каморка папыВлада
Журнал Костёр 1988-12 текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 02.05.2024, 00:59



ВЕЛИКИЙ ДОРЕ

Однажды летним вечером шестилетний мальчик по имени Гюстав убежал из родительского дома. Ему очень хотелось посмотреть, что творится за городом. И вот, очутившись в лесу на холме, он, как на ладони, увидел свой родной Страсбург — старинный собор, замок, дома с черепичными крышами, и над всем этим огромное небо с пышными вечерними облаками. Да, ради такого зрелища стоило совершить путешествие! Потом усталый Гюстав не заметил, как заснул. Проснулся он ночью. Все вокруг переменилось. Теперь над ним в темноте шумели вековые сосны, по небу, освещенные луной, мчались синие тучи, где-то в долине голосом великана гудел ветер. Каким маленьким и одиноким почувствовал себя Гюстав, с каким трудом он нашел обратную дорогу домой, где его ждали встревоженные родители!..
Пройдут годы, и мальчик, став знаменитым художником девятнадцатого века Гюставом Доре, «Великим Доре», как назовут его современники, в своих рисунках — иллюстрациях к «Сказкам» Перро, «Приключениям барона Мюнхгаузена» Распе, «Дон Кихоту» Сервантеса изобразит и собор, и замок города своего детства, и небо над ними — то солнечное, светлое, то ночное, мрачное. «Я припоминаю», — будет излюбленным выражением Доре во время работы.
А в три года его частым выражением было: «Я хочу рисовать». В четыре года взрослые не видели его без карандаша в руке. Для того, чтобы рисовать подольше, Гюстав просил отточить ему карандаши с двух сторон. Он рисовал на стенах, на полу, он даже разрисовал свою новую рубашку. А о своей первой работе маслом Доре рассказывал вот что: «Мне было шесть лет, когда я получил в подарок от родителей ящичек с медной рукояткой, в котором увидел долгожданные масляные краски в тюбиках... Мне позволили открыть коробку с красками и отправили спать. Но я не сомкнул глаз! При первом проблеске дня я вскочил с кровати, схватил коробку и выскочил во двор. Я выдавил краску на палитру... Но что писать?! В то время, как я задал себе этот вопрос, мой взгляд упал на молодого петушка грязно-серого цвета, кружившегося тут же около меня. Этот цвет показался мне отталкивающим. Ошибка природы, считал я, делать птиц такими бесцветными, в то время как они должны иметь окраску попугая. Я решил исправить ошибку сейчас же. Поверьте, я истратил на петуха целый тюбик зеленого веронеза — но что это была теперь за великолепная птица! Она сверкала всеми красками весны...»
Да, маленький Гюстав был большим фантазером! Путешествуя с отцом в горах, он представлял, как из пещер выходят духи с факелами, а тени от гор — это тени свирепых великанов. Впоследствии современники отмечали великий дар воображения у Доре. Ведь, иллюстрируя книги, он уже сам от себя придумывал и рисовал убранство дворцов, костюмы героев, битвы, кораблекрушения, величественные панорамы Земли.
Правда, родители теперь с тревогой наблюдали за сыном, одержимостью он не походил на своих сверстников! И они решили отвлечь его от рисования. Купили ему скрипку. И что же?! Оказалось, что сын их не только прирожденный художник, но и прирожденный музыкант!
«Он мог точно изобразить все, что видел, он мог сыграть на своей скрипке все, что слышал», — вспоминали друзья.
Естественно, такой удивительный мальчик в школе вызывал всеобщее к себе внимание. Сохранились школьные тетради Гюстава, сплошь покрытые рисунками, где он с большим юмором изображает сцены из школьной жизни. Его одноклассники, узнавая себя и своих учителей в этих рисунках, хохотали до упаду и, наверняка, говорили так, как говорят сегодняшние ребята: «Вот здорово! Настоящий художник!»
В пятнадцать лет Гюстав проиллюстрировал «Подвиги Геркулеса», причем рисунки были так прекрасны, что издатели решили выпустить альбом. В предисловии говорилось: «Подвиги Геркулеса» созданы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителей и штудий... Мы верим, что он достигнет удивительных высот в искусстве». А знаете, каким образом издатели узнали о юном художнике?! В 1847 году родители Гюстава, которые мечтали отдать его в политехническую школу, приехали с сыном в Париж. Однажды украдкой от родителей Гюстав пошел к издателям и показал им свои работы. Вскоре между взрослыми состоялся серьезный разговор, после чего мать Гюстава осталась с сыном в Париже, чтобы он посвятил себя рисованию.
С этих пор и началась настоящая творческая жизнь художника Гюстава Доре. Утром он рисовал, днем писал маслом, а вечером опять рисовал. Спал по три часа в сутки. Его часто можно было встретить на улицах с альбомом — он создавал серию работ о Париже. Актеры, чиновники, светские дамы, нищие — разных парижан запечатлел он, одних — с юмором, других — с сочувствием. Восхищаясь мастерством Доре, издатель поручает ему проиллюстрировать сочинение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Изображенные Доре великаны не просто обжоры, они, обрати внимание, как бы вырастают из земли, слиты с нею, воплощая ее плодородие, могучую народную силу — то, что и хотел сказать Рабле. Таких иллюстраций, где бы было передано не только содержание, но и смысл книги до Гюстава не создавал еще ни один художник.
Рассказывая о Доре — иллюстраторе «Сказок» Перро, невольно хочется сравнить его с феей из «Золушки». Кажется, от прикосновения его карандаша к бумаге мгновенно рождаются и оживают кавалеры, принцессы, короли, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик. Какой таинственный лес окружил замок, в котором живут принцесса и ее придворные, как празднично сверкает дворцовый зал, куда попадет Золушка! Перед тобой, действительно, волшебные сказки... Кстати, рисуя мрачную темную чащу куда уводит лесник своих детей, за ними одинокого Мальчика с пальчик на лесной дороге, Доре вспоминал как раз тот эпизод, когда он мальчиком убежал из дома и тоже долго блуждал по лесу...
Совсем другие по манере рисунки к «Мюнхгаузену». Тут, заметь, никаких таинственных мрачных теней, грозных туч, сверкающих лучей, величественных поз. Рисунки легкие, светлые, «подвиги» враля и хвастуна Мюнхгаузена изображены так, что, глядя на них, улыбаешься.
А рисунки к «Дон Кихоту»! До Гюстава Доре многие художники иллюстрировали этот роман. Они изображали просто забавные приключения старого рыцаря в нелепых доспехах. Доре специально ездил два раза в Испанию, чтобы увидеть природу этой страны, ее жителей, бой быков, деревенские танцы, потом — в Германию, чтобы встретиться и поговорить об образе Дон Кихота со знаменитым русским писателем Тургеневым, и в результате создал иллюстрации, в которых наивный и немощный Дон Кихот — прежде всего борец со злыми силами на земле... До сих пор иллюстрации Доре к «Дон Кихоту» считаются непревзойденными.
Как рисовал Доре? Современники вспоминают: сначала на бумаге где-то в углу на листе он изображал фигуру человека, затем подальше — копье, руку, колонну храма, всадников, пейзаж, а потом все это соединял в одну сцену. За одно утро он мог таким образом набросать двадцать великолепных рисунков. После этого недолгий отдых. А когда Доре отдыхал, то был всегда по-мальчишески весел и неистощим на выдумки — и тут проявлялись его воображение и творческий дар. Однажды он пригласил в гости министра связи. К приходу его он превратил столовую в интерьер почтового ведомства. На столе красовались салфетки в виде конвертов, торты в виде телеграфа, мороженое в виде письменного стола...
И снова работа, работа, работа. Доре создал 80 тысяч рисунков, и если бы их перечислить, то перечень занял бы огромный том. «Я проиллюстрирую все», — говорил Доре.
Друзья художника считали, что он не бережет себя, расточительно тратит талант и здоровье. Незадолго до смерти — Доре умер в возрасте 51 года, — он создает гигантские скульптуры, огромные масляные полотна. Не сбылось предсказание крестьянки, которая, увидев когда-то нарисованную зеленую курицу, сказала маленькому Гюставу:
«Не выйдет из тебя живописец!»
Прошло более ста лет, а «Сказки» Перро, «Мюнхгаузен», «Дон Кихот» по-прежнему издаются с иллюстрациями Доре, и, как сто лет назад, мальчики и девочки, затаив дыхание, рассматривают рисунки, переживая вместе с героями книг их страшные или веселые приключения.
Эмилия КУНДЫШЕВА


Весёлый ЗВОНОК

Конкурс „И все засмеялись!.."

Рядом с физкультурой
На урок физкультуры Рома не принес лыжи. Вместе с классом он подошел к трамплину, но стоял в стороне. Учитель физкультуры увидел, что Рома не занимается, и спросил его:
— А ты почему не на уроке?
— А я рядом с уроком! — радостно ответил Рома, и все засмеялись!
Катя Богомолова,
5 класс
Киров

Странный Дед Мороз
Однажды мы писали сочинение под названием «На елке». Назавтра Светлана Владимировна принесла тетрадки и сказала:
— Послушайте отрывок из одного сочинения:
«В зале стояла большая елка, а по ней ходил Дед Мороз и продавал подарки...»
И все засмеялись!
Катя Масленникова
3 класс Свердловск

Вежливая администрация
На уроке русского языка нам дали задание придумать объявление. Когда учительница вызвала Юру, он прочитал:
«Объявление. Дорогие жильцы! Горячей воды не будет до тридцать первого декабря включительно. От всей души поздравляем вас с Новым годом. Администрация».
И все засмеялись!
Лена Семникова,
Чайковский Пермской обл.

Лаконичный рисунок
Учитель рисования сказал:
— Ребята! Тема сегодняшнего рисунка — «Новогодние подарки!»
Все взяли карандаши и стали усердно рисовать.
Через некоторое время учитель посмотрел на Диму и увидел, что тот ничего не делает.
— Ты почему не рисуешь? — спросил учитель.
— А я уже нарисовал! — сказал Дима, и показал свой рисунок.
Во весь лист бумаги был нарисован... большой серый мешок!
И все засмеялись!
Таня Панина,
4 класс,
пос. Омчак Магаданской обл.

Внимание! Внимание! Внимание!
Сообщаю результаты конкурса «И ВСЕ ЗАСМЕЯЛИСЬ!»-88. В этом году призы присуждаются следующим авторам:
1. Диме Чёрных /с. Александровское Томской обл./ за рассказ «Странное имя» — «Костер» № 1.
2. Оле Дегтяревой /Благовещенск/ за рассказ «Цветы в Древнем Риме» — «Костер» № 9.
3. Коле Бузину /с. Биджан Хабаровского края/ за рассказ «Уход за зубами» — «Костер» № 11.
Кроме них, самые остроумные и активные авторы «Веселого звонка» получат традиционные юмористические дипломы.
Итак, конкурс продолжается! Жду в будущем году ваших писем. Пишите /но не списывайте!/.
С юмористическим приветом, Ваш учитель смеха.

Подслушанные разговоры

— Саша, как у тебя дела с математикой?
— Нормально! Вчера получил восемь плюс шесть минус четыре, и все деленное на пять!

— Ты чему так радуешься?
— А я только что ходил к зубному врачу.
— Что же тут веселого?
— А врача не было!

— Ну как поживает твоя собака?
— Хорошо. Она меня прекрасно понимает: когда я прихожу из школы, она лезет в мой портфель, достает из него дневник и прячет под кровать!

— Толя! Ты почему не ешь? Ведь ты же сам сказал, что голодный как волк?
— А волк тоже бы не стал сеть эту манную кашу!

— Светка! Ты сама моешь посуду? Мне бы это и в голову не пришло!
— Мне тоже. Это мама придумала.

Записал В. ЛОМАНЫЙ


МОРСКАЯ ГАЗЕТА

Год издания — 32-й
Оформление Л. МОСКОВСКОГО

Пусть приходят к нам...

Как вы думаете, бывает ли кильсонный ключ или разводная отвертка на 16? Так вот что: таких инструментов просто нет? Да и какой ключ к кильсону, если это брус для крепления шпангоутов к килю судна? А разводным — бывает только гаечный ключ... Но это вы, старые морские волки, все знаете... А вот юные моряки Алеша Катков и Сережа Алкимов из московского клуба «Шквал» растерялись.
— Ну ладно, ребята, — сказал боцман учебного судна Дима Семенов, — а флажный семафор хорошо знаете? Это какая буква? А это?
— «У»... «Т»... «Г»... — неуверенно и ошибаясь, называли ребята. — А эта, вроде бы «Ю».
— Вроде бы... Вроде бы — «УТЮГ» и получается. Да-а... На флоте, тех, кто плохо морское дело знает, называют, знаете, как? Хоть это знаете... Именно: «Как утюг...» Ладно, ладно, не обижайтесь, шучу... Лишь бы потом, над вами, будущими моряками, команда не смеялась... Назубок морское дело знать надо...
...Здесь нужно сделать маленькое авторское отступление. Боцман Дима — наш старый знакомый. Четыре года назад «Морская газета» писала о другом московском клубе — «Бригантина», где Дима Семенов сам был юным моряком. Дима закончил школу, служил в Советской Армии, успел даже поплавать матросом. А теперь он — боцман в «Шквале».
— А вообще-то, — сказал мне Дима, — Сережа и Алеша — ребята толковые. Это они сегодня что-то растерялись. Ну ничего, подтянутся. Иначе — в поход не смогут пойти. А в походы мы ходим на своих учебных судах. У нас два судна и шлюпки. Настоящие, мореходные. Рыбинское водохранилище — как море, волны на нем — большие. А юных моряков у нас 850 человек — мальчишки и девчонки. Кого «Шквал» готовит? Судоводителей, судомехаников, электромехаников, радиотехников. Кто хочет по-настоящему овладеть этими морскими профессиями, — пусть приходит к нам...
В. ПАРФЕ

Это — юнга Дима Семенов. 1979 год
Это — боцман Дмитрий Семенов. 1988 год

ОКЕАНСКИЙ ТЕЛЕГРАФ
Ученые, изучающие жизнь моря, пришли и выводу, что причина гибели многих морских животных - невидимые в воде пластиковые мешки. Тысячи таких мешков попадает в море. Их выбрасывают с кораблей, их сносит ветром с берега. Киты, дельфины, кашалоты — гибнут оттого, что пластиковые мешки попадают в дыхало — ноздрю, через которую китообразные дышат...
Помогают ли космические спутники... капитанам? Еще как! С помощью спутников в любое время суток и в любой точке океана капитан может определить место своего корабля с точностью до 40 метров!

Вот так столкновения!
Вы думаете, что корабль может столкнуться только с кораблем? Вовсе нет! Авианосец американского флота «Эссекс», например, ухитрился столкнуться с... домом. Да, да, с настоящим домом! Четырехэтажный дом стоял на берегу в проливе, где проходил авианосец. И «Эссекс», разворачиваясь, своей далеко выступающей палубой для взлета самолетов ударил в дом. Дом был разрушен основательно...
А громадный танкер «Мараканбо», проходя по озеру того же названия, должен был пройти под высоким, большим мостом. И вдруг танкер потерял управление и ударил в мостовую опору. Мост был разрушен. Да еще попадали в озеро и проезжавшие автомобили...

ОТВЕТЫ НА ЗАГАДКИ И ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНКИ В «МОРСКИХ ГАЗЕТАХ» В 1988 ГОДУ
В № 2. Одеть и снарядить людей нужно было так:
В № 4. Измерить скорость судна. Готовить обед. Ловить сетями рыбу. Обследовать больного.
В № 5. Пингвины обитают в тропиках. Так, некоторые виды пингвинов живут на островах близ западного побережья Южной Америки, на самом экваторе.
В № 6. Если рисунок, который помещен слева, сделан после рисунка, помещенного справа, художник всех ввел в заблуждение. Этот рисунок не мог быть сделан через четверть часа. На сигнальных фалах вышки — предупреждение: два черных конуса — «Ожидается шквал». А шквал, конечно, продолжается дольше, чем четверть часа. После шквала многое бы изменилось на картинке.
В № 7. 1. Судно идет на нас. 2. Влево от нас. 3. Парусное. 4. Буксир тянет несамоходное судно.
В № 9. На монетах — якоря.


АНКЕТА «КОСТРА»-88
Дорогой друг!
«Костер» предлагает тебе ответить на вопросы нашей анкеты.
1. Назови свое имя, фамилию, возраст. В какой области, крае ты живешь?
2. Сколько лет выписываешь «Костер»?
3. С чего начинаешь читать журнал?
4. Какие повести, сказки, рассказы ты бы отметил?
5. Какой очерк, репортаж тебе понравился?
6. В журнале есть постоянные рубрики: «Барабан», «Беседы о музыке», «Морская газета», «Зеленые страницы», «Веселый звонок», «Знак вопроса», «За строкой учебника», «За семью печатями»... Какая из них тебе больше нравится?
7. В каких пионерских делах участвуешь?
8. Каким общеполезным трудом ты занимаешься (работаешь с родителями, в школьной ученической бригаде, в детском кооперативе)?
9. О людях каких профессий ты хотел бы прочитать в журнале?
10. Чем увлекаешься? Твое любимое занятие?
11. Что бы ты хотел увидеть на страницах «Костра» в будущем году?
Письма с твоими ответами на эти вопросы мы ждем по адресу: 193024, Ленинград, ул. Мытнинская, 1/20. На конверте укажи: «Анкета «Костра»-88.


ПОДАРОК для Санта-Клауса

ШВЕДСКАЯ СКАЗКА
Рисунки О. Орешниковой

Жил в одной северной деревушке столяр по имени Андерсон, искусный мастер. Однажды, перед самым Новым годом, в то время как жена и дети наряжали елку, Андерсон выскользнул потихоньку из дому. У него в сарае был приготовлен мешок с подарками, хлопушками, конфетами — разными игрушками, и он хотел нарядиться Санта-Клаусом, постучать в дверь и обрадовать таким неожиданным появлением своих Петера, Марту и Олафа.
Столяр уложил подарки на санки и потащил их к крыльцу. Дом стоял на пригорке, склон был крутой, Андерсон торопился и вдруг поскользнулся, упал прямо на санки и вниз покатился. И — хлоп! — налетел с разгона на человека, который шел по дороге, — и в сугроб, не понять, где теперь руки, где ноги.
— Очень прошу извинить меня! — сказал Андерсон, выбираясь из снега.
— Это я виноват, — оправдывался незнакомец, поднимаясь из соседнего сугроба. Как и Андерсон, он был в шубе и красной шапке, в костюме Санта-Клауса.
— Я смотрю, ты точно, как я, нарядился! — рассмеялся Андерсон. — Тоже хочешь разыграть своих детишек, девчонок-мальчишек? — Он протянул руку незнакомцу:
— Меня зовут Андерсон. Я столяр.
— А я Санта-Клаус.
Андерсон снова засмеялся.
— Что ж, Новый год — самое время для шуток, для всяких розыгрышей и прибауток.
— Вот что я подумал,— сказал незнакомец. — Чтобы шутка стала еще лучше, давай поменяемся: я отнесу подарки твоим детям, а ты навестишь моих. Но только сними этот костюм.
Андерсон был озадачен.
— А как мне нарядиться?
— Наряжаться совсем не надо. Мои дети каждый день видят Санта-Клауса, но они никогда не видели настоящего живого столяра. Вот уж они обрадуются!
«Так он, действительно, Санта-Клаус!» — понял Андерсон. Вслух он сказал:
— Но ведь мне нечего подарить твоим детям.
— Подарки? — задумался Санта-Клаус. — Если ты настоящий столяр, возьми с собой сосновые чурбачки, свои стамески и сверла. И молоточек тоже, а остальное приложится!
Андерсон взял в сарае инструменты и отправился в лес, к дому Санта-Клауса. А как он нашел дорогу? — нет ничего проще — по следам, до березовой рощи и дальше к двум соснам на полянке, а потом к поваленному дереву, под которым — землянка. Из-за трех пеньков на просеке — три ребячьих носика. А над носиками — три красных шапочки, как у Санта-Клауса.
— Кто ты? — спросили три маленьких Санта-Клауса.
— Я столяр Андерсон, а дорогу к вашему дому указал мне ваш отец Санта-Клаус.
Дети очень обрадовались:
— Настоящий живой столяр!
Андерсону пришлось согнуться чуть ли не пополам, чтобы войти в землянку под поваленным деревом. Но внутри было просторно. Пол был земляным, вместо кресел пеньки, на кроватях мох — такой мягкий, что просто ох! В самой маленькой кроватке лежал самый маленький Санта-Клаусенок, а в углу сидел дедушка Санта-Клаус, туговат на ухо, спросил глухо:
— Кто это к нам пожаловал?
— Это Андерсон, настоящий, живой столяр! — закричали громко дети. Они рассказали Андерсону, что их дедушка такой старый, что все время сидит на пеньке, никогда не встает.
Старший мальчик потянул Андерсона за рукав:
— А ты можешь смастерить санки? Андерсон разложил свои инструменты, достал просушенные чурбачки. И сделал санки, удобные, легкие, очень быстрые — красивая работа, аккуратная, чистая.
— А мне нужна постелька для куклы! — девочка с рыжими косичками дернула столяра за другой рукав. — Я пеленаю полевых мышек или качаю бельчат, укладываю их спать, они очень любят в куклы со мною играть.
Столяр вырезал ей маленькую кукольную кроватку.
Младший мальчик стоял в сторонке, в землю глаза опустил, ничего не попросил.
— Что тебе подарить? — спросил его Андерсон.
Мальчик прошептал:
— Не знаю.
Андерсон сделал ему волчок из соснового обрубка.
— Бери смелей и будь веселей!
А затем Андерсон отыскал длинный корень с крючком на конце и начал обстругивать его ножом.
— Что это будет, что ты мастеришь? — дети обступили его, но он ничего не говорил, пока не закончил работу. Он сделал костыль для самого старого Санта-Клауса!
— Это тебе, дедушка! — дети поднесли костыль старому Санта-Клаусу. Тот закряхтел, кашлянул слегка и — встал с пенька!
А самому маленькому Санта-Клаусенку столяр смастерил быстро птичку из стружек — с виду синичку.
— Спасибо, столяр Андерсон! — закричали дети хором. — У нас еще никогда не было такого хорошего Нового года — с подарками и настоящим, живым столяром!
Вернувшись домой, Андерсон первым делом спросил:
— Ну, какие подарки принес вам Санта-Клаус, показывайте.
— Как будто ты никогда не видел! — Петер, Марта и младший Олаф переглянулись хитро. — Ведь это ты сам нарядился Санта-Клаусом и привез нам подарки на санках.
— А что вы скажете на это: сегодня я встретил настоящего, живого Санта-Клауса и был у него дома, и мастерил подарки его детям, а настоящий, живой Санта-Клаус приходил к вам.
Дети засмеялись звонко.
— Папа, это был ты, мы ведь догадались. Даже маленький Олаф знает, что чудес не бывает!
Андерсон разгорячился:
— Это был настоящий, живой Санта-Клаус!
Но Петер, Марта и маленький Олаф все равно не верили, и тогда столяр Андерсон ко мне пришел и попросил его рассказ на бумагу записать, гусиным пером и чернилами. Когда рассказывают истории, то и приврут, бывает, для словца красного, ну а если пером написано на бумаге, тут чистая правда, дело ясное!
Пересказал В. РОМАНОВ


ОТВЕТЫ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ВИКТОРИНУ

Под белой маской — Илья Муромец (былины)
Под синей — Чапаев (Д. Фурманов «Чапаев»)
Под желтой — Генерал (М. Е. Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил»)
Под красной — Тимур (А. Гайдар «Тимур и его команда»)
Под зеленой — Тарас Бульба (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)
Под полосатой — Гаврик (В. Катаев «Белеет парус одинокий»)
Под клетчатой — Д'Артаньян (А. Дюма «Три мушкетера»)
Костюмер становится Дон Кихотом (Сервантес «Дон Кихот»)


Уголок веселого архивариуса

Говорят, что Эдисон начал работать над одним из своих великих изобретений после того, как у него произошел скандал с представителем газовой компании.
— Вы не уплатили за газовое освещение в мастерской! — сказал агент компании и отключил газ.
— Обойдусь и без вас! — возмутился Эдисон и засел за изобретение электрической лампочки.

Один из создателей ядерной физики Эрнест Резерфорд как-то сказал: «Если ученый не может объяснить, чем он занимается, уборщице, которая моет пол в его лаборатории, значит, он сам не понимает, что делает!»
Придя к этой мысли, ученый стал много внимания уделять популяризации знаний.

В 1769 году в Петербурге была издана книга «Письмовник», в которой предлагались русские слова, объясняющие или заменяющие иностранные. Вот некоторые из них: «актер — представщик», «пульс — жилобой», и самое занятное — «галстук — ошейник».


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz