каморка папыВлада
журнал Юный натуралист 1991-05 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 20.04.2024, 02:46

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

ФЕНОМЕН СВАНЕТИИ

Мне приснился огромный розовый нос. Тяжело вздыхая, он выпускал клубы пара. Как паровоз зимой на железнодорожной станции. Открываю глаза — непонятно, где я? Рядом стена из огромных серых камней, надо мной закопченный потолок. Лежу на чьей-то шкуре, на теплой меховой постели. А под ней кто-то тяжело дышит. Да не один! Многие дышат и жуют. Кого они жуют? Дыхание у них громкое, но дышат спокойно, глубоко. В полумраке посреди комнаты, в которой я проснулся, догорает костер. Тут я замечаю, что кровать моя очень высокая — метра два над полом. И очень широкая — рядом со мной на одной гигантской кровати спят все мои друзья. Вся наша туристская группа. Вчера мы перешли через горный перевал. Целый день карабкались по камням, по льду и снегу. Чуть не заблудились.
Проснувшись окончательно, понимаю, что мы не у горных великанов-людоедов. Вчера поздним дождливым вечером нас приютили очень добрые и гостеприимные хозяева — сванская семья. Сваны — мужественный народ, живущий высоко в горах Кавказа.
Снова кто-то безнадежно вздохнул под нашей громадной кроватью, будто бы обдумывая свою горькую участь. Свесившись с кровати, я заглянул под нее и увидел там... корову! Она лежала, спокойно пережевывая жвачку. Рядом с ней в полумраке виднелись другие животные.

СВАНСКИЙ ДОМ
Дома в сванском селении, где мы остановились на ночлег, похожи друг на друга — каменные, двухэтажные. Маленькие окошки как глубоко запавшие горящие глаза на плоском сером лице. На верхнем этаже зимой хранят сено, летом там горница. Нижний этаж — основное жилище семьи в холодное время года, которое в Сванетии длится семь-восемь месяцев. В доме нет ни печей, ни каминов. Для приготовления пищи и обогрева посередине нижней комнаты — костер, разожженный в углублении пола. Над ним свисает кованая «священная» цепь с крючьями для подвешивания котлов. Местные жители говорят, что кража такой цепи — смертельное оскорбление дома, ее пропажа — плохое предзнаменование для семьи.
В комнате первого этажа вдоль стен стоит большое красивое странное сооружение. Что-то вроде длинного деревянного шкафа. В нем зимой живут коровы и другие домашние животные. На шкафу на расстеленных шкурах, кошмах и коврах по ночам спят люди. Вот на таком «шкафу-кровати» и заночевала наша туристская группа.
Сильные морозы здесь бывают нечасто. И все же согреть каменный дом небольшим костром вряд ли возможно. Испокон веков для обогрева здесь используют живое тепло домашних (вот уж действительно это слово к месту!) животных — коров и быков, обитающих в «шкафу». В него животные попадают через дверь со двора. Внутрь комнаты они войти не могут. Дверей из «шкафа» в комнату нет. Вдоль всей длинной стены «шкафа-стойла» идет ряд окон, разукрашенных, резных, узорчатых. Через эти окна коровы и быки смотрят на людей, живущих в доме. Перед окнами прочные каменные или деревянные ясли-кормушки. Они тоже с красивым резным орнаментом.
Некоторые хозяева надстраивают переднюю стенку «шкафа» и делают как бы второй этаж с маленькими оконцами. На втором этаже «шкафа», как на галерке в театре, селят коз, овец, телят.
Так коротают долгие зимние дни люди и животные в одной большой комнате. Дети рождаются, играют, становятся взрослыми. Взрослые трудятся, радуются жизни, отдыхают, собираются на трапезы, ссорятся, мирятся. Старики долго стареют — ведь в горах много долгожителей. Изо дня в день каждую зиму изучают животные человеческую жизнь. Кажется, будто сидят они в богато убранных ложах, выглядывают из-под изящных арочек, украшенных орнаментами и разделенных небольшими деревянными колоннами. Перед ними в комнате их хозяева. Как внимательные молчаливые зрители, животные завороженно смотрят спектакль жизни, который разыгрывают перед ними люди, импровизируя на открытой сцене, день за днем. А когда наступает ночь и сцена пустеет, «актеры» устраиваются на галерке над испускающими живое тепло «театральными ложами».
Эти жилища возникли в суровых условиях. Сейчас сванский дом стал этнографической, исторической реликвией. Однако известно, что в давние времена многие народы жили в одном помещении со своими животными. Те не только обогревали людей теплом своих тел. Есть сведения, что специальные вещества — феромоны (см. «Юный натуралист» № 4 за 1990 г.), исходящие от здоровых, спокойных животных, благотворно действуют на людей. Запах ухоженного животного для человека, привыкшего к нему, выросшего рядом с ним, не только не противен, но, напротив, приятен. Для него это запах родного дома.

ИСТОКИ РОДСТВА
Внутрикомнатное стойловое содержание скота позволяет очень экономно расходовать корм. Животные берут его из яслей и не могут затаптывать, разносить по стойлу. Что касается гигиены, то животных регулярно выводят на свежий воздух — во двор. В это время чистят «шкафы-стойла», выбрасывая навоз через особое отверстие в стене.
Этнографы считают, что, поселяя животных рядом с собой, древние люди внимательно изучали их повадки, отбирали более добрых, уживчивых. Известный исследователь быта сванов В. В. Бардавелидзе утверждал, что еще на заре человечества животные, проживая вместе с людьми в клетке, стоящей в человеческом доме, постепенно привыкали к своим хозяевам. Постоянное общение с людьми приучало животных к человеку, к его жилищу, к его атмосфере. И таким образом изменяло инстинкты, закрепляя свойства домашних животных.
Совместная жизнь с людьми и сейчас не проходит бесследно для уже одомашненных животных. Высунувшись в оконца «шкафа-стойла», они мягкими губами берут корм из яслей и при этом всегда видят его на фоне людей. Ежедневно из года в год образ пищи накладывается на образ человека. Животные прекрасно различают членов человеческой семьи. Знают, с кем из детей можно поиграть, кто их больше любит, а от кого можно ожидать шалостей. Точно знают, кто глава семьи, от кого получишь корм. «Животные в доме» учатся понимать и использовать в своих интересах человеческие слабости и привычки. Вероятно, они причисляют живущих рядом людей к своему стаду.
Людям всегда было свойственно наделять животных своими чертами характера. При тесном общении с животными эта человеческая склонность усиливается. Люди распространяют на них чувства, обычно предназначенные для своих братьев: привязываются к животным, доверяют им, любят их, обижаются на них, ссорятся с ними и даже разговаривают с животными. А животные начинают «понимать» многое из человеческой речи. Люди, выросшие с животными, острее чувствуют и боль, и радость других живых существ, острее сопереживают с другими и животными, и людьми.
В селения сванов нередко приходила война. Гордые, свободолюбивые люди не сдавались врагам. У каждой семьи рядом с каждым домом стояла огромная четырехгранная башня из огромных камней. В башнях пряталась вся семья. Было там место и для домашних животных. В опасности люди не расставались со своими животными-братьями.

ДЕДУШКА ЮРА
Наша туристская группа, заночевавшая в сванском доме, была не совсем обычной. Многие годы каждое лето мы ходим по горам со своими детьми. Они не только видят красоту ледников, вершин и ущелий, не только учатся преодолевать опасности, без которых не бывает горных путешествий. Дети видят, на что способны их родители в трудных условиях. А то ведь как бывает в городской жизни: сыновья и дочери лишь понаслышке знакомы с трудной работой своих отцов. Но видят их часто только у экранов телевизоров; может быть, вместе с родителями отдыхают, ходят в театры, на концерты. Только становясь взрослыми, городские дети понимают вполне, что такое труд, каково работалось их родителям.
Много лет нашей группой взрослых с детьми, а теперь и с внуками, руководит в горах Юра Гранильщиков — теперь уже дедушка Юра. Кропотливость подготовки, отличное знание опасностей в горах, педантичная строгость на маршруте позволяли нам до сих пор избегать неприятностей в походах.
Идите в горы! Но будьте строги к себе. Горы не прощают беспечных. Очень тщательно готовьтесь преодолевать трудности и опасности. И тогда случай, может быть, поможет вам их избежать.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА
Что такое совместное обитание людей и крупных домашних животных — странное исключение из правил содержания скота? Или это родившаяся в древности, а потом потерянная большинством народов чудесная привычка все время видеть живую природу рядом с собой? Этот вопрос ждет ответа.
Коров, быков, козлят и ягнят, живущих перед глазами горцев в их каменных домах-крепостях, трудно сравнивать с собакой, кошкой, попугаями и рыбками — обитателями городских многоэтажек. Квартирные животные узенькой тропкой связывают нас с живой природой, непосредственностью и доверчивостью они отводят от наших сердец злобу и страх. Этим спасая взрослых от чрезмерного стресса и многих болезней, воспитывая в детях доброту и сострадание.
Любите природу, щадите ее. Ведь все мы, и маленькие, и большие,— часть природы, родившей нас.
Л. КИТАЕВ-СМЫК,
кандидат медицинских наук


МЕСЯЦЕСЛОВ

май

* Май леса наряжает, лето в гости ожидает
* Март с водой, апрель с травой, а май с цветами
* Весною день упустишь — годом не вернешь
* Майская травка и голодного кормит
* Малая птичка соловей, а знает май
* Одна майская роса коням лучше овса
* Вешний день целый год кормит
* Весенний дождь лишним не бывает
* Май обманет, в лес уйдет
* Майский мороз не выдавит слез
* Пришел май — под кустом рай
* Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай
* Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

1. Кузьма
На Кузьму сей морковь и свеклу.
5. Лука
На Луку высаживают на грядки лук.
6. Егорий (Юрий) вешний, Георгий Победоносец
Юрий (Георгий) весну начинает, а Илья (2 августа) лето кончает.
Егорий с росой, Никола (22 мая) с травой.
Егорий с кузовом, Никола с возом.
Егорий с теплом, Никола с кормом.
На Егория мороз — будет просо и овес.
На Юрья снег — урожай на гречу, на Юрия дождь — гречи нерод.
Коли на Юрия березовый лист в полушку, с Успенью (28 августа) клади хлеб в кадушку.
Егорий из-под спуда зелену травку выгоняет.
7. Евсей-овсы отсей
Когда на дороге грязь, тогда овес — князь.
Сей рожь хоть на часок в пепелок, а овес хоть в воду, да в пору.
8. Марк
Если пташки летят на конопляник, будет урожай конопли.
Прилет певчих птиц стаями.
10. Семен-ранопашец
Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел.
11. Максим
На Максима больных отпаивают березовым соком.
13. Яков
Теплый вечер и звездная ночь — к урожаю.
14. Еремей-запрягальник
Коль на Еремея погоже — уборка хлеба пригожа.
На Еремея по ранней росе идти на посев.
Сей неделю после Егорья да другую после Еремея.
15. Борис-соловьиный день
Борис и Глеб сеют хлеб.
Соловей поет всю ночь — будет солнечный день.
Соловей запел — вода на убыль пошла, можно начинать посевную.
16. Мавра-зеленые щи
Соловьи запели перед Маврой — дружно зацветет весна.
18. Ирина-рассадница
На Ирину худая трава с поля вон.
19. Иов-огуречник, горошник
Большая роса — к урожаю огурцов.
Иов — горошник, время посева гороха.
21. Иван-пшеничник
Не сей пшеницу до появления дубового листа.
Пшеницу сей, когда черемуха зацветет.
22. Никола вешний
Ольха зацвела — сей гречиху.
Никола весенний лошадь откормит, осенний (19 декабря) — на двор загонит.
23. Симон Зилот
Коли босая нога терпит холод в борозде, то и сей пшеницу.
25. Епифан
Утро Епифана в красном кафтане — к жаркому, пожарному лету.
26. Лукерья-комарница
С Лукерьи появляются комары.
27. Сидор-огуречник
Как пройдут Сидоры, пройдут и сиверы.
Если весь день будет ясный, жди хорошего урожая огурцов.
28. Пахом-бокогрей
Пришел Пахом — запахло теплом.
Можжевельник зацветет — пора ячмень сеять.
31. Федот-овсяник
Придет Федот — последний дубовый листок развернет.
Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой.


ИЗУМРУД

Итак, камень этого весеннего месяца изумруд — символ любви и успеха. Этот минерал наряду с алмазом является самым ценным из всех драгоценных камней. Кристаллы его массой 5 карат ценятся выше подобных алмазных кристаллов.
В природе изумруды, как и другие бериллы, встречаются в виде призматических кристаллов всевозможных размеров.
Красота, редкость и ценность этих камней издавна привлекали внимание ювелиров. Ими украшались королевские короны, вазы, сосуды, ювелирные изделия.
Зеленая окраска изумрудов обусловлена примесью хрома, ванадия и даже железа. В нашей стране месторождения изумрудов есть на Урале; за рубежом — в Южной Африке, Колумбии, США, Афганистане, Индии, Зимбабве, Австрии.
К. САДИЛЕНКО


ЗНАКИ ЗОДИАКА

ТЕЛЕЦ

Дочь титана Атласа и океаниды Плейоны — нимфа МАЙЯ была старейшей из семи сестер — ПЛЕЯД. Именно ее именем и назвали римляне третий месяц своего календаря — Majus — май, который теперь стал пятым. Впоследствии они отождествили с Майей и древнеиталийскую богиню земли, носящую такое же имя — Майя (или Майеста), праздник которой приходился как раз на этот месяц. Ежегодно 1 мая римляне торжественно приносили ей обильные пожертвования, как богине плодородия и растительности. У других народов название этого месяца так или иначе было связано с флорой (например, у славян — травень, летень, цветень).
В Западной Европе в этом месяце еще с языческих времен праздновалось весеннее возрождение природы. В вальпургиеву ночь (с 30 апреля на 1 мая) зажигали майские костры, проносили по селениям разукрашенное майское дерево, избирали майского короля и королеву. Вальпургиева ночь получила свое название от святой Вальпургии, аббатисы Гейденгеймского монастыря. Народ обращался к ней за помощью против волхования. Вероятно, это и дало повод совместить день ее канонизации с весенними религиозными празднествами германского язычества. После принятия христианства эти празднества стали считаться бесовскими. Отсюда и возникло поверье, что в эту ночь, на 1 мая, ведьмы справляют свой шабаш на горе Брокен (Блоксберг)...
Майя — мать бога торговли Гермеса, поэтому с 1 мая начинался новый экономический год: составлялись новые контракты по разным хозяйственным сделкам, возобновлялись полевые работы.
В мае Солнце находится преимущественно в зодиакальном знаке ТЕЛЬЦА. Это одно из самых древних созвездий в зодиаке. Считалось, что это то самое созвездие, где Солнце «побеждало зиму и возвещало приход весны».
Следует отметить, что почитание рогатых животных у многих древних народов восходило к почитанию ЛУНЫ, которая первой и «определила» зодиакальные созвездия. Во всяком случае, для всех древних народов был характерен культ быков, поскольку в их жизни скотоводство играло огромную роль. У шумеров это был бог света и плодородия Энлилю, у вавилонян — Ниниб. Греки отождествляли его с критским быком, которого победил Геракл, или с тем быком, который похитил царевну Европу... Народы Южной Америки знали это созвездие под именем Бизон. В Древнем Египте был широко распространен культ священного быка Аниса, которому поклонялись как божеству и мумию которого погребли даже в священной гробнице.
В созвездии ТЕЛЬЦА находится как раз знаменитое рассеянное звездное скопление ПЛЕЯДЫ. Еще до того, как была установлена длина солнечного года, люди делили его на две части таким образом, что он начинался с утреннего восхода ПЛЕЯД весной перед восходом СОЛНЦА, а зима начиналась с того момента, когда ПЛЕЯДЫ восходили по вечерам осенью.
В астрологии ТЕЛЕЦ считался находящимся под покровительством планеты любви ВЕНЕРЫ. С ним связывали металл медь и такие растения, как роза, мак, наперстянка, яблоня.
В середине мая, примерно около полуночи, прямо над точкой юга мерцает звезда красноватого цвета. Это АНТАРЕС, а СКОРПИОНА. Целиком созвездие СКОРПИОНА можно увидеть только в южных районах. Над СКОРПИОНОМ находится ЗМЕЕНОСЕЦ, который несет в руках ЗМЕЮ. А над ЗМЕЕНОСЦЕМ — ГЕРКУЛЕС. На востоке после полуночи все больше склоняется к горизонту ЛЕВ, а следом за ним — ДЕВА. Что же касается ВОЛОПАСА с ярчайшей звездой Северного полушария АРКТУРОМ, это созвездие будет сверкать по вечерам до наступления новых холодов.
Летне-осенний треугольник — ВЕГА (а ЛИРЫ), ДЕНЕБ (а ЛЕБЕДЯ) и АЛЬТАИР(а ОРЛА) — оказывается над точкой юга уже под утро.
Из планет лучше всех видна красавица ВЕНЕРА. В первых числах месяца она еще находится в ТЕЛЬЦЕ (в своем знаке зодиака!), но к концу месяца оказывается уже в БЛИЗНЕЦАХ, о которых будет наш следующий рассказ. МАРС и ЮПИТЕР видны вечером.
Н. МАМУНА

Вид звездного неба около полуночи в мае (северная сторона).
Вид звездного неба около полуночи (южная сторона).


НЕ ВЕРИШЬ - ПРОВЕРЬ

Большая роса утром — к хорошей погоде, нет росы — к дождю.
В рубахах пахать, в шубах сеять (порой теплое начало мая оборачивается холодом в конце месяца).
Высокая и крутая радуга — к хорошей погоде, низкая и пологая - к ненастью.
Дуб лист развернет — к холоду.
Дуб одевается — скотина наедается.
Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету.
Если береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед — мокрое.
Зашепчет дождь тихим голосом — поднимется рожь тучным колосом.
Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.
Когда ячмень колосится, соловей замолкает.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Коли облака переклубились, то грозы не будет.
Коли у черемухи цвет длинный — пчелы хорошо роиться будут.
Лист на дубу развивается — улов щук.
Май холодный — год хлебородный.
Перед засухой пчелы становятся злые, жалят.
Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
При заходе солнца затягивает небо с севера — к ветру.
Пчелы утром играют — будет ясный день.
Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.
Чем зеленее радуга, тем больше будет дождь.
Черемуховые холода (цветенье черемухи всегда сопровождает холод).


НАШИ СОСЕДИ

ВОРОНА

Эта птица соткана из парадоксов. Доселе непостижимы истоки ее поразительных способностей и фантастической жизнестойкости. Само существование вороны бросает вызов человеческому интеллекту. Воистину необъятное поприще предоставляет она заинтересованным исследователям. Неисчерпаема и ее литературная популярность — это веками не увядающий персонаж сказок и басен. Не сотвори господь Бог прежде ворону — кому бы он потом послал кусочек сыра?
Между тем в обыденной жизни отношения ворон с людьми строятся скорее на конфликтах, чем на контактах. Нередко доходит дело и до настоящей войны, но лишь утихает «гром канонады» и рассеивается «пороховой дым», наступающая сторона опять остается недовольной результатами кампании. А все потому, что вороны обладают мгновенной реакцией, стремительно маневрируют, точно оценивают дальнобойность «огневых средств» противника, располагают отлаженной системой разведки, наблюдения и оповещения. Накоплен солидный опыт, свидетельствующий о крайне низкой уязвимости этого пернатого неприятеля.
Но зачем мы воюем с воронами? Что порождает неприязнь к этим птицам? На первый взгляд здесь все ясно. Во-первых, они склонны к хищничеству и особое пристрастие питают к яйцам и птенцам других видов птиц, часто опекаемых людьми за их сладкозвучное пение, привлекательную внешность, а то и за гастрономические достоинства. Сами же вороны не могут, естественно, возместить ни того, ни другого, ни третьего. Во-вторых, вороны, обожающие проводить время у мусорных ящиков и на свалках, давно стали символом антисанитарии, что, конечно же, не способствует росту симпатий. Главное же, пожалуй, в том, что численность вороньего племени растет с пугающей скоростью, в то время как всех прочих птиц вокруг становится все меньше и меньше. Это вызывает обоснованное беспокойство, а часто и бурное негодование граждан, полагающих, что первое и есть причина второго.
Но разумно ли столь категорично судить о птицах, составляющих одну из главных загадок в мире пернатых? Не слишком ли упрощенно понимаем мы подчас экологическое устройство современного мира, где главным действующим лицом давненько уже выступают отнюдь не вороны, а люди? За время своего господства на планете мы хорошо научились списывать собственные грехи на всевозможных пернатых и мохнатых наших соседей. А поэтому, глядя на вороньи полчища, осаждающие ныне города и веси, мы должны отдавать себе отчет в том, что первоосновой вороньей напасти стала разрушительная стихия человеческой деятельности.
Вороньего джинна выпустили из экологической бутылки мусорные свалки, с жадностью матерого хищника пожирающие пространства вокруг городов. Всю зиму напролет вороны находят здесь богатый стол, отправляясь ночевать в центральные городские кварталы, где всегда заметно теплее, чем в пригороде. В одной лишь Москве к середине зимы собирается до полутора миллионов этих птиц. Подмосковные свалки стали настоящей лабораторией, где всю зиму синтезируется мощный заряд демографического взрыва, осколки которого, на беду мелким пичугам, разлетаются по весне не только по ближайшим перелескам, но и по областям к северу от столицы. А коль нет поблизости аппетитных свалок, можно перезимовать и в городе — открытых, переполненных мусором контейнеров тут предостаточно.
Можно ли осуждать ворон за то, что они так здорово используют нашу бесхозяйственность? Кстати, во многих странах Западной Европы, где пищевые отходы на свалки давно не вывозят, а выделенные для их сбора контейнеры традиционно закрывают, воронья проблема стоит в несколько неожиданном для нас ракурсе. Там уже всерьез обсуждаются вопросы охраны ворон.
Что же до хищничества ворон, то и здесь далеко не все просто. Репутация ворон здесь утвердилась настолько, что охотникам за истребление серых разбойниц в охотничьих угодьях выдают вознаграждение — два снаряженных патрона за пару вороньих лап. Но вот парадокс: во многих городах уток в последние годы становится все больше и больше, вопреки тому, что живущие с ними рядом вороны в числе отнюдь не уменьшаются. Поучительный пример такого благополучного соседства можно наблюдать в столице. Ну как тут верить охотничьим рассказам? Если уж сплоченная армия московских ворон не задавила рост утиного населения, что же говорить о диких воронах, число которых в десятки раз меньше, чем в столице.
В. ИВАНИЦКИЙ,
кандидат биологических наук


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz