делом и заставляют себя уважать. Хотелось только, чтобы они были тоже «честных правил».
Смотрите внимательнее, кто идет, чтобы потом не удивляться тем, кто пришел.

Сергей ФИЛИППОВ


«ЛЕНИНГРАД» В ОГНЕ. ЕСТЬ ЖЕРТВЫ

Одна из крупнейших трагедий последнего времени произошла 23 февраля. Начавшийся в 8 утра пожар в гостинице «Интуриста» «Ленинград» удалось потушить только через 5 часов. Огонь полностью уничтожил 7-й и 8-й этажи вытянутого в длину корпуса. Едва не погибла актриса Марина Влади. Погиб находившийся в командировке «Огонька» журналист Марк Григорьев.

Первоначально возникшая версия о пожаре в результате взрыва цветного телевизора советского производства, похоже, отпадает. В гостиницах «Интуриста» устанавливаются, как ни странно, черно-белые телевизоры: они не взрываются. Цветные — только в «люксах». Однако пожар в «Ленинграде» начался не с «люкса», а с обычного двухместного номера 773, занимаемого шведскими тележурналистами.
К горевшему номеру первыми бросились дежурная по этажу Людмила Тимофеева и подносчик багажа, сработала сигнализация. Стоит отметить, что неделей раньше в гостинице проводилось обучение обслуживающего персонала на случай пожара. Универсальным ключом дежурная открыла номер. Он был пуст, дым заполнил уже весь номер. Восемь утра — обычное время пробуждения и деловых людей, и туристов. С восьми начинается завтрак. Дежурная пыталась вытащить какие-то вещи, и в этот момент взорвался кинескоп телевизора — вероятно, не выдержав высокой температуры.
По свидетельству очевидцев, пламя вырвалось из номера в коридор столь стремительно, что через полчаса горел весь этаж, на котором расположено около 80 номеров.
Отели, увы, горят во всех странах мира при любых политических системах. Пожары отличаются размерами и действиями обслуживающего персонала. В том, что многие спасены, заслуга ленинградских дежурных и горничных: они шли по номерам, поднимали и выводили людей, едва уже не задыхаясь сами (номера «Ленинграда», построенные из финских материалов в 1970 году, не оборудованы ни переговорными пультами, ни сиренами оповещения об опасности). Однако стремительность продвижения огня и неизбежно возникшая паника делали свое дело. 15 погибших — цифра, сообщенная через двое суток после случившегося. Однако нет уверенности, что это число окончательное. Огонь расплавил все. В чудовищной температуре перекорежены оконные рамы и металл несущих конструкций. Рассыпалась в прах мраморная облицовка, прогорели перекрытия потолка. Здесь был ад. Несколько пожарных погибло потому, что из раскрывшихся на седьмом этаже дверей лифта они шагнули сразу в доменную печь. Только по расплавленной каске у 756-го, ближнего к лифту номера можно было установить место случившегося.
Пока ведется следствие, начатое городской прокуратурой, ленинградцев, естественно, интересует основной вопрос: отчего произошел пожар? В версиях недостатка нет: от антиамериканской акции проиракских экстремистов до попытки устроить скандал в день 23 февраля (характерно, что предыдущий пожар — правда, очень быстро потушенный — произошел в гостинице 22 апреля). Но практически версии сходятся на преднамеренном поджоге. Однако не исключено, что старт пожару дало и какое-нибудь банальное короткое замыкание, а дальше люди оказались в ловушке: чтобы не задохнуться от дыма, они открывали окна, а врывающийся ветер раздувал огонь. «Мы попали в огненный воздуходув»,— сказал один из свидетелей. Противопожарных дверей, разделяющих коридор на изолированные отсеки, проектом не предусмотрено.
Как бы то ни было, гостиницы «Ленинград» на сегодняшний момент больше не существует. Одна из крупнейших гостиниц города, постоянный источник валюты, надолго выведена из строя.
И последнее. Мы пережили время до перестройки, когда о пожарах и катастрофах нам не сообщалось. Мы пережили время перестройки, когда о них мы узнавали из ближайшего выпуска новостей. Но, может быть, пора вступить во время, когда из наших знаний будут наконец-то делаться практические выводы?

Дмитрий ГУБИН, собственный корреспондент «Огонька»
Фото Дмитрия КУЗНЕЦОВА


Мих. КАЗОВСКИЙ
КУДА ВЕДУТ ВСЕ ДОРОГИ?
Новый документ из спецхрана

Наконец-то дождались: медленно, но верно открываются двери наших архивов, и уже можно обнародовать манускрипт, хранившийся за семью печатями с 27-го года (до нашей эры). Это фрагмент заседания Римского сената.
...ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Начинаем прения. Слово предоставляется сенатору от двести двадцать второго округа Юнию Марку.
Ю. МАРК. Господин Октавиан Август! Господин председательствующий! Господа сенаторы! Мы прослушали доклад академика Публия Квинта о переходе на рельсы феодальной экономики. Он считает: наши рабы трудятся потому из рук вон плохо, что в труде не заинтересованы. Стоит их наделить землей — и они будут сеять и пахать от зари до зари. И привел в пример близлежащих соседей, давших рабам вольную: страны эти завалены теперь мясом, виноградом, птицей и яйцом... Вроде бы все понятно... Но позвольте себя спросить: а куда девать в таком случае наши принципы? Кто, как не мы, записали в своем Римском праве: будем всемерно укреплять наш рабовладельческий строй, наиболее близкий римской психологии? Смею вас заверить: в рабстве еще скрыты грандиознейшие резервы! Надо только поприжать население, выпороть зачинщиков и укоротить языки. Я уверен, что феодализм вообще невозможен на нашей почве. Не позволим лихим академикам типа Публия Квинта развалить всем известные завоевания рабовладельчества!
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Внеочередное слово предоставляется первому среди равных — принцепсу Октавиану Августу.
О. АВГУСТ. Господа... Не хотел пока выступать, надо было послушать, так сказать, взвесить и определиться... Но вот после того, как отдельные сенаторы, так сказать, начали тут подбрасывать неприемлемые сегодня идейки, чтобы повернуть, так сказать, начавшийся процесс — он идет, и его не остановить! — мы же знаем, кто такие эти сенаторы, и еще будем разбираться, для кого это выгодно! — я решил, что пора вмешаться. Я вам так скажу: план академика Публия Квинта и меня не во всем устраивает. Но ведь, господа! Посмотрите, что происходит в нашей Римской республике! Греция хочет отделиться, говорит, что мы ее присоединили насильно. В Иудее волнения без конца, ждут какого-то мессию, понимаете, левоэкстремистские и сепаратистские устремления без конца. А дакийцы все дерутся с финикийцами... Докатились до того, что не можем осуществить наш великий лозунг «Хлеба и зрелищ!», так как есть в наличии только одно зрелище — отсутствие хлеба... Возле Колизея разбит палаточный городок... Должен констатировать: рабство себя изжило. Но другое дело, что решать надо постепенно, взвешенно, так сказать, и без разорения самых бедных. Но и без популизма. Это же серьезный вопрос! Юний Марк правильно его формулирует: мы не собираемся пренебречь Римским правом. Если в нем записано «рабовладение»,— нам теперь нельзя это трогать. Просто мы должны от тоталитарного рабства плавно перейти к рабству с человеческим лицом. Пусть рабы берут землю, так сказать, это мы облегчим, пусть начнут ее обрабатывать — но под неусыпным контролем прежних рабовладельцев... В целях необратимости перемен я прошу предоставить мне особые полномочия: всю проконсульскую, трибунскую и военную власть, звание верховного жреца и почетный титул Отца Отечества.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От межконсульской сенаторской группы слово имеет Туллий Тит.
Т. ТИТ. Господа! Римская республика в опасности. Первый среди равных хочет стать императором. Знаете ли вы, что уже из Помпеи, Регия и Таренты к Риму движутся легионы в полной боевой выкладке? В то же время у нас в столице искусственно создают дефицит фиников, меда и золы в термах. Нам действительно нужен переход — от прогнившего рабства к феодализму, по законам которого развиваются государства всей цивилизованной Европы и Азии. Я поддерживаю радикальный план академика Публия Квинта! «Нет» — авторитаризму! «Да» — парламентаризму!
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принцепс Октавиан Август снова просит выступить вне очереди.
О. АВГУСТ. Для начала я хотел бы дать справку: легионы Помпеи и Таренты движутся вовсе не на Рим, а в Предримье, чтобы поучаствовать в сборе фиников. А вооружены они для удобства: стрелами будут сбивать плоды, копьями раскачивать пальмы, на щитах подносить урожай к корзинам. Легион же из Регия проведет запланированные учения, цель которых — отобрать мед у бастующих пасечников. А зола в термах кончилась потому, что внезапно во всех городах Римской республики подзатухли костры по ее производству. Костровые же разбежались из-за низкой зарплаты. Никакой трагедии, господа!.. Но, как видно, кое-кому очень хочется увести нас от главного. Дестабилизировать обстановку, так сказать, лодку раскачать и дискредитировать то немногое, что мы все-таки совершили. Знаете, я вот слушал господина сенатора Туллия Тита и поймал себя на чудовищной мысли: не подать ли в отставку? Сесть в свою галеру, так сказать, и уехать в Колхиду, на мою третью дачу... Но скажу откровенно: я не буду поддаваться эмоциям. В этот трудный, судьбоносный для всех нас момент кое-кому хотелось бы самому дорваться до власти. И поэтому мне еще не один год, понимаете, надо пребывать на моих постах, чтобы довести Римскую республику уже окончательно до намеченной точки. Будем корректировать план академика Квинта, так сказать, с учетом момента, после его обсудим всенародно, подытожим полученные мнения, а с начала уже новой эры, до которой и осталось-то всего ничего, мы приступим к осуществлению...

По свидетельству современников, Публий Квинт вскоре оказался не у дел. Словно сумасшедший, он бродил по улицам великого города, повторяя бессмысленные слова: «рынок рабочей силы», «фермерство» и «достаток». Говорят, именно тогда появилась присказка: «вешать нос на квинту». Римская же республика, превратившись при Октавиане Августе в Римскую империю, оставалась рабовладельческой целых пять веков.

БУДЕМ ВСЕМЕРНО УКРЕПЛЯТЬ


Сергей САТИН

СЦЕНКА ИЗ РЫЦАРСКИХ ВРЕМЕН
(видение)

В пыльных латах, в шлеме пыльном
рыцарь скачет на турнир.
На щите его фамильном
дерзкий лозунг: «Миру — мир!»
Веселы у черни лица,
тычет чернь в него персты.
Нет, не будешь понят, рыцарь
современниками ты.
Ах, боюсь, без сожаленья
сгубит век, что так жесток,
этот нового мышленья
робкий, маленький росток!

* * *
Я стою среди коз и берез,
плодовитый и дерзкий,
как вирус.
Здесь я долго и вдумчиво рос.
Здесь в конечном итоге я вырос.
Здесь люблю я творить поутру.
Здесь люблю я бродить вечерами.
Здесь когда-нибудь я и умру.
Здесь, заметьте, умру —
не в Майами.
Пусть привычная пара ракит —
а не пальма в субтропиках
где-то,—
исполняя свой долг, шелестит
над последним жилищем поэта.
И пускай я удобрю собой
не десяток заморских былинок —
а колхозно-нитратный,
родной
среднерусский отцовский суглинок.

ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА КРУТОМ ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ

Плавать следует учиться
не формально, а всерьез.
Зарубежную девицу
в этом смысле жаль до слез.
Стенька Разин! Стенька Разин!
Твой поступок безобразен!
Джентльмен топить княжон,
безусловно, не должон.
И вообще есть, Стенька, мненье —
в свете нового мышленья,—
что катил ить бочку зря
ты на батюшку-царя.
Царь есть царь. Цари — от Бога.
Мы теперь за них горой.
Так что, Стенька, если строго —
далеко ты не герой.
Вон какой сидишь ты хмурый
на музейном полотне!
С политической культурой,
сразу видно,— не вполне.
Скольких ты поставил к стенке!
Скольких в Волгу покидал!
Популист ты, братец Стенька,
демагог и радикал!
Слава Богу, слово Божье
нынче вновь в ходу у нас.
Не-ет, не поднял бы Поволжье,
как бывало, ты сейчас!
Что на это скажешь, Стенька?..
Что увлекся я маленько?..
Что мол, дело не мое?..
Черт с тобой! Топи ее.

ИЗ ЦИКЛА «КАРТИНКИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ»

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Начало будущего века.
Маячит тень городового.
Зажав под мышкою обрез,
я на стене пишу три слова:
«ДА ЗДРАВСТВУЕТ КПСС!»


«МЫ ГОВОРИМ»

• Вкралась опечатка: вместо «Инородные депутаты» следует читать «И народные депутаны».
• С каждым днем живем все лучше и лучше — скоро окажемся в раю...
• Империя зла — полюбишь и козла.
Игорь ДВИНСКИЙ

Материалы подготовил Игорь Двинский. Рисовал Виктор Коваль.


НПК «ДИАЛОГ» — надежный поставщик эффективных программных средств для ДВК-3,4.
Более 250 организаций используют потенциал «ДИАЛОГА» и не жалеют об этом. Его постоянные потребители — НИИ, КБ, промышленные предприятия, вузы и техникумы.
Всем нынешним и будущим партнерам НПК «ДИАЛОГ» предлагает новинки программных средств для ДВК-3,4 и предупреждает: на пороге советского рынка ЕГО ЦЕНЫ НЕ ПОВЫШАЮТСЯ.
Итак, «ДИАЛОГ» предлагает:
— операционные системы РТ-II и PSX-IIM;
— системы управления базами данных;
— графические пакеты для КГД и КЦГД;
— системы программирования и отладчики;
— оригинальные сервисные программы.
ВЫБИРАЙТЕ В ПАРТНЕРЫ НПК «ДИАЛОГ»!
Адрес: 103460, Москва, НПК «Диалог».
Телефоны: 536-83-83, 534-60-11.


КРОССВОРД

ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 7. Оркестровое вступление к опере, балету. 8. Художница XIX века, автор иллюстраций к русским народным сказкам. 10. Центр нефтяной промышленности в Татарстане. 11. Сильное впечатление. 13. Актриса, первый председатель Русского театрального общества. 15. Действующее лицо в опере Ш. Ф. Гуно «Фауст». 17. Завершение фасада здания. 18. Русский поэт, на стихи которого П. И. Чайковский создавал романсы. 19. Спортивный бег. 21. Текстильное изделие с ажурным узором. 22. Народный артист РСФСР, первый исполнитель ряда ролей в опереттах советских композиторов. 26. Степень жизнедеятельности организма. 27. Сатирический отдел в журнале «Современник», созданный Н. А. Добролюбовым. 29. Татарский драматург, автор драмы о Мусе Джалиле «Бессмертная песнь». 30. Первая русская женщина — доктор права. 31. Помещение в земле для хранения припасов. 33. Разменная монета Заира. 34. Обучение, просвещение. 35. Произведение Н. Г. Гарина-Михайловского. 36. Вечеринка в народном свадебном обряде.
ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Размер книги, листа бумаги. 2. Южное созвездие. 3. Предметы в сценической обстановке. 4. Декоративное луковичное растение, цветок. 5. Город в Хмельницкой области. 6. Остров в Вест-Индии. 9. Геолог, академик, лауреат Ленинской премии. 12. Артист эстрады, ведущий концерт. 14. Строительное искусство, зодчество. 15. Охлажденное кушанье из сливок, сока, ягод. 16. Рассказ А. П. Чехова. 19. Канава вдоль дороги. 20. Тригонометрическая функция. 23. Период судоходства. 24. Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза. 25. Скульптурная фигурка. 28. Музыкальный ансамбль из четырех исполнителей. 29. Бригадир животноводческого хозяйства «Караваево», дважды Герой Социалистического Труда. 32. Испанский парный танец. 33. Первая чемпионка мира по шахматам.

ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, НАПЕЧАТАННЫЙ В № 9
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 5. Корабль. 6. Бартоло. 10. Гармония. 11. Орбита. 13. Дракон. 15. Корнет. 16. Струг. 18. Пчела. 19. Свиристель. 21. Болотников. 24. Кулон. 25. «Нерон». 27. Байкал. 29. Палата. 31. Бобина. 32. Глиптика. 33. Крапива. 34. Кислота.
ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Трембита. 2. Ольга. 3. Наряд. 4. Молекула. 5. Кубок. 7. Окунь. 8. Преобразование. 9. Инвентаризация. 12. «Трус». 14. Речь. 17. Гвидон. 18. Плутон. 20. Дубликат. 21. Борт. 22. Вето. 23. Полиглот. 26. Оптик. 28. Байка. 30. Агава. 31. Барий.


1 руб.
Индекс 70663


<- предыдущая страница  


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz