каморка папыВлада
журнал Физкультура и здоровье 1984-02 текст-3
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.04.2024, 19:30

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

•ФИЗ• ОТВЕЧАЕТ

Раньше занимались только летним пешим туризмом, теперь, когда дети подросли (старшему — 13, младшему — 10), хотим и зимой совершать длительные лыжные прогулки всей семьей. Какие лыжи больше всего подходят для таких походов, как их выбрать!
(Л. Мальков, Чехов)

Стоит, пожалуй, прислушаться к квалифицированным советам такого опытного специалиста, как Б. И. Огородников, который в своей книге «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО» («ФиС», 1983 г.) рекомендует следующее.
Для тренировочных и зачетных лыжных походов по комплексу ГТО и просто туристских прогулок тип лыж не имеет принципиального значения. Но все же лучше пользоваться туристскими лыжами, которые пошире и попрочнее беговых. Поход — не лыжная гонка: могут встретиться овраги, болота, лесные завалы, а кое-где лыжню придется тропить заново. Чтобы легко управлять лыжами при движении по пересеченной местности, в густом лесу, среди камней, по кустарнику, их надо правильно подобрать. Длину лыж и палок определяют так: ставят их на пол, при этом носок лыжи должен доходить до ладони поднятой вверх руки, а лыжные палки не должны быть выше подмышечной впадины. Есть еще один способ определения длины лыж. Каждый человек знает свой рост и вес, и если к росту в сантиметрах прибавить половину веса в килограммах, то получим число, соответствующее рекомендуемой длине лыж.
Для походов и прогулок более всего подходят дюралевые палки — они прочны и надежны. Наконечник желательно наточить напильником. Темляки (ремни для рук) следует выбирать капроновые, кожаные или фитильные. Металлические кольца прослужат много лет, если они прикреплены к палке с помощью ремешка. Пластмассовые кольца ломаются довольно быстро. Для переезда в автобусах и поездах лыжи, сложенные скользящими поверхностями, связывают вместе с палками. Надевать кольца на носки лыж не стоит, так как штырьками, даже прикрытыми чехлами, можно случайно поранить товарища или соседа. Лучше надеть на носки лыж темляки палок, тогда и штырьки окажутся внизу и не будут опасны.
Для походов в лесной зоне и среднегорье предпочтительнее полужесткие крепления, которые хорошо держат ботинки с бахилами. Они бывают разных типов — с металлическими тросиками (так называемые универсальные) и с ремнями (из кожи, фитиля или резины); кроме того, их можно подогнать под любой ботинок. Однако в походах вполне сгодятся и наиболее распространенные крепления с дужкой, которая прижимает рант ботинка к металлическим штырям. Такие крепления применяются и для лыжных гонок.


ЧИХАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ

Право, читатель вряд ли может похвастаться тем, что он знает такую семью, где бы здоровье всех ее членов выраженно не страдало от частых острых респираторных заболеваний (ОРЗ), где бы коэффициент домашнего физического воспитания приближался к абсолютной величине — 1. Именно эти обстоятельства позволяют мне сразу перейти к делу, которому я служу, которое с этой минуты станет и вашим увлечением.
Памятуя о том, что насморк не есть заболевание одной только носоглотки, а серьезнейшая болезнь всего организма, мы не ограничимся утилитарными мероприятиями и методично поведем «бой» по всему фронту, не считаясь с затратами времени и сил, чтобы одолеть болезнь. При этом арсенал используемых вами средств для лечения вашего ребенка будет не так уж мал. Предлагаю освоить и регулярно выполнять следующее.
1. Растирание тела сухим банным полотенцем. В течение одной минуты добиться того, чтобы вся кожная поверхность от шеи до пят стала свободной от пота и испытывала прилив тепла.
2. Своевременная смена нательного и постельного белья. Этими действиями вы защитите организм ослабленного и больного ребенка от возможных случаев повторных инфекций, вследствие переохлаждений и нежелательных контактов кожной поверхности даже с самыми слабыми Холодовыми раздражителями.
3. Комфортный душ. В каждый конкретный момент вода должна быть только той температуры, которая приятна ребенку.
4. Контрастное обливание. Обязательно для подготовленных к нему. Производится после комфортного душа четырехкратно, только на ноги, с использованием сильного напора воды из холодного крана, по желанию чередуется с общим или местным разогреванием тела или ног комфортным душем. В каждый конкретный момент дозировка ледяного обливания определяется по самочувствию пациента. Нетерпеливым новичкам скажем, что эта целительная процедура может войти в программу следующего месяца.
5. Массаж лица, в сочетании с умыванием лица, промыванием носа и придаточных пазух и полосканием горла водой из холодного крана. Эти действия помогают купировать отек слизистой носоглотки, очистить придаточные пазухи носа от патологического содержимого, нормализовать дыхание. Необходимо уметь выполнять следующие приемы.
1. Исходное положение (и. п.) ребенка — лежа на спине (в случае большой слабости), или сидя на стуле, или стоя; и. п. родителя — сидя на стуле или стоя лицом к ребенку. Объект для воздействий — крылья носа. Массаж выполняется мягкими круговыми движениями средних фаланг согнутых указательных пальцев, с частотой вращений до 250 об/мин (рис. 1). При этом ребенок делает вдох через рот, а выдох сильно и продолжительно через нос. В ходе массажа нужно периодически на мгновение зажимать ноздри, чтобы воздух с силой шел в придаточные пазухи носа. При обильном насморке следует прерывать процедуру, чтобы высморкаться. Продолжительность массажа — 1—1,5 мин., практически до появления у больного ощущения тепла и необычайно легкого дыхания.
Можно и нужно использовать и самомассаж. При этом действие производится боковой поверхностью основных фаланг больших пальцев.
2. И. п. ребенка то же, что и в приеме 1; и. п. родителя — сидя на стуле или стоя сзади больного. Объекты для воздействия: участок лица под глазами (от носа до ушей) и лоб. Под глазами массируют ладонями, начиная движение от лучезапястного сустава средними, безымянными пальцами и мизинцами обеих рук (рис. 2). Лоб массируют так же, только уже четырьмя пальцами обеих рук. Массаж проводят комбинационно: мягкое поглаживание, хлесткое растирание, мягкое поглаживание. Продолжительность — до 30 сек. или до появления ощущения приятного тепла. Аналогично проводится и самомассаж.
3. И. п. ребенка и родителя то же, что и в приеме 2. Объект для воздействия — лоб. Проводят растирание ладонными подушечками четырех пальцев одной руки быстрыми круговыми движениями (до 300 об/мин), достигая в каждой точке периметра лба ощущения настоящего жара. Другая рука, убрав волосы со лба, поддерживает голову пациента (рис. 3). Продолжительность — 30 сек.
Аналогично проводится и самомассаж.
При массаже лица маленькие дети часто выражают протест. В этом случае его нужно проводить в форме игры, постепенно приучая ребенка к целительной процедуре. Следует помнить и о том, что кожа лица у детей подчас очень нежная, поэтому надо стараться щадить ее и обходить болезненные участки. Возможно и легкое головокружение, однако бояться этого не надо, оно проходит в считанные секунды без вредных последствий.
Закончив массаж лица, следует подойти к умывальнику, включить холодную воду, четырьмя пригоршнями умыться, затем четырехкратно втянуть носом воду из пригоршни, высмаркиваясь каждый раз, и четырежды прополоскать горло. Помните, что массаж надежно защитит от простуды любого больного, как бы он ни был ослаблен и изнежен.
6. Растирание спины ладонью догоряча. Его можно выполнять прямо под рубашкой, отводя на него до 1 мин.
7. Растирание подошв догоряча. У ослабленного и больного человека ноги, как правило, чрезвычайно потливы. Родители, помня, что влага губительна для организма, должны почаще менять детям носки. Это хорошее средство, но его одного недостаточно. Нужен также массаж стоп и особенно подошв. Выполняется он следующим образом: у лежащего под одеялом ребенка на 1—1,5 мин. обнажите одну стопу и ладонью, подушечками пальцев, краем ладони, пальцами, сложенными в кулак, выполните поглаживание, растирание и снова поглаживание. Стопа хорошо согревается. Те же приемы выполните на другой ноге.

Специальные упражнения дыхательной гимнастики
Познакомим родителей пока лишь с некоторыми из них, при выполнении которых следует дышать через рот. В паузах между ними и в покое ребенок должен дышать через нос.
Каждому упражнению присвоен буквенный индекс. Их следует запомнить, чтобы правильно расшифровывать комплекс дыхательной гимнастики, приведенный в методической части статьи.
А. И. п.— стоя ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, ладони повернуты вперед, пальцы разведены. Руки скрестить перед грудью, так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно (до боли!) хлестнули по лопаткам с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в и. п. (естественный вдох).
Б. И. п. — стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх - в стороны. Опускаясь на стопы, наклон вперед согнувшись, руки через стороны скрестить перед грудью, хлест кистями по лопаткам с одновременным акцентированным мощным выдохом. Руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам, повторить 2—3 раза (завершая движение акцентированным мощным выдохом). Вернуться в и. п. (естественный вдох).
В. И. п. — стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх-назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперед, хлест руками вперед-вниз-назад, как рубка топором, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в и. п. (естественный вдох).

Приемы, направленные на дренаж бронхов
Достаточно большое число больных детей нуждается и в полноценном дренаже бронхов, поэтому рекомендую включить в программу занятий физкультурой некоторые специальные приемы. Суть их заключается в том, что производится сжатие с большой силой грудной клетки больного в области нижних ребер и диафрагмы. Поэтому эти приемы называют выжиманиями. Часто для выполнения выжиманий необходима посторонняя помощь. Напомню: действие необходимо начинать во время паузы между вдохом и выдохом.
ВЫЖл-1 (выжимание лежа, самостоятельно). И. п.— лежа на спине. На счет 1 подтянуть бедра к груди, руками обхватить голени (мощный выдох). На счет 2—7, с силой прижимая руками голени, продолжать и завершить выдох. На счет 8 вернуться в и. п. (вдох, максимально выпячивая живот). Затем хорошо откашляться.
В случае особых трудностей с выделением мокроты следует на предельной глубине выжимания 2—3 раза подкашлянуть.
ВЫЖл-2 (выжимание лежа, с посторонней помощью). То же, что и при ВЫЖл-1, но родитель с силой давит на голени, соразмеряя свои усилия.
...Вспоминается такой случай. Переоценил Борис Черток свои силы в беге, что вызвало серьезный бронхоспазм. Нужна скорая физкультурная помощь! Что выбрать для него? ВЫЖл-2! По 15—16 сек. выжимаю мальчика, раз, другой, третий. С кашлем началось выделение мокроты. Затем меня сменил его отец. Делает выжимание, да, видно, щадит ребенка: перестала выделяться мокрота. И тут Боря руками стал отчаянно стучать по кушетке: мол, сильнее жми, папа! Таким образом за несколько минут удушье было купировано.
ВЫЖст (выжимание стоя, самостоятельно). И. п.— выпад правой ногой, левая нога, выпрямленная, сзади, носком наружу, правая рука, согнутая в локте под прямым углом, на уровне подреберья плотно прижата к телу, левая рука прижата к правой и кистью держит локоть правой руки (рис. 4). На счет 1 — резкий наклон вперед, с силой прижимаясь левой рукой к верхушке правого бедра с одновременным мощным выдохом. На счет 2—7 продолжать и завершить выдох (рис. 5). На счет 8 вернуться в и. п. (вдох, выпячивая живот, и откашливание). То же левой ногой.
Бег трусцой с чередованием естественного и выраженного диафрагмального дыхания.
Последовательно на бегу выполняются три очень глубоких выдоха с предельным напряжением мышц брюшного пресса, стараясь при этом выполнить максимальное количество шагов. При вдохе (совершается за 2—3 шага) обязательно выпячивание брюшной стенки. Затем следуют 30 сек. спокойного бега и нормального, естественного дыхания. При тахикардии в покое к бегу можно приступать при пульсе не выше 100— 110 уд/мин. Дышать при этом ртом.
Ходьба с чередованием естественного и выраженного диафрагмального дыхания с откашливанием
В медленной ходьбе выполнить выдох предельной глубины и продолжительности (например, на 10—12 шагов), затем, приставляя ногу, вдохнуть, выпячивая живот, и откашляться что есть силы. Повторить упражнение 3 раза, а затем спокойно идти и естественно дышать полминуты.
Комплексный уход за больным после засыпания и в ночные часы
Для абсолютного большинства читателей выдвигаемые требования к практике ухода за больным ночью кажутся поначалу излишними. Но они обретают и горячих последователей, как только становится ясно, что болезнь-то не дремлет, а потный ребенок столько раз подвергается воздействию инфекции, сколько оказывается во власти озноба. Так что и ночью за больным необходим уход. Он заключается в следующем. Ровно через час после засыпания, когда больной сильно пропотеет, отправьте занемогшего под душ приятной температуры на 5—8 мин., прибавьте, пожалуйста, к этой процедуре и контрастное обливание, дозируя его строго по самочувствию, если к моменту заболевания ледяной водой уже пользовались. Еще стоя под душем, посредством массажа лица, промывания носа и полоскания горла больному следует восстановить носовое дыхание. Затем уложите его в свежую постель. В крепком сне больного в последующие часы можете не сомневаться. Однако, если через некоторый промежуток времени вновь возникла похожая ситуация, повторите все сначала.

Физкультура при остром насморке
Рекомендации для тех, кто всерьез занимается физкультурой или спортом и не имеет при этом хронических очагов инфекции органов дыхания. План ежедневных занятий с ребенком с момента заболевания и до полного исчезновения тревожных симптомов ринита может быть таким.
В часы бодрствования следует прежде всего постоянно находиться в одежде, надежно защищающей организм от озноба.
Хорошим массажем лица в комплексе с водными процедурами, производимыми холодной водой, непрерывно поддерживать относительно свободным носовое дыхание, очищать придаточные пазухи носа от вредных накоплений. Эти важные процедуры можно выполнять до получаса.
Растирать спину ладонью догоряча. Желательно каждый час.
Через каждые 2 часа принимать комфортный душ 5—8 мин. и контрастное обливание. В последующие полчаса особенно тщательно защищать больного от озноба (платок на голову, теплая постель или теплая одежда).
При удовлетворительном самочувствии можно провести получасовую тренировку на свежем воздухе, особенно на морозе, при частоте сердечных сокращений 140—150 уд/мин, ее следует рассматривать как одно из целительных средств. При этом дышать нужно ртом.
Растирание подошв ног догоряча и смена носков обязательны.
Ночью.
Жар, пот, затруднения или невозможность носового дыхания — все эти симптомы по отдельности или вместе взятые должны заставить немедленно поднять ребенка, принять комфортный душ, сделать ему массаж лица, контрастное обливание и все те процедуры, какие положено делать после массажа лица.
Только так через несколько суток ребенок может вновь стать здоровым.
Рекомендации для незакаленных и часто болеющих детей. План ежедневных занятий физкультурой с момента заболевания, рассчитанный на месяц.
От подъема до отбоя.
Растереть тело сухим банным полотенцем, затем тепло одеться.
Массаж лица. 4 раза по полной программе, в сочетании с умыванием лица, промыванием носа и полосканием горла холодной водой. В случае выраженного отека слизистой носа после завершения процедуры следует дополнительно помассировать крылья носа, чтобы восстановить хотя бы частично способность к дыханию носом.
Снять рубашку и майку. Массаж грудной клетки — 10—12 мин. Вновь одеться. Массаж лица. 2 раза или больше, если не удастся восстановить относительно свободное дыхание носом. Здесь и в дальнейшем пользование холодной водой обязательно.
А, Б, В — по 6 раз. Ходьба — 2 мин. Бег трусцой — 2 мин. Ходьба — 2 мин. ВЫЖст — по 3 раза на правую и левую ноги. По 5—6 сек. Комфортный душ — 5—8 мин. Всегда использовать это время и для массажа лица.
Бодрствование в теплой постели, будучи хорошо одетым,— 30 мин. Растирание сухим банным полотенцем. Каждые 2 часа принимать комфортный душ. Во избежание озноба тщательно одеваться.
Постоянно восстанавливать известными приемами носовое дыхание и прочищать придаточные пазухи носа.
Отрабатывать в ходьбе диафрагмальное дыхание и откашливаться.
По желанию выполнять известные упражнения дыхательной гимнастики и приемы ВЫЖ.
Сохранять спину горячей.
Тщательно ухаживать за ступнями ног.
Ночью.
Ухаживать за больным, как описано выше.
По истечении 7—10 дней занятий домашней физкультурой при удовлетворительном самочувствии полезно приступить к легким тренировкам на свежем воздухе через день. Утром, сразу же после массажа и дыхательной гимнастики, нужно одеться по погоде, выйти на улицу и выполнить следующую программу:
Бег трусцой — 5 мин. Ходьба — 2 мин. ВЫЖст — 2 серии по 3 раза на правую и левую ноги. По 6—7 сек.
Затем, по возможности, повторить эту комбинацию 1—2 раза.
Борис ТОЛКАЧЕВ,
кандидат педагогических наук


АЗБУКА НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА

Среди множества спортивных игр, которые придумали люди, чтобы разнообразить свою жизнь, одна из самых популярных — настольный теннис.
Настольный теннис служит укреплению здоровья человека, вырабатывает у него такие качества, как ловкость, глазомер, быстроту мышления,— то есть все то, что и в дальнейшем пригодится в обыденной трудовой жизни.
Ныне настольный теннис признан олимпийским видом спорта, и интерес к нему, несомненно, будет расти год от года. Наверняка и среди вас появятся мастера, но прежде чем осваивать новинки техники и тактики, надо хорошо усвоить основы, складывающиеся в первую очередь из знаний правил игры.
Основные правила настольного тенниса несложны. Мяч вводится в игру подачей, он должен попасть на сторону противника, предварительно ударившись о стол на своей половине. Подачу производят поочередно каждый из игроков, по пять раз подряд. Партия продолжается до тех пор, пока один из соперников не наберет 21 очко, у противника должно быть как минимум на 2 меньше. Например, 21:19, если же счет будет 21:20, то игра продолжается до счета 22:20, и т. д.
Ответный удар игрок может произвести только после отскока мяча на своей половине. Если это условие не выполнено, очко потеряно, оно выигрывается соперником. Конечно, всего, что может произойти в игре, предвидеть нельзя. Но основные положения правил нужно запомнить твердо, как таблицу умножения. И еще один совет: никогда не превращайте игру в пустое словопрение из-за каждого очка. Существует незыблемое правило, утвержденное и подтвержденное самой жизнью: побеждают в спортивном поединке. Побеждает сильнейший.
Хочу предупредить: если вам довелось видеть игру мастеров — в спортивном ли зале, в кадрах ли кинохроники — и какие-то действия опытных теннисистов произвели на вас особенно сильное впечатление, не пытайтесь сразу повторить их. Брать пример с лучших, конечно, надо, но вот копировать кого-то никогда не следует. У каждого свой характер, свои физические данные. Так что сразу возьмите за правило идти в спорте своей дорогой. А начинать надо, конечно же, с простейшего.
Тотчас возникает вопрос: как держать ракетку (обычно говорят — какая хватка ракетки). Существуют две разновидности хватки: так называемая европейская, когда ракетка расположена горизонтально относительно плоскости стола, и азиатская, вертикальная. Еще ее называют хваткой «пером», потому что ракетка удерживается пальцами точно так же, как ручка с пером при письме.
Какому способу отдать предпочтение? Какой лучше? Я бы ответил так: оба лучше. Хорошо известно, что многие мастера Японии и других азиатских стран добивались выдающихся успехов, играя «пером». Но отличных результатов достигли и многие спортсмены, применявшие европейскую хватку. Так что успех предопределяет не то, как держать ракетку, а кто ее держит, в чьих руках она находится.
Конечно же, достоинства есть и у той, и у другой хватки: при европейской хватке ручку ракетки обхватывают тремя пальцами, указательный вытянут вдоль края ракетки, а большой расположен на другой, открытой стороне и слегка соприкасается со средним пальцем. Эта хватка подходит для выполнения как разнообразных атакующих, так и защитных ударов.
При хватке «пером» удобнее принимать мячи, летящие близко от корпуса. Кроме того, при азиатской хватке появляется больше возможностей для энергичной работы кисти руки.
Чтобы легче и быстрее найти свой собственный стиль, «приручить» ракетку, чтобы она стала словно кисть в руке художника, можно использовать различные упражнения. Их можно выполнять самостоятельно и где угодно: в спортивном зале, дома, на прогулке, в лесу. Например, жонглирование мячом. Только, разумеется, не рукою, а ракеткой. Сначала одной ее стороной, затем другой, поочередно; встаньте у стенки и поиграйте с мячом как можно дольше: потом посылайте мяч в стенку, предварительно ударив его об пол; встаньте с товарищем друг против друга и проведите эдакий волейбольный матч ракетками для настольного тенниса. Эти упражнения особенно хороши при разучивании европейской хватки (рисунок вверху).
Если же вы решили овладеть хваткой «пером» (рисунок внизу), то особое внимание уделите игре у стенки. Здесь очень важное значение придается правильной стойке, умению быстро перемещаться: при хватке «пером» играют лишь одной стороной ракетки, и дотянуться до мяча, если он ушел резко в сторону, труднее, чем ракеткой, развернутой в горизонтальной плоскости.
По опыту знаю, многие скажут: зачем нужно подбрасывать мячик? Пустая трата времени. Надо сразу выходить к столу и играть.
Что бы там ни говорили, а любая игра с соперником — это уже состязание. Ответственное дело. К нему надо хорошо подготовиться. Можно, конечно, и поиграть у стола. Но без счета.
Какие же упражнения наиболее целесообразны для подготовки теннисиста? Вернее, какой должна быть их разумная дозировка, ибо, в принципе, все они по-своему нужны и хороши.
Предлагаемые мною упражнения нетрудно усложнить, разнообразить, используя их различные сочетания.
Можно заниматься во дворе дома, на пляже — где угодно, даже дома. Полезно «поиграть» более тяжелой ракеткой весом от 0,5 до 1,5 кг.
Привожу ряд упражнений, которые помогут овладеть мастерством теннисиста.
1. Упражнения со скакалками.
Прыжки в быстром темпе — 3 раза по 15 сек.; 2X60 сек., между прыжками выполняя два или даже три оборота скакалками; в среднем темпе — 2X3 мин., вращая скакалки назад. Наклоны, повороты со скакалками.
2. Упражнения с теннисными мячами (в парах).
Ловля и броски мячей двумя руками, одной рукой; стоя лицом к стене, отбить игровой рукой серию мячей (12—15 м); партнер бросает мяч сзади из-за спины; броски мячей в цель.
3. Упражнения с набивными мячами (вес 1, 3, 5 кг).
Броски мяча от груди; из-за головы, снизу, спиной к основному направлению, имитирующие накат справа, имитирующие накат слева, сидя лицом друг к другу (количество бросков за 1 минуту), в прыжке.
4. Упражнения с резиновым бинтом.
Резина сильно растянута. Имитация ударов справа, слева. После удара рука должна тотчас вернуться в исходное положение.
5. Упражнения с гантелями.
Имитация наката справа и слева. Имитация других, уже хорошо разученных ударов. Комплекс общеразвивающихся упражнений с гантелями.
Для теннисиста важное значение имеет хорошая подвижность пальцев и кисти руки. Как развить их? Надо просто «поиграть» пальцами, подирижировать воображаемым оркестром. Обычно это всегда сразу и хорошо получается у девочек. Ну а мальчики могут поучиться у них.
И, кроме того, лыжные прогулки, бег, игры. Их дальность, продолжительность? Покуда нравится, приносит радость, «мышечную радость». Хотя, конечно, приседания, подскоки, наклоны, сгибания и разгибания нередко бывают нужными и в то же время утомительными. Но ведь и играть гаммы, заучивать иностранные слова, учиться ходить в ногу — далеко не всегда такое увлекательное занятие.
Может случиться, что, сравнивая результаты в тех или иных упражнениях с достижениями товарищей, кто-то огорчится: плохо у меня получается, у других — куда лучше. А занимаются не больше моего. Не стоит расстраиваться. Обучение мастерству у разных людей проходит по-разному. Я, например, впервые взял ракетку в руки в 12 лет и за 5 лет прошел путь от новичка до мастера спорта СССР. Так что вывод напрашивается сам собой: все дело в объеме труда, в намеченной и ясно видимой цели.
Труд предстоит большой, ведь в настольном теннисе существует более двадцати различных ударов. Но есть основные удары, которые следует выучить и хорошо знать.
Новичок, как правило, начинает с простейших: подставки, толчка. О них подробно говорить не приходится. Ракетка подставлена перед летящим мячом. Он об нее стукнулся и полетел обратно. Вот и подставка. Ну а если двинуть ракетку вперед, чтоб посильней отбить мячик, то получится толчок. Однако и эти удары необходимо разучивать. Порою они обеспечивают выигрыш очка, так сказать, путем наименьшего сопротивления.
Существуют и более сложные удары. Например, накат. Это удар, при котором ракетка наклонена вперед от игрока и как бы поглаживает мяч сверху, заставляя его вращаться во время полета. Отскок от такого удара высокий и резкий.
Картина меняется, если применен удар подрезкой. В этом случае ракетка наклонена к игроку, она словно подрубает мяч снизу, отчего он приобретает обратное вращение. Отскок в подобном случае получается низким и слабым. В общих чертах расскажу об этих ударах.
Основная цель одного из главных атакующих ударов — наката — обеспечить высокую точность попадания мяча в намеченное место, причем послать его с достаточно большой скоростью.
Ракетка при этом движется вверх-вперед и наносит удар по верхней боковой половине мяча (в случае его верхнего вращения, когда противник тоже послал мяч накатом) или по нижней боковой половине мяча (в случае попутного вращения, когда противник мяч подрезал).
При ударе накатом справа исходная стойка такова: ноги на ширине плеч, немного согнуты в коленях, левая чуть выдвинута вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги. Туловище слегка наклонено влево к столу, рука с ракеткой отведена вправо-назад для замаха. Она начинает движение, когда ноги, ракетка и приближающийся мяч образуют как бы равносторонний треугольник. Удар наносится в высшей точке отскока мяча, после чего рука отводится влево-вверх.
В момент контакта ракетки с мячом предплечье как бы обгоняет мяч. Ракетка движется по дуге, постепенно меняя угол наклона, в результате чего получается «обкатывание» мяча сверху.
В процессе удара тяжесть тела перемещается на левую ногу. После выполнения наката следует немедленно занять исходное положение. Другими словами, «выйти» из удара не менее важно, чем «войти» в него.
Основная цель подрезки — возвращение мяча на половину стола соперника с придачей ему нижнего вращения и низкой траектории полета. Этот прием обычно используют при защите.
В исходном положении игрок стоит практически лицом к столу, слегка выставив вперед левую ногу, рука выполняет замах назад-вверх и затем движется вперед-вниз. В момент удара мяча о ракетку, которая обращена открытой стороной вверх, рука слегка согнута. После удара ракетка немного провожает мяч, а затем уходит влево-вперед-вниз.
Угол наклона ракетки (по отношению к горизонтальной плоскости) в момент удара может быть от 0 до 90 градусов и зависит от того, какое вращение придал мячу соперник и что намерен сделать игрок, производящий подрезку. При очень сильных верхних вращениях и подрезка должна быть очень резкой, а направление ракетки почти вертикальным.
Сила удара при подрезке существенно зависит от встречной скорости мяча и расстояния от стола, где он принимается. При приеме «глубоких» мячей слева приходится сильно вытягивать руку, что вынуждает резко поворачиваться к столу правым боком, а иногда и становиться к нему спиной. Это, конечно, опасно, поэтому принимая такие мячи, важно своевременно занять удобную позицию.
Мне кажется, что самому осваивать технические элементы сложно. И роль тренера здесь весьма существенна. Он должен не только разъяснить особенности изучаемого приема, но и помочь воспитаннику оценить качество имитационного движения. При этом на первых занятиях целесообразно прибегнуть к методу, который можно назвать «рукою тренера».
Тренер, стоя позади обучающегося, берет его за кисть правой руки своей рукой и, принимая мяч, посылает его на ту сторону стола — постоянно в одно и то же место. Перемещений в подобном случае делать не следует, они нежелательны, и об этом должен помнить подыгрывающий спортсмен. Тактическое мышление приходит позже, по мере овладения техникой, и на первых порах решать сразу две задачи трудно.
Хотелось бы остановиться еще на двух вопросах — специальном, так называемом теннисном внимании и обучении игре в настольный теннис на носках.
Специальное внимание к действиям соперника вырабатывается с помощью применения очков без стекол, в которых заклеена нижняя половина. Играя несколько минут в таких очках, спортсмен не видит своей половины стола и должен внимательно следить за движением ракетки противника, чтобы предугадать, в какую точку стола упадет мяч, и отразить его.
Чтобы приучить спортсмена играть на носках, мелом натирают заднюю часть подошвы его обуви и дают задание играть 2—3 мин., не касаясь при этом пола пятками.
В заключение, ребята, хочу выразить надежду, что такие, в общем-то не слишком сложные по исполнению, приемы, помогут вам разнообразить игру, интереснее проводить тренировки и тем самым повысить класс своей игры.
Анатолий АМЕЛИН,
мастер спорта международного класса


•ФИЗ• ОТВЕЧАЕТ

Решили подарить сыну компас. Но кроме сведений о том, как им пользоваться, не можем рассказать ничего интересного.
(Алябьевы, Владимир)

Компас поможет определить стороны горизонта. Для этого нужно отпустить тормоз. Спустя несколько секунд стрелка перестанет колебаться и расположится так, что белый конец укажет направление на север, а противоположный — на юг. Направления на запад и восток будут перпендикулярны стрелке и находятся слева и справа от нее.
С помощью компаса можно легко вычислить азимут, а значит, и сделать первые шаги на пути самостоятельного туризма. Азимут — это угол между направлением магнитной стрелки компаса на север и направлением на заданный ориентир. Этот угол измеряется в градусах по ходу часовой стрелки. Если, например, одинокое дерево у реки, которое вы видите с высокого берега, находится от вас на северо-западе, то азимут на него будет равен 330°. Направление на юг соответствует азимуту 180, на запад — 270, и на восток — 90°.
Без преувеличения можно сказать, что карта — самый верный проводник в походе. Научившись ее «читать», легко определить характер местности, выбрать правильный, экономичный и интересный путь движения. Хорошая карта расскажет о дорогах, мостах, реках, о том, как пройти к населенным пунктам, где можно сделать привал, где придется идти в гору и какой лес встретится на пути. Карта — это миниатюрное изображение местности, выполненное как бы с птичьего полета. Однако одни птицы летают выше, другие ниже, и подобно этому карта может быть более или менее подробной. Все зависит от масштаба. Для туристских походов наиболее подходят карты и схемы масштаба 1:100 000, т. е. 1 см на карте соответствует расстоянию в 1 км на местности. Для соревнований по ориентированию используют более подробные карты масштабов 1:20 000 и 1:15 000, т. е. в 1 см карты «укладывается» соответственно 200 и 150 метров местности.
Об этом и многом другом, что может заинтересовать любителей пеших туристских походов и спортивного ориентирования, вы сможете узнать, прочитав книгу Б. И. Огородникова «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО».


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz