каморка папыВлада
журнал Костёр 1985-09 текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.04.2024, 23:23

скачать журнал

<- предыдущая страница

ЧТО ЧИТАТЬ? КАК ЧИТАТЬ? 

У меня уже восемьдесят своих книг. Собирать мне дальше библиотеку? Какие книги обязательно надо прочитать? Некоторые делают пометки на полях, когда читают, некоторые записывают содержание (особенно девочки). Это хорошо или плохо?
Миша Волков,
12 лет,
Усть-Каменогорск

Ответить на это письмо мы попросили доктора филологических наук, профессора Виктора Андронниковича МАНУЙЛОВА
Дорогой друг! Юный читатель! В твоих руках книга. Ты еще не знаешь, понравится ли она тебе, будешь ли ты ее читать. Но подумал ли ты, что книга вообще неразрывно связана с историей человечества? Что она подобна машине времени — переносит нас в далекие века, помогает преодолеть пространство, с помощью переводчиков сближает народы. Книги можно назвать памятью человечества, сокровищницей наук и искусств...
Итак — твои вопросы. Собирать библиотеки и можно и нужно. Почти у каждого моего знакомого есть своя домашняя библиотека, большая или маленькая. Но, начав собирать книги, надо помнить, что библиотека — это снежный ком, она растет неудержимо, меня, например, она уже вытесняет из квартиры. Значит, нужен отбор. Собирать надо или книжки любимые, или нужные. Во всех случаях своя библиотека — это не коллекция книг, а собрание твоих собеседников, желанных и нужных.
Два слова о том, как относились к книгам некоторые деятели русской культуры. Пушкин читал очень много, сам собирал книги. Читал на французском, знал похуже английский и немецкий, мог понимать по-польски (беседовал с Мицкевичем, кое-что перевел). Имел большую библиотеку. То же можно сказать про Льва Николаевича Толстого — он всю жизнь читал и собирал книги. Между прочим, делал из них выписки, особенно любил афоризмы, собрал и издал под названием «Круг чтения» три тома этих мудрых изречений.
Большая библиотека была у Александра Блока. Он тоже читал и на немецком и на французском. В библиотеке кроме прозы и поэзии у него было много книг по истории и философии. А вот с Александром Грином, автором «Алых парусов», судьба обошлась в этом отношении неласково. Блок за всю жизнь сменил всего два-три места, а Грин был скитальцем, книги знал и любил, но когда попадаешь в маленькую беленую хатку в Старом Крыму, где прошли его последние годы, то видишь: «Да, тут не до библиотеки...»
Громадное собрание книг было у моего учителя, ученого-пушкиниста Щеголева. Ценнейшее! Увы, после его смерти оно пошло по рукам, было распродано наследниками. Это преступление! Я был беден, но, собрав у знакомых деньги, купил полный комплект «Русской старины» и «Русского архива» — всего около 14 тысяч журналов. Когда в 70-х годах открывался Лермонтовский заповедник в Тарханах, я преподнес их в дар заповеднику. Маленькая частичка щеголевского собрания теперь бережно хранится. Вот цена даже части настоящей библиотеки!
Многие читают «запоем», без передышки, пока не дочитают до конца. Вряд ли такое чтение полезно. Стоит ли перечитывать книги? Конечно. Один из моих учителей, когда я пришел к нему, дочитывал «Войну и мир». Я спросил его, в который раз он читает эпопею. «В девятнадцатый раз,— отвечал профессор.— И только сейчас я понял, что очень многого раньше не замечал, не понимал, не ценил».
Сложнее вопрос о пометках на полях, как мы говорим — маргиналиях. Их можно делать, конечно, только на своих книгах или с разрешения владельца. На библиотечных книгах даже библиотекарь не может разрешить читателю что-то писать на полях страниц. Нужно ли говорить о том, что книгу следует уважать и беречь. Книги долговечнее людей (если с ними обращаются заботливо!).
Какие книги нельзя не прочитать?
Список может быть сколь угодно велик, я могу перечислить только то, что приходит сразу на ум, ничтожную долю из книжных сокровищ, накопленных человечеством. А. С. Пушкин — его надо прочитать всего... Это же относится к нашей гордости — М. Ю. Лермонтову и Н. В. Гоголю... Дальше пойдут отдельные названия: «Хаджи Мурат» Л. Н. Толстого, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Дон Кихот» Сервантеса, лучшие книги Жюля Верна и Герберта Уэллса, «Сказки тысячи и одной ночи» в детгизовском издании. На всю жизнь запомнилась мне прочитанная в детстве «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу. Конечно, книги о природе: Э. Сетон-Томпсон, В. Бианки... Нет, такие рекомендации, пожалуй, занятие безнадежное — всего не перечислишь. Как завидую я вам, вы читаете все впервые!


АРЧЕБЕК

ЧЕМПИОНАТ: 2-й ТУР ФИНАЛА
Сегодняшние боевые задания, доблестные разведчики, не легкие. Вы к штурму готовы? Тогда приступайте!
ШАХМАТЫ.
A. Белые: Kph5, Фа1, п. е7; черные: Kph7, Лg7, Kh8, п.g5.
Б. Белые: Кра7, Фg4, Лh6, п.Ь4; черные: КрЬ5.
B. Белые: Kpdl, ЛЬ5, ЛЬ8, Се4, п. а4, с5; черные: Кра6, Cd5, пп. а5, а7, d2.
Г. Белые: Кре5, Cf4, пп. аЗ, е6; черные: Кра7, Ла1.
Д. Белые: Kpf4, пп. е5, е6; черные: Kpf8, п.f7.
Е. Белые: Kph7, ЛЬ6, Ка6; черные: Кра8, пп. а2, g3, h4.
Цель разведки: определить, во сколько ходов дается мат в А, Б, В, и какой исход игры ожидает белых в Г, Д, Е.
РУССКИЕ ШАШКИ.
A. Белые: аЗ, сЗ, el, g5, h4; черные: а5, с5, d2, е5, h8.
Б. Белые: аЗ, cl, с5, el, еЗ, е5; черные: сЗ, с7, е7, f6, g5, g7.
B. Белые: Д. а7, d8, пр. el; черные: Д. g3, пр. е5.
Г. Белые: d2, d4, е5, f6, gl, g7; черные: Ь2, Ь4, Ьб, d8, h4, h8.
Д. Белые: al, а5, Ь4, Ь6, с 1, d2, el, еЗ, f2; черные: сЗ, е5, е7, f4, f6, g5, g7, h2, h4.
E. Белые: Д.Ь8, f8, пр. a5; черные: пр. сЗ, f2.
Цель разведки: установить, смогут ли белые одержать победу в А, Б (В. Линевич), В, Г (М. Цветов), Д (А. Бакумец), Е.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ШАШКИ.
A. Белые: 37, 38, 39, 40; черные: 29, 30.
Б. Белые: 26, 37, 47; черные: 1, 16,27.
B. Белые: 15, 24, 41, 42, 47, 48, 50; черные: 8, 14, 18, 28, 33, 36, 39.
Г. Белые: пр. 23, 49; черные: Д. 39, пр. 37.
Д. Белые: 27, 28, 32, 33, 34, 37, 38, 48, 49; черные: 12, 13, 16, 17, 19, 21, 23, 24, 26.
Е. Белые: 26, 27, 33, 36, 50; черные: 11, 16, 17, 23, 40.
Цель разведки: выявить результат, ожидающий белых в А, Б, В, Г, Д, Е, — выигрыш? ничья? проигрыш?
ЗАДАНИЕ РЕЗЕРВУ
Расставь фигуры так — белые: Kpf6, ФhЗ; черные: Kph5, пп. f7, h4. Разумеется, победа белым обеспечена. Черные, чтобы не терять зря времени, могли бы сдаться, но они упрямо продолжают игру. В этой обстановке тебе поручается принять на себя командование белыми фигурами и быстрейшим образом объявить черному королю мат.
ИЗ КЛАДОВОЙ ТЕОРИИ
В «Костре» № 8 было рассмотрено важное ладейное окончание, где на пути проходной пешки стоял король противника. А сейчас — случай, когда перед пешкой свой король (см. диаграмму).
Как совершить решающий ход пешкой на 8-ю линию? Сначала отогнать черного короля — это ясно: Лgl + Kph7. А дальше? Если белый король сразу устремится «на свободу», то черная ладья примется шаховать его (2. Kpf7 Лf2+ 3. Кре6 Ле2+ и т. д.) Поэтому выход короля из-под пешки нужно подготовить — такой подготовительный маневр называется «постройка моста»:
2Jlg4! Jldl 3.Kpf7! — теперь пора, так как шахи черной ладьи парируются. 3... Лf1+ 4.Кре6 Ле1+ 5.Kpf6 (с угрозой пойти 6.Лg5 и 7.Ле5) 5... Jlf 1 -+- б.Кре6 Ле1+ 7.Ле4! — маневр завершен. Выигрыш достигнут!
КОНКУРС «ПЕРВЫЙ ШАГ»
Этот конкурс шашечный, но он для тех, кто... в шашки не играет (впрочем, участвовать могут все). Задания в нем очень легкие. Попробуйте — справитесь вы с ними? А шестерых участников будут ждать призы!
№ 1. Белые: ДЛ6, пр.Ь2, е7, g5; черные: пр. Ь4, Ь6, f2, h4.
№ 2. Белые: Ь6, f4, f6, h4. h6; черные: a5, c7, d2, d8, f2, f8.
№ 3. Белые: al, аЗ, c7, d6, e5, h6; черные: Ь8, d2, f2, f8, h2, h8.
№ 4. Белые: a7, Ь4, b6, d6; черные: Ь2, Ь8, d2, d8, f2, h2.
№ 5. Белые: cl, el, gl; черные: аЗ, сЗ, d4.
В № 1 черной простой f2 остался один ход до дамок; сделай она этот ход — белым выигрыша не видать. В № 2 есть две такие простые, в № 3 — три, в № 4 — четыре. Однако везде белые могут победить, сыграв так, что ни одна из черных простых в дамки не попадет! Как же это сделать? В № 5 тоже надо найти за белых выигрыш.
О призах. Один будет разыгран среди решивших № 1, второй — за № 2 и т. д. Поэтому каждое решение нужно писать и посылать на отдельной открытке. А шестой приз будет разыгран среди тех, кто кроме отдельных открыток пошлет еще и все пять решений в одном письме.
На открытках и на письме помечать: «Первый шаг». Отправить их до 1 января. Призеры будут названы в «Костре» № 3.
БЮРО САМОПРОВЕРКИ
Задачи в «Костре» № 6 решаются так.
Чемпионат. ШХМ. А. Выигрыш — 1. h7! ЛЫ 2. а7 Ла1 3. Лd 1! Б. Ничья - 1.с4! С:с4 2. Kd5! C:d5 3. g8Ф + C:g8.4 f7.
РШ. A. 1. e9! 2 g7! 3. g3! 4. c3X! Б. 1. b2! 2. gf6 3. h6 4. d4X.
МШ. A. 1. 3f! 2. 29X. Б. 1. 37—32! 2. 29 3. 1 4.23!X.
Резерву. 1.Фg7!
Стол находок. 4.Фа6+!
Уголок спорщиков. Мат в 3 хода дается — 1.Фа6! Kpd4 2.Фс4+; 1... Kpf3 2.Фе2+; 1...с5 2. Фе2+; 1...Kf2 2.Фе2+.
ПРИКАЗ № 9
Я, главнокомандующий АРЧЕБЕКом, приказываю:
§ 1. Всем арчебековцам отослать рапорты в любой (на выбор) из сроков: а) до 1 декабря, б) в течение двух недель со дня получения журнала по подписке.
Шахмат-адмирал Ферзьбери


НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ В КОСМОСЕ

Продолжение. Начало см. в «Костре», № 7.

— Наша летающая тарелка приближается к планете Вега! — сообщила машина, знающая языки.— Планета покрыта джунглями, где обитают животные.
— А люди на Веге живут? — спросила Даниэла.
— Жители Веги похожи на землян, но выше ростом и мощнее телосложением,— отвечала машина. Марсианин включил микрофоны, улавливающие звуки планеты, и все услышали рычание и рев.
— Это, должно быть, свирепые животные,— сказал профессор Карлоне.
— А это что за странные звуки? — спросил Беньямино. Все прислушались.
— Похоже, плачет ребенок,— сказал Пьетро.
— Если на Веге есть люди, отчего же не быть ребенку,— глубокомысленно заключил Карлоне. Он направил вниз свой мощный бинокль и сразу заметил мужчину и женщину, которые продирались сквозь чащу и что-то испуганно кричали. И снова раздался детский плач. «Будем снижаться», — передала мысли марсианина машина, знающая все языки.
— Да, да,— подхватили путешественники.— Мы не оставим ребенка в беде!
Летающая тарелка опустилась. Но разумные обитатели Веги держались на расстоянии и не подходили близко. Это были очень рослые люди, волосатые и мускулистые.
— Смотрите! — воскликнул Беньямино.— Вон тот мужчина взял острый камень и что-то рисует на скале!
— Перед нами существа, которые общаются с помощью идеограмм,— сказал Карлоне.
— А что это такое? — спросил Пьетро.
— Это графическое изображение мысли, передача ее с помощью знаков.
— Ой! Он нарисовал чудовище,— крикнула Даниэла.— А в пасти у него ребенок...
- Все ясно,— заключил профессор.— Их ребенка утащило чудовище!
Мужчина же продолжал рисовать, и на его рисунке путешественники узнали себя... Они помогали спасать ребенка. Они сражались с чудовищем... Нас просят о помощи...— догадался Карлоне.— Вперед, друзья!
Путь сквозь джунгли был нелегким. Обитатели Веги прорубали тропу каменными топорами. Еще несколько шагов, и все увидели отвратительное громадное существо.
— Какое оно огромное! — воскликнула Даниэла.
— Настоящий динозавр! — сказал, попятившись, Пьетро.
— Туловище покрыто пластинами, как панцирь рыцаря...— добавил Беньямино.
Тут все увидели и ребенка. Он лежал у входа в пещеру. Обитатели Веги метали стрелы и каменные топоры, но это оружие не причиняло чудовищу вреда. Тогда вперед выступил марсианин. Он протянул свою ручку-щупальце, в нем сверкнуло что-то маленькое, металлическое, мелькнул быстрый луч, и динозавр рухнул на бок... Ребенок был тотчас подхвачен родителями. К сожалению, от луча марсианина вспыхнул лес и это была новая опасность...
— Отец ребенка опять что-то рисует,— крикнул Беньямино.— Он рисует реку и нас всех, бегущих к ней. Бежим!
Все мчались очень быстро, но огонь догонял. Вот и река. Даниэла не умела плавать, и Карлоне посадил ее на плечи. Спаслись все. А вскоре путешественники были возле своей летающей тарелки. Жители Веги, казалось, благодарили взглядами спасителей. Еще минута — и летающая тарелка полетела дальше, в темные и таинственные бездны космоса...
Пересказ с итальянского
по книге Сильвио Джильи
И. КОНСТАНТИНОВОЙ
Рисунки Г. Ясинского


"Осел, Козёл, да косолапый Мишка..."
Е. ПЕРЕХВАЛЬСКАЯ

В Ленинграде в Летнем саду стоит памятник — сидит человек с грустным умным лицом, смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него — лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные... Ну конечно, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен! Полноте, да разве об ослах, львах и обезьянах писал великий баснописец? Конечно, а как же иначе? Вот слева — звери с инструментами, так и возникают в голове знакомые строки:
«Проказница-мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет...»
О ком же здесь написано, как не о животных? Только вот современники Крылова ответили бы иначе — они-то быстро раскусили, что Медведь в этой басне — это не лесной любитель малины, а на самом деле... граф Аракчеев, Мартышка — граф Мордвинов, Козел — князь Лопухин, а Осел — граф Завадовский. Догадаться было совсем не трудно: незадолго до написания басни (в 1811 году) по решению царя Александра 1 был создан Государственный Совет, состоявший из четырех департаментов — тот самый басенный Квартет. Создать-то его создали, но тут же пошли долгие нескончаемые споры, как рассадить вельмож по департаментам, пересаживали и так и эдак.
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь»,—
говорит им Соловей.
«Не годитесь вы, господа, в управление государством, как вас не пересаживай»,— вот что хочет сказать титулованным особам баснописец.
Да как же разрешили печатать такую крамолу! И в других баснях — то же самое. Все ведь понимают, что речь идет не о каких-то там ослах, а о вполне конкретных; и уж если упоминается Лев или Орел, так это, надо думать, сам царь.
Но жаловаться боязно. Куда пойдешь говорить, что это надо мной баснописец насмехается, что я себя узнал в образе Осла, что Осел — это я сам. Приходилось терпеть.
Не сразу Иван Андреевич нашел такой выход — говорить правду «вполоткрыта», иносказательно. В молодости, еще в правление Екатерины II, он пытался писать и прямо — начинал издавать несколько сатирических журналов («Зритель», «Почта духов» и другие), только просуществовали эти журналы недолго. Императрица закрывала их, а за Крыловым было установлено наблюдение полиции. Где уж тут открыто критиковать крепостничество, глупость вельмож, взяточничество чиновников — такое время, когда Радищева сослали в Сибирь на каторгу...
Другого выхода не было, пришлось писать «эзоповским» языком. Что же это за язык такой? Давно, две с половиной тысячи лет назад жил в Древней Греции человек по имени Эзоп, но память о нем жива и по сей день. Он был рабом, фригийцем по происхождению. Считается, что он первым начал писать басни — открыл язык иносказания, когда поэт выражает свои мысли не прямо, а намеком. «Эзоповским» языком Крылов владел мастерски. Вот строки из письма, которое он еще в молодости написал обидевшему его директору театра Соймонову. Внешне все очень вежливо, даже почтительно: «Видя глупое, Ваше превосходительство, можно ли не удивляться?», «И последний подлец, каков только может быть, Ваше превосходительство, огорчился бы...» Стоит убрать запятые, и почтительное послание превращается в оскорбление. Но запятые на месте.
И вот басни. Промытарствовав немало, дважды удаляясь из Петербурга в практически добровольную ссылку за свои крамольные произведения, Иван Андреевич нашел, наконец, способ говорить правду. Кому надо, тот поймет — «ларчик» ведь открывается просто. Каждая крыловская басня, если только присмотреться к ней повнимательнее, это отражение какого-то события, иногда малого, личного, иногда — большого, всенародного.
Война 1812 года... Иван Андреевич тоже сражается своим басенным оружием — как всегда остро, хитро и смело. И не только с внешним врагом, но и с теми, кто мешал борьбе с ним. Тут и многоречивый царь, пытавшийся «уговорить» Наполеона (басня «Кот и Повар»), и бездарные генералы, которые с началом войны немедленно начинают грызню из-за высоких постов и разных «теплых» местечек — этих Крылов сравнивает с торгашами, поссорившимися из-за прибыли во время пожара (басня «Раздел»).
Но вот во главе русского войска встает Михаил Илларионович Кутузов: он действует осмотрительно, осторожно; Крылов прекрасно понимает его тактику. Но многие, в том числе и царь, считали «неспособного» полководца слишком медлительным, осыпали незаслуженными упреками. И вот Иван Андреевич пишет басню «Обоз», где вкладывает в уста молодого коня такие слова:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите, лепится как рак!»...
А сам при этом:
«...бух в канаву.
Прощай хозяйские горшки!»...
Знаменитую басню «Волк на псарне» баснописец лично принес жене Кутузова. Это был его подарок великому полководцу. Рассказывают, что, читая вслух боевым офицерам слова Ловчего: «Ты сер, а я, приятель, сед», Кутузов снял фуражку, показав свои седины.
А бездарный граф Чичагов «увековечен» Крыловым в басне «Щука и кот». Незадачливый главнокомандующий Дунайской армией вознамерился захватить в плен Наполеона, а в результате его военных маневров французы у него самого отбили большую часть полковых обозов.
Эти строки — одни из тех немногих, в которых Иван Андреевич показывал свое истинное лицо, оставляя обычную маскировку.
Маскировался Крылов не только в литературном творчестве, но и в жизни. Он сам распространял про себя анекдоты, рассказывая про то, какой он ленивый человек, как его ничего на свете не заботит... А на деле он был великим тружеником. Дошедшие до нас черновики его басен показывают, сколько раз он переделывал и поправлял каждое слово, каждую фразу. И это помимо работы в Публичной библиотеке, где в течение 29 лет Крылов по средам, четвергам и пятницам выдавал книги читателям, а в понедельник, вторник и субботу писал карточки, составлял каталоги. Он пришел в русский фонд, состоявший из нескольких... пустых шкафов, а оставил за собой настоящую большую библиотеку.
Вот еще один пример «лени» Ивана Андреевича: поспорив однажды со знаменитым переводчиком Илиады Гнедичем, Крылов за два года овладел труднейшим греческим языком, да как овладел! — исправил несколько мест в переводе, которые оказались не совсем точными.
«Когда же вы успели?» — в очередной раз спрашивали Крылова потрясенные и удивленные друзья.
«Человек я ленивый,— беззаботно отвечал баснописец.— А подлинный лентяй должен поторапливаться: сделал и прохлаждайся».
Всю жизнь Иван Андреевич пользовался «эзоповским» языком, но не боялся, что народ не поймет его: он говорил языком народа, который сам выражает истину пословицей, поговоркой, намеком.
Он был не просто добрым «дедушкой», Иван Андреевич Крылов был борцом и тружеником.
В комендантском Управлении Петропавловской крепости сохранилась опись того, что взял с собой в ссылку один из декабристов. Это: оловянная тарелка, деревянная ложка, суровые нитки, гребень, сочинения Пушкина и Крылова...
И теперь, подходя в Летнем саду к памятнику великому баснописцу, давайте посмотрим повнимательнее, и увидим не мартышку и осла, медведя и лису, а то зло, с которым он неутомимо боролся, и поймем, почему так грустно, даже печально смотрят на нас глаза дедушки Крылова.


СОВЕТЫ МАШИ ИСКУСНИЦЫ

Когда ты убираешь, помогаешь маме на кухне, нужен фартук. Сшей его сама. И сделай его красивым. Самый простой путь — использовать летнее платье или сарафанчик, из которых ты выросла, украсив фартук аппликацией, кружевом, лентами, тесьмой. Можно сшить фартук из остатков ткани, они всегда есть в доме. Выкройку фартука я не даю — она настолько проста, что ты можешь ее без труда сделать (попробуй на бумаге!), посмотрев на рисунки.

Дина и Сережа Латышевы из г. Макарова спрашивают, как готовят ГОГОЛЬ-МОГОЛЬ.
Готовят этот питательный и вкусный напиток по-разному.
1. Взбей 1 яичный желток, добавь 1 ст. ложку сахара, чуть соли, 2/3 стакана молока. Все перемешай и соедини со взбитым яичным белком.
2. Взбивай 2 желтка, пока не получишь густую массу лимонного цвета, добавь чуть соли, 3 ст. ложки сахара, 1/2 стакана вишневого сока. Размешай и влей 2 стакана холодного молока и 1/2 стакана холодной воды. Эту смесь перемешай со взбитыми до крутой пены яичными белками.

Люся Кочина из Череповца спрашивает, как сварить ВАРЕНЬЕ ИЗ КРАСНОЙ РЯБИНЫ.
Очисти ягоды от веточек, помой и залей кипятком на 5—10 мин, чтобы уменьшить горечь. Слив воду, опусти в сироп на 12 часов (на 1 кг рябины — 1 кг сахарного песка, 2—2,5 стакана воды). Вари на ровном огне около часа. Варенье перекладывай в банку остывшим.

А вот еще один интересный старинный рецепт. СМОКВА (СУХОЕ ВАРЕНЬЕ). Свари рябиновое варенье. Через 2—3 недели слей сироп и откинь ягоды на дуршлаг. Подставь под дуршлаг чашку с кипятком, а когда вода остынет, дай ягодам обсохнуть. Поставь ягоды в негорячую духовку, чтобы они не высохли, а окрепли. Сложи в банку, пересыпая сахаром.


Уголок веселого архивариуса

Рисунки А. Януса

В 1693 году французские географы впервые определили точные границы своей страны.
— Никакие военные поражения не принесли нам столько потерь! — в отчаянии воскликнул король Людовик XIV.
Размеры Франции оказались намного меньше, чем считалось ранее!

Крысы — одна из проблем, которую до сих пор так и не смогло решить человечество. Когда число крыс в Париже сравнялось с числом жителей, ученый Морис Кейн воскликнул:
— Печально, но каждый из нас кормит свою крысу!

В Чикаго был построен небоскреб, который из-за ошибки в расчетах был подвержен сильному дрожанию. От этого из него все время вылетали и падали вниз стекла и куски штукатурки. Как сделать небоскреб безопасным для прохожих? Объявили конкурс и выбрали самый дешевый проект: вокруг дома посадили сторожей с биноклями. Заметив летящий предмет, сторожа криком предупреждали идущих по тротуару.


ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

Оформление А. Януса

Итак, в прошлом номере завершился конкурс-85 нашего Клуба. Всем участникам теперь остается ждать двенадцатый номер журнала, где будут объявлены победители.

КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ КРОССВОРД
Закончился конкурс-85, но продолжается объявленный в «Костре» № 5 конкурс на лучший кроссворд.
Вы присылаете много интересных больших кроссвордов, но не забывайте, что не размер важен. Кроссворд должен быть красивой, лучше всего симметричной формы, как, например, публикуемый здесь кроссворд Сергея Коннова из города Каменки Пензенской области.
И еще. На конвертах пишите: «Конкурс на лучший кроссворд».
Чайнкроссворд Сергея Коннова составлен на тему ботаники.
1. Растение, из листьев которого изготавливают канаты, веревки. 2. Травянистое растение, используется в медицине. 3. Род торфяных мхов. 4. Ценное кормовое растение. 5. Кустарник со съедобными плодами. 6. Вьющееся тропическое растение. 7. Часть земной поверхности, в пределах которой встречается тот или иной вид растений. 8. Зрелые сухие споры плауна. 9. Декоративное растение. 10. Декоративное растение с цветками оригинальной формы. 11. Тропический орех. 12. Совокупность растений, созданная в результате селекции. 13. Часть цветка. 14. Растение семейства лютиковых. 15. Древесный гриб. 16. Вечнозеленое южное растение. 17. Внутренняя часть плода. 18. Второе название маслины. 19. Декоративный цветок. 20. Плодовое южное растение.

САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ
Один приятель профессора Синицына как-то рассказал ему о своем путешествии на воздушном шаре: «Я просто поднялся в воздух, а через несколько часов опустился на землю за много километров от этого места. Ведь пока я был оторван от поверхности, Земля продолжала вращаться подо мной, и поэтому я сел в совершенно другом месте. Не правда ли, отличный способ путешествовать?»
Немного подумав, профессор Синицын решил, что его приятель — мистификатор. А как считаете вы?

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ № 8
Прогулка профессора Синицына. Ветер дул с востока на запад. Профессор шел против ветра — на восток, потом повернул налево и пошел на север. Затем сделал поворот направо и пошел на восток вместо нужного ему западного направления.
Чайнкроссворд «Флора». 1. Ананас. 2. Саксаул. 3. Лиственница. 4. Абрикос. 5. Самшит. 6. Тайга. 7. Агава. 8. Астра. 9. Анис. 10. Секвойя. 11. Явор. 12. Редис. 13. Саванна. 14. Антоновка. 15. Анчар. 16. Репа. 17. Айва. 18. Апельсин. 19. Насаждение. 20. Ельник. 21. Клюква. 22. Арахис. 23. Свекла.
Превращение. Вяз — воз — вол — кол — кок — бок — бук — лук — луб — дуб.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ
«Костер» № 6, стр. 31
Саша — вторая слева.
«Костер» № 7. стр. 30
Белоснежка, Весельчак, Добряк, Ворчун, Злюка, Толстяк, Силач, Простак.
Явления рефракции и разложения света.

Главный редактор С. В. САХАРНОВ
Редакционная коллегия:
Л. А. БОГАЧУК. В. М. ВЕРХОВСКИИ. Ю. Н. ЗАРУДНЕВ (зам. главного редактора), О. П. ОРЛОВ, А. И. ПАНТЕЛЕЕВ,
Р. П. ПОГОДИН, Е. В. СЕРОВА, Н. И. СЛАДКОВ, А. Я. ТОЛСТИКОВ (отв. секретарь), Г. П. ЧЕРНЫЙ, Г. М. ЧЕРНЯКОВА
Художник-редактор А. Н. АЗЕМША Технический редактор В. И. МЕЦАТУНОВА Корректор Д. Г. ЛАЗДАН
Адрес редакции: 193024, Ленинград, ул. Мытнинская, 1/20, телефон: 274-15-72
М-27405. Сдано в набор 05.06.85. Подписано к Печати 01.08.85. Формат 6ОХ9О'/8. Печ. л. 6. Усл. печ. л. 6. Уч.-изд. л. 7,9. Печать офсетная. Тираж 970 000 экз.
Заказ 4571. Цена 30 к.
Ленинградская фабрика офсетной печати № 1 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 197101, Ленинград, ул. Мира, 3.

30 к.
Индекс 70445

ВИКТОРИНА С РИСУНКАМИ

...мореплаватель ... В 1492 году открыл ... После этого совершил еще ... плавания к ее берегам через ... океан.

Фернан ... Корабли его флотилии в ... году отошли от берегов ... , чтобы совершить первое кругосветное плавание. Сам ... погиб в стычке
с туземцами на ... островах. Единственный из кораблей флотилии «...» вернулся в Европу в ... году.

Норвежец ... и англичанин ... С интервалом в один месяц достигли в 1911 году Южного полюса. На обратном пути ... и его четверо спутников ...

Русский путешественник ... В 1871 году был высажен с корвета «Витязь» на берег ... Прожил ... года среди местных жителей, доказав, что так называемые «дикари» ничем не отличаются от белых жителей Европы.

Русский путешественник ... В период ... по ... год исследовал центральные районы ... в том числе пустыню ... и горы ... Обнаружил и описал дикого верблюда и дикую лошадь, названную его именем.

Советский ученый ... Начав свои путешествия еще в начале века, обследовал большие районы ... , ... , ... Его именем назван ... Автор научно-фантастических романов ... и ...

Перепишите подписи, заполнив в них пропуски.
Пришлите ответы по адресу: 193024, Ленинград, Мытнинская ул., д. 1/20, «Костер» — «Викторина».
Победители будут награждены подарками.


<- предыдущая страница


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz