каморка папыВлада
журнал Физкультура и здоровье 1984-02 текст-1
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 29.03.2024, 16:34

скачать журнал

страница следующая ->

ФИЗКУЛЬТУРА и ЗДОРОВЬЕ
ВЫПУСК ВТОРОЙ 1984

• ЗАКАЛИВАНИЕ И БЕГ БОСИКОМ
• АЗБУКА НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА
• ГИМНАСТИКА ФОНДЫ
• МАССАЖНАЯ ДОРОЖКА
• ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ
• ОТВЫКАНИЕ ОТ КУРЕНИЯ
• ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ


ББК 75.0
Ф50
ФИЗКУЛЬТУРА и ЗДОРОВЬЕ
ФИЗКУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ
МАССОВОЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ВЫПУСК ВТОРОЙ 1984
Редакционная коллегия: С. М. Вайцеховский, В. К. Велитченко, Р. Г. Жбанков, Т. В. Козлова (редактор-составитель), З. И. Кузнецова, А. П. Лаптев, В. В. Михайлов, В. П. Некрасов, И. А. Тер-Ованесян, В. Л. Штейнбах
Оформление и макет художника А. Стукова
Рисунки художников: О. Теслера, В. Ткачева
Фотографии: Р. Максимова, Ю. Соколова, И. Короткова, В. Хетагурова
Заведующий редакцией В. Л. Штейнбах
Редактор Т. В. Козлова
Художественный редактор В. А. Жигарев
Технические редакторы: Т. Ф. Евсенина, О. А. Куликова
Корректор Р. Б. Шупикова
МОСКВА
«ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ»
1984


В ВЫПУСКЕ ЧИТАЙТЕ:

П. СМОЛЬНИКОВ
«Мы любим бегать босиком...» ....... 3

В. САЛЬНИКОВ
Так здорово — плавать .......... 10

Б. ТОЛКАЧЕВ
Чихайте на здоровье ........... 15

А. АМЕЛИН
Азбука настольного тенниса ........ 18

Д. ФОНДА
Моя система упражнений ......... 23

А. ЛАПТЕВ
Познай себя .............. 34

Е. ЧЕН, А. СИНЯКОВ
Все начинается с бега ........... 38

Д. ДЕНИСКИН
Ваш домашний стадион .......... 42

М. СТОППАРД
Тем, кто собирается бросить курить ..... 44

В. ЗЕЛЬДИН
Свидание с солнцем ........... 48

Т. ЛЫКОВА
Лекарство для здоровых и больных ..... 54

Г. ШВЕЦ
Люблю парус ............. 56

И. КОРОТКОВ
Игры на лыжной прогулке ......... 59

В. ЛЕВИ
О «Петухах» и «Овцах» .......... 62


ИБ № 1636. Сдано в набор 02.07.84. Подписано к печати 11.10.84. А 02991. Формат 84Х108/16. Бумага офс. № 1. Гарнитура «Журн. рубл.». Офсетная печать. Усл. п. л. 6,72. Усл. кр.-отт. 28,56. Уч.-изд. л. 11,07. Тираж 200 000 экз. Изд. № 7444. Зак. 2833. Цена 1 р. 10 к. Ордена «Знак Почета» издательство «Физкультура и спорт» Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 101421, Москва, Каляевская ул., 27. Ленинградская фабрика офсетной печати № 1 Союзполиграфпрома Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 197101, Ленинград, П-101, ул. Мира, 3.

Ф 4201000000—182 / 009(01)—84 57—84
© Издательство «Физкультура и спорт», 1984 г.


ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - НАШЕ БУДУЩЕЕ

Нет у нас заботы более важной и ответственной, чем воспитание детей. Кем бы человек ни был, где бы ни трудился, он всегда проявляет высокое чувство гражданства — ответственность за судьбу подрастающего поколения.
44,5 миллиона детей сидят ныне за партами, более 12,5 миллиона посещают группы продленного дня, и школа становится их вторым родным домом. Это наши с вами дети и внуки. Неудивительно, что обсуждение проекта ЦК КПСС о школьной реформе вылилось поистине во всенародную дискуссию, в которой, казалось, участвуют все — родители, педагоги высшей школы, хозяйственные руководители, колхозники, домашние хозяйки, даже студенты и сами школьники. Ныне Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы вступили в силу. Они одобрены апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС и первой сессией Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва.
Реформа призвана, говорится в постановлении Пленума ЦК КПСС, поднять работу общеобразовательной и профессиональной школы на качественно новый уровень, устранить недостатки, имеющиеся в ее деятельности, обеспечить глубокое овладение учащимися основами наук, формирование у них прочных коммунистических убеждений, трудолюбия, нравственной чистоты, воспитание в духе любви к нашей социалистической многонациональной Родине и готовности к ее защите, в духе пролетарского интернационализма.
Но у каждого нашего гражданина и свое заинтересованное отношение к реформе школы, каждый выработал свое продуманное мнение. Создана поистине необъятная педагогическая поэма. Поводов для беспокойства о воспитании детей, особенно физическом, к сожалению, предостаточно. Не все выпускники школ, к примеру, могут избрать любую профессию, выбор ее нередко ограничивает состояние здоровья, недостаточная физическая подготовленность. Да и в процессе учебы дети и подростки нередко оказываются неспособными к большим и умственным и физическим нагрузкам в силу малой своей работоспособности. А если к этому добавить, что 18 нетрудоспособных дней в году приходится в среднем на одного школьника, 6 — на студента, а в результате — 11 на каждого взрослого работающего человека, то задуматься есть над чем.
Реформа школы подвела итоги всенародного обсуждения, и веское слово в них принадлежит прежде всего тем, кто многие годы вел неустанный поиск наиболее совершенных средств и методов преподавания в школе, в том числе и физкультуры, кто выверял параметры оздоровительного режима детей, а в конечном итоге заботился о главном — создании наиболее благоприятного для здоровья детей климата нашей школы.
Корреспондент «ФиЗ» обратился к заместителю директора Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, профессору Сергею Михайловичу Громбаху с просьбой ответить на некоторые вопросы, касающиеся перестройки школы.
— Уважаемый Сергей Михайлович, хотела бы спросить, как вы представляете одно из важнейших нововведений реформы, подобно которому не было еще в нашей школе, а именно — ежедневные занятия всех учащихся физической культурой?
— Во-первых, должен сказать, что это меня очень радует. Еще первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко говорил: ни дня без физкультуры. Ежедневные занятия физкультурой (не уроки — занятия) означают, что речь идет о подлинно массовой физкультуре. О том, что отныне педагоги должны будут обратить самое серьезное внимание на всех детей, а не только на перспективных в спортивном отношении — на всех детей, без исключения.
Во-вторых, школа с ежедневными занятиями физкультурой, если проводить их на базе школы, со временем должна быть односменной. Но одно из главнейших достоинств реформы состоит в постепенности перестройки. Основные мероприятия, в том числе и по физкультуре, намечено осуществлять поэтапно.
Что же касается первых шагов на этом пути, которые необходимо сделать уже сегодня, — это прежде всего отказ от традиционных взглядов на то, скажем, что проводить уроки лучше всего в спортивном зале. Хотя и предполагается создать для ежедневных занятий необходимые условия.
Исследования сотрудников нашего института показали, что идеально все занятия проводить на свежем воздухе: пришкольных площадках, соседних стадионах. Даже в плохую погоду, даже когда температура опускается ниже нулевой отметки. Надо только, чтобы школьники были соответствующим образом одеты. За это в ответе не только педагоги, но и врач школы.
— Достаточно ли эффективен нынешний оздоровительный режим школьника и каков наиболее рациональный распорядок школьного дня?
— Многие годы сотрудники нашего института в союзе с педагогами работали над определением норм учебной нагрузки в школе и дома, режимами дня школьников разного возраста. Наблюдения показали, что, например, на шестом уроке утомление нарастает уже не плавно, как во время предыдущих пяти, а резко, скачкообразно, поэтому занятия становятся малопродуктивными. Приятно, что результаты наших исследований были учтены в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Решено устранить перегрузку учебных программ и учебников, совершенствовать методику преподавания.
Все это освободит время для отдыха, увлечений детей, занятий физкультурой и спортом. Что же касается последнего, то в школьном расписании уже не первый год официально введены такие малые оздоровительные формы, как гимнастика до занятий, перемены подвижных игр, час физкультуры в продленном дне. Но борются ли работники просвещения за их реализацию? Вспоминаю свое далекое детство, большую перемену, которую мальчишки не мыслили себе без игр, беготни, салочек — и, конечно же, на свежем воздухе во дворе школы. Причин для закрытия дверей школ педагоги выставляют немало, иногда трудно не согласиться с их доводами. Но критерием оценки действий любого работника школы должно быть прежде всего укрепление здоровья детей. Это одно из самых важных мерил работы нашей школы.
— Мы подошли к одной из самых злободневных проблем, проблемы шестилетних, судьба которых вызвала в ходе обсуждения проекта школьной реформы много споров. В них включились родители, педагоги, дедушки, бабушки.
Каково ваше мнение по вопросу обучения детей в школе с 6 лет?
— Должен вначале напомнить мудрый принцип, заложенный в реформе,— постепенность. Переход к обучению детей с 6-летнего возраста будет осуществляться в течение ряда лет начиная с 1986 года. К сожалению, и среди руководителей школ и даже среди работников органов народного образования нашлись горячие головы, и в отдельных районах и даже городах уже попытались привести шестилетних в школы. И что же — парты для них высоки, ноги болтаются, недоставая до пола. Уроки слишком продолжительны, и девочки начинают играть в куклы. Так что школа должна встретить шестилетних детей очень хорошо подготовленной, начиная со специальных программ обучения и кончая специальным оборудованием классных и игровых комнат. Учебный план нынешнего первоклассника не годится для шестилетних, так как в этом возрасте колоссальное значение имеют даже не годы — месяцы разницы. Это относится и к программе физического воспитания. Должна прослеживаться очень четкая преемственность между детским садом и школой. Сейчас разработана новая программа физического воспитания для детского сада, где предусмотрено увеличение, в частности, беговых нагрузок. Школа должна продолжить эту линию. А то ведь раньше получалось, что в первых классах дети теряли многое из уже приобретенных навыков и умений. Не говоря о том, что нормы двигательной активности в первом классе в сравнении с детским садом резко падали.
Если шестилетние садятся за парты, то не только парты должны соответствовать их росту, необходимо сократить продолжительность уроков, вначале, может быть, даже до 30 минут. Здесь должен действовать принцип ступенчатости, следует постепенно доводить и количество уроков до нормы. Можно организовывать для малышей и дополнительные каникулы, скажем в феврале месяце.
Но главное здесь заключается в подготовке и переподготовке педагогов. Сейчас воспитатели детских садов не очень хотят отдавать шестилетних в школу, говоря, что педагоги начальной школы не умеют их воспитывать, а к воспитателям, в свою очередь, предъявляются претензии в неумении обучать.
Кстати, пребывание шестилетних в школе — это, в общем, тот же продленный день, в режим которого на протяжении вот уже нескольких лет введен час физкультуры. Но и воспитателей продленного дня необходимо специально обучать организации этого часа, а может быть, передать проведение занятий специально подготовленным инструкторам из числа студентов, старшеклассников. Решать это специалистам. Такой час может стать полноценным ежедневным занятием физкультурой для 12,5 миллиона школьников из групп продленного дня, а количество их с каждым годом будет расти.
Наша школа всегда отличалась трудовым характером воспитания. В нынешней реформе на эту сторону ее деятельности обращено особое внимание.
— Как, с вашей точки зрения, Сергей Михайлович, готовить детей к производительному труду, в какой степени может помочь в этом физкультура, какова связь между трудовым и физическим воспитанием?
— Могу напомнить, что одним из первых научных институтов, созданных после революции в системе здравоохранения, был институт физкультуры. Характерно, что именно ему в ту пору было поручено разрабатывать и программы трудового воспитания юношества. Так что связь тут непосредственная и не нуждается в пояснениях. К тому же в реформе заложено сближение всеобщего образования с профессиональным. Но хочу выразить беспокойство по поводу того, что как в трудовом, так и в физическом воспитании педагоги переоценивают явления акселерации. Дети стали выше ростом, сильнее, красивее. Но стали ли они выносливее? Взрослее в психологическом плане? Умнее?
Скажем так — стали осведомленнее. А вот, казалось бы, парадокс — уровень заболеваемости детей все еще высок. Причины этого таятся и в малоподвижном образе жизни. Недостаток движений приводит к слабости мышц, потере белка, замене части мышечной ткани жировой, к нежелательным изменениям в деятельности сердечнососудистой системы. Но ведь двигательная активность — это потребность любого ребенка. У физически развитого, тренированного школьника положительные условные рефлексы образуются быстрее, формируются интенсивнее. Устойчивее внимание, лучше память, успешнее учеба. Вот почему физическое воспитание, физический труд имеют также большое значение. Но есть и другая сторона вопроса — посильность нагрузок для детей как при занятиях спортом, так и в трудовом процессе. Труд для детей прежде всего должен быть посильным. Профессиональная ориентация должна включать не только сведения по профессии, но и определять соответствие выбранной профессии здоровью подростка, функциональным возможностям его организма.
— Труд и физкультура, находящиеся в непосредственной близости, не окажутся ли для иных руководителей школ легко взаимозаменяемыми? На уроках физкультуры ведь нередко ремонтируют школьное оборудование, убирают территорию. Как вы к этому относитесь?
— Отрицательно. Как говорили древние: богу — богово, а кесарю — кесарево. Ни дня без физкультуры, но и ни дня без труда — производительного, посильного, осмысленного труда.


В связи с многочисленными запросами читателей сообщаем, что сборник «Физкультура и здоровье» выпускается два раза в год.
Весь его тираж реализуется через розничную книготорговую сеть.


ПЕРВЫЕ ШАГИ

Порой родители ошибочно полагают, что детство - это лишь подготовка к настоящей жизни. Нет, детство, включая самые ранние его периоды, и есть жизнь, нелегкая, полная загадочных происшествий и захватывающих событий. Игры, физические упражнения, спорт едва ли не самое интересное в этой жизни. Заполняя ее, спорт укрепляет здоровье ребенка, развивает его физически и нравственно.

«МЫ ЛЮБИМ БЕГАТЬ БОСИКОМ...»

Был месяц март. Ледяной ветер беззастенчиво выдувал из-под одежды остатки тепла, заставлял прохожих убыстрять шаг. В Москву вернулась зима. И я с облегчением вздохнул, когда нашел нужный мне дом, вошел в теплый подъезд и нажал кнопку звонка.
Дверь открылась. Но мне показалось, что отворилась она не в квартиру, а на улицу — таким холодом потянуло по ногам.
На пороге стояла миловидная женщина в летнем платьице и босиком. Судя по располневшей талии, женщина готовилась стать матерью.
— Здравствуйте!— сказал я, делая вид, что босую беременную женщину на мартовском сквозняке вижу не впервой.— Елена Васильевна?
Женщина кивнула и, мягко улыбнувшись, пригласила войти.
Из комнаты вышел русобородый мужчина в брюках, тонкой рубашке и тоже босиком.
— Владимир Николаевич,— протянул он руку.
Так началось мое знакомство с семьей Козицких.
У Козицких пятеро детей. Три девочки и два мальчика. Возраст — от 8 до 16 лет. Маме с папой нет еще и сорока.
— Не простудится?— спросил я Владимира Николаевича, взглядом показывая на босую маму.
— Что вы!— засмеялся он.— Сейчас в квартире тепло. Все-таки весна на дворе. Зимой у нас температура ниже. И никто никогда не простужается... Попробуйте. Это безобидная процедура.
Я снял ботинки и, оставшись в носках, стал ждать, когда замерзнут ноги. Они замерзли через несколько минут. И я торопливо обулся, малодушно решив, что еще не созрел для такого закаливания.
— Вы замерзли, потому что ждали этого,— входя в комнату, объяснила мой неудачный эксперимент Елена Васильевна.— Были уверены, что замерзнете. Вот и замерзли. Я тоже так начинала. Дети уже бегали босиком по снегу, а я все не верила, что такое возможно Говорила себе: «Я-то обязательно простужусь». Ступала босиком на холодный пол, и через несколько минут в горле начинало першить... Я всегда была очень болезненной. И было трудно поверить, что холод, от которого меня всегда старательно уберегали, может стать лекарством.
— Как же вам удалось преодолеть этот психологический барьер?— спросил я.
— Во-первых, помог пример собственных детей. Во-вторых, я перестала бояться ходить босиком по холодному полу. Сказала себе: «Буду ходить, пока не начну замерзать, тогда надену шлепанцы». Пошла и, к своему удивлению, обнаружила, что не мерзну. От движения по холодному полу ноги даже разогрелись.
Вспомнилось утверждение кандидата технических наук, одного из энтузиастов зимнего плавания Москвы А. Колгушкина, который писал: «Для правильного определения холодовой нагрузки необходимо знать степень закаленности человека. Простых и точных методов определения ее пока нет. Но есть ряд доступных методик, дающих относительно достоверную оценку...» Доступными методиками А. Колгушкин считает измерение кровяного давления, пульса, температуры кожи... Какими методами пользовались Козицкие?
— Главный наш критерий — радость и удовольствие детей,— сказала Елена Васильевна.— Если дети с удовольствием возятся в одних трусиках в прохладной комнате или выбегают на балкон, чтобы кинуть друг в друга снегом, и у них приподнятое настроение — значит, все идет нормально и никакая простуда им не страшна.
— К тому же — никакого принуждения,— добавил Владимир Николаевич.— Никаких обязательных процедур через «не хочу». У ребенка должно появиться желание делать так, а не иначе.
В прихожей хлопнула дверь, зазвенели веселые голоса.
— «Архаровцы» явились,— ласково сказал Владимир Николаевич.— Это наши третьеклассники.
Одиннадцатилетний Игнат, десятилетняя Люда и восьмилетняя Лена учатся в третьем классе. Так уж получилось: Игнат запоздал в школу из-за болезни, Лена, наоборот, пошла раньше.
Сначала в комнату заглянула Люда. В шортах, легкой кофточке и босиком.
— Здрасте,— сказала она, увидев незнакомого человека.
Потом весело поздоровались Игнат и Лена, тоже босые.
— Видите?— сказал Владимир Николаевич.— Придя из школы, они снимают с себя все лишнее. Это естественно для ребенка...
Пять лет назад о такой естественности в семье Козицких только мечтали. Дети болели. Одолевали пресловутые ОРЗ. Они обрушивались на детей зимой и летом, осенью и весной, преследовали их в яслях, детском саду и школе. Лекарства не помогали. Врачи пожимали плечами — обычное явление, все болеют.
Козицкие: мама — научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР и папа — инженер одного московского НИИ — искали выход. Читали руководства и рекомендации по закаливанию, советовались со знакомыми...
— Пытались закаливать детей водой, — вспоминала Елена Васильевна.— Это сложная система. Нужно снижать температуру постепенно на 1—2 градуса. Попробуй уследи, когда их у тебя пятеро. И каждый со своим характером, вкусами... Короче, разуверились мы сначала в одной системе, потом в другой, потому что дети по-прежнему болели. Наверное, это были хорошие системы, но нам они не подошли...
— Или что-то мы не так делали,— добавил Владимир Николаевич.— Я все больше убеждался, что здоровье — от природы.
Потом Козицкие прочитали про семью Никитиных, о том, как они закаливали своих детей. Хочу напомнить читателям, о чем идет речь, приведу небольшой отрывок из статьи Никитиных: «Мы позволили детям ходить босиком сначала в комнате, а потом во дворе, но только недавно узнали, какая это сильнодействующая, простая и экономичная закаливающая процедура, применявшаяся почти повсюду и у всех народов во все времена. На подошвах, оказывается, неизмеримо больше «холодовых» и «тепловых» точек, чем где-либо на поверхности тела, и они мгновенно дают сигналы к запуску всех систем терморегуляции».
Так и хочется воскликнуть: почему же про эту простую и экономичную процедуру молодые мамы не узнают еще до рождения ребенка, почему ее широко не применяют в яслях, детских садах и школах?!
— Особенно меня поразила простота,— сказала Елена Васильевна.— Не надо возиться с градусниками, считать пульс и измерять кровяное давление... Ходишь босиком — и все.
Потом Елена Васильевна познакомилась с Никитиными и повезла к ним детей.
— Дети были в своем обычном состоянии,— вспоминала Елена Васильевна.— Хлюпали носами, чихали и покашливали. Когда подошли к дому Никитиных, кажется, Алеша сказал: «Мама, раздень нас. А то как-то неудобно. Они все в трусах ходят...» Разделись в подъезде. У Никитиных мы провели целый день. Дети увлеченно играли и ни разу не вспомнили про одежду. А мне даже показалось, что у тех, кто сопливился, носы подсохли.
На другой день мама предложила Алеше:
— Хочешь побегать босиком?
— Хочу,— ответил Алеша и разделся.
— Он бегал день, другой, третий, а мы со страхом ждали, что будет, — сказала Елена Васильевна.— Но ничего страшного не произошло. Температура у него была нормальная, и он заметно меньше стал шмыгать носом. Тогда разделись и остальные дети. Прошла неделя-другая — никто не болел. Это было в мае, погода стояла довольно прохладная, и опасения за здоровье детей у нас с папой были.
— Я вообще-то не очень верил в эту затею, — сказал Владимир Николаевич.— Но жена очень загорелась. И я ждал. Вот, думаю, кто-нибудь заболеет, тогда я и скажу ей: что ты делаешь с детьми? Наверное, в душе я консерватор.
Все лето и осень дети бегали босиком, в трусиках, выбегали под дождь — и ничего. Нет, немедленного чуда не произошло. Дети не стали вмиг здоровыми. Случались в тот первый год новой жизни в семье и грипп, и ОРЗ.
— Но болеть они стали по-другому,— сказала Елена Васильевна. — С невысокой температурой в первый день, мало и без осложнений. 3—4 дня, и ребенок идет гулять. Никаких таблеток во время болезни мы им не давали.
Нужно заметить, что и во время болезни Козицкие своих детей не кутали и не прятали от сквозняков. У девочек на вешалке висели халатики, у мальчиков — свитера и куртки. Хочешь — надевай, не хочешь — продолжай ходить в трусах и майке. Когда вызывали врача, тот удивлялся и выговаривал родителям:
— Врача вызвали, а дети раздетые...
Елена Васильевна улыбнулась и пояснила мне:
— Мы считаем, что уровня, которого ребенок достиг в закаливании, можно придерживаться и во время болезни. Продолжать тот же образ жизни. Привык ребенок бегать по квартире в трусиках, пускай бегает и с температурой в той же форме одежды.
Прошел год. На следующую зиму дети стали выходить босиком на снег. А в кедах и трусиках играли на снегу по 30—40 минут. Сердобольные соседи вздыхали и осуждающе качали головой:
— Отец с матерью, видать, все пропивают. А дети зимой голыми бегают.
Даже сигналы в милицию были. Приходили проверять «бессердечных» родителей.
В ту зиму дети забыли, что такое ОРЗ, воспаление среднего уха и т. д. После второй зимы начали бегать по утрам. Все вместе. Часть дистанции пробегали босиком. С весны к детям присоединилась мама. Потом папа. Сейчас с удовольствием бегают вместе целый час.
— На меня все время оказывали психологическое давление,— улыбнулся Владимир Николаевич.— Как-никак, вся семья бегает, а отец в стороне. Дети смотрят, мама нет-нет да и пройдется по твоему адресу. Ну, я и не выдержал. Сначала пошел босиком, потом побежал...
На третью зиму мама искупалась в проруби. Бежали по лесу, а тут «моржи» купаются. Мама разделась и окунулась. А потом спросила детей:
— Кто хочет окунуться?
Захотели все. И все, разумеется, окунулись. Так и повелось: бегут мимо проруби, окунутся, оденутся и дальше. Нынешней зимой даже папу спровоцировали.
Стали наведываться к Козицким и гости. Кое-кто — посмотреть, другие — за опытом. Одна мама привела очень слабенькую, как она думала, девочку. Попросила оставить на недельку. Пускай, дескать, пообщается с вашими детьми, может, и сама поживее станет. А напоследок наказала, со страхом глядя на босые ноги Козицких, гольфики и тапочки не снимать ни в коем случае. Мама — за дверь, а дети затеяли возню. И в первый же час новенькая потеряла один тапок. Завалился куда-то. Ей дали другой, но он не подошел по размеру. Тогда новенькой предложили побегать пока в одном тапке. Это было неудобно. И девочка, махнув рукой на все предостережения, забросила второй тапок. А вместе с ним и гольфы.
Через неделю мамаша застала свою дочку босиком, с румянцем во всю щеку и жизнерадостными искорками в глазах.
— Конечно, одним закаливанием здоровья не сотворишь,— сказал папа Козицкий.— Здоровье держится, если можно так сказать, на трех китах. Это закаливание, физическая нагрузка и рациональное питание. Об этом, оказывается, уже столько написано, что просто удивительно, почему раньше мы не приняли все эти рекомендации к сведению.
В питании Козицких нет ничего особенного. Они не придерживаются какой-то аскетической системы. Едят много овощей и фруктов в сыром виде, в сушеном. Молочные продукты. Каши. Не часто рыбу и редко мясо.
— Стараемся избегать колбас, мясных и рыбных консервов,— сказала мама.— Конфеты и сладости у нас только для гостей. Хотя никто не запрещает ребенку взять конфету, если ему очень хочется. В последнее время Алешка, например, иногда берет.
Вообще, в этом доме никто никому ничего не запрещает. Может, в этом секрет какой-то особенной самостоятельности ребят и убежденности, совсем не детской, в правильности образа жизни. Именно такого. Когда с великим удовольствием едят обыкновенную кашу, запаренную с вечера, а не бабушкины разносолы и печенья.
Эти дети с 5—6 лет самостоятельно ездили на автобусах и троллейбусах, а с 7 — на метро. К ним тянутся ребята со всей округи. У них всегда весело. То Алеша — домашний режиссер — представление организовал, то проводятся соревнования или просто игры на «домашнем стадионе» — так называют оборудованный канатами, шестами и лестницами уголок в квартире.
Здесь и к телевизору почему-то не рвутся. У ребят нет болезненного стремления смотреть все подряд. Его и включить-то забывают.
Наверное, надо обладать недюжинным педагогическим талантом, чтобы вот так, без принуждения убедить ребенка отказаться от тортов, конфет и многочасового дежурства у телевизора. Думаю, многие родители согласятся со мной.
Здоровье — это не просто определенные процедуры и физические упражнения. Здоровье — это образ жизни.
И все-таки сколько людей, столько и точек зрения на здоровье. У каждого свои соображения о том, как питаться, дышать и закаливаться. Свои примеры из жизни родственников или знакомых, зачастую мифических, которые и к чарке прикладывались, и курили, сколько хотели, и физкультурой не занимались, а вот поди же — прожили чуть ли не до 100 лет.
— Опять новая система?— спросил меня один скептик, из всех средств закаливания признающий только холодное пиво.— Теперь это будут Козицкие, понятно. Только не начинай свою статью с удивительно тонкого наблюдения, с которого начинаются все подобные опусы: «Нет человека, который не хотел бы быть здоровым». Что до меня, то я подожду, когда вместо многочисленных рекомендаций появится одна, простая и верная, как таблица умножения. Кстати, мой дед, который и читать-то не умел, прожил... Что, уже слышали? Ладно. Тогда я скажу, чем закончится твое сочинение про Козицких. Чем-нибудь вроде: «Но здоровье не дается даром, оно достигается постоянным трудом над совершенствованием своего организма и повышением его надежности». Разве не так?
Я рассказал про любителя холодного пива Козицким.
— Ему еще не поздно начать ходить босиком,— улыбнулись они.
Финал статьи мы выбрали другой. Семья Козицких охотно подписалась под заявлением семьи Никитиных:
«Здоровье надо и можно завоевать. И для этого есть резервы, колоссальные резервы. Они рядом, их можно пускать в дело и отцу, и матери, и доктору.
Откуда у нас такая уверенность? Ведь мы не специалисты, просто родители. Что мы можем сказать о здоровье? Кто нам дал на это право? Ответим так: это право нам дали наши дети...»
Я бы добавил: ваши здоровые и красивые дети. Красивые той красотой, которую дает только здоровье.
Дома я еще раз перелистал свои записи. И перед глазами встала семья Козицких.
Шестнадцатилетняя Лада, учащаяся педагогического училища. Серьезная и строгая.
Смешливый восьмиклассник Алеша, который собирается стать воспитателем детского сада.
Обидчивый и добрый одиннадцатилетний Игнат.
Увлекающаяся рисованием и игрой на скрипке десятилетняя Люда.
И не дающая спуску мальчишкам, умеющая постоять за справедливость восьмилетняя Лена...
Я вспоминаю их совет:
— Начинайте ходить босиком. Это так здорово! И бегать. Мы любим бегать босиком...
Утром я снял носки и шагнул на холодный линолеум.
Прошел месяц. Надоедливый насморк, который давно досаждал мне, исчез. Я не мерзну. И удивляюсь, как это раньше носил дома обувь.
По вечерам учусь запаривать гречневую кашу.
— Засыпай, каша!— говорю я, как Козицкие, укутывая кастрюлю на ночь.— Засыпай!
А жена смеется.
Пока только смеется...
Павел СМОЛЬНИКОВ

КОММЕНТАРИЙ ДОКТОРА МЕДИЦИНСКИХ НАУК В. МАТОВА
В рассказе о семье Козицких затронуты три важные взаимосвязанные проблемы: закаливание, комплекс средств физической культуры и литература, в которой обо всем этом можно прочитать.
Автор статьи и его герои правильно замечают, что сколько людей, столько и точек зрения на эти актуальные вопросы: у каждого свои примеры, часто и мифические. К сожалению, это случается очень часто и в корне неправильно.
Использование средств и методов физической культуры должно основываться на научных данных, вопрос об их эффективности решает наука и статистика. Опыт одиночек важен тем, что он раскрывает и иллюстрирует эти общие положения. С другой стороны, он может в известной степени отличаться от существующих канонов, что также имеет научное обоснование, поскольку индивидуальные особенности организма достаточно велики.
Данные о закаливании, приведенные в статье, в целом соответствуют научным принципам: ходьба босиком — широко известный и апробированный прием. Козицкие начали закаливаться летом, степень воздействия увеличивали постепенно и т. д. Однако следует учесть, что моржевание можно рекомендовать далеко не всем, и оно не является обязательным компонентом закаливания. К тому же оно требует соблюдения ряда непременных условий, специальной, особенно тщательной подготовки.
Главное достоинство системы Козицких заключается в следующем. В своей деятельности они используют три важнейших компонента физической культуры: физические упражнения, закаливание и рациональное питание. Этим и объясняется положительный эффект их системы. Важно еще одно: Козицкие добились всего эмпирическим путем, избежав при этом, к счастью, ошибок.
Всем, кто собирается обратиться к опыту семьи Козицких, хочу посоветовать, прежде чем начать следовать их примеру, подготовиться теоретически и прочесть довольно обширную, имеющуюся по этому вопросу специальную литературу.


страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz