каморка папыВлада
журнал Крестьянка 1985-08 текст-8
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.04.2024, 23:17

скачать журнал

<- предыдущая страница

НЕ ЗНАЯ БРОДУ...

В прошлом году в № 2 нашего журнала была опубликована статья И. Овчинниковой «Незамужняя мать», вызвавшая горячий отклик читателей. Главная мысль ее: незамужняя женщина, родившая ребенка в результате совершенной ошибки или выбравшая безмужнее материнство сознательно, достойна всяческого уважения, если она мать настоящая, если дети ее присмотрены и ухожены, растут людьми работящими. На страже интересов одиноких матерей и их детей стоит советский закон.
С точки зрения нашего общества нет никакой разницы между ребенком, рожденным в браке или вне брака. Но для самого ребенка разница есть. И очень существенная. Не знавший отца чувствует определенную ущербность и обиду, потому что он не такой, как все, потому что у его друзей отцы есть, а у него нет.
Явление это не однозначно, причин возникновения такой психологически сложной ситуации много. Публицист Лариса КУЗНЕЦОВА рассматривает сегодня лишь некоторые связанные с ними проблемы.

Мораль прошлых веков приписывала женщине некие «ангельские» черты, в рамках которых ей не пристало быть активной в отношениях с мужчиной. Европейская культура ХVIII—XIX веков дает отчетливое представление о глубоком разделении воспитания девочек и мальчиков, о внушении им разных этических стандартов.
Традиционная российская культура, воспитывая женщин, тоже всегда действовала в строго сдерживающем направлении. Русская литература всегда ставила акценты на духе, духовности, нравственности...
Сейчас век XX. Вслед за раскрепощением женщин в социальном плане, вслед за выравниванием общественных позиций идет постепенное сближение норм сексуального поведения обоих полов. Это относится и к добрачным связям, которые в начале нынешнего века категорически не допускались для так называемого слабого пола, но были вполне допустимы для сильного.
Судите сами: по данным конца 60-х годов, наши мужчины имели интимных связей до встречи с будущей супругой в 6 раз больше, чем женщины. А за истекшие 20 лет разница сократилась почти втрое...
Однако надо помнить и о возможных драматических противоречиях происходящего непростого процесса. У каждого пола есть свои, данные природой психофизиологические особенности.
Женщина настроена на любовь и иногда принимает желаемое за действительное.
Ни для кого не секрет, что неумение юношей и девушек контролировать свои поступки, их «неграмотность» в сфере интимной жизни нередко ведут к случайной беременности.
Возможных выходов из положения здесь несколько, но, как говорится, один не лучше другого. Первый — аборт. Единственный, пожалуй, случай, когда женщина идет на операцию, ухудшающую ее здоровье. Второй — вынужденный брак. По мнению социологов, это всегда «фактор высокого риска с точки зрения успешности будущего супружества». Третий — рождение ребенка в неполной семье, безотцовщина.
Каковы же причины возникновения такой непростой, психологически болезненной ситуации? Нехватка мужчин? Вряд ли...
Определенные возрастные группы (16—19 лет и 20—24 года) имеют у нас примерно равное соотношение мужчин и женщин. Тем не менее внебрачные дети рождаются чаще именно у самых молодых и самых, казалось бы, «обеспеченных» женихами женщин. Правда, эта «обеспеченность» женихами среднестатистическая, в реальной жизни все куда сложнее, однако об этом мы поговорим отдельно, а сейчас несколько историй, рассказанных нашими читательницами.

«Три гола назад я дружила с парнем. Все было хорошо. Мы даже ни разу не поссорились. Но когда он узнал, что я жду ребенка, он ушел. Сейчас у меня растет сын. Я очень люблю его. Но не хочу, чтобы он рос без отца. И не хочу отца неродного. Хочу, чтобы был именно родной, но не знаю, как его вернуть».
Лена К., Минская область.

«Говорил, что если рожу сына, он на мне женится. Родила дочь. Принуждать к браку его не стала, ведь дело не в дочери или сыне, а в том, каков отец. Сама справлюсь, хотя осадок на всю жизнь».
Оля Н., Тюменская область.

«Успеем зарегистрироваться, какая разница, когда паспорт замарать,— это он мне всегда говорил, а я верила. Теперь-то, после рождения ребенка, я совсем иначе смотрю на вещи и крепко усвоила, что все процедуры с паспортом важны не столько для мужа и жены, сколько для их будущих детей. Мой ребенок в этом смысле обделен судьбой: суд, в который я обратилась с иском об установлении отцовства, иск отклонил, поскольку мы, оказывается, не вели совместного хозяйства, как предписывает это наш закон, но ведь мы и жили врозь — откуда же взяться совместному хозяйству? Общий ребенок разве не доказательство наших отношений?»
Н. И., Ленинградская область.

Письма, которые приходят в журнал на эту тему, вырисовывают два типа одиноких матерей. Первый — обманутые в своих брачных ожиданиях, в своей любви девчонки. Для них рождение ребенка — что гром среди ясного неба, несчастье, испуг. Девчонок этих жалко. Второй тип — сознательно стремящиеся к созданию семьи, пусть неполной, одинокие женщины, шансы которых на замужество с каждым годом падают, ибо мужчины их же возрастной группы или уже женаты, или ищут себе более молодых невест. Это женщины самостоятельные, верящие в свои силы и обладающие достаточным мужеством, чтобы возглавить свое маленькое семейство.
Надо сказать: последние десять лет соотношение первого и второго типа матерей-одиночек в нашей стране начало несколько изменяться в пользу второго. Но мы будем говорить о юной матери, для которой рождение ребенка не было событием желанным и радостным.
Как же относились сами эти молодые женщины к своей добрачной связи? Самое удивительное, что совсем молоденькие девушки (18—21 год) были за добрачную близость, но категорически против ее последствий! Откуда эта путаница и неразбериха во взглядах? Причины разные, но главная из них та, что девушки эти на деле исповедуют как бы две морали: и новейшую, и традиционную, когда появление внебрачного ребенка считалось стыдом и позором. Откуда эта двойственность?
Сняться с места теперь не проблема. Добраться в самую дальнюю даль тоже нетрудно. Выпархивают из родных гнезд сыновья и дочки — и в дорогу. На промышленных предприятиях крупных городов страны огромное большинство работающих — молодые приезжие, главным образом из села. Да и учиться едут из деревни в город.
Традиционная мораль нашего села всегда была чрезвычайно строгой. Добрачные и внебрачные связи сурово осуждались. Сельский человек всегда испытывал на себе жесткий и пристальный контроль со стороны семьи, соседей, односельчан. Народу на селе сравнительно мало — все на виду. А горожанин в бурлящей городской толпе никого и не знает, для него все — просто прохожие.
Теперь представим, что сельская девочка попадает в городскую толпу. Девочке этой семнадцать-восемнадцать лет, и ей, как говорится, море по колено. Она уверена, что прекрасно разберется во всех сложностях своей жизни, она рада, что нет теперь родительского надзора, соседских пересудов, что она свободна. Но, как известно, свобода — это осознанная необходимость, то есть предполагает четкий нравственный выбор. А к нему-то вчерашняя школьница чаще всего не готова. Живя с родителями, она привыкла к морали внешней, диктуемой со стороны, а теперь надо что-то решать для себя самой. И ее моральный выбор подчас оказывается недостаточно определенным, а то и вовсе ошибочным. Так девочка, не зная броду, суется в воду. В результате она оказывается жертвой случайной связи, которую сама случайной не считает, но которая на самом деле таковой все же является. Нередко ее толкают к этому новые, более искушенные подруги и приятели — «теоретики» свободной любви, — подогревая в ней естественное стремление юности к новизне, смелости, риску. И она самоутверждается, доказывая, что и она смелая, и ничего не боится, совсем даже не хуже своих подруг! Вот письмо Лены С. из Новосибирской области:

«Девочки мне не раз говорили: «Глупая ты, Ленка! Вокруг тебя столько парней крутится, а ты все «принца» ждешь. Чего тебе надо? Чтобы тебе звезду с неба достали? Теперь время другое, надо быть смелее, раскованнее. У нас ведь равноправие». Но мне этого не надо. Я хочу настоящей, искренней любви. Да, любви!»

Сумеет ли Лена противостоять такому влиянию, дождется ли настоящей любви? А другие? К сожалению, у многих это не получается. Ежегодно в нашей стране появляются тысячи матерей-одиночек, и многие из них совсем молоденькие.
Колоссальные перемещения нашего населения, мощные миграционные потоки увеличивают возможность не только быстрых знакомств, но и расставаний тоже. Если раньше выражение «круг знакомых» действительно очерчивало какой-то постоянный круг, то сейчас все это кружится, как карусель, принимая все новых и новых пассажиров. Даже браки теперь в половине случаев заключаются после коротких встреч на танцах, в кино, на катке, на отдыхе, на вечеринке... Поверхностны людские связи с большой долей эмоционального, но с малой — рационального начала. Эти связи так же легко расторгаются, как и возникают.
НО связь с ребенком для матери — связь кровная. И ей чаще всего хочется, чтобы ее дитя росло в традиционном благополучии. И мать стремится вернуть ребенку отца (вспомните письмо Лены К. из Минской области). Многих молодых мужчин и не надо к этому принуждать: они добровольно признают свое отцовство, дают ребенку имя, но при этом не так уж часто женятся на матерях своих собственных детей. Конечно, юридический отец — это совсем не то, что настоящий, но ведь иные дети и такого не имеют. Надо честно признать: беглых и абсолютно равнодушных к судьбам своих детей папаш немало. Вот тут юные матери обращаются со своей бедой в суд: помогите... Но закон не всегда в силах прийти на помощь. Суду нужны бесспорные факты, доказывающие совместную жизнь и ведение общего хозяйства истицей и ответчиком. А у юных матерей чаще всего таких доказательств нет, и в удовлетворении иска им отказывают. Остается надеяться на мужское благородство, а вернее всего, на собственную женскую рассудительность и трезвую заботу о своей судьбе и судьбе своего ребенка.
Наш закон гуманно относится к одинокой матери и заботливо к ее ребенку, но все же по сути своей закон стоит на страже именно семьи, а не просто случайных отношений Он — Она, в результате которых на свет появляются дети. Закон всегда опирается на господствующую в обществе мораль, за слишком вольное обращение с которой расплачиваться приходится в одиночку...
Поэтому я за традиционные отношения между полами: пусть юноши и девушки знакомятся где угодно, но потом пусть знакомят своих родителей, пусть ходят или даже ездят в гости, знаются, как говаривали в старину, «домами», объявляют помолвку, да и вообще имеют какой-то срок для оглядывания и приглядывания будущих отцов и матерей своих детей...
Наше общество оказывает одиноким матерям посильную помощь — в последнее время было значительно увеличено ежемесячное пособие одиноким матерям, выплачиваемое до достижения ребенком 16-летнего возраста, а если ребенок учится — до 18 лет. Но все-таки и личность, и наше общество заинтересованы в укреплении семьи, так как никакими пособиями не компенсировать те условия и ту атмосферу, что дают детям в семье любящие отец и мать.
Искренне сочувствую одиноким матерям, знаю, как трудно им, как они порою выбиваются из сил, чтобы их дети были «не хуже других» и одеты и образованны. Мечты о хорошем, желательно высшем образовании для своего ребенка — самые заветные, самые жгучие мечты одинокой матери. Чего она только не предпринимает во имя этого! Преодолеть комплекс житейской неполноценности за счет счастья своего ребенка — вот главная цель одинокой матери. У нее самой что-то не сложилось — пусть сложится у сына или дочки! Мать работает, мать зарабатывает, мать костьми ложится! Но знали бы эти одинокие матери, что их судьбы, их модели поведения уже вошли в кровь и плоть, проникли в нервные клетки детей, и потому совсем не исключено, что дочка повторит печальный опыт своей матери, а сын — опыт исчезнувшего отца...
Что же касается молоденьких мам, то будь они чуть посерьезнее, рациональнее, осмотрительнее, преспокойно бы вышли замуж и растили бы детей в семьях, с отцами. Вот им, этим девчонкам, как раз очень многое надо бы знать. И прежде всего хочется сказать им: не торопитесь! Ложно понятая современность, ориентация на традиционную мужскую модель поведения «мне дозволено все» плохо увязывается со спецификой женской природы и потому нередко калечит девушкам жизнь.
Даже если у вас любовь большая, светлая и взаимная, о какой вы только в книжках читали,— все равно не спешите. Наши чувства и эмоции изменчивы. Мы порою так же быстро загораемся, как и остываем, а союзу, в котором рождаются дети, желательно больше основательности, стабильности, чем перемен и вихрей.
Жизнь показала, что мужчины чаще женщин не хотят юридически подтверждать свои фактические брачные отношения. По данным последних переписей, в нашей стране оказалось значительно больше жен, чем нашлось для них статистических мужей (при переписи семейное состояние записывается со слов). Значит, многие женщины назвали себя женами мужчин, которые себя мужьями вовсе не числили. Но между этими людьми была-таки любовь, иначе откуда взяться таким союзам? Однако мужчины не считали свою любовь достаточной для слова «брак», а женщины считали...
На сегодняшний день в нашей стране существует лишь одна форма брака — брак, зарегистрированный в органах загса. Поэтому еще раз хочется предостеречь: постарайтесь избегать двусмысленных ситуаций, из которых совсем не каждая сможет вынести счастье. Пусть в вашей жизни, в вашей, конечно же, большой и прекрасной любви будет все-таки ясность. Детям лучше иметь отца, чем просто доброго молодца, доброта которого отнюдь не всегда обращена к семье и ребенку.
И, конечно, культуре взаимоотношений полов надо обязательно учить. Она постигается обычно в том возрасте, когда люди еще только нравственно формируются. И прививать эту культуру сыновьям и дочерям своим должна прежде всего сама родительская семья, ибо семейные уроки лучше всего усваиваются в семейных условиях.
В последнее время появились и общественные службы семьи. В школах нашей страны введена новая дисциплина, какой раньше не было,— «Этика и психология семейной жизни». О результатах этой педагогической подготовки молодежи к браку можно будет судить тогда, когда сегодняшние школьники станут папами и мамами. Очень хотелось бы, чтобы их дети были счастливы и чтобы счастливы были сами матери. Да и всем будущим отцам тоже хочется пожелать счастливого, а не случайного отцовства.

Рис. В. ФЕДОРОВА.


• ПО ВАШЕЙ ПРОСЬБЕ •

Игорь САРУХАНОВ

Моя мама всегда любила петь и мечтала, чтобы я ей аккомпанировал. Благодаря этому я стал заниматься сначала классической, а позже эстрадной гитарой. А тут участие в ансамбле Московского военного округа, и мое относительно спокойное увлечение превращается в горячую страсть. Вошел в состав группы Стаса Намина. Это стало для меня хорошей школой. Начал сочинять музыку. Большой аудитории побаивался, поэтому успех Анне Вески в Сопоте с моей песней «Позади крутой поворот» был неожиданностью. Шок от этого привел к тому, что я решился сам исполнять свои песни. С нетерпением ждал XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, которому посвятил песню «Город проснется», надеюсь, и она, как эта, понравится...

ПОЗАДИ КРУТОЙ ПОВОРОТ

Музыка И. Саруханова.
Стихи О. Писаржевской и А. Монастырева.

Руку мне дай на середине
пути.
Руку мне дай, нам еще долго
идти.
Пусть на пути мы иногда
устаем,
Все же идти нам будет легче
вдвоем.

ПРИПЕВ:
Позади крутой поворот,
Позади обманчивый лед,
Позади холод в груди,
Позади...

Мир так велик, и не кончается
путь.
Только на миг можно ресницы
сомкнуть.
И стороной нам не пройти,
не свернуть.
Только порой можно устало
вздохнуть.

ПРИПЕВ.

Мы не одни, ну оглянись,
оглянись.
Это наш путь — он называется
жизнь.
И не грусти, прошу тебя,
не грусти,
Сколько у нас уже всего
позади.

ПРИПЕВ.

Фото С. КУЗНЕЦОВА.


Идеи и предложения принимаются!

Конечно, приятно читать письма, где «Крестьянку» благодарят за помощь или интересную публикацию, где делятся собственной радостью или разделяют радость от встречи на страницах журнала со славной женщиной, поздравляют наших героинь с успехами, желают им счастья... Как эти письма поднимают настроение и прибавляют сил! Спасибо за них.
Спасибо и за критические замечания. Особенно дорого нам ваше стремление помочь редакции сделать журнал лучше, ваша уверенность, что общими усилиями мы этого добьемся. Вот некоторые из читательских предложений и замечаний.
«Вы много пишете о производстве, о его проблемах. Это правильно, сельское хозяйство в стране огромное, надо навести в нем настоящий порядок. Только очень важно, чтобы люди сознавали, что это — их хозяйство, чтобы им хотелось делать свою работу на совесть, красиво, с удовольствием... Я бригадир на молочнотоварной ферме, уже четыре года бьюсь, стараюсь изо всех сил, без отпусков и выходных. Результаты производственные неплохие, а удовлетворения никакого. Не то что похвалы — доброго слова ни от кого не слышала: ни от своих доярок, ни от руководства совхоза. Для одних я просто придира, для других — средний бригадир. Мне за своих обидно — все же для них делаю, а вроде не замечают. В глаза молчат, за глаза ворчат. Тяжело... Фамилию мою не указывайте, жаловаться на земляков не хочу. Но про человеческие отношения на производстве надо вам писать почаще. Александра М., Ростовская область».
Все верно... Дефицит «доброго слова» лишает иной раз наших тружениц хорошего рабочего настроения. Нельзя человеку без уважения, без поддержки людей, которые рядом, без похвалы и оценки. Проблему эту поднимать будем обязательно — и в «Председательских уроках», и в очерках о лучших людях сегодняшней деревни.
Ольга Николаева из Хабаровского края обращает наше внимание на рубрику «Беседы с читателем»: «Хорошо, когда у нас в «Крестьянке» есть интересный собеседник, размышляющий о проблемах международной жизни, о том или ином событии в культуре, искусстве или науке. Приглашайте нас на эти беседы почаще».
Договорились! «Беседы с читателем» внесены в планы «Крестьянки» на нынешний и будущий год.
А вот письмо семейное — от Карамзиновых из Костромской области: «Крестьянку» читаем все — дед с бабушкой, мы, взрослые дети, и двое наших младших. Думаем, что журналу не хватает материалов, посвященных свободному времени семьи, особенно сельской».
Критика принята. Вы убедитесь в этом, прочитав материалы рубрик «Житейская грамматика» и «Для вас, родители». С будущего года мы расширим круг публикаций для семейного чтения. Откроется «Теремок» для младших Карамзиновых и всех остальных малышей-читателей.
«Очень люблю музыкальную страницу «По вашей просьбе», где вы представляете популярную песню и ее исполнителя. Но огорчает, что не печатаете ноты», — замечает Марина Гурова из Орджоникидзе. По вашей, Марина, просьбе, по просьбе многих молодых читателей ноты будем печатать, представляя новые песни.
Участник Великой Отечественной войны, ветеран труда Георгий Саввович Порицкий из Куйбышева обращается с предложением необычным: издать нашу «Хозяюшку» отдельной брошюрой. «Если издадут всем полезные советы тиражом в миллион экземпляров — все разойдутся без остатка». Особенный интерес, по мнению Георгия Саввовича, представляет акупрессура (точечный массаж): «Издания об акупрессуре нигде нет, а на журнал подписываются больше сельские жители. Если б и городские знали о намечаемом содержании...» Что ж, и для сельских, и для городских читателей сообщаем: публикации о точечном массаже продолжим в будущем году, дадим рекомендации, как применять массаж конкретно при том или ином заболевании.
У Ирины Калининой из Ярославской области свой взгляд на «Хозяюшку», и ее поддерживают многие читательницы: «Побольше информации чисто женской. Мы же хотим быть красивыми! Научите, как ухаживать за собой. Как из маленькой выкройки сделать большую. Помогите решить наши проблемы: нет крючков для вязания, мулине, канвы, пяльцев... Не все предлагаемые вами модели нравятся нам. «Хозяюшка» — для нас, женщин. Пусть раздел «Мужчина в доме» потеснится!»
Согласны. Придется потесниться — «Хозяюшка» прежде всего учитывает запросы читательниц. Выкройки с будущего года мы увеличим. И выступим с критическими материалами, выяснив, по чьей вине наши рукодельницы не могут найти ниток, крючков и прочих необходимых мелочей.
С благодарностью и надеждой на наше сотрудничество и в будущем.
ваша «КРЕСТЬЯНКА».


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
КРЕСТЬЯНКА
№ 8 • 1985
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
МОСКВА, ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА»
ОСНОВАН В ИЮНЕ 1922 ГОДА
Главный редактор Г. В. СЕМЕНОВА
Редакционная коллегия: И. П. АЛЕКСАНДРОВ, Т. А. БЛАЖНОВА, Г. Е. БУРКАЦКАЯ, Е. Г. ГРИГОРЬЕВ, Р. Ф. КАЗАКОВА, О. П. КОЛЧИНА, А. В. КУПРИЯНОВА (ответственный секретарь), Э. Б. МАРКИН, Л. Е. ПИШЕНИНА, М. Б. РЫЖИКОВ, Л. Ф. СЕРГИЕНКО (заместитель главного редактора), Л. В. ХАНБЕКОВ, В. Я. ЧИСТЯКОВА, Л. И. ШВЕЦОВА.
Главный художник В. В. ФЕДОРОВ.
Художественный редактор Е. Г. Новикова.
Над оформлением номера работала Т. А. Новрузова.
Присланные рукописи, фотографии и рисунки редакция не возвращает.
Адрес редакции: 101460, Москва, ГСП-4. Бумажный проезд, 14.
Телефоны для справок: 212-20-79, 212-12-39.
Сдано в набор 14.06.85. Подписано к печати 05.07.85. А 04590. Формат бумаги 60 Х 90 1/8. Глубокая печать. Усл. п. л. 6,00. Уч.изд. л. 8,56. Усл. кр.-отт. 18,00. Тираж 14 560 000 экз. (1—12340974 экз.). Изд. № 1911. Зак. № 1089.
Ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции типография имени В. И. Ленина издательства ЦК КПСС «Правда». 125865, ГСП, Москва, А-137, ул. «Правды», 24.
На первой странице обложки Ирина Курилова, мастер по выездке лошадей комплексной спортивной школы сельской молодежи совхоза «Красноармейский» Красноармейского района Краснодарского края.
Фото С. КУЗНЕЦОВА.


СВЕТ ОТЕЧЕСТВА

К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА

И. И. ЛЕВИТАН. У омута. (Фрагмент.) 1892 г.
Государственная Третьяковская галерея.

Саврасов на обратной стороне одного из ранних левитановских пейзажей мелом написал: «Большая серебряная медаль», хотя автору его и не суждено было закончить художественное училище и Левитан получил справку неклассного художника.
Ученик Поленова и Саврасова, друг Чехова, он стал выдающимся русским пейзажистом, навеки связав величие и скромность спокойных полей, тихих речек, щемящих закатов.


ISSN 0130—2647
Индекс 70446
Цена номера 25 копеек.


<- предыдущая страница


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz