каморка папыВлада
журнал Костёр 1987-11 текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 24.04.2024, 12:22

скачать журнал

<- предыдущая страница

К 100-летию со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака

Самуил Яковлевич Маршак был не только замечательным поэтом, прозаиком, критиком и переводчиком. Он был еще и неутомимым организатором детской литературы, добрым, но требовательным редактором-наставником начинающих детских писателей.
Среди них был и давний автор нашего журнала Сергей Васильевич Погореловский. Маршак отметил его первое стихотворение для детей, помог подготовить к изданию первые книжки, рекомендовал его в писательский союз.
В своих «Рассказах о Маршаке» Сергей Васильевич ничего не придумал. В первом он рассказывает о том, что услышал от Маршака, а во втором написал о своих встречах с писателем.

РАССКАЗЫ О МАРШАКЕ

ГДЕ ЖИВЕТ РАССЕЯННЫЙ?
В большом городе жила маленькая девочка. Ей подарили книжку с картинками. Бабушке пришлось прочитать книжку вслух много раз подряд — так она понравилась внучке.
Это была книжка про человека рассеянного с улицы Бассейной.
— Бабушка, а в каком городе улица Бассейная? — спросила девочка.
— В нашем, внученька, — в Ленинграде. Девочка даже запрыгала от радости.
— Ой, бабушка, тогда пойдем к рассеянному в гости! Мне так хочется на него посмотреть!
— Пойдем, — не очень уверенно сказала старушка. — Но, видишь ли, я не знаю номера его дома и квартиры.
— Не беда, бабушка! — сказала девочка и побежала на улицу. Ей было уже пять лет, и она знала, что надо сделать.
Вот на углу — терем-теремок. Из окошка выглядывает добрая волшебница. Она знает все-все на свете. Подходи, спрашивай, что тебе надо.
Уж она-то знает, где живет рассеянный!
Но волшебница оказалась не доброй, а злой.
— Во-первых, — сказала она скучным голосом, — я не даю справок бесплатно. Во-вторых, не люблю глупых вопросов! Твой рассеянный — выдумка. Его нет.
— Он есть! — убежденно сказала девочка. — И мне очень надо его увидеть. Скажите, пожалуйста, а кто знает, где он живет?
— Кто знает?!.. Ха-ха! А кто сочинил эту небылицу? Маршак? Вот он пусть и дает тебе эту справку!
Окошко захлопнулось.
...Девочка уже умела писать по-печатному. Она сама опустила свое письмо в ящик. На конверте был нарисован человек рассеянный. Рядом — адрес: «Москва. Писателю Маршаку».
Бабушка, сокрушенно качая головой, говорила соседке:
— Жаль ребенка!.. Рано придется ей узнать разочарование! А ведь так хорошо — верить в хорошее! И так тяжело терять эту веру!..
А через неделю почтальон принес пакет. В нем были книжки и письмо.
«Милая девочка, — писал Маршак. — Ты права, конечно. Рассеянный есть! Но где он теперь, я и сам не знаю. Из Ленинграда он переехал в другой город, но забыл прислать мне свой новый адрес. Ведь он такой рассеянный!
А знаешь, почему скучным людям так скучно? Потому, что верят они лишь в то, что могут пощупать руками. Как хорошо, что ты не такая!»
...В разговоре с друзьями Маршак любил вспоминать об этом письме девочки. Он сожалел, что не знает о дальнейшей ее судьбе. «Но я верю, — говорил Маршак, - что она многого добилась в жизни. Ведь еще в детстве она училась не только мечтать, но и бороться за свою мечту!»

ВСЕХНАЯ РАДОСТЬ
Одному молодому поэту захотелось написать стихи для детей. Для взрослых-то он уже выпустил книжку, а вот для ребят не написал еще ни строчки. Хотя очень любил детвору.
И вот сочинил поэт несколько стихотворений. Кто-то посоветовал ему показать их знаменитому детскому писателю Маршаку.
— Голубчик, — сказал, прочитав стихи, Маршак (он любил так называть симпатичных ему людей), — голубчик, что ребятам интересно, о чем надо для них писать, вы понимаете. Но стихи еще не совсем удались вам. Ведь ребята народ особенный. Они любят, чтобы стихи можно было не только прочитать. Им подавай такие, какими можно и поиграть. Вот вы написали про качели, а слова какие-то сонные, ленивые. А ведь можно научить их раскачиваться, как качели, — то взлетать вверх, то падать, как в пропасть. Чтобы, читая, казалось, что сам качаешься между небом и землей... Пожалуйста, голубчик, поработайте над стихами еще.
После этого поэт много раз бывал у Маршака. Он переписывал стихи, исправлял их. Но Маршак говорил, что хотя стихи и становятся лучше, но еще не совсем такие, как надо.
Однажды вечером поэт вернулся от Маршака грустный. «Нет, — думал он, — не суметь мне, видно, порадовать ребят хорошими стихами. Я и не знал, что их так трудно сочинять».
В ту ночь от огорчения он долго не мог заснуть. Часы пробили уже два, а поэт все ворочался с боку на бок.
Наконец он заснул.
Вдруг зазвонил телефон.
«Кто это звонит ночью? — встревожился поэт. — Не случилось ли какой беды?!»
— Голубчик, — услышал он, — я вас разбудил? Не сердитесь, пожалуйста. Но я, после того, как вы ушли, все думал над вашими стихами. И, знаете, кое-что придумал! Где переставил слова, где поставил новые. Вот послушайте, как теперь получилось.
И он прочел по телефону стихи.
— Самуил Яковлевич, дорогой! — воскликнул поэт. — Стихи получились просто замечательные! Но только они теперь ведь не мои, а ваши!
— Послушайте,— сказал Маршак сердито, — вот вы эти слова: «мое», «ваше» — знаете. А какое ребята слово чудесное изобрели — забыли? «Всехное» — вот оно, это слово. Печатайте, голубчик, эти стихи в своей книжке, — они ребят непременно порадуют. И я с ними и с вами порадуюсь, что так хорошо вышло. Талант — ваш, помощь — моя, а радость — всехная!
«Да, — подумал поэт, — вышло и вправду очень даже хорошо. Почаще бы так бывало у людей! И не только со стихами!»


Весёлый звонок

Составил и оформил Л. Каминский

Авторитет
Софья Павловна объявила, что нужно выбрать старосту.
— У кого какие предложения?
Минин тут же заорал:
— Пусть старостой будет Воробеев, у него джинсы «Монтана» и куртка чисто японская!
— Джинсы и куртка — не в счет! — перебила Синицына. — Воробеев их в школе не носит, а дома мало ли кто в чем ходит! Я предлагаю Громову, у нее сережки шикарные!
— При чем тут одежда и сережки? — возразила Софья Павловна. — Я, конечно, не хочу вмешиваться, но советую выбрать такого человека, который пользуется уважением в классе.
— Действительно, одежда ни при чем! — вскочила Самоварова. — Предлагаю Фомину: у нее электронные часы! Покажи им часы, Фомина!
— Подумаешь, часы! У Крутикова — японская счетная машинка, вот такая маленькая! Пусть будет Крутиков!
— Да что вы все про какие-то вещи?!
— Правильно, Софья Павловна, разве счетная машинка — вещь? Она во всех магазинах продается. Вот у Ритки — электронная игра! Компьютер. Вот это вещь! Я за Риту Иванову!
— Ребята, да будьте же серьезнее, — опять вмешалась Софья Павловна. — Староста должен быть для всех примером!
После долгих обсуждений выбрали старостой Пряникова.
— Поздравляю тебя, Пряников, — сказала Софья Павловна. — Надеюсь, ты оправдаешь доверие коллектива?
— Я постараюсь... — ответил Пряников. — Правда, у меня есть тройки по математике, но я постараюсь их исправить. Чтобы кончить четверть без троек. Иначе мне родители мотороллер не купят!
Инна ГАМАЗКОВА

Чем известен двоечник Кукушкин
Есть на свете классики
Лермонтов и Пушкин.
Есть в четвертом классе «А»
Двоечник Кукушкин.
Всем известен Лермонтов,
Всем известен Пушкин.
А кому известен
Двоечник Кукушкин?
А известен двоечник
В школе номер семь,
И известен двоечник,
Как ни странно, тем,
Что не знает двоечник
Николай Кукушкин,
Чем известен Лермонтов,
Чем известен Пушкин!
Михаил БАРТЕНЕВ


Конкурс "И все засмеялись!"

Включился
На уроке литературы мы читали вслух повесть «Капитанская дочка».
— Следующий читает Рыбин, — сказала учительница.
Сережа, конечно, не следил, поэтому стал лихорадочно листать учебник.
— Если ты не будешь слушать, — строго сказала учительница, — то придется тебе остаться после уроков!
— «Слава богу...» — вдруг прочел Рыбин, и все засмеялись!
Оксана Еременко,
7 класс, Бугульма

Любимая телепередача
Юра Данилов отличался тем, что целыми вечерами смотрел телевизор. Поэтому он не успевал делать уроки.
Однажды Мария Петровна вызвала его к доске и спросила:
— На какие вопросы отвечает имя существительное?
Юра немного подумал, потом быстро выпалил:
— Что, где, когда?
И все засмеялись!
Таня Федорченко,
5 класс, Симферополь

Удивительный раствор
Шел урок природоведения, Анастасия Александровна вызвала Мишу и попросила его рассказать о воде и ее свойствах.
— Если насыпать в стакан с водой ложечку соли, — начал Миша, — и размешать ее, то кристаллики сахара начнут растворяться...
И все засмеялись!
Лиля Харисова, 4 класс,
Троицк Московской области

Ответ по существу
На последнем уроке была география. Анна Сергеевна объясняла новую тему, но все время отвлекалась, потому что ребята шумели. Наконец она не выдержала:
— Почему вы все время болтаете, никак не пойму!
— Да мы просто устали! — крикнул кто-то с задней парты.
— А я что, не устала? Я только говорю уже шестой урок!
— А мы, что ли, нет? — возразила Марина Петрова.
И все засмеялись!
Максим Герцовский,
Москва


Уголок веселого архивариуса

История изобретений говорит, что некоторые вещи были изобретены вовсе не для тех целей, для которых они используются сейчас.

Зонтик при своем изобретении (в Китае около тысячи лет назад) никакого отношения к защите от дождя не имел — им защищались от солнца. Но в 1750 году некий англичанин, привезя из Китая зонт, вышел на улицу Лондона в проливной дождь и раскрыл его. Эффект был поразительный. Зонтик от дождя завоевал весь мир.

Отнюдь не для пишущей машинки была изобретена и копировальная бумага (1806 г.). Изобретатель запатентовал ее как средство для снятия копий с писем.
Сейчас миллионы машинисток печатают с помощью «копирки» и никому в голову не придет... писать от руки с ее помощью письмо домой.

Кто бы мог подумать, что предшественник современных прозрачных пленок — целлофан — был изобретен как дорогое упаковочное средство для дорогих подарков (духи, ювелирные изделия). Целлофановый лист разглаживали и старались использовать несколько раз. А теперь — увы! — пластиковые пакеты стали главным мусором планеты.

Рисунки Ю. Беломлинской


Стихи твоих ровесников

ГЛОБУС
На день рожденья в десять лет мне глобус подарили,
И я на нем искала Сахару и Кавказ,
И пальцем я водила по тропикам Бразилии,
И штат нашла в Америке с названием Техас.
И вдруг мне показалось: плыву я в океан
На старой каравелле, как плавал Магеллан.
Сейчас, взглянув на полюс, на льдине окажусь,
И айсберги увижу, медведям улыбнусь.
В Австралии далекой, неведомой земле
Я познакомлюсь с кенгуру, и прыгнет он ко мне.
По Индии проедусь верхом я на слоне.
И вдруг... я снова дома, и солнышко в окне.
И крутится мой глобус, подобие Земли,
А где-то в самом деле в дороге корабли.
Спасибо, милый глобус, за то, что я с тобой
Узнала, как огромен, красив наш шар земной!
Маша Маневич,
Ленинград

ПРО КОТА В КОЛПАКЕ
Целый день напролет дождь идет.
Вот.
Скучно мне, но пришел в колпаке
кот.
Одеяло у нас — пароход.
Вот.
Капитан — это я, а матрос —
кот.
А теперь кресло наш самолет.
Вот.
В нем пилот — это я, пассажир —
кот.
Открываем с котом магазин.
Вот.
Покупатель в нем я, продавец —
кот.
Лена Ухова,
Вятские Поляны.

ЖЕРЕБЕНОК
На травке жеребенок, как ребенок.
Лежит, немножко жмурится спросонок.
А рядом щиплет клевер кобылица,
На жеребеночка немножечко косится.
А рядом серая волчица,
Поспешно спрятав в логове волчонка,
Из-за кустов глядит на жеребенка.
Вика Шурыгина,
Московская область

Рисунок А. Ивашенцовой


АРЧЕБЕК

ЗАЯВКИ УЖЕ ПРИНИМАЮТСЯ!
Главнокомандующий Армией Разведчиков Черно-Белых Клеток (АРЧЕБЕК) непобедимый шахмат-адмирал Ферзьбери объявляет: новый Чемпионат АРЧЕБЕКа начнется в январе. Желающие вступить в сражения за спортивные разряды, за дипломы и призы, за почетное звание чемпиона АРЧЕБЕКа должны послать заявку («Прошу включить меня...»). Приняты будут все!
Чемпионат-87 — это три турнира разведчиков: ШХМ (шахматы), РШ (русские шашки), МШ (международные шашки) и три турнира разведчиц; участвовать можно в одном, в двух или трех сразу, но заявки посылать отдельно. В каждом из турниров будут определены чемпионы, чемпионки и призеры, - достойным присвоят спортивные разряды.
А пока не умеющих играть примут в Отряд резерва, где их подготовят к переходу в разведчики.
Вступайте в АРЧЕБЕК! Включайтесь в Чемпионат-87!

НАГРАДНОЙ ОТДЕЛ АРЧЕБЕКа
В конкурсе «Майский приз» («Костер» № 5) награды получают: за задачу № 1 — Илья Компанец (Норильск), за № 2 — Дима Ефремов (Казань), за № 3 — Сережа Денисов (п. Ихала), за № 4 — Оля Жукова (Кострома), за № 5 — Ира Ланкина (Тула), за решение всех пяти задач — Саша Афанасов (Сыктывкар), Таня Шлыкова (Северодвинск), Саша Варюхин (Северодвинск).
Верные ответы (во всех позициях дается мат в 2 хода, для чего нужно пойти: в № 1 — 1, Фd3!, в № 2 — 1. Кb7!, в № 3 — 1. Cd3!, в № 4 — 1. Фе2!, в № 5 — 1. Kpf8!) прислали также Павел Коцур (Целиноград), Андрей Елкин (Киреевск), Юля Ютанова (Москва), Лена Горюнова (Кольчугино), Володя и Вика Ивановы (Куйбышев), Сережа Мальцев (Щелково) и многие другие арчебековцы.
Всем участникам этого конкурса шахмат-адмирал Ферзьбери выносит благодарность!

ИЗ КЛАДОВОЙ ТЕОРИИ
Из двух твоих слонов на доске остался один... На каких полях тебе лучше держать свои пешки — на тех, по каким ходит твой слон, или на полях другого цвета? Теория отвечает: на полях другого цвета. Вот пример.
Белые (Кашляев): Kpg4, Се3, пп. а3, b4, d4, f4, h4; черные (Загорянский): Kpg7, Cd6, пп. а4, b5, d5, g6, h7.
Силы равны. Но у белых пешки мешают ходить своему слону, а у черных они не стесняют движения их слона: так как стоят на полях другого цвета. Игра шла так:
1. f5 h5+! 2. Kpg5 Се7+ 3. Kpf4 Kpf6! 4, fg Cd6+ 5. Kpf3 Kp:g6.
Теперь черные могут угрожать — а) нападением на пешку h4, б) жертвой слона на b4, в) вторжением короля на е4. Из-за неудачного размещения своих пешек белые не в силах отразить все угрозы. Было — 6. Cf4 (не поможет и 6. Cg5) Се7! 7. Cg3 Cf6 8. Cf2 Kpf5. Белые сдались.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАБИНА
Заходите! Шахматистов здесь ждут две интересные задачи Николая Зиновьева (Усть-Каменогорск):
А. Белые: Kph1, Фc6, Cd5; черные: Крb8, Са6, Kg5. Мат в 3 хода.
Б. Белые: Kpd2, Лg4, Се2, пп. h6, h7; черные: Kpf2, п. b2. Мат в 4 хода.
Шашистам предлагаются два этюда Д. Калинского:
В. Белые: Д. а7, h2; черные: пр. а3, а5, f4, g3. Выигрыш.
Г. Белые: Д. c1, пр. b6; черные: пр. b8, с3, d6. Выигрыш.
Кто решит?

УГОЛОК ЗАЯДЛЫХ СПОРЩИКОВ
— Товарищ шахмат-адмирал, правда ли, что есть какие-то задачи на «кооперативный мат»? — спросил Коля Зуев.
— Да, есть. Это особые задачи, где черные не сопротивляются белым, а помогают им дать мат черному королю. Обе стороны действуют сообща, кооперативно — отсюда и название «кооперативный мат». Вот задача (см. диаграмму) Юрия Селявкина из Воронежа. Кооперативный мат в 6 ходов: 1. е3 (в таких задачах всегда начинают черные) Kpb1 2. е2. Крс2 3. e1C! Kpd3 4. Сb4 Крс4 5. Са3 b4+ 6. Кра4 b3Х. А теперь сами определите, можно или нет дать кооперативный мат в три хода в задаче Виктора Перетятько (Кемерово) — белые: Kpa1, Ка3, Ка4; черные: Kpd1, Са5, п. а2.
Спорщики зашумели... «Можно!» — кричали одни, «Ни за что!» — возражали другие. Но убедительных доказательств никто не приводил. Кто же из вас, доблестные разведчики, сумеет сказать решающее слово в этом споре?

БЮРО САМОПРОВЕРКИ
Задачи в «Костре» № 8 решаются так.
Чемпионат. ШХМ. А. 1. Фс3! Крс8 2. Фс5!, или 1... Kpd6 (е6) 2. с8Ф. Б. 1.f7 Kpg7 2. h8Ф + ! Kp:h8 3. Kpf6 Kph7 4. f8Л!, или 1... Kp:h7 2. Kpf6 Kph6 3. f8Ф + Kph5 4. Фb4. В. 1. Ce1! Cg1 2. Cg3+ Kph1 3. Лd1! h2 4. Ce1, или 1... Cf4 2. Cf2! Cb8 3. Cg1+ Kph1 4. Ca7+. Г. Выигрыш: 1. Kpg2 a5 (или Kp:f5 2. Kpf3 Kpg5 3. g4) 2. Kpf3 a4 3. h6! Kp:h6 4. Kpg4 a3 5. Kph4. Д. 1. d7! Kb6+ 2. Kpb4! K:d7 3. Cc8! Ce6 4. Ca6+ и 5. Cc4 — с разменом слонов и ничьей (двумя конями мат не дается). Е. 1. b8Ф + ! Кр:b8 2. Лh.8+ Кра7 3. Лh7+ Кра6 4. Лh6+ Крb5 5. Лh5+ Крb4 6. Ла5! — ничья.
РШ. А. 1... ed2? 2. b2! 3. сЗ 4. cd8X. Б. 1... b2? 2. b4! 3. b6!Х. В. Лучше 1... b4, так как, если 1... d4?, то 2. g3! 3. f2! 4. f8X. Г. 1. с3! 2. d4! 3. е5! 4. f6X. Д. 1. bс3! а3 2. ed4! 3. bЬ4Х. Е. 1. е5! 2. g5! 3. h2X.
МШ. А. 1. 45! 39 2. 50! 39—43 3. 28Х. Б. 1. 3! 2. 14! 3. 41!Х. В. 1. 21! 2. 33Х. Г. 1. 43! 50 2. 45!Х. Д. 1. 41! 38 2. 37 43 3. 16Х. Е. 1. 27—21! 50 ( ...27; 32!Х) 2. 22Х.
Резерву. 1. Кре6!


СОВЕТЫ МАШИ ИСКУСНИЦЫ

Маша спросила у мамы и бабушки, какие самоделки они больше всего любили делать в детстве?
Мама сказала, что ее любимой самоделкой была ШКАТУЛКА. Сделана она из открыток. Размеры на выкройке даны с учетом размера открытки, хотя донышко и крышку придется вырезать из картона или плотной бумаги, не уместятся они на открытке. Все детали шкатулки обшей петельным швом (см. «Костер» № 3), сшей той же ниткой по краю. Обрати внимание на последовательность сборки.
Эта шкатулка сложная, но можно сделать простую, плоскую, без выпуклых наружных стенок. У выпуклой шкатулки очень красивая форма. Один недостаток — из открыток ее не сделаешь вместительной. Оригинальная шкатулка для швейных принадлежностей получится, если все размеры выкройки увеличить, а в качестве материала взять тонкий картон, на который наклеен веселый ситец или другой подходящий материал (рецепт клейстера для наклейки ткани на бумагу см. в «Костре» № 3).
Бабушка сказала, что в детстве любила мастерить ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ. Для игрушек нужен жесткий золотой елочный дождь.
Сложи елочный дождик в несколько раз и туго перетяни по середине ниткой, а концы разрежь. Придерживая пальцем серединку, расправь нити по кругу, в виде солнышка. Теперь можно сделать ЗВЕЗДУ и МЕДАЛЬОН. Лучи звезды проще всего вырезать по трафарету из плотной бумаги, пришпилив его к серединке «солнышка». К центру звезды приклеены бумажные кружки, вырезанные из открытки или рисованные. В центре медальона — композиция из природного материала.
На ШИШКУ надевается то же солнышко, но сложенное шалашиком, и шапочка из бумаги. Для шапочки сложи бумажный круг четыре раза и вырежь, как показано на рисунке. Расправив его, примерь на шишку и тоже сложи колпачком, подогнув внутрь один или два сектора круга. Петельку (из проволоки, нитки от разбитой стеклянной игрушки) лучше закрепить на самой шишке до начала работы, пропустив ее через дождь и бумажную шапочку. Щеточку дождя подравняй ножницами, а шишку позолоти или покрась гуашью.
Для АРЛЕКИНА нужна головка от старой куклы. Туловище арлекина сшито в виде мешочка, набито ватой, обшито фестонами из ярких лоскутков и перетянуто в талии шнурком. Головка пришита к туловищу. Вместо рук и ног — хлопушки. Колпачок и барабан склеены из бумаги. Для воротника и бахромы хлопушек можно использовать ткань, папиросную и другую бумагу, кружева или золотой дождь.
Все эти самоделки могут послужить хорошим новогодним подарком. А самый простой подарок — ХЛОПУШКА. Можно сделать хлопушку большой и использовать, как коробку для подарка.
Позаботься о подарках для своих близких заранее. Приятно получать подарки, правда? А ведь дарить их не менее приятно!
Рисунки Т. Петуховой


ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

Итак, в прошлом номере завершился конкурс любителей головоломок Клуба «За семью печатями». Все участники теперь с нетерпением ждут декабрьский номер, где жюри объявит победителей и самых активных участников 1987 года.
А пока — разминка перед новыми стартами в Конкурсе-88.

ПОИСК ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Перед вами пять различных предметов. Но между ними тем не менее есть связь. И только один предмет выпадает из общего ряда.
Какой?

Конкурс кроссвордов
Жюри Клуба «За семью печатями» напоминает всем любителям головоломок, что они могут попробовать свои силы не только в решении, но и в составлении кроссвордов. Главное, чтобы они были ваши, а не списаны из других журналов. Лучшие будут опубликованы, как, например, этот оригинальный кроссворд Светы Сожуленко из села Ишунь Крымской области.
Все слова в этом кроссворде надо писать так, как указывает стрелка в центре.
1. Наша Родина. 2. Телеграфное агентство. 3. Стадия, период. 4. Часть света. 5. Объединение. 6. Пищевой продукт. 7. Пространство, район. 8. Место ремонта тепловозов и вагонов. 9. Правительственное распоряжение. 10. Государство в Азии. 11. Место стоянки кораблей. 12. Письменная принадлежность. 13. Мельчайшая частица элемента. 14. Газ. 15. Столица союзной республики. 16. Техническая культура. 17. Газ. 18. Группа повозок. 19. Эмблема. 20. Большое водное пространство. 21. Приток Западной Двины. 22. Флаг, знамя. 23. Международный договор. 24. Атмосферные осадки. 25. Художник панорамы «Оборона Севастополя». 26. Этаж в театре. 27. Отдельный снимок. 28. Мощь.

Оформление А. Януса

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ № 10

Путешествие профессора Синицына
Корабль, на котором плыл профессор Синицын, дважды пересек линию «перемены дат».
Конкурс кроссвордов
По вертикали: 1. Ханко. 2. Инн. 3. Инд. 4. Волга. 6. Нигер. 9. Белая. 11. Ока. 12. Эри.
По горизонтали: 2. Инари. 4. Ван. 5. Дон. 7. Эльба. 8. Конго. 10. Асо. 12. Эйр. 13. Асахи.


Главный редактор С. В. САХАРНОВ
Редакционная коллегия:
Л. А. БОГАЧУК, В. М. ВЕРХОВСКИЙ, Ю. Н. ЗАРУДНЕВ (зам. главного редактора), О. П. ОРЛОВ, Р. П. ПОГОДИН, Е. В. СЕРОВА, Н. И. СЛАДКОВ, А. Я. ТОЛСТИКОВ (отв. секретарь), Г. П. ЧЕРНЫЙ, Г. М. ЧЕРНЯКОВА
Художник-редактор А. Н. АЗЕМША
Технический редактор В. И. МЕЦАТУНОВА
Корректор Д. Г. ЛАЗДАН
Адрес редакции: 193024, Ленинград, ул. Мытнинская, 1/20, телефон: 274-15-72
М-43014. Сдано в набор 06.07.87. Подписано к печати 11.09.87. Формат 60X90 1/8. Печ. л. 6. Усл. печ. л. 6. Уч.-изд: л. 8,2. Печать офсетная. Тираж 1 155 000 экз.
(2-й завод 605001 — 1 155 000 экз.). Заказ 3033. Цена 30 к.
Текстовые диапозитивы, диапозитивы иллюстраций изготовлены на Ленинградской фабрике офсетной печати № 1 Госкомиздата СССР. Отпечатано на полиграфкомбинате ЦК ЛКСМ Украины «Молодь» ордена Трудового Красного Знамени издательско-полиграфического объединения ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».
Зак. 7-403. Адрес полиграфкомбината: 252119, Киев-119, Пархоменко, 38—44.

30 к. Индекс 70445


ВИКТОРИНА С РИСУНКАМИ

1. Как звали погибшего в бою с римскими легионерами вождя восставших рабов?
2. Под чьим предводительством восставшие казаки взяли в 1670 году город Астрахань?
3. Кроме «Авроры» сигналы к штурму Зимнего дворца подавала и Петропавловская крепость. Что это были за сигналы?
4. В повести А. С. Пушкина описан штурм уральской крепостцы. Кто руководил взятием крепости?
5. В каком году на улицах Парижа сражались эти коммунары?

<- предыдущая страница


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz