каморка папыВлада
журнал Читайка 2006-03 текст-1
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.04.2024, 14:14

скачать журнал

страница следующая ->

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Читайка 2006 № 3 март

Читайка и Совёнок приглашают в сказочный мир книги


Андрей УСАЧЁВ
О ЧТЕНИИ

Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И - не сходя при этом с места -
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать - ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ:
За ручку с мамой, после - сами.
Ходить - ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой...
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы
И вы пошли, пошли, пошли -
И слово первое прочли!
От слова к слову - как по кочкам -
Помчитесь весело по строчкам...
И так научитесь читать -
Как бегать,
прыгать...
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы станете как птицы...
Ведь необъятен и велик,
Как небо -
мир волшебный книг!

Художник Евгений СОКОЛОВ


Ежемесячный журнал для детей младшего школьного возраста Издается с 2006 года
Учредители:
Русская школьная библиотечная ассоциация ООО «Школьная библиотека» Издатель ООО «Школьная библиотека»
Руководитель проекта Надежда Михайлова, комитет по чтению Российского книжного союза
Главный редактор Татьяна Жукова
Зам. главного редактора Ольга Чернорицкая
Главный художник Екатерина Петрова
Редколлегия:
Ирина Токмакова
Татьяна Оверчук
Марина Дружинина
Виктор Лунин
Борис Минаев
Виктория Авдеенко
Ольга Полякова
Игорь Сухин
Ирина Тихомирова
Генриетта Граник
На обложке рисунок Екатерины Петровой
Адрес для писем: 109012, Москва, М.Черкасский пер., д. 1/3, комн.437
Тел/факс (495) 230-10-69
e-mail: s-bibl@mail.ru
Рукописи присылать: e-mail: ol-olga@rambler.ru
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Рег. № ПИ ФС77-21537 от 21 июля 2005 г.
Отпечатано в ОГУП "Областная типография "Печатный двор" 432049, г.Ульяновск, ул. Пушкарева, 27. Тираж 3000 экз. Заказ № 619.
Подписной индекс по каталогу «Роспечать» - 20246
Журнал выпущен при поддержке Российского книжного союза и ОЦ «Московский дом книги»


В НОМЕРЕ:

Ольга Чернорицкая. Чтение - это состояние души..2
Дорога к книге
Генриетта Граник, Ольга Соболева.
Путешествие в страну книги.....................................4
Читайкины сказки
Ольга Полякова.
Сказка о том, как Змея Горыныча лечили..................6
Литературные игры
Анна Новомлинская. Проба пера...........................9
Познавательные Читайкины сказки
Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква А............12
«Раз - словечко, два - словечко...»
Людмила Уланова. Поэтический мастер-класс ... 14
Галерея литературных героев
Владимир Бредихин. Букины секреты.................18
Читайкины стихи
Максим Соболев. Воробышек.............................20
Марина Дружинина. Бегемот...............................21
Транспортный спор-клуб
Вячеслав Гершов. Подводная лодка....................22
Ольга Чернорицкая. Велосипед..........................23
Читайка на кухне
Ольга Шальнёва. Готовим бутерброды................24
Полезные вещи
Вячеслав Гершов. Электроприборы (загадки)......28
Фантазилия
Олег Кургузов. Самая короткая история.................29
Поиграем!
Игорь Сухин. Викторины и тесты..........................30
Что читать
Михаил Яснов. Про Андрея Усачёва.....................32
Мариэтта Чудакова. Как я научилась читать........35
Зоология в сказках
Валентин Постников. Могут ли у льва быть уши
больше, чем у зайца?............................................36
Весенние Читайкины стихи
Гай да Лагздынь. В мамин праздник....................40


Ольга ЧЕРНОРИЦКАЯ
Чтение — это состояние души

Как-то раз Читайка пришел в библиотеку в скверном состоянии духа. Он никак не мог найти ни нужную книгу, ни заветное дупло с Совёнком. Более того, ветви сказочного леса хлестали его по щекам, а иголки сказочных сосен впивались в кожу.
- Совёнок! - крикнул, отчаявшись, Читайка. - Где ты?!
- А зачем тебе Совёнок? - послышалось из дальнего угла. - Ты же все равно его не увидишь и не услышишь.
- Он что, стал невидимый и неслышимый?
- Нет, это ты сегодня невидящий и не слышащий, потому что у тебя СКВЕРНОЕ НАСТРОЕНИЕ. Оно сидит у тебя на шее и закрывает твои глаза - руками, а уши - ногами. Поэтому ты сегодня невнимательный и неудачливый.
- А ты кто? - спросил удивленный Совёнок.
- Я - Книжная Пыль! Завожусь на книгах и в книгах, когда люди перестают их читать. А перестают они их читать, когда на шее крепко-крепко сидит такое настроение. Оно воет, стонет, всячески отвлекает и занимает только собой.
- И как его прогнать?
- А зачем его прогонять? Если у тебя (а затем и у всех) будет хорошее настроение, люди захотят духовной пищи, кинутся все в библиотеку, расхватают книжки. И где мне, спрашивается, тогда копиться? На пустых полках?
- А ты не копись. Зачем нужна пыль?
- Ну как же! Я - показатель победы НАСТРОЕНИЯ над человеком.
- Тебе здесь не место! Уходи!
- Ишь, раскомандовался!
Тут Читайка понял, в чем дело. Он распрямил спину, сделал зарядку, взял тряпку и пошел бороться с Книжной Пылью и заодно со своим СКВЕРНЫМ НАСТРОЕНИЕМ. Ух, как он старался! Пыль тоже не сдавалась и играла с Читайкой в прятки. Щеки у Читайки стали розовыми, а настроение - боевым и задорным. Тут и Совёнок подоспел, стал помогать Читайке.
- Я еще вернусь! - сказала Книжная Пыль, улетая в окно.
- Чтение - это состояние души, когда все радует, каждое слово кажется волшебным. И только та книга считается прочитанной, которой удалось поймать такое вот человеческое настроение, - начал читать лекцию Совёнок.
- Совёнок, а почему в кармашках у всех книжек есть сердечки и цветочки, а у этой книги нет?
- Ей просто не повезло. За весь долгий срок ее службы у нее не нашлось ни одного настоящего читателя. Обычно читатели оставляют в кармашке сердечко или цветочек (читательскую улыбку). У нас в библиотеке так заведено. Конечно, оставляют только в том случае, если книжка им понравилась и если они читали ее в счастливом состоянии. Вот и получается, что читателей у книги не больше, чем читательских улыбок в ее кармашке.

Художник Екатерина ПЕТРОВА
Задание: Ребята, какие книги вам удалось прочесть в хорошем расположении духа? Напишите нам о них! На конверте сделайте пометку: сердечко или цветочек.


ДОРОГА К КНИГЕ

Генриетта ГРАНИК, Ольга СОБОЛЕВА
Путешествие в СТРАНУ КНИГИ

Карточка-подсказка
Наше путешествие начинается в Голубой стране. Оказывается, в ней можно разговаривать не только с людьми и зверями, но и с книгами. Пока ты идешь по Голубой стране, ты тоже научишься беседовать с книгой.
Но сначала запомни одно важное слово, которое часто будет встречаться, слово «текст». Текстами называют отдельные истории, которые живут в книге. Это могут быть стихи, сказки, рассказы. А теперь начнем беседовать с текстом.
Когда разговаривают люди, они задают друг другу вопросы, отвечают на них, высказывают свое мнение. Текст тоже может задавать вопросы, отвечать, высказывать свое мнение (а точнее - мнение автора). Вот как это бывает.

ОДУВАНЧИК
Отчего прохладно стало
Одуванчику в бору?
Текст задает вопрос. Вспомни, как выглядит одуванчик, попробуй сам ответить на этот вопрос. Чем больше ответов, тем лучше. А теперь сравни свои ответы с текстом.
Оттого что прошлой ночью
Облысел он на ветру!
Т. Белозеров
После выполнения задания обязательно читай текст целиком.

Ты уже знаешь, что в Голубой стране живут интересные человечки Приставалки. Они все время пристают ко взрослым и друг другу, задают вопросы.
- Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
- Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
- Отчего шоколадки
Не растут на грядке?
- Отчего у птичек
Нет рукавичек?
- Отчего у няни
Волоса в сметане?
- Отчего лягушки
Спят без подушки?
Саша Черный
Тебе нужно подружиться с Приставалками. Для этого придумай как можно больше своих вопросов-приставалок. Напиши Совёнку и Читайке письмо со своими приставалками. Лучшие из них мы опубликуем вместе с ответами Совёнка и Читайки.
На стр. 29 ты можешь прочитать волшебную «отставалку», которую говорят взрослые.

Художник Елена ОВЧИННИКОВА


ЗИМНИЕ ЧИТАЙКИНЫ СКАЗКИ

Ольга ПОЛЯКОВА
Сказка о том, как Змея Горыныча лечили

(Окончание. Начало в №2)
***
Ваня летел так, что ролики едва касались травы. Чисто Поле закончилось, и началось обычное зимнее поле. Холодно стало. Ваня достал из кармана колпак с бубенцами и надел. Своя-то шапка в библиотеке осталась, а уши мерзнут.
Едет Иван и думает: «Должен же этот дурацкий колпак хоть что-то волшебное уметь. Может, он желания выполняет?» Повелел Иван себе лошадь. Нет лошади. Повелел невидимым стать. Не стал. «Чертова шапка! Я же в ней полным дураком выгляжу». И не успел это произнести - глядь, а он уже в тулупе крестьянском, валенках-катанках да рукавицах меховых. Вылитый Иванушка-дурачок. Тепло стало.
А тут как заверещит в кармане телефон, и услышал Ваня голос жены:
- Ванечка, где ты?
- Здесь, тридевятом царстве. Жди меня.
- Над лесом пар столбом стоит, видишь? Я здесь, у Бабы Яги.
Вылетел Иван на поляну. Горыныч глаз приоткрыл: «О, Иван-дурак! Тебе чего?»
- К Яге дело имею.
- Ну, проходи.
Глаз закрылся. В избушке Ваня кинулся Машу обнимать, а та как закричит: «Ты кто такой? Не трогай меня, я замужем».
- Муж я твой, - обиделся Ваня.
- А с виду - Иван-дурак, - не верит Маша.
Тут Иван вспомнил, что он ещё в колпаке, да как гаркнет: «Колпак-колпак, я уже не дурак». Стал снова просто Иваном.
Рассказала Маша о Горынычевом горе. А Ваня-то и говорит: «Это горе - не беда. Меня мама в детстве вязать научила. Давай, Яга, спицы.
- Ха-ха-ха. По рецепту вязать должна Марья-искусница. Ты ж, Ваня, не можешь Марьей-искусницей стать.
- Да запросто! - сказал Ваня. Позвенел бубенцами и пожелал стать Марьей-искусницей.
Глядь, а на том месте стоит красна девица и Ваниным голосом говорит:
- Ну, давайте ваши спицы.
Распахнул Ваня пыльное окно, ухватил щепоткой воздух и потянул. Тотчас воздушная нить образовалась на спицах, и как начали они вязать, только позвякивают. А нить ветерком вьется, ускользнуть норовит, да крепко Ваня ее держит. Связался воздушный шарф, переливается светом. Маша его на шею Горынычу намотала. Та голова и перестала огнем дышать беспрестанно.
А Ваня-искусник из кадки водяную нить вытянул, пиявок вытряхивает да шарфик довязывает. Намотала Маша водяной шарф, и вторая голова выздоровела.
А из очага уж и третья нить к спицам тянется. Обжигает Ваня пальцы, но терпит, вяжет. И огненным шарфом Горыныча укутали.
Поправился трехголовый. А тем временем снег на траву повалил. Горыныч стал сонным, кровь его остыла, и полетел он к себе в нору досыпать.
- Ну, что, Яга, думай, как нам домой попасть. Коньки одни, а нас двое, - обратился Ваня к Бабе Яге.
- А ничего проще нет, родненькие вы мои!
Яга выскочила на крыльцо и лихо свистнула. На свист из лесу вышел огромный медведь.
- Давай, Ивашка, ему свои коньки. Медведи на них ездют. А сами к нему на лапы прыгайте. И тепло, и транспорт.
Так и сделали. Закопались в медвежью шерсть и поехали!
Яга помахала им да в избушку вернулась. Прибрала подальше от любопытных глаз телефон да угольком поярче Ванин номерок обвела, на печи записанный. На помощь прийти обещал, ежели что. Только нужно волшебное слово «Аллё» погромче крикнуть.
***
Медведь из леса коротким путем поехал. Вот уж и опушка скоро. Вдруг послышался волчий вой отовсюду. Испугались Иван да Маша, а медведь говорит: «Не обессудьте, только до Чиста Поля вас довезу. Тридевятое царство заканчивается. Дальше мне нельзя. А волки везде рыщут, еды ищут. Для них запретов нет». Доехали молодожены до Чиста Поля, попрощались с медведем, а волки уже рядом зубами щелкают. Махнул Иван трамвайным билетиком и крикнул: «Трамвай ночной, встань передо мной, как лист перед травой!» И тотчас через все Поле рельсы протянулись, и трамвай открыл двери перед Иваном и Машей. Зашли они. Иван купил билет для Маши. Двери закрылись.
Волки разозлились, догнали трамвай и в окна попрыгали. Боятся добычу упустить. А кондуктор опять в сову обернулась, прикрыла своих пассажиров крыльями, а сама бормочет: «Зайчики в трамвайчике, зайчики в трамвайчике» и хохочет-ухает. Остановился трамвай на другом конце Чиста Поля. Ваня да Маша вышли. Волки за ними с рычаньем злобным кинулись. Да только, как вылетит волк из двери, так зайцем становится. А сова знай себе хохочет. Исчез трамвай. Хотела Маша ненужный билет выкинуть, да не нашла, куда, в карман сунула.
Ваня бубенчиками позвенел, появилась дверь в Чистом Поле. Позвенел еще раз - она и открылась. Шагнули Маша и Ваня в библиотеку. А ночь-то еще не кончилась. Кузьмич сладко посапывал на диване.
Ваня колпачок на шута надел. Коньки в угол поставил. Тут Кузьмич проснулся, стеллаж на место подвинул. А первым трамваем молодые поехали свадьбу праздновать.
Машин билетик тоже счастливым оказался, впрочем, как и все в том трамвае. Спрятали волшебные билеты Иван да Марья в шкатулку. Авось пригодятся.

Художник Татьяна НИКИТИНА


ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ

Анна НОВОМЛИНСКАЯ
Проба пера

В литературные игры можно играть везде - дома, в школе, во дворе. Ведь главное в них - это фантазия, все, что ты можешь придумать и рассказать, а записать можно и потом, если под рукой нет ручки. Хочешь, мы начнем играть прямо сейчас? Я расскажу тебе про две игры, ты попробуй поиграть, а потом пришли то, что получится, к нам в редакцию. Если ты никогда еще не отправлял писем по почте, попроси родителей тебе помочь. Лучшие произведения мы обязательно напечатаем в нашем журнале.
Посмотри вокруг себя и напиши небольшой рассказ о любой вещи, которую видишь - стол, шкаф, качели, магазин... Не обязательно объяснять, что это за вещь и для чего она нужна людям. Но важно выразить, что ты думаешь, глядя на нее, о чем она тебе напоминает, можно рассказать о каком-то событии, связанном с нею, представить, о чем может думать она сама. И все это описать. Такие рассказы называются «зарисовки» или «эссе» - небольшие сочинения, в которых свободно пишется о том, что интересно автору.
Например, представь себе, что ты - дерево. И напиши текст, где каждое предложение будет начинаться со слов «я - дерево». Другое значение слова "зарисовка" - небольшой рисунок. Можно составить цветную зарисовку - пусть это будет совсем маленький рассказик, но в каждом предложении там должен упоминаться какой-то цвет. Или расскажи о каком-нибудь цвете - о чем он тебе напоминает, почему ты захотел написать именно о нем. Словом, фантазия не ограничена ничем. Я не даю никаких заданий. Пиши так, как пишется, главное - начать писать и делать это с удовольствием.
Вот маленькие зарисовки, которые прислали нам ученицы гимназии № 1 города Калининград. Эти зарисовки девочки написали в третьем классе.
В саду висит винограда лоза. Она так искрится, сверкает на солнце,
Как изумруд, как жемчуг, как слеза. Ах, как прекрасна она, винограда лоза.
Туманова Маша
Ручей бежит, ручей шумит, и убегает от меня.
А я догнать его хотела, но, к сожаленью, не смогла.
И вдруг, как из ведра, он влился в море навсегда.
Маша Ланцова
Хочу привести здесь и одну из моих любимых зарисовок - стих Даниила Хармса «Летят по небу шарики». Мне кажется, я могу представить, как замечательный писатель сочинял его. Начинается всё с обычной картинки, которую представил себе автор, или просто увидел, поглядев на небо: «Летят по небу шарики». Написав эту строчку, он начал воображать, что еще делают эти шарики. Автор решил, что они могут шелестеть, как летящие по воздуху осенние листья с деревьев или как листы бумаги. Потом Хармс подумал о людях, которые смотрят на летящие шарики: а чем заняты эти люди-зрители? Машут шарикам? И автор стал придумывать, что они могут держать в руках. «Шапки, палки, булки... Что ещё?» - наверное, думал Хармс. - «Могут люди держать в руках кошку или стул? Да. Тогда почему бы им не помахать кошкой или стулом?»
Летят по небу шарики,
летят они, летят,
летят по небу шарики,
блестят и шелестят.
Летят по небу шарики,
а люди машут им,
летят по небу шарики,
а люди машут им.
Летят по небу шарики,
а люди машут шапками,
летят по небу шарики,
а люди машут палками,
летят по небу шарики,
а люди машут булками,
летят по небу шарики,
а люди машут кошками,
летят по небу шарики,
а люди машут стульями,
летят по небу шарики,
а люди машут лампами,
летят по небу шарики,
а люди все стоят,
летят по небу шарики,
блестят и шелестят.
А люди тоже шелестят.
Оказалось, автору было интересно не просто придумать, что может случиться с теми, кто смотрит на летящие шарики, но показать, что у шариков и у людей есть что-то общее, чего мы, может быть, не видим. Оказывается, люди, если прислушаться, тоже - самым загадочным образом - шелестят. Может быть, они и летать умеют, как ты думаешь? Если хочешь, напиши и об этом.
Еще одна интересная игра - тавтограммы. Это предложения, стихотворения или рассказы, где все слова начинаются на одну и ту же букву. Короткие предлоги и союзы могут начинаться и с других букв.
Приведу примеры шуточных тавтограмм.
Е (Ё)
Ёж, ежиха и ежата ехали ельником на единороге за ежевикой. Ежи ежедневно едят ежевику под ёлками. Европейская ежевика - не единственная, но естественная еда для ежей, енотов и единорогов.
Д
Долго долбил дятел дерево. Думаете, дурацкое занятие? Дятлы добывают из дерева древоточцев. Дрессированный древоточец - действительно, драгоценный деликатес для дятлов. «Достать бы древоточца - да джема добавить? - думает дятел. - Добрая диета!»
Буква «е» считается сложной буквой для составления тавтограмм, потому что с нее начинается не так уж много слов. Попробуй сочинить тавтограмму на одну из более легких букв: П, Т, М, К.

Художник Наталья СИНЁВА


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЧИТАЙКИНЫ СКАЗКИ

Ирина ТОКМАКОВА
Аля, Кляксич и буква А

(Продолжение. Начало в № 2.2006)
Часть 2
Ну, наконец-то буква Б отступила! Аля и буква А вошли в ворота. За воротами зеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щелкая кнутом, ходил вопросительный знак.
- Ты не видал Кляксича? - спросила у него буква А.
- Кляксича? - вопросительный знак почесал в затылке. - Как же. Кляксича-то видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?
И вопросительный знак посмотрел на них вопросительно. От этого пастуха толку не добьешься! Скорей на вокзал!
На вокзале буква В в кондукторской фуражке с красным донышком покрикивала на пассажиров.
- В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в восьмой вагон? - спросила она у Али. - Ваши вещи?
Странно, что она просила предъявить вещи, а не билеты. Но Але некогда было удивляться. Она предъявила строчку с бубликами.
- Великолепно! - почему-то обрадовалась буква В.
Только они вошли в вагон и отыскали свои места, как поезд тронулся. Они уселись поудобнее. Колеса застучали по рельсам. За окнами замелькали домики и деревья.
Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры высыпали из вагонов. Подумать только! Дальше пути не было! Это Кляксич (кто же еще?) унес рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья! Буква А тут же впала в отчаяние.
Аля принялась ее утешать:
- Ты забыла: ведь у нас есть читатели! Они нас выручат из беды. За работу, дорогие читатели! Все на ремонт путей! Укладывайте шпалы! Заодно почините домики и насадите побольше елочек: дороге нужна лесозащитная полоса!

Художник Татьяна ГНИСЮК


РАЗ - СЛОВЕЧКО, ДВА - СЛОВЕЧКО...

Поэтический мастер-класс
Ведущая Людмила УЛАНОВА

- «Кольцевая, кольцевая, необычная такая...»
- Угу... поём, значит. И опять не здороваемся. Ну, ничего, Читатель уже привык. Здравствуй, дорогой Читатель. Это я тебе говорю и за себя, и за Пса невоспитанного.
- И вот вечно ты, Кот, вредничаешь. А я, между прочим, по делу пою. Привет, Читатель!
- Да ну? И по какому это делу ты поешь? Про какую-такую кольцевую? Дорогу? Линию? Станцию?
- Эх, Кот, Кот. Никак ты не поймешь, что я Пес серьезный. Если приходим мы сюда, чтобы о стихах говорить, значит, и пою я тоже о стихах. И кольцевая - это вовсе не дорога, а рифмовка.
- Ну, о стихах и мне интересно послушать, и Читателю. Ты уж тогда не пой, а говори толком.
- Да с удовольствием! Я всегда рад знаниями поделиться. Рифмовка, дорогой Читатель, бывает смежная, перекрестная, и кольцевая.
- Ну, спасибо. Удружил. Поделился. Ты думаешь, мы что-то поняли?
- Подожди, не торопись. Сейчас все объясню. Если в четверостишии первая строка рифмуется со второй, а третья с четвертой, такая рифмовка называется смежной. Ее обозначают вот так: аабб.
- Ты пример, пример давай. А то «аабб» какой-то...
- А вот и пример. Из жизни!
У меня полно друзей -
Лев, индюк и муравей.
А вчера ходил к ежу,
Я и с ним давно дружу!
- Это точно. Дружишь ты с кем попало,
- Много ты в дружбе понимаешь... Да и в перекрестной рифмовке тоже пока не очень-то разбираешься. А вот сейчас расскажу - и будешь разбираться. Если в четверостишии первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой, такая рифмовка называется перекрестной. Ее обозначают так: абаб. И с ее помощью я тебе отвечу:
Нет уж! Я не дружу с кем попало.
Настоящая дружба в цене!
У тебя-то приятелей мало,
Ты же просто завидуешь мне!
- Ну да, есть чему завидовать. Вечно носишься где-то непонятно с кем. Нет бы посидеть спокойно, книжку почитать.
Зато мне весело всегда,
И часто в гости я хожу.
Да и с тобою я дружу,
Хоть и ворчливый ты - беда!
И книжек я, кстати, читаю ничуть не меньше, чем ты! И узнаю из них всякие умные вещи. Например, о том, что если в четверостишии первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей, такая рифмовка называется кольцевой. Ее обозначают вот так: абба. А пример я тебе уже привел.
- А что ты мне все про себя да про себя? Ты покажи, как настоящие поэты все эти рифмовки используют.
- Да я уже и стишок Юнны Мориц приготовил. Он тем интересен, что в нем все три вида рифмовки есть, даже кольцевая. А ведь она довольно редко встречается, не зря ж я с самого начала пел про то, что она необычная.
Жил-был один садовник,
Он рисовал крыжовник
И полные корзины
Смородины, Малины.
Однажды Я зимой
Зашла к нему домой.
И он минут за пять,
А может быть, за десять
Успел нарисовать,
Успел сорвать
И взвесить
Черешен килограмм -
И сунуть их под кран!
И в зимний вечерок
Вдвоём в его скворечне
Мы съели все черешни,
А косточки -
В кулёк!
- Сейчас я тебе мигом найду, где какая рифмовка.
- Не надо, не надо! Оставь это Читателю.
- Да, правильно. А мы лучше поиграем!
- Поиграть я всегда готов. Но сюда-то мы пришли, чтобы о стихах говорить.
- Так мы и поиграем в самую что ни на есть стихотворную игру - буриме!
- Здорово! Буриме я очень люблю. Но вдруг наш Читатель эту игру не знает?
- А ты здесь для чего? Вот и объясни, что такое буриме, расскажи, какие в этой игре правила.
- Все очень просто. Надо задать две пары рифм, и каждый из участников должен сочинить по четверостишию. Давай скорее играть! Заодно и покажем, как это делается. Я уже и первую пару рифм придумал: колбаса - чудеса. Помнишь, в прошлый раз о еде стишки сочиняли? Мне понравилось! Пусть и буриме у нас будет «съедобным». Давай, Кот, вторую пару.
- Съедобное так съедобное: молоко - далеко.
- Отлично. Думаем!
- Ну вот, я уже сочинил:
Для чего мне нужны чудеса?
И без них обойдусь я легко.
Мне гораздо нужней колбаса,
И сметана, и молоко!
- Эх, Кот, Кот... Стишок-то вроде правильный, да только никакой у тебя фантазии нет. Вот послушай, что я придумал:
Во сне любые чудеса
Случаются совсем легко:
По полю скачет колбаса,
А с неба льется молоко!
- Ладно, пусть у тебя колбаса скачет, а я ее лучше есть буду. Кому что больше нравится.
- Ну, вот в буриме же нам обоим играть нравится! Надеюсь, что и Читателю понравится тоже! Дорогой Читатель! Придумай свои четверостишия на эти рифмы и пришли нам.
- Пиши! До встречи!

Художник Екатерина ПЕТРОВА


ГАЛЕРЕЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ

Владимир БРЕДИХИН
Букины секреты

Привет, я - Бука!
Только не нужно сразу пугаться, я совсем не та злая и противная Бука, о которой вы все, наверняка, слышали.
Откуда пришли всем известные Буки?
Ответа не знают светила науки.
В газетах ни строчки, с экранов ни звука
О том, где же водится хитрая Бука.
И бьются ученые нашей планеты,
И в космос они посылают ракеты.
Дано космонавтам заданье: «Ищите!»,
Быть может, все Буки живут на орбите.
Правительство шлет порученье разведке:
«В подвалах искать и на лестничных клетках,
Проверить дома, расспросить населенье:
Не знает ли кто, где тут Бук поселенье?».
Знаете, в чем главный Букин секрет? Меня придумали специально, чтобы пугать непослушных детей, когда им не хочется есть кашу, убирать на место игрушки, чистить зубы. И многие действительно верят, что сейчас страшная и противная Бука вылезет из-под кровати и утащит их в свою нору. Но ведь это совсем не так. Бука не может их никуда утащить, потому что её на самом деле не существует.
А порой ребята сами придумывают тех, кого потом боятся. Как-то раз я услышала разговор одной девочки с её мамой:
- Мам, я сегодня трёх страшилищ придумала, а подружка Вика - только двух.
- Очень интересно, и что же вы с ними делаете дальше?
- Ничего, сидим и боимся.
А вот какой случай произошёл у моих знакомых мальчишек Вовы и Саши:
Плачет Саша, плачет Вовка.
- Что случилось, детвора?
- Там зловещая в кладовке
Поселилась МУБАРА.
- Кто такая эта МУБА,
Или как там, МУБАРА?
Почему пугает грубо
Деток маленьких с утра?
Почему сидит в кладовке,
Не выходит к нам на свет?
Прячется уж очень ловко,
Может, там её и нет?
- Как же нет! - прохныкал Саша. -
Там она, сидит в углу,
Там еще игрушки наши,
Я достать их не могу.
Это всё придумал Вовка:
Злую МУБУ-МУБАРУ,
Что сидит она в кладовке,
Не дает нам взять игру.
- Да, придумал, - хнычет Вовка. -
Только страшно самому.
Вдруг и, правда, там в кладовке
Встречу эту МУБАРУ.
- Все понятно, только где-то,
Там в кладовке есть костюм.
В нем, скажу вам по секрету,
Спит веселый АРАБУМ.
Ни за что на белом свете,
Никогда, да и нигде
Он не даст в обиду, дети,
Вас противной МУБАРЕ.
Счастлив Вовка, счастлив Саша,
В комнате веселый шум,
Потому что в доме нашем
Есть защитник АРАБУМ.
Хорошо, что рядом оказалась мама, а то мальчишки сами не догадались бы придумать себе защитника от злой Мубары.


ЧИТАЙКИНЫ СТИХИ

Максим Соболев
ВОРОБЫШЕК

Братцы, это слишком! -
Встретившись с синицей,
Вздумал воробьишко
Стать цветною птицей!
Окунулся в краску
Со всего размаха, -
Неудобно, вязко...-
Не своя рубаха!
Посинели перья,
К ним прилипли крошки...
Засмеялись звери:
Чучело в горошке!
Поскакал он к пруду,
Краску смыл водою.
Ах, какое чудо -
Быть самим собою!

Художник Екатерина ПЕТРОВА


страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz