каморка папыВлада
журнал Наука и жизнь 1967-05 текст-21
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 20.04.2024, 07:13

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

• АТЕИСТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Конец света
Иштван РАТ-ВЕГ

Иштван Рат-Вег (1870-1958 гг.) — венгерский ученый. Его специальность — история культуры. Его увлечение - разного рода исторические курьезы... Одна из книг, написанных им, называется «Из истории человеческой глупости». С глубоким знанием дела и непринужденностью умелого рассказчика ученый повествует о событиях и нравах в различных странах. Он разоблачает алхимиков и самозваных пророков, служителей церкви и лжеученых, спекулировавших на невежестве и суевериях. Автор высмеивает бессмысленную пышность придворного этикета французских королей и косную тупость средневековой юриспруденции. С гневом и горечью историк описывает мрачные годы засилья инквизиции, сжигавшей на кострах тысячи ни в чем не повинных людей. Мы предлагаем вниманию читателей отрывок из книги И. Рат-Вега.

В средние да и в более поздние века многие ученые мужи штудировали библию, надеясь выяснить не только загробную участь человека, но и судьбу всего человечества. Как и когда настанет конец света? Когда придет день страшного суда? На эту тему разрабатывалось бесчисленное множество и успокоительных и устрашающих теорий. И те и другие имели широкое хождение в перепуганном мире.
Власти, как правило, не имели ничего против увлечения богословов-теоретиков проблемой пришествия конца света. В конце концов все их размышления не причиняли церкви никакого ущерба. Ведь они укрепляли в народе веру в то, что настанет время страшного суда, помогали держать людей в послушании, обещая за покорность справедливое вознаграждение на том свете.
А пока не настал час страшного суда, народ должен повиноваться законам, освященным религией, быть добродетельным и набожным, чтобы его не постигла тяжелая кара, когда придет конец света и все живые и мертвые будут призваны на страшный суд. В одной из своих самых ярких проповедей Мартин Лютер нарисовал впечатляющую картину ужасов страшного суда и громогласно живописал прихожанам, как господь будет расправляться с погрязшим в грехах человечеством.
«Трубный глас и бой барабанов возвестят о начале великого сражения. И сквозь этот грохот все услышат возглас Всемогущего «Грядите ко мне». Военачальники будут побуждать своих солдат вновь и вновь идти в наступление, требуя, чтобы они никого не щадили. А силы небесные будут действовать по своему усмотрению. Когда гибли Содом и Гоморра, то все жители этих городов — и мужчины, и женщины, и дети — за считанные мгновения были ввергнуты в пучины ада. И раздался глас труб господних, ибо не зря господь посылает громы и молнии. И снова и снова будут слышаться громовые раскаты Его гнева. И голос Всемогущего заглушит все земные звуки».
Тем не менее во все времена находились маловеры, которые были убеждены, что до судного дня еще очень далеко и что тем временем грозные намерения небесных властей изменятся. И тогда последнему поколению земных слуг царя небесного будет позволено провести жизнь в искуплении грехов, поскольку конец света и всеобщее побоище, которое учинят силы небесные, будут заранее возвещены некими предзнаменованиями. Однако в противовес таким оптимистам то и дело появлялись провидцы и пророки, которые возвещали о пришествии судного дня не в отдаленном будущем, через тысячи лет, а в ближайшее время, через несколько десятилетий или даже через несколько лет.
В связи с этим стоит упомянуть, как один сельский священник решил убедить свою паству в том, что день великого суда приближается неотвратимо.
«Горе вам, погрязшие во грехе,— взывал он к своим прихожанам.— Знаете ли вы, когда трубы возвестят о пришествии судного дня? Если вы думаете, что до страшного суда осталось не меньше тысячи лет, вы ошибаетесь. Знайте же, что этот день ближе, чем вы думаете. Он может настать завтра, а может быть, и сегодня, и даже в эту самую минуту».
Едва он кончил говорить, как в церкви раздались оглушительные звуки. По сигналу священника двенадцать трубачей, спрятанных им в алтаре, во всю мочь начали дуть в трубы столь усердно, словно они возвещали о действительном конце света.
Эффект был неожиданный, Объятые ужасом прихожане в панике ринулись к выходу и устроили давку в дверях. Через несколько минут церковь опустела, не осталось ни души. Слушать окончание проповеди было некому.
Впервые слухи о том, что конец света со всеми сопутствующими ему фантасмагориями не за горами, распространились в Европе незадолго до 1000 года нашей эры. На протяжении нескольких десятилетий ходили разговоры о том, что в роковом тысячном году с его тремя нулями род людской прекратит свое существование. Историки искусства обнаружили следы мрачных предчувствий и обеспокоенности в картинах той поры, которые сохранились до нашего времени; в последние десятилетия перед грозным годом было прекращено сооружение больших зданий. Храмы строились кое-как, явно как временные сооружения. Возведение гигантских монументальных соборов и церквей, которые должны были стоять столетиями, началось только после того, как наводивший ужас тысячный год ушел в прошлое и человечество снова могло надеяться, что будет продолжать жизнь на земле и пользоваться ее благами.
Как ни странно, но некоторые из этих средневековых суеверий продолжали владеть умами людей даже и в девятнадцатом столетии, в век просвещения и технического прогресса. Молва о разного рода пророчествах по поводу надвигающегося второго пришествия распространялась с поразительной быстротой. 13 июня 1837 года в Париже разразилась паника: толпы перепуганных парижан стекались к Сен-Дени, чтобы не погибнуть под обломками домов, которые должны были рухнуть, согласно предсказанию некоего провидца. В 1866 году ремесленники Пешта бросили работу и несколько недель провели в тавернах, предаваясь веселью напоследок, перед светопреставлением, которое ожидалось в ближайшие дни.
Следует иметь в виду, что это были годы тяжелого экономического кризиса и, хотя источники столь вздорных слухов всякий раз оставались невыясненными, цель их распространения, несомненно, состояла в том, чтобы отвлечь внимание народа от истинных причин его страданий и нищеты.
Мало кто из провидцев и пророков считал, что нужно хотя бы как-нибудь обосновывать свои мрачные пророчества. Американец "Уильям Миллер за время с 1832 по 1844 год по меньшей мере три тысячи двести раз публично выступал с рассказом о своем апокрифическом видении. Затем он объявил своим последователям, что не будет больше выступать, ибо день страшного суда настанет 14 марта 1844 года. Последователей у него набралось много, целая секта миллеритов (под этим названием они существуют и поныне). Все они слепо верили каждому слову своего пророка. Женщины раскупили весь белый муслин в местных лавочках, чтобы встретить час страшного суда в праздничных белоснежных одеяниях. Когда назначенный день настал и прошел без всяких неприятностей, старый провидец успокоил одураченную паству объяснением, что, мол, господь в его безграничной доброте и милосердии простил человечество и отложил катастрофу на будущее.
Ли Спанглер, пенсильванский пророк 20-го века, тоже предсказывал конец света. Это должно было произойти в октябре 1908 года. В указанный день поклонники Спанглера, одетые по столь торжественному случаю во все белое, двинулись на большой луг и там стали ждать прихода ужасного мгновения, распевая гимны, чтобы заглушить свой страх. Медленно тянулись часы. Уже стало смеркаться, пришла ночь, но ничего не случилось. Рассвет принес не только новый день, но и отрезвление. После кошмарной ночи физических и душевных страданий вера в светопреставление рухнула. Толпа стала расходиться. А когда самые стойкие из поклонников провидца пошли искать его, то обнаружили, что он, только что восстав от ночного сна, с аппетитом уплетает обильный завтрак.
Причиной массовой истерии в этих случаях были неистовые пророчества невежественных людей. Теории, распространением которых занимались люди, снискавшие себе у современников репутацию ученых, были более серьезного свойства, ибо объявлялось, что эти теории основаны на научных данных. Так, например, было принято связывать неприятные события с появлением кометы, поскольку в силу случая несколько комет люди наблюдали во время опустошительных эпидемий.
Между 1500 и 1543 годами всеобщая паника поднималась не менее двадцати шести раз в связи с появлением этих «небесных провозвестников несчастий». За эти годы в различных частях Европы вспыхивала чума, которая унесла десятки тысяч жизней. Астрологи упорно утверждали, что кометы были предвестниками не только жестокой чумы, которая приводила в запустение цветущие обжитые места, но и еще более грозных бедствий. Некоторые из астрологов говорили, что кометы предвещают приближение конца света. Они составляли подробные таблицы, расписывали грядущие бедствия и катастрофы в соответствии со знаком Зодиака, под которым зловещая блуждающая звезда появилась на небе.
Считалось, что комета, появившаяся под знаком Овна, предвещает кровавые войны, массовые смерти, засуху и падение венценосных голов. Тем кометам, которые появлялись под знаком Скорпиона, должны были сопутствовать дополнительно такие стихийные бедствия, как нашествие несметных полчищ саранчи и гусениц. Если же комета возникала под знаком Рыбы, то говорилось, что непременно будут войны, эпидемии чумы и несчастья с царствующими особами. Эти зловещие пророчества ученых-звездочетов наводили страх и в XVIII столетии. Они пристыженно смолкли в 1758 году, когда на деле подтвердилось совсем иное пророчество, сделанное Галлеем. Галлей был не астрологом, а истинным астрономом. Успешно рассчитав орбиты двух десятков комет, он сумел уверенно предсказать, что в 1758 году можно будет увидеть ту комету, которая в 1682 году привела в ужас весь мир. Когда комета послушно появилась на небосклоне в назначенное ей время, все успокоились. Люди окончательно уверились в том, что кометы — это явления природы, что их движение можно рассчитать, что это вовсе не посланники сил небесных, несущие злую весть.
В своих попытках дурачить народ лжеученые использовали не только кометы. Леовитц из Богемии (по тогдашней моде он латинизировал свою фамилию и был известен как Леовитиус) по случаю соединения планет Юпитера и Сатурна пришел к выводу о том, что светопреставление состоится в 1584 году. Эта весть быстро распространилась. Конторы юристов были переполнены людьми, которые требовали, чтобы им срочно составили текст завещания. Было совершенно бесполезно объяснять этим людям, что если настанет конец света, то никакие завещания уже не понадобятся, поскольку живых не останется и принимать наследство будет просто некому. Волна беспокойства и страха спала лишь после того, как в последнюю ночь злополучного года бой часов возвестил о наступлении нового года.
Лютеранский священник Штифель, живший в деревне неподалеку от Виттенберга, проводил часы своего досуга за таинственными математическими вычислениями. В один прекрасный день он объявил, что его исследования неопровержимо доказывают неизбежность конца света. По данным Штифеля, это событие должно было произойти в 10 часов утра 3 октября 1533 года. (Тот год был особенно тяжелым для простого люда.) Уверовав в собственное пророчество, Штифель начал странствовать от деревни к деревне, повсюду произнося проповеди и призывая своих прихожан провести то недолгое время, которое еще осталось, в искуплении грехов и покаяниях. Усилия священника увенчались успехом в том смысле, что ему удалось убедить крестьян в неизбежности предстоящего светопреставления. Однако он не сумел предвидеть косвенных результатов своих призывов к искуплению грехов и раскаянию. Крестьяне продали все свое движимое имущество, за бесценок сбыли скот и домашнюю птицу и начали транжирить деньги, пируя в пивнушках и трактирах. Но когда страшный час рокового дня миновал и с миром ничего не стряслось, крестьяне, которые распродали все до нитки, чтобы повеселиться, пока еще не поздно, пришли в неописуемую ярость, схватили священника и основательно избили его.
Но больше всего смятения и страданий принесло предсказание, сделанное Иоганном Штофлером, профессором математики из Тюбингена, который на досуге любил заниматься астрономией.
Профессор пользовался большим уважением в научных кругах своего времени. И естественно, что все оцепенели от ужаса, когда он опубликовал свое удивительное открытие. Он сообщил, что на основе сложнейших вычислений пришел к следующему выводу: в 1524 году планеты Сатурн, Юпитер и Марс угрожающе близко подойдут к Земле под знаком Рыбы. Близкое соседство всех трех планет под зодиакальным знаком животного, обитающего в воде, можно было истолковать только как бесспорное предзнаменование второго всемирного потопа.
Известие о предсказании Штофлера разнеслось по всей Европе с быстротой лесного пожара. Вскоре зловещий маршрут трех планет был подтвержден и другими астрономами. Задолго до того, как бедствие должно было обрушиться на человечество, волны страха захлестнули население Европы. Нормальная жизнь нарушилась, крестьяне перестали возделывать поля, ибо какой смысл был пахать и сеять, если посевы все равно будут затоплены. Ремесленники без всякого желания шли в мастерские и забросили свои дела. Купцы утратили всю свою предприимчивость. Должники отказывались возвращать долги: гораздо разумнее было потратить деньги, предназначенные для уплаты долгов, на разные увеселения. Люди принялись запасать еду, начались грабежи лавок и складов. Некоторые состоятельные люди перебрались в горы, другие построили баржи и держали их наготове неподалеку от своих домов.
Общая паника дошла и до царствующих особ. Чтобы успокоить императора, Августин Никус — один из самых утонченных гуманистов своего века — взялся написать памфлет, отвергающий теорию Штофлера. Другой верноподданный императора, наоборот, выступил в поддержку этой теории. Он боялся, что император поверит доводам Никуса и не примет соответствующих мер предосторожности. Поэтому он поручил одному флорентийскому врачу написать ответ на памфлет Никуса и одновременно представил на рассмотрение императора меморандум, в котором предлагалось назначить специальных уполномоченных по защите от потопа в различных частях страны. Эти уполномоченные должны были организовать эвакуацию населения в высокорасположенные местности, чтобы переждать там грядущее бедствие.
Люди нервничали все больше и больше по мере приближения назначенного срока. Паника особенно усилилась в первые дни 1524 года, так как Штофлер предсказал, что потоп разразится в феврале. Но, по-видимому, зловещее трио планет решило надуть всех астрологов и пророков, ибо в феврале не выпало ни капли дождя, ни крупинки снега. Люди облегченно вздохнули: и те, кто паниковал, и те, кто оставался беззаботным, и даже те, кто, пользуясь всеобщим смятением, ловил рыбу в мутной воде паники.
Единственным исключением был курфюрст Бранденбургский, любивший на досуге наблюдать за звездами. Он приказал своим придворным астрологам проверить расчеты Штофлера. Вместе с ними он пришел к выводу, что в основном астролог был прав, хотя у него и были небольшие ошибки. Потоп действительно должен состояться. Но он угрожает только Пруссии, причем не в ближайшие дни, а через полтора года, в июле 1525 года. Курфюрст и его астрологи держали, однако, свое открытие в тайне...
Лишь днем 15 июля 1525 года жители Берлина узнали о страшной угрозе, нависшей над ними. Они увидели, как распахнулись ворота резиденции курфюрста и их властелин в карете с гербами, сопровождаемый длинной вереницей карет, битком набитых всякими припасами, пронесся по улицам Берлина к холму Крейцбергу. Берлинцы, увидевшие, как монарх предал их и бежал, вначале было возмутились. Но после захода Солнца, когда звезды начали весело перемигиваться в безоблачном небе, горожане успокоились и вдоволь посмеялись, видя, как кареты с гораздо меньшей поспешностью спустились с холма и стыдливо скрылись за дворцовыми воротами.
В начале 1750 года жители Британских островов услышали несколько слабых подземных толчков. Ущерба они почти не принесли. Но в первых числах апреля по Лондону поползли слухи. Никто не знал, откуда они взялись и на чем основаны, но ясно было одно: вслед за теми слабыми сотрясениями почвы, которые произошли в январе, разразится сильное землетрясение, которое превратит весь Лондон в груду развалин. И случится это пятнадцатого апреля. Слух вызвал такую панику, что перепуганные лондонцы почти поголовно бросились искать спасение где-нибудь в провинции. Семьдесят четыре знатных придворных и девяносто семь членов парламента посадили своих жен и детей вместе с прочими домочадцами и прислугой в кареты и повезли их во весь опор в загородные поместья. Богатые семьи, которые по тем или иным причинам не могли покинуть Лондон, располагались на ночь в палатках, которые были наспех сооружены в Гайд-парке, и там коротали время за игрой в карты. Простолюдины заполонили луга Ислингтона, который в то время был малонаселенным северным пригородом столицы.
Среди всей этой сумятицы нашлось несколько сообразительных торговцев. Они набили свои лавки доверху ковриками и теплой одеждой и развернули неслыханно бойкую торговлю: люди, которым пришлось провести холодную апрельскую ночь на улице, раскупали все запасы нарасхват. Коммерсанты хорошо нажились. В продажу были выпущены новые модели особо утепленной шерстяной одежды, которая рекламировалась как «костюмы для землетрясения». Они пользовались столь большим спросом на протяжении всего периода треволнений, что стали непременной принадлежностью гардероба каждой леди, принадлежавшей к фешенебельному обществу.
Мошенники тоже неплохо заработали на панике, торгуя всевозможными порошками и пилюлями «против землетрясения».
Суматоха не ослабевала, невзирая на увещевания газет. Автор одной из статей даже угрожал опубликовать список дворян, которые сбежали из столицы в поместья. Все было напрасно: всеобщая паника достигла кульминации в ночь перед датой, когда должно было разразиться бедствие. Мужчины, женщины, дети, словно обезумевшие, бесцельно бегали взад-вперед по улицам города, объятого страхом. Многие заболели от волнений. Немало людей скончалось от разрыва сердца.
Среди всеобщего смятения и ужаса непоколебимо спокойной оставалась только одна Земля. Она не дрогнула ни 15 апреля, ни потом. Постепенно паника улеглась, беженцы один за другим вернулись в свои дома. Когда порядок был полностью восстановлен, власти начали доискиваться до первоисточника нелепых слухов, которые наделали столько бед. Они сделали удивительное открытие: россказни о грядущем землетрясении исходили от одного солдата, служившего в полку конной гвардии. Когда солдата начали допрашивать, городские власти изумились еще больше: оказалось, что солдат был психически больным человеком. Его без промедления отправили в больницу для умалишенных.
Прошли годы, появились новые слухи о том, что светопреставление настанет в форме всеобщего пожара.
Томас Бенет, придворный священник и секретарь английского короля, любезно сообщил о всех подробностях этого события. Он не знал точно, когда произойдет катастрофа, но ему было известно, что пострадает не вся солнечная система, а лишь незначительная частичка Вселенной: только наша планета. Земля и человечество будут уничтожены огнем. Неизбежность этого пожара ясно видна всем, кому даны глаза. Во-первых, на Земле созданы гигантские запасы горючих материалов, которые громоздятся на ее поверхности или залегают неглубоко под ней. Это лес, уголь, смола, нефть. Во-вторых, существуют вулканические кратеры. В них скрыто гигантское пламя, питающее всеистребляющий огонь, который пребывает в состоянии постоянной готовности. В-третьих, полыхающие зарницы и ливни падающих звезд можно наблюдать в любую ясную ночь.
Как объяснил Бенет, катастрофа должна наступить, когда орбита Земли опасно приблизится к Солнцу. Тогда поверхность планеты настолько раскалится, что настанет засуха, которая продлится несколько лет. Эпидемия и голод начнут постепенно уничтожать род человеческий... Беспрестанные землетрясения будут разламывать твердь планеты. Затем все вулканы начнут одновременно извергаться и превратят Землю в пылающий шар. Человечество должно утешаться тем, что его гибель может послужить предостережением другим планетам. Зрелище пожара, объявшего Землю, заставит их обитателей раскаяться и стать добродетельнее.
По мнению Бенета, особых причин для отчаяния здесь нет: ведь на смену старому миру придет новый. Расплавленная твердь Земли остынет и вновь затвердеет. Вещества, вознесенные в небо пламенем, упадут обратно, пары превратятся в воду, и новая жизнь расцветет на заново созданной плодородной почве.

Микельанджело. «СТРАШНЫЙ СУД».
Фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане в Риме. 1533 — 1541 гг.


НАУКА И ЖИЗНЬ
ШКОЛА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
На садовом участке

РЯБИНА

Буйное цветение яблонь на исходе. Уже окончательно отошли заморозки, и установилась благодатная теплынь лета. В глубине сада вспыхивают шапками белых соцветий незаметные с виду кустики. Это черноплодная рябина — двоюродная сестра обыкновенной рябинушки — красы наших лесов.
Как говорит название, плоды рябины черные, но достоинства их не в цвете, а в замечательных свойствах. Сладкие, сочные, с приятным терпким привкусом, черные грозди содержат сахаров и витаминов не меньше, чем лучшие сорта яблок и ягод.
Черноплодная рябина ценится садоводами за урожайность, декоративность и неприхотливость к условиям роста. При заботливом уходе плодоносит ежегодно.

НА ВТОРОЙ РОДИНЕ
В диком виде черноплодная рябина растет в Северной Америке. В Россию была завезена в начале прошлого века, но долгое время оставалась безвестной переселенкой, так как культивировалась сперва только для декоративных целей. Кустарник красив, особенно во время листопада: красные листья всех оттенков и черные грозди ягод. Сразу же после созревания плодов (середина сентября) рябина сбрасывает свой летний наряд. Мороз может побить плодовые почки и подморозить ветки, но корневая шейка от него не страдает, а если куст окучить и предусмотрительно укрыть снегом, то мороз совсем не страшен.
Черноплодная рябина светолюбива. В тени дает много зелени и мало плодов. К влаге чувствительна: во влажное лето ее плоды крупнее и содержат больше влаги, чем в сухое. Понятно, что при достатке воды урожайность выше. Из почв предпочитает легкие суглинки и супеси. Удобрения, особенно органические, увеличивают плодоношение.
Плоды округлой, несколько сдавленной формы. Достигают величины лесного ореха, созревают одновременно, в кисти держатся прочно. Снимать урожай надо вовремя, а то дрозды разграбят: они до рябины большие охотники. При уборке гроздь лучше срезать целиком.
Спелые плоды можно употреблять свежими или пустить на варенье, повидло и мармелад. Сок плодов темно-рубиновый, мякоть черная, кожица плотная. Урожайность — 5—8 килограммов с куста, старый куст дает меньше.
При обрезке, проводимой весной, до пробуждения почек, растение формируют так, чтобы в кусте оставалось не более 12 сильных ветвей различного возраста. Старые, сухие и больные ветки вырезают, заменяя их развивающимися побегами. Укорачивать ветки не следует, так как рябина в основном плодоносит на приростах прошлого года.
Размножают черноплодную рябину семенами, отпрысками, отводками, делением куста и прививкой. Сеянцы плодоносят уже на четвертый год, а пересаженные отпрыски и отводки — еще раньше. Под каждый куст требуется площадь примерно 3 X 3 метра. Из-за плодов ее стали разводить сравнительно недавно, и сейчас черноплодная рябина занимает скромное место, правда, уже имеются насаждения промышленного пользования. У садоводов-любителей рябины год от году становится больше, но это, надо полагать, только начало. Черноплодная диковина достойна самого широкого распространения.
Одомашненный кустарник более рослый, имеет большие овально-продолговатые листья, как у яблони, и плоды его гораздо крупнее.

КРАСНЫЕ РЯБИНЫ
Рассказывая о черноплодной диковине, нельзя не упомянуть о красной рябине.
Из 80 видов рябин, встречаемых на земном шаре, 34 произрастают в пределах нашей страны. Среди них встречаются деревья, достигающие 30 метров, есть стелющиеся, есть плакучие формы. Плоды диких рябин не одинаковы: одни настолько горьки и терпки, что их свежими едят только «с морозца», когда они становятся слаще; другие и без подмораживания сладкие.
Из сладкоплодных рябин лучшей считается невежинская рябина. Ее плоды имеют до 9 процентов Сахаров — почти столько же, сколько и у черноплодной, листья и кора обладают фитонцидными свойствами, губительно действующими на вредные микроорганизмы. Древесина рябины — ценный поделочный материал. Раньше его охотно употребляли на изготовление посуды и токарных изделий. Дерево невежинской рябины живет более ста лет, достигая 30 сантиметров в диаметре. Урожай может достигать 80—100 килограммов.
Когда-то невежинскую рябину в больших количествах заготавливали для производства наливок, названных «Нежинскими». Особенно много плодов идет для домашней переработки: на варенье, кисели, сиропы. Очень вкусна моченая рябина. Все эти продукты украшают стол. Они питательны, тонизирующе действуют на организм.
Рябина в саду, под окном, на улице — везде оказывается кстати. В селе и в городе она одинаково красива и полезна. Мы любуемся ею так же, как любовались наши предки много лет, много веков назад. Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи и загадки.
Агроном А. СТРИЖЕВ.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz