каморка папыВлада
журнал Читайка 2006-02 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 26.04.2024, 21:23

скачать журнал
<- предыдущая страница

РАЗ - СЛОВЕЧКО, ДВА - СЛОВЕЧКО...

Поэтический мастер-класс
Ведущая Людмила УЛАНОВА
Художник Екатерина ПЕТРОВА

- Кот, наконец-то ты явился. Я тебя заждался уже. И Читатель тоже.
- Так, ну, во-первых, неплохо было бы поздороваться... Или в собачьих школах этому не учат?
- Да ты что, мы ж с тобой виделись сегодня! Я, конечно, очень вежливый и воспитанный пес, но не настолько, чтобы со всякими котами по два раза в день здороваться.
- Вот интересно, а с читателями воспитанные псы здороваются?
- Ай... Ой... Прости меня, любимый Читатель! И правда, чуть не забыл поздороваться...
- Не «чуть не забыл», а забыл!
- Вот вредный кот! Ну, какая разница? Привет, дорогой Читатель! Смотри, у Кота какая-то папка... Кот, признавайся, что принес.
- Так я же не простой кот, а ученый. И знающий! Вот и принес знания.
- Какой ты важный... Что еще за знания?
- Конечно, о стихах! Помнишь, мы в прошлый раз говорили о рифме? А ты знаешь, что рифмы, например, бывают мужские и женские?
- А чего ж тут не знать? Женщина рифмует - значит, женская рифма, мужчина - значит, мужская. У девочки, наверное, рифма девчачья, а у мальчика - мальчиковая...
- Ты еще скажи: у кошки - кошачья. Немедленно перестань путать Читателя! А я сейчас прочитаю то, что принес. Смотри, как все просто:
Женская рифма - рифма с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Мужская рифма - рифма с ударением на последнем слоге в строке. Понятно?
- Так ты пример приведи, тогда сразу все ясно станет.
- Да нет ничего проще! Вот тебе примеры, чтобы ты понял, что у женщины-поэта вполне могут быть женские рифмы, а у мужчины - мужские. Смотри, что написала Юнна Мориц в стихотворении «Букетов котов»:
Вянут розы и жасмин,
Вянут клумбы георгин,
Вянут цветики в саду,
На лугу и на пруду,
А у меня - букет котов
Изумительной красы,
И, в отличье от цветов,
Он мяукает в усы.
- Ну, конечно, опять он про котов что-то выискал...
- Вечно ты не на то внимание обращаешь. Здесь что главное? Все рифмы в этих восьми строчках мужские! Точно так же и у мужчин-поэтов рифмы могут быть женские. Хочешь пример?
- Хочу. Только, пожалуйста, не про котов.
- Эх, ничего ты в поэзии не понимаешь... Ладно, не буду я с тобой спорить. Вот отрывок из стихотворения Самуила Маршака:
Ухитрились люди в цирке
Обучить медведя стирке.
А морскую черепаху –
Гладить мытую рубаху.
Какие здесь рифмы?
- Женские, женские, я уже все понял. И Читатель тоже понял! Правда, Читатель? А вот ты, Кот, небось только и умеешь чужие стихи в пример приводить. А сам-то, сам? Стишки сочини - один с мужской рифмой, другой с женской. Ну хоть коротенькие!
- Запросто. О чем стишки хочешь?
- Ну, о чем-нибудь вкусном... О вкусном всегда приятно слушать.
- Пожалуйста!
Я ем сметану на обед,
Ведь ничего вкуснее нет!
С каким ударением здесь рифма в каждой строке?
- Конечно, с ударением на последнем слоге!
- Значит, какая она?
- Мужская.
- Надо же, Пес, а ты не такой бестолковый, как я думал.
- Я самый толковый пес в мире! А ты, чем меня поддразнивать, лучше поскорей придумай пример женской рифмы.
- Да мигом! Продолжаю тему:
На ужин тоже ем сметану,
А вот капусту есть не стану.
- Что ты выдумываешь? Вчера на ужин пять сосисок слопал, а говоришь, что сметану ешь.
- Кажется, рано я сказал, что ты не бестолковый. При чем тут сосиски? Ты просил пример женской рифмы - вот, пожалуйста, получай. Ударение на предпоследнем слоге? На предпоследнем. А что я вчера на ужин ел, неважно. Стихотворение - это ж художественное произведение. В нем и присочинить можно.
- Это приврать, что ли? Нет уж, я честный пес. И честный стих уже придумал. В нем и мужская рифма есть в первой и третьей строчках, и женская - во второй и в четвертой. И ни одного слова вранья!
Сметану пусть едят коты,
А я предпочитаю мясо.
Эх, нет вкуснее вкусноты!
Жаль, что не сделал я запаса.
- Ладно-ладно, Читателю уже и без тебя все понятно. И вообще, пора отдыхать. Хорошенького понемножку.
- Да, пожалуй, и правда пора прощаться. А то меня ужин заждался. Пока, любимый Читатель! И не забывай: я жду стишков про себя.
- А я - белых стихов про зиму. Ты ведь помнишь, что белые стихи - это стихи без рифмы?
- В общем, выбирай, что тебе больше хочется написать и присылай!
- До встречи!


НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Виктория АВДЕЕНКО
СЕРЬЁЗНОЕ ЗАНЯТИЕ
Художник Марина РЮМИНА

На свете много разных игр: веселых и серьезных, легких и трудных, подвижных и спокойных, в которые играют за столом. Они придумывались веками и сначала были известны людям той страны, где зародились. Многие игры были настолько интересными, что скоро ими заинтересовались жители соседних стран, а затем они распространились по всей земле.
В каждой стране в одну и ту же игру могут играть по разным правилам. Это связано с тем, что человек, увлеченный игрой, стремится к разнообразию, стремится расширить возможности игр.
В нашем журнале речь пойдет о настольных играх: шахматах, шашках, нардах, домино, картах. Это игры очень древние, они появились на земле за много веков до нашей эры. Их правила менялись и усложнялись. И до сих пор эти игры не исчерпали себя: постоянно придумываются неожиданные ходы, изобретаются новые варианты игр, проходят соревнования, результаты которых ждут многие миллионы болельщиков во всем мире. Такая популярность на протяжении многих веков значит немало!
К тому же эти игры не только популярные, но и полезные. Играя в них, можно стать наблюдательными, научиться преодолевать трудности и логически мыслить. Все эти качества пригодятся любому человеку в его будущих профессиях. Недаром великие люди Земли: ученые, гениальные художники, композиторы, писатели, полководцы и реформаторы любили играть. Берите и вы с них пример! Читайте и играйте!

САМЫЙ ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК
Все игроки делятся на две команды. На всю команду ребята получают по одному фломастеру и одному альбомному листку.
По команде ведущего начинается важный художественный процесс, а именно: каждый игрок за несколько секунд должен провести несколько линий фломастером (то есть начать рисунок). Далее он передает листок и фломастер следующему игроку, который несколькими линями продолжает рисунок и передает следующему. И так далее. Самое сложное, конечно же, остается сделать последнему игроку. Ведь он должен за несколько секунд завершить начатый рисунок. В конце концов у каждой команды получается картина (как правило, довольно забавная), которую оценивает ведущий. Он же и выбирает самого лучшего художника!

ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ
Каждый игрок получает по листочку бумаги и шариковой ручке. Задача игрока - письменно отвечать на вопросы. Например, ведущий спрашивает: «Кто?!» Все пишут либо чью-то фамилию или имя, либо животное, либо еще кого-то. Написав, загибают листок и передают соседу справа.
Далее ведущий спрашивает: «Что делал?» Все отвечают на вопрос. Причем нужно стараться ответить посмешнее. Например: "Упал в лужу". Далее загибают листок и передают соседу справа.
Ведущий спрашивает: «Кто был рядом?» Все пишут и снова загибают листок и передают соседу. «Что он ему сказал?» Это новый вопрос. Далее можно задавать совершенно любые вопросы. Все зависит от фантазии игроков. В конце концов, прозвучит последний вопрос: «Что из этого получилось?» После ответа на этот вопрос, все разворачивают листочки и по очереди зачитывают все, что там написано. Поверьте, это получится презабавнейшая и наисмешнейшая история!


ЧТО ЧИТАТЬ

Михаил ЯСНОВ
МИГЛИ, ЖМУРЛИ, МУХАЧ И ДОНГ СО СВЕТЯЩИМСЯ НОСОМ

Редакционно-издательской группой журнала «Наша школа» выпущена книжка - а на самом деле, просто великолепный альбом! - под названием «Веселый мамонт».
Везет же этим английским поэтам! Сколько их у нас ни издавали, сколько ни иллюстрировали, а все не иссякает ни талант переводчиков, ни энергия художников! На этот раз Дина Крупская перевела, а вернее, «сыграла» в стихи как известных поэтов (а среди них - наши любимые Эдвард Лир, Уолтер де ла Мер, Льюис Кэрролл), так и малознакомых, а то и совсем неизвестных анонимов. А Лев Токмаков со свойственным ему проникновением в суть стихов «доиграл» и «разыграл» все то, что осталось в подтексте, отчего и получилось такое творческое единение поэта и художника.
Вообще, если мы продолжим внимательно рассматривать книгу, то увидим смешную и трогательную галерею оживших героев стихов, очеловеченных художником и превращенных в симпатичных городских и деревенских обывателей, чудаков, рассеянных джентльменов, то с хвостиком, то с крылышками.
А если почитаем переводы Дины Крупской, то попробуем разгадать секрет, почему сами эти стихи так привлекательны. Поэтесса Ирина Токмакова дает свою разгадку: «Вот, к примеру, стихотворение Эдварда Лира «Про кошечку Молли и филина Филли». У Лира читаем: «Филин и Кошка». Как прелестно в своей раскованной манере переводчик дает стихотворению свое название. Оно сразу же настраивает на добрый и поэтичный лад.
У Лира «в горохово-зеленой лодке они уплыли в море, взяв с собой меду и кучу денег». У Крупской: «меда купили и в море уплыли, зеленое, как горох». Получилось свободно, раскованно и весело. А вместе с тем переводчик сохраняет ритм оригинала, частую внутреннюю рифму, и тем самым остается верным автору - духу его поэзии и форме его стихов».
Можно добавить, что вся книжка насыщена, по воле переводчика, смешными, англизированными на наш слух именами, превращающими чтение в рифмованную считалку и забавную перепутанницу: тут Минни, и Винни, и Крошка Питукл, и птица Дидол, и Мигли, и Жмурли, и Дэдди Длинноног, и Хлоп Мухач, и некто Донг со светящимся носом... В общем, герои на все вкусы, а то, что с ними происходит, больше «происходит» в самом языке, нежели в реальном мире:
Случалось ли тебе встречать
фламинго длинноногого?
Видал, как он к воде идет
вдоль берега пологого?
А есть ли в мире кто-нибудь
забавней этой птицы, а?
Когда на берег из воды
идет она сушиться, а?
Нет, я не знаю никого
забавней этой птицы-цы,
когда на берег из воды
идет она сушица-ца.
Его длиннющим-щим ногам
нет ни конца, ни края, сэр.
Когда стоит он на одной,
то сложена вторая, сэр...
Не знаю, как кому, а мне все это нравица-ца и читаеца-ца с большущим-щим удовольствием!

Лев ТОКМАКОВ


ТРАНСПОРТНЫЙ СПОР-КЛУБ

В прошлом номере "Читайки" ребята так и не могли разобраться, какая машина лучше. Читайка и Совёнок попросили авторов детских стихов помочь им, и вот сегодня два транспортных средства представляет Николай Шульгин.

Николай ШУЛЬГИН

МАРШРУТКА
Маршрутка знает свой маршрут!
Всегда - вперед!.. Всегда - на марше!
Не спорь, кто младше и кто старше, -
В маршрутке скажут, не соврут.
Она как старшина машин,
Что перевозят пассажиров.
Не ест гранатов и инжиров,
Но знает маршальский бензин.
Ты сядешь, скажешь ей: "Марш-марш!", -
Она домчится без промашки.
В ней ездят львы и чебурашки,
Везут капусту или фарш.
Везут конфеты и котлеты.
Тот налегке, а та - ворчит.
Хрустят газеты и пакеты,
Играет радио куплеты
Или молчит. Маршрутка мчит!
В маршрутке ездят даже дети,
И добрый сказочник Маршак
О ней, по слухам, раз заметил:
"Люблю маршрутку просто так!.."
От магазина и до дома,
От остановки до крыльца
Твоя дорога ей знакома.
Кому - трава, кому - солома...
А мы в маршрутке - до конца!
Художник Владимир НАГАЕВ

ЛЕГКОВУШКА
Вчера я шел и кушал сушку...
А может, даже бутерброд...
И вдруг увидел легковушку...
А может, все наоборот:
Вчера я скушал бутерброд,
Да еще выпил чая кружку,
Пошел и встретил легковушку,
И не одну, а штук пятьсот!
Когда легковушки на улице,
Не ходят по улице курицы,
И кот-пешеход
К светофору идет.
На красный махнет -
И замрет.
На желтый мигнет -
Вот-вот-вот!..
И лишь
На зеленый довольно
Кивнет,
Посмотрит налево,
Посмотрит направо,
И только потом! -
И только потом! -
И только потом! -
Перейдет.
Бегут легковушки
В туманную даль,
Сидят в них зверушки
И жмут на педаль.
Чужих легковушек
Подальше держись!..
Бывает от хрюшек -
Ты к ним не садись!..
Нельзя легковушке
В дороге мешать!..
Лягушке и мушке
Не надо плошать!
Кто едет - доедет!
Кто ходит - дойдет!
Водитель - проедет!
Прохожий - пройдет!


ПОИГРАЕМ!

Игорь СУХИН

Выручайте Читайку!
Баба Яга заперла Читайку в старинном замке. Совёнку удалось достать ключи от дверей замка, и он спешит другу на выручку. Совёнок может передвигаться только по горизонтальным и вертикальным клеткам, но ему нельзя перелетать через горы. Кроме того, дорогу охраняют Баба Яга, Змей Горыныч и Кощей Бессмертный, которые заметят и поймают Совёнка, если он окажется на соседних с ними квадратах по горизонтали или вертикали. Помоги Совёнку!

Интересное задание
Однажды Совёнок сказал Читайке:
- Я интересное задание придумал! Вот, смотри. И протянул лист бумаги, на котором были написаны такие слова:
один семь восемь мина
- Так, всё ясно. Складываем один и семь - получаем восемь. А что делать с миной? - заинтересовался Читайка.
- Разминировать, - улыбнулся Совёнок. - Складывать в этой задаче ничего не надо. Зачеркни все буквы, которые встречаются два и более раз, а оставшиеся буквы соедини. Что получится?
- Я это сделаю сразу! - закричал Читайка и быстро зачеркнул все-все буквы.
- И что у тебя осталось? Ничего, - усмехнулся Совёнок.
- Ты же сам сказал: «Зачеркни все буквы...», - фыркнул Читайка.
- ...которые встречаются два и более раз! - добавил Совёнок. - Исправляйся.
Теперь уже Читайка был внимательным и вычеркнул все буквы О, И, Н, С, Е, М, Ь. И остались не зачёркнутыми только три буквы.
Догадайтесь, какое слово составил из них Читайка?


ЧИТАЙКИНЫ СТИХИ

Владимир БРЕДИХИН
ПОДВОДНИК

В пучине морской на большой глубине
Подводная лодка плывёт.
Подводные скалы видны в стороне,
Там злая акула живет.
Спокойно, акула, а ну, отойди,
Укусы твои не страшны.
Героя отважного ждут впереди
Секреты подводной страны.
Кончается воздух, но я потерплю,
Ищу затонувший фрегат.
Он в трюмах сокровища вёз королю,
Который был очень богат.
Ура! Получилось! Удача! Нашёл!
Теперь бы обратно дойти...
Тут в ванную комнату папа вошёл:
"Помылся, сынок? Выходи!"
Художник Александр ГОРНОВ


Людмила Уланова о себе
В детстве мне нравились смешные стишки-путаницы, в которых сиреневая корова жила в дупле и варила суп из шоколадок, хомяки ловили на обед бенгальского тигра, а потом, сжалившись, отпускали. Я выросла, но детские стихи не стали нравиться мне меньше. Они продолжали жить в моем доме. Серьезные Взрослые Люди говорили, что мне тоже пора стать Серьезным Взрослым Человеком и покончить со всей этой ерундой. Я прятала стишки в старых чемоданах, в кастрюлях и под ковром. Однажды Серьезные Взрослые Люди решили испечь Серьезный Взрослый Пирог, включили духовку и оттуда с плачем выскочил маленький стишок про летучего суслика в зеленой панамке. Он сильно обжегся и мне пришлось долго утешать его огуречным мороженым. В тот день я поняла: надо что-то менять. Выход нашелся неожиданно легко: я стала сама сочинять такие стишки и тогда уж смогла поселить их в доме как полноправных жильцов!

Людмила УЛАНОВА
Зимний зоопарк

Залезем в шубки с капюшоном,
Как мыши в норки.
И будет очень хорошо нам
Кататься с горки...
Гора огромная такая,
Как слон, наверно...
А почему это должна я
Скатиться первой?
Ты подбиваешь прокатиться:
"Не трусь, давай-ка!"
И вот лечу, лечу, как птица...
Дрожу, как зайка!
Как свинка - только не морская! -
Визжу от страха.
Скатилась... Бух! И отползаю,
Как черепаха.
Но всё-таки могу теперь я
Собой гордиться!
Какой-то очень смелый зверь я.
Наверно, львица?
Художник Татьяна ГНИСЮК


Тамара МОСКАЛЁВА
МЕСЯЦ

Месяц рогатый по небу катился,
Вдруг аккуратно на землю спустился...
Он наклонил серебристый рожок:
- Ну-ка садись и не бойся, дружок!
Смело в карету ночную садился -
Лихо по небу я с ним прокатился!
Звёздочки весело вслед нам кивали
И ни минуты скучать не давали!
Художник Татьяна ГНИСЮК


Владимир РЕЗНИЧЕНКО
Как кого зовут

Под крики пташек беззаботных
открылась школа для животных.
Явившись в первый класс, зверушки
радушно лапы жмут друг дружке.
Вбежала в дверь собака колли:
- Ребята, здравствуйте! Я - .... (Коля).
За ней ввалилась в класс горилла:
- Привет! Меня зовут.....(Гаврила).
Вползла неспешно черепашка:
- Меня зовите просто.....(Пашка).
Последней приплелась улитка:
- Друзья, запомните, я -......(Лидка).
Устроились за первой партой
бобренок Боб с мартышкой .... (Мартой).
Дав белке Бэлке два орешка,
сел рядом с ней олень... (Олежка).
За ними львенок, парень клёвый.
Зовут его, конечно,.....(Лёвой).
А возле львенка - дочь верблюда.
Звать то ли Вера, то ли.....(Люда).
Чтоб имя угадать у галки,
достаточно простой смекалки.
А вот других животных клички
назвать сложнее с непривычки.
Художник Евгений СОКОЛОВ


ЧИТАЙКА В МУЗЕЕ

Галина ХАРИТОНОВА
«Коллекционные» дети

Впервые в Москве показывают коллекцию Янник и Бена Якобер с далекой испанской Мальорки, которые уже тридцать лет собирают детские портреты, созданные лучшими европейскими художниками XVI-XVII веков. С собранием, хорошо известным любителям искусства во многих странах Европы и Америки, можно ознакомиться в Государственном историческом музее.
Большинство мастеров, чьи работы представлены на выставке «Золотые дети», служили при королевских дворах. Стало быть, дети, которых они писали, чаще всего принадлежали к аристократическим семействам или царствующим домам Европы. Но есть среди них и очаровательные особы, далекие от придворной жизни.
Большинство детей на портретах изображены без детских слабостей и капризов. И это даже не мальчики и девочки, а монархи со всеми подобающими атрибутами власти - они нередко смотрят высокомерно, сознавая свое положение. Малыши в роскошных париках одеты как взрослые, по все всем правилам придворной моды. В их выражении лица зачастую читается способность повелевать, но все же понятно, как непросто было этим крохам нести сей крест!
Особенно обаятелен облик чарующей инфанты Маргариты Терезы Испанской, известной благодаря кисти Веласкеса. Здесь она запечатлена в 1665 году Франсиско-Игнасиа де ла Иглесиа.

Неизвестный художник. Портрет близнецов. Начало XVIII в. Европейская школа.
Неизвестный художник. Портрет принцессы в белом платье с голубем. (1750-1765). Французская школа.
Адриан Корнелис Белдмакер (1618-1709). Портрет мальчика с собакой (1674). Голландская школа.
Картина приписывается Франсиско Игнасио де ла Иглесиа. (1648-1704) Портрет инфанты Маргариты Терезы Испанской (1651-1673) Около 1665 г. Испанская школа.
Выставка открыта до 15 марта ежедневно с 10:00 до 18:00 (в воскресенье - с 11:00 до 20:00), кроме вторника.
Государственный Исторический музей. Ст. м. «Театральная», Красная пл., 1/2. Тел.: 692-4019


ЧИТАЙКИ ГОВОРЯТ

Михаил ВОРОНКОВ
НЕТ, ПАПОЧКА, ЭТО НЕ ГЛУПОСТИ, ЭТО НОРМАЛЬНОСТИ

Успенский и реальность
Алиса, услышав из взрослого разговора, что "невозможно жить в этой стране", вопрошает:
- Мама, ты же где хочешь жить?
- Я? В Простоквашино!
- Простаквашино далеко, в телевизоре.

Недостаточность поэзии
Мама поет колыбельную:
- Спят усталые игрушки, книжки спят. Одеяла и подушки ждут ребят...
Алиса перебивает:
- А простынки? А покрывалки?

Неожиданное открытие
(В период увлечения "Красной Шапочкой").
- Мам, давай ты будешь Серым Волком!
- Нет, ведь я же твоя мама.
- Нет, мама! Давай ты БУДЕШЬ Серым Волком!
- Ну хорошо, давай.
Алиса задумчиво:
- Вот уж и не знала, что разговариваю с Серым Волком...

Что такое хорошо
Мама читает Алисе Маяковского: "Если ты порвал подряд книжицу и мячик..."
Алиса, широко раскрыв глаза, отчаянно мотает головой:
- Мама, ты что! Мячик невозможно порвать - он твердый!

Новые свойства букв
Папа с Алисой изучают яркие цветные буквы на номере машины. Алиса тычет пальчиком:
- Это какая буква?
- Это, Алисонька, буква "Т".
- А эта?
- Это буква "О".
Тут хитрый папа сам спрашивает:
- Скажи теперь ты, Алисонька, а вот эта какая буква?
- Как какая? Желтая!

Сказка и жизнь
- Алиса, тебе нравится Мальвина?
- Нравится.
- А ты на нее похожа?
- Да, только Мальвине надо волосы перекрасить.

Игра в Золушку
Мама-король (подымаясь по лестнице):
- Золушка, вы такая чудесная рукодельница!
Алиса-Золушка (внезапно присаживаясь на ступеньку и протягивая вперед обе руки):
- Да, вы знаете, у меня, наверное, золотые руки. (Задумчиво добавляет через секунду.) Или, может, это золотые перчатки?

Вини Пух или папа?
Папа: Аписа, а кто у нас в семье самый главный?
Алиса: Я!!!
Папа: А на втором месте?
Алиса: Мама!
Папа (обиженно): А на третьем?
Алиса: Мой лучший друг - Винни Пух! А на четвертом... Наверное, папа... Впрочем нет, тоже Винни Пух!
Художник Наталья СИНЁВА


"ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО"

Марина ВОЛОШИНА
ВЕСЕЛЯСЬ С ЧУЖИМИ, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О СВОИХ

Семилетняя Ксюша еще окончательно не поняла, какое отношение к ней имеет этот изворотливый и похрюкивающий сверток, но сдалась на настойчивые уговоры мамы прогулять на свежем воздухе сие бесполезное в хозяйстве создание, с которым даже играть-то скучно. С угрюмым личиком она подталкивала норовистую коляску, периодически пуская ее в одиночное катание. Тут из соседней парадной вылетела Ирка, заматывая на ходу шарфяного удава вокруг дохлой шеи. Глотая и теряя по дороге слова, она предложила скорее бежать в ближайший двор, где мальчишки затеяли строительство снежной горки. От такого веселья Ксюша, конечно же, не могла добровольно отказаться... Прыгая в одном сапоге по темной прихожей, она стащила с измочаленных мокрых волос окрысившуюся кроличью шапку, подтянула повыше мокрые колготы и закричала промерзлым, но довольным голосом: "М-а-а-м, я пришла. Мы с ребятами та-а-а-кую здоровскую горку сделали! Можно мне бутербродик с чаем?" Мама зажгла в прихожей свет и с ужасом выдохнула: "Оксана, а где же Аня?" Оксана недоуменно оглядела прихожую, недоверчиво покосилась на маму (мол, не разыгрывает ли она), потом вдруг что-то вспомнила и сквозь слезы страха прошептала: "Ой, на улице где-то забыла". Не одеваясь, родители бросились во двор, холодея больше от дурных мыслей, чем от промозглого ветра, обогнули дом и в белесом свете согбенного фонаря увидели синюю коляску, заботливо занесенную вечерним снегом. Аня мирно дремала под тихий шепоток снежинок. Оксана же целую неделю не могла выйти гулять на улицу...
Художник Марина Рюмина


ЧИТАЙКА В ГОСТЯХ У ДЕДА МОРОЗА
ВЕЛИКИЙ УСТЮГ - РОДИНА ДЕДА МОРОЗА

Валентин ЛЕБЕДЕВ
ЗАБОТЫ Деда Мороза

(Окончание. Начало в № 1)
- Ты уж меня прости, дедушка, но твои чудеса устарели. И когда только ты это поймешь? Теперь, вон, у людей в жизни каждый день чудеса поинтересней имеются. При Царе Горохе ещё можно было удивить ребят золотыми орешками, свистульками да хлопушками. А теперь дети, считай, смышленее прежних взрослых. И подарков они ждут, чтоб вровень с их умом были. Я тебе про Алёшу зачем напомнить хотела? Затем, чтобы опять не вышел телевизор на гусиных лапках вместо компьютера! Ладно хоть Снеговик всё на шутку перевёл да ребят рассмешил, будто так и надо. Обошлось, по счастью...
- Так ить не ведал я, чем тот компутир от телевизора отличается! Компутир, телевизор - одна морока!
- Вот видишь! А ну, как снова кто-нибудь на ёлке спросит? Обмишуримся снова-здорова!
- Не спросит...
- Коль в прошлый год попросил один, то в этот год непременно другие ребята станут.
- А что, коль и попросят? Не беда! Найдётся им подарочек...
- Опять матрёшки да леденцы на палочке?
- Да хоть и леденцы! Чай не побрезгуют принять презент от Дедушки Мороза.
- Ну, как же ты не понимаешь, что подарок нужен, какой душа просит! Кого теперь леденцом удивишь то? - Почему не понимаю? Это я понимаю! Рано ты своего деда в утиль списываешь...
- А раз понимаешь, так что делать станешь?
Снова за окном сорока новость на хвосте принесла, стрекочет без умолку. Никак на снежный буран растрещалась? А Дед Мороз молчит, театральную паузу держит. Ага! Точно говорю. Бороду распушил, лукавство в бороду спрятал - важность напускает. Снегурочке, хоть и не впервой дедово степенство видеть, а всё ж и ей чудно: с чего бы это он вдруг хитрить начал? Никак новое озорство замыслил?
Во дворе скрип саней, кони захрапели. Встаёт Мороз Иванович со своей лавки, приосанивается и хлопает рукавицей об пол. Тут дверь настежь, и на порог снеговики гурьбой! Весёлые с мороза, морковками шмыгают, вёдрами на головах друг об дружку громыхают.
- Ну? Сказывайте, снежные лазутчики, выполнили моё секретное задание?
- Так точно, отец родной, выполнили! - радостно отвечают.
- Прознали тайну компьютера?
- Была тайна - да вся вышла! - хохочут снеговики.
- Значит, разгадали, в чём секрет?
- Разгадали, Мороз Иванович, не сомневайся!
- А коли так, то и ладно! Хвалю за службу.
Поворачивается тогда Дед Мороз к Снегурочке и с широкой светлой улыбкой говорит:
- Для души, говоришь? Будут ребятам подарки для души! Собирайся, внучка, в дорогу! Теперь уж пора!


Ответы к стр. 29:
1. Правильный путь.
2. Два.


Читайте в следующем номере:
Г.Граник, О.Соболева. Дорога к книге
И.Токмакова. Аля, Кляксич и буква А
В.Бредихин. Букины секреты
И.Сухин. В Простоквашино. (Викторины)
А.Новомлинская. Литературные игры
и другое...


КОНКУРС ЮНЫХ ИЛЛЮСТРАТОРОВ

Нарисуй героев своего любимого произведения и пришли рисунки в редакцию. Получи один из призов "Читайки".
Птица-зима
Кот в сапогах
Кошка
Рисунки Саши Улановой, г. Казань


Читайка в эфире ГОЛОС РОССИИ www.vor.ru
Наша редакция совместно с детской передачей "Созвездие талантов" радиостанции "Голос России" проводит детскую литературную викторину.
Вопросы нелегкие. Но побороться за призы стоит. Тот, кто правильно и полно ответит на все вопросы, будет участвовать в розыгрыше ТРЕХ СУПЕРПРИЗОВ*. Остальные ребята, правильно ответившие на ВСЕ вопросы, получат один из номеров журнала «Читайка» или сувенир от «Голоса России». Для тех, кто правильно и полно ответит хотя бы на ОДИН вопрос викторины, тоже предусмотрен призовой фонд: 10 сувениров от журнала «Читайка» или «Голоса России».

ВИКТОРИНА Я ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ

ВОПРОС ПЕРВЫЙ
Назовите двух авторов. Один из них придумал "Чудо-дерево", а второй написал о целом саде чудо-деревьев, и самое лучшее из них - то, на котором растут книжки.
ВОПРОС ВТОРОЙ
Аргументированно ответьте на вопрос Олега Григорьева:
- Что легче нести? Человека в мешке или человека с мешком?
ВОПРОС ТРЕТИЙ
У Агнии Барто и Павла Барто есть два стихотворения о девочках: "Девочка-рёвушка" и "Девочка чумазая". Есть "Девочка, которая плохо кушала", у Сергея Михалкова. Назовите имена девочек.
ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ
Без какого персонажа, по мнению Юнны Мориц, сказка не стоит копейки?
*СУПЕРПРИЗ: «Читайка» № 1 и 2; фирменный календарь и авторучка Радио «Голос России»
Передача «Созвездие талантов» выходит в эфир по средам с 18 до 19 часов. «Голос России» вещает на 32 языках на 160 стран и территорий мира. Аудитория - 109 миллионов слушателей.
Адрес для ответов: 115326 Москва, Пятницкая, 25, радио "Голос России", викторина журнала "Читайка", e-mail: research@vor.ru
Можно разместить свои ответы на сайте www.vor.ru в разделе "Наши слушатели"

<- предыдущая страница

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz