Меню сайта |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Статистика |
|
|
|
|
скачать журнал
страница следующая ->
ИГРУШЕЧКА 1 1992 РУССКИЙ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Русский журнал для детей "Игрушечка", после почти 80-летнего перерыва, вновь начинает издаваться в России. Много разных событий произошло за эти десятилетия. Другой стала земля русская, другими стали люди, живущие на ней. Но неизменной осталась любовь детворы к волшебным сказкам и приключениям, к забавным историям и весёлым играм. Всё это и многое другое юные читатели найдут в возрождаемой "Игрушечке" — журнале с добрыми традициями, заложенными ещё в давние годы. Есть у нашего журнала свой день рождения — шестнадцатое (по старому стилю третье) февраля 1880 года. С этого дня, на многие годы, "Игрушечка" стала самым читаемым детским журналом России. Произошло это благодаря первому редактору-издателю журнала — Татьяне Петровне Пассек, талантливой русской женщине, посвятившей себя служению детям. Ныне журнал возрождается усилиями русского писателя и издателя Василия Петровича Тишкова.
ИГРУШЕЧКА № 1 1992 год Издатель ТИШКОВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ Главный редактор МИТЯЕВ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Главный художник ПАНОВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ Члены редакционной коллегии: ЕРЁМИН ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ КОНДАКОВА НИНЕЛЬ ИВАНОВНА (ответственный секретарь) РОМАНОВСКИЙ СТАНИСЛАВ ТИМОФЕЕВИЧ СТАРОСТИН АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ СТЕПАНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ УСТИМЕНКО АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ Художественно-технический редактор КОСТИКОВА ЛИДИЯ ПЕТРОВНА 141270, Московская обл., Пушкинский р-н, с. Талицы, д. 46. Издательство "Талицы". Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Советы и замечания, высказанные в письмах, обсуждаются редколлегией и принимаются к сведению. Компьютерный набор и верстка выполнены отделом С. Р. Должкова ПИК "Информагротех" Русский ежемесячный журнал для детей Основан в 1880 году
СОДЕРЖАНИЕ:
В. Б. П. Игрушечка. Стихотворение 3
Анатолий Митяев Слово к родителям 4
Ф. И. Тютчев "В небе тают облака" 5
Станислав Романовский Повесть о Сергии Радонежском 7
Н. М. Рубцов Стихи 22
Юрий Казаков Дым 25
Владимир Крупин Дымка (Вятская Игрушка) 28
В. А. Жуковский Спящая царевна 30
Александр Старостин Митенька 38
Владимир Степанов Тюша-Плюша Толстячок 42
Юрий Вронский Путешествие в Париж 43
Перед чаепитием 44
Лала Александрова Скоморох 46
Сдано в набор 13.01.92. Подписано к печати 18.05.92. Формат 84x108/16. Бум. офс. № 1. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 3. Тираж 50 000 экз. АО "Молодая гвардия", Новодмитровская ул., 5а. ISSN 0233-5271 © "Игрушечка", 1992, № 1, 1—48
Из первого номера журнала "Игрушечка" за 1880 год
ИГРУШЕЧКА
Нежно люблю я детей, и они отвечают мне тем же: Только войду — прибегут, обнимают, целуют, ласкают, Лезут ко мне на колени толпою, с улыбкой весёлой, Резво и звонко шумят, щебеча, как весенние птички; Ясные глазки глядят и невинно, и вместе лукаво; Шумно вокруг меня топают резвые, полные ножки. "Дядя, а дядя, какую нам нынче принёс ты игрушку? Дядя, скажи, покажи!.." Я смеюсь и детей отстраняю. "Нынче я, милые крошки, принёс вам особый подарок — Редкий, волшебный подарок: таится в нём дивная сила, Только всмотритесь в него, и откроется вдруг перед вами Много чудес несказанных и много пленительных сказок; Но мои сказки не те, что, быть может, вы слышали прежде: Страхов пустых в них не будет и выдумок тоже не будет; С вами беседовать станет святая и вечная правда. В детское сердце, как в храм свой, к людям любовь застучится, Вот вам "Игрушечка" — нате, смотрите". И дети толпою, Глазки широко раскрывши, рассматривать стали картинки; С важностью, точно большие, они моё слушали чтенье. Милые русые крошки, как было мне сладко и любо Видеть на личиках ваших проснувшейся мысли движенье, Чувств благородных и добрых порывов восторги святые! В. Б. П.
Многоуважаемые родители!
В наше время, когда день начавшийся тяжёл, а день грядущий окутан туманом неизвестности, к заботе о Хлебе для детей прибавляется забота о Слове, которое дети слышат и читают. В Слове скрыта непомерная сила. В добром — добрая. В злом — злая. Весенним росткам нужны солнце и тёплый дождик, детям, чтобы росли здоровыми, нужны слова спокойные и светлые. Помню, у двух наших соседей были дочери-однолетки. Заигравшись на улице, девочки забывали, что уже пора быть дома. И тогда из одного окна раздавался крик: "Зойка, домой!", а из другого слышалось: "Машенька, мы ждём тебя!" Прошли годы, те девочки сами стали матерями, но вот какое дело: одну из них соседи так и зовут Зойкой, другую же — Машенькой. И хотя обе женщины достойные, отношение окружающих к ним не равное — к одной подчёркнуто уважительное, к другой едва не пренебрежительное. И сами они, подружки с детства, чувствуют, что одна живёт на свету, другая в постоянной тени, и выйти из тени невозможно. То, что произошло с девочками, может случиться и с какой-либо общностью людей, и с целым народом. За последние годы распахнулось столько окон, что не счесть, и многие лишь для того, чтобы обозвать народ позлее, уколоть побольнее. Голоса искушённые, изощрённые. А люди, подхватившие их, не ведают того, что унижают и изничтожают самих себя. Ладно бы — самих себя: вольному, как говорится, воля. От словесных истерик взрослых заболевают дети — будущее народа. Журнал "Игрушечка", который вы только что раскрыли, встаёт в ряды изданий, озабоченных судьбой народа и государства, его будущностью. Каждое слово в нём — в сказке, повести, загадке — будет насыщено любовью к России, бережением её великой истории, уважением к её гениям и талантам, признательностью миллионам безвестных соотечественников, чьим трудом созданы несметные богатства — материальные и духовные. Слово русский будет звучать в журнале с достоинством и гордостью за то, что сделали полезного поколения русских людей и для себя, и для других народов. Нам не понадобится что-то придумывать для этого, что-то хитро измышлять — мы будем писать о том, что было и что есть. Разумеется, при этом не унизим ни одним словом иные народы — близкие ли, без братства с которыми не мыслима жизнь русских, далёкие ли, без сотрудничества с которыми наша жизнь была бы обеднена. Тут нам тоже не нужно совершать над собой и над фактами насилия: дружелюбие, уживчивость — это ведь свойства русского национального характера. Не донкихотствуем ли мы? Страна в мотоциклетном грохоте публицистов-рокеров — кто услышит в этом грохоте голос "Игрушечки"? Верим, знаем, убеждены: светлое Слово услышится. Анатолий МИТЯЕВ
Фёдор Иванович ТЮТЧЕВ
*** В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное... Час от часу жар сильней, Тень ушла к немым дубровам. И с белеющих полей Веет запахом медовым. Чудный день! Пройдут века — Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.
Рисунок Евгения Мешкова
Станислав Романовский ПОВЕСТЬ О СЕРГИИ РАДОНЕЖСКОМ
ОЗЕРО НЕРО Посреди русской равнины лежит озеро Неро. Всякая рыба водится в озере — и лещ, и судак, и благородный осётр. Там, где восход солнца, поставлен над озером город Ростов Великий. Далеко стелется над водами звон его колоколов. Весною, когда рыба идёт на икромёт, колокола молчат: боятся вспугнуть рыбу. Пусть она в тишине и покое мечет икру и выводит потомство. Вокруг озера, как синие девичьи платки, цветут поля льна. Ещё бы им не цвести — Древняя Русь ходит в льняных одеждах — белых, блестящих, ласковых к телу. Повсюду сёла и деревни, и имена у них — незабвенные. Деревня Ангелово. Хорошая весть была на этом месте, потому что ангел в переводе с греческого — вестник. Селенье Варницы. А это название откуда? Есть старинная загадка: В земле родился. В огне крестился. На воду пал — Весь пропал. Отгадка проста — соль! Та самая соль, без которой, как и без хлеба, не прожить. Как её добывали? Рассол брали из самой земли, кипятили в печах и вываривали соль. А само заведение называли солеварня, или варница. В селенье Варницы у благочестивых родителей Кирилла и Марии родился мальчик — Варфоломей. Было это давно — 3 мая 1314 года...
ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ Семи лет Варфоломея отдали в учение на дому. Его братья — старший Стефан и младший Пётр — учились хорошо. А Варфоломей плохо. Он вроде бы всё понимал, что объяснял учитель. Но только объяснение кончалось, мальчик всё забывал. Обидно-то как! Утешение Варфоломей находил в природе. Он пас лошадей и чуткими ступнями слышал, как под землёю стучат светлые родники. Журавли кормились на болоте, и Варфоломей вместе с ними собирал клюкву-журавину. Жаворонок поднимался к небу и пел песню: Лечу к Богу молотить. Лечу к Богу молотить. Лечу к Богу снопы обмолачивать!.. Мальчик чувствовал прямое родство между природой и Словом Божьим, которому его учит и никак не может научить учитель. Однажды внимание Варфоломея привлекло тихое свечение, пошёл он к нему и под зелёным дубом увидел человека. Человек был в тёмной монашеской одежде; на голове и плечах аналав — капюшон с нашитыми на него крестами. Из глубины аналава светилось лицо. Человек молился и, казалось, не замечал мальчика. А мальчик чувствовал, что этому человеку можно открыть сердце, и терпеливо ждал окончания молитвы. — Чего хочешь, чадо? — спросил человек. — Отец отдал меня учиться, а я не уразумею, чему учит меня учитель, — сказал Варфоломей и попросил: — Помолись за меня. Человек воздел руки к небу и сотворил прилежную молитву — горячо попросил Бога помочь мальчику. Потом достал металлический ящичек, тремя пальцами вынул из него хлебушко. Этот хлебушко он подал мальчику со словами: — Вкуси, чадо. Слаще мёда показался хлеб Варфоломею и растаял во рту. — Бог даст тебе разум, — говорил человек.— Великое будущее открыто пред тобою. И вдруг мальчик ощутил, как к нему возвращается память. Буквы, слова и целые страницы Священного писания вспомнил мальчик Варфоломей, и тепло одело его с головы до ног. С тех пор Варфоломей стал учиться отлично. Строгий учитель был им очень доволен и говорил ему: — По-моему, всё это ты знал раньше. Ты еще и книгу не раскрыл, а уже читаешь по памяти. Да как читаешь! Без запинки.
РАЗБОЙНИКИ В Ростов Великий нагрянули разбойники. Они грабили город и окрестные поселения. Боярин Аверкий, пожилой, уважаемый всеми человек, добром просил их угомониться... За это разбойники повесили его вниз головой, плевали ему в лицо, сели на лошадей и с хохотом умчались прочь. Отец Варфоломея Кирилл и другие бояре приняли Аверкия на руки, обрезали верёвку и бережно положили его на землю. Белая борода боярина была в крови. Не открывая глаз, Аверкий прошептал: — Не вынесу позора — помру... Старик просторно потянулся всем телом и помер. Эта смерть потрясла Варфоломея. Он не мог понять, за что разбойники убили Аверкия? — Бога люди забыли, — говорил ему отец. — Написано в Священном писании: умалится любовь, и пойдёт брат на брата и сын на отца... И отрок Варфоломей, которому было тогда тринадцать лет, задумает всю свою жизнь без остатка посвятить служению Богу и людям. Богу и людям, ибо Бог есть любовь к ближнему. А родители Варфоломея на семейном совете решат покинуть разграбленные земли ростовские. На телегах, обозом, семья переезжает в город Радонеж и селится около церкви Рождества Христова.
РАДОНЕЖ Радонеж расположен над излучиной тихой реки Пажи, чьи крутояры все в стрижиных норах, как в сотах. Поёт ветер в стрижиных норах, как пастух на дудочке играет; синеют лесные дали; зеленеют хлеба и травы. Место красивое, приглядное, радующее. Оттого и надо ударение в слове Радонеж делать на первом слоге — произошло оно от слова радость: Радонеж — Радостное Место! Сколько пословиц сложил русский народ об этом слове: — От радости кудри вьются — от печали секутся. — Моя радость в тебе, а твоя во мне. — Сей слезами — радостью пожнёшь. И люди в Радонеже добрые, приветливые, работящие. Братья Варфоломея женились. Он же попросил родительского благословения постричься в монахи. — Подожди, сын, — сказал отец. — Проводишь нас в последний путь и пострижёшься. Ждать немного осталось... Родители Варфоломея приняли монашество, умерли в один день и один час... И были погребены рядом. И со слезами он почтил умерших отца и мать церковными службами, отметил память родителей своих и молитвами, и раздачей милостыни убогим, и кормлением нищих. Так до сорокового дня он отмечал память родителей своих, пишет об этом времени свидетель той жизни Епифаний премудрый, замечательный писатель Древней Руси.
МАКОВЕЦ Приветлива Русская земля и удобна для жительства! Но есть в ней места особо благодатные, целительные. В них в старину ставили церкви. В лесу, в двенадцати верстах от Радонежа, Варфоломей открыл такое место — гору Маковец. У подножья ее две речки, чистые как родники, сходились в одну, чтобы никогда не расставаться. Как бы тяжело ни было у Варфоломея на душе, на горе Маковец боль отпускала сердце, и тёплые токи неба и земли высветляли душу. Будучи искусным плотником, здесь, на вершине горы Маковец, у родника, Варфоломей срубил избушку, чтобы жить в уединении и молиться Богу. Светилась его избушка свежеотёсанными бревнами, как золотой теремок, и смола выступала на них, как слёзы радости, или как мёд. Дикие пчёлы принимали её за настоящий мёд, гудели вокруг избушки, но Варфоломея не трогали: - Свой! И думал Варфоломей: пчёлки знак подают — пасеку заводить. Рябчики подбирались к самому порожку, наблюдали за хозяином и переговаривались: - Свой? - Свой, свой, свой! Лесные олени, тонконогие, как отроки, шли к речке на водопой мимо жилища Варфоломея, и огромные глаза их вопрошали: - Свой? - Зачем вам далеко ходить? — говорил им Варфоломей. — Я для вас мой родничок обихожу. Он расчистил родник, при горловине его врыл в землю кадочку без дна. Вода стояла в кадочке, как в озерке, и тихо переливалась через край. Олени несмело подходили к роднику и, утолив жажду, глядели на человека огромными и кроткими очами. А под горой в речках держалось много рыбы — особенно при слиянии их. В скоромные дни, когда нет поста и верующим можно вкушать рыбу и мясо, Варфоломей ставил в воде вершу — плетёную корзину для ловли рыбы и утром вынимал её. Изумрудные окуни в красных, как жар, плавниках и белые, как серебро, язи и сороги колотились о прутья верши. Варфоломей задумчиво собирал их в кошель.
ПОСТРИЖЕНИЕ Когда человек твёрдо решит уйти от суеты и всю жизнь посвятить Богу, его постригают в монахи. Пострижение в монахи — это великое событие в жизни человека, и его можно назвать рождением человека заново. Ему дают новое имя — церковное. На голове у него крестообразно выстригают ножницами волосы. Это знак того, что вместе с остриженными волосами от человека отпадает вся суета. Отпадает безверие. Остаётся вера в Бога. На него надевают тёмную монашескую одежду и читают над ним молитвы. И ещё дают ему причаститься пресным хлебом и красным вином, как когда-то на Тайной Вечере Господь Бог наш Иисус Христос причастил учеников своих. ...20 октября 1337 года игумен Митрофан постриг Варфоломея в монахи и дал ему имя Сергий. После пострижения знакомые, случалось, обращались к монаху по привычке: — Здравствуй, Варфоломей!.. Или: — Как живёшь, Варфоломей? — Варфоломей умер, — смиренно отвечал монах. — Как умер?!. — Варфоломей был мирянином и умер, — смиренно же пояснял монах. — Зато родился Сергий для служения Богу. Мало-помалу имя Варфоломей стало забываться. Зато имя Сергий зазвучало все громче — в землях радонежских и за их пределами. И не просто Сергий. А отец Сергий.
МЕДВЕДЬ К отцу Сергию повадился медведь. Близко к избушке не подходит, но и далеко не отходит. Ноздрями шевелит: свежим хлебом пахнет. — Погоди маленько, — сказал отец Сергий. — Хлебушко остынет.— Я тебе его и вынесу. Хлеб он положил на пень, широкий как стол, а сам — в сторонку. Медведь понюхал каравай и съел его с большой охотой. Каждый день в одно и то же время медведь стал приходить к избушке. Придёт и ждёт, как человек, когда же выйдет отец Сергий. — Иду, иду,— говорит тот.— Несу, несу — голод не тётка. На печь от него не залезешь. Жалко, что мучка кончается. Теперь отец Сергий пёк караваи поменьше прежних: мука кончалась. Испечёт, разломит на две доли и большую отдаст медведю, а меньшую оставит себе. — Ты большой, тяжёлый, — говорил он медведю, — тебе и доля побольше. Медведь прислушивался к неторопливой речи человека и не спешил уходить. Мучка кончилась. А медведю то было неведомо. Он привык, что у человека всегда для него есть хлеб, ждал урочного угощения. И начинал сердиться медведь — ворчать. А отец Сергий скрёб по сусеку, нет ли где остатков муки, поглядывал в оконце и сетовал: — Вот беда-то какая, а? Хоть медведю на глаза не показывайся. Худо ли бедно ли, мучка пополам с отрубями да мякиной нашлась. Правда, на каравай её не хватило, а лишь на колобок. Вынес отец Сергий колобок медведю и сказал: — Ешь, гостюшко, не обижайся. Чем богаты, тем и рады. А медведь не обижался. На что обижаться-то? Он кое-что понимал. Да и, пожалуй, ему дороже хлеба было доброе слово. Так продолжалось больше года. Потом медведь пропал. Как в воду канул!.. Отец Сергий ему хлеб приготовит, ходит по лесу и негромко зовёт: — Медведко! Медведушко! Где ты? Что же ты дорогу ко мне забыл? Медведь не отзывался. Откочевал он в места глухие, так как вокруг избушки Сергия стали селиться люди.
МОНАСТЫРЬ Монахи стали селиться на горе Маковец около отца Сергия. Сначала их было двенадцать — по числу апостолов — учеников Иисуса Христа. Каждый монах жил в отдельной избушке-келье. Всё в монастыре монахи делали сами, своими руками, и пример им подавал отец Сергий. Силою он был равен двум сильным мужчинам и работал за двоих. Был он и огородником, и кузнецом, и сапожником, и портным. Сам же и зерно молол на ручной мельнице. И свечи катал из воску ярого, чтобы светили они в церкви, как звёзды. И сам, своим топором, белым и тонким от работы, построил четыре избушки-кельи. Монастырь этот назывался Троицким монастырём, и отец Сергий был выбран его начальником, или игуменом. Как выглядела обитель в то время? Среди красных сосен четырёхугольным порядком стояли кельи-избушки. Были тут и хозяйственные постройки: кузница, пекарня, была трапезная — общая столовая, ибо в кельях вкушать пищу нельзя: они для молитвы — общения с Богом и сна. А посредине возвышалась церковь Святой Троицы. Деревянная, шатром, как ель, только не тёмная, а золотая: из свежего смолистого леса. И по первости гудели-жужжали вокруг дикие пчёлы, принимая жёлтые капли смолы за мёд. Отец Сергий выносил им в деревянном блюде немного настоящего мёда и говорил: — Вот вам за труды. Монахам же пояснял: — Пчёлки знак нам подают: большую пасеку будем заводить. Учиться будем у пчёлок общежитию и трудолюбию.
БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА Каждые сутки семикратно служил отец Сергий в церкви, пел с братьями во Христе славу Господу Богу. Не все монахи помнили на память молитвы. А церковных книг не хватало. И отец Сергий из берёсты ножницами кроил листы, ножиком чистил и ровнял их, отчего они становились гладкими и белыми, как хорошая бумага. Суровыми нитками сшивал он листы в книжицу. Чернилами, изготовленными из настоя дубовых орешков, еловой сажи — рефти и ещё чего-то, одного ему ведомого, писал по памяти на них слово Божие. А память у отца Сергия была крепкая. И эти берестяные грамоты отец Сергий раздавал братьям своим во Христе, и они молились по ним и заучивали и пели слово Божие: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
страница следующая ->
|